Приглашаем посетить сайт
Климов, Евгений Александрович
Климов, Евгений Александрович (1930 г.р.)
Российский психолог, ведущий специалист в области психологии труда, доктор психологических наук (с 1969 г.), профессор (с 1970 г.), академик РАО (1985), президент Российского Психологического Общества (с 1994 г.).
К. окончил отделение русского языка, логики и психологии историко-филологического факультета Казанского университета (1953 г.). В 1953-1968 годах занимался научно-преподавательской работой на кафедре педагогики и психологии Казанского университета (под руководством профессора В.С. Мерлина). В 1968-1976 гг. - заведующий отделом психологии труда ВНИИ Профтехобразования Госпрофобра СССР в Ленинграде. В 1976-1980 годах - профессор кафедры психологии Ленинградского государственного педагогического института им. А.И. Герцена (ныне - Российский государственный педагогический университет). В1980 г. - приглашен работать на факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, заведующий кафедрой психологии труда и инженерной психологии (с 1983 г.) и декан факультета психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (с 1986 г.)
К. показано, что эффективность деятельности человека в массовых рабочих профессиях выше, если человек рассматривается не как типовая "живая машина", а как субъект, создающий, в частности, индивидуально-своеобразную систему способов своей деятельности. Разработана классификация профессий как многопризнаковых объектов (1971), широко применяемая в практике руководства выбором профессий (включая и ситуации вынужденной перемены труда); созданы средства информационной поддержки процессов включения молодежи в профессиональное становление; установлен факт неслучайных различий содержательных характеристик образа мира и профессионального самосознания в зависимости от типа профессии (1995).
В учебнике "Введение в психологию труда" (1988) дается определение предмет психологии труда, формулируются психологические признаки сознания развитого субъекта труда, систематизированы методы психологии труда (методы научного исследования и практического воздействия). Особое внимание уделяется методам и технологиям построения полноценного научного знания в области психологии труда (требующего обязательного эмпирического и теоретического обоснования). Последнее положение имеет важное методологическое значение и для других направлений психологической науки.
К. выдвинул идею реконструкции истории отечественной психологии труда в ее обусловленности потребностями общественной практики; историко-психологическое исследование подтвердило его модель порождения научного подхода в изучении психики субъекта труда в до- и вненаучных формах психологического знания о труде (1992).
К. созданы учебники по психологии учащихся средней школы (1997) и студентов-непсихологов (1977), которые знакомят читателя с современным состоянием психологической науки, показывают, что научное представление о психических процессах, личности, сознании и самосознании является необходимой составляющей картины мира современного человека.