Приглашаем посетить сайт

Средние века (svr-lit.ru)

Кто есть кто в российской психологии (2011)
Гуревич, Константин Маркович

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Гуревич, Константин Маркович

Гуревич, Константин Маркович (1906 г.р.)

Российский психолог, доктор психологических наук (1971), профессор, почетный член Российской Академии Образования. Закончил психотехническое отделение педагогического факультета Ленинградского Государственного педагогического института им. А.И.Герцена (1931) и аспирантуру Московского государственного института психологии (1940). С 1949 г. Г. - сотрудник НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР (в настоящее время ПИ РАО), где в 1968-1983 гг. он руководил лабораторией психофизиологических основ профессиональной деятельности, а в 1983-1985 гг. - лабораторией психологической диагностики.

Начав работать в лаборатории дифференциальной психофизиологии под руководством Б.М. Теплова по проблемам индивидуально - психофизиологических различий человека, Г. обращается к рассмотрению вопросов профессиональной пригодности с позиций теории основных свойств нервной системы. Значительным вкладом в разработку теоретических и прикладных проблем профессиональной пригодности явилась книга Г. "Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы" (1971), удостоенная 1-й премии АПН СССР. Основные идеи в этой области получили дальнейшее теоретическое и экспериментальное воплощение в последующих трудах Г. и его учеников.

В 80-90-е гг. основным направлением научных исследований Г. становится изучение проблем психологической диагностики (Что такое психологическая диагностика. 1985; Индивидуально - психологические особенности школьников. 1988). Им по-новому поставлены многие вопросы тестологии, в частности проблема статистической нормы как критерия сравнения результатов тестирования. Г. теоретически обосновал новый подход к созданию методик, получивший название нормативного. Суть его состоит в том, что при разработке психодиагностических методов осуществляется ориентация на социально-психологический норматив, представляющий собой систему требований, предьявляемую той или иной общностью каждому из ее членов. Эти требования могут быть закреплены в форме правил, предписаний, социальных норм, отличающихся на разных образовательно-возрастных ступенях развития, и включать самые разнообразные аспекты: умственное, нравственное, эстетическое развитие и др. Этот подход реализован при разработке Школьного теста умственного развития (ШТУР), теста умственного развития для старшеклассников и абитуриентов (АСТУР), серии коррекционно-развивающих программ и т.д. По инициативе Г. и под его редакцией (совместно с В.И. Лубовским) вышел перевод книги известного американского тестолога А. Анастази "Психологическое тестирование" (1982). Им (совместно с Е.М.Борисовой) подготовлены учебные пособия "Психологическая диагностика" (1993) и "Психологическая диагностика детей и подростков" (1995).

В начало словаря