Приглашаем посетить сайт

Чехов (chehov-lit.ru)

Кто есть кто в российской психологии (2011)
Габричевский, Александр Георгиевич

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Габричевский, Александр Георгиевич

Габричевский, Александр Георгиевич (1891-1968)

Российский искусствовед, философ, переводчик. Доктор искусствоведения (1940), профессор(1940), член-корреспондент ААССР (1941). Образование получил на историко-филологическом отделении МГУ, где специализировался по кафедре истории искусств. Был участником Психологического общества при университете. Слушал И. Ильина, Л. Лопатина, Г. Шпета. По окончании курса в 1915 году оставлен для подготовки к профессорскому званию. С 1918 по 1925 гг. преподает на искусствоведческом отделении МГУ, где впервые разработал и ввел курс философии и теории искусства. Одновременно работал в ИНХУКе, где совместно с В.В. Кандинским разрабатывал программу изучения пространственных искусств. Участвовал в создании Российской Академии Художественных Наук (в последствие ГАХН), где возглавлял Секцию пространственных искусств и занимал с 1924 по 1930 годы пост заместителя председателя Философского отделения (председатель - Г.Г. Шпет). В 1921 году принимал участие в работе кружка по изучению психологии художественного творчества психоаналитическим методом, который был организован И.Д.Ермаковым. В 1922 г. был одним из сооснователей Русского психоаналитического общества (РАПСО) при Главнауке Наркомпроса, входил в его организационный комитет. С 1934 года работал старшим научным сотрудником Всесоюзной Академии Архитектуры (в последствие Академия Архитектуры), где создал кабинет истории и теории архитектуры. Параллельно преподавал в МАРХИ и на факультете архитектурного усовершенствования (ФАУ). Трижды подвергался арестам и дважды высылался по политическим обвинениям (1930, 1935-1936, 1941-1944). В 1949 году был изгнан из МАРХИ по обвинению в космополитизме. В 1950-52 гг. читал курс Высокого Возрождения в МГУ. Уйдя на пенсию, Г. посвятил себя переводческой деятельности.

Исследуя художественное восприятие и творчество с психоаналитической точки зрения Г. анализировал амбивалентные эротические переживания пространственности, которой противопоставляет себя в своем самоопределении всякое "я". Трактуя это переживание не столько в русле классического психоанализа Фрейда, но, связывая его с теорией Юнга, Г. выделяет в нем два вида архетипов, подчеркивая, что эти две стороны переживания составляют самое "существо живописи - весь смысл ее бытия и эволюции". В своей лекции о Тинторетто, а также в работе "Мантенья" (1919) Г. развивает это положение, рассматривая живопись как двоякое явление - переживание плоскости и переживание трехмерного пространства, связанное с глубоким чувством наслаждения от измерения пространства нашими зрительными и мускульными ощущениями. При этом он разделяет переживания трехмерного "пустого пространства" и чувство "кубического инобытия", вытекающее из бессознательного тяготения ко всякому "не-я", из стремления осязать, охватить его объем и телесность. Выделяя два вида эмоциональных состояний, связанных с пространством, Г. противопоставляет их переживаниям, связанным со временем, причем с его точки зрения пространство связано с апполоническими переживаниями, которые противостоят дионисийскому началу времени. В работе "Портрет как проблема изображения" (1928) Г. доказывал, что портрет является синтезом личности модели и личности художника, причем именно активная позиция художника позволяет глубже проникнуть в личность модели.

Разрабатывая новую методологию искусствознания, Г., исходя из феноменологии Гуссерля, стремился установить интуитивное единство предметного бытия и сознания. Согласно его концепции теория искусства должна исходить из описания конкретного художественного предмета, т.е. модификаций, которые претерпевают пространственные и временные стихийные данности, вступая в сферу художественного оформления. Ее задача состоит в исследовании внутренней формы художественного произведения как образа и систематизации внешних чувственных форм, которые воспроизводят строй внутренних форм. Предметом истории искусств Г. считает реконструкцию временного процесса, в течение которого реализуются культурные внутренние формы. Культуру Г. определяет как систему внутренних форм, связь которых в пределах данной культуры и составляет стиль. Согласно Г. задача философии искусства заключается в том, чтобы понять структуру художественного в общем, контексте философии культуры. По концепции Г. общая онтология, качественная наука о бытии и природе как творческом целом, строится на онтологии искусства.

В начало словаря