Приглашаем посетить сайт
Каптерев, Петр Федорович
Каптерев, Петр Федорович (1849-1922)
Российский педагог и психолог.
Закончил Московскую духовную академию (1872), преподавал философию в Петербургской духовной семинарии (до 1878), затем - на педагогических курсах при Петербургских женских гимназиях Мариинского ведомства (уволен в связи с обвинением в материализме и безбожии) и на курсах Фребелевского общества. Являлся активным участником съездов по семейному воспитанию, педагогической психологии, экспериментальной педагогике. Под его редакцией вышло 57 выпусков "Энциклопедии семейного воспитания и обучения".
В работах К. закладываются основы педагогической психологии, исследуются проблемы психологии развития, воспитания и обучения ребенка (Педагогическая психология для народных учителей, воспитателей, воспитательниц. 1876, 1914; Педагогический процесс. 1905). Анализируя образовательный процесс, К. осмысливает его, с одной стороны, как выражение внутренней самодеятельности человека как индивидуального организма и, с другой стороны, как деятельность, обеспечивающую развитие способностей на личностном уровне.
Отводя в воспитании и обучении определенную роль саморазвитию, К. подчеркивал в то же время, что человек - существо общественное и его органические и индивидуальные свойства развиваются лишь в связи с обществом и внешней природой (на 910 личность состоит из общественных элементов, и только 110 составляет в ней "личное" начало).
Психическая жизнь человека рассматривается как энергетическая система, воплощающая в себе и преломляющая на новом уровне законы природы. Деятельность оценивается как детерминанта системы психических процессов, состояний и свойств ребенка в ходе его развития как личности. В контексте анализа процесса интеллектуального развития ребенка, прослеживается формирование образного и отвлеченного мышления. Знаковое мышление характеризуется как новая ступень в деятельности сознания.
К. анализировал процесс формирования нравственных качеств личности, его факторы и условия, дал анализ их психологического содержания. Предметом рассмотрения выступали также волевые акты: движения, желания, инстинкты. Влечения и стремления как свойства воли выводились К. из потребностей данного организма, а не из внешних побуждений. В психологическом анализе деятельности важная роль отводилась понятиям "мотив" и "цель". Психическая жизнь человека рассматривалась как саморегулирующаяся система. Прослеживая двигательную активность ребенка с рождения до 4-х летнего возраста, К. осмысливал ее как процесс социализации личности, так как к источникам деятельности относились как "естественно-органические" так и "социально-культурные" запросы и потребности.