Приглашаем посетить сайт

Средние века (svr-lit.ru)

Большая медицинская энциклопедия (1970)
БИХЭВИОРИЗМ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

БИХЭВИОРИЗМ

БИХЭВИОРИЗМ (behaviorism, от англ. behavior-поведение), буквально-наука о поведении; особое направление в психологии животных и человека, разрабатывающее психологию как науку о поведении живых существ при помощи объективных методов исследования. Поведение как предмет психологии и объективное изучение как ее основной метод составляют самое существенное отличие Б. от субъективной эмпирич. психологии, для к-рой объектом психологии являлось сознание и псих, процессы, а основным методом-интроспекция, или самонаблюдение. По выражению Уотсона (J. Watson), этот метод «выворачивает наизнанку методы изучения, введенные в науку Вунд-том и Джемсом». Б. отказывается совершенно от изучения состояний сознания, психических явлений, переживаний и всей, вообще, субъективной стороны личности. Он утверждает, что поведение может изучаться, как и все прочие объекты естественных наук, объективным методом. Его основными понятиями являются стимул-реакция. Задачей при этом является установление отношений между стимулами и реакциями, позволяющее по данному стимулу предсказать реакцию и по данной реакции определить вызвавший ее стимул. Предсказание и овладение поведением в практических целях составляет основную задачу Б. Б. различает наследственные и условные реакции; в объяснении происхождения условных реакций он всецело опирается на принцип образования условного рефлекса, как он экспериментально установлен в школе И. П. Павлова и В. М. Бехтерева. Для Б. психология поведения не совпадает с физиологией, хотя и опирается на нее; отличие психологии в том, что она изучает личность в целом, в ее отношении со средой и развитии. Но физиология-ближайший друг психологии; «мы с трудом можем сделать в психологии шаг, не пользуясь при этом данными физиологии»,-говорит Уотсон. Б. развивает последовательно объективную и материалистическую точку зрения на психологию человека. Он порывает окончательно с дуализмом традиционной психологии, признававшей, в том или ином виде, дух и тело двумя возможными началами в человеке; он освобождается от идеалистических и метафизических наслоений, осевших на эмпирической психологии; он вносит строгую объективность и методы естествознания в ту область, где рудиментарные религиозные представления маскировались научной формой. Старая психология, говорит Уотсон, сохранила, в замаскированной, правда, форме, старое религиозное понятие «души». Однако, материализм, положенный в основу Б., не носит диалектич. характера; полное отрицание психич. стороны в поведении (или утверждение о ее непознаваемости), сведение сознания к скрытой двигательной реакции, крайний биологизм в подходе к личности человека, отсутствие учета соц. фактора в поведении человека,- все это черты механического материализма, характерного для философии Б., что, естественно, понижает научную ценность основных построений и выводов Б. Болезненные изменения личности, не вызванные органическими поражениями, Б. рассматривает как «извращения поведения». «Мы можем иметь больную личность на основе извращения навыка,-говорит Уотсон,-извращения, доведенного до такой степени, когда компенсирующие факторы (полезные навыки) недостаточны для того, чтобы поддерживать индивида в обществе». Патогенез подобных фнкц. расстройств (психоневрозов) сводится, с этой точки зрения, к механизму условных реакций, к возникновению или замыканию инадэкватных условных связей между каким-либо стимулом и реакцией («перенесенные страхи» и т. п.); терапия психоневроза сводится к перевоспитанию больного, т. е. к размыканию болезненной условной связи или к воспитанию полезных навыков. Решающим фактором терапии при этом является среда. «Новая тренировка («лечение»),-говорит Уотсон,- хотя и труднее, однако, нисколько не таинственней и не чудеснее, чем обучение младенца хватанию леденца или отдергиванию руки от пламени свечи». Психологическая природа лечения психоневротика тождественна с психологической основой всякого воспитания и перевоспитания. Б. пытается построить учение о психоневрозах и психотерапии на объективно-психологической основе. В этом смысле он противополагает себя психоанализу (школе Фрейда) как субъективному методу лечения психоневрозов. Б., так же, как и психоанализ, видит корни подобного заболевания в самом раннем детстве, иногда-в младенчестве; старые системы реакций, инфантильные установки в этих случаях овладевают поведением больного. Но для объяснения этого Б. не прибегает к «бездонности бессознательного Фрейдовской школы». В частности, причину нестойкости многих случаев психоаналитического лечения Б. видит в том, что этот метод имет дело почти исключительно с вербальными реакциями больного. Корни Б. лежат в зоопсихологии. При изучении психологии животных особенно наглядно обнаруживается несостоятельность и бесплодность традиционной психологии как науки о явлениях сознания. «Неестественно было бы думать и говорить о мыслях и желаниях какой-нибудь амебы или инфузории»,-говорит И. Н. Павлов, объясняя неизбежность возникновения школы объективной зоопсихологии (представленной в Америке-Лёбом, в Германии-Икс-кюлем, Бете и Веером), к-рой «волей-неволей пришлось оставить субъективную точку зрения и пробовать ввести объективные приемы исследования и терминологии». Эта школа была, по правильному замечанию Уотсона, «скорее реакцией на антропоморфизм, а. не на психологию как науку о сознании». Эксперименты Ллойд Моргана в Англии в 90-х гг. XIX в. над поведением животных, порвавшие с антропоморфизмом в зоопсихологии, и исследование Э. Торндайка (Thorn-dike), к-рому, по выражению И. П. Павлова, принадлежит «честь первого по времени выступления на новый путь» (1898 г.), являются предшественниками Б.-В области зоопсихологии Б. произвел настоящую революцию. Субъективная психология животных не имела научного базиса. Она исходила из взгляда, к-рый в корне противоречит эволюционному принципу и исключает применение его при изучении поведения животных. Вундт (Wundt) этот взгляд формулировал в требовании: судить о психологии животных, исходя из нашей собственной психики. Эта зоопсихология, вместо того, чтобы итти общим путем биол. наук, построенных на эволюционном принципе, шла не снизу вверх-от животных к человеку, прослеживая шаг за шагом постепенное развитие высших форм поведения из низших, а сверху вниз-от человека к животному, перенося на животных по внешнему сходству сложные психологические образования, наблюдаемые у человека, приписывая, напр., муравью-чувство долга (Генкель), быку- чувство благоговения (Сикорский) и т. п.- Б. отказался от самонаблюдения и внес объективную точку зрения в психологию животных. Только с этого момента сделалось возможным правильное и последовательное применение эволюционного метода в сравнительной психологии. Так, В. А. Вагнер дал в своих оригинальных работах строго научную картину эволюции строительных инстинктов у ласточек и пауков. Рассматривая поведение животного как особую форму приспособления его к окружающей среде, Б. различает в поведении наследственные реакции, сложившиеся в процессе филогенетического развития, и индивидуально-приобретен ные условные реакции, возникающие в процессе онтогенетического развития. Простейшими формами наследственных реакций, встречаемыми уже у растений и низших животных, являются тропизмы (см.); безусловный рефлекс (см.), или наследственный, является простейшей единицей наследственного поведения у животных, обладающих нервной системой; инстинкты (см.) и эмоции (см.) представляют сложные образования того же самого этажа поведения. Условные рефлексы (см.), надстраивающиеся на основе наследственных, представляют простейшую форму индивидуально - приобретенного поведения. Сложные образования и соединения условных рефлексов дают начало привычкам, или навыкам. Такова краткая схема основных форм поведения в их генетической последовательной зависимости, которая лежит в основе бихэвиоризма. В настоящем своем виде Б. является продуктом американской психологии. Уотсон первый в статье «Psychology from the standpoint of a behaviorist» («Психология с точки зрения бихэвиориста»), опубликованной в «Psychological Review» в 1913 г., развил идею Б. как особой научной дисциплины; он же дал первое систематическое изложение психологии поведения (1919 г.). В настоящее время Б. представляет мощное научное двия-сение, имеющее множество сторонников, отдельных научных школ, богатую литературу и пр. и оказывающее сильное влияние на европейскую психологию. Б., однако, в его наст, виде не представляет чего-то единого и цельного; внутри этого направления имеются отдельные течения, существенно отличающиеся друг от друга; так, психо-Б. пытается фактически совместить объективную и субъективную точки зрения в психологии; радикальный, или крайний Б. (behaviorism proper) совершенно отказывается от данных самонаблюдения и от исследования психических процессов, т. е. субъективной стороны поведения. В последнее время Б. оказал большое влияние на реформу психологии в СССР; критика субъективной психологии, психология поведения, защита объективного метода, материалистическое понимание психологии в работах психологов-марксистов (Блонский, Корнилов и др.),-все это в значительной степени опиралось на Б. Но, вместе с тем, упрощенно-механистические основы Б. были подвергнуты психологами-марксистами резкой и справедливой критике.

Лит.: Уотсон Джон В., Психология как наука о поведении, М.-Л., 1926; Корнилов К. Н., Современная психология и марксизм, Л., 1924; Блонский П. П., Очерк научной психологии, М., 1921; Вагнер В. А., Биологические основания сравнительной психологии, т. I, Петербург, 1910, т. II,' Петербург, 1913; Т h о г n d i k e E. L., Animal intelligence, N. Y., 1911; Washburn M. FL, The animal mind, N. Y., 1908; Weiss A. P., A theoretical basis of human behavior, Columbus, 1925; Eussel В., Analysis of mind, L., 1922; Pills-burg W. В., The fundamentals of psychology, New York, 1923.

Л. Выготский.

В начало энциклопедии