Приглашаем посетить сайт

Право (law.niv.ru)

Кто есть кто в российской психологии (2011)
Жинкин, Николай Иванович

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Жинкин, Николай Иванович

Жинкин, Николай Иванович (1983-1979)

Российский психолог, доктор психологических наук, профессор, специалист в области психологии языка, речи и мышления.

В 1916 г. окончил историко-филологический факультет философского отделения Московского университета. Научной деятельностью начал заниматься еще в университете, где был участником лингвистического семинара Г. Г.Шпета. С 1914 г - сотрудник Института психологии. С 1923 г работает в Государственной Академии художественных наук. Становление Ж. как психолога-лингвиста происходит в 20-е годы и связано с исследованиями по проблеме художественной формы, проводимыми Философским отделением ГАХН. Большое влияние на формирование его взглядов оказали работы его учителя - Г. Г. Шпета "Введение в этническую психологию", "Внутренняя форма слова" и др. Ж. являлся секретарем Кабинента этнической и социальной психологии, созданного в декабре 1920 года по инициативе Г. Г. Шпета при МГУ, зам. председателя комиссии по изучению художественных форм. После закрытия ГАХН и ареста Шпета некоторое время работал в школе, преподавал психологию и логику, в союзе кинематографистов как автор сценариев для научных и учебных фильмов. С середины 50-х годов являлся старшим научным сотрудником лаборатории мышления и речи Института психологии АПН СССР. С 1960 г. - председатель психологической секции Совета по кибернетике АН СССР, с 1963 г. - профессор филологического факультета МГУ.

Центральной темой исследований Ж. была проблема взаимосвязи языка и мышления. Основной его труд - фундаментальная монография "Механизмы речи", за которую автор был удостоен Первой премии им. К. Д. Ушинского АПН РСФСР, представляет ценность для работы психологов, педагогов, дефектологов, лингвистов, невропатологов, вокалистов. Логика развития исследований в области речи приводит Ж. к проблеме текста как центрального звена, где происходит взаимодействие языка и мышления. Он один из первых не только поставил, но и реализовал задачу исследования текста как целого, как самостоятельной единицы психологического и лингвистического анализа. Им выдвигается ряд фундаментальных идей, сыгравших существенную роль в становлении отечественной психолингвистики. Это прежде всего положение о том, что все речевые процессы необходимо рассматривать не сами по себе, а в коммуникативном акте с учетом условий, целей и задач речевой коммуникации.

Особое место в работах Ж. занимает проблема декодирования речевого сообщения человеком в процессе его восприятия, понимания и порождения. Наиболее известной в этом отношении является его работа "О кодовых переходах во внутренней речи", где решается вопрос о том, "...реализуется ли мышление только в речедвигательном коде или существует другой код, не связанный непосредственно с формами натурального языка". Проведенный эксперимент подтвердил гипотезу Ж. о возможности невербального мышления, при котором происходит переход на особый код внутренней речи, названный автором "предметно-схемным кодом".

Наиболее характерным для творчества Ж. был комплексный подход, который наиболее полно выразился в его монографии "Речь как проводник информации", являющейся своего рода итогом его научной деятельности. Она посвящена широкому кругу проблем, связанных с исследованием взаимодействия между тремя кодами, сложившимися под влиянием потребности в коммуникации в единую саморегулирующуюся систему - язык, речь, интеллект. Центральным понятием данной работы является Универсальный предметный код (УПК), который является "посредником не только между языком и интеллектом, между устной и письменной речью, но и между национальными языками".

Ряд статей и докладов Ж. посвящены изучению проблем речевой коммуникации и коммуникации животных, психологических аспектов программированного обучения и кибернетики, исследованиям семантики текста, процессов его порождения, восприятия и понимания. Он один из авторов учебника психологии для педагогических институтов, а также коллективного труда "Основы психологии".

Кроме проблем психолингвистики, Ж., продолжая исследования, начатые им еще в ГАХН по проблемам киноискусства, занимался разработкой вопросов восприятия и организации научных и учебных фильмов. За сценарий для научного фильма он получил звание лауреата Государственной премии РСФСР по кинематографии.

В начало словаря