Приглашаем посетить сайт

Женщинам (woman.modnaya.ru)

Кто есть кто в российской психологии (2011)
Грот, Николай Яковлевич

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Грот, Николай Яковлевич

Грот, Николай Яковлевич (1852-1899)

Российский психолог и философ.

После окончания историко-филологического факультета Петербургского университета стажировался за границей, где изучал последние достижение немецких, английских и французских ученых. По возвращении на родину он получает должность профессора в Нежинском университете. В 1880 году защищает магистерскую, а в 1883 году докторские диссертации, в которых развивает свою концепцию логики и эмоций. Именно проблема эмоционального развития становится одной из важнейших в творчестве Г. В 1886 году М.М.Троицкий передает ему заведование кафедрой философии Московского университета, а с 1887 года он возглавляет и Московское психологическое общество.

Развивая свою программу построения психологии, Г. считал, что она должна быть объективной естественной экспериментальной наукой, доказывая, что именно психология должна лежать в основе наук о человеке. Он был активным сторонником практического использования психологии, ее связи с педагогикой, медициной и юриспруденцией.

В своей работе "Основания экспериментальной психологии" (1896) он писал, что развитие экспериментальной психологии имеет большое значение не только для будущего развития психологии, но и для всех гуманитарных наук, утверждая, что новое развитие психологической науки связано с объединением, конвергенцией разных психологических теорий на основе эксперимента. Главное достоинство экспериментальной психологии Г. видел в том, что она имеет дело не с субстанциями или явлениями, а с реальными фактами душевной жизни. Доказывая важность и значение эксперимента, Г. тем не менее, разделял мнение Введенского о том, что главным методом психологического исследования является самонаблюдение. Наибольшую трудность для экспериментальной психологии, подчеркивал Г., представляет способ передачи, описания душевного состояния исследуемого субъекта экспериментатору и правильная его интерпретация экспериментатором, так как интуитивное чтение в чужих душах обычно бывает ошибочным и если бы оно было возможным, может быть и отпала бы необходимость в психологии, во всяком случае, в прикладной экспериментальной психологии.

Особое внимание в своих работах Г. обращал на развитие эмоций и чувств, связывая их не только с мыслями, но и с ощущениями, то есть по существу говоря о "эмоциональном тоне ощущений". Одна из его первых книг так и называлась "Психология чувствований в ее истории и главных основах" и в ней он пытался применить законы дифференциации и интеграции, открытые в физиологии к психологии. Эта книга, которая появилась в свет в 1880 году, была одним из первых отечественных экспериментальных исследований эмоций. Его дальнейшие исследования в этой области были отражены в работе "Значение чувства в познании и деятельности человека"(1899). В качестве основной единицы душевной жизни он выделял "психический оборот", который состоял из четырех основных моментов - ощущений, чувствований, умственной переработки и волевого решения, переходящего в действие. Таким образом именно Г. заложил основы отечественной психологии эмоций, доказав их большое значение для развития познания и личности человека и связывая их, в русле отечественной традиции, с нравственным развитием ребенка.

Говоря о возможности практического применения данных его исследования о связи чувств и ощущений, он доказывал, что в реальной жизни человеческая психика находится в равновесии между состоянием пессимизма и оптимизма. Считая, что существует баланс сил в удовольствии и страдании, он доказывал, что изменение равновесия в сторону страдания изменяет и познавательные способности человека, который не может ощущать чего-то нового и не воспринимает ничего положительного. Поэтому, доказывал Г., психике необходим баланс противоположных сил и отрицательные чувства должны компенсироваться положительными и наоборот.

Он также говорил о том, что его теория баланса сил связана и с развитием нравственности у человека, так как люди начинают ощущать всю полноту возмездия за свои дела еще на земле, когда за каким-то радостным событием может последовать огорчение от того, что радость была получена в ущерб другому. Точно так же и горе может впоследствии компенсироваться радостью. Он также дает весьма оригинальное определение счастья, говоря о том, что "счастье заключается в правильном и нормальном равновесии удовольствий и страданий как в их качестве, так и порядке их смены". Это определение счастья во многом является основой его дальнейших работ, связанных с исследованием проблемы свободы воли.

Вопрос о свободе воли Г. рассматривал как проблему отношения мотивов воли к ее актам, то есть сводил к вопросу о возможности такой абсолютной свободы психической деятельности, которая бы совершенно не зависела от других деятельностей, а также к вопросу о характере зависимости человека от своего состояния. Оспаривая популярный в то время взгляд Шопенгауэра, который писал, что сферою свободы воли является сфера вне-индивидуальная, Г., наоборот, вводил эти отношения внутрь человека, а для объяснения их действия использовал распространенную в то время теорию сохранения энергии, рассматривая ее в качестве основы баланса психических и биологических сил человека.

Г. отмечал, что в человеке существует два основных стремления - отрицательное (с его точки зрения), которое заключается во влечении к чувственному, материальному существованию, и положительное - которое состоит в стремлении к вечности. В норме эти идеальные стремления и являются высшими человеческими чувствами, а выражением свободы личности является осознание возможности и падения (к жизни только материальной) и возрождения (то есть к жизни в вечности) личности. Таким образом, подчеркивал Г., свобода личности является и положительным и отрицательным понятием одновременно. При этом сама проблема наличия или отсутствия свободы воли может быть понята и решена лишь на основе самосознания человека, лишь на основе осознания человеком свободы своего выбора той или иной формы деятельности, то есть на основе решения вопроса о сознательном отношении воли к ее деятельности.

Делая вывод о том, что " развитие в индивидууме личной воли возвращает ей свободу действия или бездействия и является основой, направляющей и определяющей саморазвитие личности". Г. фактически говорил о том, что развитие личности направлено, прежде всего, на борьбу с ограничениями воли, которые коренятся как во внешнем мире, так и в наследственной организации человека, его теле. Таким образом, он приходит к основной, для его концепции идеи о том, что "свобода личной воли есть дар единой вселенской воли, но достигаем мы ее самостоятельно, в процессе нашего индивидуального саморазвития".

Г. фактически не столько обосновывал возможность свободного и сознанного выбора поведения, сколько говорил о том, какой стиль жизни необходимо избрать для того, чтобы поведение и вся жизнь человека могли рассматриваться как нравственные и правильные.

Большое значение Г. придавал просветительской деятельности, распространению психологических знаний в обществе. Сознавая, что университетская наука в России еще молода и знания доступны небольшому слою людей, Г., как и многие профессора Московского и Петербургского университета стремился к открытию кружков, чтению открытых лекций, созданию общедоступных курсов. Это в частности привело его к работе в московском психологическом обществе, к созданию журнала "Вопросы философии и психологии".

Таким образом Г. являлся одним из основателей российской экспериментальной психологии, заложив не только основы подхода к психологическому эксперименту и интерпретации полученных знаний, но и создав оригинальную теорию эмоционально-нравственного развития человека.

В начало словаря