Приглашаем посетить сайт

Русский язык (rus-yaz.niv.ru)

Кто есть кто в российской психологии (2011)
Ананьев, Борис Герасимович

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Ананьев, Борис Герасимович

Ананьев, Борис Герасимович (1907- 1972)

Российский психолог, доктор психологических наук (1939), профессор, действительный член АПН СССР (1955), заслуженный деятель науки РСФСР, один из создателей ленинградской школы психологии. Закончил Горский педагогический институт во Владикавказе (1928), с 1929г. работал в институте по изучению мозга и психической деятельности в г. Ленинграде, с 1937 по 1942 годы - заведующий сектором психологии института. А. - организатор психологического отделения и факультета психологии в ЛГУ, его декан (до 1972).

А.- известный специалист в области психологии чувственного познания и речи, дифференциальной, возрастной и педагогической психологии. В начальный период научной деятельности примыкал к рефлексологии, занимался исследованиями динамики сочетательно-рефлекторной деятельности, речевых рефлексов у слепых детей, влияния музыки на поведение человека. Пересмотрев свои позиции, выступил с самокритикой и критикой рефлексологического направления в целом, его теоретических и методических аспектов: принимал активное участие в методологических дискуссиях конца 20-х-начала 30-х гг. и научной перестройке Института мозга.

На основе своих психолого-педагогических исследований обосновал необходимость целостного изучения психического развития школьников в процессе обучения (Психология педагогической оценки. 1935). В секторе психологии Института мозга и в ЛГУ по его программе проведены исследования психологии чувственного познания, стержнем которых являлась проблема отражения пространства и времени. А. был установлен системный характер чувственного познания, взаимосвязь анализаторов. Открыт специальный механизм пространственной ориентации, парная работа больших полушарий головного мозга, что позволило сформулировать гипотезу о дополнительном, по отношению к иерархическому, контуре нейропсихического регулирования, об энергетической функции коры больших полушарий. (Психология чувственного познания. 1960; Восприятие пространства и времени. 1969).

А. выступил инициатором нового подхода к возрастной психологии на основе представления о целостном жизненном цикле человека (сер. 50-хгг.). Основные закономерности развития он искал на пересечении двух линий - онтогенеза и жизненного пути. Взаимодействием онтогенетического и биографического "рядов" объяснялись сенситивные периоды, два типа старения ("конвергентное" и "дивергентное"), двухфазность развития психических функций, становление индивидуальности. С 1951г. по 1960г. А. возглавлял Ленинградский научно-исследовательский институт педагогики, где он разворачивает исследования проблем психологии взрослого человека, преемственности в процессе обучения и комплексного изучения умственного развития учащихся.

А. разрабатывал вопросы методологии психологии. На основе изучения тенденций развития науки он приходит к выводу о необходимости комплексного изучения человека; он явился автором междисциплинарного подхода к проблеме человека, предложил программу комплексных исследований и активно участвовал в организации НИИКСИ (научно-исследовательского института комплексного социального исследования) при университете. В основу его программы была положена идея об индивидуальности как системе, интегрирующей разноуровневые свойства индивида, личности и субъекта. В комплексных исследованиях были получены новые факты о разнородности структуры индивидуальности, об энергоинформационных соотношениях в ней, о структурной перестройке интеллекта и личности в процессе индивидуального развития. Была подтверждена идея о гетерохронности и неравномерности психического развития, открыты некоторые закономерности организации интеллектуальных функций и других психофизиологических структур в период зрелости. Тем самым было положено начало психологической акмеологии в нашей стране. (Человек как предмет познания. 1968).

В начало словаря