Приглашаем посетить сайт

Женщинам (woman.modnaya.ru)

Большая медицинская энциклопедия (1970)
САНИТАРНЫЙ ПОСТ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

САНИТАРНЫЙ ПОСТ

САНИТАРНЫЙ ПОСТ, место пребывания и работы санитара, поставленного для выполнения определенных функций. Эти функции бывают обычно самостоятельными и могут состоять: а) в наблюдении за порядком пользования какими-либо сан. устройствами, напр. водоисточниками, баней и пр.; б) в регулировании движения эвакуируемых путем направления отдельных групп их в соответственные сан. учреждения и составные части последних; в)  в охране источников водоснабжения и других объектов, соприкосновение с к-рыми может повлечь за собой те или иные сан. последствия; г)  в обеспечении постоянной готовности к оказанию мед. помощи в несчастных случаях и при боевых поражениях. Назначением С. п. определяется и оснащение санитара, выполняющего на посту отдельные функции. Для оказания мед. помощи он снабжается сан. сумкой; при регулировании движения-фонарем; при охране-вооружается. В большинстве случаев С. п. обеспечивается теми, или иными средствами связи и сигнализации с той частью, к-рая выставила С. п. Во всех случаях в армии С. п. должен вести наблюдения за появлением воздушных и наземных сил противника, за наличием в воздухе отравляющих веществ (ОВ), за возникновением пожаров и других чрезвычайных происшествий, о которых он обязан немедленно оповестить своего старшего начальника или, когда требуется, поднять тревогу. На этот предмет каждый С. п. должен иметь совершенно точную инструкцию, предусматривающую порядок действии дежурного санитара. Если С. п. устанавливается на круглые сутки или дежурит в определенное время в течение нескольких дней, заранее определяется порядок смены дежурных санитаров, о чем отдается приказом по части. С. п. может быть снят только тем непосредственным начальником, к-рым он поставлен; равным образом и уход санитара с С. п. допускается только с разрешения того же начальника, если иного порядка не предусмотрено данной дежурному санитару инструкцией.

Б. Леонардов. САНИТАРНЫЙ СОВЕТ в СССР, коллегиальный совещательный орган при Наркомздравах и местных отделах здравоохранения, включающий в свой состав представителей широкой рабочей общественности [профсоюзов, страховых касс, секций здравоохранения Советов Р., К. и К. депутатов, комиссий содействия здравоохранению (здравячеек) крупнейших фабрично-заводских предприятий, РОКК и т. д.], основных отраслей мед .-сан. дела и соответствующих заинтересованных ведомств и имеющий своей целью обсуждение и рассмотрение основных вопросов здравоохранения, согласование работы разных ведомств в области здравоохранения и осуществление общественного контроля за проведением сан.-гиг. и противоэпидемических мероприятий. С. с. как органы общественной самодеятельности в организации сан. дела, получившие возможность развернуть повсеместно во всем Союзе большую предупредительно-оздоровительную работу, представляют собой, как и все советское здравоохранение, детище Октябрьской' революции.-В дореволюционные годы существовали, правда, в целом ряде земств при земских управах губернские и уездные С. с, но они были крайне ограничены в правах и стеснены в своей деятельности, хотя в их состав входили кроме врачей земские гласные, в подавляющей части дворяне, землевладельцы и чиновники. Препятствия в работе С. с. чинили не только представители полицейской власти, но и сами земства, опасавшиеся усиления влияния на население прогрессивной части земских врачей, состоявших членами С. с. Так напр. выработанные в 1885 г. в Моск. губ. правила, регулировавшие деятельность С. с, утвержденные в установленном порядке земскими собра,-ниями, были в 1892 году признаны Московским губернским земским собранием незаконными, т. к. они давали земским врачам нек-рую возможность через С. с. участвовать в управлении земской медициной (гл. образ, в подборе врачей); были выработаны другие правила, которые значительно сузили права С. с, сведя роль последних к роли узко-совещательных органов, находящихся под постоянной чиновничьей опекой земских управ. Органы административно-полицейской власти, усматривая в деятельности С. с. элементы крамолы, противодействовали их деятельности. Во многих губерниях постановления земских собраний об организации постоянных С. с. при земских управах опротестовывались губернаторами на том основании, что организация С. с. якобы не предусмотрена земским положением. С. с. стали воз- i никать уже в первые годы существования земских учреждений при земских управах, губернских и уездных как постоянные, регулярно собиравшиеся совещательные органы, действовавшие на основании особых, установленных земскими собраниями инструкций. В состав уездных С. с, заседания к-рых происходили обязательно в присутствии членов уездной земской управы, входили все земские врачи уезда и другие врачи, имевшие какое-либо отношение к земству, несколько гласных, выбиравшихся уездными земскими собраниями, попечители земских лечебниц, представитель обществ, управления уездного города. Уездные С. с. занимались обсуждением всех текущих вопросов врачебно-сан. обслуживания уезда. В губернские С. с, рассматривавшие вопросы мед .-сан. обслуживания губернии (планы и сметы губ. лечебниц, поручения губ. собрания по мед.-сан. части, рассмотрение представляемых в губ. собрание управой смет и предложений по организации врачебно-сан. дела, обсуждение мер борьбы против эпидемий и сан. устройства губернии),'входили врачи, избранные на губернских съездах врачей или в уездных С. с, и губ. гласные, избранные на губ. земских собраниях. Заседания С. с. происходили обязательно в присутствии членов губернской земской управы. ВС. с. обязанности председателя выполняли председатели земских управ. Это обстоятельство, а равно и соответствующий подбор «политически благонадежных» гласных для участия в С. с. обеспечивали рассмотрение и разрешение вопросов в С. с. в желательном для земства духе и в соответствии с его требованиями как органа классового господства дворянства и буржуазии. Постановления С. с, шедшие в разрез с классовыми интересами земских заправил, если в редких случаях и выносились в С. с. в некоторых земствах, не утверждались земскими управами, непосредственно распоряжавшимися всем делом здравоохранения. В Моск. губ., где в 1885 году под влиянием сильных опасений распространения холеры земство решило организовать С. с. как часть сан. организации, были в нек-рых очень немногих местах учреждены и участковые С. с, в состав к-рых входили кроме земских врачей данного участка т. н. санитарные попечители (см. Здравоохранение, земская медицина). Участковые С. с. имели своей задачей проведение сан. мероприятий, рекомендованных губ. и уездными С. с, оказание активной помощи земскому мед. персоналу в его противоэпидемической работе, принятие мер к организации врачебной помощи населению и осуществлению сан. надзора. Эти участковые С. с, политическая благонадежность к-рых была под большим сомнением у полицейских властей, обычно создавались только во время эпидемий и по прекращении последних прекращали свое существование под нажимом местной власти. К 1897 г. губ. земские С. с. существовали в 22 земских губерниях (из 34 земских губерний), а в 184 земских уездах из 359 существовали уездные С. с. В 1913 г. сан..советы существовали только в 28 земских губерниях; в неземских губерниях их не было. Междуведомственная комиссия по пересмотру врачебно-сан. законодательства под председательством Рейна составила «Положение об устройстве и управлении врач .-сан. частью в губерниях и областях, 1 в к-рых не введено Положение о губернских и уездных земских учреждениях». Согласно этому положению в качестве постоянных членов в губернские и областные С. с, возглавлявшиеся начальником губернии и области, входили: губернский (областной) предводитель дворянства, вице-губернатор, начальник губернского (областного) врач.-сан. управления, врач.-сан. инспектор, прокурор или товарищ прокурора, городской голова, городской и местный уездный сан. врачи, старший врач губ. (областной) больницы, по 2 представителя от уездных С. с, участковый сельский врач по назначению Врач.-сан. управления и представитель православного духовенства. На заседание приглашались и представители местных правительственных учреждений и ведомств. Таков же был бюрократически-полицейский состав и уездных С. с. Этот состав полностью обеспечивал такое «руководство» мед .-сан. делом, которое соответствовало интересам правящих классов дореволюционной России. Октябрьская революция, разрушив весь аппарат классового господства буржуазии, ликвидировала и в области здравоохранения аппарат старой власти - земские врачебные управы, врач.-сан. управления и С. с. и, создав взамен их новые органы советской власти по здравоохранению- отделы здравоохранения советов, призвала к жизни и новые С. с, основанные на широком представительстве трудящихся масс и обеспечивающие подлинное активное участие последних в разрешении всех вопросов здравоохранения, подлежащих рассмотрению С. с. Состав и деятельность С. с. в СССР регулируются соответствующими законодательными актами и специальными постановлениями народных комиссариатов здравоохранения. Так, постановлением СНК РСФСР от 10/ІX 1931 г. за № 964 утверждено специальное положение о С. с. при Народном комиссариате здравоохранения. С. с. НКЗдр. имеет своей задачей привлечь широкие рабочие массы к делу контроля за проведением сан,-оздоровительных и противоэпидемических мероприятий и согласовать мероприятия по здравоохранению и связанные с здравоохранением, проводимые различными ведомствами, организациями и учреждениями на территории РСФСР. С. с. при НКЗдраве возглавляется наркомом здравоохранения. В его состав входят представители профсоюзов по постановлению ЦК этих союзов, управлений и научных ин-тов НКЗдр., представители наркоматов - Нарком-тяжпрома, Наркомлегпрома, Наркомлеса, Нар-комзема, Наркомсовхозов, Наркомснаба. Кроме того, по постановлению соответствующих ведомств и учреждений союзного значения, их представители также включаются в состав С. с. при НКЗдр. Круг задач С. с. очень обширен. Он заслушивает и обсуждает отчеты и доклады о сан. состоянии населенных мест, планы проведения сан.-оздоровительных и противоэпидемических мероприятий, проекты обязательных сан., сан.-гиг. и сан.-технических норм и правил, законопроекты по медико-сан. вопросам, проекты сан. охраны границ и дает заключения по проектам международных сан. конвенций. По всем заслушиваемым вопросам С. с. выносит постановления и соответствующие предложения, которые по предметам ведения НКЗдр. вступают в силу лишь по утверждении их наркомом здравоохранения. Постановления С. с. по вопросам, относящимся к компетенции Союза ССР или автономных республик, вступают в силу лишь по утверждении этих постановлений соответственно органами Союза ССР и автономных республик. Пленарные заседания С. с. созываются не реже 1 раза в 2 месяца. Аналогичные С. с. функционируют при местных здравотделах. Областные, краевые С. с. в РСФСР, в соответствии с постановлением НКЗдр. от 22/XII1923 г. за № 291, имеют своей целью рассмотрение и обсуждение основных вопросов здравоохранения в области профилактики, санитарного оздоровления населенных мест и их благоустройства и организации мед.-сан. помощи трудящемуся населению. В состав обл(край) С. с, созываемых не реже 3-4 раз в год, входят: член обл(край)исполкома, заведующий обл(край)здравотделом (он же председатель), представители секции здравоохранения, обл(край)отделов профсоюзов, страховой организации, органов охраны труда, ВЛКСМ, РОКК, комиссий содействия здравоохранению крупнейших предприятий (здравячеек), дор- и водздравотдела, воен.-сан. управления, районных С. с, представители Совета физкультуры, врачи аппарата край(обл)здравотдела и врачи, заведующие мед .-сан. учреждениями краевого, областного значения, представители заинтересованных отделов обл(край)исполко-. ма и учреждений - отделов народного просвещения, коммунального хозяйства, крайсов-нархоза и т. д. Сан. совету предоставлено право выделять специальные комиссии для разработки отдельных вопросов мед.-сан. характера. Таким же образом организованы и районные С. с. В их состав входят представители профсоюзов, страховых касс, соответствующих отделов и учреждений райисполкома, секции здравоохранения, районных общественных организаций, ВЛКСМ, органов охраны труда, комиссий содействия здравоохранению крупных предприятий, зав. районными медико-сан. учреждениями, все сан. врачи района, врачи ОЗД, представители сан. комиссий, представители колхозной общественности и крупных совхозов (цирк. НКЗдр. РСФСР от 11/Ш 1925 г. об организации сан. советов и сан. комиссий в сельских местностях). Все важнейшие вопросы, связанные с организацией мед.-сан. обслуживания населения, с согласованием работы разных организаций и учреждений в этой области и с проведением рабочего контроля над организацией мед. помощи трудящимся, ставятся на обсуждение С. с. В системе органов рабочей самодеятельности в области здравоохранения Сев СССР занимают важное место.-С. с. существуют и в целом ряде капиталистических государств под разными наименованиями, напр. Высший совет общественной гигиены во Франции (Conseil superieur d'hygiene publique) и С. с. при департаментах, Высший сан. совет в Италии (Consiglio superiore di santi) и там же провинциальные С. с. и т. д.; в нек-рых странах, как напр. в Германии, функции совещательного органа по сан. вопросам возложены на Медицинский совет (Reichsgesundheitsrat); состав С. с, их структура и деятельность аналогичны С. с. дореволюционной России. Подробно см. отдельные страны.

Д- Горфин.

В начало энциклопедии