Приглашаем посетить сайт

Паустовский (paustovskiy-lit.ru)

Большая медицинская энциклопедия (1970)
САНИТАРНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

САНИТАРНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

САНИТАРНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО. С. 3. СССР охватывает совокупность норм и распоряжений, установленных центральными и местными органами власти в рамках их полномочий и направленных к обеспечению наилучших возможных на данном этапе социалистического строительства гиг. и сан. показателей (см. Гигиена, Санитария) и к переустройству быта на социалистических началах. С. з. дооктябрьской революции в основном сводилось к установлению полицейского сан. надзора, гл. обр. в целях предупреждения распространения эпидемий. При этом большинство законодательных норм носило случайный половинчатый характер, что обусловливалось отсутствием материального базиса для их осуществления, т. к. и правительство и органы местного сан. управления затрачивали на здравоохранение ничтожные средства;кроме тогой вся политика правительства исключала возможность широких и эффективных оздоровительных мероприятий. Даже обязательное оспопрививание установлено было законом от 21/VІ 1914 года лишь частично только для определенных групп населения (чиновники, учащиеся, фабрично-заводские рабочие, заключенные и др.), состав- лявших в среднем 15-20% всего народонаселения России, а остальные 80-85 % (почти все крестьянство) не подпадали под действие этого закона. Заменяющим актом С. з. являлся т. н. Устав медицинской полиции, находившийся в XIII томе Свода законов Российской империи. Устав делился на 5 разделов: I--положения общие; II-об общих мерах к охранению народного здравия; III-об особенных мерах к охранению здравия народного от повальных болезней; IV - об учреждениях и мерах для предупреждения и прекращения эпидемических б-ней и о карантинной страже; V-о ветеринар-но-полицейских мерах. В разделе первом регламентированы права отдельных учреждений в области С. з., втом числе и органов местного сан. управления, на к-рые возложена «выработка в пределах своего района руководящих указаний для применения законоположений о са-^ нитарных мероприятиях». В основном установление обязанностей по санитарии и благоустройству повсеместно гл. обр. осуществлялось лишь в форме обязательных постановлений земских и городских органов; эти постановления содержали ряд сан. требований, обязательных. для каждого из жителей в отдельности, и меры взысканий за неисполнение этих требований. В общем С. з. дореволюционной России достаточно ярко охарактеризовано в известной работе д-ра Н. Г. Фрейберга «Врачебно-санитарное законодательство в России» (ряд изданий, последнее- М., 1913), где автор указывает, что основной смысл С. з. в России «лежит в обязанности обывателя исполнять известные сан. требования и в надзоре за тем же обывателем, чтобы он не уклонялся от исполнения этих требований». Определенных указаний на обязанность правительственных или общественных органов совершенствовать сан. благоустройство.общими мерами в Уставе медицинской полиции не содержится. Правда, на целый ряд правительственных и общественных учреждений возлагается обязанность заботиться о сан. благоустройстве, но при ближайшем рассмотрении обязанность эта является фактически лишь б. или м. точно выраженным правом и вместе с тем таким правом, для применения которого закон не дает достаточно прочной опоры. Более разработано было С. з. только в части, касающейся мер против заноса эпидемических б-ней по границам. Детальные мероприятия в этой области предусмотрены были в особых правилах, изданных в развитие ст. 854 Врачебного устава. В этом отношении необходимо упомянуть об издании в 1897 г. закона об учреждении особой Противочумной центральной комиссии, в функции которой вошли вопросы борьбы с чумой, холерой и затем позднее и с эпидемическим сыпным тифом; в развитие этого закона созданы были и на местах т. н. сан.-исполнительные комиссии (см. Санитарная организация). Закон имел в виду предоставление местной администрации, при помощи этих органов, чрезвычайных полномочий в случае возникновения и развития указанных эпидемий (объявление местности неблагополучной по чуме, холере и пр.). Он не давал каких-либо норм и определенных указаний по самым методам и способам борьбы с заразными б-нями и не отразился ни в какой степени на эффективности постановки этого дела в стране. Позднее постановлением совета министров от 16/111912 г. образована была междуведомственная комиссия для пересмотра врачебно-сани-тарного законодательства. Председателем ко- etS миссии назначен был профессор Г. Рейн. В конце 1916 г. комиссия разработала и опубликовала проект Устава здравоохранения, в к-рый вошел в качестве составной части и устав санитарный. Однако этот Устав не успел вследствие войны и революции пройти через законодательные инстанции и сделаться законом. Временное правительство в 1917 г. также не предприняло никаких радикальных реформ в области С. з. Октябрьская революция 1917 г. сдала в архив истории и все существовавшее дореволюционное С. з., а также и указанный проект устава здравоохранения комиссии Рейна. Этапы развития советского С. з, Среди широких сан. мероприятий, намеченных к проведению по программе ВКП(б), значится также «создание санитарного законодательства» [п. «г» § 1 ст. 25 программы ВКП(б)]. Поэтому, когда декретом от 1/VІI 1918 г. организован был в РСФСР центральный орган (НКЗдр.), ведающий делом здравоохранения в целом, то в его функции вошла и разработка и внесение на утверждение правительства законопроектов и по санитарному делу. Первые же годы советской власти ознаменовались рядом важных декретов в области С. з. Постановления СНК от 16/VІ 1919 г. о сан. охране жилищ, от 29/IV 1920  г. и от 1.6/ІX 1921 г. об охране зеленых насаждений, декрет от 21/Ш 1921 г. «О мерах по улучшению водоснабжения, канализации и ассенизации в Республике», утвержденные СНК положения «Об охране здоровья подростков и детей» (закон от 15/ІX 1921 г.) и «О детской социальной инспекции» (закон от 26/ІX 1921  г.), имеющие назначением также улучшение сан. условий для детей,-все это отдельные акты С. з., означающие переход в наступление советской власти для ликвидации сан. не благоустройства и общего улучшения сан. условий. В этих законах содержатся уже не запретительные нормы «полицейского характера» для отдельных граждан, составлявшие характерный признак дореволюционного С. з., а нормы положительного порядка, осуществление к-рых должно создать определенные предпосылки конкретного улучшения сан. состояния страны. Постановление СНК РСФСР от 15/ІX 1922 г. «О <анитарных органах республики» впервые подвело общий законодательный базис для повсеместного и единообразного развертывания сан. организации и сан. надзора в стране и дало столь необходимое, отсутствовавшее раньше законодательное оформление значительно выросшей и окрепшей уже к тому времени советской санитарной организации. С окончанием гражданской войны и с переходом страны к мирному социалистическому строительству, с упрочением экономического базиса страны открылась возможность дальнейшего развития С. з. путем установления сан. норм, требующих больших затрат и наличия значительных материальных ресурсов. Такие нормы содержатся уже в постановлениях СНК от 18/Х 1923 г. «О производстве гидротехнических работ», от 11/ІX 1924 г. «Об обязательном оспопрививании», от 12/V 1924 г. «О мероприятиях по борьбе с малярией», от 21/ХП 1926 г. «О мерах борьбы с бешенством животных», от 6/VІI 1928 г. «Об установлении зоны санитарной охраны водных источников» и т. д. Углубление успехов социалистического строительства в СССР, гигантские размахи индустриализации, коллективизации сельского хозяйства, промышленного, жилищного и культурно- го строительства, рост благосостояния трудящихся масс выдвинули затем и другие новые проблемы перед С. з. и вызвали к жизни новые нормы закона, определяющие дальнейшее наступательное движение советского здравоохранения соответственно остальным участкам социалистического строительства.-Постановление июньского (1931 г.) пленума ЦК ВКП(б) «о городском хозяйстве», на основе директив которого появились два важнейших одноименных законодательных акта: а) СНК РСФСР от 10/VІII1931 г. и б) СНК СССР от 9/ІX 1931 г. «О мероприятиях по улучшению сан. состояния рабочих районов, рабочих общежитий и учреждений общественного питания», положивших фундамент для организации сан. инспекции в системе НКЗдр., постановление СНК РСФСР от 14/V 1932 г. «Об улучшении сан. состояния городов и новостроек» и предшествовавшие им постановления СНК РСФСР: а) от 7/VІI1929 г. «О сан. состоянии РСФСР», б) от 20/V 1930 г. «О сан. минимуме» (см. Санитарный минимум), в) от 19/VІII 1930 г. «О борьбе с эпидемиями» и г) от 6/VІ 1931 г. «О нормах сан. органов» (см. Санитарная организация)-все это документы огромного значения, из к-рых каждый является определенной вехой на путях развития С. з. в стране, документы, содержащие законодательные нормы периода социалистической реконструкции, имеющие целью «связать задачи и работу здравоохранения с основными задачами и насущными потребностями социалистического строительства» (М. Ф. Владимирский). Основные установки С. з. периода социали-стич. реконструкции сформулированы в наст. время в проекте Санитарного кодекса, составленном по поручению Коллегии НКЗдр .РСФСР от 21/VІ 1931 г. особой комиссией и изданном в конце 1932 г. отдельной книгой. В этом проекте сделана попытка общей систематизации С.з. РСФСР и более четкого приспособления его к интересам социалистической реконструкции экономики и быта. Проект содержит 631 статью и делится на 12 глав: 1) общая часть; 2) сан. условия строительства населенных мест; 3) сан. требования к благоустройству населенных мест; 4) сан. требования по обслуживанию населения; 5) пищевая санитария; 6) промышленная санитария; 7) профилактика и борьба с эпидемическими и другими массовыми б-нями; 8) сан. охрана границ СССР; 9) сан. охрана на внутренних путях сообщения; 10) сан. охрана специальных групп населения; 11) охрана здоровья детей и подростков; 12) физкультура; 13) курортная санитария и 14) карательные санкции. В основном советское С. з. периода социалистической реконструкции имеет своей целеустремленностью содействие социалистическому строительству и подведение правового фундамента под деятельность санитарн ой организации (ем.), к-рая должна, осуществляя санитарный надзор (см.), обеспечить «проведение мероприятий по оздоровлению условий труда и быта трудящихся, по предупреждению и устранению сан. непорядков городов, рабочих районов и рабочих поселков, совхозов, колхозов и прочих населенных мест и росту их коммунального благоустройства, улучшению рабочих жилищ и общественных зданий, учреждений общественного питания и т. п., а также организацию борьбы с заразными, массовыми и профессиональными заболеваниями». Компетенция отдельных органов власти в области С.з. Ведению верхов- ных органов СССР согласно пункта «т» ст. 1 Основного закона (конституции) СССР подлежит «Установление общих мер в области охраны народного здравия». Уточнения понятия «общие меры» ни в каком законодательном акте не имеется. Фактически на практике правительство СССР воспользовалось вышеизложенным своим правом только в области издания нескольких законов, как напр. закон 23/VІII1931 г. «О сан. охране границ» (см. ниже) или закон 9/ІX 1931 г. «О мероприятиях по улучшению сан. состояния рабочих районов, рабочих общежитий и учреждений общественного питания»; последним законом предложено правительствам союзных республик образовать в системе своих республиканских органов здравоохранения инспектуру по сан. надзору (см. Санитарная инспекция). О том же говорит и постановление СНК от 23/ХП 1933 г. «о гос. санитарной инспекции». В основном С. з. осуществляется в наст, время по -СССР правительствами союзных и автономных^республик, ведомствами и местными исполкомами и горсоветами; последними-в форме местных обязательных постановлений. В РСФСР порядок издания последних урегулирован постановлением ВЦИК и СНК от 30/Ш 1931 г. (Собрание узаконений 1931 г., № 17, ст. 186). Местные исполкомы и советы, а'также их президиумы имеют право в пределах соответствующей территории издавать обязательные постановления, устанавливая в них для всего населения или для отдельных его групп и для учреждений определенные обязанности, несоблюдение которых влечет за собой наложение административных взысканий (предупреждение, штраф до 100 руб., принудительные работы до 30 дней), а в случаях, предусмотренных законом, предание виновных суду. Отделы исполкомов и горсоветов правом издания обязательных постановлений не пользуются. Составление проектов местных обязательных постановлений осуществляется обычно соответствующим отделом исполкома (горсовета), а по части санитарной-органами здравоохранения и сан. инспекции. В каждом обязательном постановлении должны быть предусмотрены: а) район действия, б) срок вступления в силу, к-рый должен быть не менее 15 Дней, исключая чрезвычайные обстоятельства (борьба с вспыхнувшей эпидемией и т. п.); в) ответственные лица по наблюдению над выполнением; г) пределы ответственности за нарушение. Согласно закону от 30/Ш 1931 г. отдельные органы местной власти имеют различную компетенцию в части круга вопросов, по к-рым они имеют право издавать обязательные постановления. В области санитарии эта компетенция отдельных органов местной власти сводится к следующему: 1) Сельсовет имеет право издать обязательные постановления по вопросам сан. охраны мест общего пользования, водоемов и колодцев, торговли на рынках, базарах и ярмарках и по борьбе с эпизоотиями. 2) Райисполком и горсовет-по вопросам: а) осуществления сан. мероприятий по водоснабжению и благоустройству; б) сан. охраны общественного питания и всей системы снабжения пищевыми продуктами; в) сан.-быт. условий населения; г) предупреждения и борьбы с заразными и массовыми б-нями; д) сан. охраны мест общего пользования и культурно-просветительных учреждений; е) борьбы с эпизоотиями. 3) Областные и краевые исполкомы вправе издавать обязательные постановления по всем вопросам санитарии. Как общее правило местные обязательные постановления не должны противоречить действующим постановлениям правительства, ведомственным распоряжениям (в части санитарной-НКЗдрава) и обязательным постановлениям вышестоящего исполкома. Органы сан. обслуживания и их права (см. также Санитарный надзор, Санитарная организация). Наблюдение над выполнением норм и требований санитарного законодательства осуществляется санитарными органами, права которых установлены: а) по РСФСР положениями о санитарных органах республики (пост. СНК от 8/Х 1927 г., СУ 1927 г.. № 104, ст. G95) с добавлением от 22/Ш 1928 г. и о сан. инспекции (пост. СНК от 10/VІII 1931 г. за № 849), б) по УССР-пост. СНК от 19/VІ 1923 г. и 25/VІI 1931 г.; в) по БССР-пост. СНК от 16/Х 1926 г.; г) для ж.-д. транспорта-пост. СНК СССР от 28/ХП 1931 г. (см. также указанное выше постановление СНК от 23/ХП 1933 г.). Аналогичные законы изданы и в других союзных республиках. В основном права сан. органов сводятся к нижеследующим: а) право входа во все здания, учреждения, предприятия и сооружения; б) право получать объяснения, сведения и документы, необходимые в связи с сан. осмотром; в) право производить выемки пищевых продуктов и других необходимых материалов для сан. анализа; г) право предъявлять требования об устранении замеченных сан. недочетов и нарушений; д) право налагать на лиц, виновных в невыполнении сан. требований, штраф в размере до 100 рублей и привлекать виновных к административной и судебной ответственности; е) право производить дознание в случаях привлечения к уголовной ответственности и выступать в суде в качестве обвинителя; ж) право запрещать к пользованию, употреблению или продаже предметов оборудования, продуктов и напитков, вредных для здоровья, а в необходимых случаях и уничтожать эти продукты и напитки; з) право предварительно до разрешения вопроса административными и судебными органами закрывать учреждения и предприятия в случае, если их эксплоатация сопряжена с явным вредом или опасностью для здоровья трудящихся; и) право изолировать заразных и подозрительных по заразе б-ных. Права, перечисленные в пунктах а-г включительно принадлежат гос. сан. инспекторам, их помощникам, а также общественным сан. инспекторам, а прочие права (д-и)-только гос. сан. инспекторам. Советскими законами предоставлены таким образом сан. органам очень большие права и полномочия как необходимые средства для осуществления ими возложенных на них чрезвычайно ответственных функций по коренному оздоровлению всех условий труда и быта трудящихся. Особо следует остановиться на праве сан. органов накладывать административные взыскания и привлекать виновных в нарушении санитарного законодательства к уголовной ответственности. Там, где не помогли обычные формы работы сан. инспектора (см. Санитарный надзор), в тех случаях, когда инспектор по сан. надзору встретил со стороны отдельных лиц сопротивление проводимым им мероприятиям, когда налицо игнорирование предложений инспектора, в результате чего имеются определенные сан. нарушения,-инспектор должен воспользоваться предоставленными ему за- коном правами по применению административных взысканий, роль к-рых в советской практике в основном-предупреждать повторение аналогичных поступков. Порядок и формы наложения сан. инспектором штрафа предусмотрены по РСФСР в инструкции НКЗдр., НКЮ и Главмилиции (№ 2/мв от 4/1 1932 г.). Согласно этой инструкции наложение штрафа оформляется составлением протокола об отмеченном сан. нарушении и постановлению о наложении штрафа и его размере. Постановление вручается в копии нарушителю, к-рый в 15-дневный срок обязан внести штраф добровольно в соответствующее кредитное учреждение; в случае невнесения производится через милицию принудительное взимание штрафа или замена штрафа принудительными работами. Постановление может быть обжаловано вышестоящему сан. инспектору или в райисполком (горсовет). Поданная в 3-дневный срок жалоба приостанавливает взимание штрафа. Порядок производства сан. инспектором дознания в случаях привлечения виновных к уголовной ответственности предусмотрен в РСФСР в специальной инструкции по этому вопросу НКЗдр. и НКЮ за № 139/мв от 7/V 1928 г. (по УССР то же от 3/IV 1928 г.). В процессе производства дознания сан. инспектор обязан руководствоваться указаниями соответствующих следователя и прокурора. Сан. инспектор, как и всякий другой орган дознания, вправе допрашивать подозреваемых, свидетелей, потерпевших, принимать в необходимых случаях в отношении подозреваемых меры, предупреждающие возможность их уклонения от явки к суду и следствию, назначать экспертизу. Дознание должно быть закончено не позже чем в месячный срок. Материалы дознания препровождаются сан. инспектором в случае предания суду: а) если по статье УК, ло к-рой предъявляется обвинение, может быть назначено мерой социальной защиты лишение свободы на срок свыше 1 года,- на проверку и утверждение к следователю; б) в прочих случаях-непосредственно в суд. Помимо инструкции НКЗдрава и НКЮ сан. инспектор руководствуется при производстве дознания соответствующими статьями УК и УПК. С. з. по отдельным вопросам. С. з. по охране границ. Основным действующим законом в этой области является постановление СНК СССР от 23/VІII1931 г. за №14/671 (Собр. зак. 1931 г., № 55, ст. 355). Этот закон издан во исполнение международной сан. конвенции, ратифицированной в 1929 году правительством СССР (см. Конвенции), и предусматривает для охраны границ СССР от заноса из-за границы в пределы Союза и обратно заразных б-ней-чумы, холеры, желтой лихорадки, сыпного тифа и оспы-право применения мер медико-санитарных и административно-санитарных. К мерам медико-санитарным относятся: врачебный осмотр, выделение и изоляция б-ных и подозрительных по состоянию здоровья, бактериол. исследования, врачебное наблюдение, обсервация, сан. осмотр грузов, багажа и транспортных средств, дезинфекция, дезинсекция, дератизация и т. п. К мерам административно-санитарным относятся: воспрещение отдельным лицам въезда и выезда, воспрещение ввоза и вывоза грузов и багажа, закрытие отдельных местностей для въезда и выезда, закрытие границ и пр. Все вышеперечисленные мероприятия по сан. охране границ осуществляются органами здравоохранения, исключая закрытия границ и закрытия местностей для въезда и выезда; эти мероприятия проводятся распоряжением Главного управления пограничной охраны по согласованию с НКЗдр. союзных республик и с другими заинтересованными ведомствами. На основании закона от 23/VІII 1931 г. изданы в его развитие Общесоюзным бюро заграничной сан. информации по согласованию с НКИД, НКВТ, ОГПУ, НКВод и ВОГВФ «Правила санитарной охраны границ» от 25/ІX 1931 г., выпущенные отдельной брошюрой (Медгиз, М. - Л., 1931). Нарушители этих правил подвергаются в соответствии с § 6 закона «О сан. охране границ» штрафу в административном порядке в размере до 100 р., а в надлежащих случаях-судебной ответственности по УК союзных республик. Жилищно-коммунальное законодательство. Важнейшими законодательными актами в области жилищной санитарии являются не утратившие своего значения и в наст. момент два закона, являющиеся одними из первенцев советского С.з.: а) пост. СНК от 18/VІ 1919 г. <Ю сан. охране жилищ» и б) то же от 6/VІ 1921 г. «Об объединении всего дела сан. охраны жилищ в НКЗдраве». В первом законе определены задачи жилищно-санитарной инспекции: а) обследование жилищно-санитарных условий населения и разработка мероприятий по их улучшению; б) ведение совместно с другими статистическими учреждениями, жилищной сан. статистики; в) участие в разработке планов городского и сельского строительства и других общих вопросов жилищной строительной практики; г) участие в рассмотрении планов новых построек, дача по ним своих заключений и предварительный осмотр вновь выстроенных жилых помещений; д) текущий надзор за выполнением жилищных сан. правил; е) содействие делу правильного расселения в жилых помещениях необеспеченных групп населения; ж) участие в работах по сан. просвещению в области жилищного вопроса. Важнейшей гарантией для трудящихся в смысле обеспечения их бытовых условий и возможности лучшего сан. содержания жилищ является наличие в законодательстве сан. нормы жилой площади, к-рая установлена по РСФСР в 8,25 м2 жилплощади пола на 1 человека (цирк. НКВД и НКЗдр. от 5/19/Х 1928 г.). При уплотнениях и переселениях не допускается снижение этой санитарной нормы. , Сан. нормы учтены и в единых нормах строительного проектирования, утвержденных комитетом по стандартизации при СТО и имеющих силу закона; в этих нормах в части объектов жилищного строительства учтены все требования сан. порядка. Сан. правила по постройке жилых зданий изданы НКЗдр. и Стройкомом РСФСР за № 247/мв от 26/VІI 1929 г. (прил. к журналу «Вопросы здравоохранения», № 29, 1929 г.). Помимо того к С. з. в области жилищной санитарии следует отнести ряд других ведомственных и междуведомственных распоряжений, правил, инструкций (НКЗдр. по согласованию с НКВД, с НККХ, Стройкомом), среди них важнейшие: а) правила по использованию под жилье подвалов и полуподвалов- № 308/мв от 29/ІX 1929 г. (прил. к журналу «Вопросы здравоохранения», №37,1929г.); б)   о заселении вновь выстроенных жилищ- № 230/мв от 1/VІI1929 г. (то же, № 27,1929 г.); в)  инструкция сан. органам по приему вновь построенных и капитально ремонтированных зданий № 19 от 17/Х 1929 года (то же, № 40, 1929 г.); г) сан. правила по содержанию жилых помещений-№ 268/81 от 15/ІX 1928 г. с изменениями от 28/1 1929 года («Вопросы здравоохранения», № 19, 1928 г. и прил. к журн. «Вопросы здравоохранения», 1929 г.). В области коммунального благоустройства и очистки в основном сан. моменты регулируются местными обязательными постановлениями (см. выше). Из постановлений центральной власти в этой области следует отметить: а) закон от 20/VІII 1932 г. (СУ 1932 г., № 76) «Об устройстве мостовых и тротуаров»; б) закон от 7/III 1932 г. (СУ 1932 г., № 25) «Об организации добровольных обществ», «Друзья зеленых насаждений». Роль этих обществ - стимулировать и охранять зеленую площадь в городах и рабочих поселках; в) пост, комиссии ВЦИК по культам от 2/1 1932 г. «О порядке устройства, закрытия и ликвидации кладбищ». - О сан. охране питьевой воды - см. Водное законодательство и Зоны санитарной охраны. Существеннейшим актом С. з. в области жилищно-коммунальной санитарии по РСФСР является постановление СНК от 14/V 1932 г. «О мероприятиях по улучшению сан. состояния городов и новостроек» (СУ 1932 г., № 14, ст. 196), в котором содержатся четкие указания местным горсоветам в следующих областях: а) санитарного содержания жилищ и мест общественного пользования; б) охраны и развития зеленых насаждений; в) водоснабжения; г) канализации и д) банно-прачечного хозяйства. Большое значение имеет также и закон «Об устройстве населенных мест» (о планировке) от 10/VІII 1932 г.-С а н и т а р н о-п и щ е -вое законодательство - см. Пищевое законодательство. С. з. по охране труда и производства. Ряд норм, относящихся к этой области, содержится в Кодексе законов о труде, а именно (нумерация статей дана по кодексу РСФСР): а) обязательность осмотра каждого предприятия- вновь открытого, реконструированного пли переведенного в другое здание-до его пуска в ход органами сан .-промышленного надзора (ст. 138); б) обязательность содержания мест работы в надлежащем сан.-гиг. состоянии (ст. 139); в) выдача в целях компенсации проф-вредностей спецодежды, специальных приспособлений (ст. 141) и спецпродуктов (жиры, нейтрализующие вещества) (ст. 142); г) предварительный мед. осмотр и периодическое переосвидетельствование лиц, занятых в особо вредных производствах, отдельных групп рабочих (женщин, подростков, ст. 143); д) специальные льготы для беременных, для женщин вообще и для подростков, работающих по найму (сокращенный рабочий день, дополнительные отпуска и т. д.; ст.ст. 129-137 включительно) и др. Наконец важнейшим оздоровительным мероприятием является декретирование семичасового рабочего дня в большинстве промышленных предприятий, установление восьмичасового дня как максимального, крайнее ограничение законов сверхурочных работ, сокращение рабочего дня для лиц, работающих во вредных условиях, и т. п. нормы советского трудового законодательства. Постановлением СНК СССР от 4/VІI 1932 г. за № 1054 (Собр. зак. СССР 1932 г., № 52, ст. 317) «О разграничении работы органов труда и здравоохранения на предприятиях»на органы здравоохранения возложено наблюдение за сан. состоянием всей территории предприятия, всех бытовых учреждений, обслуживающих предприятие (столовые, ясли и т.д.), а также внесение в органы труда предложений, касающихся оздоровления технологических процессов производства. Под всей территорией здесь надо понимать не только двор, но также помещения цехов и мастерских, где по закону от 4/VІI 1932 г. вся оздоровительная работа должна вестись под наблюдением органов здравоохранения в лице их здравпунктов на предприятиях; согласно пост. НКЗдр. и НКТруда РСФСР от 28/Ш 1932 г. за № 75/мв (прил. к журн. «На фронте здравоохранения», № 10, 1932 г.) зав. здравпунктом является гос. инспектором по сан. надзору на данном предприятии и пользуется там всеми правами последнего (см. выше).'- Основные указания по работе сан. органов в области промышленной санитарии даны в инструкции НКЗдр. РСФСР № 270/31 от 22/VHI 1929 г. (прил. к журн. «Вопросы здравоохранения», № 33, 1929 г.). Важные директивы по вопросу о работе в области снижения промышленного травматизма и общей заболеваемости рабочих на предприятиях содержатся в постановлении СНК РСФСР от 20/VІ 1931 года «Об ассигнованиях на оздоровление условий труда в промышленности» (Бюллетень финансового и хозяйств, законодательства, № 22,1931 г.). Серьезнейшей нормой советского С. з. в области труда и производства следует признать наличие законодательных норм, обязывающих хозорганы не только соблюдать установленные правила по промышленной санитарии, но непрерывно улучшать сан.-технич. условия труда. Это предусмотрено в инструкции НКТруда СССР от 28/1 1929 года («Известия НКТруда», № 7-8,1929 г.), в к-рой содержится номенклатура плановых мероприятий по оздоровлению труда, подлежащих обязательному включению в промфинплан предприятия; расходование ассигнованных на оздо!эовление труда средств допускается только по их прямому назначению. Серьезной правовой гарантией учета во всех постановлениях по труду норм санитарии является требование закона(§ 1 пост. СНК РСФСР от 7/Х 1932 г., СУ 1932 г., № 79, ст. 348), чтобы все обязательные постановления по вопросам промышленной санитарии согласовывались с НКЗдр. РСФСР. С. з. по охране быта трудящихся. Сюда относится законодательство в области гигиены тела и предметов быта и в области сан.-гиг. обслуживания трудящихся. В части предметов быта и личной гигиены в РСФСР санитарное законодательство пока очень неполно. Оно представлено только двумя распоряжениями НКЗдрава, касающимися порядка выдачи разрешений на изготовление гиг. и косметических средств и их состава (циркуляр № 254/64 от 30/VІI 1929 г.; прил. к журн. «Вопросы здравоохранения», №29, 1929 г.) и правил их регистрации (циркуляр № 24/64 от 29/Х 1929 г.; то же, № 42, 1929 г.). Сан. моменты в части, касающейся мебели, одежды, обуви и т. п., нашим С. з. не урегулированы. Сан. требования к предприятиям для сан.-гиг. обслуживания населения предусматриваются в местных обязательных постановлениях (см. выше). НКЗдр. изданы правила устройства, оборудования и содержания соответствующих отдельных объектов как руководящие указания для местных органов власти при издании ими местных обязательных постановлений по этим объектам, как-то: а) для парикмахерских № 122 от 4/V 1928 г, («Вопросы здравоохранения», № 10, 1928 г.); б) для бань обычного типа-№ 253 от 30/VІI 1929 г. и для бань упрощенного типа-№ 362 от 11/ІX 1932 г. (прил. к журн. «Вопросы здравоохранения», № 30, 1929 г. и к журн. «На фронте здравоохранения», № 30, 1932 г.); в) для мест купания и купальных сооружений-№ 253 от 30/VІII 1929 г. (прил. к журн. «Вопросы здравоохранения», № 20, 1929 г.); г) для прачечных-№ 170/мв от 4/VІ1930 г. (то же, № 20,1930 г.). Постановление СНК РСФСР от 14/V1923 г. «О мероприятиях по улучшению сан. состояния городов и новостроек» (см. выше) также вменяет в обязанность горсоветов установить строгий контроль за соблюдением сан.-гиг. правил в бан-но-прачечном хозяйстве. С.з. по предупреждению и ликвидации заразных и массовых заболеваний. Растущие успехи социалистического строительства и возрастающее на их фоне благосостояние трудящихся масс открыли возможность декретирования мероприятий, направленных к радикальному изжитию в СССР эпидемических очагов.'Введение обязательного оспопрививания (по РСФСР-закон от 18/X 1924 г.), мероприятия по борьбе с малярией (по РСФСР--закон от 12/V 1924 г.) положили начало планомерно развивающемуся С. з. в области противоэпидемической (см. также Инфекционные болезни). Постановление СНК РСФСР OT19/VІII1930 г.«0 борьбе с эпидемиями»(прил. к журн. «На фронте здравоохранения», № 28, 1930  г.) знаменует собой новый этап в этой области С. з. Этим законом предусмотрено: а) проведение решительных мероприятий по ликвидации паразитарных тифов и оспы; б) ликвидация малярийных очагов; в) широкое проведение среди населения предохранительных прививок против брюшного тифа; г) усиление сан. обслуживания детских учреждений в целях борьбы с детскими инфекциями и полное обеспечение больничной помощью детей, больных скарлатиной и дифтерией. Для осуществления этих мероприятий законом от 19/VІII 1930 г. возложен ряд обязательств на местные органы власти и на хозорганы. Большое практическое значение имеет также в УССР закон от 20/Ш 1929 г. «Об участии хозорганов в расходах по осуществлению противоэпидемических мероприятий» (СУ УССР, № 10, ст. 77, 1929 г.). Из основных законодательных норм в области борьбы с острозаразными б-нями, помимо вышеприведенных законов, следует отметить нижеследующее: а) требование законодательства об обязательной изоляции больных чумой, холерой, желтой лихорадкой, сыпным и возвратным тифами и оспой (§ 5 статьи X Правил о сан. охране границ см.выше); б) обязательность присылки мед. персоналом экстренных извещений об острозаразных б-нях (предусмотрено в УССР правительственным постановлением - пост. СНК от 25/ІX 1926 г., а в РСФСР только ведомственным распоряжением НКЗдр.- постановление от 7/VІII 1918 г.); в) уголовная ответственность за невыполнение правил, специально изданных в целях борьбы с эпидемиями (статьи УК: по РСФСР-181, по УССР- 193, по БССР-112). Действующим законодательством нигде не предусмотрен вопрос о возможности осуществления принудительной изоляции острозаразного б-ного. Этот пробел восполняется включением соответствующей нормы в местные обязательные постановления. Вопросам борьбы с острозаразными б-нями посвящен большой ведомственный официальный материал (распоряжения НКЗдр. союзных республик), уточняющий вышеперечисленные основные законодательные акты в этой области и затрагивающий ряд новых моментов: проведение дезинфекции, борьба с бацилоносительст-вом, проведение предохранительных прививок против кори, дифтерии, скарлатины, сроки изоляции заразных больных, снабжение бактерийными препаратами и др. Борьба с проказойг являющейся довольно редким заболеванием на территории СССР, декретирована в пост. СНК СССР от 10/VІI 1928 года. Этим законом возложена на НКЗдр. обязанность учета всех прокаженных, их изоляция в лепрозории или на дому и лечение. Для провоза прокаженных по-ж. д. и водным путям сообщения установлены: особые льготные условия.- Законодательство-в области борьбы с венерическими болезнями характеризуется в РСФСР нижеследующими правительственными постановлениями (аналогичные законы изданы и в других республиках Союза): а) пост. ВЦИК и СНК от 24/1 1927 г. (СУ 1927 г., № 13, ст. 90) «О мерах борьбы с венерическими болезнями», к-рым предоставлено право здравотделам применять в нужных случаях принудительные осмотры и лечение вен. б-ных. Наличие разветвленной сети вен. диспансеров создало существенные предпосылки для того, чтобы этот закон мог быть реализован, б) Ст. 150 УК, устат-навливающая применение судом мер социальной защиты в отношении лица, заразившего вен. б-нью или ставящего в опасность заражения другое лицо; ст. 132 Кодекса законов о браке,. семье и опеке, устанавливающая обязанность для лиц, регистрирующих брак в органах ЗАГС'а, представить подписку, что они взаимно осведомлены о состоянии здоровья друг друга. Вышеприведенные законодательные акты совместно с рядом постановлений НКЗдр. образуют разветвленное С. з. в области предупреждения и борьбы с вен. б-нями. В области борьбы с tbc имеется разветвленное ведомственное С. з. Изданием Положения о специальных лечебно-профилактических учреждениях для туб. б-ных (туб. диспансер, туб. б-ца, туб. пункт, туб. санаторий) подведена правовая база под эти учреждения, рост и укрепление которых обеспечиваются общей целеуст^ ремленностью и развитием советского здравоохранения на фоне успехов социалистического-строительства. В изданном НКВД и НКЗдр. РСФСР в развитие пост. ВЦИК и СНК РСФСР от 28/11 1930 г. «О праве пользования дополнительной площадью» списке б-ней, дающих право на дополнительную площадь, предусмотрено, что: а) активная форма tbc легких и прочих органов с выделением туб. палочек дает право на отдельную комнату и б) тот же процесс без выделения туб. палочек-на дополните льну го-площадь в размере 10 м2. В цирк. НКЗдр. и НКВД № 125/мв от 7/V 1928т. даны конкретные детальные указания о порядке осуществления права туб. б-ных на дополнительную площадь или комнату. Особыми распоряжениями НКЗдр. РСФСР предусмотрены формы работы здравотделов в областях борьбы с костно-суста-вным tbc (№ 111 от 13/Ш 1929 г.) и с кожным tbc (№ 172 от 18/V 1929 г.). С.з. по охране специальныхгрупп населения [переселенцы (см.), призываемые в РККА, контингент исправительно-трудовых учреждений]. Учитывая значительную опасность в эпидемиологическом отношении передвигающихся масс населения (переселенцы), СНК РСФСР издал постановление от 11/Ш 1932 г. «О сан. обслуживании переселенцев и рабочих, переезжающих на работу в другие местности» (СУ 1932 г., №25, ст. 123). Этим законом возложено на хоз. органы, ведающие переселенцами и вербовкой рабочей силы: а) требовать от рабочих и переселенцев справок об оспопрививании; б) обеспечить проведение сан. обработки (стрижка, баня, дезинсекция одежды и белья и др.); в) сообщать заблаговременно в здравотделы необходимые сведения о количестве вербуемых рабочих и переселенцев. Строгие требования предъявляет инструкция НКЗдр. РСФСР от 27/VІII 1928 г. за Ks 323 в части сан. обслуживания в пути лиц, уволенных из РККА и принятых туда.-В отношении исправительно-трудовых учреждений основным актом С. з. в РСФСР является «Положение о мед .-сан. обслуживании мест заключения», изданное НКЗдр. и НКВД 19/V 1927 г. на основании ст. 195 Исправительно-трудового кодекса. Это положение предусматривает следующие сан. мероприятия: а) обязательность карантина на срок не менее 14 суток для вновь поступающих в исправительно-трудовые учреждения; €) регулярную сан. обработку заключенных; в) обеспечение в камерах и в* производственных помещениях нормальных сан .-гиг. условий (свет, вентиляция, надлежащая t° воздуха, наличие у каждого лишенного свободы койки, тюфяка, подушки, постельного белья); г) исключение системы «парашей» и промывных очков в камерах; д) соблюдение норм требований пищевой гигиены; е) предоставление каждому лишенному свободы ежедневно не менее чем часовой прогулки. С переходом в 1932 г. заведы-вания мед .-сан. обслуживания исправительно-трудовых учреждений в ведение НКЮ вышеприведенное положение сохранило свою силу и дополнено рядом ведомственных распоряжений НКЮ (нормы питания, формы и порядок сан. обслуживания и др.). С. з. на транспорте. По линии жел.-дор. транспорта с передачей согласно пост. СНК СССР от 8/IV 1931 г. (С. з. 1931 г., № 21) мед.-сан. дела в ведение НКПС, в составе к-рого организовано врачебно-сан. управление (Тран-санупр НКПС СССР), в основном сан. мероприятия предусматриваются в обязательных постановлениях и приказах НКПС, а на местах- управлений дорог и начальников районов, которые имеют в полосе отчуждения ж. д. силу, аналогичную местным обязательным постановлениям (см. выше).-Из правительственных законодательных актов в области С. з. основным является для жел.-дор. транспорта пост. СНК СССР за № 1179 от 28/XII1931 г. «Об улучшении сан. состояния на транспорте»; в этом законе предусмотрено образование на жел.-дор. транспорте в ведении НКПС санитарной инспекции (см.). Сан. обслуживание водного транспорта в центре находится в НКЗдр. союзных республик, а на местах-в водздравах, в ведении к-рых находится сан. инспекция водного транспорта. Положение об этой инспекции издано НКЗдр. 15/ХП 1931 г. (прил. к журн. «На фронте здравоохранения», № 5, 1932 года). О разграничении функций водного и территориального сан. надзора содержатся предписания в пост. СНК РСФСР от 23/III 1927 года (СУ 1927 г., № 29, €т. 199). Согласно этому закону в случае возник- новения или угрозы эпидемии территориальные сан. органы имеют право производить сан. обследования в полосе водного транспорта совместно с сан. организацией последнего. В области общей организации сан.-профилактической работы водные и территориальные здравотделы должны вести работу согласованно на основе взаимного учета своих планов. С. з. на водном транспарте в РСФСР изобилует рядом распоряжений НКЗдр. РСФСР по отдельным отраслям сан. дела (сан. обработка, жилищно-коммунальная санитария, пищевая и т. д.). С. з. по охране здоровья детей и подростков (см. также Охрана здоровья детей и подростков). Согласно п. «е» § 4 раздела II утвержденного ВЦИК и СНК РСФСР 28/Ш 1927 г. положения о НКЗдр., на последний возлагаются «организация и руководство делом охраны здоровья детей и подростков, в том числе и в школах фабрично-заводского ученичества, а также подрастающего поколения». Т. к. общее руководство соц. воспитанием подрастающего поколения осуществляется Наркомпросом, возникла необходимость урегулирования вопроса о разграничении функций между Наркомпросом и НКЗдр., что по РСФСР осуществлено постановлением СНК от 7/III 1931 г. «Об организации педологической работы в республике, осуществляемой различными ведомствами». В § 3 этого закона возложено на НКЗдр. проведение «врачебно-педаго-гической работы через систему диспансеризации в направлении оздоровления труда и быта детей и подростков». Работа эта осуществляется в следующих формах: а) обследование биол. особенностей детей и подростков, б) участие в обследованиях производственно- и культурно-бытовой среды, в) массовые оздоровительные мероприятия, г) проработка гиг. норм режима труда и отдыха, д) отбор физически слабых детей, е) участие в профработе, профконеульта-ции, в комплектовании детских групп и пр. Важнейшим законодательным актом, имеющим серьезнейшее значение и по линии С. з., является постановление СНК РСФСР от 15/П 1932 г. «Об упорядочении внутреннего распорядка в массовой школе» (СУ 1932 г., № 16, ст. 77). Этим законом урегулирован школьный режим, что чрезвычайно важно с точки зрения охраны здоровья школьников, и возложен ряд конкретных обязательств на НКЗдр. в части школьной санитарии. Персональная ответственность за сан.-гиг. состояние и за очистку школьных помещений возложена § 7 этого закона на заведующих школами. Изданное НКЗдр. РСФСР по согласованию с Наркомпросом за № 210 от 15/ХП 1931 г. временное положение о школьно-санитарной инспекции (приложение к журналу «На фронте здравоохранения», № 1-2, 1932 г.) определяет круг обязанностей и прав школьно-санитарных инспекторов, входящих в общую систему санитарной инспекции НКЗдр. Считая физкультуру в периоде социалистического строительства одним из важнейших звеньев в общей цепи мероприятий по оздоровлению подрастающего поколения и всех трудящихся, советское правительство уделило большое внимание законодательному регулированию этого вопроса. Общее руководство мероприятиями по физкультуре осуществляется высшими советами физкультуры при ЦИК союзных республик, а на НКЗдр. возложено санитарное обслуживание и мед. контроль над проведением физкультуры и применение по- «29 следней в качестве лечебно-профилактического и вспомогательного метода (пост. СНК РСФСР от 12/VІ 1923 года «Об усилении врачебного контроля над физкультурой»). Постановлением СНК РСФСР от 28/Х 1931 г. «О строительстве физкультурных учреждений» установлена обязательность устройства при строительстве новых зданий для учебных заведений, клубов, домов культуры, промышленных предприятий и др. особых помещений для занятий по физкультуре с установлением вида помещений для отдельных категорий учреждений и предприятий. Этим законом подведен материальный базис под дело успешного развития в стране физкультуры. Инструктивные указания по работе органов здравоохранения в части врачебного контроля над физкультурой содер ясатся в циркуляре ЫКЗдр. РСФСР за № о87/ц от 1/IV 1927 г. (Бюлл. НКЗдр., № 8, 1927 г.) и за №92 от 18/V 1931 г. (прил. к журн. «На фронте здравоохранения», № 18-19, 1931 г.); в последнем-в части физкультуры на производстве. С. з. по охране материнства и мл а-денчества в СССР (см. также Охрана материнства и младенчества) опирается в значительной степени на нормы Кодекса законов о труде (4-месячный декретный отпуск матерям, специальные льготы беременным и кормящим грудью) и законов о браке, семье и опеке (см. Алименты). Помимо того имеется обширный ведомственный материал по линии НКЗдр. об оздоровительных мероприятиях для беременных и младенцев, как-то: а) цирк. НКЗдр. за № 363 от 14/Х 1932 г. «О борьбе с инфекциями в яслях» (прил. к журн. «На фронте здравоохранения», № 30, 1932 г.); б) пост. Коллегии "НКЗдр. от 25/XI 1932 г. «О выполнении постановлений ЦК ВКП(б) и правительства о состоянии ясельного дела» (прил. к журн. «На фронте здравоохранения», № 1, 1933 г.) и др. Осуществление норм С.з. в области охраны материнства и младенчества обеспечивается подведением под это дело твердого финансового базиса, к-рое в основном предусмотрено по РСФСР пост. ВЦИК и СНК от 20/ІX 1932 г. «О ясельном обслуживании детей в городах, промышленных центрах, совхозах, МТС и колхозах». - С.з. по курортному делу. Правительствами союзных республик, на территории которых имеются курортные местности, принимается ряд мероприятий по их сан. охране, что оформлено в законодательных постановлениях. По РСФСР законом от 12/ІX 1923 года (СУ 1923 г., № 78, ст. 751) установлена горносанитарная охрана лечебных местностей общегосударственного и местного значения. Для каждой лечебной местности установлен округ сан. охраны, согласно декрету СНК от 20/Ш 1919 г. (СУ 1919 г., № 19, ст. 231), с разделением на зоны по степени важности охраны. Осуществление сан. охраны курортов возложено на горносанитарные комиссии: а) местные-при курорте и б) центральные. Положение о горносанитарной охране издано в развитие закона от 12/ІX 1923 г. НКЗдр. и ВСНХ 20/Ш 1924 г. (СУ 1924 г., № 39, ст. 355). Положения об отдельных округах сан. охраны с уточнением районов по зонам издаются НКЗдр. Пост. ВЦИК и СНК РСФСР от 6/VІ 1925 г. (СУ 1925 г., № 43, ст. 314) районы, окружающие курорты на прибрежной полосе Черного моря, объявлены кУР0Ртными зонами общегосударственного значения. Леса в этой полосе объявлены защитными. В изданной в развитие этого положения инструкции от 5/II 1927 г. предусмотрен порядок планирования в курортных зонах деятельности в отношении сельского, лесного, горного и городского хозяйства т. о., чтобы исключена была возможность разрушительного влияния на курортные местности и чтобы обеспечено было возможно более полное их использование в качестве лечебных. В цирк, за № 72 от 16/IV 1931 г. (прил. к журн. «На фронте здравоохранения», № 16,1931 г.) НКЗдр. РСФСР предложено привести курорты в надлежащее сан. состояние и перечислены мероприятия в этом направлении. Пост, за № 38 от 17/II 1932 г. НКЗдр. установлены детальные правила сан. охраны минеральных источников (прил. к журн. «На фронте здравоохранения», № 7, 1932 г.). Утвержденные НКЗдр. 17/11 1927 года правила планировки и застройки курортов общегосударственного значения устанавливают показатели, обеспечивающие возможно лучшее сан. состояние курорта. Плановость мероприятий в втом направлении, осуществление к-рых обеспечивается тем, что весь курортный фонд находится в ведении государства, составляет основное содержание С. з. по курортцому делу. Санитарное законодательство в других странах. Развертывание С. з. в различных странах Европы связано было повсюду прежде всего с задачами борьбы с эпидемиями, резко нарушавшими экономические интересы господствующих классов населения. Эпидемии вызывали меры закрытия границ, нарушали нормальное движение путей сообщения, стесняли торговлю, особенно с колониями, и наконец отражались и на работе промышленных предприятий. Поэтому государственная власть вынуждена была непосредственно вмешаться в это дело путем издания ряда законов, регулирующих борьбу с эпидемиями. Эта последняя должна была опираться на постоянные санитарные органы, ведающие данной отраслью здравоохранения, и т. о. явилась необходимость законодательства и по общей организации сан. дела. Вместе с тем связь неблагоустройства городов с возникновением эпидемий выдвинула вопросы и о коммунальных мероприятиях, причем и здесь на первую очередь поставлены были вопросы благоустройства крупных центральных городов в их центральных частях (неблагоустройство окраин европейских городов до сих пор еще не изжито). Т. обр. С. з. европейских государств в первый период своего развития (19 в.) преследовало гл. обр. задачи борьбы с опасными эпидемиями, развитие коммунального благоустройства и отчасти затем пищевой санитарии (борьбу с фальсификацией пищевых'продуктов). Наряду с этим С. з. оформило в той или иной мере общие формы гос. сан. организации, ее права, функции и объем ее деятельности. С. з. отдельных стран дополнено было в дальнейшем международным С. з. в виде международных сан. конвенций по борьбе с нек-рыми инфекциями (см. Конвенции). Второй период С. з. в европейских странах совпадает с послевоенным временем, к-рое характеризуется рядом фактов ухудшения сан. состояния всех стран, ростом некоторых инфекций и пр.-на фоне хронически растущего экономического кризиса. Этот период вызвал в первые годы после войны создание повсюду новых центральных органов здравоохранения, т. е. министерств здравоохранения. Вместе с тем С. з. расширило область своего воздействия; за период 1919-30 гг. в ряде стран опубликованы законы по борьбе с т. н. социальными болезнями-туберкулезом, венерическими болезнями; законы по охране материнства и младенчества, по борьбе со злокачественными опухолями и пр. В ряде стран эти законы оформляются ныне в виде особых санитарных кодексов. Везде характерной чертой классового законодательства буржуазных стран является преимущественно узко медицинский и технический характер соответствующих положений и кодексов. Элементы соц. охраны населения соц.-профилактического направления в С. з. отражаются крайне недостаточно, везде характеризуя собой тот или иной стадий развертывания гл. обр. мер защиты буржуазных групп от тех или иных вредных моментов и облегчение и содействие в конце-концов новым формам эксплоатации и наживы. До войны наиболее разработанными сан. кодексами являлись: известный «Акт об общественном здоровьи» (1875) в Англии; далее «Закон об охранении общественного здоровья» (1902) во Франции и отдельные законы Германии по борьбе с инфекционными болезнями (1874, 1900). После войны такие законы общего характера изданы в Турции (Кодекс 1930 года), Болгарии, Польше и пр. Во внеевропейских странах развитие С. з. в общем идет тем же путем (США, колонии Англии, Япония). С. з. отдельных стран-см. статьи по отдельным странам: Великобрита-Германия, Италия, Испания, Польша, Бельгия, Норвегия, Румыния, Голландия, Дания, Греция и др.

Лит.: Брагинский М., Обязательные постановления РИК'ов и Сельсоветов, М., 1931; Бычков И., Санитарный кодекс периода социалистической реконструкции, Гиг. и соц. здравоохр., 1932, № 10; о н ж е, Памятка госинспектора по наложению штрафа и привлечению к судебной ответственности, М., 1932; Д е м б о, Г., Врачебно-санитарное законодательство, СПБ, 1913; Малярия, Сборник декретов, инструкций и распоряжений центра по вопросам борьбы с малярией, М., 1925; Проект санитарного кодекса 1СФСР, изд. Института коммунальной санитарии и гигиены НКЗдр. РСФСР, М., 1932 (на правах рукописи); Сысин А., Санитарное законодательство, М., 1926; Фрейберг Н., Врачебное санитарное законодательство в России, СПБ, 1914;Чер-няк Си Каранович Г., Сборник действующего законодательства по здравоохранению, вып. 1-4, Москва, 1929-30 - Периодические издания. - Бюллетень НКЗдр., М., 1922-1927, Вопросы здравоохранения, орган НКЗдр. РСФСР, официальный отдел, M., 1928-1930; На фронте здравоохранения, приложение «Официальный отдел», М., 1'930.

И. Бычков, А. Сысин.

В начало энциклопедии