Приглашаем посетить сайт

Иностранная литература (ino-lit.ru)

Кто есть кто в российской психологии (2011)
Анциферова, Людмила Ивановна

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Анциферова, Людмила Ивановна

Анциферова, Людмила Ивановна (1924 г.р.)

Российский психолог, философ, доктор психологических наук (1974), профессор (1991), заслуженный деятель науки (1984). Закончила философский факультет МГУ (1948). С 1972 года работает в институте психологии РАН, где была заведующей лабораторией философских проблем психологии (1974-1982) и лаборатории психологии личности (1982- 1991). С 1991 года - главный научный сотрудник института.

А. является ученицей С.Л. Рубинштейна, в центре ее научных интересов - методология и история психологии, вопросы исторической психологии, психологии развития, психологии личности. В работах А. проведен анализ основных направлений и тенденций развития мировой психологической науки, изучена традиция французской психоисторической школы, выявлены продуктивные концепции и методические средства, значимые для развития отечественной психологии (Материалистические идеи в зарубежной психологии. 1974). Исследование детерминации возникновения новых научных теорий и концепций, позволило обосновать положение о преломлении через своеобразие личности ученого уровневой системы социально-исторических условий и факторов (специфика общественных отношений и требований общества, социальные противоречия, состояние смежных наук, общекультурные тенденции и т.д.). Под руководством А. была проведена психолого-историческая реконструкция структуры, целей и идеалов рабочих Азербайджана в 20-е г.г. ХХ века. В методологическом плане ею осуществлена интеграция принципов развития и системного подхода, что нашло отражение в работе "Принцип развития в психологии" (1978).

А. разработан динамический подход к личности, предопределяющий ее понимание как саморазвивающейся системы, инициатора своего деятельного существования, изменения и поступательного развития. Обосновано положение о том, что развитие личности включает как движение вперед, так и вспять, к прошлому. Интеграция личности с настоящим и будущим способствует усилению ее энергетических и смысловых возможностей, переходу на новые уровни развития. Исследуется поведение личности в трудных жизненных ситуациях, выявлены различные типы поведения, направленные на преодоление человеком преград и определение адекватных форм реагирования на негативные события.

В 2004 году в издательстве "Институт психологии РАН" вышла в свет фундаментальная монография Л.И. Анцыферовой "Развитие личности и проблемы геронтопсихологии" (исправленное и дополненное издание - 2006 год).

В начало словаря