Приглашаем посетить сайт

Орловка (orlovka.niv.ru)

Большая медицинская энциклопедия (1970)
МУЗЕЙ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

МУЗЕЙ

МУЗЕЙ медицинский, учреждение, имеющее своей целью обеспечение наглядности преподавания в мед. вузах. Наиболее распространены М. анатомические, содержащие коллекции анат. препаратов, М. дерматологических и сифилидологических муляжей (например М., созданный А. И. Поспеловым при кожной клинике б. Моск. ун-та), М. неврологические (напр. созданный А. Я. Кожевниковым при нервной клинике того же ун-та) и других кафедрах (психиатрии, гигиены и т. п.). В германских ун-тах существуют М. по истории медицины; лучший из них-в Лейпцигском университете, созданн. проф. Зудгофом. Несмотря на общую наглядность мед. образования, особенно клинического, проходящего на живых объектах, эти М. представляют важное подсобное учреждение в системе высшего мед. образования. М. гигиенические, так же как и выставки (см.) гигиенические,-учреждения, имеющие своей целью санит. просвещение и массовое распространение сан. культуры. От выставок, являющихся преимущественно учреждениями временными, развернутыми обычно на тот или иной короткий срок, М. как правило отличаются своим более стационарным, постоянным характером, хотя нужно отметить отсутствие четкой терминологии. Наравне с выставками М. являются важнейшим средством сан. просвещения. Из отдельных М. следует назвать крупнейшее учреждение в мире-Германский гигиенический музей в Дрездене, возникший в результате Международной гигиенической выставки 1911 году.В1930 году было открыто для него специально оборудованное здание, где музей развернут в новой экспозиции (рис. 1 и 2). Он распадается на следующие отделы: «Человек» (Der Mensch), отдел, впервые созданный на выставке 1911 г. и пользовавшийся тогда большим успехом; содержит прекрасную коллекцию анат. препаратов; центром его является т. н. «durchsichti-ger Mensch» (просвечивающийся человек), отлично выполненный препарат скелета с отпрепарированными кровеносной и нервной системой и внутренн. органами. Далее идут отделы: материнства и младенчества, наследственность и евгеника, сан. просвещение, питание, здоровье и б-нь, tbc, вен. б-ни, заразные б-ни, уход за б-ными и первая помощь, рак и борьба с ним, животные паразитычело-века, исторический отдел (гигиена первобытных народов). Часть этих отделов является сменными, носит временный характер и будет постепенно заменяться другими отделами, пока не развернутыми в связи с наличием специальных павильонов на происходившей одновременно с открытием музея Международной гиг. выставке 1930 года (как-то: физкультура, психогигиена, личная гигиена, проф. гигиена и др.). В общем М. отличается при хорошей, хотя и не очень новой, технике значительным академизмом. М. является но только местом собирания и экспонирования материалов, но и организационным центром, ведущим большую работу как по снабжению всей Германии и соседних стран наглядными пособиями, по созданию многочисленных передвижных выставок, так и по выработке методов гигиен, пропаганды. Из германских М. можно также назвать музеи по охране труда и проф. гигиене в Берлине, Мюнхене, Дюссельдорфе. Из других М. следует упомянуть о Wellcome Museum of medical Science в Лондоне, содержащем обширные коллекции. По имеющимся сведениям ряд мед. музеев (преимущественно англоамериканских) объединен в международную ассоциацию мед. музеев, существующую с 1908 г., центр к-рой находится в Вашингтоне, и издающую свой ежегодный бюллетень (Bulletin of the International Association of medical Museums). К сожалению более детальные сведения об этой интересной ассоциации у нас отсутствуют. В СССР б. или м. законченный тип М. представляет собой Центральный музей по охране труда в Москве, охватывающий все вопросы проф. гигиены, охраны труда и соц. страхования (рисунок 4); М.-выставка по охране здоровья НКЗдр., выросший из музея соц. гигиены, в наст, время устарел и нуждается в коренной реконструкции. Организация таких музеев как центральных, так и местных составляет содержание музейно-выста-вочного дела, являющегося наряду с организацией устной пропаганды через методы живого слова (см. Лекция) и печатной пропагандой важнейшей формой сан. Просвещения.

А. Эделыптейп. Музейно-выставочное дело. В соответствии с общим развитием музей-н о-в ыставочного дела в СССР (через одни только музеи по РСФСР за 1928/29 г. прошло 18 млн. человек против 13 млн. в 1927/28 г.) и музейно-выставочное дело в области охраны здоровья получило огромнейшее распространение. Происходивший 1-5/XII 1930 г. в Москве первый съезд музейных работников РСФСР подвел итоги накопившегося опыта в области музейно-вы-ставочного дела и наметил новые задачи музейно - выставочного дела в реконструктивный период. Новые задачи, выдвигаемые реконструктивным периодом, относятся прежде всего к содержанию музейно-выставочного дела. В связи с задачами здравоохранения в реконструктивный период- повернуть все дело здравоохранения к воп-просам производства, сделать его органической частью индустриализации страны, принять участие в колхозном строительстве, в поднятии производительности труда, в снижении заболеваемости и обеспечении наибольшей эффективности в развитии произво

МУЗЕЙ

МУЗЕЙ

Рисунок 1. Гигиенический музей в Дрездене (новое здание, открытое в мае 1930 г.).

МУЗЕЙ

Рцс. 2. Гигиенический музей в Дрездене. Зал „Der Mensch"

К ст. Музей.

МУЗЕЙ

Рисунок 3. Советский павильон на Международной гигиенической выставке в Дрездене (1930 г.)

МУЗЕЙ

^Рисунок 4. Один из отделов Музея охраны труда и социального страхования в Москве.

К ст. Музей. дительных сил страны,-и к музейно-выста-вочному делу в области охраны здоровья предъявляется требование не только марксистско-ленинского истолкования демонстрируемых явлений, доступности их пониманию широких масс и т. д., но на первый план выдвигается также требование быстро откликаться на все боевые вопросы социалистического строительства и решительно повернуться «лицом к социалистическому строительству». Это требование выдвигает две проблемы в отношении музейно-выставочного дела в области охраны здоровья. С одной стороны вопросы охраны здоровья должны найти в большей степени, чем до сих пор, свое отражение в технико-экономических, политехнических и краеведческих М., освещая вопросы рационализации процессов производства, оздоровление условий труда и т. д., а с другой стороны в музеях и выставках по охране здоровья должны найти большее, чем до сих пор, отражение вопросы производственные, актуальные задачи социалистического строительства (задачи пятилетки, промфинплан в отдельных отраслях, наиболее близких промышленным группам рабочих, обслуживаемых выставкой или музеем, непрерывка, 7-часовой рабочий день и т. д.). Особенное значение в содержании музейно-выставочной работы в области охраны здоровья в наст, момент получает также пропаганда реконструкции быта, поскольку старые отсталые формы быта тормозят выполнение пятилетнего плана, не дают возможности снизить заболеваемость, зависящую от ненормальных условий быта, и т. д. Организационные вопросы реконструкции быта должны стать одной из стержневых тем музеев и выставок по охране здоровья, к-рые должны не только освещать влияние быта на здоровье, не только вести пропаганду за новые формы быта, освещая деятельность яслей, общественных столовых и т. д., вынося на обсуждение проекты реконструкции рабочего быта (проекты и модели нового рабочего жилищного строительства, строительство клубов, яслей, детских садов и т. д.), но и должны выявлять отношение рабочих к отдельным вопросам реконструкции быта и передавать эти материалы в оперативные органы (бытовые секции советов, кооперация и т. д.) для использования в практической деятельности этих органов. Все это требует от современных музеев большой гибкости и мобильности, готовности постоянно отвечать на новые проблемы, выдвигаемые жизнью, и отражать их в музейной экспозиции, тем самым включаясь в активную борьбу за социалистическое строительство. Старый метод музейной работы, когда раз созданный музей в дальнейшем почти не подвергался существенным изменениям, отжил. Лишь музей, идущий в йогу с жизнью, отражающий запросы дня, может отвечать важнейшим задачам политико-просветительной работы в реконструктивный период; таким именно и является современный советский музей. Даже один из наиболее жизненных музеев - Музей охраны труда не избежал отставания и в настоящее время корен- ным образом перестраивается. Задача создания центрального музея охраны здоровья, построенного на указанных принципах, продолжает оставаться актуальной задачей дня.

, Огромнейшие достижения имеются за последние годы в отношении техники и методики музейно-выставочного дела. Они объясняются не только усовершенствованием технических средств, применяемых в организации М. и выставок, но и использованием в музейно-выставочном деле большого опыта рекламной работы, принципов психотехники, педагогики и наконец накоплением специального опыта музейно-выставочного дела в области охраны здоровья. Смотром достижений в технике и методике музейно-выставочного дела в области охраны здоровья явилась Международная гиг. выставка в Дрездене в 1930 г. Огромный успех советского павильона на этой выставке объясняется не только интересом, к-рый вызывало его содержание, но в значительной степени и техникой оформления выставочного материала, разнообразием и умелым сочетанием отдельных форм наглядного метода (динамичность экспонатов и групп их, совместное творчество врача и художника в создании выставки и т. д.) (см. рисунок 3).- Основные тенденции, выявившиеся в использовании отдельных форм наглядного метода в музейно-выставочном деле, сводятся к следующему. 1) Возможное разнообразие экспонатов по их характеру с выбором однако каждый раз форм, наиболее соответствующих содержанию данного экспоната или их группы. Старое правило-variatio delectat- полностью сохраняет свою силу и до наст. времени должно быть использовано в организации М. и выставок. 2) Ограничение числа графических изобраэюений (см.) и в частности диаграмм (см.) и возможная простота в их построении; использование в содержании диаграмм местного материала. 3) Широкое использование фотографий как наилучшей формы документации демонстрируемых явлений. 4) Переход от плоскостных изображений к объемным (пространственным, стереометрическим); первым шагом в этом отношении является часто практикуемое вырезывание из плакатов или таблиц частей их и наклеивание этих частей на картон или фанеру, благодаря чему получается нек-рая рельефность; постепенное усиление использования третьего измерения приводит в конце-концов к изготовлению диаграмм или макетов (см. Наглядный метод). 5) Широкое использование предметных экспонатов. 6) Использование и изготовление приборов и аппаратов, дающих возможность иллюстрировать различные явления в их динамике, а не в статике, для чего устраиваются различные приспособления, действующие автоматически или приводимые в движение посетителем. Простейшим и весьма распространенным видом экспонатов, где применяются принципы динамики, являются разного рода электрофицированные «доски» и «ящики», где посетителю дается возможность путем нажатия кнопки и вращения рукоятки вызывать освещение различных частей экспоната, дающих ответ на тот или иной вопрос и т. д..Более сложные приборы устраиваются в целях демонстрации например различных физиол. процессов. Значительная доля успеха, к-рый имеет отдел «der Mensch» германского гиг. музея объясняется именно широким использованием в этом отделе подобных экспонатов, а также приборов, дающих посетителю возможность наблюдения на себе различных физиол. процессов (спирометрия, сужение зрачка под влиянием освещения, измерение пульса, просвечивание рентгеном и т. д.). Наибольшего выражения этот принцип достиг в построении Мюнхенского Deutsches Museum, где имеется возможность большинство экспонатов видеть в действии. Принцип этот получает широкое распространение и в советских технико-экономических музеях, стремящихся надпись «не трогать руками», к-рая имелась до сих пор на очень многих экспонатах, заменить во многих случаях надписью «руками трогать обязательно». Этот принцип должен получить широкое распространение и в М. и выставках по охране здоровья. Дальнейшим развитием его является демонстрация на выставках по охране здоровья физиол. опытов на животных, к чему давно и с большим успехом приступила например популярная выставка по охране здоровья (см. Выставки). - Наряду с использованием и разнообразием форм наглядного метода в организации М. и выставок все большее внимание уделяется тексту, к-рый в оформлении выставки и М. становится столь же важным элементом, как рисунок, иллюстрация или предмет, к к-рому данный текст относится. Здесь необходимо уделить внимание прежде всего выбору шрифта (простой, легко усвояемый, без всяких украшений),тщательной формулировке текста (краткость, сжатость, четкость), которая требует не малого труда. Наконец огромнейшее значение имеет расположение материала - четкое расчленение его, облегчающее запоминание, наличие обобщающих лозунгов, тщательный этикетаж и т. д. Все вышеизложенное показывает, что для успеха выставки или М. требуется совместная работа врача и художника в целях изыскания форм, наиболее подходящих для данного содержания. В отношении организации музейно-выставочного дела музейным съездом было подчеркнуто, что музеи-выставки нельзя рассматривать изолированно от прочих форм политпросветработы и что М. должен являться частью политпросветкомбината, включающего использование также форм живого и печатного слова, кино, библиотеки и т. д. Следует однако отметить, что, если для многих старых М. (художественных, исторических и т. п.) это положение является новым и требует организации их работы на новых началах, то как-раз М. и выставки в области охраны здоровья как рожденные Октябрьской революцией все время развивали свою деятельность как одно из звеньев санпросвет-работы в неразрывной связи с прочими ее формами. Поэтому в наст, момент в отношении организации музейно-выставочного дела в области охраны здоровья следует выдвинуть только требование о еще более активном развертывании массовой работы как внутри М. и выставки (лекции, доклады, экскурсии, консультации), так и вне их стен, путем вынесения работы на фабрики, заводы, в рабочие клубы, общежития, дома отдыха, парки культуры, общественные столовые и т. д. (лекции, доклады, передвижки-уголки и др.). Организация музейно-выставочного дела в области охраны здоровья осуществляется органами Наркомздрава, а частью и органами Наркомтруда (М. и выставки по охране труда и по соц. страхованию и т. п.). Сеть музейно-выставочных учреждений органов Наркомздрава намечена по пятилетнему плану в следующем виде. Во всех краевых и областных городах, в центрах автономных республик, а также в крупных промышленных центрах создаются выставки самостоятельно или при домах сан. просвещения, использующие как наглядные материалы, изготовляемые' в центре, так и организующие самостоятельно изготовление наглядных пособий для музейно - выставочной работы, особенно материалов, отражающих местные, краевые и областные особенности (бытовые, эпидемиологические и т. д.). В районах намечено создание музейно-выставочных баз в виде выставок постоянных, а также передвижных, для обслуживания населенных пунктов района. Помимо того проектируются постоянные выставки во всех звеньях мед .-сан. сети (при единых диспансерах, домах отдыха, санаториях, амбулаториях и т. д.), а также самостоятельные выставки в крупных колхозах и совхозах.- Музейно-выставочное дело в области охраны здоровья включает в себя также накопление, систематизацию, оценку, хранение и использование разного рода материалов, имеющих исторический или научно-практический интерес для дела здравоохранения (документы, отчеты и фотографии, иллюстрирующие деятельность лечебно-профилактических учреждений, иллюстрации самодеятельности населения в области охраны здоровья, фотографии вновь выстроенных лечебно-сан. учреждений и т. п.). Последней функции музейно-выставочного дела до сих пор уделяется недостаточное внимание, между тем она имеет огромное значение для накопления опыта по организации дела здравоохранения, Обмена ЭТИМ ОПЫТОМ И Т. Д. Н. Тененбойм.

Лит.: Справочник по сан. просвещению, под ред. А. Молькова, в. 1-Музейно-выставочное дело, М., 1925; Daukes S., The medical museum, modern development, organisation a. technical methods, London, 1930; Herman M., Ce que doit etre un musee populaire d'hygiene, Revue* d'hygiene, vol. XLVII, p. 605-613, 1925; Kalckstein W., Der Wert und die Einrichtung von sozialen Museen, Zeitschr. f. soziale Medizin, B. IV, p. 51-69,1908-09; Mayo C, Educational possibilities of the National medical museum in the standardization of medical training, J. of the Am. med. assoc, v. LXXIIT, p. 411-413, 1919. Периодическое издание. - Bulletin of the International association of medical museums, Washington-Montreal, с 1909.

В начало энциклопедии