Приглашаем посетить сайт

Толстой (tolstoy-lit.ru)

Большая медицинская энциклопедия (1970)
ЕСТЕСТВЕННЫЙ ОТБОР

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ЕСТЕСТВЕННЫЙ ОТБОР

ЕСТЕСТВЕННЫЙ ОТБОР, или подбор, процесс, происходящий в природе вследствие совместного действия трех факторов: изменчивости, наследственности и борьбы за существование (см.), процесс, благодаря которому, согласно теории Дарвина, совершается эволюция органических форм в сторону их наибольшего приспособления к среде. Дарвин пришел к теории Е. о., подвергнув анализу способ, посредством к-рого человек вывел полезные ему или служащие для его удовольствия породы домашних животных и культурных растений. Собирая сведения у знающих заводчиков и садоводов и сам делая опыты и наблюдения, Дарвин убедился, что ключ к объяснению происхождения пород лежит во власти человека производить среди них искусств, отбор. Возможность отбора лежит, по его мнению, в явлениях изменчивости, в том, что потомки одних и тех же родителей отличаются друг от друга личными, им свойственными особенностями. Сознательно, а еще чаще бессознательно человек сохранял и сберегал, оставляя на племя или семена, только те особи, к-рые отличались своими полезными и нужными для человека качествами и к-рые передавали затем свои качества потомству в силу наследственности. Дарвин применил это начало отбора к диким животным и растениям, живущим на свободе. Но что может заменить отбирающего человека? Как объяснить, что в природе организмы отличаются часто необыкновенной приспособленностью к окружающим условиям, целесообразностью организации, к-рая объяснялась раньше определенными целями при создании организмбв? Разрешение вопроса Дарвин нашел в факторе «борьбы за существование», являющемся логическим следствием переизбытка рождающихся на свет потомков над числом давших им жизнь родителей (т. н. «размножение в геометрической прогрессии»). Т. о. изменение организмов в природе, в особенности в сторону приспособления к среде, совершалось и совершается, по мнению Дарвина, следующим образом. Т. к. дети одних и тех же родителей отличаются друг от друга разными особенностями, то в конкуренции, в борьбе за жизнь(аконкуренция эта неизбежно возникает в силу слишком большого числа рождений) сохраняются лишь наиболее приспособленные формы, т. е. дети, отличающиеся более выгодными в борьбе за существование качествами. В силу наследственности они передают эти качества своим де- тям. Но в следующих поколениях вновь наступают, в силу изменчивости, некоторые различия среди потомков; вновь борьба за существование сохраняет наиболее приспособленные формы, к торые передают свои улучшенные качества потомству, и т. д. Так, путем медленного и нечувствительного накопления мелких изменений организмы совершенствуются и приспособляются. Это совместное действие начал изменчивости, борьбы за существование и наследственности Дарвин назвал естественным отбором. Т. о. история изменений, или эволюция организмов объясняется не «конечными причинами» или «конечными целями», не сверхъестественным вмешательством, но цепью причинных связей. По мнению Дарвина борьба за существование особенно сильна у близких форм. Соперничество бывает тем сильнее, чем более имеется сходства в образе жизни и свойствах соперников. Напротив, соперничество ослабевает с приобретением новых и разных особенностей. Возьмем . пример: если волки в какой-нибудь местности питаются оленями и овцами, гоняясь за ними, и если чтобы поймать оленя, требуется особая быстрота, а чтобы зарезать овцу-особая сила, то выиграют в борьбе за существование волки особенно быстрые и волки особенно сильные. Чем больше будет быстрота одних волков, тем более они смогут специализироваться на ловле оленей, а чем более будет сила других, тем более эти другие смогут специализироваться на овцах. Все же формы волков, не обладающие ни особой быстротой, ни особенной силой, не сохранятся в борьбе за жизнь и вымрут. Между двумя оставшимися крайними группами (быстрые и сильные) конкуренция ослабеет, т. к. каждая из этих групп перейдет на особую пищу. И тем меньше будет соперничества, чем резче крайние формы будут отличаться друг от друга. Так Дарвин представлял себе происхождение сперва разновидностей, а потом из разновидностей-видов. Этот вывод своей теории Дарвин назвал принципом «расхождения (дивергенции) признаков и вымирания промежуточных форм». Средние формы, по мнению Дарвина. находятся в природе в худших условиях. Лишь крайности сохраняются, специализируясь в каком-нибудь отношении и уменьшая этим конкуренцию в борьбе за жизнь. Чем разнообразнее будут потомки какого-нибудь вида, чем более они будут различаться между собой привычками, строением и общим складом, тем большее число мест в природе они отвоюют. Это начало-расхождение признаков-Дарвин применяет не только к видам, принадлежащим к одному роду и происходящим, по его мнению, из какого-либо вымершего вида вследствие усиления разницы между его разновидностями,- но и к происхождению более крупных подразделений животного и растительного царства (роды, семейства, отряды и т. д.) из соответствующих более мелких (из видов, родов, семей). Теория естественного отбора неоднократно подвергалась критике. Самые главные возражения следующие. Еще Келликером, Вигандом, Спенсером, Бетсоном и многими другими указывалось, что незначительные изменения, не представляя для животного или растения никаких существенных выгод, не могут быть использованы отбором. Поэтому отбор не может влиять на усиление их. Отбор не объясняет также возникновения многих органов, т. к. начальные стадии развития этих органов совершенно бесполезны. Дарвинисты справедливо возражают на это, что для отбора часто имеет значение не величина вариации, но та роль, к-рую эта вариация играет в жизни вида. Они указывают также на критические моменты в жизни вида, когда и небольшие уклонения могут сыграть большую роль. Наконец они указывают, что безразличный сперва признак может развиваться в силу корреляции (см.) параллельно с развитием полезного признака, пока не приобретет размеры, достаточные для того, чтобы оказаться полезным для вида и подлежать действию отбора. Второе возражение, что никогда в отдельных случаях нельзя в деталях доказать отбора, т. к< борьба за существование слишком сложное явление, тоже не опровергает теории, т. к. последняя выводится дедуктивно из явлений геометрической прогрессии размножения, изменчивости и наследственности, а не опирается на прослеженные случаи ее применения (см. Борьба за существование). Лит.-см. лит. к статье Дарвинизм. А.Некрасов. ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ, как метод психологического исследования, занимает среднее положение между методами объективного наблюдения и лабораторного эксперимента. Он стремится сочетать естественность условий наблюдения с точностью и научностью эксперимента. Е. э. позволяет, сохранив естественность поведения человека, изучать его экспериментальным путем, т. е. вызывать по произволу различные акты этого поведения, варьируя их условия или повторяя опыт в одной и той нее ситуации несколько раз. Впервые метод Е. э. был предложен проф. Петербургского психо-невро-логического ин-та А. Ф. Лазурским применительно к детям. Мысль Лазурского заключалась в том, что каждый вид школьных занятий ребенка имеет в своей основе определенную функционально с ним связанную форму поведения (псих, явление, как говорил Лазурский). Поэтому на основании анализа педагогических занятий школьника возможно заключать о его поведении в психологических терминах; напр. хорошее или плохое заучивание и воспроизведение стихотворения указывает на хорошую или плохую память ребенка; рисунок дает основания для заключения о его творчестве и т. д. Лазурский совместно со своими сотрудниками дал соответствующий фнкц. анализ всего дня школьных занятий, выбрал из них наиболее типичные задачи, привел их в систему и организовал т. о. эксперимент, назвав его естественным на том основании, что он совершается в естественных условиях школьной жизни детей. Однако Лазурский не имел возможности до конца оформить методическую сторону Е. э. В равной мере материалы опыта были им разработаны применительно к дореволюционной школе. Поэтому в его редакции этот метод к наст, времени значитель- но устарел. Продолжателем работы Лазур-ского явился В. А. Артемов, давший вполне разработанную методику Е. э. применительно к современной трудовой школе. По Арте-мову, Е. э. проводится па след. видах школьной работы: 1) процессы еды (для закрытых учреждений); 2) игры и гимнастические упражнения; 3) заседания, митинги и всевозможные праздники; 4) процессы живописного и графического рисования; 5) различные виды ручного труда; 6) процессы заучивания и репродукции; 7) решение математических задач; 8) писание сочинений; 9) устное рассказывание; 10) разбор прочитанного или прослушанного рассказа; 11) естествоведение; 12) обществоведение.-На этих занятиях исследуются следующие формы поведения: 1) инстинкты, 2) эмоциональные реакции, 3) моторные навыки, 4) установка и торможение, 5) образование условных связей реакций и их репродукция, 6) мышление, 7) творческая переработка опыта. Всего обследуется сорок различных форм поведения.-Материалдля эксперимен-т а составлен на основании программ ГУ С 'а. Он имеет для каждой школьной группы два варианта-городской и деревенский, из которых каждый в свою очередь распадается на две редакции (одну для начала учебного года, другую для конца). Как и всякий эксперимент, Е. э. имеет три стадия своего осуществления: подготовку к опыту, его проведение и обработку полученных результатов.-Подготовка к опыту состоит в приготовлении соответствующего помещения и материалов опыта.-II роведение опыта заключается в предложении детям экспериментальных задач и в регистрации их поведения. Последняя проводится при помощи специального протокола, к-рый в дальнейшем служит основанием для обработки результатов опыта. Регистрация и обработка производятся при помощи пяти

ЕСТЕСТВЕННЫЙ ОТБОР

специальных ступеней развития различных форм поведения. - Обработка результатов состоит в отнесении форм поведения, на основании результатов опыта и наблюдения, к соответствующей ступени развития. Конечные результаты опыта заносятся на

особую графику, т. н. «звездочку» (см. рисунок). В изложенной редакции Е. э. имеет типологические задачи. Тип поведения школьника определяется путем нахождения следующих величин: 1) структурного сочетания отдельных форм поведения; 2) «общей площади» одаренности как отношения к условному среднему развитию данной группы; 3) D-значения как разницы между максимальным и минимальным развитием отдельных форм поведения; 4) динамики развития в единицу времени (коеф. развития). Следует иметь в виду, что Е. э. применим к исследованию любой области поведения индивида и коллектива. С этой точки зрения Е. э. особенно интересен врачу, т. к. возможно по типу изложенного предложить специальную редакцию Е. э. для различных случаев клин, изучения поведения б-ных, в отношении к-рых обычное наблюдение недостаточно, а лабораторный эксперимент невозможен. За последнее время имеется целый ряд новых методических попыток в немецкой целостной психологии,т. н. Gestaltpsychologie, часть которых до известной степени соответствует естественному эксперименту.

Лит.: Артемов В., Естественный эксперимент, М., 1927; он же, Современная ке»-епкая психология, Психология, т. I, в. 1-2, 1928; Басов М., Новые данные к обоснованию естественво-экспери-ментальн.исследования личности, Вопросы изучения и воспитания личности, 1922, в. 4-5; Осипова В., О методе индивидуального естеств. эксперимента, Психиатрия, неврология и экспер. психология, 1922, в. 1;ШевалеваЕ. и Ергольская О., Детский коллектив в СЕете коллективного естеств.эксперимента, CO., посв; В. Бехтереву, Л., 1926. В.Артемов.

В начало энциклопедии