Приглашаем посетить сайт

Орловка (orlovka.niv.ru)

Большая медицинская энциклопедия (1970)
САНИТАРНЫЙ МИНИМУМ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

САНИТАРНЫЙ МИНИМУМ

САНИТАРНЫЙ МИНИМУМ, вся та масса простейших и наиболее доступных для своего осуществления сан.-оздоровительных мероприятий, к-рые проводятся в жизнь при непосредственном участии самых широких групп населения и при привлечении дополнительных материальных и трудовых ресурсов самих заинтересованных организаций и групп населения. Идея С. м. как нового дополнительного метода сан. работы по оздоровлению условий труда и быта рабочих и крестьянских масс явилась не случайно. Декрет о С. м. был издан СНК РСФСР 20 мая 1930 г. Эти'годы были, как известно, периодом развертывания мероприятий первой пятилетки и широкого социалистического планового строительства во всех областях народного хозяйства. Развертывание плановых мероприятий в области здравоохранения выявило необходимость скорейшего ликвидирования имевшегося отставания дела здравоохранения в стране отобщего экономического и культурного подъема; состояние сан. дела оказалось в известном противоречии с теми требованиями, к-рые предъявлялись к оздоровлению со стороны растущих потребностей народного хозяйства и самого населения. Это отставание дела здравоохранения было подчеркнуто в постановлении ЦК партии «О медицинском обслуживании трудящихся»-декабрь 1929 г. В дальнейшем это отставание дела уже в области коммунального благоустройства было подчеркнуто также и в постановлении июньского пленума партии о развитии коммунального хозяйства (1931 г.). Условия развертывания народного хозяйства и рост потребностей населения в связи с быстрыми темпами хозяйственного строительства страны требовали поэтому со стороны самого населения широкой сан. работы, направленной к той же цели:-сан. оздоровлению страны. Выдвинутые декретом правительства 20 мая 1930 г. методы санитарного минимума как-раз и давали возможность органам здравоохранения использовать и другие широкие ресурсы и возможности. Декрет в своей вводной части точно формулирует эти установки для новых форм работы органов здравоохранения в деле сан. подъема страны. Декрет начинается краткой формулировкой положения: «Коренное оздоровление условий труда и быта требует значительного ускорения темпов проведения основных мероприятий по сан. благоустройству (планировка; устройство водопроводов, канализация и т. п.), намеченных пятилетним планом. Наряду с этим необходимо для ближайших лет считать весьма важной задачей осуществление минимума простейших, массовых, доступных сан.-оздоровительных мероприятий». Пунктом 1-м этого декрета и установлен перечень этих простейших мероприятий сан.-оздоровительного характера. Сюда относятся: «а) водоснабжение- устройство, сан. охрана, ремонт и содержание в надлежащем виде источников и сооружений водоснабжения; б) удаление отбросов и нечистот; в) простейшие мероприятия по благоустройству-борьба с заболоченностью, засыпка стоячих луж и т. д.; г) зеленые насаждения-устройство, охрана и расширение зеленых насаждений; е) сан. содержание жилищ--ежедневная уборка и проветривание, борьба с паразитами и грызунами, своевременный текущий ремонт; е) сан. содержание предприятий и учреждений-установка умывальников и душей, устройство раздевален, выделение специальных помещений для приема пищи, уборка и проветривание помещений, борьба с курением в служебных помещениях общего пользования и т. д.» (п. 1 декрета 1930 г.). При проведении См. устанавливаются следующие основные формы этой работы: первое- это сама организация и проведение простейших сан. мероприятий, доступных для своего осуществления самому населению в лице самых разнообразных его групп; второе-привлечение к делу проведения С. м. широких масс этого населения, в виде постоянной систематической работы; основное внимание должно быть здесь обращено на использование массовых общественных организаций разного типа; третье-к расходам по См. должны быть привлечены самые разнообразные материальные средства, получаемые как путем тех или иных дополнительных ассигнований отдельных учреждений и предприятий из различных фондов, так и путем самообложения самого населения; в то же время еще большее значение должны иметь здесь и самые трудовые ресурсы населения, мобилизация к-рых является одной из задач правильно понимаемого См. Т. о. проведение С м. должно явиться не только по своей идее дополнительным мероприятием к основным плановым оздоровительным мероприятиям, проводимым гос. органами, но вместе с тем С м. должен создать и использовать и дополнительные методы участия масс населения и его материальных средств в этом деле и на этом шире организовать сан. воспитание населения. Декрет 20 мая 1930 г. в своих дальнейших статьях указывает формы организации См. В этой области выдвигаются следующие практические вопросы: а) руководство этой работой, б) выбор объектов для проведения С. м., в) установление плана работы, г) точные указания о лицах и учреждениях, к-рые будут вести намечаемые мероприятия по С. м., д) установление сроков и календарности выполнения работы, е) установление ответственных лиц и ж) изыскание материальных и финансовых ресурсов. Декрет 20 мая 1930 года устанавливает, что «непосредственное руководство всей работой по выработке и проведению сан. минимума осуществляется Народным комиссариатом здравоохранения и местными органами здравоохранения» (ст. 2). Т. о. при наличии ряда директивных указаний центральных органов здравоохранения местные органы здравоохранения и местные мед. работники должны включать в свою деятельность непосредственное руководство и всей местной работой в этой области. Для этой цели как сами здравотделы, так и их периферические органы, и прежде всего сан. органы на местах должны составить на каждый данный год краткие планы проведения С. м. в пределах своей территории. Основным здесь является точный перечень всех объектов, где намечается проведение С. м. и где для этого есть соответствующие условия. В полном согласии с последними директивами правительства и партии о преобладающем значении в деле хозяйственного строительства основных видов промышленности и социалистического сектора сельского хозяйства в первую очередь необходимо здесь выдвигать соответствующие объекты в этом направлении. Т. о. в плане организации С. м. на каждой территории деятельности того или иного здравотдела или тех или иных сан. органов (район, город, район города, участок, совхоз, колхоз и т. п.) должны быть составлены списки наиболее ных пунктов для деятельности сан. надзора. Сюда относятся: 1) промышленные предприятия в целом или по отдельным цехам и мастерским, 2) обобществленные предприятия и товарищества в сельском хозяйстве-машинно-тракторные станции, различные типы совхозов и пр., 3) торговые учреждения и предприятия, а также учреждения административного характера, магазины, склады и т. п., 4) здания и учреждения общественного и коммунального назначения-бани, прачечные, клубы, зрелищные учреждения и т. п., 5) предприятия пищевого промысла и общественного питания, 6) жилища как индивидуальные, так и прежде всего коллективные-общежития, ночлежные дома, дома крестьянина, 7) детские и физкультурные учреждения-школы, ясли, колонии, 8) лечебные и сан. учреждения-больницы, поликлиники, санатории, дома отдыха.. Особо должны быть выделены мероприятия в области сан. оздоровления путей сообщения-вокзалы, пристани, подвижной состав, а также и места лишения свободы. В каждом из этих объектов должна быть создана группа для проработки и дальнейшего проведения С. м. При соответствующем инструктаже сан. и других мед. органов эта группа, куда входят представители наиболее активных общественных организаций, а также представители адм.-хоз. управления этих объектов, составляет свой местный См. для данного объекта. В этот См. должны войти мероприятия как по проведению мер по поддержанию сан. уровня данного учреждения или предприятия на должной высоте, так и проведение мер по мелкому сан. ремонту. Т. о. составляется перечень отдельных мероприятий, к-рые надлежит осуществить в данном помещении или предприятии с целью поднятия его сан. состояния. Таковы мероприятия по систематической очистке помещений, по их вентиляции и нормальному освещению, по периодическому ремонту в виде побелок, покрасок и пр., по наблюдению за приборами отопления, по наблюдению за содержанием подсобных сан.-тех. установок, за эксплоатацией столовых, кухонь, детских учреждений, надзор за благоустройством и очисткой двора, улиц и т. д. Участие общественных сил, как указано выше, должно сказаться не только в разработке этого плана 1 С м., но»гл. обр. при его проведении. Поэтому каждое намеченное мероприятие должно иметь своих физических выполнителей или из состава того же актива или из специально приглашенных лиц. В последнем случае за деятельностью этих лиц должен быть установлен систематический общественный контроль. Самое близкое участие в этой работе должны прежде всего принять органы здравоохранения, т. е. тот или иной мед. персонал, работающий на соответствующем объекте-лечащие врачи, средний и низший мед. и хоз. персонал, сан. органы; далее в этой работе принимают участие представители месткома, профсоюзов, секции здравоохранения, комсомола, женотдела и различных массовых обществ (РОКК, Осоавиахим, Друг детей и пр.). Для успеха этой работы чрезвычайно важно отсутствие обезлички в проведении каждого из намеченных мероприятии. Определенные лица прикрепляются к каждому данному мероприятию и ответственны перед контрольными органами за реализацию соответствующих планов. Такое же значение имеет при проведении С. м. и установление сроков и порядка выполнения. В целом ряде тех простейших сан. мероприятий, к-рые входят в понятие С. м.? успех дела зависит от своевременности проведения сан. надзора и самих сан. мероприятий. Ежедневное проветривание помещений в определенные часы, ежедневная протирка окон, своевременный периодический ремонт, ежедневная уборка тех или иных помещений, ежедневная проверка работы сан.-тех. установок, такой же ежедневный контроль за этим делом- все это создает не только определенный тонус сан. деятельности, но и создает определенные привычки и навыки у населения. С этой точки зрения С. м.-при правильном его проведении- несет в себе определенные зачатки развития у населения той сан. культуры, которая в значительной мере состоит в повседневных привычках и навыках населения к поддержанию чистоты тела и обстановки. Специальные контрольные комиссии, создаваемые общественностью для проверки С. м., также в определенные сроки проверяют эту работу и отчитываются на широких массовых собраниях. Совершенно очевидно, что как в начале развертывания этой работы, так и в периоде самой работы надлежит широко использовать те или иные большие собрания трудящихся, где можно было бы агитировать за этот метод сан. оздоровления условий жизни. При такой постановке работы См. никоим образом не может проходить везде по единообразному шаблону. Он должен везде быть приноровлен ко всем местным особенностям обстановки и быта и направляться на изживание именно тех недостатков сан. устройства и быта, к-рые свойственны данному объекту. Наряду с этим С. м. не должен оставаться предметом забот только органов здравоохранения. Последние, беря на себя всю инициативу и руководство в этом деле, все же являются лишь частью тех общественных сил, к-рые проводят См., поэтому в директивных указаниях НКЗдр. РСФСР также содержатся предложе- ния и о соответствующем привлечении к делу См. других ведомств и прежде всего хозорга-нов. В развитие этого предложения в 1930- 1931 гг. был изданряд согласованных распоряжений со стороны многих центральных органов. Таковы распоряжения НКЗдр. и б. НКВД о проведении С. м. в области коммунальной санитарии; таковы же распоряжения НКЗдр. и НКЗ (сельский сектор); НКЗдр. и НКПроса (школы), а также и аналогичные распоряжения центральных органов общественных организаций (РОКК, Осоавиахим). Важный .вопрос о финансировании мероприятий по С. м. разрешается согласно указанию закона. Ст. 3 декрета 30 мая 1930 года говорит следующее: «Расходы по проведению тех сан.-оздоровительных мероприятий, финансирование к-рых по закону возложено на местный бюджет, на хоз. органы и др. организации, производятся в установленном законом порядке. Вовлечение средств трудящегося населения в проведение санитарно-оздорови-тельных мероприятий должно быть основано исключительно на добровольных началах. Общие собрания коллективов вправе выносить решения об установлении денежных взносов для проведения намеченных ими санитарно-оздоровительных мероприятий». Одной из наиболее удобных форм привлечения денежных средств является включение некоторых мероприятий по санитарному минимуму в промфинпланы предприятий. В виду того, что организация С. м. на самой широкой периферии, где зачастую нет достаточного контингента руководителей в лице квалифицированных представителей сан. надзора, может встретить большие трудности, НКЗдр. РСФСР проделана была и большая инструктивная работа для актива этой периферии. В течение 1930-31 гг. НКЗдр. РСФСР разработал ряд примерных С. м. по наиболее важнейшим и ответственным объектам приложения этой формы работы. В дальнейшем все эти примерные минимумы были изданы в виде отдельного сборника, вышедшего в 1933 году 2-м изданием. В эти разработанные См. отдельных объектов вошли следующие: I. С. м. а) по благоустройству рабочих поселков, б) по благоустройству на новостройках,, в) по благоустройству в колхозах и г) по благоустройству в совхозах; II. С. м. в промышленном предприятии; III. С. м. а) для жилищ в городах и рабочих поселках, б) для общежитий временного проживания; IV. С. м. а) для предприятий общественного питания, б) для хлебозаводов и хлебопекарен, в) для ларьков и киосков, г) для буфетов, д) для продмагов, е) для предприятий, производящих напитки, ж) по содержанию складов и распределителей пищевых продуктов, з) для базаров; V. С. м. а) для бань, б) для прачечных, в) для парикмахерских, г) по личной гигиене; VІ. С. м. а) по водному транспорту, б) на жел.-дор. транспорте; VІI. С. м. а) для школ, б) в яслях; VІII. С. м. а) для рабочих клубов, б) для административных и конторских учреждений, в) для домов колхозника и гостиниц; ІX. С. м. для физкультурных учреждений; X. С. м. а) для учреждений амбулаторного типа в городах, б) для сельского врачебного участка, в) для поселковой и районной б-цы, г) в санаториях и домах отдыха, д) для водолечебниц, грязелечебниц, пляжей и т. п.; XI. Санитарный минимум по борьбе с малярией в малярийных местностях. В означенных С. м. даны во-первых точные указания о всех тех мероприятиях, к-рые возможны по отношению к данному объекту; во-вторых указания как самого объекта, так и его частей, по отношению к которым мероприятия применяются; в-третьих указания, какие группы населения или общественные органы привлекаются для каждого данного мероприятия; в четвертых указания,^ каких формах и какие материальные средства потребуются для данного мероприятия, и в-пятых очередность выполнения этих мероприятий. Весь этот материал изложен в табличной форме. Задача составления этих примерных См. состояла в томг чтобы облегчить периферийным работникам и общественности составление своих местных См., подсказывая в известном смысле все те мероприятия, к-рые необходимы и возможны для проведения в каждой данной области. Так напр. в отношении С м. для жилища подробно перечисляется ряд мероприятий по следующим разделам: а) использование жилых и подсобных помещений по своему прямому назначению (напр. запрещение стирки и сушки белья в жилых квартирах, запрещение варки пищи в жилых комнатах при наличии кухни и т. п.); б) предупреждение и борьба с сыростью в жилище (просушка, проветривание, штукатуркау дренаж, исправность крыш и водосточных труб и пр.); в) обеспечение правильного теплового режима в жилище (поддержание-определенной t° в помещениях, правильное содержание подпольных пространств, отепление наружных дверей, вставление зимних рам, известное отепление чердака, надзор за приборами отепления, очистка труб и пр.); г) обеспечение лучшего-солнечного освещения жилых помещений (содержание в чистоте стеклянной поверхности окон, побелка стен светлыми тонами, правильная расстановка зеленых насаждений перед фасадами домов и пр.); д) общее поддержание чистоты в помещении (приборы против занесения грязи и пыли в помещения, устройство раздевален, подметание и очистка лестниц и входов в помещениях, влажная уборка этих последних, систематическая мойка полов, удаление пыли с мебели и предметов оборудования г обметание стен и потолков, недопущение накопления отбросов в помещении, наличие ведер с крышками для сухих отбросов, мероприятия по содержанию домашних, животных в помещениях, установка плевальниц и пр.). По отношению к мероприятиям в области личной гигиены См. также имеет в виду детальные отдельные меры по отношению к содержанию в чистоте тела человека, его одежды, обуви, постели, а также простейшие формы личного режима, предохраняющие от развития инфекционных заболеваний и т. д. В первые же годы после издания декрета о См. эта форма работы по сан. оздоровлению условий труда и быта получила широкое распространение. Местные органы здравоохранения в борьбе за поднятие сан. уровня, в дополнение к своим более широким оздоровительным мероприятиям, стали повсюду применять и этот новый метод работы. По отношению к тем планам работ по оздоровлению и здравоохранению, к-рые вырабатывались органами здравоохранения как основной вид их работы, проведение С. м. являлось как бы встречным планом, идущим со стороны самого населения. Правильное согласование обоих этих планов и видов деятельности по оздоровлению дава- ло наилучшие результаты. Необходимо однако указать, что само проведение С. м. на местах носило и носит до сих пор очень пестрый характер. Причиной этого является как неправильное понимание самих методов работы по С. м., так и зачастую подмена См. различными ударными кампаниями, месячниками и пр. Вместе с тем во многих местах и сами органы здравоохранения недостаточно учитывают значение С. м. и не втягивают население в это дело. В результате этого практика проведения С. м: на периферии не везде дала и дает определенные результаты; наряду с целым рядом удачных начинаний в этой области, отмеченных и в периодической прессе и в отчетных данных, имеется и ряд недочетов. Надлежит во всяком случае помнить, что С. м. не является заменой повседневной планомерной сан. работы органов здравоохранения и что этот метод деятельности может и должен являться лишь крайне важным подсобным методом, варьирующим в своем объеме в каждом данном отдельном случае. При широком реальном развертывании сан. мероприятий в области коммунального благоустройства и оздоровления быта означенное применение См. будет несомненно меняться, но это будет итти за счет поднятия сан. уровня и сан. культуры и увеличения у населения тех навыков личной гигиены и профилактики, о к-рых говорилось выше .-Декреты о С. м. повторены были после 1930 г. и во всех остальных союзных и автономных республиках. Практика их проведения в общем аналогична практике РСФСР. В применении См. выявилась также и большая роль выделения нек-рых показательных участков и показательных объектов, а также и проведения методов соцсоревнования, образования ударных бригад, премирования и т. д. Вместе с тем и все приемы сан. просвещения должны быть также использованы для этой цели. Для творческой инициативы широких рабочих и крестьянских масс в области поднятия их сан. уровня См. является одним из наиболее плодотворных методов их деятельности.

Лит.: Брагин Е., Санитарный минимум, М., 1931; Санитарный минимум для отдельных объектов, НКЗдрав РСФСР, 2-е изд., М., 1933 (справочник). НКЗдравом РСФСР в 1931-33 гг. издана серия массовых брошюр о С. м. для отдельных объектов.

А. Сысин.

В начало энциклопедии