Приглашаем посетить сайт

Женщинам (woman.modnaya.ru)

Кто есть кто в российской психологии (2011)
Волков, Николай Николаевич

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Волков, Николай Николаевич

Волков, Николай Николаевич (1897-1975)

Российский психолог, философ и художник.

Окончил филологический факультет Московского университета, где занимался психологией, логикой и историей философии. После окончания университета преподавал в средней школе литературу. По приглашению Г.Г. Шпета, учеником которого был еще в университете, в 1924 году работал научным сотрудником философского отделения Государственной Академии художественных наук, избирался ее действительным членом. В это время им опубликована в сборнике ГАХН первая его психологическая работа о восприятии литературы. Занимался проблемами психологии искусства, опубликовав статьи о психологии портрета, внутренней форме слова и художественного (прежде всего живописного) произведения. В тот же период он все свое свободное время отдавал творческой работе в области живописи, заниматься которой начал еще в школьные годы под руководством Шишкиной. Первые зрелые работы В. были представлены в 1933 году на выставке "15 лет советской графики".

С 1945 года В. работал в Институте психологии Академии педагогических наук, где он защитил кандидатскую диссертацию по вопросам восприятия, а затем и докторскую диссертацию, посвященную проблеме восприятия предмета и рисунка. Некоторое время он заведовал лабораторией психологии искусства и труда, помогал в исследовательской работе сотрудникам Института художественного воспитания.

За время работы в Институте психологии им опубликован ряд работ по психологии восприятия и художественного творчества. Из них особенно значимым является его фундаментальный труд (докторская диссертация) "Восприятие предмета и рисунка" (1950), который широко используется психологами, занимающимися вопросами психологии художественного творчества и восприятия живописи, а также методистами по эстетическому воспитанию. Эта книга имеет существенное значение и для общей психологии, для теории восприятия. В ней В. на основе анализа имевшихся в то время теорий константности и своего обширного экспериментального материала, дал новую трактовку константности восприятия, рассматривая ранее не привлекавший внимания психологов вопрос о различии между восприятием предмета и восприятием его изображения на плоскости. В связи с появлением в последнее время интереса к перцептивному мышлению особую актуальность приобретает данная В. трактовка зрительного восприятия как активной перцептивно-мыслительной деятельности, состоящей из зрительных суждений, зрительных оценок и зрительных обобщений.

Представляет интерес и его учение о зонной природе зрительного восприятия.

После увольнения из Института психологии В. несколько лет оставался без работы и только в 1957 году, в период либерализации, начинает вновь вести плодотворную и интенсивную исследовательскую работу, до последнего дня своей жизни сотрудничая в Институте истории и теории искусств Академии художеств СССР. Одновременно он продолжал заниматься и живописью. За этот период им опубликован ряд работ, как по теории живописи, так и по психологии искусства. Отличительной особенностью книг В. по теории живописи является комплексный, искусствоведческо-психологический подход к рассмотрению особенностей живописи. Так, в его капитальном труде "Цвет в живописи" большое внимание уделено чисто психологическому рассмотрению восприятия цвета. В книге "Мои мысли об искусстве" технические приемы акварели анализируются с точки зрения их воздействия на зрителя. В работе "Восприятие картины" на основе анализа картин устанавливаются этапы их восприятия и роль ряда условий, влияющих на этот процесс.

В начало словаря