Приглашаем посетить сайт

Кулинария (cook-lib.ru)

Большая медицинская энциклопедия (1970)
КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО

КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО возникло при органах т. н. местного самоуправления: городских управах в России, муниципалитетах во Франции и Англии, магистратах в Германии как результат выполнения этими органами обязанностей по благоустройству населенных мест. Эти обязанности сводятся к следующему: 1) планировка населенных мест и обеспечение их необходимыми для этого земельными пространствами; 2) жилстроительство; 3) обеспечение пожарной безопасности; 4) водоснабжение населенных мест; 5) очистка населенных мест; 6) сан.-гиг. благоустройство (бани,купальни, прачечные, кладбища, крематории, стадионы); 7) зеленые насаждения; 8) наружное освещение населенных мест; 9) доставление населению энергии (электрической, газовой, тепловой); 10) местные пути сообщения; 11) средства сообщения и транспорта (трамвай,автотранспорт, подземный транспорт, гужевой транспорт, пароходные переправы); 12) средства связи (телефон, почта, радио) и пр. Не все перечисленные области благоустройства производится силами и средствами К. х. Некоторые из них, как почта, телефон, находятся в ведении центральных органов гос. власти; другие часто являются предметом хоз. деятельности частных лиц и частных компаний, как напр. бани, прачечные, трамваи, электрические станции, газозаводы. История благоустройства городов знает три метода осуществления задач, стоящих перед К. х., а вместе с тем и несколько организационных форм развития и структуры К. х. Это-1) возложение определенных обязанностей на владельцев домов; 2) городские подряды и концессии; 3) создание органами местного самоуправления собственного хоз. аппарата, собствен, инвентаря и предприятий. Первый способ применяется гл. обр. в небольших городах при слабых финансовых средствах местных органов и является наиболее примитивным и мало эффективным методом в К. х. Обычно на домовладельцев возлагается городской администрацией или городским самоуправлением обязанность содержания в чистоте дворов и прилегающих к ним тротуаров и мостовых, вывоз со двора нечистот и мусора, содержание для наружного освещения при домах фонарей или лампочек. Неисполнение домовладельцами этих обязанностей влечет за собой наказание преимущественно в виде денежного штрафа.- В капиталистических странах как правило шла борьба между двумя другими способами удовлетворения нужд городского благоустройства, именно--подрядно-концессионным и хозяйственным. Высоко развитая техника дает возможность поставить городское благоустройство на высокую ступень, но это связывается с крупными первоначальными за- тратами. Органы местного самоуправления вначале такими средствами обычно не обладали, и организация таких предприятий, водоснабжение, канализация, снабжение электрической энергией и газом, постройка трамвая, подземных дорог и т. д., передавалась поэтому частным компаниям, к-рые от этих предприятий получали в дальнейшем большие доходы. Вместе с тем наблюдался обычно ряд злоупотреблений, как например подкуп членов муниципалитетов, голосовавших за сдачу концессий тем или другим лицам. Эта подрядная и концессионная система в своей эксплоатационной деятельности резко нарушала интересы городских потребителей, стремясь лишь к получению доходов. Поэтому наряду с таким накоплением объектов коммунального хозяйства органы самоуправления более богатых городов постепенно стали переходить к созданию своих городских предприятий на средства, получаемые через выпуск облигаций (займы). И общественный контроль, и большая гибкость экс-плоатации, и обслуживание населения естественно могли быть проявлены уже в большей мере именно при этом хоз. способе ведения К. х. Борьба органов местного самоуправления с частными компаниями за овладение предприятиями по обслуживанию нужд города шла в Европе в течение последних 50 лет и закончилась в конце-концов победой городских самоуправлений. К.х. европейских городов представляет поэтому в наст, время большую ценность со вложением крупных капитальных средств (городские пути сообщения, газовые заводы, водопроводы и пр.). Послевоенное развитие техники привело к созданию громадных электрических станций районного характера. Эти гиганты производства электроэнергии находятся либо опять в руках частных компаний без всякого общественного контроля (Америка), либо под гос. контролем (Англия), либо в распоряжении самого государства (Бавария). Стоимость электроэнергии, доставляемой этими станциями, обычно дешевле той, к-рая вырабатывается на электростанциях, принадлеясащих К. х. Такое же положение создается и в области газового хозяйства. Наконец и городской транспорт из чисто городского стал превращаться в межго-родний транспорт, т. е. выходить за пределы чисто К.х. Все эти факты показывают, что развитие техники и индустрии переходит ныне за рамки К. х. и последнее из фактора прогрессивного, каким оно было раньше, начинает превращаться в фактор, тормозящий применение достижений техники в области городского благоустройства. На очереди очевидно новое изменение методов работы К. х., что связано уже с общим соц.-эконом. переустройством всего хозяйства государства в сторону его обобществления и ликвидации частной собственности. В дореволюционной России образование коммунального хозяйства и его развитие шли теми же путями, что и на Западе. Состояние благоустройства наших городов находилось на низкой ступени, чему соответствовал и слабый инвентарь К. х. В пределах царской России стоимость К. х. (предприятия и благоустройство улиц) к моменту революции не превосходила 2.420 млн. рубл., включая сюда и концессионные предприятия. Удельный вес концессионных предприятий можно видеть из след. таблицы. Коммунальные п ред приятия F п Водопровод . . . Канализация . . Электр, станции Газ. заводы . . . Трамвай . ... Телефон (1911). . 250 16 150 39 28 о». В К и а а Ч ь & В s Cfgb 2 я <d Bg B,B to g Si С 8 a о n к в 25,7 1,7 15,4 4,0 - 2,9 25,8 50 100 79 100 Т. о. при общей слабости К. х. в России значительная часть предприятий в городах находилась в ведении различных концессий (обычно иностранных). Октябрьская революция видоизменила в России процесс образования К. х. Экспроприировав частный капитал и национализировав предприятия, советская власть сразу передала в распоряжение городских и сельских советов все предприятия и имущества, имеющие местное значение. Эти предприятия и имущества и составили послереволюционный капитал К.х. в СССР. Этот капитал состоит ныне из след. объектов. 1. Городские земли. 2. Муниципализированные жилые домовладения. 3. Муниципализированные здания, занятые торговыми и промышленными предприятиями. 4. Здания, занятые различными др. учреждениями. Все перечисленные объекты до революции являлись частной собственностью. 5. Коммунальные предприятия общественного пользования (водопроводы, канализация, электростанции, газовые заводы, мельницы, кирпичные -заводы, бойни, бани и пр.); часть этих предприятий и до революции находилась в распоряжении органов городского самоуправления, а значительная часть составляла собственность частных лиц и компаний. 6. Сооружения по благоустройству городов (пожарная охрана, мостовые, набережные, мосты, уличное освещение, зеленые насаждения). Число и объем объектов К. х. после революции стали таким образом несравненно больше, чем до революции.--Что касается сельского К. х., то до революции в России его в сущности не было. Такая важная отрасль К. х., как водоснабжение, в редких случаях имела общественный характер в виде общественных колодцев, прудов. Очистка населенных мест от нечистот в селах совершенно отсутствовала. Самое большое, что имелось при сельских волостных управлениях из К. х., это-несложные пожарные инструменты. Революция обогатила и сельсоветы значительным количеством муниципализированных предприятий: мельниц, маслобоек, крупорушек, кирпичных и др. заводов, торговых и складочных помещений, садов, муниципализированных жилищ и проч. Вместе с этим на низшие органы советской власти союзным законодательством возложены ныне заботы о сельском благоустройстве, к-рое в селах и деревнях выражается в проведении в жизнь сан.-гиг. мер, мероприятий по борьбе с пожарами, в надзоре за дорогами, в очистке прудов и т. д. Для осуществления этих мероприятий создается местный бюджет на нужды сельского благоустройства. Органами, ведающими К. х. в СССР, являются главные управления К. х. при нар-комвнуделах союзных республик и коммунальные отделы при областных, краевых, окружных и районных исполкомах. Деятельность этих органов К. х. находится в тесной связи с деятельностью органов здравоохранения, причем от правильности и своевременности проведения многих мероприятий по К. х. зависит улучшение или ухудшение сан. состояния населенного места, увеличение или уменьшение заболеваемости и смертности населения. Хорошо поставленное и проводимое К. х. может предупредить распространение и развитие многих отрицательных моментов концентрации населения, в уничтожении и ослаблении к-рых заинтересованы органы здравоохранения и борьба с к-рыми органов здравоохранения невозможна без правильно поставленного К. х. Устройство водопровода и канализации способствует борьбе с водными эпидемиями; улучшение жилищ помогает борьбе с заразными заболеваниями, гл. обр. tbc; правильная постановка банно-прачечного дела-одно из основных мероприятий в борьбе с паразитарными тифами, и т. п. Неправильно поставленное и проводимое К. х. может вредно отразиться на здоровьи населения: неправильное устройство и небрежная эксплоатация водопроводных и очистительных сооружений может вызвать водные эпидемии; ненала-женная очистка и загрязнение почвы способствуют повышению заболеваемости; неурегулированность транспортного движения повышает травматизм, и т. п. Поэтому органы здравоохранения заинтересованы в правильной постановке К. х. Деятельность в области К. х. является во многом деятельностью оздоровительного и профилактического характера. Отсюда вытекает необходимость постоянной совместной работы органов К. х. и органов здравоохранения, которая выражается а) в разработке плана мероприятий по К. х., б) в разработке законодательства по К. х., в) в разработке правил и норм по строительству и благоустройству в области К. х., г) в утверждении проектов мероприятий и строительства по К. х., д) в наблюдении за проведением мероприятий и эксплоатацией сооружений К. х., е) в изучении результатов влияния строительствами мероприятий по К. х. на населенное место и живущее в нем население, а также в выяснении отрицательных и вредных моментов в области К. х., ж) в учете сооружений и мероприятий поК.х. Участвуя в работе органов К. х., органы здравоохранения в своей деятельности учитывают мероприятия по К. х, и их влияние на здоровье населения и населенное место и окружающую его территорию, принимая меры к предупреждению могущих быть вредных влияний и устранению отрицательных условий, связанных с деятельностью в области К. х. Поэтому правильная постановка К. х. возможна лишь при совместной деятельности органов К. х. и органов здравоохра- нения, в частности через их сан. организации. В наст, время советской общественностью и советской властью поставлен вопрос о реорганизации быта на социалистических началах. В связи с этим стал вопрос о строительстве нового типа жилищ и городов и реконструкции старых городов в соответствии с новыми требованиями жизни. Эта задача в основном лежит на органах коммунального хозяйства, к-рые должны выработать тип социалистического города и произвести соответствующую планировку и реконструкцию старых городов. Второй задачей К. х. является максимальное применение технических достижений в области городского благоустройства, без чего невозможна перестройка быта на новых началах. В связи с этими задачами на коммунальное строительство, исключая жилстроительство, по пятилетнему плану намечена сумма в 1.854 млн. руб., что составляет 40% к расходам на жилищное строительство, тогда как нормальные расходы на коммунальное строительство принято исчислять в 25-30% к жилищному строительству. По отдельным статьям затраты по К. х. предполагается произвести в след. размерах. Водоснабжение.......

288,3 млн. руб. Канализация........

240,3 » » Транспорт..........

293,6 » » Энергетика..........

335,3 » » Сан.-гиг. мероприятия ...

Н7,0 » » Благоустройство......

549,5 » »

Лит.: Велихов А., Основы городского хозяйства, М.-Л., 1928; Энциклопедия местного управления. и хозяйства, М.-Л., 1927. Периодические издания.-Вопросы коммунального хозяйства, Л., с 1924; Коммунальное дело, М., с 1921; Коммунальное хозяйство, М., с 1921; Коммунальное хозяйство Украины, Харьков, с 1921; Санитарная техника, Изв. Постоянного бюро всесоюзн. водопроводных и сан.-техн. съездов, М., с 1927. См. также литературу к ст. Благоустройство населенных мест и основные руководства в литературе к ст. Гигиена.

Е. Брагин, Л, Геруе.

В начало энциклопедии