Приглашаем посетить сайт

Техника (find-info.ru)

Большая медицинская энциклопедия (1970)
ЖИЛИЩНЫЙ ВОПРОС

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ЖИЛИЩНЫЙ ВОПРОС

ЖИЛИЩНЫЙ ВОПРОС как соц.-эконом. и сан. проблема особенно обострился во всех странах с середины XIX в. в связи с общим ростом промышленности и с увеличением численности городского населения. Тяжелые жилищно-сан. условия жизни трудовых групп населения различных стран существовали и раньше, в другие исторические эпохи. Средневековые города с их лабиринтом узких улиц, со скученностью и теснотой жилищ, восточные города-с классическим пренебрежением к требованиям гигиены, сельские жилища типа курных изб и землянок,-все это достаточно ярко характеризовало и прежде сан. ценность жилищ и построек различных народов и эпох и их отрицательное влияние на здоровье жителей. Однако только с серединыXIXв.на почве современных экономических отношений в буржуазном обществе обнаружилось то резкое несоответствие между наплывом рабочего населения в города и в промышленные центры с крайним недостатком в них жилищ, в к-ром Энгельс справедливо видит основную сущность Ж.в.в современном его понимании. Это несоответствие между спросом на жилища и имеющимся предложением повлекло за собой ряд соц.-экономических и соц.-ги-гиенич. последствий и превратило обнаружившуюся резкую жилищную нужду в перманентный жилищный кризис, характеризую-щийсякрайней скученностью населения, резкой дороговизной квартир и общим ухудшением санитарных условий самих жилищ. Все эти моменты, и каждый из них в отдельности и тем более в своей совокупности, обострили еще более все вредные условия жилищ, которые имелись и имеются везде, поскольку обычно не соблюдались и не соблюдаются соответствующие необходимые гигиенические нормы и правила устройства и содержания самих жилищ. Скученность населения в городах и перенаселенность жилищ явились естественным следствием роста городов и городских поселений (рабочие поселки при фабриках и пр.). Концентрация промышленности и ее развитие, возникновение железных дорог и крупных торговых центров создали усиленный приток населения в города; одновременно шло обнищание земледельческих групп, обезлюдение сельских районов и такой же усиленный отток крестьянского населения. В современной Англии свыше 75% населения живет в городах, в САСШ и в Германии-от 35% до 50%. По переписи 1897 года в России городское население составляло 13 процентов, и в 1926 г. городское население СССР составляло уже 26.309.898 чел. на 146.939.460 человек всего населения, т. е. ок. 17%. Резко обозначился и рост крупных городов и возникновение новых городских центров в районах добывающей и обрабатыв. промышленности. Новые кадры городского населения везде увеличивались быстрее жилищного фонда; это избыточное население заселяло окраины городов, внедряясь во всякого рода помещения, ранее не эксплоатировавшиеся как жилые (чердаки, подвалы, полулетние постройки легкого типа и т. д.). Затем избыточное население начало уплотнять уже заселенные помещения, создавая «перенаселенность» их, вызывая сдачу каморок, углов, коек («коечно-каморочные квартиры»), развитие ночлежек и пр. По официальным данным конца XIX в. в Лондоне общее колич. лиц,живших в перенаселенных квартирах, исчислялось в 900.000. В 1900 г. в Берлине число перенаселенных квартир, т. е. тех, где на одну комнату было не менее 6 чел. жильцов, определялось в 13% общего числа квартир, а в однокомнатных квартирах жило еще перед войной свыше 800.000 чел. В Мюнхене в 1904-05 гг. около 130.000 чел. имело менее 15 м3 на человека, т. е. явления скученности были резко выражены. (Об увеличении скученности по большим городам СССР см. ниже-жилищный вопрос в СССР.) Эта скученность населения помимо всех других последствий прежде всего ведет к сан. ухудшению жилищ, в частности к резкому снижению кубатуры воздуха на одного человека против обычной санитарной нормы (30 ж3). Дороговизна квартир также есть естественный результат жилищной нужды и развившейся на этой почве жилищной спекуляции со стороны владельцев домов и городских земель. Усиленный спрос на квартиры поднял цены на них; создалась своего рода монополия соответствующих групп домовладельцев, взвинчивающих квартирную плату. Вместе с тем рост стоимости земли в городах поднял земельную ренту, что в свою очередь повлияло на увеличение платы; спекуляция на городских землях и домах обостряла положение еще резче. Дороговизна жилищ, особенно-небольших, на рабочих окраинах, адалищный вопрос стала одним из существенных элементов жил. проблемы. Для рабочего населения в городах дороговизна повлекла еще большее ухудшение жилищных и сан. условий, обусловливая рост той же скученности и заселение непригодных помещений (подвалы); для домовладельцев же это было источником наживы и эксплоатации. Кварт, плата фактически отнимала у квартиронанимателя 20- 30 и больше проц. всего его заработка, нарушая равновесие его бюджета и заставляя его итти на сдачу углов и коек в своем жилище для пополнения своего бюджета. При усиленном спросе на квартиры владельцы последних не заинтересованы были в их улучшении, и в результате получился тот парадоксальный факт, что дешевые квартиры стали относительно дороги, т, е. «чем меньше доход семьи, тем бблыную часть своих доходов она тратит на квартиру, и наоборот» (закон Швабе), т. е. что стоимость единицы жилой площади в дешевых квартирах рабочих обходится значительно дороже, чем эта же единица жилой площади в хорошо оборудованных буржуазных квартирах. Карл Маркс формулировал этот факт в своем известном положении, что «дороговизна квартир находится в обратном отношении к их достоинствам». Война еще более обострила вопрос о стоимости жилой площади, хотя в большинстве стран и был во время войны проведен т.н. мораториум на квартиры, т.е. запрещение повышать квартирную плату. Однако после войны стоимость квартир в целом все же везде повысилась. Санитарное состояние жилищ тесно связано с обоими указанными выше моментами-их перенаселенностью и дороговизной. Многочисл. обследования жилищ, проведенные в различных странах как в довоенное, так и в послевоенное время, рисуют крайне антисанитарное состояние жилищ широких масс населения. Еще в середине XIX в. классические работы Энгельса («Положение рабочего класса в Англии»), соответствующие главы из основных произведений К. Маркса («Капитал»), посвященные тем же описаниям, работы Энгеля в Германии и др. дали ужасающую картину жилищно-санитарных условий жизни промышленного пролетариата этих стран. Рабочее население по существу не имело оседлости, т. к. в поисках за жилищем оно вело своего рода кочевой образ жизни, домовладельцы же, повышая плату, усиливали текучесть населения, ухудшая тем самым сан. условия квартир. Все отрицательные стороны такого положения прежде всего отражались на здоровьи населения. Теснота квартир (недостаток жилой площади), холод в них (недостатки отопления), плохая освещенность их естествен. светом (темные и полутемные помещения), сырость (недостаток вентиляции, плохое устройство и содержание) и- наконец общее плохое оборудование жилищ (отсутствие водопровода, канализации и пр.)-все это подтверждается и многочисленными позднейшими обследованиями жилищ. Описание лондонских жилищ, данное в известной книге Бутса («В трущобах Англии») в конце XIX в., рисует тяжелые условия жизни это- го города; обследования немецких городов выяснили громадное колич. жилищ, не отапливаемых, но заселенных (Домашке и др.); во Франции в те же годы насчитывалось свыше 200 тысяч квартир, не имевших дневного освещения (результат особого налога на окна); в богатых американских городах беднота ютится все еще в подвалах. Тысячи и десятки тысяч бесприютного населения наполняют различные ночлежки. Та же, а может быть еще более печальная картина сан. условий жилищ наших городов и рабочих поселков дана во многих описаниях русских авторов. Еще в 70-х гг. XIX в. Эрис-ман дал описание подвальных помещений Петербурга, где еще в 1912 г. проживало до 50.000 жильцов; излишне говорить здесь о значении для здоровья подвальных помещений, особенно в Петербурге, с высоким стоянием его почвенных вод. Такие же описания имеются в работах Моск. губ. земства по обследованию фабрик и заводов Моск. губ. (80-е гг.). Не раз проводимые квартирные переписи Москвы рисуют ту же картину-полутемных, сырых, грязных, необорудованных жилищ московского населения. Перепись 1912 г. в Москве установила, что более 37% коечно-каморочных жильцов жило в холодных, до 90%-в сырых помещениях. При обследовании таких же квартир в Петербурге выяснилось, что на одного жителя приходилось в них 6-7 .и3 воздуха и около 2 м- (0,41 кв. саж.) пола. На Урале (Хлопин), в Баку (Гликман), Донбассе (Лященко) и других пром. районах сан. состояние жилищ было еще хуже. В Донбассе обычный тип рабочего жилища-землянка; почти половина жильцов не имеет отдельной постели и спит на полу, не раздеваясь. В Москве уже более поздние обследования (1917) дают ту же картину скученности и плохого сан. состояния (Виленц-Горовиц). Естественно, что такое плохое состояние жилищ везде влекло за собой целый ряд вредных последствий для здоровья населения. Общая смертность населения в ску-чейных и перенаселенных частях городов обычно бывает выше, чем в других кварталах. Центр, районы с более благоприятными квартирными условиями дают меньшую смертность. Туберкулез издавна зовется «жилищной б-нью»; паразитарные тифы--б-нями ночлежных домов и скученных жилищ; ревматизм, нефриты связаны с сыростью помещений; детские поносы имеют связь с плохими жилищными условиями (плохое проветривание, перегревание и пр.). Наконец роль переполненных и дурных жилищ как фактора, содействующего развитию алкоголизма и других наркоманий, роль таких жилищ в развитии проституции, преступности и пр. подтверждается также рядом авторов. Среди всех отрицательных сторон жизни современных городов жилищные условия зачастую играют одну из видных ролей. «Жилища и рабочие поселения являются ареной, на которой разыгрываются трагедии жизни» (Рубнер). Обширный материал, к-рый собран по изучению Ж. в. в разных странах, дал возможность выработать и особую методику обследования сан. и соц.-экономи ческих условий жилищ и методику их разработки и сводки. Обследования экономического характера ведутся как путем квартирных переписей, так и путем бюджетных исследований. Обследования сан. характера могут проводиться или теми же сплошными квартирными переписями по особым программам (а также выборочным путем по отдельным кварталам и районам) или текущими записями различных типов. Таковы напр. т. н. «санитарные ведомости» домов, в которые заносятся основные сан. сведения 0  каждом владении и жилище и куда затем добавляются в порядке текущего надзора и другие сан. факты (случаи смертей, заболеваемость и пр.). Из сан. признаков выделяются: а) описание участка, б) плотность застройки его, в) плотность заселенности по районам, по владениям, по квартирам, по комнатам, г) жилая площадь на 1 жильца, д) перенаселенность, е) объем воздуха на 1  чел., ж) естественное освещение, з) отопление и вентиляция, и) влажность воздуха (сырость), к) состояние пола, стен, перегородок и пр., л) оборудование квартир водой, удаление из них отбросов, их очистка и уборка, насекомые и т. д. Под перенаселенностью квартир в различных странах понимают при этом различные степени заселения их жильцами: в Англии обычно перенаселенной считается такая квартира, в которой на комнату приходится более 2 жильцов, в Германии-5. Методы разрешения Ж. вопроса. Жилищный вопрос в указанном выше широком понимании этого термина, т. е. острый недостаток и неправильное распределение жилищ со всеми санитарными их последствиями, тесно связан с общим соц.-политическим строем той или другой страны и является отражением в этой области экономич. взаимоотношений отдельных классов. Радикальное разрешение Ж-. в. может иметь место лишь при коренном переустройстве существующего экономич. строя капиталистических стран. Частная собственность на землю и дома служит непреодолимым препятствием к уничтожению жилищной нужды и к ликвидации той эксплоатации, к-рая в этой области наиболее жестоко отражается на рабочих группах. Поэтому все, что в этом отношении делается в буржуазных странах, есть лишь известный паллиатив; сопротивление имущих классов (и прежде всего домовладельческих групп) и необходимость для правильного решения Ж.в. нарушения прав собственности последних кладут повсюду предел всем реформам в этом деле. Война 1914-18 гг. заставила государственную власть воюющих стран вмешаться в дело разрешения Ж. в. со своего рода военными методами (мораториум, военные постои, реквизиции); результатом этого, как и общего финансового кризиса этих лет, были полное прекращение жилищного строительства и остановка даже текущего строительного ремонта жилищ. Жилищный кризис повсюду резко обострился, усилилась перенаселенность, ухудшилось сан. состояние жилищ. к этому нужно добавить громадный непосредственный урон, причиненный самими военными действиями, которые повсюду значительно сократили жилищный фонд. Жилищный вопрос после войны вступил поэтому на Западе в известной степени в новую фазу, когда государство вынуждено было не только принять более близкое участие в улучшении жилищных условий, но и признать, что забота о снабжении населения жилищами представляет собой государственную функцию. Все проводимые еще в довоенное время и ныне меры разрешения Ж. вопроса могут быть сведены к трем группам мероприятий: а) жилищное и жилищно-сан. законодательство, б) жилищное строительство^) жилищно-сан . надзор. Первые попытки жилищного законодательства относятся к середине XIX в. в Англии. Это были законы Шефтсбери (1851) о квартирах для одиноких, т. е. о меблированных комнатах, и Торенса (1868) о праве отчуждать негодные для жилья дома. В основном «акте об общественном здоровьи» (1875) ряд статей также говорит о соответствующих правах сан. органов в отношении текущего надзора за жилищами. Все эти законы в общем лишь еще резче констатировали тяжелые жилищные условия городов Англии и недостаточность принятых мер. Этот факт и был подтвержден особой парламентской комиссией 1885 г., установившей продолжающееся тяжелое сан. состояние жилищ. В 1890 г. был опубликован новый «закон о'домах рабочих», к-рый свел в единое целое все изданные до тех пор распоряжения и усилил права муниципалитетов по снесению нездоровых жилищ и постройке новых. Закон этот был довольно широко применен в ряде городов Англии, но усилившееся жилищное строительство и оздоровление различи, антисанитарных кварталов имело и обратную сторону. Выселяемые из таких районов и жилищ группы населения, обычно наиболее нуждающиеся, не занимали вновь строящихся муниципалитетами домов вследствие более высокой платы и наличия других кандидатов на жилище, а заселяли новые районы, создавая новые «трущобы». Неудовлетворительность положения дала толчок к новым законодательным актам, и в 1909 г. был опубликован новый закон «О жилищах и планировке городов» (Housing, Town Planning Act, 1909). Этот закон внес много нового и до сих пор является наиболее радикальным из довоенных жилищных законов европейских стран. Муниципалитетам предоставлено право отчуждать дома и владения, негодные для жилья, путем административного распоряжения (ане по суду, как раньше). Вознаграждение устанавливается особой арбитра-жнойкомиссией.«Негодные» дома могут быть закрыты немедленно по установлении их антисанит. состояния; усилен ряд сан. требований к жилищам, даны более точные определения «негодных» жилищ, запрещены подвальные помещения для жилья. Наконец отдельным гражданам предоставлено право требовать от муниципалитетов улучшения местных жилищных условий, и все споры в этой области должны быть разрешаемы центральной властью. (Заявление должно поступить за подписью не менее 4 граждан.) Закон 1909 г. имел ряд положи- S54 тельных результатов. С 1909 г. по 1913 г. в городах Англии было послано домовладельцам 114.623 повестки с предложением об улучшении сан. состояния их домов; ряд районов в городах подвергся принудительному оздоровлению; построено много новых жилищ. Этот же закон 1909 г. поставил впервые вопросы правильной планировки городов , вменив в обязанность муниципалитетам приступить к составлению планов, а также будущей планировки расширения городов. В течение трех последних лет перед войной было (согласно парламентскому отчету) приведено в порядок около 130 тысяч домов. Таким образом в Англии уже перед войной сделаны были значительные улучшения в области Ж. в., но коренное изменение попрежнему наталкивалось на экономические условия и прежде всего на отсутствие необходимых средств на строительство, т.к. частный капитал уже и тогда предпочитал итти в более выгодные отрасли промышленности. Сан. состояние имеющегося жилищного фонда несомненно улучшилось за все эти годы под влиянием систематического сан. надзора на почве перечисленных законов. В 1911 г. в Англии большинство квартир было 3-6-комнатных, число однокомнатных квартир уменьшилось (254.710), перенаселенность стала несколько ослабляться. После войны Ж. в. встал снова как крупнейшая соц.-эконом, проблема. Еще в 1916 г. «Национальный совет жилищной реформы» наметил необходимые шаги к предупреждению жилищного кризиса, выдвинув на первое место финансовую помощь муниципалитетам и разработав типы жилищ (квартиры в 4 комнаты на одну семью). В 1919 г. в Англии было создано Министерство общественного здоровья, и одним из первых его шагов была реализация уже подготовленного нового закона о жилищах (1919). Вся жилищная проблема в Англии является ныне функцией Министерства здравоохранения; в деятельности последнего слиты и санитарные, и технические, и экономическо-финансовые вопросы улучшения жилищ в стране. Новый закон делает новый решительный шаг в этой области. Все муниципалитеты обязаны в течение короткого определенного срока представить план местного жилищного строительства для удовлетворения всех нужд рабочего населения с указанием финансовых расчетов, выбора земельных участков, типа построек, срока выполнения и пр. Государство берет на себя утверждение этих местных планов и финансирование их путем льготных кредитов, снижения налогов , помощи кооперации и пополнения дефицита (до3/4 возможных убытков при эксплоа--тации и погашении). Предварительным обследованием установлена необходимость для Англии постройки от 800.000 до 1.000.000 домов. Министерство дало в "ближайшие же годы ряд стандартных типов домов и схем их застройки. За первые 3 года на основании этого закона было построено свыше 200.000 новых домов. Однако на почве финансовых операций, связанных с этим законом, обнаружился ряд затруднений, обострилась борьба заинтересованных имущих групп, развилась спекуляция со строительными материалами. Жилищный закон 1919 г. стал одним из видных объектов классовой и парламентской борьбы. Консервативное правительство, придя к власти, вело свою политику в этом вопросе, сокращая роль государства (закон 1923 года); рабочее правительство Макдональда в 1924 г. выступило с более либеральной программой (строительство по плану на 15 лет, периодическая проверка выполнения, гарантии использования действительно нуждающимися в жилищах, борьба со спекуляцией и перепродажей квартир) (закон Уитли; 1924).-Общая проблема Ж. в. в Англии все же остается злободневной и насущной. Во всяком случае в пределах буржуазных отношений жилищный закон и практика 1919 года в Англии есть наиболее радикальная попытка улучшения жилищных условий в Европе. Несравненно скромнее развивается вмешательство государства в жилищное дело в других европейских странах. В Германии до войны не существовало никаких общеимперских законов в этой области; лишь отдельные государства, входившие в Имперский союз, осуществляли у себя известные формы жилищно-сан. надзора за существующими жилищами, и довольно широко шло кооперативное жил. строительство при весьма слабой поддержке государства. После войны возник резкий жилищный кризис, и вследствие финансовых затруднений деятельность государства в области борьбы с этим кризисом пошла по линии более правильного распределения имеющегося жилищного фонда, конечно опять-таки в рамках существующих эконом, отношений. В 1920 г. был издан общегёрманский закон о недостатке жилищ (Wohnungsmangelgesetz), давший муниципалитетам довольно большие права в области реквизиций жилых помещений, занятия свободных помещений, уплотнения их, распределения вновь освобождающихся квартир и пр. Министерство труда в то же время издало ряд инструкций по этому вопросу; все распределение жилой площади было в известной степени централизовано (в особых городских жилищных бюро). Последующими распоряжениями 1921-23 гг. допущен был ряд отступлений от этих основных правил 1920 г. Особыми постановлениями установлены были и очереди лиц и семейств, которые прежде всего должны быть снабжены квартирами. Жилищный кризис в Германии попрежнему остро чувствуется; квартирная перепись 1927 г. установила, что около 950 тысяч семейств нуждается в квартирах. Еще слабее поставлено жилищное дело во Франции. По закону 1906 г., дополнившему закон 1894 г. «Об устройстве дешевых жилищ», установлено право общин заботиться об улучшении жилищ, учреждать особые комитеты, но лишь как факультативное право. Закон 1902г.«Обохраненародного здоровья» установил право отчуждения нездоровых жилищ, но уплата за это отчуждение такова, что результатов этот закон не дал. Введенный во время войны мораториум сохраняет свою силу с небольшими исключениями и теперь, облегчая квартирную плату, но нового строительства очень мало. Однако и в этом отношении государство пошло ныне (1929) на уступки домовладельцам, и морато-риум постепенно отменяется с одновременным резким повышением квартирной платы. Общая нужда в жилищах определена была после войны во Франции в 500.000 домов (1922-23). Только в 1928 году парламент принял т. н. строительную программу Лу-шера, к-рая должна начаться выполнением с 1929 г. и предусматривает постройку в течение пяти лет 260.000 жилищ. Типом квартиры установлена 4-комнатная квартира. Ежегодный расход на строительство определяется в 1.300.000.000 франков. Известные мероприятия по улучшению жилищных условий проводятся и во всех других странах (Австрия, Италия, Чехо-Словакия, Голландия и пр.), гл. обр. в сторону более усиленного участия государства в жилищном строительстве-непосредственно или путем специальных налоговых обложений. Вся деятельность европейских государств идет таким образом в наст, время в сторону законодательного регулирования нового жилищного строительства. Громадные средства, к-рые нужны на это дело, лишь частично покрываются гос. ассигнованием, значительная часть идет в виде кооперативных вложений, муниципального строительства и др. источников. Несмотря на бесспорное усиление строительства во всех странах в последние годы в связи с указанными законами разных стран все же коренное разрешение жилищн. кризиса лежит, как показывает опыт Европы, за пределами существующих буржуазных отношений, лишь в признании принципа национализации гор. земель и домов. Это особенно подчеркивается еще довоенным опытом муниципального и особенно предпринимательского жилищного строительства самих фабрикантов, когда жилища для рабочих становились в известных случаях орудием закабаления рабочих (заводы Круппа в Германии). Но во всяком случае современная политика европейских государств дала много интересного в области новых технических приемов постройки жилищ, выработки новых их типов, стандартизации их, предложения новых строительных материалов и новых методов планировки.-Последнюю группу мероприятий по улучшению жилищных условий составляет т.н. жилищно-с а н.' надзор, как в области предупредительной (составление планов и проектов жилищ, планировки и пр.), так особенно и в области текущей санитарии (см. Жилищно-санитарний надзор).

а. сысин. Жилищный вопрос в СССР. Причины, вызвавшие обострение Ж. в. в Зап. Европе, имели место и в дореволюционной России. Уже перед войной число жилищ, особенно-небольших размеров, в крупных городах и промышленных районах было далеко недостаточно. Городские самоуправления почти совершенно не занимались HI. в. Фабрики, даже богатейшие, держали большую часть своих рабочих в условиях, исключающих всякую возможность сносного в сан. отношений жилья. По данным Екатеринославского губ. земства к 1912 г. из 2.757 квартир рабочих-шахтеров 1.331 были с земляными полами, в 818 не имелось потолков; на 1.000 квартир только 74 имели нормальное количество света; 84% рабочих не имели нормального количества воздуха.Рабочие казармы со сплошными нарами для спанья, часто в 2 и даже 3 яруса, в к-рых нередко селились и семейные рабочие, отделяясь друг от друга ситцевыми занавесками, обеспечивали жильем далеко не всех рабочих. Постановление 4/VII 1894 г. об уничтожении землянок для рабочих осталось на бумаге, и землянки во всем Донецком бассейне продолжали существовать вплоть до советской власти. Жилищный кризис был чрезвычайно велик даже в столице. Судорабочие в Петербурге по официальным данным городской сан. комиссии за 1910 г. жили в ассенизационных баржах, вывозящих нечистоты в море. В ночлежных домах того же Петербурга,по тем же данным, на 30 местах ночевало по 130 чел. В Москве коечно - каморочные квартиры составляли 15,2% всего числа занятых квартир и служили для жилья 17,4% всего населения Москвы. В 1912 г. насчитывалось в Москве квартир со сдачей коек и каморок в городе 21.065 с 283.300 жит., а в пригородах-3.552 с 43.338 чел., при чем в то время как в среднем на 1 квартиру в Москве приходилось 8,7 жителей, в этих квартирах-в \xj2 раза больше (13,3 человека). К 1917 г. таких квартир уже насчитывалось 27.095 с населением в 340.589 человек. Рост по Москве коечно-каморочных квартир резко прогрессировал: 1899 г.

1912 Г.

1917 Г. Коечно-каморочных квартир . 16.376 24.597

27.095. Живущих в НИХ........180.050

326.638

340.589- Процент ко всему населению . 17,4 20,2

16,9 Из населения коечно-каморочных квартир 14,4% принадлежало фабрично-заводским рабочим; кроме того в этом же населении было 4% чернорабочих, 3,7% низших железнодорожных (Служащих и 3,1% прислуги. 'Февральская революция 1917 г. не дала какого-либо улучшения в Ж. в. Временное правительство издало только один закон- квартирный, от 5/VIII 1917 г., долженствовавший регулировать взаимоотношения домовладельцев и квартиронанимателей, однако не смогший удовлетворить ни тех ни других. К началу Октябрьской революции все отрицательные моменты Ж. вопроса были налицо. За время империалистской и, позднее, гражданской войн жилищный кризис еще более обострился: убыль жилищ составляла не менее ljb всего городского жилищного фонда. Строительства новых жилищ за 1914-21 годы, за единичными исключениями, в городах не было, и даже начатые строения оставались недостроенными. Несмотря на такую убыль жилищной площади, особой нужды в жилищах в первые годы после Октябрьской революции не наблюдалось. Объясняется это отчасти громадным отливом населения из промышленных центров в деревню, но гл. обр. теми соц.рефор-мами, которые были проведены в жилищном законодательстве после Октябрьской революции. Впервые, и именно в СССР, к разрешению Ж. в. подошли революционным путем, путем отмены права частной собственности на домовладение и земли, путем радикального вмешательства государства трудящихся в дело распределения жилищного фонда. Уменьшение населения городов в СССР в 1920 году, составлявшее в столицах по сравнению с 1917г. 61%,в промышленных районах-25%, в хлебородных-16%, также облегчило проведение необходимых мероприятий. Декрет ВЦИК от 20/VII1 1918 г. «Об отмене права частной собственности и недвижимости в городах» и декрет СНК от 25/V 1920 года «О мерах правильного распределения жилищ среди трудящегося населения» как-раз и дали возможность в указанные годы рабочим улучшить свои жилищные условия и вместе с тем положили основу всему советскому законодательству в Ж. в. и определили его жилищную политику. Изъятие особняков и обширных барских квартир способствовало более равномерному заселению жилищ, уничтожив резкий контраст в пользовании жилищами состоятельными и неимущими группами населения. Угловые, коечно-каморочные и другие негодные для жилья жилища, населенные беднейшими слоями населения, были ликвидированы. Выселение городской бедноты и в первую очередь рабочих из подвалов дало возможность уничтожить наиболее вредные в сан. отношении жилища. Так, по Москве к 1919 г. числилось 2.543 населенных подвала, за первые же 2 года было закрыто 719, или около 73. Уплотнению и реквизиции подверглись почти исключительно чисто буржуазные квартиры, которые были также заселены рабочими. Уплотнение и реквизиция квартир по Москве за 1918 г. выразились в следующих размерах: Квартиры и комнаты Общее число Реквизировано Уилотнсно 1 Всего реквизировано 1 и уплотнено абс. % аОс. ! % 1 , гбс. % Комнат . . . . . 223.805J 1.802 638.084J 12.935 0.8 2,1 2.450 U.18S 1 1.1 2,2 4.252 1 27.723 1,9 4,3 В них »: и л ь ц 1.710.605J 22.013 1,3 О в: 21.731 ! 2,5 В результате этих, а также нижеупомина-емых мероприятий получилась определенная, резко видимая перемена в пользовании жилищами отдельных групп населения после первого же пятилетия существования советской власти. В 1912 г. средняя заселенность квартир в Москве была 1,99 человек на комнату, в 1923 г.-2,19, т. е. общая плотность возросла, но зато перенаселенность мелких квартир и неравномерность пользования жилой площадью значительно уменьшились. В 1912 г. перенаселенность мелких квартир была в 62%, в 1923 г. лишь 23%; в 1912 г. распределение жилой площади было крайне неравномерно-от 1,08 до 6,21 чел. в среднем на 1 комнату в разных слоях населения, в 1923 г-, большинство (70,3%) проживало в квартирах с плотностью в 1,96-2,08 чел. на 1 комнату. В итоге передела жилой площади в Москве в 1923 г. в условиях перенаселенности (менее 7 2 комнаты на 1 человека) находилось около 7з на~ селения вместо 2/3 в 1912 г. На 100 чел. населения пользовались: 1 комнатой и более в 1912 г.-7,1; в 1923 г.--8,6; от 7а До 1 комнаты-31,2 и 54,7; от 7з Д° k комна- ты-57,2 и 31,8; меньше 1/s комнаты-4,9 и 4,5.Распоряжение домовладениями самими жильцами (жилищно-арендные кооперативы и жилищные товарищества) под контролем советской власти, сдача свободной жилой площади на учет для заселения рабочими, нормирование пользования жилищной площадью, классовое исчисление квартирной платы и другие мероприятия дали возможность и в дальнейшем закрепить пользование жилищной площадью за рабочими и улучшить их жилищные условия. Особенно значительные улучшения были произведены в фабрично-заводских поселках, где путем уплотнения высшей администрации и служащих, а также выселения лиц, не имеющих прямого отношения к предприятию, проведения ряда мероприятий по благоустройству, а в дальнейшем и нового значительного жилищного строительства-удалось обеспечить рабочих новыми дополнительными фондами жилищной площади для семейных рабочих и общежитиями для одиноких. Так, в Москве в 1921 г. имелось уже 607 домов-коммун и 6.210 крупных домов, населенных почти исключительно рабочими. Обследование Ленинского района г. Баку в 1925 г. показало, что по сравнению с 1913 г. произошел определенныйсдвигвуменьшении казарменных квартир и увеличении семейных квартир; число казарменных квартир уменьшилось с 3.143 квартир в 1913 г. до 294 квартир в 1925 г., т. е. в 14 раз; население в казармах-с 24.101 чел. до 3.210 чел., т. е. в 7,9 раз. Сан. значение этих мероприятий ясно само собой. Однако е восстановлением народного хозяйства и ростом промышленности приток населения в города СССР снова резко увеличился (увеличение населения уже с 1920 года по 1923 г. для столиц на 65 % и для промышленных городов на 19%), и в связи с этим стала снова расти нужда в жилой площади (в 1923 г. в среднем на 1 городского жителя было 6,46 жг) . Кроме того само состояние имеющегося жилищного фонда естественно ухудшилось в виду долгого отсутствия ремонта, небрежного отношения к содержанию квартир, частой смены жильцов и пр. Мероприятия советской власти с этого времени поэтому значительно расширяются, и в результате создается обширное новое законодательство . Среди мероприятий необходимо отметить особо жилстроительство, в результате к-рого удается не только приостановить падение жилой площади, но даже получить реальное увеличение на ближайшее пятилетие, при чем наибольшая часть строящейся жилой площади идет на удовлетворение нужд рабочих, а само строительство проводится в местах концентрации и развития промышленности с учетом интересов и запросов рабочего населения. Таблица на ст. 359 показывает количество вновь построенных, достроенных и восстановленных домов в РСФСР, УССР и БССР. Это составляет ко всей жилой площади в городах и поселках городского типа, исчис- 35» я в о Годы 1923 1924 1925 1926 Колпч. домов 29.785 30.582 40 305 73.427 Жил. площ. в тыс. м' 996,8 1.100,3 1.671.2 2.930,6 ленной 1924 г. в 120 млн. лг2, -0,9%, 1925 г для 1923 г.-0,8%, -1,4% и 1926 г.- 2,4%. Как видно из данных переписи, не только растут размеры жилищного строительства, но повышается и темп этого роста; так, принимая за 100 новую жилую площадь в 1923 г., новая жилая площадь в 1924 г. составляет-113,7, в 1925 г.-146,8 и в 1926г.-169,7,при чем развитие жилищного строительства по гос. и кооперативному сектору идет быстрее частного, и доля этого строительства с каждым годом все возрастает. Особо выделяются строительствомпро-мышленные районы: при среднем числе квадратных метров новой жилой площади на 1.000 жителей 283,5 за четырехлетие и 124,0 в 1926 г., имеется: 1' а и о н ы 1923-26 г (В м') 1926 г. (В .«*) Грозненский район ..... Иваново-Вознесенская гуО. Кузнецкий округ Сиб. края Луганский округ УССР . . Артемовский »

» . . Сталинский »

» 1.279 758 981 615 574 492 523 406 543 415 316 246 С ростом жилищного строительства отмечается также и рост участия рабочих масс в строительстве, путем вхождения в жилищно-строительную кооперацию: так, по всему СССР членов было: 1/1 1925 г........

120,9 тыс. чел. (100,0%) 1/1 1926 Г........

151,9 » >► (114,1%) 1/1 1927 Г.........

183,8 » » (152,4%) 1/1 1928 Г........

217,0 » » (179,4%) 1/1 1929 Г........

246,8 » » (203,3%) Сумма затрат на жилищное строительство жилищно-строительной кооперации в миллионах рублей была: Затраты 1925 г. 1926Г. 1927 Г. 1928 Г. Затраты на все жи- лищное строитель- ство в СССР . . . 256,5 286,7 500,0 Затраты на коопера- тивное жилищное строительство . . 24,3 47,0 86,0 9i,0 Удельный вес коопе- ративного жилищ- ного строительства 15,5 16,4 21,8 18,4 В результате указанных мероприятий, хо-тя и медленно, идет ослабление жилищного кризиса. В 1926/27 году приходилось на 1 чел. 5,25 мг жилплощади, в 1927/28 году- 5,61 ж2, в 1928/29 году-5,75 ж2. Проводимым крупным мероприятиям по разрешению Ж. в. соответствовало и советское жилищное законодательство, к-рое можно разбить на несколько больших отделов. I. Законодательство по Ж. в., направленное к сохранению, и упорядочению пользования суще- ствующим жилищным фондом: 1) общие положения, определяющие права и обязанности отдельных ведомств (НКВД, НКЗ, НКТ, НКПС, ВСНХ и др.),учреждений (Центральный коммунальный банк, местные городские банки, Госстрах и др.) и общественных организаций (жилищная кооперация, строительная и арендная); 2) постановления о национализированных и муниципализированных строениях, их эксплоатации и управлении; 3) постановления о частновладельческих строениях-право собственности и право застройки; 4) постановления о пользовании жилой площадью и квартирной плате; 5) постановления о зданиях специального назначения (культурнопросветительные, дома ожидания и ночлега, воинские здания и т. п.). II. Законодательство по новому жилищному строительству, направленное к его развитию и удешевлению: 1) общие положения по управлению, регулированию, нормированию и контролю за жилищным строительством; 2) постановления, касающиеся землеустройства, землепользования и планировки населенных мест в связи с жилищ-ным строительством в них; 3) постановления о мерах содействия новому жилищному строительству, его финансировании и кредитовании; 4) постановления, нормирующие само жилищное строительство и касающиеся проектирования жилищ, строительных материалов и работ по строительству. Сохранение существующего жилищного фонда все время находится в центре внимания советской власти для чего а) прежде всего вводится и усиливается сан. надзор за жилищами (декрет СНК от 16/VI 1919 г. «О сан. охране жилищ» и от 6/VI 1921 г. «Об объединении всего дела санит. охраны жилищ в НКЗдр».), б) устанавливается порядок управления домами (Положение об управлении домами, утвержденное СНК 8/VIII 1921 г.) и ответственности за их сохранность (постановление СНК от 23/1 1922 года «Об ответственности граждан и администрации учреждений за сохранность занимаемых помещений», декрет СНК от 6/Х 1921 г. «О государственном имущественном страхованию^ др.), в) регулируется заселение жилищ, уточняется. выселение из них как судебного, так и административного характера (постановление ВЦИКи Совнаркома РСФСР от 16/VIH 1926 года «Об ограничении принудительных уплотнений и переселений в квартирах»). Другим основным вопросом в жилищном деле, привлекшим серьезное внимание, был вопрос квартирной платы; здесь в основу положено два принципа: классовое исчисление квартирной платы и стремление к самоокупаемости квартир. Введение тарификации квартирной платы, в зависимости от зарплаты и занятия (классовый признак), установление нормы жилой площади, предоставление дополнительной площади или комнаты лицам б-ным, занимающимся на дому и научным работникам, выделение излишков жилой площади и обязательная сдача их в коммунальный фонд-имеют ту же цель-ослабить жилищный кризис, увеличивающийся с урбанизацией страны, и придать всему заселению характер классового, равномерного и более справедливого распределения жилой 3fil жилищный вопрос S62 площади. Передача муниципализированного фонда в управление населению через жилищную арендную кооперацию способствовала в дальнейшем кооперированию населения в этой области и имеет опять-таки крупное политическое значение. Изданное законодательство по жилищной кооперации дало возможность широкого участия в нем рабочего населения (постановление ЦИК и СНК СССР от 19/VIII1924 г. «О жилищной кооперации»). Наконец советское законодательство не только извлекло у домовладельцев наиболее ценные и значительные владения (по площади около 50% всего жилищного фонда), но и в отношении тех домовладений, которые остались у собственников, ввело определенные ограничения в интересах трудящихся, как-то: право оплачивать помещения по установленному законом тарифу, право возобновления договора найма жилых помещений без согласия домовладельца и др. Т. о. устранение эксплоатации, муниципализация и национализация строений, ограничение частного домовладения, доступность жилища по квартирной плате для трудящихся и равномерное распределение жилищной площади среди них, сан. охрана жилища, вовлечение населения в управление и ведение домового хозяйства, эксплоатация домового хозяйства в интересах сохранения жилища и создания необходимых амортизационных фондов для нового жилищного строительства взамен выбывающих изношенных строений (закон 15/Ш 1926 г. «Об образовании в городах и рабочих поселках специальных капиталов жилищного фонда»)- вот те отличительные черты советского жилищного законодательства, к-рые резко выделяются сравнительно с буржуазными странами. Все эти мероприятия дают ныне полную и реальную почву для разрешения Ж. в. Наряду с проблемой сохранения жилищного фонда и правильной его эксплоатацией советским законодательством широко поставлена и планомерно разрешается и другая проблема Ж. в.-жилищное строительство. Усиленный темп индустриализации страны и в связи с ним значительный рост населения городов и рабочих поселков повлекли за собой в первые годы дальнейшее снижение жилой площади на 1 человека до 5,69 м2 в 1928/29 г. Поэтому особое внимание ныне направлено на развитие, удешевление и рационализацию самого жилищного строительства и вовлечение в него широких масс населения. Огосударствление земли .освобождающее от затрат на приобретение земельных участков и устраняющее земельную спекуляцию, а также особые условия советского строя создали благоприятные условия для участия рабочих масс в кооперативном и индивидуальном жилищном строительстве. Положение об условиях и порядке кредитования за счет основных капиталов коммунальных банков индивидуальных застройщиков из числа рабочих и служащих, утвержденное СНК РСФСР 17/ХП 1927 года, положение о мерах содействия строительству рабочих жилищ, утвержденное ЦИК и СНК СССР 30/1 1929 г., и др.-дали прочную базу для развития кооперативного и индивидуального жилищного строительства. Создание цент- ральных органов (Комиссия по строительству при СТО-пост. СНК СССР от 22/Ш 1927  г. и Строительная комиссия РСФСР- постановление СНК РСФСР от 17 февраля 1928 г.) и местных («Положение об управлениях строительного контроля в краях, областях и губерниях РСФСР», утвержденное ВЦИК и СНК РСФСР 27/11 1928 г.) органов, нормирующих, регулирующих и контролирующих строительство, организация государственных строительных предприятий (постановление ЦИК и СНК СССР от 7/Ш 1927 г.), государственное финансирование и кредитование жилищного строительства (постановление СНК СССР от 24/1 1928 г.) придали всему строительству характер государственного мероприятия, проводимого при непосредственном участии и планировании государства в целях изжития жилищного кризиса исключительно в интересах рабочего населения и при его активной поддержке. Тот размах, к-рый приобретает наше жилищное строительство в СССР, виден уже из тех финансовых затрат на это дело, к-рые проходят в наст, время и по гос. и по местному бюджетам, и по кооперации, и по ссудам коммунальных банков. Так, по городам РСФСР в строительном сезоне 1928/29 г. было вложено в строительство жилищ 324,6 млн. руб.; контрольные цифры жилищного строительства по РСФСР на 1929/30 г. предусматривают ассигнование уже в сумме 518,1 млн. руб., при чем значительно возрастает новое жилищное строительство по обобществленному сектору, что можно видеть из следующих главнейших показателей по контрольным цифрам на 1929- 1930 г. по жилищному хозяйству РСФСР. Вложения в новое жилищное строительство I. Обобществленный сектор Исполкомы......... Жилкооперация...... Республиканская и местная промышленность..... Транспорт ......... Союзная промышленность . Прочие...........| &ч v~ ал сч С4 а -- --, (О 1> « а С1 а от т4 тЧ в миллионах руб. 68,0 54,7 17,1 82,9 Итого . II. Частный сектор . 195,1 70,0 Всего.....265,1 345,1 413,7 626,9 85,2 67,2 73,4 100,4 37,7 33,0 44 2 94,7 195,0 4 0 - 266,1 79,0 324,7 518,1 89,0 108,8 Наконец постановление СНК РСФСР от 15/XI 1927 г. «О мероприятиях по жилищному хозяйству в городских поселениях», постановление ЦИК и СНК СССР от 4/1 1928 г.«0 жилищной политике» и постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 31/XII 1928 г. «О политике и практике рабочего жилищного строительства в городах и рабочих поселениях» дают единое направление всему Ж. в. в целом как по укреплению планового начала жилищного строительства, его упорядочению, удешевлению и развитию, так и по эксплоатации и управлению жилищным фондом, его сохранению и восстановлению. В области нового жилищного строительства, так же как и в эксплоатации существующего жилищного фонда, все сан. требования и нормирование занимают видное место как в упомянутых выше постановлениях, так и специальном постановлении СНК РСФСР от 6/VI 1928 г. «О мероприятиях по улучшению санит. состояния рабочего жилищного строительства и благоустройства в рабочих поселках» и в постановлении СНК СССР от 20/VIII 1928 г. «О мероприятиях по удовлетворению культурно-бытовых нужд населения рабочих жилищ». Подводя итог всем мероприятиям по жилищному вопросу советской власти, постановление В ЦИК и СНК РСФСР от 31/ХН 1928 г. «О политике и практике рабочего жилищного строительства в городах и рабочих поселках» так характеризует проделанную работу: «В результате завоевания государственной власти рабочим классом и планомерного осуществления советской жилищной политики жилищные условия рабочего населения значительно улучшились: из подвалов и каморочно-коечных помещений было произведено массовое переселение рабочих в более благоустроенные жилища; в ряде районов уменьшилась плотность заселения старых рабочих казарм; государством и местными органами власти были вложены в жилищное строительство значительные средства; в целях ускорения жилищного строительства застройщикам были предоставлены льготы в области кредита, налогового обложения, отпуска леса, транспорта и другие;- создалась система, и развилась деятельность жилищно-строительной и жилищно-арендной кооперации, что способствовало привлечению самодеятельности и средств трудящихся к делу борьбы с жилищным кризисом; благодаря крупным вложениям расширилось строительство новых домов для рабочих в городских центрах и рабочих поселках взамен старых антисанитарных жилищ; установлены законодательные нормы по охране жилищных интересов трудящихся. В итоге всех перечисленных мероприятий, несмотря на значительный износ старого жилищного фонда за время империалистской и гражданской войн, увеличилась по сравнению с довоенным периодом средняя по РСФСР норма площади на человека и улучшились жилищные условия рабочих в сан. и бытовом отношениях», е. Брагин.

Лит.: Б ар хин Г., Рабочий дом и поселок, М., 1923; Большие города Западной Европы, М., 1926; В е б е р, Рост городов, СПБ, 1903; Всероссийская городская перепись, М., 1923; Говард Э., Города будущего, СПБ, 1911; Д о м а ш к с, Задачи городского хозяйства, Москва, 1904; Дикапский М., Квартирный вопрос, СПБ, 1908; Кобленц И., Жилищное право, М., 1924; Козеренко, Жилищный кризис и борьба сним, М., 1928; Коммунальная энциклопедия, М.-Л., 1927; Коммунальное хозяйство РСФСР к началу 1928 года, М., 1929; Сы-син А., Жилище (Социальная гигиена, под ред. А. Молькова, т. I, М., 1926); X л о пин Г., Материалы по оздоровлению России (Санитарное описание городов Поволжья, СПБ, 1911); он же, Казенные заводы и рудники Урала в санита.рно-врачебном отношении, СПБ, 1916; Шейнис Д., Жилищное законодательство, Москва, 1926; Ш и ф р и н М., Жилищный вопрос, М., 1925; Энгельс Ф., Жилищный вопрос, П., 1920; Eberstadt В., Handbuch des Wohnungswesens u. dor Wohmmgsfrage, Jena, 1920; A 1 d r i d g e H., The national housing manual (Agnide to nationalhousing policy and administration), London, 1923; Leclerc L. et Guillemot Saint V i n e b a u 11, Traite pratique des habitations a bon marche, Paris, 1925. См. также литературу к статьям Города-сады и Жилгьщно-санитарный надзор.

В начало энциклопедии