Приглашаем посетить сайт

Средние века (svr-lit.ru)

Кто есть кто в российской психологии (2011)
Войтоловский, Лев Наумович

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Войтоловский, Лев Наумович

Войтоловский, Лев Наумович (1876-1941)

Российский психолог, литературовед, критик и публицист, один из основателей отечественной марксистской социальной психологии.

Окончив в 1901 г. медицинский факультет Харьковского университета, работал в клинике нервных и душевных болезней в Киеве. Опубликовал в это время несколько глав одного из первых в отечественной науке труда по социальной психологии - "Роль чувств в коллективной психологии". Тогда же начинается литературная и публицистическая деятельность В., фоpмиpуется его марксистское мировоззрение. Он публикуется в легальной марксистской печати (журнал "Правда") и в других изданиях, где в частности печатает и свои работы по социальной психологии (1912). В качестве военного врача участвовал в первой мировой и гражданской войнах, написал книгу "По следам войны. Походные записки. 1914-1917" (1925- 1927). В годы Советской власти В. издал книгу "Очерки коллективной психологии" (1925), но в основном выступал как литературовед. В работах В. проявлялись элементы социологизаторства.

Труды В. по "коллективной психологии" относятся к числу истоков отечественной социальной психологии. Начала новой науки он излагал с марксистских позиций, хотя слабое владение марксисткой методологией определяло непоследовательность, идеологическую размытость его научной позиции. В. подчеркивал, что марксистское положение о решающем значении экономического базиса не снижает роли революционной самодеятельности как масс, так и отдельных индивидов, их воли, стремлений, интересов. Вырастая из экономического фактора, социальная психология (В. ее иногда еще называл политической, идеологической) приобретает относительную самостоятельность. Он ввел в отечественную психологическую литературу основополагающий тезис марксизма - ленинизма о народных массах как двигателе истории.

Критиковал отношение Н.К.Михайловского к народным массам, считая, что его работа "Герои и толпа" - отражает не психологию, а "патологию масс" и сходна в этом вопросе с позицией Ницше. Термины "толпа", "чернь" В. заменил понятием "коллективизм". Критиковал Тарда, Лебона, Сигеле и других теоретиков "толпы", в частности тезиса Лебона о том, что "люди в толпе не могут обойтись без господина" ("героя", вожака, лидера), оспаривал их положения о преступности, легкомысленности, обезличенности и чрезвычайной внушаемости толпы. Ссылкой на практику исторических событий он опровергал представления о действии в толпе автоматических импульсов "психологической заразы", о затемнении и сужении в толпе сознания индивида, минимизации сознательного контроля. В противовес положению о толпе как "загипнотизированной массе", беспрекословно повинующейся воле вожака, В. отстаивал тезис о роли сознания в революционном движении. В то же время он выступал против рассудочности в работе с массами, подчеркивая огромную роль эмоций в коллективной психологии. Писал о необходимости установить гармонию между экономикой и социальной психологией.

В начало словаря