Приглашаем посетить сайт

Толстой (tolstoy-lit.ru)

Большая медицинская энциклопедия (1970)
САНИТАРНЫЙ ВРАЧ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

САНИТАРНЫЙ ВРАЧ

САНИТАРНЫЙ ВРАЧ, практический врач, специализировавшийся в области сан. дела и обычно уже не работающий в клин, областях медицины. С постепенным развитием предупредительных методов здравоохранения среди мед. врачей стали выделяться отдельные группы, на обязанности которых тот или иной коллектив или государство в целом стали возлагать функции наблюдения за окружающей средой с целью предупредить заболевания, а также и проведение соответствующих предупредительных мероприятий. В своих первоначальных очертаниях эта деятельность носила преимущественно административно-запретительный характер и шла в узких рамках примитивного сан. надзора, гл. обр. в направлении его простейшей формы-текущего надзора (см. Санитарный надзор). В этом первоначальном стадии

САНИТАРНЫЙ ВРАЧ

~*U-

САНИТАРНЫЙ ВРАЧ

Рисунок 2. Санпропускник II категории: 1-вход; 2-парикмахерская; 3-хозяйственная; 4-регистратура; 5-ожидальня для моющихся; б-гарпероб; 7-душевая; «-персональная раздевальня; 9-уборные для моющихся; 10-вход в изолятор; 11-уборная для изолируемых; 12-уборная; 13-хозяйственная; 14-изоляционные (2 палаты); 15-выход из индивид, душа; 16-грязная раздевальня индивид. душа; 17-душевая индивид, душа; 18-одеваль-ня индивид, душа; 19-уборная индивид, душа; 20-смотровая; 21 - раздевальня для групп, санобработки; 22 - душевая; 23 - вход и выход из чист. отд. дез. части; 24-вестибюль; 25-персональная для чист. кам. части; 26-уборная для чист. кам. части; 2 7-чистое отделение камер; 28-грязное отделение камер; 29-уборная при грязном отделении; 30-ожидальня-одевальня; 31-одевальня; 32-прививочная; 33-хозяйственная; 34-уборная; 35-душ для персонала; 36-персональная; 37-комната заведующего; 38-передняя-остывочная: 39-выход из чистой половины санпропускника.

развития сан. дела функции эти могли нести и лица без мед. подготовки в виду простоты запретительной практики как главного метода работы того периода. Таковы сан. чиновники (эдилы и кураторы) в Риме по надзору за пищевыми продуктами и по благоустройству; таковы различные органы администрации и полиции, ведавшие и в известной мере ведающие и теперь во многих странах делом текущего сан. надзора. Усложнение сан. работы и расширение самих областей сан. дела и прежде всего в области борьбы с заразными болезнями повысили требования к сан. персоналу, а развитие гигиены как экспериментальной науки, а также и бактериологии с их лабораторными методами послужили моментом, определившим окончательное выделение группы врачей, специализирующихся в этих областях для соответствующей практической деятельности. Довольно долгое время считалось возможным при этом совмещение в одном лице сан. и леч. функций. Это особенно подчеркнуто в ряде различных административных мед. должностей, к-рые с конца 18 в. стали создаваться государством как органы правительственного надзора в мед. деле. Смешение в одном лице различных функций (лечение б-ных, суд.-мед.. обязанности и наконец задачи сан. надзора) характерно для институтов правительственных врачей Германии, б. Австро-Венгрии («окружные врачи»), старой России («городовые и уездные врачи»). Однако это положение можно считать лишь переходным стадием, и, по мере точного выявления сан. задач и государственного значения сан.-оздоровительных мероприятий, обособление отдельного института Св. стало повсеместным фактом. Одними из первых групп С. в. явились врачи при санитарных советах в Англии, получившие название «Medical officer of health» (медицинский чиновник по здравоохранению), со штатом своих помощников-сан. инспекторов (Sanitary inspectors). Во Франции распространен термин «Medicin inspecteurd Hygiene», под к-рый подходят Св., работающие при гигиеническом бюро в департаментах и городах. В старой России термин «санитарный врач» принят был в земской практике, а затем и в городской; с 1917/18 г. он стал общепринятым в работе советских органов здравоохранения. Сообразно тем усложненным требованиям, которые ныне предъявляются врачу при проведении сан. мероприятий, особенно в области предупредительного сан. надзора и сан. обследований, расширилась и сумма тех знаний, которыми должен обладать С в. Здесь,прежде всего выявилось разнообразие объектов, подлежащих воздействию сан. надзора (внешняя среда, соц.-экономические и бытовые условия, профессиональные группировки), Затем идет разнообразие применяемых в сан. деле методов и приемов работы-сан.-статистические исследования, сан.-топографические обследования и описания, антропометрические исследования, бактериологические и гиг. лабораторные методы, сан.-технические моменты-умение разбираться в планах и чертежах и пр. Этот характер работы сан. врача особо подчеркивает и новую черту их работы - необходимость самой тесной связи с массой населения, с различными общественными организациями и ведомствами; общественные методы работы-умение выступать с докладами, лекциями, проводить различные сан. кампании, ставить дело сан. просвещения-все это обычные приемы в деятельности сан. органов. Т. о. жизнь уже б. или м. повсюду очертила общие контуры заданий, выдвигаемых для С. в. в их работе, специализируя эти контуры для различных областей сан. дела. В условиях СССР,. где здравоохранение особенно резко выдвигает свои профилакт. функции и свое сан. направление, вопрос о т. н. «профилях» С в. подвергнут был специальной разработке. Соответственно тому разделению, к-рое имеется уже в практике санитарного дела в виде отдельных специальных областей последнего, С. в. в СССР, как установило и законодательство о сан. органах (1927), распадаются на несколько групп-общесанитарные врачи, С в.. по жилищно-коммунальному надзору, по пищевому надзору, по промышленному, по эпидемиологии (врачи-эпидемиологи). В пределах этих специальностей выделяются и более детальные группировки--врачи по общественному питанию, врачи по водной санитарии, по планировке населенных пунктов, по дезинфекции и пр. Однако и согласно закону и согласно наиболее принятой практике основными видами сан. специальностей (не считая т. н. общесан. врача) являются упомянутые выше четыре группы: жилищно-коммунальная, пищевая, промышленная и по эпидемиологии (см. Санитарная организация). Разработанные для этих основных видов сан. надзора профили сводятся к следующему. 1. 'Профиль общесанитарного в р а -ч а (районный и участковый С. в. в городе и в сельской местности). От врача данной специальности требуется: а) быть политически подготовленным к широкой работе по организации сан. дела и социалистического здравоохранения как части общего социалистического переустройства страны; б) быть подготовленным теоретически по гигиене и эпидемиологии в полном объеме; в) быть знакомым с основными лабораторными приемами и методами и с производством соответствующих анализов по сан. и бактериологическому исследованию внешней среды; г) быть в состоянии разбираться в проектах и чертежах сан.-технических сооружений и построек, уметь составлять необходимые для этих проектов сан. задания, давать нужные сан. экспертизы и консультации; д) иметь сведения об общей постановке сан. дела в СССР и в других странах и быть ознакомленным с вопросами сан. законодательства, государственного и местного; е) быть сведущим в вопросах законодательства и практики в областях коммунального хозяйства, охраны труда и питания; ж) уметь прорабатывать самостоятельно материалы по общей сан. статистике, по составлению обязательных сан. правил и постановлений, подготовлять необходимые доклады, отчеты и пр.; з)владеть общими методами сан. просвещения и дела организации общественной самодеятельности. 2. Профиль жилищно-коммунального С. в.: пункты а, б, д, е, ж и з-те же, что-и выше; кроме того этот С в. должен в) быть вполне подготовленным и обладать умением производства сан. анализов по гиг. и бактериол.. исследованию внешней среды (воздух, вода. почва, жилище и пр.); г) быть ознакомленным с основными приемами черчения и съемки планов, уметь свободно читать соотв. проекты и планы, давать экспертизу и заключения по ним, составлять задания; и) быть осведомленным в основных вопросах сан. техники в области 6 вв благоустройства и жилищного строительства городов, новостроек, совхозов и колхозов (отопление, вентиляция, очистка, водоснабжение, канализация, строительное дело); к) быть осведомленным в санитарно-технических вопросах строительства зданий специального назначения (школы, клубы, бани и прачечные, фабрики-кухни, лечебное и курортное строительства, ясли); л) быть ознакомленным с общими проблемами коммунального хозяйства и промышленного строительства в СССР и за границей. 3.  Профиль санитарно-пищевого врача: пункты а, б, д, е, ж, з-те же; кроме того: в) быть сведущим в основных приемах ла-бораторно-пищевого анализа (сан. и бактериол. исследование) пищевых продуктов-животное и растительное сырье, полуфабрикаты и пищевые припасы, готовые блюда; уметь давать соответствующие заключения и экспертизу; г)   быть подготовленным в области бракеража продуктов питания; и) быть подготовленным в области товароведения и технологии производства основных групп пищевых продуктов (молочное, мясное и рыбное, консервное, плодоовощное, хлебное и кондитерское производства),,а также в вопросах их хранения и транспорта; к) быть знакомым с основными вопросами физиологии и патологии питания (пищевые отравления), диетологии и кулинарии; л) быть хорошо знакомым с постановкой и задачами общественного питания. 4.  Профиль Св. по промышленному н а д з о р у: пункты а, б, д, е, ж, з-те же; в) быть подготовленным в области гигиены и физиологии труда, а также гигиены отдельных производств; г) быть знакомым с основными производственными процессами в ведущих отраслях промышленности (химическая, металлургическая, горная, текстильная), а также социалистической сел .-хоз. промышленности; и) владеть лабораторными методами исследования промышленной среды (метеорологические факторы, лучистая энергия, запыленность, освещение, газы); к) быть ознакомленным с общими задачами пром. строительства в СССР, с законодательством по охране труда и технике безопасности, с постановкой работ здравпунктов на предприятиях и с материалом проф. заболеваемости; л) быть знакомым с вопросами коммунального благоустройства на предприятиях и в частности с вопросами обезвреживания и очистки сточных промышленных вод. 5.  Профиль врача-эпидемиолога: пункт а-^тот же; б) быть знакомым теоретически в полном объеме с эпидемиологией, бактериологией и гигиеной в их основных разделах; : в) владеть лабораторными методами бактериологического анализа, в частности быть подготовленным в методике сан.гбактериологи-ческих исследований внешней среды; г) быть вполне подготовленным в вопросах теории и практики дезинфекционного дела как в области дезинфекции, так и дезинсекции и дератизации, а также и во всех вопросах сан. обработки людских контингентов и прививочного дела; д)  быть осведомленным в общих вопросах клиники инфекционных болезней и основных методах диагностики главных групп этих последних; е) быть практически подготовленным в деле проведения мероприятий по борьбе с заразными болезнями, осведомленным в области противоэпидемического и общесан. законодательства, а также и с практикой международных сан. конвенций в этом деле; ж) владеть общими методами сан. статистики и сан. просвещения, а также организации общественной самодеятельности.-Помимо этих основных профилей С. в. могут быть (и практически по СССР составлены) профили С. в. по жел.-дор. транспорту, С. в.-администраторов (старшие сан. инспектора и пр.). Наконец особо выдвигаются сан. функции врачей здравпунктов; которым согласно «Положению о здравпунктах» (РСФСР, 1931) даны определенные задания в этом отношении. Составление профилей С. в. должно конечно, давая общие контуры, отличаться и достаточной гибкостью, чтобы своевременно включать в себя новые запросы жизни и соответственным образом дополнять вооружение Св. Необходимо отметить, что в нек-рых странах термин «санитарный врач» применяется и к тем врачам-профилактикам, к-рые работают в соответствующих областях борьбы с соц. болезнями, по охране младенчества и т. д. Таковы в Англии так наз. С. в. по tbc, по вен. болезням. Подготовка С. в. В различных странах в наст, время установлены различные методы подготовки (и усовершенствования) С. в. В большинстве европейских стран обычно для С. .в. требуется получение определенного диплома или свидетельства о прохождении предварительного подготовительного учебного стажа. Так, в Англии требуется прохождение годичного курса подготовки (6 мес.-занятия гигиеной и бактериологией, 3 мес.-инфекционная б-ца, 3 мес.-практика сан. дела); в Германии, где функции Св. на местах выполняют обычно окружные правительственные врачи, последние также на подготовительных курсах проходят и гигиену. Помимо того в Германии создано ныне и несколько специальных курсов для подготовки врачей в области профилактики. Во Франции специальным циркуляром 1906 г. установлены правила приема врачей в местные бюро гигиены; согласно этим правилам от врачей требуется представление документов об их работе в области. общественной гигиены (см. соотв. статьи по отдельным странам).-В старой России впервые курсы по подготовке Св. были организованы в Бактериологическом ин-те проф. П. Н. Диатроптова в Москве (1909/10 г.). Затем по распоряжению правительства были организованы трехмесячные курсы для С. в. в Ленинграде (б. Еленинский клин, ин-т-лаборатория проф. Г. В. Хлопина) и в Москве при мед. факультете Моск. ун-та (проф. С. С. Орлов). Эти курсы давали главным образом знакомство с методикой гиг. исследований. В общем; через эти курсы в период до войны прошло незначительное число врачей, командировавшихся обычно земствами и городами. Широкое развитие получили курсы по подготовке и усовершенствованию Св. после революции. При НКЗдр. РСФСР (а также на Украине) с первых же лет Советской власти стали организовываться ежегодно повторяющиеся курсы Св. Сама организация их находилась в ведении санитарно-эпид. управления НКЗдравов; учебная часть затем была поручена в Москве организованному в 1922 г. Гос. ин-ту здравоохранения (ГИНЗ), в лице входившего в его состав Сан.-гиг. ин-та, а в Ленинграде- Гос. ин-ту усовершенствования врачей. Курсы были вначале 4-месячные, комплект их был по 50 слушателей. Главная задача была пополнить знания местных С. в. С развитием сан. дела и необходимостью быстрого увеличения 6(51 кадров на первую очередь выдвинулись вопросы подготовки и переподготовки Св. Эту роль ныне выполняет В.РСФСР Центр, ин-т усовершенствования врачей (ЦИУ) в Москве, Ин-т усовершенствования врачей в Ленинграде. Кроме того такие же курсы имеются на Украине в Харькове (Украинский ин-т). Соответственно требованиям жизни эти курсы С. в. распадаются на 1) курсы для общесанитарных врачей, 2) курсы по основным специальностям сан. дела (пищевые, коммунальные, промышленные, эпидемиологические) и наконец и по более узким специальностям (врачи по водной санитарии, по малярии и пр.). За последние годы ежегодное число этих курсов исчисляется уже несколькими десятками, а число курсантов многими сотнями (в Москве в ЦИУ в 1932 г. свыше 400 курсантов). Срок ныне установлен 3 мес. [на курсы принимаются командированные местными здравотделами врачи (по разверстке НКЗдр.)]. Неоднократно прорабатывавшиеся программы и учебные планы/этих курсов ныне б. или м. стабилизированы. На общесан. курсах учебный план состоит из 570-600 часов, из к-рых коммунальная гигиена занимает 200-240 часов, гигиена питания-80-100; промышленная гигиена-80 час, эпидемиология с дезинфекцией-120 -140; организация здравоохранения и сан. дела с сан. статистикой-40 час. Кроме того проходятся военно-сан. дело и общественные науки (диамат). На курсах по специальностям главная часть времени идет на углубленную проработку соответствующих специальных дисциплин, а также и смежных (черчение, метеорология, гидрогеология, курсы сан. техники-отопления, вентиляции и т. д.). Помимо теоретических занятий широко ставятся как лабораторные занятия, так и т. н. производственная практика, т. е. стажирование курсантов на участке под руководством периферических С. в. в их текущей работе. Соотношение теоретических и практических занятий (работа на производстве) 60 и 40%. Так же широко ставится и метод экскурсий или самостоятельной проработки отдельных тем на отдельных объектах. Особо проходят ныне еще и курсы переподготовки С. в., т. е. переключение врачей других специальностей на работу в качестве С. в.; здесь особо большое значение имеет хорошо поставленная производственная практика.-Недостача С. в.-дала толчок в СССР к организации специальных отделений для подготовки их в мед. ин-тах, т. е. создание т. н. «санитарно - профилактических факультетов». Впервые они организованы были в РСФСР в 1930 г. и ныне имеются уже в ряде мед. ин-тов СССР (их организацию и программы-см. Медицинское образование). Методика работы С. в. Получивший ту или иную подготовку С. в. (на курсах или на сан.-проф. факультете), приступая к своей деятельности на периферии (на участке, в районе), должен провести еще нек-рую подготовительную работу по ознакомлению с территорией своего участка или района и общими условиями жизни и быта последнего, а также и по ознакомлению с соотв. литературными и иными материалами. В общем эти подготовительные работы следующие: 1) ознакомление с материалами экономического и хозяйственного состояния района и планами его развития; 2) ознакомление с сан.-статистическими материалами района (демография и заболеваемость) по данным статистических учреждений, здравотделов и страховых касс; 3) ознакомление с литературой по сан. изучению района (прежние обзоры, мед .-топографические обследования, доклады), помещенной в местной мед. прессе за прежние годы или имеющейся в виде отдельных монографий; 4) ознакомление с постановкой здравоохранения района и личный объезд и осмотр всех мед.-сан. учреждений района или участка; 5) такое же ознакомление с местными объектами (осмотр на месте) коммунального хозяйства, пищевой промышленности и общественного питания и др. сооружениями общественного характера (бани, общежития, клубы); 6) ознакомление с крупными объектами промышленности; 7) составление подробных списков всех указанных в пп. 4, 5 и 6 объектов для последующего правильного проведения текущего сан. надзора; 8) ознакомление с имеющимися местными обязательными сан. постановлениями; 9) установление организационной связи с органами коммунального хозяйства, охраны труда, общественного питания и пр.; 10) установление тесного контакта с общественными организациями, имеющими отношение к сан. делу (РОКК, Осоавиахим и др.). Эта предварительная работа, последовательно проводимая, дает С. в. твердую опору и знание местных условий и сил и связывает его со всеми теми органами и лицами, участие к-рых в сан. строительстве играет большую роль. Наряду с этой организационной частью работы Св. последнему надлежит наладить также и постановку дела сан. обследований и текущих анализов. В области,..первых одним из обычных методов является ведение сан. журналов, систематическое заполнение к-рых по отдельным объектам дает ценный материал для последующих выводов и сопоставлений. В области вторых надлежит принять все меры к организации местной сан. лаборатории или к получению соответствующего сан.-лабораторного и др. оборудования, при помощи к-рого проводится на местах сан. изучение обстановки тех или иных природных условий. Так наз. инструментарий Св. составляет важную необходимую принадлежность его работы, к сожалению зачастую слишком слабо применяемую на практике. Примерный инструментарий Св. I. Определение расстояния и направления: *1) рулетка и *2) компас.- П. Метеорологические приборы: *1) комнатный термометр Цельсия, *2) максимальный-минимальный термометр Сикса, 3) барометр-анероид, 4) гигрометр Коппе, *5) гигрометр портативный, 6) психрометр Августа, 7) анемометр Фюсса и 8) кататермометр.- III. Исследование воздуха: химические методы-1) бутыли стеклянные с резиновыми колпачками, вымеренные для взятия проб воздуха на С02, 2) мех с резиновой трубкой для взятия проб воздуха, 3) прибор для микроопределения С02 по способу Реберга-Винокурова и Голдена; бактериологические методы-1) чашки Петри стерильные (из лаборатории), 2) пробирки с питательной желатиной (из лаборатории), 3) кружка эмалированная, 4) треножник, 5) спиртовая лампочка, 6) счетчик Вольф-люгель, 7) лупа на ножках; воздушная пыль- 1) стеклянные кубические солонки с покровными стеклами, с черной клейкой массой для улавливания и подсчета пыли (из лаборатории).--IV. Исследов а н и е в о д ы: а) в з я-т и е п р о б ы: * 1) прибор для взятия воды для хим. анализа с запасной посудой, *2) то же для бактериол. исследований, *3) ящики и корзины для пересылки проб воды в лабораторию; б) физ. и хим. исследование (на месте): *1) термометр для воды, 2) диск для определения прозрачности, 3) чашечный прибор Петтенкофера, 4) флюороскои' Марбутена с флюоресцином (для определения загрязнения); *5) походная лаборатория для химического исследования; в) бактериол. исследование (счет колоний)- в дополнение к указанному выше в п. III - 1) пипетки измерительные 1 : 0,1 см3 стерильные (из лаборатории), 2) пробирки со стерильной водой для разведения (из лаборатории).-- V.  Исследование почвы: 1) почвенный бурав Френкеля, 2) посуда для проб почвы.- VІ. Исследование пищевых продуктов (простейшие): а) м о л о к а-1) лактоден-зиметр Кевенна с термометром, 2) цилиндр к нему, 3) лактобутирометры Герб ера, 4) пипетки к ним, 5) ручная центрифуга: б) муки- *1) прибор Раковича; в) мяса (на гниение)- 1)   прибор Эберта.-VІI. Исследование освещения: 1) светоиспытатель Кона, 2)фотометр Вингена-Крюсса, 3) фотометр Торнера. VІII.   Исследование эпидемиологическое: 1) тиф-диагностикум по Парк-Девису, 2) туберкулез-диагностикум по Пирке, 3) набор для реакции Шика, *4) игла Франка, *5) предметные и покровные стекла для мазков, 6) приспособления для их пересылки, 7) приборы для взятия и пересылки: *а) слизи на дифтерию, *б) испражнений на холеру и брюшной тиф, *в) мочи, *г) крови на аглютинацию и Вассермана и на малярию и *д) мокроты.- ІX.   Исследования антропометрические: 1) станок для измерения роста, 2) толстотный циркуль, *3) измерительная лента, 4) весы, 5) спирометр, 6) слухомер, *7) пробный шрифт, 8) динамометр Мартье-Коллена.- X.  Исследование крови: 1) гемоглобинометр Сали или гемоглобинная шкала Таль-квиета, 2) прибор для счета кровяных шариков.-XI. Фотография: 1) фотографический аппарат (9x12) с передвижным для наводки на фокус матовым стеклом-в сумке, 2) штатив, 3) фотографические принадлежности.- XII. Чертежные принадлежности: 1) доска чертежная, 2) рейсшина, *3) треугольник, *4) транспортир, *5) готовальня, 6) курвиметр, ватмановская бумага, тушь, карандаши, акварельные краски, кнопки, резина и пр.-XIII. Справочники и слова-р и. Этот список б. или м. полон; ряд анализов конечно может быть проведен лишь в лаборатории. Для этого санитарный врач должен быть в контакте с последней. Из данного списка можно выделить наиболее необходимый инструментарий (на первое время), отмеченный выше знаком *. Правовое положение С. в. определяется теми задачами охраны и укрепления здоровья населения, которые ставит перед собой государственная власть и коллектив той или иной страны в зависимости от соц.-экономической основы строя этой страны. Поэтому полнее всего и шире будут формулированы права С. в. в их работе тогда, когда государство полно и безоговорочно проводит политику решительного обеспечения населения всеми сан. мероприятиями и устранения всех препятствующих этому факторов (частная собственность на средства производства, старый быт, санитарная неграмотность и пр.). Поэтому в со- временном законодательстве СССР права Св. определены несравненно шире, чем в соотв. законах других стран (капиталистических). Право входа в жилище и в предприятия (все без исключения), право выемок объектов для обследования, право требовать от ответственных лиц всех необходимых материалов и сведений, право привлечения к суду, наложения штрафа, право судебного дознания, право обязательной госпитализации заразных больных и т. д., - этот перечень прав С. в., .данных в законодательстве СССР, достаточно характеризует принципиальную разницу в установках и в задачах деятельности С. в. в СССР и в других странах (см. Санитарное законодательство).

А. Сысин. Материально-бытовые льго.ты для сан. врачей. Учитывая особо важное значение работы С. в. в условиях социалистической реконструкции 'народного хозяйства и коренного оздоровления труда и быта, советское правительство установило для них ряд специальных льгот в области материально-бытовой,'помимо общих льгот, предоставленных трудящимся вообще и врачебному персоналу в частности. 10/1 1930 г. издано постановление ВЦИК и СНК РСФСР (Собр. Узак. 1930 г., № 4, стр. 44) «Об улучшении положения сан. врачей», к-рым установлены: 1) периодические прибавки к получаемому содержанию за выслугу лет, начиная с 1/Х 1929 г. по 20% за каждые три года непрерывной работы в качестве С. в. Максимальная прибавка--60% (за три трехлетки); 2) научная командировка не реже одного раза в 5 лет, продолжительностью не менее 3 месяцев; 3) дети С. в., проработавших не менее 3 лет в должности С. в., приравниваются при поступлении в учебные заведения к детям рабочих и 4) очередной отпуск предоставляется ежегодно сроком не менее 1 месяца. На С. в., обслуживающих сельские местности и рабочие поселки, распространяются также полностью льготы, установленные для квалифицированных работников в сельских местностях согласно закону от 10/VІ 1930 г., а именно: 1) перемещение на другую работу может иметь место только с согласия работника (§ 6); 2) при увольнении по непригодности-право требовать назначения экспертной комиссии (§ 7); 3) сохранение жилплощади в прежнем месте жительства, если там осталась семья, независимо от продолжительности пребывания С. в. вне семьи (§ 9); 4) предоставление бесплатной квартиры с отоплением и освешением (§ 10); 5) обеспечение бесплатным транспортом для служебных разъездов (§ 12); 6) право соединять очередные отпуска за три года (все остальные трудящиеся имеют право- только за 2 года); 7) научная командировка не реже одного раза в три года (С. в. в городах-1 раз в 5 лет). Помимо того на С. в., обслуживающих сельские местности и рабочие поселки, распространяются также вышеизложенные льготы, установленные законом от 10/1 1930 г. для всех С. в. вообще. Особые льготы установлены для С. в., работающих по борьбе с эпидемиями. Постановлением СНК РСФСР от 31/Ш 1926 г. (СУ 1926 г., № 20, ст. 158) и изданной в развитие этого закона инструкцией НКЗдр., НКТруда, НКФ РСФСР и ВЦСПС установлено: 1) в случае командировки на временную работу по борьбе с холерой, сыпным или возвратным тифом работник получает суточные в размере VІa ок~ лада, а при командировке на борьбу с другими инфекциями [скарлатина, сибирская язва, оспа, малярия (в остропораженных местностях)]-VІe оклада; лицам, ведущим по роду своей службы постоянную противоэпидемическую работу, может быть установлена, по согласованию с подлежащим органом здравоохранения, взамен суточных постоянная твердая надбавка к основному содержанию (§ 4 инструкции). Сюда относятся С. в. - эпидемиологи, постоянно разъезжающие по району для осуществления мероприятий по борьбе с эпидемиями или командируемые для этой цели на б. или м. продолжительный срок вне постоянного местожительства. Законом от 30/1II 1926 года предусмотрено также право мед. работника, стойкая нетрудоспособность к-рого наступила в результате работы по борьбе с эпидемиями, а в случае его смерти на этой работе-право его семьи на получение пособия по нормам, установленным для рабочих и членов их семей, если рабочий пострадал от трудового увечья. В отношении зарплаты С. в. оговорено в постановлении СНК СССР от 16/ХП 1931 г. (Собр. зак. СССР № 73, ст. 489), что при установлении диференциальных ставок врачам должен быть обеспечен более высокий рост зарплаты ДЛЯ сан. врачей.

И. Бычков.

Лит.: Справочник санитарного врача, под ред. А. Сы- сина, М., 1928.

В начало энциклопедии