Приглашаем посетить сайт

Русский язык (rus-yaz.niv.ru)

Краткий психологический словарь
Статьи на букву "Ж"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ж"

ЖАНЕ ПЬЕР

ЖАНЕ ПЬЕР (1859-1947) - французский психолог, психиатр, философ. Свою концепцию называл психологией поведения, основанной на следующих категориях: «активность», «деятельность», «действие», «элементарные, средние и высшие тенденции», «психическая энергия», «психическое напряжение», «психологические уровни», «психологическая экономия», «психический автоматизм» и «психическая сила». В этих понятиях Ж. объяснял неврозы, психастении, истерии, травматические риминисценции и др., которые трактовались исходя из единства эволюций психических функций в фило- и онтогенезе.

ЖАРГОН

ЖАРГОН (от фр. jargon) - речь какой-л. социальной или профессиональной группы, отличающаяся от общелитературного языка специфической фонетикой, словообразованием, составом слов и выражений, манерой общения. Ж. ученых включает в себя слова, выражения и сокращения, обозначающие наиболее часто встречающиеся в данной области деятельности предметы и явления. Служит средством экономии речевых усилий (например, «эмдэпэшник» - пациент с диагнозом маниакально-депрессивного психоза). Считается, что Ж. молодежи является показателем невысокой речевой культуры говорящих. Он обслуживает сферу непринужденного бытового общения, сферу досуга (имеются лексико-семантические группы одежды, ухаживания, приема алкоголя и др.). В Ж. различают также сленг студентов, музыкантов, артистов, армейский, сленг хиппи, панков, условный сленг и др. В этих группах Ж., ведя в целом свое происхождение от тайных языков офеней, в наибольшей степени выполняет функцию указания на принадлежность говорящего к ограниченной и замкнутой социокультурной группе.

ЖЕЛАНИЕ

ЖЕЛАНИЕ - отражающее потребность переживание, перешедшее в действенную мысль о возможности чем-либо обладать или что-либо осуществить. Имея побуждающую силу, Ж. обостряет осознание цели будущего действия и построение его плана. Ж. как мотив деятельности характеризуется достаточно отчетливой осознанностью потребности. При этом осознаются не только ее объекты, но и возможные пути ее удовлетворения.

ЖЕНЕВСКАЯ ШКОЛА ГЕНЕТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

ЖЕНЕВСКАЯ ШКОЛА ГЕНЕТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ (от греч. genesis - происхождение) - направление в исследовании психического развития (см. развитие психики) ребенка, созданное Ж. Пиаже и его последователями. Предмет изучения - происхождение и развитие интеллекта у ребенка; главная задача - исследование механизмов познавательной деятельности ребенка, к-рые скрыты за внешней картиной его поведения; основной метод исследования - клиническая беседа (см. интервью клиническое), ориентированная не на фиксацию внешних признаков явления, а на процессы, которые приводят к их возникновению. Работы Ж. ш. г. п. показали, что развитие интеллекта ребенка выражено в переходе от эгоцентризма (центрации) через децентрацию к объективной позиции. Своеобразие развития психики ребенка связано с теми структурами интеллекта, которые формируются при жизни благодаря действиям. Внешние материальные действия ребенка до двух лет (первоначально выполняемые развернуто и последовательно) благодаря повторению схематизируются и с помощью символических средств (имитация, игра, умственный образ, рисунок, речь) в дошкольном возрасте переносятся во внутренний план. Координируясь с другими действиями, они уже в младшем школьном возрасте превращаются в умственные операции. Благодаря обучению можно ускорить приобретение понятий, но величина и природа достижений всегда зависят от исходного уровня развития, а социальные влияния подчиняются схемам и структурам, с помощью которых субъект способен воспринять эти влияния; порядок формирования фундаментальных структур мышления постоянен, но сроки их достижения могут варьировать в зависимости от ряда факторов; законы познавательного развития универсальны, они действуют как в процессе развития мышления ребенка, так и в ходе научного познания (см. эпистемология генетическая). Исходным для этой школы является положение о взаимодействии живой системы со средой как нераздельности двух непрерывно совершающихся процессов - ассимиляции и аккомодации. При ассимиляции организм как бы накладывает на среду свои схемы поведения, тогда как при аккомодации он перестраивает эти схемы соответственно особенностям среды. Из такого общебиологического подхода Ж. Пиаже исходил в трактовке психического развития, считая, что, стремясь ко все более совершенным формам равновесия со средой, организм создает познавательные структуры.

ЖИНКИН НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ

ЖИНКИН НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ (1893-1979) - российский психолог. Исследовал психологические и психофизиологические механизмы процесса порождения речевых реакций. Динамической «произносительной» единицей речи считал слог. Выделил три системы, обеспечивающие акустический эффект произносимой речи: генераторную (органы, генерирующие звук), резонаторную (органы, резонирующие звук) и энергетическую (механизм дыхания), управляемые двумя уровнями регуляции произнесения слов - произвольным и непроизвольным («Механизмы речи», 1958). Разрабатывал также психологические проблемы речевой коммуникации, понимания текста, развития речи учащихся.

Предыдущая страница Следующая страница