Приглашаем посетить сайт

Орловка (orlovka.niv.ru)

Большая медицинская энциклопедия (1970)
ПОВЕДЕНИЕ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ПОВЕДЕНИЕ

ПОВЕДЕНИЕ до конца 19 начала20 вв. понималось почти исключительно как общеупотребительный термин .в области практической педагогики, включавший в себя общественную оценку («хорошее», «плохое» П.) нравственного уровня учащегося в педагогическом процессе. Практически в П. включалась характеристика , идейной направленности в отно- 1 шении соответствия ее требованиям данной педагогической системы. В этом плане П. включало в себя обязательную характеристику степени дисциплинированности, выдержки, внешнего владения собой на основе соблюдения «общепринятых» общественных норм. (з!амо собой разумеется, что в основу оценки П. клались всегда нормы нравственности, морали, этики господствующего класса данной общественно-экономической формации. Практически понятие П. выступало не только в школьной педагогике, но и в обыденной жизни вообще как способ? общественно-этической характеристики данного конкретного человека (опять-таки на основе этических норм господствующего класса). Понимание П. в субъективной психологии.В истории развития психологии до второй половины 19 в. понятие П. было малоупотребительным и несущественным. П. в основном сводилось к совокупности поступков (Handeln). В этом понимании П. определяется особенностями волевой деятельности, с одной стороны, и особенностями всей предшествующей цепи психологического процесса -(восприятия, ассоциативного процесса, мышления и т. д.)-с. другой. Связывая поведение как совокупность поступков с волевой деятель- ностью, идеалистическая эмпирическая психология в то же время противопоставляла поведение психике как внешнюю форму внутреннему содержанию. Идеалистич..психология утверждала, что сознание само себя обосновывает и определяет, что оно есть начало и конец всей совокупности психологических процессов и может раскрываться только самому себе. Любое состояние сознания есть непосредственно мое состояние, субъективное по форме и по содержанию, данное только мне. Всякому другому человеку оно известно лишь условно, ограниченно, через отдельные случайные проявления во внешнем П. Это положение старой идеалистической психологии привело: 1) к утверждению самонаблюдения как психологической формы самопознания основным методом эмпирической психологии (см. Психология), 2) к утверждению непознаваемости «чужой психики», наиболее ярко выраженному в положении: «чужая психика, недоказуема и неопровержима» (А. И. Введенский), и 3) к пониманию поведения как ограниченно внешнего, случайного и несущественного выражения сознания и психики. Поступки, слова, мимика и жесты выступают в этом плане лишь случайными, преходящими и недостоверными обозначениями содержания псих, процессов. Понимание П. в механистической психологии. Понятию П. в современней психологии принадлежит одно из значительных мест, особенно в направлениях т. н. «объективной психологии» (см. Психология, Бихевиоризм, Рефлексология), где понятие П. стало единственным основвым понятием. Для «объективистов» всех толков предметом психологии является не психика или сознание, а П. Основанием для этого взгляда является то, что «явления П. могут быть наблюдаемы так же, как и объекты других естественных наук» (Уот-сон). Превращение П. в предмет механистической психологии «объективистов» привело к коренному изменению понимания П. Установившееся понимание П. в «объективной» психологии рассматривает его как сложную совокупность внешних проявлений организма или личности человека (отождествлявшихся «объективистами»), возникающих из универсального механизма: стимул (раздражитель)-реакция (ответ на него). Согласно этой формуле St-R, St выступает как причина, a R как результат процесса. Стимулами являются воздействия внешнего мира или- внутренне-физиол. раздражения самого организма. Реакция П. всегда есть обязательный, временный или постоянный ответ организма, вынужденного приспособляться к новым условиям существования, данным в стимуле. Задача П. поэтому большинством авторов рассматривается как постоянное уравновешивание со средой, как приспособительный, механизм организма. Понимание П. в структурной психологии. Ничего существенно нового в этом отношении не вносит и точка зрения структурного, /«целостного» поведенчества новейших. психологических направлений (например гештальт-нсихологии). Критикуя формулу St-R как атомистическую, элементарную, эти течения возражают против разложения П. на части: стимул «А», утверждают они, никогда не действует только_^изолированно и непосредственно, а лишь сопряжённо и через стимулы «В», «С», «D» и т. д., образуя вместе с ними целостную, как бы замкнутую в данный мо- 72» мент ситуацию.- Сообразно с целостной ситуацией П. всегда функционирует как единое целое, как структура, как деятельный комплекс реакции'. St-R взаимопереходят друг в друга (обратимость реакции, превращающая ее в стимул для других реакций и изменение самой себя), определяя тем «поток активности» П. В состав этих сложных структур «поведения» включается интелектуаль'ная деятельность. Такое сложное (не укладывающееся в формулу St-R) П. называется ими интелектуальным. Таким образом П. в целом рассматривается не ' как. простое, а как сложное динамическое единство внешних движений и актов с Отраженными субъективными состояниями в форме псих, процессов. Однако здесь лишь смягчается отчетливый механизм классических поведенческих теорий, но отнюдь не выдвигаются возражения против них по существу. П о ни мание П. животных. Важнейшие поведенческие теории, объектом к-рых являются животные, дают следующие основные варианты понимания П. животных: 1) Понимание П. как деятельности организма и целом, как подвижного, уравновешивающего и приспособительного отношения к окружающей среде. При этом П. отождествляется с деятельностью организма вообще, психологическое превращается в общебиологическое, выступая основным законом развития организма. В америк. психологии этатозиция представлена Лебом, Дженнингсом, Уотсоном, Толменом, Вейсом (Loeb, Jennings, Watson, Tolman, Weiss), в русской-Бехтеревым с его пониманием зооре-флексологии как науки о «соотносительной деятельности» животных с ее физ.-механическими законами развития. 2) Понимание П. исключительно как отправления нервной системы, как совокупности реакций нервной системы (рефлексов) в их двигательном и секреторном выражении (см. Рефлексология, Бихевиоризм). Предпосылки этой теории были заложены еще Сеченовым в России, Лебом и Торндайком" (Thorndike) в Америке, но наиболее последовательно и обоснованно в отношении эмпирического материала представлена она работами школы Павлова (отчасти и; Бехтерева) в России и Лешли (Lashley) в Америке. 3) Понимание П. как одной из форм деятельности организма. Согласно Этой концепции П. есть особенная, своеобразная форма деятельности организма, изменяющаяся вместе с изменением способов приспособления организма и всей его морфо-физиологич.. пластики. Отличие функций П. от функций отправления заключается в сочетании всех отношений внутри организма (физиол. динамика) с его Отношением к окружающей среде (биол. способы развития). П. есть такая форма развития организма, через к-рую все стороны его деятельности участвуют в приспособлении к среде. Нервная система, в особенности -высшие ее отделы (гл. обр., кортикальные аппараты), выступает основным механизмом П. Содержанием П. является однако же не нейрофизиология, а вся деятельность организма животного. Биол. значение П. определяется его местом в эволюционном процессе, где одной из закономерностей является изменение П. животного в приспособительной деятельности без строго параллельного изменения анат. организации. В этом плане П. выступает в двух формах: а) наследственные изменения П. как продукт, наследственных приспособлений к очень медленным изменениям, среды и б) индивидуальное изменение П. животных «разумного» типа как продукт приспособления к относительно быстрым изменениям среды. Эта точка зрения,представлена гл. обр. в биологии (напр. Северцев). В зоопсихологии это отчасти нашло отражение в биопсихологическом, направлении (напр. Вагнер). Каждая из приведенных теорий теоретически и эмпирически пыталась преодолеть господствовавший в психологии животных и. человека идеализм, в- частности витализм. В этом смысле естественно-научные теории П. животных представляют собой материалистические учения. Положительным в них было в связи с этим всемерное и разностороннее подчеркивание зависимости поведения от окружающей среды, от приспособительных свойств организма и его материального субстрата (анат.-физиол. развития). Эти течения обогатили психологию животных рядом ценных материалов и научных теорий, имеющих, в строго ограни-? ченных пределах, огромнейшее значение для понимания законов П. животных (учение Ле- ' ба о тропизмах, работы Иеркса, Дженнинтса, Бете, Толмена, учение Павлова об условных рефлексах, работы школы.Бехтерева, америк. бихевиоризма и его советских последователей-и дрО- .Каждый из этих вариантов «объективно-психологического». (бихевиористского, рефлексологического) понимания П. имел свои вер>-ные и ценные стороны. Но в целом, претендуя стать общепсихологической теорией, каждое течение в своей односторонности приводило к ряду неприемлемых для нас положении, onj ределяющих его механистическую сущность. Важнейшие из/ этих неприемлемых положений Следующие: а) в основе развития П. лежит простое приспособление и уравновешивание, со средой, безотносительно к степени сложности организации вида, б) П. исключает псих, процессы или растворяет их в себе, в) развитие мыслится как чисто эволюционный процесс и т. ш Объектив но-психологическое понимание П. человека. Объективно-психологические теории понимают П. человека как сложную совокупность внешних проявлений человеческого организма, прежде все- i го движений. Соц. сторона в П. по существу сводится наиболее последовательно-механистическими' поведенцами к конфигурации электронно-протонных взаимодействий (Вейс). Соц. и психологическая обусловленность поведения, мотивация П. как его направленность наце-, ло отрицались «объективным» поведенчеством. Напротив, социальная, общественная деятельность и общественные отношения людей ставятся в зависимость от законов развития индивидуального П. Но так как П. есть форма-деятельности организма, то отсюда делается вывод, что общественная жизнь управляется законами деятельности организма, биологич. законами, и через эти последние сводится к закономерности ж-ивотногр мира. Т. о. «биосоциальное» поведенчество приходит к биоло-гизации и психологизации материальных и идеологических отношений общества и всего исторического процесса. «Биосоциальная» теория П. есть последовательно механистическое учение, определенно враждебное марксистско-ленинскому пониманию П. Одним из важнейших пороков этого учения является противопоставление биологич, сущности человека соц. среде (трактуемой как совокупность внешних, неизменных условий). Ничто по существу не -изменяло признания главного значения для развития человека не за «биологическим стер- .жнем», а за внешней средой («социо-биологи-ческий» вариант поведенчества). Это признание приводило лишь к утверждению неизменной данности внешних условий как фатальных путей развития человека, к пониманию П. человека как механически пассивного про-' дукта среды. Так. обр. здесь извращалась сущность человеческого П., к-рое, будучи взято в единстве всей-общественной деятельности чело- века, выступает фактически как форма активного изменения условий среды. В этом смысле можно сказать, что П. развивается не только благодаря, но и вопреки условиям. Однако преодоление условий возможно лишь тогда, когда оно основывается на понимании действительного содержания этих условий. «Именно люди, но лишь постольку, поскольку Они пра-. вильно понимают условия, к-рые застали в готовом виде, и постольку, поскольку' они понимают, как эти условия изменить,-делают. историю» (Сталин). Эта-то активная роль сознания, психики и П. человека в изменении условий среды и игнорировалась поведенцами всех толков. Игнорируя общественно-трудЬвую сущность человека, эта теория подменяла историческое единство П. человека и П. животных простым тождеством. В советских условиях поведенческие теории пытались выступить, маскируясь под марксизм, что по существу приводило к механистическому извращению марксистско-ленинской теории в психологии, к протаскиванию в советскую науку реакционной теории, оправдывающей с «биологических» позиций капиталистическую «цивилизацию». Исторически-классовая сущность П. человека. Действительное определение П. человека начинается с установления общественной сущности человеческой личности, с раскрытия ее исторически-классового содержания (см. Личность). П. человека прежде всего должно быть рассмотрено в этом общественно-историческом плане, но лишь в своей специфической, своеобразной психологической форме. П. не есть общественное отношение само по себе, общественная деятельность сама по себе, но П. определяется именно ими, выражая в себе общественное содержание личной деятельности. Какую бы форму П. мы ни, разбирали (поступки, речь, мимику, жестикуляцию, рабочие движения), в ее основном содержании везде для нее типична общественная деятельность, В этом процессе общения личность необходимо раскрывает свои цели, намерения и потребности, обнаруживает свои подлинные мысли, устанавливает ^-общественные меры своих индивидуальных возможностей. Отсюда следует, что П. необходимо есть основное средство объективизации субъективной жизни личности,(ее псих, процессов и сознания. Таким образом поведение можно определить'как индивидуальную форму общения, являющуюся, основным средством объективизации психики и сознания человека. Развитие П. в истории общественно-экономических формаций. Исторически 'образовавшись в развитии чело-веч. общества, П. человека с изменением обще-ственно-экономич. формаций и форм классовой борьбы изменяет не только содержание, но и форму. Это же основное содержание П. определяет. его внутреннюю противоречивость. Детерминация и мотивация П. Анализируя поведение в этом плане, необходимо прежде всего различать детерминацию и мотивацию П. (для ряда психологических направлений характерно отождествление этих понятий). Детерминация П.-это причинные условия возникновения, изменения ,и преодоления процессов П. Мотивация-это внутренняя направленность, намеренность. Они не тождественны. Детерминация П. (социальная по своей основе) необходимо включает в себя мотивацию П. как одно из опосредующих ближайших причинных звеньев в оформлении П. Общественный характер обусловленности П., в конечном счете определяющий и его механизмы, есть основа П., его детерминация. Сюда же в отношении элементарных актов П. включаются неврофиэиол. механизмы П. Все это-действителйные причины, движущие силы П. на основе общественной закономерности. Причиной П. могут выступить и субъективные мотивы, но лишь в том случае, если в субъективном намерении, потребности, данной направленности в целом правильно отражены действительные причины. С другой стороны, нет ни одного недетерминированного момента П., однако в психологии известно множество немотивированных действий в случае отсутствия контроля сознания над П. Возможны и поступки, необоснованные рационально и представляющиеся непосредственному впечатлению как4 беспричинный и бесцельный акт. Такие поступки и называются немотивированными. В связи с общей линией П. возникает известная стабильность характерных особенностей П. В психологии понятие о стабильности П. тесно связано с типологией П., которая устанавливает вариативность поведения в пределах определенного характера, темперамента, типа. Поведение ребенка. В учении о П. ребенка нашли отражение те же идеалистические и механистические течения, как и в общей теории П. При этом идеалистическая психология, полагавшая сущность человека в его сознании и отрицавшая возможность объективного изучения последнего, оказалась вообще бессильной раскрыть закономерность П. ребенка. «Объективно-психологические направления», одним из наиболее ярких выразителей которых является генетическая рефлексология (см.), свели свою работу либо к чистому.описанию либо к изучению развития общих состояний организма ребенка, его неврофизиол. механизмов и "других физиол. отправлений. Своеобразие форм П. ребенка в разные возрастные периоды связано со своеобразием форм соц. среды, в к-рой развивается ребенок как активный член этой среды. Речь идет здесь о том, что в различных возрастах "решающую роль в жизни ребенка играют то одни то другие стороны общественных отношений. Так, в младенческом и дошкольном возрасте наибольшее влияние на ребенка оказывает семья (наряду с к-рой в СССР приобретают все большее значение ясли, очаги, детдома). В школьном возрасте на первый план выступает школа с ее организованным пед. процессом, с развертывающейся в ней работой пионерской организации. В подростковом возрасте ребенок наряду со школой включается в жизнь производства, и наконец в.юношеском возрасте непосредственно производственное окружение занимает первое место, и гоноша активно включается в соц. строительство, в работу комсомольской организации и т.' д. Т. о. общественно-пройй-водственные отношения выступают в процессе развития ребенка в преломлении через семью, детучряждение, школу и лишь в юношеском возрасте выступают в основном в той же форме, как и для взрослого.-Со своеобразием форм влияния соц. среды на ребенка в различные возрастные периоды связано и своеобразие форм активного участия ребенка в развитии этой среды и своеобразие форм П. ребенка. Так, в младенческом возрасте, на основе возникающих соц. связей и развития механизмов моторного аппарата и речи, происходит переход от спонтанной активности к а к т и в н о-н а п р а в-ленномуП. Это П. развертывается, гл. обр. уже в дошкольном возрасте, в организованное игровое П., к-рое вместе с начальными формами трудовой деятельности ведет к действенному обогащению детского опыта. В школьном возрасте на основе организованного пед. процесса идет систематическое развитие организованно-познавательной деятельности ребенка в форме учебного труда. Наконец через подростковый возраст и юношеский, с активным включением в производственный труд взрослых, с оформлением классового сознания и трудовой специализации, ребенок приходит к формам трудового и бытового П. взрослых. Патология П. Для невро-психиатричо-ской клиники, занимавшейся изучением патологии П., изменения П.'представляли интерес в первую очередь как симптомы определенных нозологических единиц, анализ же того или иного отдельного симптома как акта П. отодвигался на второй план. Следует также учесть, что неудовлетворенность субъективно-психологическим подходом и объективистские тенденции появляются в психиатрии значительно раньше, чем в общей психологии. (В особенности здесь выдвигается неврологический подход, давший ряд ценнейших работ, в области учения о локализации болезненных изменений в нервной системе при различных нервно-психич. заболеваниях.) Однако наряду с неврологическим объяснением тех или иных болезненных расстройств сохраняются и йсихоло-го-клинические объяснения и классификаций. Таким образом в главах психиатрии, посвященных . болезненным изменениям поведения, господствует эклектическая установка. Прежде всего достопримечательно, что в классической психиатрии болезненные изменения П. трактуются в соответствии со взглядами идеалистической психологии как патология воли и поступков (Pathologie des Wollen und Han-deln). В соответствии с той же установкой проводится и классификация болезненных изменений П. Несмотря на то, что целый ряд расстройств П/ прекрасно изучен с неврологической стороны (напр. вся группа так наз. психомоторных симптомов, расстройства П., связанные с заболеванием лобной доли мозга), в основу классификации кладутся традиционные категории старой идеалистической психологии. Такая классификация, помимо всех пороков психологической атомистики, страдает еще значительной неполноценностью с точки зрения практической ее пригодности для психиатрической симптоматологии. Практически психиатрия в гораздо большей степени пользовалась такими клинич. симптомами и синдромами, к-рые, будучи хорошо изучены, обычно не укладывались в рамки этой классифика- ции (напр. синдром лобной доли, кататони-ческий .синдром и т. п.). Не изменило этого положения и «поведенческое» течение в психологии, отразившееся также и в психиатрии. Здесь «иоведенчество» свелось однако в основ- ( ном лишь к чисто терминологическим изменениям, к переводу психологической терминологии на язык неврофизиологии (в, таком плане была в основном задумана «патологическая рефлексология» Бехтерева; см. Рефлексология). Некоторые авторы ограничились лишь заменой общего названия дисциплины (напр. Осипов,. предложивший переименовать психиатрию в «тропопатолотию»), сохранив в полной неприкосновенности всю эмпирическую часть и ее психологическую интерпретацию. Несравненно большее значение, чем поведенческая теория, имело внесение .в психиатрическую клинику объективных методик, в частности методик неврофизиологии, рефлексологии (Бехтерев и его школа, за последние годы Павлов со своей школой). Экспериментальные исследования, проведенные на душевнобольных различных форм заболеваний, дали много материалов, характеризующих изменение их неврофизиол. механизмов. Однако попытки положить эти исследования в основу объяснения самого изменения П. б-ных, в силу своего грубо механистического характера, были обречены на неудачу.-Структурное поведенчество пыталось внести в учение о патологии П. эволюционно-генетическую установку. Таково напр. учение о" распаде личности и догпялашгтт П., о разрушении при некоторых заболеваниях высших, генетически более поздних форм П. и возвращении к более архаическим. Однако во всех этих теориях проявляется формально исторический подход, сбивающийся то на грубое биологизаторство'то на психологию культурного развития, связанную С идеалистич. взглядом на историю. Т. о. в наст, время в области патологии П. имеется огромное количество эмпирического материала, накопленного по линии клин, симптоматологии и казуистики и по линии неврологических и неврофизиол. исследований, но наряду с этим богатейшим фактическим материалом- невероятный теоретический разброд, чаще всего эклектическое переплетение идеалистических и механистических теорий. Ближайшей задачей психопатологии является тщательная переработка всего этого материала на основе марксистско-ленинской методологии. В этой переработке огромную роль должно сыграть классово-историческое понимание П., и под этим углом зрения должны быть использованы вое клин, наблюдения и неврофизиол. исследования. Несомненно, что классово-исторический анализ даст возможность вскрыть социальные корни целого ряда болезненных изменений П. Этот анализ, не исчерпывая причинного объяснения того или иного симптома как патологического состояния, дает все же возможность в совершенно новом научном плане подойти к изучению патогенеза отдельных конкретных болезненных изменений П.

Лит.: Бехтерев В., Общие основы рефлексологии человека, М.-Л,, 1929; он же, Объективная психология, СПБ, 1910; Боровский В., Сравнительная психология, М.-Л., 1926; Выгодский Л. и Л у р и я А., Этюды по истории поведения, М.-Л., 1930; И в а н о в-С моленский А., Естествознание и наука о поведении человека, М., 1929; Павлов И., Лекции о работе больших полушарий головного мозга, М.-Л., 4927; о н же, Физиология и патология высшей нервной деятельности, Москва-Ленинград, 1930; он ш е, Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных, М.-Л., 1932; Протопопов В., Психология, рефлексология и учение о поведении человека, Харьков, 1929; Психоневрологические науки в СССР (Материалы I -Всесоюзного съезда по изучению поведения человека), М.-Л., 1930; Северцов А., Эволюция и психика, М., 1922; Стенографический отчет I Всесоюзного съезда по изучению поведения человека, под ред. А. Залкинда, Л.-М., 1930; Т а л,а н к и н, О повороте на психологическом фронте, М., 1931; У о т с о н Д., Психология как наука о поведении, М.-Л., 1926; Ч у ч и а р с в 3., Марксизм, психофизиология, условные рефлексы, М.-Л., 1930; Kohler W., Intel] igenzpriifung an Antliropoi-den, Berlin, 1917; ThorndikeE., Animal intelligence, New York, 1911.

В. Ананьев, А. Шнирман.

В начало энциклопедии