Приглашаем посетить сайт

Ахматова (ahmatova.niv.ru)

Большая медицинская энциклопедия (1970)
ПОЛОВОЙ ВОПРОС

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ПОЛОВОЙ ВОПРОС

ПОЛОВОЙ ВОПРОС (половая проблема, сексуальная проблема) охватывает в наст, время в буржуазных странах обширный круг вопросов, касающихся физиологии, психологии, психопатологии, евгеники, этнологии, права, социологии и социальной гигиены половой жизни. П. в. в буржуазном обществе играет весьма значительную, обычно сильно преувеличенную и искусственно подчеркнутую роль. В то же время здоровое внимание общественности к вопросам половой жизни определяется рядом весьма важных обстоятельств: половое влечение является могущественным фактором в деле сохранения вида; половые функции, являясь источником зарождения новых жизней, связаны с проблемами народонаселения, вопросами количества и качества новых поколений; физическое и психическое здоровье коллектива стоит в известной мере в связи с теми или иными сторонами половой жизни (роль проституции, влияние вен. болезней на здоровье и трудоспособность коллектива, роль абортов, неврозы на сексуальной почве и т. д.).-Учение о поле стало на научную базу только в последние 2- 3 десятилетия. Почти до последнего времени знание об основных процессах половой функции человека покоилось на самых примитивных представлениях. При наличии огромных побед материалистического знания в других областях биологии, область теории сексуального вплоть до конца 19 в. полностью находилась в плену идеализма. Половая функция человека, половое влечение, взаимоотношения полов и т. д., изменявшие формы своего выявления под влиянием общего изменения соц. отношений, определяемых экономическим развитием общества, признавались неизменными; к половому влечению подходили с точки зрения абсолютных понятий добра и зла, ряд физиологических процессов пытались объяснить изначально существующей целесообразностью. К научному изучению проблем половой жизни относились с предубеждением. И если предреволюционная буржуазия эпохи Ренессанса в противовес средневековой церкви требовала здорового и открытого отношения к вопросам пола, то в период заката капитализма буржуазное общество с его лицемерием, ханжеской моралью и пышным расцветом порнографической литературы считает нужным скрывать все то, что было связано с научным освещением половой жизни: известный английский сексуолог Гавелок Эллис (Havelock Ellis) в конце прошлого века не мог публиковать результатов своих исследований в Англии вследствие предрассудков буржуазного общества и традиций академических кругов. Развитие учения о сексуальном в научную дисциплину шло разными путями, соединившимися в одно русло только в последнее время. Первой по пути изучения сексуального выступила психиатрия в лице Вестфаля, Мань-яна, Ласега, Крафт-Эбинга (Westphal, Ма-gnan, Lasegue, Krafft-Ebing), которые изучали психосексуальные отклонения от нормы, связывая эти отклонения довольно поверхностно и односторонне с эндогенными факторами анормальной конституции. Наиболее обстоятельной из работ этого периода явилась книга Крафт-Эбинга «О половой психопатии» (1884; книга эта была много раз переиздана на различных языках, в том числе и на русском). Слабой стороной этих первых работ в области сексуологии было то, что они базировались на казуистике психиатрической клиники, рассматривали половые извращения исключительно с медицинской точки зрения и трактовали проблему сексуальной психопатологии как проблему вырождения. В ряде работ Гавелок Эллис дает анализ ряда больших проблем половой жизни. В 90-х годах со специальными работами, посвященными проблемам сексуальности, выступил венский невропатолог и психиатр Зигмунд Фрейд (Sigmund Freud). Более обстоятельно его учение было развито в 900-х годах. Построенное на идеалистической базе, проникнутое, особенно в последние годы, ничем не прикрытым мистицизмом, совершенно не обоснованное, особенно в своей социологической части и в выдвижении сексуального начала как основного движущего фактора в жизни человека и общества,^-учение Фрейда внесло все же известный вклад в развитие сексуологии огромным фактическим материалом, к-рый Фрейд и его ученики собрали, и отчасти методом психоанализа. Уже в опубликованной вместе с Брейром (Breu-ег) статье о психическом механизме истерич. явлений (1893) и в книге «Studien iiber Hysterie» (Lpz.-Wien, 1909) Фрейд, изучая истерию, приходил к выводу, что неврозы являются выражением нарушений или психич. травм преимущественно половой сферы в раннем детстве. Сексуальное является основным во всех психических и особенно эмоциональных проявлениях. Все творческие процессы возникают путем сублимирования сексуального. Сексуальность играет доминирующую роль в жизни человека и общества. Проявляется сексуальность уже в весьма раннем возрасте: грудной ребенок уже в акте сосания получает сексуальные переживания. Половые проявления у детей проходят через три основных стадия: ранний стадий, или гомосексуальный, аутоэротизм,. или нарцисизм, и стадий полового созревания, или гетеросексуальный.-В 1904 г. вышла книга Фореля (August Forel) «Половой вопрос». Она выдержала ряд изданий и была переведена на многие языки, в том числе и на русский. На титульном листе книги стояло: «естественно-научное, психологическое, гигиеническое и социологическое исследование». В 1906 г. вышла на немецком языке книга Ивана Блоха «Половая жизнь нашего времени». В предисловии Блох писал, что он рассматривал проблему половой жизни «не только с точки зрения медицины, но и с точки зрения антропологии и истории культуры, убежденный, что чисто мед. рассмотрения, хотя оно и будет всегда составлять ядро науки о половой жизни,-недостаточно. Для понимания многосторонних отношений пола ко всем другим областям жизни человека науку о половой жизни нужно включить в науку о человеке вообще, обнимающую и все другие науки: общую биологию, антропологию и этнографию, философию и психологию, медицину, историю литературы и историю культуры в ее полном объеме». Уделяя особое внимание «обнаружившимся в последнее время в сфере половой жизни стремлениям социального, экономического и расово-гигие-нического характера, в особенности проявившимся в вопросе о столь важной борьбе с половыми болезнями, в вопросе о защите материнства и о свободной любви», Блох центральной проблемой П. в. считал борьбу за уничтожение вен. б-ней. Несмотря однако на значительные успехи, сделанные в изучении полового вопроса к началу 900-х годов, сексуология все еще оставалась лишенной того научного базиса, который был внесен в нее, с одной стороны, биологией, эндокринологией и рефлексологией, с другой-марксистской методологией и специальными работами Маркса-Энгельса--Ленина, посвященными истории брака и семьи, анализу брака и семьи, взаимоотношений полов, положения женщины, причин проституции в капиталистическом обществе, а также и взглядов на будущее всех этих отношений при социализме. Исследования Корренса, Моргана, Вильсона, Иогансена (Correns, Morgan, Wilson, Johannsen) и др. в 20 в. глубоко и всесторонне разработали то, что было сделано Грегором Менделем (Gregor Mendel), открывшим в 1865 г. законы наследственности,' и Оскаром Гертви-гом (О. Hertwig), показавшим в 1875 году ход процесса оплодотворения. Этим самым проблемы пола в биол. отношении стали действительно на материалистическую базу. Не меньшее значение имели для научного развития сексуологии успехи эндокринологии в 20 веке. Более или менее случайные наблюдения над кастратами, касающиеся взаимоотношений половых желез и половых признаков, стали гораздо понятнее благодаря проведенным Штей-нахом, Зандом, Липшюцем (Steinach, Sand, Lip-schutz) систематическим экспериментальным исследованиям над животными, в особенности зов над морскими свинками, а также опытам Бран-деса, Пезара, Воронова (Brandes, Pezard, Vo-ronoff) и Завадовского над другими млекопитающими и птицами. Сюда должны быть также отнесены работы Бидля, Анселя и Буена, Кирле, Штиве, Пранге (Biedl, Ancel et Bouin, Kyrle, Stieve, Prange), Данилевского, Тушнова, Сахарова и др. Эти работы выяснили все огромное значение половых желез и вырабатываемых ими специфических половых гормонов в биологии и патологии половой жизни. Большую роль в научном развитии сексуологии сыграли также в 20 в. работы Бехтерева, к-рый изучал половое влечение с точки зрения рефлексологии. Одновременно с изучением проблем пола медициной и биологией научное освещение ряда сторон половой жизни шло со стороны антропологии, социологии и этнографии (Westermark, Reitzenstein, Ploss-Bartels, Muller-Lyer, La-t'argue, Kunow, Kautsky.Malinowsky, Felix Bryck и др). Уже к концу прошлого веда был накоплен колоссальнейший материал, к-рый касался, по Мюллер-Лиеру, «совокупности всех социологических явлений, к-рые непосредственно или косвенно соприкасаются с производством людей» и к-рый охватывал собой, по Мюллер-Лиеру, социологию любви, брака и его заключения, добывания ясен, расторжения брака, общественного положения женщины, семьи, воспитания, наследования, полового отбора, возрастного положения, родства, свадебных установлений и т. д. Однако весь этот огромный материал, собирание которого буржуазными путешественниками, этнографами, историками культуры и др. продолжается и в наст, время, носит по преимуществу описательный характер, не углубляясь до установления связи семейно-брачной организации со всем общественным строем и не подымаясь до уловления руководящей развитием семьи и брака социальной закономерности. Марксу принадлежит первое место в установлении того, что половые отношения в обществе регулируются в первую очередь социальными отношениями на каждой данной ступени развития общества. В то время, когда не существовало каких-либо значительных этнографических исследований, Маркс указал на то, что брак и семья есть такая я^е историческая категория, как и другие общественные ин-ты и учреждения, и что основную роль в возникновении этих ин-тов играли интересы экономические. Вслед за ним Энгельс, исполняя, как он писал, духовное завещание Маркса, в своей книге «Происхождение семьи, частной собственности и государства» на основе исследований Моргана, Бахофена, Мак Ленана и др. дал блестящий исторический анализ семьи. Первичной формой отношений между полами, по Энгельсу, был промисквитет: относительно беспорядочные половые отношения, выражающиеся в непрочных, легко расторжимых союзах. Первобытная форма половых отношений была «беспорядочной постольку, поскольку еще не существовало ограничений, установленных впоследствии обычаем. Но отсюда еще отнюдь не следует необходимость смешения всех без разбора в повседневной практике. Отнюдь не исключается существование временных одиночных пар» (Энгельс). Первоначальной и стихийно возникшей формой человеческого общества был род, основанный на кровной связи, и лишь после того, как родовые связи стали ослабевать, начали развиваться многообразные формы семьи. На смену относительного промисквитета приходит затем групповой брак, который проходит сначала через фазу кровнородственной семьи, которая возникает в результате того, что племя распадается на несколько возрастных групп. Половые сношения разрешаются только группам одного возраста; половое общение между лицами, связанными по восходящей или нисходящей линии родственными узами, исключается. В следующей фазе семьи, пуналуаль-ной, или товарищеской, постепенно развившейся из предыдущей, запрещаются уже половые сношения не только между лицами, связанными родством по восходящей и нисходящей линии, но и между ближайшими родственниками по прямой линии (братьями и сестрами). С переходом к более оседлому быту семья становится синдасмической (случайной). Здесь, и в фазу группового брака, родство определяется по матери, имеется общность для семьи отдельного хозяйства, строй которого выдвигает женщину как руководительницу. Усложнение хозяйственных отношений и вечные войны между дикарями ведут к развитию новых форм брака и семьи. На смену своеобразной форме половых отношений, покоившихся на отсутствии частной собственности и первобытном коммунизме с его всеобщим равенством, уничтожавшим право сильнейшего индивида и сильнейшего пола, приходит сначала хищнический брак, а затем и покупной. Свободно распоряжавшаяся собой женщина постепенно теряет свою свободу. Уничтожается первичная моногамная гетерестическая система. Растущие элементы частной собственности заменяют эту систему такой, когда мужчина может держать столько женщин, сколько позволяет ему его положение среди соплеменников и его физ. силы, обусловливающие ему успех при похищении женщин. Развитие меновой торговли, постепенно вытесняющее похищение жен продажей, превращает женщину в собственность мужчины. На смену матриархату приходит патриархальная семья, причем причину этой смены Ф. Энгельс видит в усложнении экономических условий жизни, в приручении животных, разведении стад, хлебопашестве. «Ниспровержение материнского права,-пишет Энгельс,- было поражением женского пола, имеющим всемирно историческое значение. Муж захватил в доме бразды правления, а женщина утратила свое почетное положение, была порабощена, превращена в рабу его страстей, простое орудие для деторождения». «Индивидуальный брак,-пишет Энгельс,-при своем появлении в истории отнюдь не означает примирения мужчины и женщины, а еще меньше может быть признан высшей формой брака. Напротив, он означает порабощение одного пола другим, провозглашение неведомой до сих пор во всей предыдущей истории взаимной враждебности полов». Далее, приводя слова Маркса о том, что «первое разделение труда произошло между мужчиной и женщиной в целях рождения детей», Энгельс прибавляет: «Первое классовое противоречие, появляющееся в истории, обнаруживается в развитии противоположности интересов мужа и жены в индивидуальном браке, а первое классовое угнетение-в порабощении женского пола мужским». Моногамная семья, выросшая на основе патриархата, удержалась в буржуазном общест- ве до наст, времени. Буржуазное государство всячески охраняет семью и брак как институт частной собственности. Главной целью буржуазного законодательства является обеспечение имущественных прав и прав наследования. Брачное и семейное право буржуазных стран стоит на защите главн. обр. «законного» брака (см.). Права «незаконных» детей весьма ограничены. В большинстве стран государством признается гражданских! брак или исключительно или наравне с религиозным обрядом. В ряде стран до наст, времени сохранило полную силу каноническое право, по которому брак нерасторжим. В большинстве буржуазных стран законодательство всячески затрудняет развод. Отсюда вся ложь и лицемерие, составляющие сущность и основу буржуазного брака и семьи. Отсюда проблема освобождения брака и в особенности развода от опеки со стороны церкви и государства как наиболее важная составная часть П. в. и половой реформы в капиталистических странах. Марксу, Энгельсу и Ленину принадлежит наиболее блестящий анализ и критика брака, семьи и взаимоотношений полов в буржуазном обществе. Маркс и Энгельс неоднократно подчеркивали, что брак и семья в буржуазном обществе являются формой частной собственности, что буржуазную семью невозможно оторвать от ее экономической основы, что все отношения в буржуазном браке и семье являются отношениями чисто денежными. «На чем держится современная буржуазная семья? На капитале, на частной наживе» (Маркс и Энгельс, «Коммунистический манифест»). Энгельс современный ему во французском и немецком обществе буржуазный брак оценивает «как законом признанную форму разврата» (Энгельс, «Анти-Дюринг»), «как грубейшую проституцию иногда для обеих сторон, чаще для женщины, к-рая отличается от обычной куртизанки только тем, что она отдает в наймы свое тело не за поштучную плату, как наемная работница, а продает его раз навсегда в постоянное рабство» (Энгельс). Моногамный брак и семья в капиталистическом обществе в действительности не существуют, «и в цивилизованных странах в этом „окончательном союзе" давно перестали видеть что-либо морально связывающее, и, напротив, муж содержит любовницу, а жена наставляет мужу рога» (Маркс и Энгельс, Сочинения, т. V, Исследования, статьи 1845-1848 г., стр. 155-156). Другой составной частью П. в. и половой реформы современных капиталистических стран является проституция (см.), связанное с ней распространение вен. заболеваний и необходимость их предотвращения. Проституция, будучи тесно связана с институтом буржуазного брака, является необходимым социальным учреждением буржуазного строя. «В буржуазном обществе брак представляет собой одну сторону половой жизни, проституция - другую» (Бебель). Проституция есть следствие безработицы в капиталистическом обществе и «является симптомом плохой организации нашего -общества» (Маркс и Энгельс, Исследования и статьи, т. III, стр. 674). Ее социальные корни в «нужде и нищете рабочих семей, эксплоата-ции детского труда, невыносимых квартирных условиях» (Ленин, т. XXVІ, 5-й международный съезд по борьбе с проституцией). Десятки тысяч проституток, каждый вечер наполняющих улицы городов и вынужденных продавать свое тело первому встречному, обязаны этим своим положением «добродетельной» буржуазии и ее обману: «сама буржуазия содействует развитию проституции» (Энгельс, «Положение рабочего класса в Англии», стр. 147). Спрос на проституцию обусловливается распадом семьи, все уменьшающимся значением брака вследствие поздних браков, приурочивающихся к периоду полной экономической самостоятельности, достижение которой в условиях мирового послевоенного экономического кризиса все больше затрудняется. Спрос на проституцию обусловливается также тем, что при капитализме половые наслаждения, так же как алкоголь, выдвигаются как необходимый институт социальной эйфории. Наконец развитие проституции в капиталистическом обществе связано с тем, что она так же, как и другие виды капиталистических предприятий, является источником Капиталистической наживы. Стоящее в тесной связи с наличием проституции колоссальное распространение вен. б-ней заставляет буржуазное общество выдвигать вопросы борьбы с проституцией. Эта борьба, к-рая в основном направлена на борьбу с проституткой и выражается в регламентации, аболиционизме или американской системе, никаких результатов не дает. Основную причину, порождающую проституцию, - безработицу «современное общество, основанное на конкуренции» (Маркс и Энгельс), устранить не может; поэтому «борьба с проституцией», к-рую поддерживает именно аристократия и буржуазия, «является отвратительным буржуазным лицемерием» (Ленин). Вынужденность женщины продавать свое тело первому встречному стоит в теснейшей связи с экономическим, политическим и сексуальным неравенством женщины в капиталистическом обществе. Этот вопрос является третьей составной частью сексуальной проблемы и сексуальной реформы в капиталистическом обществе. Маркс, Энгельс и Ленин, исходя из положения, что степень свободы, достигнутая данным обществом, должна измеряться большей или меньшей свободой женщины в этом обществе, считали, что «все положение женщины в капиталистическом обществе обесчеловечива-ет ее» (Маркс и Энгельс, Сочинения, 1844-45 г., т. III, стр. 228-'229). В буржуазном обществе женщина становится добычей и объектом, служащим «для удовлетворения общественной похоти» (Маркс и Энгельс). В словах буржуазного философа Ницше о том, что «когда женщина имеет ученые наклонности, то обыкновенно в ее половой сфере что нибудь не в порядке»,- пошлое циничное отношение буржуазного общества к женщине нашло свое наиболее яркое отражение. Особенно тяжело положение женщины-работницы и крестьянки в капиталистическом обществе. Женщина-работница и крестьянка в капиталистическом обществе помимо того, что она угнетена капитализмом, угнетается еще и мужчиной, за к-рым остаются все привилегии и с к-рыми она неравноправна даже в самой передовой и «свободной» буржуазной республике. В капиталистическом обществе женщины «остаются в „домашнем рабстве", „домашними рабынями", будучи задавлены самой отупляющей человека работой кухни и вообще одиночного домашнего хозяйства» (Ленин). В сексуальном отношении неравенство женщины лучше всего иллюстрируется наличием двойственной половой морали и отношением буржуазного законодательства к внебрачной матери и внебрачному ребенку. Положение внебрачной матери и внебрачного ребенка и их защита являются четвертой составной частью П. в. и половой реформы в капиталистич. странах. В капиталистическом обществе половое чувство у большинства людей пробуждается чрезвычайно рано. Уже в возрасте 10-12 лет, а во многих случаях еще раньше, разыгрываются конфликты, к-рые оказывают огромное влияние на дальнейшую жизнь человека. Эти конфликты заключаются в том, что половое созревание происходит обычно значительно раньше, чем зрелость организма в целом, что половое влечение пробуждается большей частью значительно раньше, чем половая зрелость, что поиски ответа на вопрос о сущности половой жизни и осведомление о ней происходят не в том возрасте, в каком это необходимо, не в том освещении, в каком бы это было желательно, не теми лицами и не из тех источников, из которых осведомление о половом процессе было бы необходимо получить. И эти конфликты по преимуществу-явление порядка не биологического, а социального: хаос капиталистического строя, все стороны к-рого уродо-. вали здоровые биологические и социальные проявления человеческого организма, сексуа-лизирующие элементы, глубоко и властно пропитавшие в капиталистическом строе все стороны человеческой жизни, ханжество в вопросах освещения перед молодежью истинной сущности и социальной значимости половой жизни-таковы причины этих первых ранних конфликтов половой жизни. За этими первыми конфликтами, выражающимися в невозможности полового воздержания до определенного возраста, раннем онанизме и т. д., идет ряд других конфликтов, заключающихся в раннем начале половых сношений, беспорядочности добрачных половых связей, конфликтах брака, внебрачных половых сношениях и в связи с ними распространении вен. болезней и т. д. Будучи беспомощна в устранении всех этих конфликтов, не умея и не желая вскрыть до конца действительные причины всех этих конфликтов, буржуазная сексуология пытается свести эти конфликты к неправильному сексуальному воспитанию и отсутствию полового просвещения. Отсюда требование полового воспитания и полового просвещения как пятая составная часть П. в. и половой реформы в современном буржуазном обществе. Шестой составной частью.в П. в . современного буржуазного государства является проблема аборта (см.), которая в свою очередь является частью общих вопросов борьбы с деторождением, входящих в проблему народонаселения. Проблема аборта связана также с вопросом о противозачаточных средствах, составляющих большой раздел П. в. Законодательство почти всех современных буржуазных государств запрещает производство аборта по причинам немедицинского порядка; круг медицинских показателей к производству абортов весьма ограничен. Законы об аборте являются не только пережитком реакционного клерикализма, но и прежде всего отражением института собственности; по каноническому праву плод является уже носителем духа божьего, и аборт рассматривается как убийство. Законы об аборте, являющиеся выражением политики принудительной рождаемости, тесно связаны с совре- менным милитаризмом, нуждающимся в большом количестве пушечного мяса для своих непрерывных войн. Обстоятельства, связанные с тем, что современная семья путем сознательного ограничения рождаемости (путем абортов, противозачаточных средств и т. п.) почти совершенно прекратила выполнение одной из своих основных функций-«воспроизводство» детей- также заставляют буржуазное законодательство итти по пути запрещения аборта. Многочисленные буржуазные политики в Германии и других странах считают необходимым сохранять законы об абортах в целях борьбы с «половым одичанием», ибо, «если девушка будет знать, что производство аборта безнаказанно, тогда имеющееся уже и сейчас половое одичание нравов катастрофически потянет народ в бездну». Буржуазное законодательство об абортах глубоко классово по своему существу. Своим острием оно направлено против женщин из трудящихся классов, к-рые при наличии запрета аборта вынуждены для производства последнего обращаться к различным бабкам, знахарям, акушеркам. Основной цели-увеличения рождаемости это законодательство не достигает; наоборот, возрастающая из года в год эпидемия абортов и непрерывное снижение рождаемости стали неотъемлемым фактором жизни современного капиталистического общества. Частично в связи с этой безрезультатностью законов об аборте и гл. обр. в связи с обесценением рабочей силы, в условиях современного мирового экономического кризиса и многомиллионной, из года в год возрастающей безработицы, а отсюда и незаинтересованностью в новых рождениях, более радикальные буржуазные элементы выдвигают, особенно в последнее время, требования легализации аборта и широкого распространения противозачаточных средств. В П. в. современного буржуазного государства значительное место, как 7-я составная часть, занимает проблема половых преступлений, их наказуемости и реформы этого законодательства. Характерным для буржуазного права является проведение принципа публичной ответственности за такие поступки, которые хотя и не сопровождаются нарушением чьих-либо прав, но считаются безнравственными. Отсюда наказуемость различных половых извращений: гомосексуализма, содомии и др. Половые извращения в современных буржуазных государствах чрезвычайно распространены (см. Гомосексуализм). - Возникшие на экономической основе и тесно связавшие себя с институтом частной собственности взаимоотношения полов, брак и семья начинают распадаться уже очень рано. Развитие промышленного капитализма окончательно подкапывает все основы старой семьи и радикально изменяет отношения не только между мужем и женой, но и между родителями и детьми. Семья, в прежние эпохи большей частью производившая все, что ей нужно, начинает теперь все больше заимствовать предметы потребления сначала у мелкой промышленности, потом у капиталистической - фабричной. Семейное хозяйство начинает терять свою прежнюю хозяйственную замкнутость и вместе с этим многие из прежних соц. функций. Государство, все более усиливающееся, отнимает теперь у отца право семейного суда, ставит женщин и детей под некоторую свою охрану, предоставляет жене нек-рое (весьма огра- ничейное) соц. равноправие и устанавливает ее право на детей. Женщина в возрастающей степени начинает принимать участие в промышленной жизни; ее самостоятельность в хо-' зяйственном, личном, наконец политическом отношении возрастает. Таким образом личность в семье приобретает все большее значение, и прежняя, покоившаяся на отношениях частной собственности моногамия начинает ощущаться уже как устаревшая и обременительная. Несмотря однако на весь этот процесс «действительное тело семьи, имущественное отношение, исключительное отношение к другим семьям, принудительное сожительство, отношения, связанные с наличностью детей, устройством современных городов, накоплением капитала и т. д.,-все это осталось, потому что существование семьи сделалось неизбежным благодаря ее связи с независимым от воли буржуазного общества способом производства. Семья продолжает существовать и в 19 в. с той только разницей, что разложение ее стало всеобщим в силу более развитой промышленности и конкуренции» (Маркс и Энгельс, «Святой Макс»). 20 в. и особенно годы, связанные с последней империалистской войной, окончательно привели к распаду брака и семьи. Война механически разорвала огромное количество браков; сотни тысяч взрослых мужчин и женщин, состоявших в браке и привыкших к половым сношениям, будучи долгие месяцы и годы оторваны друг от друга, шли по пути внебрачных связей. Десятки тысяч девушек, в обычное время вступавших в брак и лишившихся этой возможности вследствие мобилизации мужчин брачного возраста, также пошли по пути внебрачных' связей. Война, сопровождавшаяся гибелью миллионов здоровых и находящихся в цветущем возрасте мужчин, резко нарушила взаимоотношения между мужской и женской частью населения (см. Возрастно-половой состав населения и Война). Ярким показателем распада брака и семьи в буржуазных странах является необычайно высокий рост разводов при все уменьшающемся, особенно сейчас, в период мирового экономического кризиса, числе заключенных браков. В 1925 году по сравнению с 1913 годом почти во всех европейских государствах число разводов увеличилось вдвое, в Англии число разводов увеличилось больше чем в 4 раза, а в Австрии больше чем в 7 раз. В САСШ число разводов с 1905 по 1923 г. выросло больше чем на 140%. В нек-рых штатах один развод падал на 2х/2 брака. И это происходило несмотря на то, что получение развода в буржуазных государствах и по настоящее время чрезвычайно затруднено, что «право развода в большинстве случаев остается нереализуемым при капитализме» (Ленин), ибо в законодательстве о браке и разводе «современная буржуазная демократия даже во всех наиболее демократических республиках проявляет себя в указанном отношении именно крепостнически» (Ленин). Наряду с уменьшением брачности и ростом разводов важным показателем процессов кризиса буржуазной семьи является весьма возросшее после войны количество детей, родившихся вне брака. И это при наличии законодательства, охраняющего по преимуществу право «зако-норожденных» детей. В Германии из каждых ста родившихся было-в 1913 году 9,7 внебрачных, в 1926 г.--12,6; в Берлине в 1926 г. каждый пятый ребенок родился вне брака; в Австрии в 1922 г. из каждых 100 родившихся было внебрачно родившихся 20, в 1927 году- 25,7. Наконец необычайно возросшая ' особенно после войны в капиталистических странах проституция и внебрачные связи свидетельствуют о полном крахе буржуазного брака и семьи. Многочисленные буржуазные исследователи, как Кайзерлинг, Гинкле, Гофман, Михельс, Фосдик, May pep, Митчель, Сернау, Горней (Kaiserling, Hinkle, Hoffmann, Michels, Fosdick, Maurer, Mitchell, Sernau, Ногпеу)и др. констатируют это явление. Брак, семья, сексуальные отношения переживают глубочайший кризис. Необходимость найти какой-то выход из создавшегося положения признается всеми. Отсюда многочисленные и разнообразные мероприятия, которые выставляются сейчас в буржуазных странах для оздоровления сексуальных отношений и спасения брака и семьи. Проект нового итальянского уголовного кодекса предполагает ввести наказание в виде трехлетнего тюремного заключения за измену в браке. Некоторые аграрные области САСШ реагируют на явления распада американской семьи методами Ку-Клуке-Клана: часто люди в масках насильственно увозят в лес разрушителя или разрушительницу брака, раздевают их голыми, вымазывают дегтем, покрывают тело пухом и заставляют бежать, предупреждая, чтобы они больше не попадались. Во всех странах пишутся многотомные книги по физиологии любви, исходя из соображений, что знакомство с этим «искусством» спасет буржуазный брак от гибели. Многочисленные авторы предлагают те или иные проекты реформы брака. В 1924 г. Найтом (Knight) в Америке была выдвинута и позже Линдсеем (Lindsey) подробно разработана идея брака-компаньоната (Companiate-Marriage--товарищеский брак); с близкими этому браку идеями выступила в Германии Бу-хов-Гохмейер (Buchow-Hochmeyer)-«Временный брак» (Die Zeitehe), в Австрии Урбанчич- «Пробный брак» (Die Probeehe). Другие выдвигали идеи студенческого брака, брака втроем и т. д. Все эти проекты с большей или меньшей решительностью, с значительными или незначительными дозами утопичности предлагали так или иначе реформировать брак и тем самым оздоровить зашедшие в тупик сексуальные отношения. Однако по существу эти проекты только увеличивают свободу для мужчин и фактически укореняют дальше неравенство полов. Разумеется, что подлинных причин зашедшего в тупик в капиталистических странах полового вопроса они не видят. С капиталистическим строем, объективным ходом своего развития разлагающим и развращающим буржуазный брак и семью, они бороться не собираются. Это и делает их проекты утопическими и осужденными на смерть. Несмотря на большую заостренность полового вопроса в капиталистических странах буржуазное движение за половую реформу весьма слабо. Борьбу за сексуальную реформу ведет Сексуологический ин-т в Берлине (Institut fur Sexualwissenschaft), организованный в 1919 г. Магнусом Гиршфельдом, «Общество врачей для исследования сексуологии и конституции» в Берлине (основано в 1913 г.; в 1927 г. имело 300 членов). Его орган-«Arch. f. Frauenkunde und Konstitutionsforschung» (выходит с 1914 г.). В 1913 г. в Берлине основано Интернациональное об-во сексуологии;органом его является «Ztschr. f. Sexualwissenschaft und 8ехиа1ро1Шк»(с1914г.).После войны состоялось два международных конгресса этого общества. Обществами, к-рые занимаются вопросами сексуальной реформы, являются также «Немецкий союз регулирования рождаемости и сексуальной гигиены»(Берлин,в 1929г. 19 500членов;органы: «Sexualhygiene» и «Der Wachruf»), Лига охраны материнства и социальной и семейной гигиены (Берлин, в 1929 г. 8 000 членов; орган «Lie-be und Leben»). После войны возникает также Мировая лига сексуальной реформы (Welt-Uga< fur Sexualreform), руководимая Гирш-фельдом, Форелем и Эллисом. До 1932 года Лига созвала пять международных конгрессов. В работах этих международных конгрессов вплоть до четвертого конгресса в Вене в 1930 г. принимали участие представители СССР. К IV конгрессу по отчету Гиршфельда Лига состояла из 182 членов, представлявших различные общества с общим составом в 130 тысяч человек. Основные требования, выставляемые Мировой лигой сексуальной реформы, таковы: политическое, экономическое и сексуальное равноправие женщины; освобождение брака и в особенности развода от опеки со стороны церкви и государства; регулирование рождаемости в смысле ответственного отношения к своему размножению; проведение в жизнь евгенических мероприятий; защита внебрачной матери и ребенка; правильный подход к оценке интерсексуальных вариаций, в особенности гомосексуальных мужчин и женщин; предотвращение проституции и венеризма; изменение взглядов на извращения полового инстинкта, которые должны рассматриваться не как преступление, грех или порок, но как более или менее болезненное явление; уголовное сексуальное право, карающее только действительные вторжения в половую свободу другого лица, но не вмешивающееся в сексуальные действия, основанные на сексуальном согласии взрослых людей; планомерное половое воспитание и просвещение. Практическим результатом движения за сексуальную реформу в буржуазных странах является, если не считать весьма небольших достижений в области законодательства, организация в ряде стран гос. консультации по вопросам брака и половой жизни (Sexualberatungsstelle). В СССР не существует полового вопроса в том понимании, в каком он существует в капиталистических странах. Нет также той заостренности внимания, того нездорового любопытства и в то же самое время и ханжеского отношения, столь характерных в отношении к этому вопросу в капиталистических странах. СССР является единственной в мире страной, в к-рой разрешены в основном те проблемы, к-рые в буржуазном строе ведут к постоянно существующему и неразрешимому половому вопросу. И если в буржуазных странах невозможность разрешить этот вопрос социально, что не может быть сделано без уничтожения капитализма, ведет к тому, что всю проблему переносят сплошь и рядом в плоскость биологическую и этическую, то СССР, закончивший в основном построение фундамента социализма, разрешает эту проблему именно социально. Октябрьская революция уже в течение первых двух месяцев своего существования ниспровергла все старое законодательство о браке и семье. С брака был сорван его церковный покров, и хотя закон предусматривал регистра- цию брака, незарегистрированный брак был по всем правам приравнен к зарегистрированному. Были отменены всякие разрешения для брака и установлена свобода развода по заявлению одного из супругов. В законодательстве о браке и семье закон стал на защиту слабейшей стороны, поэтому, не вмешиваясь в существо отношений, он установил обязательство, гарантировать интересы супругов и детей; родительские права могут осуществляться только в интересах ребенка; закон предоставил широкие возможности отыскания отцовства; имущество, нажитое в продолжение брака, считается общим. Все это законодательство, явившееся выражением совершенно новых социально-экономических отношений, повело к тому, что семья перестала быть институтом частной собственности и получила совершенно новое содержание. Свобода развода повела не к распаду семейных отношений, а к их укреплению: «.свобода развода означает не „распад" семейных связей, а напротив-укрепление их на единственно возможных и устойчивых в цивилизованном обществе демократических основаниях» (Ленин). В 1925 г. на 10 000 населения РСФСР было 16,4 разводов, в САСШ-15,2, т. е. почти одинаковое количество. И это тогда, когда в капиталистических странах «право развода в большинстве случаев остается нереализуемым», когда оно здесь «трудно осуществимо, условно ограничено, формально узко», когда «фактическое число фактических разводов (конечно не санкционированных церковью и законом) повсюду неизмеримо больше» (Ленин). Перепись населения 1926 года показала, что брак и семья в СССР остаются почти исключительной формой социально-половых отношений. Анализ итогов переписи, сделанный по Украине демографом А. Хоменко, привел его к выводам, что «организованный по-советски и оформленный юридически брак является настолько распространенной формой сексуальных взаимоотношений, что' никакие другие формы не могут с ним конкурировать». Проведенные среди разных групп населения нашей страны обследования половой жизни показывают, что современный брак в подавляющем большинстве удовлетворяет его участников. В проведенном 3. Гуревичем в 1930 г. обследовании половой жизни 4 500 работниц и служащих 80% работниц и 85% служащих ответили, что они удовлетворены своей брачной жизнью. 88% мужчин и 96% женщин, по обследованию половой жизни в 1926 г. (Гуревич), считают идеалом половой жизни брак и длительное половое сожительство. Огромное значение в создании новой семьи в СССР и тем самым в оздоровлении сексуальных отношений имело то, что Советская страна уже в течение первого года своего существования не оставила «в подлинном смысле слова камня на камне из тех подлых законов о неравноправии женщины, о стеснениях развода, о гнусных формальностях, его обставляющих, о непризнании внебрачных детей, о розыске их отцов и т. п.-законов, остатки которых многочисленны во всех цивилизованных странах» (Ленин). Советская республика сразу обеспечила женщине равенство по закону. Она поставила своей задачей полностью освободить и раскрепостить женщину, втянуть ее в политику, в общественно-производительный труд, вырвать из «домашнего рабства», освободить от подчинения, отупляющего и принижающего, вечной и исключительной обстановки кухни. И эта задача могла быть разрешена только социализмом, только переходом от мелких хозяйств к общему и общей обработке земли. «Настоящее освобождение женщины,-писал Ленин,-настоящий коммунизм начнется только там и тогда, где и когда начнется массовая борьба (руководимая владеющим государственной властью пролетариатом) против этого мелкого домашнего хозяйства или, вернее, массовая перестройка его в крупное социалистическое хозяйство. Общественные столовые, ясли, детские сады-вот образчики этих ростков, вот те простые, будничные, ничего пышного, велеречивого, торжественного не предполагающие средства, которые на деле способны освободить женщину, на деле способны уменьшить и уничтожить ее неравенство с мужчиной по ее роли в общественном производстве и в общественной жизни». Эта поставленная Лениным в 1919 году задача в основном сейчас уже разрешена. В условиях неслыханных успехов в области индустриализации и коллективизации женщина-работница и крестьянка СССР из года в год все больше втягиваются в общественно-производственный труд, в политику, в строительство социализма, в учебу.- В предприятиях и учреждениях СССР в наст. время 5 715 тысяч женщин. По сравнению с 1926 г. количество женщин-работниц и служащих выросло по Москве на 222%, г. Горькому- 258%, Астрахани - 274%, Сталинграду-435%. В 1926 г. в сельсоветах было 9,9% женщин, в 1932 г.-21%. в горсоветах было 18%, теперь-25,8%. В ЦИК СССР первого созыва 12 членов и кандидатов женщин, в ЦИК шестого созыва-166. Шестая часть партии и две пятых комсомола в наст, время состоят из женщин. 35% всех членов правления колхозов по Украине-женщины. В 1897 году грамотных женщин было в России всего лишь 11%, в 1931 году-65%. В школах ФЗУ по РСФСР 33% всех учащихся - женщины. В высших учебных заведениях около 1/6 части будущих инженеров-женщины; по отдельным отраслям промышленности процент этот поднимается до 40. В высших медицинских учебных заведениях процент женщин достигает 69,6. К началу 1932 года почти 3/4 млн. трудящихся женщин учатся в вузах, техникумах, рабфаках и ФЗУ. Также из года в год растет число общественных столовых, яслей, детских садов, прачечных--все то, что на деле способствует освобождению женщины. В начале пятилетки общественные столовые могли дать питание 720 тыс. человек в день, к 1932 г. они обслуживают в городах до 15 млн. человек, в колхозах-до 9 млн. В 1917 г. в СССР было в городах 4 920 яслей; в 1932 г.-879 700, сезонных яслей в сельских местностях было в 1917 г. 35 000, а в 1932 г.-6 340 000. В тесной связи с ликвидацией безработицы в СССР, совершенно новым положением женщины, коренным изменением брака и семьи, а следовательно и оздоровлением сексуальных отношений проституция почти полностью ис чезла. Значительное уменьшение проституции можно было по сравнению с довоенным временем наблюдать уже в первые годы после Октябрьской революции. На улицах городов социалистической страны уже и сейчас не встречаешь ничего, хотя бы в малейшей мере напоминающего жуткие картины проституции больших капиталистических городов. Конечно окон- чательно проституция еще не уничтожена. Еще остались отдельные, весьма немногочисленные женщины, предпочитающие заниматься Проституцией вместо того, чтобы пойти работать на фабрики и заводы. Задачей общественности должно явиться перевоспитание этих наиболее оторвавшихся от коллектива членов и привлечение их к труду. Одним из показателей оздоровительных процессов сексуального быта в СССР в результате резкого снижения проституции, нового содержания брака, семьи и положения женщины является снижение венерич. заболеваемости (см. Венерические болезни). Также легализация аборта в СССР явилась фактором оздоравлива-ющего порядка. Легализация абортов в СССР также не оказала заметного влияния на рождаемость населения. СССР является в Европе страной с наиболее высокой рождаемостью (см.) и естественным приростом населения. Совершенно иным по сравнению с капиталистическими странами является в СССР законодательство по половым преступлениям. В его основу положен принцип ответственности за проступки, нарушающие чьи-либо интересы или сопровождающиеся причинением вреда. Нравственная оценка проступков как мерило виновности исключается. Наказуемо насилие как в прямой, так и в скрытой форме, также всякий вид растления. Особо охраняются права детей и подростков.-Наконец вопросы полового воспитания и просвещения и связанные с ними вопросы полового воздержания, борьбы с онанизмом, раннего начала половой жизни и всех связанных с этим соц.-пат. процессов ставятся в СССР совершенно иначе по сравнению с капиталистическими странами.. Это различие становится понятным из наличия в нашей стране хотя бы только таких факторов, как совместное обучение и воспитание мальчиков и девочек, классовое содержание этого воспитания, раннее вовлечение их в общественно-политическую жизнь, пионерское движение. Уже одни только эти факторы создают базу для разумного полового воспитания, для направления сексуального в здоровое русло. Мы видим таким образом, что все вопросы пола в СССР стоят в совершенно иной социальной плоскости по сравнению с капиталистическими странами. Проблемы освобождения брака и развода от опеки со стороны церкви и государства, политическое неравенство женщины, положение внебрачной матери и ребенка, запрет аборта, наказуемость половых извращений-словом проблемы, составляющие основу полового вопроса в капиталистических странах,-в СССР совершенно не существуют. Другие проблемы, как экономическое неравноправие женщины, уничтожение проституции и связанного с ней венеризма, в основном разрешены и в самое ближайшее время всем ходом дальнейшего строительства социализма; будут окончательно изжиты. Третьи, выражающиеся в остатках «двойственной половой морали» и, как следствие определенной беспорядочности половой жизни, в неправильных взглядах на половое воздержание и т. д. и т. п.,--имеют все предпосылки быть ликвидированными вместе с остатками всех других «капиталистических элементов в сознании» в процессе дальнейшего строительства социализма. Наконец такие вопросы, как половое воспитание и просвещение, распространение противозачаточных средств в целях снижения абортов, лечение и профилактика вен. заболеваний, создание потомства, освобожденного от наследственной отяго-щенности,-все эти вопросы в нашей стране поставлены в плоскость не только широкого изучения, но и практического осуществления. Задачей советской медицины и здравоохранения является еще более глубокое изучение всех этих вопросов и проведение их в жизнь.

Лит.: Б а т к и с Г., Брак и семья, М., 1929; о п ж е, Половой вопрос как проблема коллект. жизни (Соц. гигиена, под ред. А. Молькова, вып. 1, М.-Л., 1927); Бебель А., Женщина как половое существо (орак, стеснения и ограничения брака), М., 1926; он же, Женщина и социализм, М.-Л., 1923; Блох И., Половая жизнь нашего времени, СПБ, 1909; Б л я Ш к о А., Боррюто и д р., Сексуальная педагогика, М., 1926; Б р у х а н -ский Н., Материалы по сексуальной психопатологии, М., 1927; Вальгард С, О психологии половой жизни, М., 1926; Гельман И., Половая жизнь молодежи, М., 1925; Голосовкер С, О половом быте мужчин, Казань, 1927;Гуревич 3. иГроссер Ф., Проблемы половой жизни, Харьков, 1930; ЗалкиндА., Половой вопрос с коммунистической точки зрения, М., 1924; о н ж е, Половой вопрос в условиях советской общественности, М.-Л., 1925; он же, Половая жизнь и современная молодежь, Л., 1926; Каутский К., Возникновение брака и семьи. П., 1923; он же, Размножение и развитие в природе и обществе, Харьков, 192; Коллонтай А., Труд женщины в эволюции хозяйства, М. - Л., 1928; К у нов Г., Происхождение брака и семьи, М., 1923; Кушнер Л., Брак и положение женщины, М., 1925; Лафарг П., Очерки по истории культуры, М., 1926; Линдслей и Каль-в е р т о н, Брак и половое воспитание в Америке, М.- Л., 1930; Люблинский П., Преступления в области половых отношений, М.-Л., 1925; Маргольд Ч., Половая свобода и общественный контроль. М., 1928; Половой вопрос в свете научного знания, сб. статей под ред. В. Зеленина, М.-Л., 1926; Правонарушения в области сексуальных отнсшений, под ред. Е. Краснушкина и др., М., 1927; Роле дер Г., Половая жизнь человека, М., 1928; Семашко П., Новый быт и половой вопрос, М.-Л., 1926; Форель А., Половой вопрос, т..1-11, Харьков, 1929; Цеткин К., О Ленине, М., 1925; Членов М., Половая перепись московского студенчества и ее общественное значение, М., 1909; Ярослав с к и й Е. и др. .Половой вопрос, М., 1925; Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, М., 1932; Хоменко А., Сш'я в npon.eci перебудови, Харшв, 1930; BrykF., Etnologi-sche Studien iiber das Sexusleben bei Negern, Kflln, 1928; Buschan G., Neue Beitrage zur Marchen- und Volker-kunde, Dresden, 1927; В u s с h k e A. u. JacobsohnP., Geschlechtsleben und sexuelle Hygiene, В., 1932; Grot-j ahn A., Die Hygiene der menschlichen Fortpflanzung, В., 1926; Handworterbuch der Sexualwissenschaft, hrsg. v. M. Marcuse, Bonn, 1926; Hirschfeld M., Gesch-lechtkunde, B. I-II, Stuttgart, 1926; H о d a n n M., Ge-schlecht und Liebe,B., 1932; Karsch-H а а с k F., Das geschlechtliche Leben der Naturvolker, Lpz., 1921-23; К r a f f t-E b i n g K., Psychopathia sexualis, Stuttgart, 1924; Lowenfeld L., Sexualleben und Nervenleiden, Miinchen, 1922; Malinowski В., The sexual life of savages, L., 1931; M e i г о ws k i E., Das Geschlechts-lebender Jugend in seiner Beziehung zurSchule und Eltern-haus, В., 1926; Moll A., Handbuch der Sexualwissen-schaften, Lpz., 1921; Muller J., Das sexuelle Leben der NaturvOlker, Grieben, 1902; Noordenu. Kami n e r, Krankheiten und Ehe, Lpz., 1916; Ploss-"B art els u. Pail, Das Weib in der Natur und Vol-kerkunde, B. I-II, В., 1927 (рус. изд. - СПБ, 1898- 1899); Rohleder H., Vorlesungen iiber das gesamte Geschlechtsleben der Menschen, B. I-IV, В.. 1920-23. Периодические издания: Archiv f. Frauenkunde und Konstitutionsforschung, В., с 1914; Neue Generation. В., с 1904; Zeitschrift f. Sexualwissenschaft u. Sexualpolitik, Berlin, с 1914. См. также лит. к ст. Половое воспитание и Проституция.

3. Гуревич.

В начало энциклопедии