Приглашаем посетить сайт

Грибы (grib.niv.ru)

Большая медицинская энциклопедия (1970)
ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ тоды и организация работы по ОЗДиП определяются общей системой здравоохранения и просвещения в СССР. История ОЗДиП. В дореволюционный период первые слабые зачатки государств. мероприятий появляются в непосредственной связи с ростом рабоч. движения в 1905 г., в виде созданной в этом году при министерстве народного просвещения т. н. «Вра-чебно-санитарной части учебных заведений». До этого средняя школа, продолжавшая верно хранить «традиции» печальной памяти Д. Толстого, создававшего в системе сугубого классицизма «противоядие» нараставшему революционному движению эпохи Александра II, не имела даже тех более чем скромных мер, какие наметились после 1905 г. Однако системы оздоровления детского и юношеского возраста не существовало, и в дальнейшем имелись лишь отдельные разрозненные мероприятия, классовый характер к-рых лучше всего виден на том примере, что объектом школьной санитарии была лишь средняя школа. В основном эта работа сводилась к самому элементарному сан. надзору (участие в строительстве школ и в оборудовании). Кое-где делались попытки чтения курса гигиены и то не в обязательном порядке. Школьно-санитарные врачи, специально работавшие и посвятившие себя этой деятельности, насчитывались единицами и то лишь в средней школе. Массовая школа как на селе, так и в городе (сельские, начальные и городские школы) не обслуживалась совершенно. Подавляющее большинство врачей, обслуживавших школу, вело эту работу в качестве дополнительной к основной леч. специальности. ОЗДиП в СССР является детищем Октябрьской революции. В начальный период своего возникновения, вскоре после перехода государственной власти к органам диктатуры пролетариата-Советам, существующий в наст. время отдел ОЗДиП НКЗдр. был организован как школьно-гигиенический отдел при Наркомпросе. Начало организации отдела относится к ноябрю 1917 г., т. е. школьно-гигиенический отдел был сконструирован в системе Наркомпроса с момента организации последнего. Организация этой работы была поручена В. М. Бонч-Бруевич с небольшой группой работников, проявившей много инициативы и энергии в организации ОЗДиП. Работа школьно-гигиенического отдела Наркомпроса по сравнению с аналогичной работой до Октябрьской революции развернулась на совершенно новых началах. В основу построения этой работы кладется принцип привлечения широких слоев пролетариата как к организации этого дела, так и к непосредственной практической работе. При школьыо-гиг. отделе организуется школьно-санитарный с о в е т. В состав последнего входят представители пролетарских организаций, родители и представители научных учреждений. В задачу совета входило руководство деятельностью местных школьно-санитарных советов, а также. организация учреждений, призванных к осуществлению всей суммы научных и практических мероприятий в области ОЗДиП. В 1918 г. (18 октября) школьно-санитарный совет Наркомпроса переходит в НКЗдр., где существует в качестве самостоятельного отдела, в дальнейшем переименованного в отдел охраны здоровья детей и подростков, что слу- жит выражением коренного изменения всего содержания работы и ее расширения от вопросов школьной санитарии в сторону оздоровления всего детского коллектива и детской среды.-Первоначальная работа школьно-санитарного отдела НКЗдр. развернулась в сторону углубления работы школьно-санитарно- го врача в разрезе большего охвата всей суммы. факторов, воздействующих на ребенка, и в первую очередь факторов, обусловленных соц. средой и влияниями педагогического процесса. Работа интегрального школьно-санитарного врача, исходившая в основном из данных недиференцированного обследования ребенка, в значительной мере вне учета всей сложности и структуры поведения его, все больше и больше диференцируется по мере роста специальных учреждений поликлинического и клинич. типа. Основными типами этих учреждений становятся детская профилактическая амбулатория (ДПА), школа-нервный санаторий. В задачу школьных врачей, располагающих материалами ДПА, вошло установление на основе данных обследования состояния здоровья, физ. развития и поведения детей с учетом всех факторов соц. среды и необходимого комплекса оздоровительных, педагогических и воспитательных воздействий. В условиях новых требований, предъявляемых в свою очередь реорганизующейся школой, изменялись и функции школьного врача. Последний постепенно превращался во врача ОЗДиП, опирающегося в своей работе на данные враче бпо-педологического исследования детей и подростков. Историческая преемственность работы по ОЗДиП и школьно-санитарного надзора служит часто основанием к их отождествлению. Между тем они принципиально и по существу отличаются друг от друга. Работа по ОЗДиП строится на педологической базе и протекает в тесной органической связи с педагогическим процессом. Исходным моментом построения всей работы по ОЗДиП служат не нормативные гиг. требования, а учет динамики роста ^и развития ребенка в его активном взаимодействии с окружающей его реальной средой. Содержанием работы по ОЗДиП является система организованных социально-профилак-тич. мероприятий (социально-гигиенических и социально-педагогических) по оздоровлению ребенка и подростка .и детского коллектива на основе анализа их* поведения в условиях быта и труда. Тем самым работа по ОЗДиП, являясь по существу не только сан .-гиг., но и врачебно-педологической работой, отличается также от гигиены воспитания. Последняя имеет своей основной задачей «участие в организации внешней среды ребенка как воспиту-ющего фактора, обеспечение его гигиенической полноценности». Работа ОЗДиП имеет своей задачей помимо этого также рациональную организацию режима и нагрузки детей и всего педагогического процесса в целом путем активного в нем участия, в целях воспитания здоровой и полноценной в соц.-классовом отношении смены.Гиг.оформление внешней среды рассматривается в работе по ОЗДиП как существенная составная часть всего педагогического лроцесса в целом, а не как самостоятельная изолированная от школы задача. Содержание врачебно-педологической работы-работы по ОЗДиП-определяется в значительной степени характером построения педагоги- ческого процесса и особенностями различных типов учреждений соц. воспитания и проф.-технического образования. В наст, время в связи с введением всеобщего обучения и политехнизации массовой школы работа по 03 ДиП будет определяться в значительной мере этими факторами. Политехнизация массовой школы, изменяя по существу весь характер педагогической работы в школе, связывая последнюю с производством и делая труд основным стержнем всей воспитательно-образовательной работы, естественно должна изменить как методы, так и содержание работы по 03ДиП. Труд детей в школе и на производстве должен стать не только методом познания, но также методом воспитания и оздоровления. Согласно постановлению ЦК ВКП(б) от 5/IX 1931 г. о начальной и средней школе- «соединение обучения с производительным трудом необходимо проводить на такой основе, чтобы весь общественно-производительный труд учащихся был подчинен учебным и воспитательным целям школы»; тем более повышаются роль и значение врача ОЗДиП в деле рационализации этого труда, организации правильного режима и нагрузки детей и оздоровления массовых детских учреждений. Благодаря вышеуказанному постановлению ЦК ВКП(б) вопросы оздоровления массовой школы, режима и нагрузки школьника стали в центре внимания не только врачей ОЗД и педагогов, но и всей советской общественности. Прямым и конкретным выполнением постановления ЦК ВКП(б) являются «Временное положение о школьно-санитарной инспекции», изданное НКЗдр. 15/XII1931 г., постановление СНК РСФСР от 15/11 1932 г. «О внутреннем распорядке школы» и издание НКЗдр. и НКП РСФСР «типового распорядка" школьных занятий и нормы нагрузки школьников всеми видами учебно-производственной и общественной работы». Положение о школьно-сан. инспекции возлагает на врачей 03ДиП обязанности школьно-санитарных инспекторов как государственных инспекторов, имеющих право гос. контроля и наблюдения за сан. состоянием детучреждений, привлечения лиц, виновных в неисполнении сан.'требований, к ответственности в судебном порядке и наложения тех или иных взысканий. Положение о школьно-санитарной инспекции определяет конкретное, содержание сан.-гиг. работы врача ОЗДиП в массовых детучрежде-ниях.-Постановления СНК, НКП и НКЗдр. РСФСР от 15/П 1932 г. дают точные нормативные показатели для отдельных видов деятельности школьника как в школе, так и вне ее, а также регламентируют его общественную работу и обеспечивают школьнику нормальный и здоровый отдых. Постановления СНК РСФСР, НКЗдр. и НКП были горячо поддержаны ЦК ВЛКСМ, к-рый специальным постановлением от 17/II 1932 г. предложил всем местным организациям комсомола принять на себя непосредственный контроль, наблюдение и ответственность за правильную и своевременную реализацию указанных постановлений. Тем самым работа врача ОЗДиП в политехнической школе получила мощную поддержку со стороны всей советской общественности и в первую очередь со стороны комсомола. Указанные постановления представляют собой переломный этап в работе врача ОЗДиП, требуя от него непосредственного активного участия в работе массовой школы как в отношении ее оздоровления простейшими доступными и широкими мероприятиями (сан. минимум), так и рационализации режима и нагрузки детей. Тем самым дается решительный отпор как левацким уклонам «ура-педологов», растворявших сан.-гиг. работу в педологии, так и «чистым гигиенистам», ничего не замечавшим в массовой школе кроме сан.-гиг. дефектов, проходившим мимо вопросов политехнизма, режима и нагрузки и пр.-Одновременно с конкретным планом действий, намечаемых постановлением ЦК ВКП(б) о начальной и средней школе и постановлением СНК, НКП, НКЗдр. РСФСР от 15/11 1932 г., ЦК ВЛКСМ вынес постановление от 4/ХП 1931 г. об обслуживании рабочих подростков. Это постановление намечает целый ряд конкретных мероприятий, к-рые должны стать планом действий для врача ОЗДиП по обслуживанию рабочего подростка в отношении как охраны и оздоровления труда рабочего подростка, так и проведения массовых оздоровительных мероприятий по улучшению его быта. Все перечисленные постановления определяют решительный поворот работы по ОЗДиП в сторону максимального приближения этой работы к непосредственным нуждам детских учреждений и активного участия в соц. строительстве на основе выполнения шести исторических условий тов. Сталина. Т. о. работа по ОЗДиП состоит из следующих основных разделов: 1) санитарно-про-филактический, 2) культурно-гигиенический (санитарно-просветительный), 3) физ. воспитание и массовые оздоровительные мероприятия, 4) педологическое обоснование педагогического процесса и 5) организационно-общественнный. С ан и т арн о - п р о ф и л а к-тический раздел работы по ОЗДиП состоит: 1)в систематическом сан.надзоре за содержанием помещений детучреждения и их оборудования, прилегающего участка и подсобных помещений и в практическом проведении необходимых сан.-гиг. мероприятий; 2) в массовом профилактическом обследовании детей и подростков в целях изоляции б-ных различными заразными б-нями (трахома, чесотка, стригущий лишай и пр.); 3) в поголовном гиг. осмотре детей для выделения наиболее гигиенически запущенных детей-грязных, вшивых, плохо вымытых и пр.-в целях проведения гиг. мероприятий; 4) в проведении массовых профилактических мероприятий по борьбе с заразными б-нями (прививка против оспы, дифтерии, скарлатины и пр., а также дезинфекция и дезинсекция); 5) в установлении сроков изоляции и карантина, ,а также во временном закрытии детучреждения в связи с различными инфекционными заболеваниями; 6) в организации и систематическом наблюдении за правильной постановкой питания детей в детучреждениях. Особо актуальное значение в связи со всеобщим обучением имеют горячие завтраки в массовой школе. В учреждениях интернатного типа (детдомах), общежитиях-коммунах рабочей молодежи и детсадах вопросы питания как в количественном отношении, так и в качественном подлежат сугубому наблюдению со стороны врачей. Культурно-гигиенический раздел работы по ОЗДиП включает 1) си- стематические беседы с детьми по вопросам личной и соц. гигиены и организацию специальных гиг. кружков среди детей; 2) организацию активности детей для участия в наблюдении и практическом проведении всех сан.-гиг. мероприятий в детучреждении и вне его, а также среди отдельных детей, в детском коллективе и быту; наиболее распространенной формой организации детской активности является детская сан. комиссия; последняя обычно создается при школе в целом с представительством от каждой группы; помимо этого детские сан. комиссии могут быть созданы ив отдельных группах; 3) систематическую сан.-просвет. работу среди родителей путем бесед, лекций и консультаций (индивидуальных и коллективных) по вопросам, гигиены воспитания и педологии, а также организацию специальных кружков из родителей по вопросам воспитания и оздоровления ребенка; 4) систематическую педолого-просвети- тельную работу среди педагогов путем организации специальных педологических кружков, докладов, лекций, бесед и постоянной педологической консультации; 5) систематические беседы с техническими служащими .детучреждения по вопросам санитарии и гигиены, уборки помещения и /основным вопросам возрастных особенностей детей; 6) преподавание гигиены-общей и профессиональной-в детучреждениях. Наблюдение за правильным физ. воспитанием детей и подростков и организация массовых оздоровительных мероприятий являются одной из существенных задач работы по ОЗДиП. Основой правильного физ. воспитания детей и подростков является режим труда и отдыха, организованный применительно к особенностям данного детучреждения и данного детского коллектива. В связи с политехнизацией массовой школы и привлечением детей и подростков к активному участию в соц. строительстве и в производственном труде содержание работы по ОЗДиП в отношении физ. воспитания детей и подростков 'Составляется из 1) дозировки труда в отношении нагрузки и продолжительности во времени в связи с индивидуальными психо-физи-'ческими особенностями детей и подростков; 2) установления правильного распределения и чередования труда и отдыха в течение рабочего дня, декады', месяца и пр.; 3) коррекции вредных трудовых факторов и влияний путем как специальных физ. упражнений, так и общих мероприятий по физ. воспитанию; ^систематического врачебного контроля за физ. развитием детей и состоянием их здоровья путем периодических, не реже одного раза в год, мед. обследований и антропометрических измерений; 5) систематического врачебного контроля за правильной организацией и проведением физ. упражнений среди детей и подростков как на специальных уроках по физ. упражнениям, так и в клубные часы и внешкольное время; данный врачебный контроль либо ограничивается лишь учетом наиболее доступных реакций организма на те или иные , -физ. упражнения (частота пульса, дыхания, субъективные жалобы и ощущения) либо проводится на основе экспериментальных физиол. исследований (биохимические, фнкц. исследование деятельности сердечно-сосудистой системы, энергетический баланс, психологические данные и пр.); 6) организации и систематиче- ского наблюдения за постановкой физ. воспитания в массовых оздоровительных учреждениях для детей и подростков. К числу массовых оздоровительных учреждений относятся в первую очередь детские площадки. Следующим учреждением массового оздоровит, характера является летняя колония. Подобно летним колониям для детей организуются лагери для пионеров (см. Лагерь, пионерские лагери).-Наряду с организацией массовых оздоровительных учреждений органической составной частью работы по ОЗДиП является проведение массовых оздоровительных мероприятий внутри детучреждения. Весьма важно также наблюдение за регулярным пребыванием детей на свежем воздухе. В этом отношении особое значение имеет выход детей во время перемен между уроками на пришкольный двор либо площадку. В дошкольных учреждениях прогулки детей составляют обязательную часть режима дня. Прогулки имеют не только оздоровительное значение, но и педагогическое. В школьных учреждениях прогулки детей обычно проводятся в форме экскурсий на лоно природы (лес, поле, чзад и пр.), в город для ознакомления с отдельными достопримечательностями и на производство. В весенне-летнее время в школах проводятся также прогулки чисто оздоровительного характера, особенно для детей младшего возраста. Следующий существенный раздел работы по ОЗДиП-в рачебно-педологическое обоснование педагогического процесс а-базируется на двух основных моментах: врачебно-педагогическое обследование детей и подростков и врачебно-педоло-гический анализ педагогического процесса. Педологическое обследование есть динамическое обследование личности ребенка и его поведения в активном взаимодействии с окружающей средой. Педологическое обследование, проводимое врачами ОЗДиП, принципиально отлично от тех обследований, к-рые проводились школьно-санитарными врачами в дореволюционное время. Последние касались гл. обр. состояния здоровья и физ. развития детей без учета их конкретного поведения в условиях определенной среды и вне учета конкретных требований педагогического процесса. Обследовалось гл. обр. состояние «тела» ребенка, а не целостная психо-физическая личность. Обследование в своих практических выводах не было связано с педологической и врачебной практикой по оздоровлению школы и носило преимущественно характер чисто биологический. Между тем врачебно-педоло-гическое обследование наряду с биол. особенностями ребенка касается также и его псих. качеств, соц.-быт. особенностей и черт поведения в их динамическом развитии и постоянном взаимодействии. Целостное педологическое обследование и изучение ребенка не исключает однако одновременного специального обследования и изучения отдельных сторон развития ребенка. Так, врачами ОЗДиП и ДПА проводилась и проводится большая практическая и исследовательская работа по изучению физ. развития ребенка и особенностей этого развития в зависимости от климатических, национально-расовых, бытовых, производственных и пр. условий. Данные о физ. развитии, к-рые прежде часто рассматрйва- лись изолированно от остальных данных социально-биологического развития ребенка, в наст, время рассматриваются лишь как органическая составная часть всех данных о развитии ребенка и интерпретируются относительно и в зависимости от тех или иных конкретных требований (труд, физкультура и пр.). Поэтому и обследование физ. развития протекает не столько в специальных антропометрических кабинетах, сколько.в кабинетах врач. контроля за физкультурой либо во врачебно-педологических кабинетах. Педологическое обследование проводится комплексно и состоит из следующих основных моментов: 1) обследование социально-бытовых, культурных и производственных условий среды ребенка и подростка; 2)обследование физ.развития и состояния здоровья детей и подростков; 3) обследование псих, развития (интелект и одаренность, круг представлений, мышление и пр.); 4) педологическая характеристика поведения и успешности. Все данные обследования кладутся в основу т. н. коллективного диагноза. Коллективный диагноз естьврачебно-пе-дологический анализ и синтез всех данных обследования в целостном их понимании применительно к реальному поведению ребенка и подростка. В коллективном диагнозе участвуют врач детской проф. амбулатории, принимавший участие в обследовании ребенка, врач ОЗДиП, обслуживающий данное детучрежде-ние, и педагог той группы, где учится ребенок или подросток. На основе коллективного диагноза намечаются как врачебно-профилак-тические мероприятия, так и меры педагогического воздействия в отношении отдельных детей и детского коллектива в целом. Меры педагогического воздействия представляют собой сумму преднамеренно-организованных педагогических мероприятий, имеющих своей целью исправление тех или иных недостатков поведения ребенка и детского коллектива. Основным принципом организации тех или иных мер педагогического воздействия в советской школе является перевоспитание ребенка и подростка через организованное влияние детского коллектива в интересах соц. строительства. Никакие меры физ. воздействия и наказания ни в какой форме в советском детучреждении не допускаются и строго преследуются законом. Следует отметить, что в целом ряде буржуазных стран Зап. Европы (Германия, Франция и др.) и Америки телесные наказания детей являются до наст, времени одной из принципиально оправдываемых мер педагогического воздействия. На основе педологического обследования врачом ОЗДиП совместно с педагогом проводится комплектование школьных групп и группировка отдельных детей и подростков в детучреждениях. При комплектовании школьных групп обращается особое внимание на организацию относительно однородных групп в отношении как их учебной и производственной успешности и работоспособности, так и общественной активности. Отдельные дети и подростки, не могущие работать в условиях обычной нормальной школьной группы, как-то: умственно отсталые, психически аномальные, переростки, выделяются в специальные детучреждения для указанных детей.. Такими учреждениями являются вспомогательные щволи» психо-неврологические школы-сана- тории, лесные школы и школы для переростков . Вспомогательные школы находятся в системе органов народного образования и предназначаются для детей умственно отсталых в легкой форме. Вспомогательные школы отличаются от обычных школ методом своей работы и объемом учебно-программного материала. Вся учебно-воспитательная работа во вспомогательных школах строится по активно трудовому методу применительно к примитивно-конкретному мышлению-умственно отсталого ребенка. Объем учебно-программного материала вспомогательной школы равен примерно курсу 1-й ступени и рассчитан на 5 лет обучения.-Дети с глубокой умственной отсталостью (глубоко слабоумные, идиоты, глубоко дементные эпилептики и пр.) помещаются в специальные психоневрологические школы-санатории. Последние представляют собой учреждения интернатного типа, служащие для призрения хронически больных детей. Эти учреждения организуются обычно при краевых или областных психиатрических б-цах. Для детей с нервно-психическими аномалиями без умственной отсталости (психопатов и невропатов) существуют специальные психо-неврологические школы-санатории и психо-неврологические-клиники. Эти школы представляют собой тип лечебно-педагогических учреждений, где наряду со специально психиатрическими мероприятиями проводятся и лечебно-педагогические. Особенное значение данные учреждения имеют для детей с легкими психопатическими и невропатическ. состояниями, выявленными и заостренными неблагоприятными условиями развития личности. Психо-неврологические школы-санатории имеют своей целью* псих, оздоровление детей психопатов и невропатов, исправление недочетов их поведения, доведения их до такого состояния, к-рое позволило бы им обучаться и воспитываться э обычных детучреждениях. Применительно к этим задачам психо-неврологич. школы-санатории имеют свой особый режим санаторного-типа, своеобразное построение учебно-воспитательной работы, рассчитанное на интернатное пребывание детей. В наст, время подобные школы имеются почти во всех крупных промышленных городах СССР с общим количеством коек до 2 500. Все психо-неврологические школы-санатории находятся в системе учреждений ОЗДиП НКЗдр. - Дети-переростки,. превышающие максимальный возраст, установленный для школьной группы, соответственно их знаниям и подготовке выделяются в отдельные группы или специальные школы для переростков. Дети становятся обычно переростками в силу целого ряда неблагоприятных бытовых условий, не дающих им возможности своевременно-поступить в школу. Переростки выделяются в специальные группы или школы гл. обр. потому, что для них требуются особые методы обучения, к-рые не могут быть осуществлены в-условиях нормальных групп. Кроме того оставление переростков в обычных группах затрудняет работу последних. Школы для переростков находятся в ведении органов народного образования. Введение всеобщего начального обучения должно полностью ликвидировать наличие переростков. Данные педологического обследования дают возможность врачу ОЗДиП и педагогу орга- 46 низовать работу по профконсульта-ц и и в школе. До последнего времени вся профконсультационная работа проводилась исключительно в виде т. н. профотбора в специальных кабинетах и лабораториях по профотбору. Эта работа имела характер одномоментного обследования подростка, окончившего школу, с целью отбора его в то или иное производство или школу ФЗУ. В наст, время в связи с ликвидацией безработицы и всеобщим обучением вместо одномоментного профотбора вводится постепенно профконсультационная работа в массовой школе. В связи с политехнизацией массовой школы профконсультационная работа в школе приобретает очень большое значение. Проф. консультация в массовой школе имеет своей задачей на основе длительного и систематического наблюдения и изучения ребенка и соответствующего активного воспитательного на него воздействия подготовить наиболее полноценные кадры для социалистического строительства. Профконсультационная работа в массовой школе проводится на основе данных педологического обследования школьника (см. выше), а также и дополнительных данных обследования его поведения, и таким образом в целом состоит из 1) изучения соц.-бытовой, производственной и культурной среды ребенка; 2) изучения педагогического процесса как в части учебной, так и производственно-трудовой; 3) изучения психо-физических особенностей детей и подростков в их динамическом развитии; 4) изучения направленности и интересов детей и подростков и их способностей и склонностей; 5) диференцированного учета успешности детей и педагогической характеристики их поведения; 6) комплектования и группировки школьных групп на педагогических основах (диференцировавные группы и школы); 7) систематической работы по профосведомле-нию детей и подростков в отношении основных производственных профессий путем внедрения этого материала в общийучебно-программ-ный материал; 8) профконсультационного заключения в отношении всех подростков, поступающих из массовой школы в профтех-нические школы, на основе анализа и синтеза всех материалов длительного и систематического изучения и наблюдения. Работа по проф. консультации в школе есть органическая составная часть педологической работы врача-педолога в массовой школе и тесно связана с его работой по педологическому анализу педагогического процесса. Последний в основном имеет своей целью дать оценку методам и содержанию педагогической работы с точки зрения соответствия их психо-физи-ческим особенностям детей. Вопросыпедологи-ческого обоснования педагогического процесса и его рационализации являются исключительно важными, т. к. разрешение их наилучшим образом обеспечивает всю работу по активному оздоровлению детства и повышает его учебную и производственную успешность. Организационно -о бщественн а я сторона работы 03 ДиП. Вся многогранная работа цо ОЗДиП может быть правильно осуществлена лишь в том случае, если она строится на широкой общественной базе. Вовлечение в активную работу по ОЗДиП партийной и советской общественности, в особенности пионеров и комсомола, является обязательной предпосылкой проведения широких профилактических мероприятий в области ОЗДиП. Наиболее распространенной формой участия общественности в деле ОЗДиП является создание КОТиБ'ов (Комиссия оздоровления труда и быта) при ДПА или ОЗДиП. Из общественных организаций особое содействие делу ОЗДиП как в материальном отношении, так и в отношении активной и непосредственной помощи в работе оказывают Дет-комиссия при ЦИК'ах союзн. республик по-борьбе с беспризорностью и безнадзорностью, Общество «Друг детей» (ОДД) и республиканское Об-во Красного Креста и Красного* Полумесяца. РОКК имеет специальную организацию по проведению оздоровительных мероприятий среди детей, в первую очередь пионеров, называемую «служба здоровья юных пионеров» (ЮП). Последняя всю свою* работу проводит в тесной связи с организацией ОЗДиП, оказывая ей непосредственную практическую помощь, гл. обр. в развертывании массовых и специальных оздоровительных мероприятий и учреждений для ЮП. В 1931 г. бюджет РОКК'а по «службе здоровья ЮП» (организация здравниц и санаторных лагерей, летних площадок и пр.) выразился в 2,5 млн. рублей. Служба здоровья РОКК'а организует также периодические экспедиции по обслуживанию детского населения национальных меньшинств в отдаленных районах СССР.-Наряду с организацией взрослой общественности вокруг дела ОЗДиП не менее актуальной задачей является также вовлечение в эту работу пионеров и комсомола. Пионеры и комсомол, представляя собой наиболее-активную и сознательную часть детства и юношества, являются наилучшими проводниками задач ОЗДиП в толщу детского и взрослого-населения. Многие представители комсомола являются в наст, время руководителями дела ОЗДиП,многие активно работают в различных комиссиях и советах содействия ОЗДиП. Пионер-форпосты и отряды в школах играют большую роль в деле повышения гиг. уровня школьного помещения и привития гиг. навыков детям, Значительное количество высокоактивной многомиллионной массы детей и подростков из комсомольцев и пионеров, несущих наряду с учебной работой большую общественную нагрузку, естественно требует к себе особого внимания со стороны ОЗДиП. На последних помимо систематического обслуживания всего организованного детства и подросткового населения лежит также обязанность ведения оздоровительной работы среди пионеров и комсомола. Основная цель этой работы заключается в рационализации режима и труда и отдыха (в школе, пионеротряде, клубе и пр.) и активном его оздоровлении. Все вышеизложенные разделы работы по* ОЗДиП несколько диференцируются в своем содержании и в методах в зависимости от типа, обслуживаемого детучреждения-детсад, детдом, школа-фабрично-заводская семилетка (ФЗС), школа фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), школа ученичества массовых профессий (ШУМП) и пр. Так, в школе ФЗУ,. где подростки непосредственно связаны с работой на производстве, одной из актуальных задач работы по ОЗДиП является участие в правильном распределении подростков по-отдельным детальным профессиям и цехам „ оздоровление условий труда, борьба с травма- тизмом и проф. вредностями, профконсульта-ция и профессиональный отбор (см.) и пр. Всю эту работу осуществляют врачебно-педоло-гические кабинеты при школах ФЗУ, к-рые являются филиалом единого диспансера. Врач ОЗДиП, работающий в школах ФЗУ, входит в состав пункта здравоохранения на предприятии. В дошкольных учреждениях (детсады, площадки и пр.) основное внимание должно быть обращено на правильную организацию физ. воспитания, режим дня, массовые оздоровительные мероприятия и пр. В связи с этим практическая работа по ОЗДиП обычно диференцируется между отдельными работниками применительно к различным типам дет-учреждений (дошкольная работа, школьная и работа с подростками). Содержание работы по ОЗДиП определяет и характер ее структуры, к-рая в наст. время представляется в следующем виде. Вся практическая работа по ОЗДиП осуществляется спец. врачами ОЗДиП. Среди последних имеется большой контингент врачей, прошедших специальные врачебно-педологические курсы. В наст, время при реорганизации мед. образования организованы специальные факультеты по охране материнства и детства, к-рые готовят специалистов-врачей по ОЗДиП (педиатров и педологов). Вся работа врачей ОЗДиП в районе объединяется вокруг районной ДПА (или постепенно заменяющего ее детского отделения диспансерного объединения данного района). Последняя является руководящим методическим центром работы по ОЗДиП в районе. ДПА (или детское отделение диспансерного объединения) содержит целый ряд кабинетов по различным специальностям: педиатрический (терапевтический), психо-неврологический, глазной, кожный, по б-ням уха, горла и носа, зубоврачебный и пр., а также имеет отдельные кабинеты-врач. контроля за физ. развитием (антропометрический) , врачебно-педологический и кабинет по проф. консультации и профотбору. Нек-рые ДПА помимо указанных кабинетов имеют также специальные кабинеты по педологической консультации и патронажу и сан.-гиг. кабинет. ДПА имеет штат сестер для обследования «быта детей и подростков и осуществления педологического патронажа. Вся работа по диспансеризации детей и подростков и по врачеб-но-педологическому их обследованию проводится ДПА совместно с врачами ОЗДиП. ДПА организует регулярные конференции врачей ОЗДиП, проводит работу по повышению их квалификации, организует кружки для родителей по вопросам воспитания и оздоровления детей, кружки по повышению гиг. квалификации педагогов, проводит работу с пионервожатыми и активом комсомола по ознакомлению их с вопросами гигиены и педологии и пр. Таким образом ДПА (или детское отделение диспансерного объединения) является центральным штабом по всей работе ОЗДиП в районе. В наст, время в связи с организацией всего здравоохранения в системе диспансерного объединения при последних организуются детские отделения, к-рые должны взять на себя все функции ДПА. Все леч. оздоровительные и массовые профилак-тич. мероприятия в отношении детей и подростков района, а также вся врачебно-педо-логическая работа концентрируется в общей системе диспансерного объединения в лице его детских отделений. При ДПА (или детских отделениях диспансерного объединения) организуются оздоровительные площадки для детей и подростков, дневные и ночные санатории и диет, столовые, к-рые работают под их непосредственным руководством и наблюдением. В тесной связи работают и все остальные специальные учреждения по ОЗДиП, как-то: психо-неврологический санаторий, детский костнотуберкулезный санаторий, лесные школы (см.), санаторные лагери для рабочих подростков и т. д. В сельских местностях, в колхозах и совхозах имеются пункты ОЗДиП, к-рые представляют собой небольшие ячейки ДПА и выполняют в ограниченном виде основные функции последних. Обычно пункт ОЗДиП состоит из одного врача ОЗДиП и сестры-об-следовательницы. Пункт ОЗДиП объединяет всю работу по ОЗДиП данного участка и является его методическим и организационным центром. Во всей своей работе пункт ОЗДиП тесно связан с районной ДПА и находится под ее методическим руководством. В наст, время сеть пунктов ОЗДиП в колхозах и совхозах еще очень недостаточна и слаба. Часто колхозы и совхозы обслуживаются работниками района путем периодических выездов последних на определенный срок в колхозы и совхозы. В большинстве сельских участков работа по ОЗДиП осуществляется в наст, время участковыми врачами. В последнее время целый ряд учреждений и врачей ОЗДиП краевых и областных центров в порядке шефства проводит систематическую работу пр ОЗДиП в колхозах, совхозах и МТС (машинно-тракторные станции). Все районные ДПА и пункты ОЗДиП объединяются и работают под методическим руководством областных или краевых ДПА или ин-тов ОЗДиП. Последние являются краевым методический! центром всей работы по ОЗДиП в области или крае. В отдельных областях или краях имеются вместо краевых ДПА ин-ты ОЗДиП, выполняющие наряду с научно-практической работой по методическому руководству работой в области ОЗДиП в области и крае (функции краевой ДПА),также и научно-исследовательскую работу применительно к особенностям и нуждам данного края. Научно-исследовательская работа по ОЗДиП развернулась с первых дней организации ОЗДиП и продолжается интенсивно до наст, времени, все более и более расширяясь и углубляясь. Наряду с углубленным изучением материальной среды основными вопросами научного исследования в области ОЗДиП являются проблема детского развития, возрастные психо-физические особенности, вопросы поведения ребенка и влияние отдельных факторов организованного и неорганизованного воздействия среды на это поведение, проблема детского труда, вопросы режима дня, гигиены помещений детуч-реждений, их оборудования, инвентаря, учебных пособий, книги и пр., школьное строительство, психо-физические особенности «трудных» детей, больных, калек и пр. Вся научно-исследовательская работа имеет своей целью обосновать и научно оформить методологию, методику и практику работы врача ОЗДиП во всех ее разделах. - Структура ин-тов ОЗДиП в наст, время в общем однородна и имеет основные отделы: 1) морфол.-физиоло- гический, 2) санитарно-гигиенический, 3) врачебно-педологический, 4) психо-невроло-гический, 5) соц .-гигиенический и организация ОЗДиП. Областные и краевые ДПА и ин-ты являются одновременно методической базой для оперативной работы по ОЗДиП краевых и областных органов здравоохранения. В наст. время в РСФСР имеются следующие институты по ОЗДиП: Центральный ин-т по ОЗДиП ям. десятилетия Октябрьской революции в Москве, ин-т ОЗДиП в Ленинграде, Сев.-Кавказский ин-т ОЗДиП в Ростове, Зап.-Сибирский в Новосибирске и ин-т ОЗДиП в Ниж-нем-Новгороде; на Украине имеются ин-ты ОЗДиП в Харькове, Киеве и Одессе. Вся оперативная работа по ОЗДиП осуществляется через органы здравоохранения, имеющие в своих штатах специальные секторы или отделы по ОЗДиП или же спец. инструкторов по ОЗДиП. На Украине работа по ОЗДиП в аппаратах здравотделов объединяется в едином секторе Охматдета. По материалам пятилетнего плана НКЗдр. РСФСР сеть учреждений по ОЗДиП запроектирована в следующем виде: туберкулезников и-пр.), а также представителей ВЛКСМ, работающих в области ОЗДиП, и представителей рабочих и общественных организаций. Всего за время существования организации ОЗДиП с октября 1917 г. состоялось 8 съездов и конференций. Последняя конференция состоялась в Москве в марте 1931 года. ОЗДиП на Западе. Анализируя мероприятия в области ОЗДиП в буржуазных странах Зап. Европы и Америки, мы наталкиваемся на крайнюю пестроту форм и методов работы не только в международном масштабе, но и в каждой отдельной стране. То, что является для нас непреложным, характерным для практики строительства в любой области (напр. планирование работы), в капиталистических странах отсутствует. Ознакомление с международными отчетами гиг. комиссии Лиги наций в части материалов, освещающих дело ОЗДиП за границей, приводит к убеждению, что и в самой организации, объединяющей среди других отраслей санитарно-профилактической работы и мероприятия в области ОЗДиП, нет и попытки планирования Т а б л. 1. Сеть учреждений 1927/28 г. 1928/29 Г. 1929/30 г. 1931г. 1932 Г. 1933 Г. Вспомогательные койки (дневные и ноч- Койки для физически аномальных детей Санаторная колония для рабочих под- 1 250 1 009 1 483 1 102 1 319 1 239 1 359 1  856 2  128 1  520 2  014 2 139 1 919 2 768 4 610 2  670 3  510 3  950 4  035 3 179 5 450 3  700 4  535 5  950 6  030 7  200 6 750 5 470 9 950 8  850 Санат. лагерь для юных пионеров . . . Таблица показывает значительный рост сети ОЗДиП в сравнении с ныне существующей. Последнее вытекает из необходимости достаточного обслуживания громадных кон-тингентов детей, вовлекаемых в массовую школу в связи с всеобучем, а также большим количеством подростков, вступающих в производственный труд в связи с индустриализацией страны и необходимостью подготовки больших контингентов квалифицированных рабочих кадров.По данным НКП контингенты обслуживания организованного детства выражаются в следующей таблице: Контингенты обслуживания 1930/31 Г. 1931/32 Г. 1932/33 Г. В городе Дошкольники.......... 1  200 000 2  653 050 300 000 1 820 000 7 063 360 274 000 1  850 000 2  873 420 500 000 4 150 000 7 865 800 672 000 250 000 2  200 000 3  106 320 1 000 000 5 800 000 8 800 000 1 050 000 1 095 000 Школы I и II ступени ..... Н а с е л е Дошкольники .......... Школы колхозной молодежи . . Вечерние школы колхозной моло-' Т.о. намечаемый большой рост сети ОЗДиП является еще далеко не достаточным и потребует своего дальнейшего усиленного развития.-Вся работа по ОЗДиП подвергается периодически общественному просмотру и учету на специальных конференциях и съездах -по ОЗДиП. Указанные конференции и съезды созываются из числа практических работников по ОЗДиП (врачей-педиатров, этой работы. Напр. в САСШ, одной из наиболее передовых капиталистических стран, или в Германии почти всюду работа в области ОЗДиП проводится самостоятельно отдельными штатами или муниципалитетами, при наличии слабых попыток со стороны центральных организаций внести единство в формы, содержание и методы работы. Вторая особенность дела ОЗДиП за границей, резко отличающаяся от практики нашей работы,-это буржуазно-классовая сущность всех мероприятий в области ОЗДиП. Обслуживание школ и других детских учреждений за границей по т а б л. 2. характеру работы различно в зависимости от типа учреждений. Учреждения, обслуживающие детей аристократии и буржуазии, имеют великолепное оборудование, прекрасные здания, выстроенные по всем правилам санитарии и гигиены, со специальными площадками и помещениями для гимнастических и спортивных упражнений, и всем этим учреждениям обеспечены помощь и содействие врачей самых разнообразных специальностей. Несмотря на наличие пространных законодательных актов об охране детского труда, несмотря на разветвленную сеть учреждений по охране псих, и физ. здоровья детей все это вместе взятое- не защищает детей от разрушительного влияния капиталистической системы. Массовая безработица, резкое понижение заработной платы, инфляция, повышение цен на продукты первой необходимости-все это в первую очередь отражается на детях проле- тариата и влечет за собой высокую заболеваемость и смертность. В качестве самозащиты буржуазная наука разработала и широко пользуется концепцией, утверждающей, что дети наследуют неполноценные биол. свойства от родителей; отсюда их псих, и физ. неблагополучие. При этом сознательно отбрасывается мысль об ответственности буржуазной капиталистической системы и окружающей социально неблагоприятной среды. Одной из отличительных черт в работе по ОЗДиП в буржуазных странах является филантропический характер многих мероприятий. Наиболее подчеркнутой в этом отношении является работа по ОЗДиП в САСШ. Если в СССР вся система мероприятий по ОЗДиП является самостоятельным разделом работы НКЗдр., то в САСШ эта отрасль работы разбросана по самым различным ведомствам и при этом в различных штатах по разному. С мероприятиями по ОЗДиП можно встретиться в ведомствах органов труда, здравоохранения, просвещения, внутренних дел и пр. При отсутствии единой организации,руководящейвсеми мероприятиями в области ОЗДиП, в САСШ имеется орган идеологического руководства всей работой по охране детства, а именно- Федеральное бюро по охране детства (Department of Labor). Бюро состоит из шести отделов, в том числе отдела гигиены ребенка (помимо отдела охраны материнства и младенчества). Основные задачи отдела гигиены и охраны здоровья детей следующие:изучение влияния условий труда и жизни, изучение здоровья детей, а также изучение их физ. состояния и питания, изучение детской смертности, несчастных случаев и б-ней детей. Отдел концентрирует данные о методах работы и «должен находить лучшие пути и средства, чтобы ребенок был сильным и крепким». Результаты своих исследований он обязан сообщать родителям, педагогам и всем организациям, имеющим отношение к детям. Отдел охраны труда того же бюро также ставит перед собой ряд задач, тесно связанных с работой по охране здоровья детей (изучает труд несовершеннолетних, влияние труда на психо-физиче-ское развитие детей, разрабатывает законодательство о детском труде, о приеме учащихся в различные учебные заведения и на производство в зависимости от псих, и физ. развития). Есть немало штатов, где работа по ОЗДиП носит зачаточный характер. Специальные отделы по 03Д существуют в 46. штатах. Наиболее распространенные учреждения, работающие в области ОЗДиП в САСШ, следующие: поликлиники для детей, леч. школы для физически и психически аномальных детей, школы для т. н. дефективных детей, школьные врачи, сестры социальной помощи. Большая работав соц.-гиг. разрезе проводится в учреждениях, обслуживающих беспризорных детей. Широко распространены в САСШ т. н. бюро обследования, в работе к-рых как правило принимают участие врач-соматик, психиатр, обследователь на дому («социальный работник»).-Наряду с широкой сетью учреждений по ОЗДиП необходимо отметить как одно из противоречий капиталистической системы-широкое распространение телесных наказаний, применяемых в качестве системы, что впрочем характерно и для других буржуазных стран. Не меньшего вни- мания заслуживает законодательство по охране детства, представляющее в общем большой интерес по тщательности разработки. Заботы об охране здоровья детей и развлечениях для них и об охране детского труда входят в законодательство в качестве основных разделов. В частности наказуемо оставление детей без мед. помощи, содержание в нечистоте, продажа детям спиртных напитков, угощение детей табаком, папиросами, прием на работу в производства, вредные для здоровья; запрещается детям и подросткам моложе 18 лет принимать участие в борьбе, боксе и кулачных боях и т. д. Несмотря на наличие хорошо разработанного законодательства редко где можно встретить столь злостную эксплоа-тацию детей, как в САСШ. Армии чистильщиков сапог, газетчиков, рабочих различных производств комплектуются из детей начиная с 7-8 лет. Англия. Работа в области охраны здоровья детей проводится министерством народного просвещения согласованно с министерством здравоохранения. Вся работа, выделенная в особый школьно-медицинский сектор, разбита по округам, число к-рых равно 318 (сельские и городские округа). Основные разделы работы в области (}ЗДиП в Англии следующие: 1) медицинское инспектирование (обследование и сан. надзор) и лечение школьников, 2) организация завтраков в школах, 3) проведение мероприятий в области физкультуры, 4) заботы о «вечернем» отдыхе учащихся (у нас «клубные» дни, организация досуга учащихся), 5) обслуживание детей дошкольного возраста (с 2 до 5 лет ecoles ma-ternelles) и 6) работа по линии т. н. «специальных» школ (школы для физически и психически недостаточных детей). Вся работа в каждом автономном районе направляется специальным школьным врачом. Он же нередко является и сан. врачом (что по мнению автора отчета небесполезно, поскольку помогает установлению связи между органами здравоохранения и народного образования). Надо отметить, что в СССР давно отказались от такого рода «связи», поскольку каждый из участков работы требует особой компетенции; более того: работа в области ОЗДиП в СССР настолько диференцирована, что требует подготовки врачей на специальных факультетах, причем самая работа в зависимости от возраста обслуживаемых детей и от типа педагогических и лечебно-педагогических учреждений проводится специальными врачами (врачи, обслуживающие дошкольные учреждения, школу-семилетку, ФЗУ, врачи психо-неврологи, врачи-физкультур* ники). Школьный врач, руководящий работой в своем округе, руководит работой специалистов и сестер. Вся работа в основном носит профилактический характер. Даются указания в отношении отопления,вентиляции, физ. и псих, здоровья детей, сан.-гиг. просвещения и пр. Школьные власти обеспечивают регулярный надзор за всеми детьми начальной и средней школы. Учащиеся за время пребывания в школе обследуются не менее трех раз: при вступлении в школу, при наступлении восьмилетнего возраста и при наступлении двенадцати лет. Кроме того дети могут быть обследованы в любое время в связи с заявлениями родителей, учащихся, педагогов и школьных сестер. Школьная сестра си- «тематически следит за детьми, в особенности за детьми, требующими специального наблюдения, и следит за выполнением предписаний врача. Если родители не могут ухаживать за детьми, школа оказывает в этом отношении необходимую помощь. В результате обследований проводится ряд лечебно-профилактических мероприятий. Выделяются дети с расстройствами зрения, слуха, речи, с поражением миндалин и зубов и пр. Лечение производится специальными учреждениями, называемыми «школьными клиниками», число к-рых равно 1 500. Там, где нет школьных клиник, лечение проводится в общих госпиталях и леч. учреждениях на основе специальных договоров, заключаемых органами здравоохранения и народного образования. Ежегодно более половины детей, посещающих начальную школу, подвергается регулярному мед. обследованию. Общее количество обследованных в 1927 г. детей составляло 2 686 тысяч (из 4 967 тысяч посещающих школу). Детей, пропускаемых лишь через регулярный осмотр, насчитывается в среднем около 20%, получающих специальное лечение по особым показаниям-30%. Сюда не входят дети, получающие зубную помощь и специальную «профилактическую помощь» в связи с «нечистоплотностью». Две трети обследованных детей нуждаются в зубной помощи. Зубоврачебный персонал, занятый исключительно санацией полости рта, насчитывает 280 работников без совместительства и 1 860 по совместительству. Кроме зубных врачей имеются дантисты. Из них 238 работает без совместительства и 386 по совместительству. Школьных сестер 2 796. Из них занимаются только этой работой 1 252 сестры (упоминая о совместительстве, автор англ. отчета подчеркивает, что все совместители занимаются по совместительству лишь общественной медициной, а не лечебной). Как и в САСШ, работа в школах Англии ведется также и благотворительными организациями. Нередко школьным сестрам помогают районные сестры, находящиеся на слуясбе благотворительных организаций. Особое внимание обращается на полное обслуживание недостатков зрения, носоглотки (аденоиды, гипертрофия миндалин и пр.). Но все же есть немало районов, где эта работа не ведется. Зубоврачебное дело далеко не охватывает всех контингентовдетей. Все приведенные данные характеризуют работу в области 03Д в начальной школе. Аналогичная работа, проводимая органами народного образования во II ступени или в школах повышенного типа, ограничивается лишь мед. обследованием. Лечение факультативно. В основном обслуживание этих школ проводится врачами школ I ступени. Организация «горячих завтраков» входит в компетенцию школьных врачей. Нуждающимся завтраки полагается давать бесплатно. В других случаях родители должны возместить Годы 1925-26 1925-26 Колич. гос. школ Из них с мед. обсл. полностью или частично стоимость завтраков. Количество завтраков, выданное в 1927 г., равно 10 000 000. Стоимость завтрака-3 пенса. По количеству выданных завтраков нередко можно судить о социальных потрясениях в стране. Так напр. во время знаменитой угольной стачки 1926-27 гг. количество выданных завтраков возросло до 70 000 000.-Физкультура, проводимая в начальных школах по шведской системе, возложена на педагогов при врач, контроле со стороны школьных врачей .Boll ступени физкультура проводится специалистами (в школах для девочек-специалистками). Из приведенного обзора видно, что англ. буржуазия затрачивает значительные средства на дело 03 ДиП, но так же как и в САСШ мы сталкиваемся здесь с беспощадной эксплоатацией детей. Безработица в Англии, резко обостренная классовая борьба в первую очередь отражаются на детях. Венгрия. В работе по ОЗДиП в школах Венгрии принимают участие школьные врачи, врачи-специалисты и школьные сестры. Врачи-специалисты также распределены по округам. С каждым из них работает школьная сестра. Школьные врачи ведут только сани-тарно-предупредительную работу и как правило не занимаются лечением (только в исключительных случаях). В задачу врача входит наблюдение за, здоровьем детей в школе и за их физ. и соц. благополучием. Врач составляет на всех детей в школе карточку. При повторных осмотрах особое внимание обращается на детей, нуждающихся в этом. По своей работе школьные врачи отчитываются в специальных месячных и годовых отчетах. Они ведут работу и принимают участие в конференциях с педагогами, выступают среди родителей и учащихся. Школьные сестры помогают врачам в обследовании детей, посе-щенияхнадомуисоставлении индивидуальных карт. Зубоврачебное обслуживание школьников ведется специальной зубоврачебной группой. В 1926 г. школьными врачами проведено 54 738 первичных обследований с заполнением индивидуальной карты (общее количество учащихся в Будапеште 79 800), 20 723 посещений на дому; 10 817 чел. детей отправлено в летние колонии. В школах ведется сан.-просвет. работа. Польша. Дело 03ДиП в Польше сосредоточено в министерстве народного образования. Мед.-сан. обслуживание начальной школы ведется за счет местных бюджетов. Та же работа в школах II ступени финансируется по гос. бюджету. Регулярное обслуживание начальной школы проводится в 168 пунктах (по данным отчета за 1924 г.). В Варшаве один врач обслуживает 2 500 чел. детей. Начальные школы сельских округов посещаются т. н. гиг. функционером (инспектором). Прилагаемая ниже таблица дает представление о количественном охвате школ мероприятиями в области ОЗДиИ. Табл. 3. Колич. Из них с мед. частных] ____обсл. ____ школ абс. о/ Общее количество Проводится мед. обслуживание абс. % 128 267 Школ

1упени 105 | 82 | 71 i

60 | 84,5 \ 199 165 1 82,9 Школы

II ступени 171 ] 66,3 I 515 |

375 I 72,8 ! 782 I 546 1 69,8 47ft В систему мероприятий по ОЗДиП входят также и школы для детей с пониженным Интел ектом (на 200 коек), 13 школ для отсталых детей (на 2 000 чел. детей), 4 школы для слепых (200 человек), 15 школ для глухонемых (850 чел.), 2 школы на открытом воздухе (Варшава, Закопане). Финляндия. Мероприятия в области ОЗД в Финляндии включены в систему министерства социального обеспечения, где и выделены в качестве самостоятельного раздела работы. Все мероприятия по ОЗДиП вБель-гии сосредоточены в министерстве народного образования, в Г р е ц и и-в министерстве культов и народного образования. Министерством организовано мед .-сан. обслуживание школы во всех больших городах. В средней школе введено преподавание гигиены в качестве обязательного предмета. Как деталь, характерную для Греции, необходимо отметить, что все преподаватели перед началом занятий подвергаются обязательному мед. осмотру. В Литве работа по ОЗД сосредоточена в министерстве народного образования в виде т. н. школьно-санитарной службы. Школы повышенного типа обслуживаются 97 школьными врачами. В Т у р ц"и и в составе министерства народного просвещения выделена дирекция школьной гигиены. Ведется регулярный сан. надзор, введено преподавание гигиены, мед. обследование учащихся. В Чехо-Сло-в а к и и министерство просвещения в лице специальной службы обеспечило мед. обслуживанием начальные школы, организовало 514 учреждений помощи молодежи (колонии, поликлиники), 315 сиротских приютов, 20 приютов для глухонемых, 15 для слепых, 4 для эпилептиков, 21 для отсталых в развитии.-В Югославии министерство культов в лице школьно-гигиенической службы обеспечило школу мед. обслуживанием, причем сюда входит не только обследование и лечение, но и чтение лекций по гигиене. Количество школьных поликлиник весьма ограничено. Организуются поликлиники министерством здравоохранения. Всего их к 1926 г. создано 52. Вся работа школьно-гигиенической службой ведется в следующем разрезе: 1)   систематическое обследование учащихся; 2) лечение б-ных учащихся в госпиталях врачами-специалистами; 3) посылка ослабленных учащихся в колонии и пр.; 4) оказание помощи нуждающимся в питании и одежде; 5) проведение дезинфекции и в случае необходимости назначение душа; 6) консультации и конференции с родителями, педагогами и детьми; 7) сотрудничество с частными об-вами, обслуживающими детство; 8) создание школьных кухонь, летних колоний, школ на открытом воздухе, школьных бань.--ОЗДиП в Италии и Германии-см. Германия, Италия.

Лит.: Бекарюков Д., Основные начала школьной гигиены, 2-е изд., М., 1914 (лит.); Б у р г е р-штейн Л. иНетолицкий А., Руководство по школьной гигиене, ч. 1-2, СПБ, 1914 (лит.); Задачи здравоохранения но оздоровлению детей и подростков, М.-Л., 1931; К у ф а е в В., Охрана детства в САСШ, М.-Л., 1929; Мольков А., Гигиена воспитания, М., 1930; Охрана здоровья детей в школах (Сборник, под ред. Д. Бекарюкова, М.-Л., 1926, лит.); Справочник для врачей по охране здоровья детей и подростков, М.-Л., 1929 (лит.); Школьно-санитарное дело в РСФСР (Сборник в память В. М. Бонч-Бруевич, М., 1919); В an u G., L'hygiene sociale de l'enfance, v. I, P., 1931; Duvernoy M., L'inspection med. des ecoles, P., 1930; Geneviiez et Descomps H., Hygiene scolaire, P., 1931; Handbueh der sozialen Hygiene, brsg. v. A. Gottstein, A. Schlossmann u. L. Teleky, B_ IV-Gesundneitsfursorge, В., 1927; Weyls Handbucb der Hygiene, hrsg. v. A. Gartner, B. VІ-Schulhygiene, Kindersenutz.Lpz., 1912; Rapport sur la protection de la mere, I'bygiene de la premiere enfance et de l'enfance-d'age prescolaire, par le Comite rapporteur de ['Organisation d'hygiene de la Societe des nations, Geneve, 1931; Периодическое издание.-Охрана здоровья детей и подростков, М.-Л., с 1931 (продолжение журнала «Педиатрия»).

М. Крымко, А. Цейтлин.

В начало энциклопедии