Приглашаем посетить сайт

Тургенев (turgenev-lit.ru)

Кто есть кто в российской психологии (2011)
Ильенков, Эвальд Васильевич

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Ильенков, Эвальд Васильевич

Ильенков, Эвальд Васильевич (1924-1979)

читая Ильенкова...

Российский философ, психолог, педагог.

В 1941 году поступил на Философский Факультет Института Философии, Литературы и Искусства (ИФЛИ). Там его учителем становится профессор, заведующий кафедрой истории философии, Борис Сергеевич Чернышев, оказавший большое влияние на формирование философских взглядов И. В 1946 году, после фронта, И. становится студентом Философского факультета МГУ, который заканчивает в 1950. В 1953 году защищает кандидатскую диссертацию (под руководством Т.И.Ойзермана), а в 1968 году - докторскую диссертацию. С 1953 года до самой смерти И. работает в Секторе Диалектического Материализма Института Философии Академии Наук СССР. В 1965 году за цикл работ по истории и теории диалектики Президиум АН СССР присуждает И. премию имени Н.Г.Чернышевского. 13 мая 1955 Ученый Совет Факультета Философии МГУ разбирает "персональное дело" И. и В.И.Коровикова. За "Гносеологические тезисы", в которых авторы обосновывают понимание предмета философии как науки о мышлении, их обвиняют в "гегельянстве" и лишают права преподавания в МГУ.

Для научной позиции И. характерно убеждение в том, что философия, психология и педагогика, в сущности, - одна и та же наука, только ее разные уровни. В своих трудах он широко пользуется понятием "теоретическая психология", тем самым точно характеризуя своеобразие собственного теоретического творчества, в котором философия, психология и педагогика диалектически отождествляются.

В центре внимания И. - проблематика, связанная со всесторонним и гармоничным развитием личности (Об идолах и идеалах, 1968; Диалектическая логика. Очерки истории и теории, 1974, 1984; Искусство и Коммунистический Идеал, 1984; Философия и Культура, 1991). Он выдвигает и разрабатывает концепцию универсальных и специальных способностей личности: вершинное развитие первых как раз и обеспечивает всесторонность и гармоничность развития, а вторые приноравливаются к тому или иному специальному (прежде всего узкопрофессиональному) случаю. Универсальные способности обеспечивают формирование любых специальных, но никакая, сколь угодно большая сумма специальных способностей универсальности не даст.

И. выделяет и перечисляет универсальные способности, попутно выдвигая концепцию физического и духовного здоровья. Не считая себя компетентным в области первого, он ограничивается констатацией факта, что без физического здоровья, без постоянной сознательной заботы о его поддержании, всесторонним и гармоничным стать и остаться невозможно. Поэтому способность (умение, культуру) поддержания физического здоровья он включает в список универсальных способностей личности. Структуру же духовного здоровья И. разрабатывает подробнейшим образом на протяжении всего своего теоретического творчества.

К способностям, обеспечивающим духовное здоровье личности, И. относит, во-первых, мышление, развитое "потреблением" теоретической (прежде всего философской) культуры человечества до высшего диалектического уровня; во-вторых, воображение, также развитое "потреблением" эстетической культуры человечества до высшего интуитивного уровня; в-третьих, нравственность, развитую "потреблением" этической культуры до уровня сознательно реализуемой личностью в собственном образе жизни человечности, до уровня последовательно-гуманистического мировоззрения. Как именно происходит "потребление" той или иной культуры, И. старается показать, анализируя опыт психологии, и, прежде всего, работу А.И. Мещерякова со слепоглухонемыми детьми.

Особое внимание И. уделяет самой категории личности. Опираясь на учение К.Маркса о сущности человека (человечества) как совокупности всех общественных отношений, И. разрабатывает концепцию личности как человеческой индивидуальности. Он имел в виду, что в отличие от индивидуальности зоологической, личность через других людей и созданные людьми вещи (в том числе такие, как национальный или любой специальный язык) является индивидуально-неповторимым, уникальным центром, фокусом "ансамбля всех общественных отношений". По И., "человеческая" и значит культурная личность - это личность, включенная в общечеловеческую культуру, в которой "ансамбль всех общественных отношений" резюмирован и закреплен. Поэтому И. категорически настаивает на тезисе о "стопроцентной" социальности личности, о том, что в момент физического рождения появляется еще не человеческая, а лишь зоологическая индивидуальность.

Работы И. имеют широчайший выход в психолого-педагогическую практику, неисчерпаемые возможности для нацеливания учебно-воспитательного процесса на формирование прежде всего универсальных способностей, в конечном счете способности учиться. По своим психологическим взглядам и наиболее принципиальным позициям И., как и его единомышленники (В.В. Давыдов, В.П. Зинченко, А.И. Мещеряков и другие психологи) присоединяется к концепции школы Л.С. Выготского.

В начало словаря