Приглашаем посетить сайт

Автомобили (auto-2000.niv.ru)

Кто есть кто в российской психологии (2011)
Добрынин, Николай Федорович

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Добрынин, Николай Федорович

Добрынин, Николай Федорович (1890-1981)

Российский психолог, доктор психологических наук (1937), профессор (1935).

Учился на естественном, затем - на историко-филологическом факультете Московского университета, который окончил в 1915 г., а также в аспирантуре института психологии. Работал в Московском Государственном индустриально-педагогическом институте им. К.Либкнехта, одновременно являясь доцентом педагогического факультета 2-го МГУ (1922-1930) и сотрудником Института психологии (1925-1935). С 1941 г. его научная деятельность связана с МГПИ им. В.И.Ленина, где он занимал должность профессора и заведующего кафедрой психологии (1941-1966), в последние годы жизни был профессором-консультантом (с 1969).

Центральное место в работах Д. занимала проблема внимания, к экспериментальному изучению которой он приступает уже в 10-20 гг. Им исследуется психологическая природа внимания, его физиологические основы, свойства и характеристики, среди которых предметом специального экспериментального анализа становится феномен колебания внимания (Колебание внимания. 1925). Раскрытие природы внимания и его сущности Д. рассматривал как одно из главных условий понимания и разработки проблемы активности личности и активности познания. Он впервые выдвигает и обосновывает принцип значимости как одно из фундаментальных оснований функционирования человеческой психики, что, с его точки зрения, позволяет выявить и исследовать связь познавательных процессов личности с мотивацией ее поведения, раскрыть роль активности человека в познании окружающего мира. Значимость определяет направленность внимания человека, являясь, таким образом, одним из наиболее существенных обусловливающих его признаков.

В работах Д. и его учеников рассматриваются вопросы воспитания внимания, памяти, развития интересов и формирования личности ребенка. Исследуются виды внимания, его типология, динамика, различные характеристики и свойства. Д - автор или редактор ряда учебников и учебных пособий для педагогических вузов по общей, возрастной и педагогической психологии (Хрестоматия по психологии. 1927; Введение в психологию. 1929).

В начало словаря