Приглашаем посетить сайт

Бунин (bunin-lit.ru)

Большая медицинская энциклопедия (1970)
ПРОФИЛАКТОРИЙ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ПРОФИЛАКТОРИЙ

ПРОФИЛАКТОРИЙ, комплекс лечебно-профилактических учреждений-столовой леч. питания (диетстоловая), ночного санатория, днев- # ного санатория, физ.-терап. отделения, физкультурной площадки, солярия,-обычно включаемых как важное звено в состав отдельных диспансеров (напр. тубдиспансера), диспансерного объединения или амбулаторно-поликли-нического объединения, единого диспансера. Состав указанного комплекса может варьировать в зависимости от характера того леч. учреждения, частью которого он является, и от. местных производственно-бытовых условий обслуживаемых категорий трудящихся. История. П. представляет собой детище советской медицины. В дореволюционной России не было ни одного П., да и само понятие «профилакторий» появилось лишь после Октябрьской революции. Первые профилактории были организованы при туб. диспансерах. П.при общих леч. учреждениях и при единых диспансерах были организованы впервые в Москве, Ленинграде, а затем они стали открываться в других крупных городах и индустриальных центрах. Подробности и литературу- см. Диетические столовые, Санаторий, Солярий, Физическая культура, Туберкулез, Диспансер, Диспансеризация. П. может состоять только из диетстоловой и санатория или из санатория и физисгерапевтич. отделения и физкультурной площадки и т. д.г в разных сочетаниях этих элементов; однако обязательным звеном профилактория большей частью служит столовая леч. питания.--П. дает возможность оказать . трудящимся необходимую квалифицированную лечебно-про-фил. помощь без отрыва их от производства, причем применение соответствующих целебных сил природы в естественном и трансформированном виде и предоставление необходимого-диетического питания занимают в работе П. наиболее важное место. То и другое предоставляется в сочетании с определенным режимом отдыха в ночных и дневных санаториях, массовое же обслуживание П. трудящихся по указанным видам помощи производится в амбулаторном порядке. Если предсставление леч.-профилакт. помощи в П. связано с необходимостью сокращения рабочего дня, то связанное с этим уменьшение заработка рабочих компенсируется соответственно страховой кассой.--П. устраивается при диспансере, поликлинике или больнице при наиболее мощных леч.-профилакт. учреждениях, располагающих необходимыми помещениями,, оборудованием и медперсонало*м. П. обслуживает обычно не только больных, пользующихся леч. помощью в данном леч. учреждении, но и б-ных целого участка или района города или нескольких районов, откуда нуждающиеся в помощи П. контингенты б-ных направляются другими леч. учреждениями и особенно здравпунктами на предприятиях в установленном здравотделом порядке. П, устраиваются и на крупных предприятиях; здесь они функционируют в тесной связи с здравпунктом, руководящим их работой; в этих случаях П. обычно состоит из диетстоловой или диетотделения в общей заводской столовой, физкультурной площадки, гидропатических установок (б.ч. душ, изредка бассейн), солярия-, аэрария; заводской П. оказывает помощь в обеденный перерыв, во время перерывов, вызываемых ходом технологического процесса или. в специальные перерывы для отдыха. П. устраиваются б. ч. в крупных городах, промышленных центрах, в крупных районных центрах с рабочим населением, на крупных предприятиях;, в дальнейшем предстоит развертывание П. при крупных сельских лзч.-сан. учреждениях, обслуживающих совхозы и колхозы. П. в системе советского здравоохранения занимает видное место, т. к. при сравнительно небольших затратах и сохранении рабочего на производстве он способствует снижению Заболеваемости и травматизма, предупреждению заболеваний, улучшению режима труда и отдыха на производстве, распространению сан.-гиг. знаний и навыков и в частности разгрузке стационарных и санаторно-курортных леч. учреждений,. где лечение обходится значительно дороже, чем в П., не говоря уже о связанном с больничным лечением отрыве от производства, во многих случаях излишнем и соединенном с ненужными потерями для народного хозяйства. Отбор соответствующих кон-тингентов для П. производится с учетом не только медицинских, но и социальных показаний, обычно через особые комиссии («котибы», комиссии оздоровления труда и быта, комиссии содействия), в которых участвуют: главврач данного леч. учреждения, при к-ром имеется П., заведующих! П. или соответствующим звеном его (диетстоловой, физ.-терапевтическим отделением), заведующие здравпунктами соответствующих предприятий и представители завкомов последних. Отбор производится и через учреждения, проводящие диспансеризацию.-Часы работы П. устанавливаются с учетом времени работы предприятия с тем, чтобы облегчить рабочим возможность пользоваться П. без отрыва от производства (ночной санаторий для обслуживания рабочих дневных смен, дневной-для рабочих вечерних смен, диетстоловая с такими часами работы, которые соответствуют перерывам в работе разных смен, и т. д.). Во вновь строящихся диспансерах, поликлиниках и- т. д. все части П. располагаются в особой части здания с обеспечением надлежащей изоляции помещения столовой, санатория; физ.-терап. отделение профилактория (электро-,рент-гено-,гелио-,водо-,механолечение) располагается таким образом, чтобы оно былр доступно внутри со стороны поликлиники и со стороны улицы для обслуживания больных, направляемых другими леч. учреждениями и здравпунктами предприятий. Физ.-тераш отделение П. мо- жет располагаться и в отдельном здании; то же относится и к столовой лечебного питания. Там, где П. расположен на территории б-цьи физ.-терап. отделение обслуживает и больных стационарных отделений в определенные часы; в этом случае и диетстоловая может обслуживать в определенные часы нек-рые категории стационарных б-ных. Штаты П. устанавливаются для всех его звеньев в соответствии с объемом работы каждого звена согласно установленных для них норм обеспечения медперсоналом. IL следует отличать от трудового П., к-рый занимается лечением занимавшихся проституцией женщин, страдающих вен. б-нями, и приучением их к труду путем организации для них обучения в специальных мастерских* (см. Венерические-б-ни, Проституция).л. горфин. ПРОФИЛЬ. Профиль антропометрический- вычислительный или графический прием для показания степени уклонения индивидуума или типа в нескольких признаках от условного исходного типа. Пусть напр. исходным типом будет тип рабочих металлистов горячих цехов г. Москвы в возрасте 30-39л ет. Ан-тропометрически этот тип характеризуется определенными средними величинами (М) и квадратиче-скими уклонениями о (см. Вариационная статистика) ряда признаков , каковы-- рост, вес и пр. Спрашивается* как охарактеризовать двух индивидуумов (Jx и J2), имеющих данные величины тех же признаков. Характеристикой этой будут разности средних и индивиду-альн. величин отдельных признаков (D=M-J), выраженные в сравнимых условных единицах, напр. в долях квадратическйх уклонений I - )н представленные в их взаимоотношении. Указанные вычисления представлены в след. табл.: ---Относительное „ __ уклоне В сторону - м в сторону* 5 1 005 &0 S 1 0 1,'5 Рост Вес 05хват груда Поперечник плеч Длина ноги !----1 \ \ ч > \ < Рисунок 1. Антропометрический профиль двух индивидуумов (кривые) .Базис (линиям)-металлисты горячих цехов г. Москвы 3 0-3 9 лет. Профиль выражен в долях квадратического уклонения. Признак Величина исходный тип первый индивидуум второй индивидуум а Их а D, д2 а 167,1 66,0 91,t 38,5 89,3 5,1 5,9 4,2 1,6 4,2 162,8 58,9 87,6 36,9 86,1 -4,3 -7,1 -3,8 -1,6 -2,9 -0,8 -1,2 -0,9 -1,0 -0,7 166,0 69,5 94,8 38,8 88,6 +3,5 +3,4 + 0,3 -0,7 -0,2 +0,6 + 0,8 + 0,4 -0,3 Вес......... Обхват груди ... I Поперечник плеч . . Из таблицы ясно, что для первого индивидуума особенно характерен сравнительно малый вес, для второго относительно большой обхват груди. Для графической характеристики проводят через произвольные, но равные, промежутки параллельные линии, из к-рых каждая обозначает вариации одного признака-роста, веса и пр. Эти параллельные пересекают под прямым углом несколькими другими параллельными, также на произвольных, но равных расстояниях. Центральный из перпендикуляров (Ж) обозначает средние величины признаков, остальные представляют собой относительное уклонение. Вместо квад- 5 Г» 5 ратического уклонения можно пользоваться и другими параметрами, напр. размахом физиол. изменчивости признака от минимума до максимума. Определив относительное уклонение, наносят найденные величины на сетку. Линия. соединяющая точки, найденные для данного индивидуума, и представляет собой «профиль», наглядно выражающий соотношение признаков (рис. 1). В практической работе часто пользуются при составлении индивидуальной карточки заранее заготовленными сетками, в к-рых отдельные величины признаков распределены по относительному уклонению и напечатаны. Остается только соединить характерные для индивидуума точки. Величины относительного уклонения соединяются в группы нормальных, малых, очень малых и т. д. вариантов. Известностью пользуется классификация Мартина, существуют и другие. Теоретически метод относительных уклонений в описанном виде не безупречен. При наличии корреляции между размерами и неодинаковой их изменчивости (в разных группах) П. искажает взаимоотношение признаков. Как-раз для характеристики связи роста и веса построенные указанным способом П. недостаточно надежны. Более точные результаты получаются, если воспользоваться в качестве базиса не общей средней данного типа (М), а средней, соответствующей величине роста данного индивидуума. Подобно тому, как строятся П. индивидуальных уклонений, могут быть получены и П. типовых уклонений или типовой разницы.

Лит.: Мартин Р., Краткое руководство по антропометрическим измерениям, М., 1929; Методика антропометрических исследований, под ред. В. Бунака, 3-е изд., М,-Л., 1931.

В. Бунак. Профиль психологический-метод количественного исследования интелекта, предложенный и разработанный Россолргмо. По замыслу автора этот метод должен представить собой систему таких испытаний, которые захватили бы по возможности все сферы психической деятельности и давали бы при этом возможность количественной характеристики исследуемых псих, процессов. Помимо интелек-туальных функций, к-рым посвящается наибольшее количество испытаний, метод профиля захватывает и волевые процессы. Предназначенный первоначально для исследования детей в нормальных и пат. случаях, метод в дальнейшем был видоизменен и усовершенствован и стал применяться для взрослых, а затем был широко использован в деле проф. отбора подростков. Сам автор считает метод П. п. пригодным для следующих целей: 1) для разрешения общих психологических вопросов (при помощи полного профиля или отдельных составных частей его); 2) для разработки вопроса о типах псих, индивидуальностей; 3) для сравнительного изучения профилей одного и того же индивидуума при различных условиях; 4) для исследований в области развития личности в различные периоды ее жизни; 5) для разрешения ряда вопросов педагогической психологии; 6) для разработки учения об умственной отсталости; 7) для облегчения исследования и диагносцирования многих болезненных форм и симптомов из области психики и наконец 8) для целей клин, и судебно-психиат-рического исследованийтаких психически больных, а также симулянтов, где особенно нужны методы возможно более объективные и экспериментально проверенные. Сущность метода сводится к исследованию выделенных автором псих, функций при помощи подобранных им задач или тестов. Задачи эти очень просты, элементарны и для разрешения их не требуется почти никакого образовательного ценза, нужно лишь знать название месяцев, дней недели, уметь считать до десяти. Посредством этих задач автор предполагал выявлять так наз. им первичный, или природный, ум, в дальнейшем своем динамическом развитии «впитывающий» те культурные блага, к-рые даются личности окружающей ее соц. средой, оказывая влияние на ее формирование (критику этих положений см. ниже). Исследованию подвергаются 3 группы процессов: а) внимание и воля, в совокупности составляющие психический тонус, б) точность и прочность восприятия (память) и в) ассоциативные или высшие процессы. Это общее деление си-. стемы, которая затем расчленяется на исследование отдельных психических функций, причем автор разбивает каждую из них на целый ряд отдельных свойств и использует для испытания различный материал. Детализированная схема, сведенная к исследованию 11 психических функций, представляет следующий вид: А. Психический тонус. I. Внимание: исследуется по отношению к 1) устойчивости а) с выбором, б) с отвлечением, 2) объему или распределению внимания. II. Воля: определяется ее способность сопротивляться 1) автоматизму и 2) внушаемости. Б. Память. III. Точность зрительных восприятий: 1) при последующем узнавании, 2) при одновременном суждении и 3) при последующем воспроизведении. IV. Прочность восприятий: 1) бессмысленных линейных фигур, 2) бессмысленных цветных фигур, 3)   картин (1-3-при помощи узнавания), 4)   предметов с последующим перечислением. V. Точность восдриятия по отношению к элементам речи: 1) слуховое восприятие слогов, 2) слуховое восприятие слов, 3) слуховое восприятие слов по ассоциации со слогами, 4) слуховое восприятие предложений. VI. Точность восприятия чисел: 1) слуховые восприятия чисел, 2) зрительное восприятие числа фигур, 3) зрительное восприятие числа знаков. Примечание: тесты на память произносятся или показываются 3 раза. Прочность за^ поминания (ретенция) определяется при помощи непосредственной репродукций и посредством воспроизведения через час; причем вычисляется процентное соотношение к первично удержанному в памяти. В. Высшие процессы. VII. Осмышление: 1) простое, т. е. осмышление правильно составленных рисунков или наглядных несообразностей, 2) комбинаторное, т. е. серий картин, связанных одним общим содержанием. VIII. Комбинаторная способность: составление 1)рисунков определенного содержания и чертежей, разрезанных на части, 2) сложных фигур из образующих их элементов. IX. Сметливость-способность разрешать простые механические задачи-головоломки. X. Воображение: способность дополнять воображением недостающие части в рисунках, словах и предложениях. XI.Наблюдательность, т.е. способность отыскивать скрытый смысл или особенности объекта. Вся схема исследования в виду расчленения испытаний по отдельным функциям и выделения в каждой функции отдельных сторон сводится т. о. в ее наиболее полном виде к 26 группам испытаний, причем в каждую группу вхо- дит 10 опытов. Т. о. все исследование включает 260 задач. Оценка каждой задачи производится всегда альтернативно, т. е. знаком + оценивается положительное решение задачи и знаком - отсутствие решения или неправильное решение. Далее высота развития, или состояние отдельной функции, или вернее той или другой ее стороны определяется количеством правильно решенных задач. Т. о. максимальная высота определяется цифрой 10, представляющей собой все количество предлагаемых для испытания определенного свойства задач. В виду выяснившейся неодинаковой трудности тестов для отдельных процессов автор с целью возможно большого уравнения результатов оценки отдельных процессов, составляющих профиль, вводит уравнительную прибавку, вычисленную им на большом числе исследований и сведенную в отдельную таблицу, по которой легко для. данной высоты каждого процесса найти соответствующую цифру, выражающую эту высоту вместе с уравнительной к ней прибавкой. Полученные т. о. цифры наносятся на систему координат, причем абсциссы указывают испытываемые свойства, а высота ординаты говорит о высоте развития определенного псих. свойства или о количестве правильно решенных задач, относящихся к этому свойству. Линия, соединяющая все конечные точки ординат, и представляет собой кривую, названную П. п. и освещающую «силу психомеханики» личности. Дальнейшая обработка полученных данных производится следующим образом. Вычисляются средние арифметические для упомянутых выше 11 процессов с выведением процентного отношения высот второй репродукции к первой для всех трех видов запоминания. Все эти данные также изображаются графически и образуют так называемый редуцированный профиль, позволяющий составить себе понятие о высоте ряда процессов с определенным психологическим значением. Затем выводится формула профиля, дающая понятие, с одной стороны, о средней высоте для всех 11 процессов (средняя арифметическая из всех 11 высот), т. е. о «средней высоте профиля», к-рую автор обозначает буквою Р, а с другой-о средней высоте каждой из трех основных групп псих. процессов, входящих в состав исследуемой «психомеханики», а именно: псих, тонуса, составившегося из средних высот внимания и ьоли и обозначаемого буквой t, памяти, представляющей среднее арифметическое точности и всех трех видов прочности восприимчивости (запоминания) и обозначаемой буквой m со средним процентом ретенции (г), и наконец «высших» или «ассоциативных» процессов-осмышления, комбинаторной способности, сметливости, воображения и наблюдательности, обозначаемых буквой а. Формула так. сбр. представляется в след. виде: Р || t + т (г%) + а. На редуцированном профиле мы находим отражение взаимоотношения этих трех составных частей, что по мнению автора очень важно для окончательной характеристики каждого отдельного профиля. Продолжительность исследования составляет не менее 2г/2 час, в виду чего предлагается производить его в несколько приемов, во всяком случае не менее чем в два приема. Оценка результатов. Абсолютное значение средней высоты по Россолимо при цифре ниже 7 указывает на умственную недостаточность. Средняя высота профиля Р23 го- ворит о глубокой имбецильности. Р4 является пограничным состоянием между имбециль-ностью и дебильностыо, P4j5в указывает на дебильность, Р6-PSi9-на' пограничное состояние между дебяльностью и нормой, т. е. характеризует личность с интелектомв пределах субнормы' или низкой нормы. Все данные с средней высотой от 7 и выше указывают на- психомеханику в пределах нормы, причем, чем высота больше, тем личность одареннее. Высшего предела 10, как показали многочисленные исследования, достигают лишь немногие. Однако автор не довольствуется указаниями на среднюю высоту психол. профиг ля. Диагноз ставится автором только при учете структурных особенностей профиля, которые оцениваются с точки зрения соотношений между высотами трех его ингредиентов: тонуса, памяти и высших процессов. Совместная деятельность этих групп характеризует псих. активность личности, причем типом положительным, наиболее выгодным для успешной работы иытелекта и характерным для разносторонней умственной одаренности является тот, при к-ром тонус, память и высшие процессы достигают или одинаковой высоты или же имеется равномерное повышение в направлении от тонуса к высшим процессам с разницей между двумя соседними высотами, не превышающей единицы. Уклонения от этого выгодного строения «психомеханики» складываются в типичные группировки, к-рым автором и дается различное -диагностич, толкова- ' " /1^ / \ /\ \ \ / / / i 1 i i *> g о п & 8 а . я V о 6- 2 ч н р. м ч г о в к £ g к <р S «3 А. о о m [2 о о я л § ч Запоминание Рисунок 2. Гармонически пониженный тип Р (6,6) И II [5,5-1-6,4 (75%) + 7,3]. ние (рис. 2). Автор устанавливает кроме указанного выше наиболее выгодного положительного типа (-f- + +)_,'еще шесть типов психомеханики, применяя следующую терминологию: гипотонический тип (-г +), выражающий слабость псих, тонуса; амнестический (рис. 3) (-1------Ь) с относительно пониженной памятью и восприимчивостью; дёментный (+Н-) при недостаточности высших псих, процессов; пси- хастенический или астенический тип П. психол. (------Ь) при снижении псих, тонуса и памяти по сравнению с высшими псих, процессами; \ \ ^ \ \ \ \ \ л со i а i и ф о g о Я -а ч ч Запоминание Рисунок 3. Амнестический тий Р- 7,6 [I 6,3 + 5,4 (76%) + 9,7. этот тип между прочим отмечается при тех степенях псих, слабости, к-рые имеют место при глубоких астениях простых или предшествующих распаду личности и приобретенному слабоумию; гипотонико-дементный (-\-) тип с относительной активностью памяти и понижением психич. тонуса и ассоциативных высших процессов (при низкой средней высоте профиля этот тип б. ч. характеризует имбецильную личность) (рис. 4); наконец амне- стико-дементный тип (-)-----) с плохой памятью и ассоциативными процессами при достаточно хорошем псих, тонусе.-Метод П. психол. нашел широкое распространение гл. обр. в педагогике и в области профессиональной ориентации и притом не только в СССР, но с теми или иными поправками и изменениями во многих местах и за границей. Неполный, или парциальный, профиль. В виду необходимости в известных случаях быстрой ориентировки в «психомеханике» данного индивидуума и невозможности подвергнуть его 2-3-часовому исследованию, автор выделил из системы П. психол. семь наиболее характерных и ответственных процессов, дающих приблизительную структуру профиля, исследованием к-рых он в этих случаях ограничивается. Процессы эти следующие: 1) устойчивость внимания с выбором, 2) внушаемость, 3) память линейных фигур, 4) память слов, 5) память чисел, 6) комбинирующее осмышле-ние и 7) комбинирование из элементов. Это исследование длится около 40 минут. В случае необходимости исследование может быть дополнено пропущенными 19 процессами и т. о. парциальный П. дополняется до полного. Обработка материалов, полученных по этому парциальному П., производится по тем же правилам, что и при полном. Оценка такая же-. /. / \ ч / \ \ . \/ \ i \ * ' / я g « г <v о в л ч t- р. со о. ч го а 8 ! s g я о ч - § я. о Запоминание Рисунок 4. Гипотонически-дементный тип Р (6,2) ЦТ || [5,4 + 7,4 (72,6%) + 5,5]. ганов чувств и движения. Гизе пользуется при этом совершенно другими тестами и результаты выражает не в абсолютных цифрах, а в процентных отношениях. Лай (Lahy) в своей статье о значении профиля в проф. отборе и Массовое исследование по профи л ю. Потребность в быстром исследовании б. или м. значительных групп населения для тех или других надобностей привела к переработке парциального профиля для одновременного исследования большого количества индивидуумов. Для этой цели все тесты переработаны т. о., что дают возможность испытуемым отвечать на предлагаемые задачи исключительно письменным способом. Так, внимание исследуется прокалыванием точек с определенными значками, образующими фигуры, расположенные на одном листе; комбинирующее осмышление-подчеркиванием положительной или отрицательной оценки в описаниях возможных и невозможных событий, напечатанной в конце каждого из них; комбинирование из элементов-разделением контуров фигур линиями на маленькие треугольники и квадраты, образцы которых даны на той же странице и т. п. Подсчет результатов и оценка те же. Этот метод нашел широкое применение как в целях проф. отбора подростков в ФЗУ, так и при комплектовании групп 2-й ступени. Кла-паред (Claparede), признавая положительные качества профиля, указывает на различную трудность тестов, в виду чего одинаковая экспериментальная оценка всех серий тестов, предназначенных для различных процессов, является принципиально неправильной; он предлагает поэтому оценку результатов давать в процентном соотношении. На основании этих указаний была введена упомянутая выше уравнительная прибавка к оценке результатов исследования. Исходя также из указаний Клапа-реда, Гизе (Guizet) предложил процентный П. психол., включив в него также исследования ор- ориентации также указывает на большое научное значение этого метода. В области практических применений, по мнению Лай, метод Россолимо дает возможность трактовать различные вопросы психологии, освещать проблемы педагогики, криминальной психологии и определять интелектуальную недостаточность. Лай между прочим использовал метод П. психол. в целях проф. ориентации; он считает, что для каждой профессии можно установить особый П. психол. с специфич. тестами. Он установил т. о. напр. профиль трамвайного кондуктора, Гемелли (Gemelli)-профиль авиатора, Барч (Bartsch), изменив лишь несколько тестов, широко применяет П. психол. для исследования детей вспомогательных школ. Подобное же применение П. нашел и в др. странах. При критической оценке П..психол. нельзя не упустить из виду историч. аспекта. Автор исходил из необходимости объективного изучения псих, особенностей личности путем.объективной регистрации реакций испытуемого. Логическим следствием этой предпосылки является признание автором количественного принципа оценки полученных результатов, Т. о. Россолимо примкнул к стихийно-материалистическому направлению в психологии и предложенный им метод естественно вызвал резкую критику со стороны «чистых» психологов-идеалистов, считавших единственно правильным лишь метод самонаблюдения; исследование же психики путем применения объективных раздражителей третировалось ими как диллетантст-во и во всяком случае как научно мало обоснованный прием. Введение количественной оценки в психологический анализ личности приобрело большое принципиальное значение, тем более. что оно коснулось и сложных видов психической деятельности. Эти исторические заслуги метода П. психол. отнюдь не снимают задачи решительной критики механических по существу теоретич. основ этого метода. Автор указывает, что идеальным методом следовало бы считать такой, на результатах к-рого не сказывались бы ни возраст, ни образование, ни культура. Далее, когда под давлением логики фактов автор вводит в свою теорию поправку на возраст, он и здесь впадает в характерную для него ошибку, прибавляя на каждый возраст, начиная с 7 до 12 л., по 0,2 к средней высоте профиля и т. о. не предусматривая скачкообразности и своеобразности в динамике развития ребенка. Он также не считается с пластичностью механизмов высшей нервной деятельности, предполагая, что с 12 лет всякое развитие пнтелектуальных способностей останавливается и снимает поэтому необходимость дальнейших поправок на возраст в методике П. психол. Далее типовые стандарты П. психол., установленные автором, находятся как бы вне времени и пространства, т. к. они не диференцирова-ны с точки зрения различных конкретно-исторических условий, в которых растет, действует и воспитывается индивидуум.

Лит.: Гизе, О логике психологических профилей (Сборник, посвященный Г.Россолимо, М., 1925); Лаги, Психологические профили в профессиональном отборе и профессиональной ориентировке (ibid.);, Россолимо Г., Общая характеристика психологических профилей, Ж. невропзтол. и психиатрии им. Корсакова, 1910. кн. 5-6, стр. 754; о н же, Психологические профили дефективных учащихся в отношении возраста, пола, степени отсталости, ibid., 1914, № 3; он же, Психологиг ческие профили, М., 1917; о н щ е, Методика массового исследования по «психологическому профилю» и первоначальные данные, Журнал невропатологии и психиатрии, 1925, книга 1, стр. 45; Rossolimo G., Das psycbologische РгоШ u. andere experimentell-psychologische u. kollektive Methoden zur Prufung der Psychomechamk bei Erwachsenen u. Kindern, Halle, 1926.

И. Присман, С. Рабинович, А. Сурков.

В начало энциклопедии