Приглашаем посетить сайт

Маркетплейс (market.find-info.ru)

Большая медицинская энциклопедия (1970)
МИМИКА

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

МИМИКА

МИМИКА (от греч. mimeomai-подражаю), движения мускулатуры в координированных комплексах, отвечающие разнооб-раоным псих, состояниям. М. относится к т. н. выразительным движениям (см.) и является одним из звеньев в цепи различных форм и способов общения между собой у представителей животного мира. Как указал Дарвин, М. является рудиментом движений, имевших некогда целесообразный характер, но постепенно утративших свою начальную значимость, уступив место речи (устной и графической). Однако мимические движения не исчезли совершенно и, оставаясь спутниками речи, усиливают, а подчас заменяют эту высшую форму общения (язык жестов, М. лица). М. является материалом, весьма ценным при анализе личности в ее нормальном и пат. состояниях. Бедность М. в ее различных степенях определяет общую скудость ин-телектуального фонда и эмоционально-волевой сферы до различных форм слабоумия. Наоборот, яркость и разнообразие М. свидетельствуют о высокой одаренности личности. Хотя в М. вообще принимают участие все мышцы, все части тела, но главным ми-мич. органом является лицо. Каждое псих. переживание-горе, радость, испуг, боль, утомление, напряжение внимания - отражается в М. лица (рис. 1-6); все богатство внутренних переживаний может быть передано только ею. М. лица играет большую роль в раннем детском возрасте, где, как в зеркале, отражаются все внутренние ощущения. Хотя слово и является главным средством общения людей и орудием суждения и заключения, однако слово без мимики мертво, Слово передает лишь отдельные понятия, М. же передает состояние психики в ее целом, в ее динамике и текучести. Быстрота-смены мимической игры лица, соответствуя игре тончайших эмоциональных переживаний, столь велика, что фотография (и даже кино) не может ее отразить; поэтому лишь художник, выбрав типические моменты из сложной псих, игры лица, может дать дей- 363

МИМИК

ствительный портрет, отражающий и его эмоциональные переживания. Будучи в значительной своей части непроизвольной, М. является лучшим «зеркалом души», иногда ее «предателем», и нередко играет важную роль в правильном понимании психики другого человека. Кроме того основные формы мимических движений общи всем народам, интернациональны и потому понятны каждому. Правда, мимические движения в широком смысле этого слова (выразительные движения) подчиняются и нашей воле, и эти движения уже не вполне интернациональны, в известной части своей условны (классовые и племенные способы «держать себя»); правда, и М. лица может быть искусственной, и буржуазная культура в умении владеть выражением своего лица видит даже один из высших признаков культуры, но все же длительное сохранение искусственного выражения лица крайне трудно, и изучение мимики является весьма важным средством познания психики. Изучением мимических движений издавна занимались художники (Leonardo da Vinci), актеры, врачи, начиная с Гиппократа и до нашего времени (Du-chenne, H. Virchow, Krukenberg, Sommer, Сикорский, Kirchhoff), и психологи (Wundt, Klages). Дюгаен (Duchenne) еще в 1862 году произвел обширные исследования, стремясь найти точные анат. основы каждого мимического движения лица. Большой интерес представляет также работа Герсинга (Hersing) о причине выразительности глаз. Большинство др. работ стремилось к возможно точному описанию отдельных мимических движений в связи с обозначаемыми ими псих. переживаниями, б-нями, стремясь особенности М. использовать как тонкий диагностический признак соматич. и псих, б-ней. При всей мимической подвижности лица отдельные люди однако обладают известными стойкими мимическими особенностями, передающимися по наследству и обусловливающими тонкое фамильное сходство. Это сходство покоится не только на наследовании типа мускулатуры, но и на особенностях нервно-мышечной динамики. В связи с современным учением о связи телосложения и типов характера изучение стойких индивидуальных типов М. приобретает особый интерес. Однако при изучении этих типов, как и при изучении наследственности других признаков, не надо забывать, что черты стойкого выражения лица отражают на себе и часто повторяющиеся эмоциональные воздействия окружающей среды, профессии и т. д.; известны напр. типы лица интелигентного, надменного и т. п.; известно, что долго живущие супруги начинают походить друг на друга (подрая^а-пие). С другой стороны большой интерес представляет такое отмеченное еще Кантом и подтвержденное Вундтом наблюдение, что соответствующее выражение лица мояшт вызвать и соответствующие ему эмоции. &уэ (Соиё) в своих методах психотерапии (аутогипноза), которые привлекли за последнее время внимание, пользуется между прочим методом искусственного вызывания мимикой . нужного ему эмоционального состояния. Будучи связаны в анат.-физиол. отношении с деятельностью мозговой коры и подкорковых образований (зрительный бугор), мимические движения важны в диагностическом отношении и для невропатолога. Наблюдаются различные формы расстройства мимики (дисмимии): чрезмерное оживление мимических движений (гипермимия) может появиться при субкортикальной моторной афазии, когда больной, лишенный достаточного запаса слов, дополняет свою речь чрезмерной мимикой. Несоответствие М. переживаемому аффекту носит название пара-мимии (см. Воля и ее расстройства). Существенное диагностическое значение имеют также симптомы г е м и м и м и и. При заболевании зрительного бугра соответственная половина лица, сохраняя способность к произвольным движениям,остается неподвижной при псих, аффектах (смех, плач). Обратное явление наблюдается у ге-мимимиков без поражения зрительного бугра, а именно-половина лица, неспособная к произвольным движениям, при аффектах обнаруживает энергичные движения. При нек-рых заболеваниях имеется отсутствие М. (амимия) обеих сторон, так наз. «маскообразное лицо» (паркинсонизм после эпидемического энцефалита, прогрессивный паралич). Лпуп.: Рейх М., Выражение глаз, СПБ, беа года (изд. Риккера); С и к о р с к и и И., Всеобщая психология с физиогномикой в иллюстрированном изложении, Киев, 1904; Cuyer E., La mimiq.U', P., 1902; I) и с li e n n с Oh, Mecanisme de la pbysiognomie hu-maine, P., 1862; Hersing F., Der Ausdrack des Auges. Stuttgart, 1880; Hughes H., Die Bedeutung derMimik fur denArzt, В., 1901; Kirchhoff Th., Der G-esichtsausdruck bei innerenKrankheiten, Samml. klio. Vortritge, neue Folge, Inn. Med., № 156, Lpz., 1909; он же, Der Gesichtsausdruck u. seine Bahneu beimGesundenu. Kranken. В., 1922; К 1 ее m a n n E., Miinik u. Pantomimik, Physiognomik u. Charaktero-logie, Arch. f. Krim., Anthrop. u. Kriminalist., B. LIV, 1913; Krukenberg H.,DerGesichtsausdruck des Menschen, Stuttgart, 1013; Sommer R., Exp-jri-mentelle Physiognomik, Zeitschr. f. d. ges. Neurol. u. Psych., B. LXVIII, 1920; S-o n nenberger M., Physiognomik u. JYlimik, Med. Klin., B. XI, p. 56 u. 84, 1915; Virchow H., Gesichtsmuskeln u. Gesichtsausdruck, Arch. f. Anat., 1908, Heft 5-6, p. 371-436. См. ташке лит. к ст. Выразительные движения.

А. Сурков.

В начало энциклопедии