Приглашаем посетить сайт

Литература (lit-info.ru)

Большая медицинская энциклопедия (1970)
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПОДБОР

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПОДБОР

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПОДБОР, применение организованных мероприятий и научно-обоснованных методов для получения наилучшего соотношения между индивидуальными особенностями (известной группы) лица и определенными формами профдеятельности. В частности отдельными видами П. п. являются: а) профотбор, т. е. выбор из значительного числа кандидатов лиц, наиболее подходящих для данной профессии, б) профкон-с у л ь т а ц и я, т. е. указание профессии, наиболее подходящей для данного лица. Применение в связи с профконсультационной работой воздейственных мероприятий, направленных на ознакомление консультируемых с профессиями и на воспитание соответствующих профессиональных интересов и трудовых установок, называется обычно профориентацией. В П. п. включаются также все меро приятия, связанные с переменой профессии (вследствие напр. инвалидизации), с уточнением специальности и рабочей специализации, с выбором определенного рабочего места на предприятии, с комплектованием профессиональных учебных заведений и т. д., т. е. все мероприятия, связанные с установлением, изменением и уточнением характера профдеятельности. От П. п., представляющего собой совокупность организованных мероприятий, следует отличать так наз. «естественный профподбор», т. е. установление определенной диференциа-ции между профгруппами в отношении психофизиологических особенностей лиц, входящих в эти группы, вследствие отсева в самом процессе работы лиц, наименее пригодных для этой работы, пополнения отсевающимися других профгрупп и т. д. Возникновение в капиталистических странах организованных форм П. п. в их развернутом виде относится в основном к 20 в. и определяется необходимостью обоснования мероприятий по профраспределе-нию в отношении значительных количеств людей. Главными предпосылками для развития П. п. являлись потребности крупной промышленности, армии и школы (преимущественно профессиональной), вызвавшие к жизни еще раньше появление ряда мероприятий, исследований и методов, на основе синтеза и использования к-рых и развились дальнейшие формы профессионального подбора. Развитие мануфактурной промышленности, а затем крупного капиталистического машинного производства заставило уже давно обратить внимание на специфические профвред-ности отдельных производств, предъявляющие известные требования к выносливости и здоровью рабочих, занятых в определенных профессиях (см. Профессиональная гигиена, Профессиональные заболевания и Профессиональная патология). Точно так же работы ряда психиатров (Жане и др.), проведенные в конце 19 в., заставили обратить внимание на возможность возникновения психических заболеваний в связи с несоответствием психических особенностей человека требованиям профдеятель-ности. Работы Тейлора (конец 19 и начало'20 в.) по т. н. «научной организации труда», направленные на максимальное повышение эксгоюа-тации рабочей силы, основанные на хронометраже времени, затрачиваемого на рабочие операции и на установление определенных норм, привели к необходимости предварительного отбора рабочих, гл. обр. в отношении их физ. силы и выносливости, поскольку оказалось, что в среднем только 1 из 6 рабочих может выполнить предписания, связанные с тейлоровской системой (являющейся по определению Ленина «научной системой выжимания пота»). Вместе с тем необходимо прямо указать, что капиталистический П. п. целиком служит интересам капиталистов, помогая им так подбирать рабочую силу, чтобы получить возможность наибольшей ее эксплоатации в интересах максимального выкачивания прибавочной стоимости. Эта истинная сущность капиталистического П. п. тщательно маскируется пустой фразеологией буржуазных ученых о специальном учете интересов «человеческой личности». Первое систематическое применение П. п. в промышленности связано с введением в 70-х годах прошлого столетия Хольмгреном обязательных врачебных обследований работников жел.-дор. транспорта с проверкой состояния зрения и слуха. Потребности формирования боеспособных войск, а также задача комплектования специальных военных частей заставили уже давно ввести при наборе мед. обследования, результаты которых йспользовы-вались в связи с требованиями к людскому составу, определяемыми особенностями военной службы в войсках различного назначения. Это обслуживание военных нужд, не относящееся к П. п. в узком смысле слова, оказало определенное влияние (особенно значительное в 20 в.) на развитие форм и методов П.п.-Организация форм и методов массового обучения выдвинула уже в 19 в. ряд задач, способы решения к-рых повлияли в дальнейшем на установление методики П. п. Сюда относится а) задача разработки объективных методов учета эффективности школьного обучения, приведшая в конце 19 в. к попыткам создания т. н. тестов успешности, и б) задача выделения умственно отсталых детей в специальные вспомогательные школы (на чало организации к-рых относится к середине 19 в.),приведшая к разработке т.н. тестов (см.) для определения способностей. Капиталистическая рационализация промышленности, основанная на все большем применении машин и внедрении методов массового и поточного производства, вызвала к жизни развитие различных форм профподготовки («профессионализацию» общеобразовательной школы, появление профессиональных и «предпро-фессиональных» средних школ различных типов, возрождение на новых основаниях системы фабрично-заводского ученичества, связанной с государственным регламентированием соответствующих форм обучения). Организация этой профподготовки неразрывно связана с осуществлением соответствующего П. п. Стремление к «увязке» работы школы с потребностями промышленности и профподготовки выявилось также в деятельности бостонского профессора Ф. Парсонса, основавшего в 1908 г. в Бостоне (САСШ) первое бюро по профкон-сультации для оканчивающих школу, и в работах итальянского педагога У го Пиццоли, построившего в 1908 г. ряд аппаратов и проведшего исследования по испытанию профпригодности школьников. В 1912 году в Бельгии также было создано под руководством А. Кри-стианса брюссельское «Интеркоммунальное бюро по профессиональной ориентации». В связи с упоминавшейся ранее задачей комплектования вспомогательных школ методы психологического изучения способностей получили в начале 20 в. дальнейшее развитие на основе работ французских исследователей Вине и Симона, создавших на основе предложения французского министерства просвещения серию тестов для испытания интелекта (т. н. «метрическую шкалу»), получившую широкое распространение в ряде стран и показавшую свою практическую эффективность. Лицом, использовавшим впервые результаты школь-1 ных исследований и работ по эксперименталь-: ной педагогике и психологии для непосред-! ственного обслуживания нужд промышленности и прибедшим идеи относительно П. п. в известную систему, был работавший в САСШ немецкий психолог Гуго Мюнстерберг, организовавший в 1910-11 гг. работы по психотех-: ническому отбору вагоновожатых, телефонисток и морских офицеров. Мировая империалистская война дала сильный толчок развитию методики П. п. в связи с комплектованием военных частей разного рода и необходимостью массовой подготовки различных специально-: стей (шоферов, летчиков-пилотов и летчиков-i наблюдателей и т. п.). Особенно широкий разумах имело применение психологических мето-: дов в САСШ, в которых 1 750 000 солдат были | подвергнуты обследованию тестами интелекта, ; разработанными специальным комитетом аме- риканских психологов. Психотехнические и мед. обследования для установления пригодности для работы в специальных частях производились в специальных лабораториях, созданных для этой цели во Франции, Англии, Италии и Германии. Если практический опыт военного времени значительно двинул вперед разработку методики массовых и индивидуальных обследований профпригодности, то условия послевоенного времени создали благоприятные предпосылки для перенесения этих методов в промышленность и для развития различных форм профконсультации и профотбора. К числу этих условий относится: заострение конкуренции между капиталистическими странами на внешних рынках и стремление использовать все возможные способы для повышения конкурентоспособности, общая дезорганизация рынка труда в связи с демобилизацией армии и перестройкой работы промышленности, что вызвало создание ряда учреждений - государственных и коммунальных-для обслуживания потребностей этого рынка (биржи труда), необходимость устройства на производственную работу ряда частичных инвалидов (в частности с поражениями мозга), резкое падение рождаемости за военный период и высказывавшиеся в связи с этим опасения о недостатке в будущем рабочих кадров и т. д. В результате последовало возникновение ряда психотехнических лабораторий на отдельных предприятиях и развертывание профконсультационной работы на основе соответствующих законоположений, преимущественно по линии министерств труда, коммунальных органов и органов народного просвещения. Совершенно по-другому ставится проблема П. п. в СССР, где в ней гармонически сочетаются интересы рабочего класса в целом (через интересы социалистического народного хозяйства) и интересы индивидуального рабочего (в смысле максимального учета личных способностей, задатков и склонностей, а также состояния здоровья и физ. развития). П. п. в СССР развился в связи с т. н. «нотов-ским» движением (по научной организации труда) и с деятельностью соответствующих научно-исследовательских ин-тов: в Московском центральном ,ин-те Охраны труда НКТ, НКЗдр. и б. ВСНХ, Центральной комиссии при ВСУ РККА по организации психофизиол. испытаний в Красной армии, Институте по изучению профзаболеваний им. Обуха, Институте мозга (в Ленинграде), Всеукраинском ин-те труда (в Харькове) и т. д. Первые практические работы по профконсультации были организованы в 1925 году в Ленинграде по инициативе Ин-та мозга и в Москве по инициативе Мосздравот-дела в связи с набором в школы ФЗУ. В 1929 г. было издано постановление СНК СССР, возлагавшее на НКТ СССР и НКТ союзных республик общее руководство делом профконсультации и профподбора безработных и учреждавшее при НКТ СССР Междуведомственный совет по профконсультации и профотбору. С это-то времени начинается широкое развитие сети профконсультационных учреждений в СССР по линии органов труда и органов здравоохранения. На 1932 г. в системе НКТ имелось 87 профконсультационных «точек». Кроме этих профконсультационных учреждений, обслуживающих комплектование школ ФЗУ, в СССР к началу 1933 г. имелась отдельная система профконсультационных и профотборочных учрежде- ний, обслуживавших жел.-дор. транспорт, местный транспорт и нужды Красной армии. Профконсультационная работа проводилась также в педологических кабинетах школ ФЗУ, в психофизиологических лабораториях предприятий, при отдельных предприятиях, хоз-объединениях, вузах и втузах. Принципы и система профконсультационной работы в СССР. В отличие от капиталистических стран. где профотборочные и профконсультационные учреждения обслуживают интересы отдельных предпринимателей и капиталистического об-ва в целом и где осуществление действительной профконсультации невозможно в силу специфических хищнических производственных отношений и диаметральной противоположности интересов предпринимателей и пролетариата. плановое социалистическое строительство в СССР создает все необходимые предпосылки для развития профконсультации. Профконсультационная работы у нас является неразрывной частью всей системы мероприятий по комплектованию, подготовке, распределению и правильному использованию кадров и ставит своей задачей максимальное поднятие производительности труда на основе учета личных особенностей трудящегося и его интересов, неразрывно связанных с задачами социалистического строительства. Профконсультация у нас является разрешением одной из народнохозяйственных и воспитательных задач и должна основываться на синтетическом использовании данных о перспективах планового разви-тиянародногохозяйства и о требованиях,предъявляемых соответствующими профессиями, с данными относительно психических особенностей и состояния здоровья и физ. развития консультируемого с обязательным учетом его интересов, соц.-быт. условий и т. д. и с организацией воздейственныхмероприятий по выработке у консультируемого правильных проф-интересов и трудовых установок. Разделение П. п. и профконсультации на отдельные изолированные части: психотехнический П. п. и медицинский П. п. и попытки, делавшиеся у нас отдельными авторами рассматривать од ну из этих частей как основную-принципиально неправильны в наших условиях. Работа по профконсультации должна начинаться еще в период пребывания подростка в: политехнической школе (основная и начальная часть профконсультации) с проведением профконсультационных мероприятий на дальнейших этапах профессионального продвижения. В политехнической школе работа по профконсультации должна состоять из двух частей: а)  изучение психических и соматических особенностей подростка в процессе их развития на основе повторных испытаний и обследований. а также специальных наблюдений со стороны педагогов, педолога и школьного врача; б)   профориентационная работа по ознакомлению подростка с профессиями и по развитию проф. интересов. Эта работа в политехнической школе пока что представляется недостаточно развернутой. Данные о подростке, собранные политехнической школой, должны передаваться в бюро профконсультации, к-рое на основе этих данных, а также дополнительных психотехнических и мед. обследований и собеседований с подростком и на основании предварительно проведенного изучения профессий и потребности в кадрах дает свое заключение о наиболее подходящей для подростка проф-деятельности, связывая это заключение с указанием определенного ФЗУ, курсов, техникума или вуза, куда подросток и направляется с приложением необходимых материалов в порядке, определяемом существующими формами комплектования этих учреждений. Следует отметить, что в силу недостаточной развернутости профконсультационной работы в политехнической школе до наст, времени заключения бюро основывались гл. обр. на результатах обследований и испытаний, проводимых самим бюро, что является одним из существенных недостатков этой работы. Профконсультационные бюро обслуживают также почти исключительно комплектование школ ФЗУ, не включая в свои задачи комплектования техникумов, вузов и пр. Школа ФЗУ (а также всякое другое учреждение, к-рое может быть обслужено работой бюро профконсультации) получает из бюро данные в отношении подростка и заключение и на основе этих данных и дополнительных психотехнических испытаний и мед. обследований, к-рые могут потребоваться в связи со специфическими особенностями данного производства и предприятия, а также на основании наблюдений над подростком в течение начальных периодов обучения, уточняет профконсульта-ционное заключение, направляя подростка на обучение по определенной специальности.- Совершенно особой областью работы является профконсультация в отношении взрослых рабочих, уже занятых на предприятии и вынужденных переменить свою профессию (в силу заболевания и т. д.). Эта работа, развернутая пока что в небольшом объеме, тесно связана с работой органов соц. страхования по экспертизе трудоспособности. Особенность этой работы заключается в частности в желательности направления консультируемого на такую работу, на которой его прежний опыт и квалификация были бы использованы в максимальной степени. МетодикаП. п. Проведение П. п. предполагает прежде всего знание тех требований, к-рые предъявляются профессиями к психо-соматологическим особенностям человека, содержания этих профессий, соотношения их с другими профессиями, тенденций изменения и путей подготовки к профдеятельности. Все эти вопросы изучаются в т. н. профессиоло-г и и, или профессиографии (наука о профессиях). Результатом этого изучения является характеристика профессии или профес-сиограмма (характеристика с точки зрения психических свойств называется иногда п с и-хограммой). На основе изучения профессии строится методика П. п., к-рая дает совокупность данных, необходимых для определения профпригодности, и способов их получения и использования (наблюдения, испытания, обследования и т. д.). Намеченная методика подвергается предварительной проверке для установления а) точности намеченных методов, б) их значения для установления профпригодности путем сопоставления с критериями, т. е. данными, характеризующими успешность в проф-обучении и в профработе (установление т. н. «пригодности» или «симптоматичности» самой методики). Окончательно разработанная методика также подвергается дальнейшей проверке для установления эффективности работы по П. п. и для внесения необходимых улучшений. При этом различают: диагностическую пригод- ность методики (сопоставление с критериями, полученными одновременно с испытанием) и прогностическую пригодность (критерии устанавливаются через известный промежуток времени, напр. через год или два). Для целей П. п. должны быть учтены следующие свойства и особенности консультируемого: а) психические свойства - способности, характерологические особенности, устанавливаемые на основе психотехнических испытаний и специальных наблюдений; б) соматологические особенности- состояние здоровья и физ. развития и их динамика (см. ниже); в) подготовка, а именно состояние знаний и навыков в различных областях (на основе наблюдений, школьных характеристик или же специальных испытаний). и трудовой опыт; г) направление интересов и степень их обоснованности и устойчивости; д) данные о соц.-быт. положении-соц. положение и происхождение, окружающая среда, условия развития и т. д^. Психотехнические испытания в целях профконсультации производятся при помощи применения т. н. тестов- групповых и индивидуальных-бланковых (печатных) и аппаратурных. Заимствование из капиталистических стран методики П. п., отражающей в своем содержании и в чисто технических на первый взгляд способах получения и истолкования соответствующих показателей, вызвало перенесение на советскую почву классово чуждых и в своей основе идеалистических и механистических теорий, отразившихся в ошибках ряда советских исследователей (школы Шпильрейна и Геллерштейна и др.) по вопросам П. п. и приведших в отдельных случаях к классовым и национальным извращениям в работе по П. п. (Левитов, Барановский и др.). В частности эти ошибки выразились: а) в непонимании социальной и классовой природы профдеятельности в СССР и изменении самого ее содержания, что было связано с недооценкой' Изменчивости профессий, с неправильными представлениями о тенденциях развития профессий в нашем Союзе и с биологизацией самого понятия профессии; б) в неправильной психологической трактовке профессионального труда (недооценка значения интелекта и профдеятельности, в особенности для так наз. «индустриальных профессий»-слесарь, токарь), в сведении ее к механическому реагированию на «раздражители» и т. д.; в) в игнорировании социальных моментов, влияний среды и необходимости классового подхода в работах по П. п.; г) в формальной математико-статистической трактовке соотношений, получаемых при исследованиях по П. п., без достаточного анализа по существу (в частности психологического) применяемых методов и в фетишизации получаемых показателей и соотношений; д) в неправильной трактовке значения психотехнических показателей, якобы отражающих непосредственно прирожденную «одаренность» человека, его неизменные свойства, «изначальные установки», «диспозиции» и т. п., совпадающие с различиями классовой, национальной и половой принадлежности, фатально предопределяющие пределы возможного развития и профпригодность. Утверждения подобного рода встречаются у большинства иностранных буржуазных ученых, игнорирующих отражение в психотехнических показателях влияний среды (образования, домашнего окружения, соц. происхождения и т. д.); это позволяет им истолковывать раз- 53S личия, получающиеся в среднем в результатах испытаний между т. н. «высшими» социальными категориями (предпринимателями, высоко оплачиваемыми служащими и их детьми и т. д.) и «низшими» категориями (рабочие, крестьяне и их дети) как «доказательство» того, что капиталистический строй соответствует самой природе вещей, поскольку господствующие классы оказываются по их «исследованиям» наиболее «одаренными» от природы. Такие якобы научно обоснованные данные служат буржуазии также для оправдания всякого рода национальных угнетений и ограничений (напр. в отношен ш негров в САСШ), для «оправдания» колониальной политики и для «обоснования» фашистских тенденций, идей, мероприятий всякого рода, поскольку на основе подобных «исследований» «оказывается» напр., что среднее умственное развитие взрослого населения (его «умственный возраст») равно среднему развитию тринадцатилетнего ребенка, откуда делается вывод о вредности допущения массы населения к влиянию в какой бы то ни было форме на государственные дела. На данных указанного характера пытаются обосновывать также всяческие предложения социал-фашистского типа о якобы возможной ликвидации «социальных конфликтов» путем соответствующей организации профконсуль-тационной работы и выдвижения наиболее «одаренных» из трудящихся масс в ряды гос-нодствующего класса. Перенесенное на нашу почву игнорирование влияний соц. среды и неправильное использование психотехнических показателей привели к тому, что процент «высокоодаренных» среди детей служащих (в особенности с высшим образованием) оказывался значительно ббльшим, чем среди детей рабочих и крестьян, что в отдельных случаях привело к классовым извращениям в работе по профконсультации, выразившимся в посылке на наиболее значительные, «ведущие» профессии преимущественно детей служащих. Равным образом недооценка условий развития ребят различных национальностей (напр. узбеков) и применение несоответствующих психотехнических испытаний привели к ложным заключениям о наличии значительного процента умственно отсталых среди этих национальностей. Следует отметить, что правильный учет влияний среды, показывающий, что различия между социальными категориями и национальностями, взятыми в целом, относятся за счет этих влияний, отнюдь не должен приводить к заключению о том, что все люди одинаковы по своим приходным способностям. Игнорирование этого обстоятельства привело некоторых из наших исследователей к механистическим ошибкам противоположного характера, выразившимся в сведении всех различий между ЛЮДЬМИ К ВЛИЯНИЯМ ТОЛЬКО СреДЫ. А. Манцрыка. Профессиональный подбор медицинский. Определение проф. пригодности есть сложноце-лостная проблема, разрешение к-рой базируется на учете всех сторон личности консультируемого, в том числе и его физ. состояния. С точки зрения медицинского (врачебного) П. п. профконсультации как самостоятельной проблемы вне связи с остальными разделами проф-консультационной работы не существует. Однако в силу того, что изучение личности работника (кандидата), включает в себя такие специальные стороны, как определение физ. развития, состояния сердца, легких, состояния зрения, слуха и т. п., к-рые являются областью применения врачебных знаний, с одной стороны, а с другой, в силу того, что вопрос о пригодности к труду преследует цели охраны здоровья и жизни пролетариата, вопросы профилактики заболеваемости самих работников и т. п.,-в профконсультационной системе как часть ее имеется раздел соматического обследования, выполняемого обычно врачами различных специальностей, достаточно квалифицированными соответственно сложности самой проблемы. Мед. профконсультация основывается на изучении профессий с точки зрения тех требований, которые они предъявляют к рабочему. На основе такого профессиографического изучения составляются особые списки противопоказаний к работе в той или иной профессии. Различают противопоказания абсолютные (при к-рых направление на данную профессию безусловно недопустимо) и относительные (направление при к-рых не желательно), а также показания, когда работа по данной специальности в силу тех или иных соображений прямо рекомендуется. [В частности в 1932 г. НКТ СССР было издано постановление о болезнях и физ. недостатках, препятствующих приему подростков в школу фабзавуча. Список таких заболеваний и недостатков был разработан Центральной лабораторией по профконсультации Междуведомственного совета по профконсультации при Ин-те оздоровления и организации труда. Этой же лабораторией, а также и другими научно-практическими учреждениями по профконсультации разработаны списки противопоказаний по ряду отдельных производств (по машиностроению, текстильной промышленности, строительной промышленности и др.).] Мед. показания и противопоказания составляются с учетом как прямых производственных требований, так и задач профилактических. Само собой разумеется, что как показаниям,так и противопоказаниям не следует придавать непреложного значения. На них следует смотреть как на условно принятые временные нормы, помогающие проводить подбор кадров на основании приблизительно однородных принципов. Противопоказания при этом всегда имеют только местное значение и могут применяться в других местах лишь при условии однородности характера работы и основных сторон трудовой обстановки, а также при однородности состава кандидатов. Противопоказания изменяются в зависимости от изменения организации и техники производства, в зависимости от изменения сан.-гиг. условий труда, от ряда местных особенностей каждой производственной единицы (завода, цеха, мастерских) и т. п. Противопоказания изменяются в своей значимости в зависимости от национального состава, возраста исследуемого, в зависимости от его общего физ. состояния. Наличие напр. нескольких заболеваний, из к-рых каждое в отдельности не является противопоказанием, в общей сложности может дать такое отягощение для организма, что регулярный труд становится невозможным. В таком же смысле могут расцениваться нек-рые случаи тяжелого течения заболеваний, вообще говоря не являющихся противопоказанием, но в отдельных случаях дающих плохой прогноз.- Основная методологическая ошибка первых лет развития мед. профконсультации (Пахомы-чев и другие московские работники здраво- охранения), питаемая меныневиствующей идеологией в вопросах труда, заключалась в чрезмерном преувеличении профилактических задач профконсультации и отрыве последней от общих задач народного хозяйства и социалистического строительства в целом. В противоположность правому уклону в профконсультации существовал и «левацкий» загиб (Кларк, Толчинский и др. ленинградские работники), совершенно игнорировавший профилактические задачи профконсультации и сводивший всю проблему определения профпригодности к применению психотехники с полным исключением de facto мед. П. п. Истоки этого, кажущегося левым загиба находятся в методологии профконсультации буржуазных стран, в частности Германии, характерной чертой которой является грубое делячество на почве удовлетворения предпринимательских интересов сегодняшнего дня, сводящихся лишь к выжиманию прибавочной стоимости. Отражения этих буржуазных установок в профконсультацион-ной практике находят себе место и до сих пор у большинства наших психотехников (Шпиль-рейн, Геллерштейн, Левитов, Дьяконов и др.), к-рые на словах признают сложноцелостность проблемы определения профпригодности, на деле же сводят ее к применению психотехнической методики анализа личности. Всестороннее исследование человека, как мы выше отметили, является той основой, на к-рой базируется синтетическое профконсультацион-ное заключение. В той его части, к-рая выполняется мед. разделом, оно слагается как обязательное из определения: 1) уровня физ. развития (включая сюда, если речь идет о подростках, половое созревание, к-рое является одним из элементов диагностики физ. развития) на основе антропометрических исследований;2)состояния органов движения; 3) состояния внутренних органов (гл. обр. сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, выделительной системы, состояния крови и т. д.); 4) состояния нервной системы и психики; 5) состояния и функции органа зрения; 6) состояния и функции органа слуха.-Обследование производится врачами соответствующих специальностей. Другие исследования производятся по особым показаниям, выясняющимся в процессе вышеуказанного основного обследования. Проф-консультационная работа среди взрослых повышает удельный вес гинекологического обследования для женщин, а также имеет ряд других особенностей. Следует подчеркнуть, что мед. обследование необходимо не только для определения физ. состояния самого по себе, но и для правильной оценки педолого-педагогиче-ской характеристики и данных психотехнического исследования. Особенную ценность в этом отношении имеют психоневрологические исследования, данные к-рых нередко являются настоящим ключом для правильной оценки поведения исследуемого. Результаты психотехнических исследований, к-рые, вообще говоря, варьируют у одного и того же человека в зависимости от окружающих условий, в сильной степени зависят и от случайных изменений в состоянии здоровья (напр. головная боль, острое лихорадочное состояние и пр.), от возбудимости нервной системы, от состояния зрения, слуха и т. д. Профконсультация в СССР обслуживает гл. обр. подростков, поступающих в ФЗУ. Это создает специфические особенности мед. рабо- ты при профконсультации. В общей медицине объектами изучения были преимущественно взрослые и дети, подростковый же возраст сравнительно очень мало изучен. Между тем этот, т. н. «переходный» возраст имеет существенные особенности, т. к. в этом периоде все функции и системы организма претерпевают существенную перестройку. Растущий и созревающий организм в пубертатном периоде отличается большой лябильностью, и то, что иногда кажется явлением патологическим, может зачастую для подростка быть вариантом нормы, физиол. выражением общей лябильности функций. С другой стороны, то, с чем справляется взрослый сформировавшийся организм, часто может быть губительным для растущего организма. В этом периоде нужно особенно дифе-ренцированно учитывать возрастную изменчивость, не подходя например с одной и той же меркой к 14-летним и 17-летним подросткам. Все это создает много трудностей как при диагностировании, так и особенно при прогнозе, на к-ром как-раз и основывается в первую очередь определение профпригодности по состоянию здоровья. В каждой местности (нацреспублика, область, край, имеющий оссбзнности по составу населения район и т. п.) для оценки физ. развития должны быть установлены возрастно-половые нормы и оценочные стандарты антропометрических признаков, равно как и для признаков фнкц. исследования сердечно-сосудистой системы, состояния крови, размеров сердца и пр. Особенное значение для мед. профконсультации приобретает клиника подросткового возраста, к-рая при этом не должна ограничиваться изучением течения болезненных процессов только в клин, обстановке, а перенести свою работу непосредственно в ФЗУ, в цеха, в обстановку труда, чтобы изучить поведение здорового и больного организма во время работы. Расширение промышленного строительства в районах национальных меньшинств и вовлечение их в область промышленного труда в такой же степени выдвигает задачу изучения особенностей физ. развития и здоровья, равно как и физиол. особенностей этих национальностей. Для того чтобы работа по профконсультации была достаточно эффективна, необходимо, чтобы она опиралась не только на результаты однодневного обследования, а на результаты длительных, из года в год ведущихся динамических наблюдений, к-рые должны начинаться еще в раннем школьном периоде (с 10-12 лет.) Организация таких систематических наблюдений в политехнической школе с привлечением к ней школьных врачей являетсяг насущной потребностью профконсультации. При этом врач должен одновременно принимать участие и в профориентационной работе в школе, воспитывая рациональную профнаправлен-ность подростка и содействуя правильному выбору профессии. Данные мед. обследования заносятся в специальный сан. журнал, к-рый наряду с другими материалами поступает к проф-консультанту или в комиссию, определяющую по совокупности всех данных (медицинских, педологических, психотехнических) профпригодность подростка. Участие в этой комиссии врача-профконсультанта должно быть обязательным. Особое значение для мед. профконсультации имеет проблема перемены профессии по состоянию здоровья и близко примыкающая к ней проблема использования труда. 54:1 неполноценных работников (инвалидов), равно как и проблема трудоустройства неполноцен-ныхподростков (эндокринопатов, олигофренов, психопатов, слабо видящих, ампутантов и т.д.), не могущих обучаться в ФЗУ обычного типа. Вопросы эти еще очень мало разработаны, однако это не уменьшает их огромного и самостоятельного значения, и постепенное разрешение их является острой необходимостью как с народнохозяйственной, так и с профконсульта-ционной и с педагогической (для подростков) точек зрения.

А. Пахомычев, А. Покровский.

Лит.: Баумгартен Ф., Психотехника, М., 1926; Болтунов А., Практикум по теории психологических испытаний, М--Л., 1927; Вигдорчик Н., Естественный профессиональный отбор с точки зрения профессиональной гигиены, Л., 1928; о н ж е, Естественный профессиональный отбор, Л., 1929; Вигдорчик Н. и др , Медицинские противопоказания к приему на работу, Л., 1929; Вольфкович М., Профконсуль-тация и профотбор при заболеваниях верхних дыхательных путей и уха, М., 1931; Геллерштейн С, Коган В., Шпигель Ю. иШпильрейнИ., Руководство по психотехническому профессиональному подбору, М.-Л., 1929; 3 а л к и н д А., Психоневрологические науки и соц. строительство, М.-Л., 1931; К а р -пиловский Д., Задачи физиолога в профориентации, М., 1927; К л а р к А., Б и л и б и н А. и К у в-шинников А., Проф. консультация и проф. отбор, М.-Л., 1930;ЛауберГ., Руководство по врачебной профессиональной консультации, вып. 1, М., 1926; Л е-в и т о в Н., Психотехника и профессиональная пригодность, М., 1928; Лип манн О., Психология профессий, П.,. 1923; Макаров И., Как выбрать профессию, М.-Л., 1932; Определение профессиональной пригодности рабочих подростков, М., 1929; Покровский А., Методика исследования физического развития и телосложения подростка в целях профконсультации, М.-Л., 1931; Рогове к и й И., Выбор профессий и, его организация, Харьков, 1926;ТелекиЛ., Выбор профессий (по медицинским показаниям), М., '1926; Центральный институт труда инвалидов, сб. работ 1-Проблемы трудового устройства инвалидов, под ред. С. Бруштейна, М., 1933; Чельцова О., Конституция и профессия, М.- Л., 1930; В а и ю g a r t e n F., Die Berufseignungspriifun-gen. Munchen-В.,1928 (лит.); Б f n g h a m W. a. FT ey d M., Procedures in employment psychology, Chicago, 1926; Handbucb. der arztlichen Berufsberatung, hrsg. v. H. Lau-ber, B.-Wien, 1923;L a h у I., Taylorsistem u.Physiologie der beruflichen Arbeit, В., 1923. См. также лит. к ст. Психотехника.

В начало энциклопедии