Приглашаем посетить сайт

Лермонтов (lermontov-lit.ru)

Кто есть кто в российской психологии (2011)
Давыдов, Василий Васильевич

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Давыдов, Василий Васильевич

Давыдов, Василий Васильевич (1930-1998)

Российский психолог. Доктор психологических наук (1971), профессор (1973), действительный член АПН СССР (1978) и РАО (1992), лауреат премии Президента Российской Федерации в области образования (1997).

Закончил психологическое отделение философского факультета (1953). После окончания аспирантуры Д. в 1959 году приходит в НИИ ОиПП АПН СССР, в котором проработал до 1983 года, пройдя всею должностную лестницу от младшего научного сотрудника до директора (1973 -1983). Был вице-президентом АПН СССР (1989-1992) и РАО (1992-1998).

Д. является одним из вдохновителей "нового педагогического мышления", его новаторские идеи, фундаментальные теоретические исследования содержания и строения учебной деятельности, ее связи с развитием сознания, личности и способностей ребенка привели к изменению педагогического и психологического подходов к обучению. Совместно с Д.Б Элькониным он создал новое направление в отечественной психологии - психологию формирования мыслительной деятельности учащихся. В работах Д. рассматривается широкий круг проблем психологии обучения, усвоения знаний и умственного развития учащихся. Им исследованы закономерности развития учебной деятельности - от начального до завершающего этапов школьного образования, рассмотрены возрастные особенности и возможности развития мышления младших школьников, формы и способы организации их обучения.

Сторонник деятельностного подхода Д. разрабатывал его и теоретически, развивая основные методологические положения теории А.Н. Леонтьева, и практически - через реальное преобразование огромных пластов педагогической практики. Исследуя сущность и принципы мышления он развивал представления о нем через представлениях о строении идеального действия, о структуре мыслительного акта, выстраивая на этом основании свою теорию развивающего обучения. Логико-философским стрежнем теории развивающего обучения является понимание соотношения исторического и логического в становлении индивидуального сознания, принцип предметности деятельности, всеобщность ее идеального бытия.

Психологическим основанием является идея Выготского об обучении, ведущем за собой развитие. В своих работах Д. показал, что среднестатистические нормы умственного развития школьников тесно связаны с системой обучения детей. Проведенное под его руководством комплексное теоретико-экспериментальное изучение особенностей психического развития младших школьников привело к выводу о том, что их умственные возможности шире и многостороннее, чем считалось ранее в детской и педагогической психологии и дидактике. В лаборатории психологии младшего и школьного возраста им, совместно с группой сотрудников, разработаны принципы моделирующего эксперимента, направленного на активное формирование определенных качеств мыслительной деятельности у школьников. Развернутое обоснование данного принципа дано в его докторской диссертации и в книгах "Виды обобщения в обучении" (1972), "Проблемы развивающего обучения" (1986), "Теория развивающего обучения" (1996).

Д. доказывал, что традиционная система начального обучения имеет устаревшие логико-психологические основания, связанные с эмпирической теорией мышления. Соответственно, совершенствование системы образования требует других научных предпосылок. Д. развил теорию взаимосвязи эффективной учебной деятельности с процессом построения у учащихся в ходе обучения абстракций и обобщений. Это стало основой конструирования учебных предметов, пересмотра психологической структуры учебной деятельности в целом. Он является одним из инициаторов и организаторов перестройки системы образования в нашей стране, базирующейся на изучении мыслительной деятельности учащихся, логико-психологическом анализе формирования и развития у них теоретических обобщений и теоретического мышления. Школьная психология получила от Д. развитую теорию и практику экспериментального моделирования психического развития. Его программы, разрабатывавшиеся первоначально в экспериментальной московской школе 91, а в последние годы в школе-лаборатории 368, были успешно введены впоследствии во многих городах. Эти программы помогали по-новому подойти к образованию, к формированию человека, способного самостоятельно учиться и вырабатывать собственную интеллектуальную и личностную позицию. Им и его сотрудниками разработан пакет качественно новых учебников и альтернативных учебных программ, который утвержден в настоящее время в Министерстве образования России наряду с традиционной.

Созданная Д. теория и практика развивающего обучения является образцом комплексности и полноты психологической работы, построенной от уровня философско-методологического обоснования общей теории психического развития и частных теорий развития отдельных психических структур в определенных возрастах вплоть до уровня конкретных педагогических технологий и набора психологических методик, диагностирующих их развивающие эффекты.

В начало словаря