Приглашаем посетить сайт

Философия (philosophy.niv.ru)

Кто есть кто в российской психологии (2011)
Зинченко, Владимир Петрович

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Зинченко, Владимир Петрович

Зинченко, Владимир Петрович (1931 г.р.)

Российский психолог, доктор психологических наук (1966), профессор (1968), академик РАО (1992).

Окончил отделение психологии философского факультета МГУ им. М.В.Ломоносова (1953). С1960 по 1982 г. преподавал в МГУ, организатор и первый заведующий кафедрой психологии труда и инженерной психологии (1970). В 1969-1984 гг. - зав. отделом эргономики ВНИИ технической эстетики ГКНТ СССР, с 1984 г. зав. кафедрой эргономики Московского института радиоэлектроники и автоматики. Академик-секретарь отделения психологии и возрастной физиологии Российской Академии Образования (1992-1997).

Научные исследования З. связаны с проблемами теории и методологии психологии, психологии развития, когнитивной психологией, инженерной психологией и эргономикой.

З. экспериментально исследовал процессы формирования зрительного образа, опознания и идентификации элементов образа, информационный поиск и информационную подготовку решений, представил вариант функциональной модели зрительной кратковременной памяти, модель механизмов визуального мышления, как компонента творческой деятельности. Результаты использованы в рационализации существующих и проектировании новых информационных моделей систем управления техническими объектами, в формировании адекватных и эффективных образно-концептуальных моделей реальности в сознании операторов такого рода систем. На основе экспериментальных исследований разработана функциональная модель структуры предметного действия человека, развито учение о сознании как функциональном органе индивида, о структуре его основных компонентов и слоев. Труды З. внесли существенный вклад в дело гуманитаризации сферы труда, особенно в области информационных компьютерных технологий, а также в гуманитаризацию системы образования.

Труды З. нацелены на разработку концепции философско-психологической сущности жизнедеятельности и сознания человека (Человек развивающийся. Очерки российской психологии, 1994 (в соавт), Живое знание. Психологическая педагогика, 1997). Их научно-практическая направленность особенно значима для современного образования.

В работе "Посох Осипа Мандельштама и Трубка Мамардашвили. К началам органической психологии" (1997) З. рассматривает проблематику психологии развития через поэтическое наследие О.Э.Мандельштама и философские идеи М.К.Мамардашвили. Порождаемые человеком аффективно-смысловые образования, продукты его творческой деятельности выступают в роли явлений объективной реальности, создающей неповторимую духовную атмосферу культурной жизни общества. В этом З. видит обоснование "неклассичности" и "органичности" культурно-исторической теории психологии и психологической теории деятельности. В книге излагается гипотеза З. о "геноме" культурного и духовного развития человека, представления о "медиаторах" духовного развития, "духовном слое сознания", о "хронотопе" сознательной и бессознательной жизни.

З. - автор первых в стране отечественных учебников по эргономике для вузов: "Основы эргономики" (в соавт. 1979), "Эргономика. Человекоориентированное проектирование техники, программного обеспечения и среды" (в соавт, 1998). Он является одним из инициаторов формирования новой вузовской специальности: "эргономика".

В начало словаря