Приглашаем посетить сайт

Тургенев (turgenev-lit.ru)

Большая медицинская энциклопедия (1970)
БЛАГОУСТРОЙСТВО НАСЕЛЕННЫХ МЕСТ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

БЛАГОУСТРОЙСТВО НАСЕЛЕННЫХ МЕСТ

БЛАГОУСТРОЙСТВО НАСЕЛЕННЫХ МЕСТ. Содержание: I. Исторические данные. Санит. значение . . .

493 II. Элементы и техника городского благоустройства и их развитие........

497 III.  Экономика и законодательство.......

5 09 IV.  Благоустройство селений..........

513

I. Исторические данные. Санитарное значение. Благоустройство населенных мест - термин, с санитарной точки зрения разумеющий систему мероприятий сан.-технического и чисто технического характера, направленных к оздоровлению того или иного населенного пункта-города, деревни, поселка, пригорода, квартала и пр. Всякий населенный пункт с точки зрения гигиены должен сохранить, по возможности, свои естественные природные условия местности, которые необходимо охранить от загрязнения или порчи и стремиться улучшить и довести до гиг. норм. Естественные внешние условия здоровой жизни человеческого коллектива таковы: 1)чистый свежий воздух, свободный от пыли, дыма и других примесей; 2) прямой солнечный свет, не затемняемый теми или иными препятствиями; 3) свободное земельное пространство, дающее простор для движения воздуха и для проникновения света; 4) чистая, сухая почва, незагрязненная и вентилируемая; 5) чистая, здоровая вода, свободная от застоя и примесей; 6) зеленые насаждения с достаточной площадью своих массивов для поддержания чистоты воздуха. Эти основные гигиенич. требования в своем практическом применении дают уже систему санитарпо-технических мероприятий, фактически осуществляющихся в каждом населенном пункте. Сюда относятся: 1) выбор места и так наз. планировка населенного пункта,включая сюда и системы застройки, строительные зоны, направление проездов и пр.; 2) водоснабжение населенного пункта, т. е. получение, очистка и доставка питьевой воды, а также и воды для хозяйственных нужд; 3) удаление отбросов, нечистот и мусора и их очистка с обезвреживанием при помощи той или иной системы ассенизации или канализации; 4) устройство зеленых насаждений-парков, садов, бульваров и пр.; 5) устройство зданий общественно-сан. характера-бани, пра- чечные, рынки, бойни, холодильники, столовые, стадионы, купальни, крематории и пр.; 6) так наз. внешнее благоустройство-замощение проездов и дренаж их, мероприятия по борьбе с уличной пылью, устройство набережных, мостов,' площадей, открытых водоемов, фонтанов и т. д. В систему мероприятий по благоустройству населенных мест необходимо, далее, включить также некоторые другие группы работ по техническому обслуясиванию нужд населения, сюда относятся: 7) устройство и оборудование местных путей сообщения (трамвай, автобус и пр.); 8) наружное освещение и снабжение города электрической энергией, газом и т. д. В историческом прошлом возникновение населенных пунктов и их развитие, вплоть до крупных городов современной эпохи, не было обычно связано с какими-либо предварительными планами их Б. Экономические, торговые, военные и административные условия всегда играли доминирующую роль в возникновении и росте городов, без всякого учета сан. условий и последствий. В результате наблюдаются резкие нарушения основных сап. требований в громадном большинстве городов, зачастую трудно исправимые. Города и поселения, возникшие' на болотистой, нездоровой местности (например, Ленинград), города без достаточного количества воды (например, Баку, где вода ныне доставляется из Шолар-ского водопровода за 180 к.и от города), города на веками загрязняемой отбросами почве (Москва, с ее загрязнением почвы в центральных участках города), города с узкими, кривыми, темными улицами и переулками (старые части всех европейских городов, и восточные города), города с беспорядочной застройкой центра громадными зданиями, затемняющими естественный свет (Нью-Йорк с его небоскребами), наконец, неблагоустройство окраин и пригородов городов, заселенных пролетариатом и беднотой-все это обычная картина исторического развития городов во всех странах. Особенно резко проявились эта стихийность и беспорядочность роста городов, а следовательно, и их санитарного неблагоустройства, в XIX веке в связи с ростом капиталистических отношений, когда громадные армии рабочих наполнили быстро растущие торгово-промышленные центры и образовались многочисленные новые рабочие поселки, а старые города стремительно обросли громадным кольцом новых пригородов. Стоящие во главе городских управлений группы имущих классов, мало заинтересованные в расходах по благоустройству новых поселков и пригородов и, наоборот, часто извлекавшие крупные доходы в виде земельной и квартирной ренты с этих последних-не предпринимали необходимых шагов к их оздоровлению. Государственная власть также не проявляла своего участия в этом деле; вопросы Б. городов, приблизительно, до 40-х-60-х гг. XIX в. повсюду были еще в зачаточпом состоянии. Вследствие этого сан. состояние городов и других населенных пунктов во всех странах было крайне неудовлетворительное. Высокая смертность населения в городах, частые эпидемии (в том числе холера и тифы), плохое физ. развитие горожан а быстрое вымирание поколений-характеризовали бесспорными данными эти отрицательные сан. стороны жизни городов и их Б. Еще в 40-х-50-х гг. XIX в. Париж снабжался водой из мелких дворовых колодцев, к-рых насчитывалось до 30.000; дома были снабжены выгребными ямами; свалки, расположенные около города, отравляли зловонием городской воздух. В Берлине позднее (60-е гг.) имелось лить немного уличных водостоков, «по плохо мощеным улицам шли канавы, где медленно стекали вместе с дождевыми водами-домовые воды, моча и содержимое клозетов» (Дюран-Клей); смертность в Берлине достигала до 30 на 1.000 жит. Загрязнение Лондона (и его водной артерии-Темзы) в прежние годы даже вошло в классические примеры учебников гигиены. Загрязнение почвы в центральных частях Москвы по исследованиям, проведенным перед началом работ по канализации (1896-1900 гг.), показало, что эта почва по своему хим. составу хуже, чем почва на свалках нек-рых европейских городов (Будапешт). Исследования С. Орлова о составе воды колодцев московских кладбищ выяснили, что эта вода менее загрязнена, чем вода многих питьевых колодцев на окраинах Москвы (1904 г.). В таком же положении было и жилищное Б., тесно связаннее с общим Б. Описанию тяжелого состояния жилищ и пригородов, где жил и работал англ. пролетариат в начале XIX в., посвящены многие страницы в работе Ф. Энгельса «Положение рабочего класса в Англии». С середины XIX в. в деле Б. городов и их сан. состояния наступает известный перелом. Эпидемии холеры 30-х гг. в Англии, а также холера 1849 - 51 гг. в Париже и других городах, резко выдвинули опасность дальнейшего промедления в этом деле. Сначала в Англии, а затем и в других странах государственная власть делает нек-рыешаги в смысле издания общесанитарных законов, регулирующих сан. состояние городов, и учреждает те или иные местные органы, ведающие этим делом (закон 1848 г. в Англии). Начинаются работы по улучшению сан. состояния городов. В Лондоне обширный проект канализации города был осуществлен уже в 1858-65 гг.; в Берлине такие же работы начались лишь в 1873 г. и закончились к 1895 г.; в Париже крупные сан. мероприятия были проведены при известном префекте Гаусмане в 1850-60 гг. В России некоторый сдвиг начался лишь с конца XIX века.

БЛАГОУСТРОЙСТВО НАСЕЛЕННЫХ МЕСТ

Вся работа в этом направлении сводилась лишь к показному внешнему благоустройству центральных улиц, не затрагивая основных вопросов водоснабжения, канализации, планировки и т. д. Произведенное в 1906- 1908 гг. анкетное обследование Главного врачебного инспектора, а также анкеты Пироговского общества (те и другие материалы изданы были в виде сборников), показали вопиющее неблагополучие даже крупных городов России. Типичным представителем неблагоустроенных городов может явиться сама столица б. Российской империи- Петербург, где не существовало ни хорошо поставленного центрального водоснабжения, ни канализации, и где холерные эпидемии 1892 и 1908 гг., а также и в 1919 г., дали поэтому громадные вспышки. Тот же Ленинград давал в прежние годы и постоянную высокую заболеваемость брюшным тифом, во много раз превышавшую, например, соответствующие цифры по Москве, где вопросы водоснабжения и канализации были в известной мере правильно разрешены в начале XIX в. Прилагаемая диаграмма смертности от брюшного тифа в Ленинграде У/, 48 у, к Ф, j ш ш л т Ни ill. CiCiCiCiC^C^C^OOO О - IM ЭТ М" оо а-- с Смертность от брюшного тифа на 100.000 чел. в Ленинграде с 1887 г. по 1925 г. (Средняя смертность за 31 год-61). Горизонтальной штриховкой обозначена смертность от брюшного тифа в годы холерных эпидемий, когда уменьшался или прекращался впуск в сеть не'фильтрованной воды. мероприятий по Б. городов, в значительной мере уже проведенных ныне в ряде городов Европы и Америки. Однако, эти мероприятия обслуживают и доныне в значительной мере лишь центральные части городов, где сосредоточены наиболее обеспеченные группы населения, а также и ряд таких благоустроенных новых кварталов на окраинах, где селятся те же буржуазные группы (Шарлоттенбург, Вильмерсдорф в Берлине, Hampstead в Лондоне и т. д.). Во многих городах Европы и Америки, особенно фабричных, и теперь благоустройство рабочих окраин обычно далеко отстает от центральных частей. Благоустройство городов и селений в СССР отразило на себе все эти черты прошлого еще в большей степени. Только в самом конце XIX в. и в начале XX в. наблюдаются некоторые улучшения и в русских городах, до- того времени находившихся в санитарном отношении на самой низкой ступени. Городские цензовые управления, особенно созданные по реакционному закону 1892 г., с полным отсутствием в них представителей рабочего класса, решительно пренебрегали всеми требо- за 40 лет дает неизменно крупные цифры, в среднем, 61,0 на 100.000, тогда как в городах с хорошим водоснабжением обычные цифры не более 1-2,0. Понижение смертности от брюшного тифа, наблюдающееся в течение последних лет, связано в Ленинграде с непрерывным хлорированием питьевой воды. Интересно здесь же отметить, что понижение смертности от брюшного тифа наблюдалось в Ленинграде как раз в годы холеры, когда применялись экстренные меры по охране воды и ее очистке (см. диаграмму). Вспышка эпидемии брюшного тифа в Ростове-на-Дону в 1926 г., в связи с неблагоустройством водоснабжения и канализации этого города, дала массовые заболевания кишечными инфекциями (брюшной тиф, энтериты, паратифы и пр.). В том же году отмечена аналогичная вспышка брюшного тифа в Бежице (Брянской губ.), а в январе 1928 г.-в г. Краснодаре. Даже в благоустроенных городах Зап. Европы и Америки при тех или иных временных дефектах благоустройства и в настоящее время иногда наблюдаются такие вспышки [брюшной тиф в Ганновере в 1926 г. и в Монреале (Канада) в 1927 г.].

а. сысин. П. Элементы и техника городского благоустройства и их развитие. В хоз.-техническом развитии благоустройства городов определились две основные тенденции. Во-первых, постановка всех предприятий Б. на началах точного учета их продукции, утилизации отходов, изучения процессов производства и условий развития. Эта тенденция ярко выражена в современной постановке водоснабжения, канализации, электростанций, газовых заводов, городских боен и даже таких видов Б., как поля ассенизации и деструкторы. Пример-деструктор в г. Бирмингэме, устроенный в 1924-25 гг., где при помощи мощных эксгаусторов и магнитов происходит механическое выделение бумаги и металлических частей, с последующей утилизацией в соответствующих производствах, и где теплота сжигания утилизируется для добычи электроэнергии, а шлаки и зола идут на строительные цели. Вторая тенденция-переход к комбинатам и к районным системам, обслуживающим и город и прилегающие к нему местности, лежащие в пределах общих естественных границ, объединенные общими перспективами экономического развития. Примеры-вновь сооружаемая система водоснабжения г. Сан-Франциско из горных озер, комбинированная с гидро-электро-станцией; вновь проектируемая канализация Лос-Анжелоса, обслуживающая еще 16 городков в пределах обширной долины; проекты водоснабжения Донбасса; системы централизованного отопления кварталов и районов, комбинированные с тепловыми установками электростанций, фабрик и заводов; аналогичные комбинаты общественных купален (зимних), плавательных бассейнов и бань; механических прачечных с производственными тепловыми станциями и т. д. Эти хозяйственно вполне здоровые и необходимые (при современном росте городов) тенденции укрупнения и комбинирования производств в области благоустройства знаменуют и технический прогресс и развитие санитарии. Планировка. Как основная мера, определяющая правильное и гармоническое развитие Б., вместе с ростом городов стала широко применяться планировка. Во всех европейских странах города по закону обязаны в определенные сроки составить проекты улучшения и развития своей планировки на б. или м. продолжительный период (25-40 лет). В зависимости от наличия нового плана нередко ставится и кредитование городского строительства. В своем развитии система планировки городов включила задачи перепланировки старых частей и планировки внегородских районов и областей. Практика районной и областной планировки широко ведется в Англии и Сов. Америке. Германия ввела ее в Руре. Разработка идеи планировки целых штатов и страны в целом выдвинута в С.-А. С. Ш. Та же идея созрела в Англии. В СССР широкое развитие планировки является неизбежной формой технич. выражения планового начала в области застройки и Б. городов, развития промышленности и транспорта (выбор мест для новых заводов, развитие поселков, путей сообщения в связи с хозяйственным районированием). Закон о планировке городов издан и в РСФСР в 1926 г. Рациональная планировка требует предварительных обследований-топографических, орографических, геологических, климатологических, демографических, санитарных, технических и экономических. Новые планы должны разрабатываться на основе точных геодезических съемок. Роль санит. органов в деле планировки разнообразна и велика, т. к. учет гиг. моментов нужен во всех областях градоустройства, до построения ж.-д. узла включительно. Практика англ. сан. органов дает тому много примеров. Уличное движение. Наряду с жилищным вопросом и рациональной застройкой, самые трудные и острые задачи благоустройства крупных городов выдвинуты и быстрым развитием городского движения. Проблема крайне осложнена недостаточной шириной центральных высоко застроенных улиц и отсутствием удобных магистралей у большинства даже и не старых городов. Автомобиль поставил новые требования к поперечному и продольному профилю улиц, к их взаимной связи, к планировке перекрестков, к качеству верхнего строения, т. е. к замощениям. Под влиянием быстрого и экономически неизбежного развития автомобилизма рост замощений, имеющих крупное сан. значение (защита почвы от загрязнения, защита воздуха от пыли, защита жилищ от грязи и пыли), получит новый импульс и у нас. Автомобиль выдвинул и новые сан.-техн. проблемы: защита воздуха от загрязнения газами, правильное расположение крупных гаражей в плане города. Им же выдвинуты и новые задачи охраны здоровья и жизни населения. В английскую и американскую статистику вошла уже рубрика «смертность от автомобиля». Параллельно развились меры профилактики-регулирование движения, планировка, устройство и соответствующее оборудование улиц. Многие трудности заключаются в одновременном нарастании с механизированным и пешеходного движения, заполняющего в определенные часы центральные улицы больших городов. Помимо перегрузки улиц, механического и химич. загрязнения их воздуха, движение резко повышает его бактериальное загрязнение, увеличивая на одной и той же улице число бактерий в 1 куб. м воздуха, по данным франц. гигиенистов, с 800-850 (утром) до 120.000 и даже 575.000 в часы наибольшего движения. В то же время на широких авеню, со слабым движением, число бактерий не превышает 120, а в парках-90 в 1 куб. м. Изучение, учет и классификация движения, правильный прогноз развития являются необходимыми предпосылками для решения этой крупнейшей проблемы современного большого города, имеющей огромное экономическое, общественное и санитарное значение. Трамваи, автобусы, метрополитены. Все виды уличного движения, урегулированного и механизированного, не удовлетворяют городов с миллионным населением; в них встают задачи надъуличного 430 (воздушного) или подъуличного (подземного) движения (метрополитен). Считают, что при населении свыше 1-1,5 миллиона и при среднем радиусе захвата обслуживаемой территории свыше 5-6 км трамваи и автобусы не могут разрешить задачи городского движения, и нужны надземные или подземные дороги. При населении свыше 3-3,5 млн. и среднем радиусе свыше 10- 12 км нужны специальные виды быстрого безостановочного сообщения с окраинами. Вслед за этим идет аэротранспорт, начинающий ставить свои требования к городскому Б. Они касаются выделения земель, необходимых для правильного расположения аэродромов в ближайших окрестностях города, ограничения высоты и некоторых видов застройки в пределах известной зоны, непосредственной связи с городскими путями сообщения, обслуживания водопроводом, транспортом. Нашим столичным городам приходится уже в полной мере предвидеть все эти обстоятельства, усложняющие их Б. Развитие городского движения Москвы идет американским темпом, создавая угрозы тяжкой перегрузки центра. В 1913 г. при населении около 1.740 т. чел. московские трамваи перевезли 257 млн. пассажиров; в 1924 г. при населении в 1.800 т. чел.- 318 млн.; в 1925/26 г. при населении около 2.018 т. чел.-561 млн. В то же время автобусы перебросили 44.592 т. чел. По сравнению с 1913 г. население Москвы увеличилось на 16-18%, а число пассажиров механизированного транспорта на 135%, не считая таксомоторов. Вопрос о метрополитене, надземном или подземном, в Москве уже назрел. Провинциальным городам СССР приходится считаться с меньшими задачами, но столь же трудными в их экономических условиях. Только 38 городов СССР оборудованы трамваями, с общим протяжением единичных путей в 1.976 км. Это количество трамваев совершенно недостаточно для 85 городов СССР с населением в 50.000 и выше, дающих, без Москвы и Ленинграда, общую численность населения свыше 87* млн. Автобусы, появившиеся в 1923-24 гг., курсируют пока лишь в 50 городах, с общим числом машин 526, из к-рых 136 падает на Москву (1926 г.). Нужно отметить и начатки в СССР развития междугородного автобусного сообщения-в 24 пунктах, с протяжением обслуживаемых линий в 4.300 км, и первую в Союзе электрифицированную Бакинским коммунхозом железную дорогу, связавшую отдаленные рабочие пригороды (Балаханы, Романы, Сабунчи, Суруханы) с центром промыслового района-Баку. Трамваи и автобусы вполне рентабельны. Валовой доход по трамваям СССР в 1926 г.- 110.229.000 р., валовой расход-64.112.000 р. Наряду с появлением автобусов, в наших провинциальных городах стоят еще элементарные задачи упорядочения массового движения крестьянских возов в базарные дни, загромождающего и засоряющего улицы, прогона скота по улицам и т. д. Застройка. Английские и американские деятели Б. считают, что проблема городского движения неотделима от проблемы застройки (см.). Крайне тяжелый опыт аме- риканской небоскребной застройки привел к невероятной сверхперегрузке уличной сети не только в местах расположения небоскребов, но и за пределами их. В то же время вновь воздвигающиеся небоскребы в несколько десятков этажей (свыше 100) стали обесценивать небоскребы в 17,-2 десятка этажей, затемняя и затесняя их. Огромные капиталы, вложенные в недвижимость, далеко не амортизированные, попали под удар инженерской и предпринимательской изобретательности новых сверх-небоскребных застройщиков. Эти моменты, в связи с внедрением промышленности в жилые районы, привели в Америке к системе «зонирования» городов, применяющейся уже сравнительно давно в Западной Европе в форме «ступенчатых», или т. н. «зональных строительных правил», при к-рых по районам города ограничивается высота и плотность застройки, и регулируется ее назначение и тип. Как отдельная проблема будущего развития городов выдвигается даже идея т. н. городов-садов (см.). Нормальное разви-вие Б. при этом требует, чтобы были выдержаны известные соотношения между стоимостью застройки и стоимостью сооружений Б., обслуживающих ее. Технически наиболее точно это выражается в нормах площади улиц по отношению к площади застройки, взятой по всем этажам. Новые строительные правила Германии, разрабатываемые теперь, устанавливают такие требования, к-рые приводят к б. или м. постоянной для различных районов норме 1:5. Эта норма объединяет требования сан.-удовлетворительной застройки с требованиями экономической планировки улиц, диференцирован-ной по районам, параллельно с типами застройки. Черты рациональности, взаимной обусловленности планировки, зонирования и застройки и характеризуют современные системы «градоустройства», обобщающего все виды благоустройства. Нормальной высотой городской жилой застройки в Зап. Европе обычно считают 3-4 этажа, предел- 6 этажей. В С.-А. С. Ш. жилые районы ограничивают высотой в 10-15 м,' давая для других видов застройки 45-75 м, и выделяя для небоскребов особые районы, занятые конторами и отелями. Новаторские течения в Европе идут к высокой застройке (Корбюзье, Меринг, русские архитекторы-новаторы). Идеалы «башенного строительства», при всех теоретических гарантиях широкой планировки улиц, требуют осторожной соц.-гиг. проверки, особенно в применении для жилых целей. В то же время экстенсивная малоэтажная застройка поселкового типа, в применении хотя бы на окраинах городов, требует столь же осторожной экономической проверки и, в частности, со стороны экономики необходимого для города Б. Города СССР имеют, в общем, малоэтажную застройку, с преобладанием деревянных строений: 81,2% городов Европейской части РСФСР, 100% городов БССР и 64,2% городов СССР в целом имеют свыше 75 % деревянных строений; Москва-61 % деревянных строений; 84% всех жилых строений Европейской части РСФСР одноэтажны. Задача выработки нового рационального типа застройки у нас стоит очень остро. Работа эта, начатая по линии коммунального и кооперативного жилищного строительства, требует напряженного внимания со стороны санит. органов. Излишне обширная сеть улиц, устарелая планировка, отвечавшая условиям примитивной прежней застройки, создают затруднения по Б. наших городов, особенно при канализации, требующей общей экономической и технической зрелости города, уплотненности и укрупненно-сти застройки канализируемых районов. Городам СССР предстоит пройти через б. или м. продолжительный период созревания (перерождения) застройки, особенно на окраинах, сопровождающийся внутриквартальной перепланировкой, раньше, чем удастся решить задачи Б. в той же мере, как в Зап. Европе, с преобладающей там каменной, укрупненной застройкой.-Охрана памятников старины и естественных красот природы. В этом процессе экономически и технически неизбежной реконструкции наших городов должны быть выдвинуты также и задачи охраны памятников старины и зодчества; представляющих у нас во многих городах крупнейшие культурные ценности. В интересах Б. не должны быть забыты и задачи охраны естественных красот местности, к-рыми изобилуют многие наши приморские, приречные и нагорные города. Водоснабжение, канализация и очистка городов. В этой области должны быть отмечены методы, ведущие к увеличению сан. эффекта и, одновременно, экономичности. Применение активного ила (см.) и аэрации для очистки сточных вод (см. Аэрация) дает во многих случаях удешевление устройства и эксплоатации очистных станций. В связи с усовершенствованными способами удаления и обработки осадков и ила возникают далее возможности районного внутригородского расположения станций, что ведет к удешевлению коллекторов. Разработка вопросов совместной очистки фекальных и промышленных вод во многих случаях открывает возможности общей канализации крупных предприятий и городов даже там, где городские сточные воды составляют 20-40% от общего количества стоков (Тверь, Иваново-Вознесенск, Тула). Для многих наших промышленных городов, не созревших до самостоятельной канализации, это создает реальные перспективы их сан.-техн. Б. Значительно развилась техника очистки и стерилизации питьевых вод, с применением фильтрации их через различные системы фильтров и с последующей дезинфекцией при помощи хлорирования, что особенно развито в городах Америки как дешевое и радикальное средство борьбы с водными инфекциями. Общее количество городских водопроводов в СССР пока только-280; сельских-ничтожное число. Количество водопроводов, обслуживающих общественные нужды в С.-А. С. III.,-9.850, включая и сельские и групповые. Число городских канализаций в СССР-24, включая и вновь строящиеся. В С.-А. С. Ш. все города с населением свыше 4.000 чел. были еще к 1905 г. канализованы. Господствующим типом удаления жидких нечистот у нас остается ассенизация (см.), с вывозом на свалки, при чем экономически доступным оказывается только вывоз 5-10% жидких нечистот; нередко, в случае водопроводов, это количество сокращается до Ч2%, остальное попадает в почву. Постепенный отход от традиционных свалок, представляющих во многих случаях подлинное сан. бедствие, уже наметился. В 35 городах СССР практикуется ныне запахивание нечистот, в 19- запахивание с чередованием полей, в 2- вводятся поля ассенизации с агрикультурой. Гораздо труднее решается задача вывоза отбросов в организационном, техническом, экономическом и сан. отношениях. Очистка городов от мусора завоевала также признание как важная отрасль Б. Исключительная постановка этого дела в нек-рых городах Зап. Европы, с технически и сани-тарно совершенной системой сбора отбросов, с электрическим транспортом их, с индустриально поставленными деструкторами, обслуживающими город порайонно, не имеет еще аналогов в нашей практике Б. Затруднения создаются недостатком средств; к тому же состав российских отбросов тяжел для горения (большое содержание влаги, малая калорийность). Деструкторы в СССР имеются только в нек-рых крупных городах (Москва, Ленинград, были в Одессе, Ялте, Днепропетровске). Сооружается новый деструктор в Москве; проектируется в Баку. В Англии (родина деструкторов) еще в начале 900-х гг. они имелись в 36 городах с населением от 100.000, в 57 городах с населением от 25.000 и в 29 мелких городах. Кроме деструкции, там применяются еще около семи методов обезвреживания отбросов, включая распределение для удобрений, запахивание и зарывание, сжигание на открытом воздухе, употребление в кирпичном производстве, прослойную прокладку растительной землей, извлечение горючих газов (г. Галифакс), вывоз в море. Однако, все эти способы показали значительные недостатки в санит. или в экономическом отношениях. Необходимо отметить, что даже крупные европ. города практически еще не ввели полной деструкции или утилизации отбросов; во многих случаях в них можно наблюдать огромные, хотя и упорядоченные, но все же крайне обременительные «свалочные хозяйства» разнообразных видов. Задачи же сбора и удаления отбросов продвинуты гораздо дальше. Очистка городских улиц в Зап. Европе и Сев. Америке в значительной мере механизирована и доведена до совершенства. У нас эта отрасль Б. поставлена крайне слабо. Тормозом являются ограниченность и недостатки замощений, исключающих, благодаря неровной поверхности, успешное действие механических и ручных способов уборки. Поливка производится нерегулярно и скудно. Результат-запыление улиц и жилищ.-О б-щественные уборные. Б. городов требует достаточного количества общественных уборных. В крупных городах СССР (Москва, Харьков и др.) можно найти, хотя и в недостаточном числе, сносно оборудованные уборные, значительно уступающие европейским, где, кроме ватер-клозета, можно воспользоваться и полным туалетом (Лондон, Ливерпуль, Бирмингем, Берлин и т. д.). Эти общественные уборные устраиваются как надземные, так и подземные. В обоих случаях они безупречно чисты, вентилируемы и освещены электричеством. В плане городов они располагаются по определенной системе, обеспечивающей полное обслуживание всех деловых районов и мест скопления публики. В 322 городах РСФСР, вошедших в сводку Народного комиссариата внутренних дел за 1926/27 г., имелось всего 708 общественных уборных (в среднем, по 2,2 уборной на город), из к-рых лишь 44, или 6,2%, были промывные. Количество это, конечно, совершенно недостаточно. В Москве в 1922 г. было 22 общественных уборных и 57 общественных писсуаров. С 1923 г. намечена постройка 44 уборных. Насаждения, свободные пространства, детские и спортивные площадки. Исключительное внимание в системе Б. современных городов уделяется паркам, скверам, общественным садам, бульварам и другим видам насаждений. Европейские и американские города, перешагнувшие уже фазу борьбы за элементарное сан.-техн. В., тратят огромные средства на создание своих скверов и парков, объединенных широкими бульварами и выходящих нередко далеко за пределы города. Нью Иорк и Чикаго, при огромном их населении, достигли нормы 6-7 кв. м насаждений на душу; Филадельфия, Сан - Луи, Бостон, Балтимора- 13-14 кв. м; Вашингтон - около 45 кв. м. Это высшая норма, пока достигнутая городами. В Германии только г. Эльберфельд имеет около 40 кв. м. Средняя норма по 49 германским городам, с населением от 60 до 600 т. чел.,--7,2 кв. м на душу. По СССР средняя норма для 39 относительно крупных городов, с населением от 50 до 100 т. чел.,-3 кв. м. Для 14 городов с населением больше 100 т. чел., не считая Москвы и Ленинграда,-2,8 кв. ж. На создание системы парков Чикаго затратил около 15 млн. долларов, а Бостон-17,5 млн. и т. д. Планировка, разбивка и оборудование парков и других городских насаждений составляют ныне целую область техники, со своей литературой, специалистами, кафедрами, нормировкой, законодательством, съездами. Парковые системы, скверы, бульвары, общественные сады являются лишь частью более обширного целого-свободных пространств города, к которым относятся водные протоки, озера, заливы (если они не слишком интенсивно использованы транспортом и не загрязнены стоками), благоустроенные плацы, площадки и т. п. Забота о физич. воспитании детей, о тренировке юношей и взрослых выдвинула как необходимый элемент Б.-системы детских площадок, спортивных площадок и целые комплексы спортивных учреждений со стадионами.-Обычные кладбища (см.) постепенно вытесняются парковыми кладбищами (Мюнхен, Любек); возникают и рощи урн (при сжиганиях трупов в крематориях). Хорошо разработанные парковые системы создают зеленые подступы и обрамления всем этим элементам «свободных пространств». Ни один из наших городов не имеет пока правильно развитой «системы парков», хотя отдельные парки, как, напр., парки в Детском Селе, отличны. Основные требования сводятся к правильному расположению системы, с учетом водных и других свободных пространств, к равномерному обслуживанию всех районов города, связи с центром, достаточной норме площади по отношению к населению и правильному выбору растительности. В больших городах крупнейшее значение придают центрально расположенным паркам, как, напр.: Гайд-парк и Рид-жентс-парк в Лондоне, Центральный парк в Нью Йорке, Летний сад в Ленинграде и т. д. Отметим, что насаждения такого провинциального города С.-А. С. Ш., как Канзас-Сити (804,5 га), имеющего населения около 350 т. чел., почти равны насаждениям наших 14 больших городов с населением свыше 100 т. чел. (682,5 га). Сдвиг в сторону признания огромного общественного и сан. значения парков обозначился и у нас. На содержание бульваров и общественных садов в 1924/25 г. по СССР было израсходовано 1.925.600 руб., а в 1925/26 г. уже 3.028.700 руб. (увеличение на 57,3%). Но новых разбивок сделано мало-всего 42,9 га, или около 2%. Кроме упомянутых устройств, развитие спорта ввело в Б. и другие новые элементы: по их гиг. значению, конечно, при условии правильного ухода и надзора, должны быть отмечены, прежде всего, общественные купальни, летние и зимние, с плавательными бассейнами (см.), душами. Все американские города с населением от 5.000 человек имеют плавательные бассейны. Охрана воздуха. Огромная деятельность передовых городов по созданию парковых систем, вместе с развитием транспорта, приближает к решению задачи общедоступного пользования чистым воздухом, но не решает еще вопроса о нем в пределах самого города. Многие города, обладающие прекрасными скверами и парками, все же крайне задымлены (Манчестер, Лидс), насыщены отработанными газами моторов (Лондон, Париж, Берлин, Москва и др.), запылены на окраинах. И законодательство и практика борьбы с загрязнением воздуха пока значительно отстали. Современные города развивают борьбу за чистый воздух путем 1) улучшения верхнего строения улиц, применения совершенного типа мостовых, асфальтирования внутрикварталь-ных проездов, макадамизирования пригородных дорог; 2) устройства грузовых магистралей; 3) улучшения состава горючего; 4) введения бездымных топок; 5) выноса за пределы города газообразующих предприятий; 6) планировки пром. районов за господствующими ветрами по направлению от города; 7) насаждения защитных зон густой зелени. Радикальное решение вопроса состоит в электрификации промышленности, в переводе тепловых процессов, не поддающихся электрификации, на бездымные виды топлива, в электрификации транспорта и в отвлечении грузов, идущих по улицам гужом или автотягой, на рельсовые пути. Борьба с шумом. Развитие промышленности, автотранспорта, трамваев, метрополитенов на эстокадах, внедрение в пределы городов ж.-д. станций и т. п. выдвинули задачу-борьбы с шумом в городах. Основными мерами здесь являются: достаточное удаление промышлен. предприятий, ограничение районов устройства крупных гаражей, организация грузового движения по рельсовым путям, вынос сортировочных станций, применение гладких поверхностей улиц, широких парковых насаждений вдоль эстокад метрополитенов, предпочтение железобетонных конструкций эстокад металлическим, электрификация транспорта, запрещение езды с открытыми глушителями, регулирование и дисциплинирование движения. Последняя мера, вместе с улучшением замощений, необходима для уменьшения напряженного шума в наших больших городах, страдающих в центре от грохота уличного движения, а на окраинах-от изобилия свистков маневровых паровозов сортировочных станций. Все движение Лондона, превосходящее во много раз движение Москвы, совершается более бесшумно, по сравнению с московским. Рынки, бойни, молочные фермы и другие предприятия пищевого промысла. Распределение пищевых продуктов в городах, отвечающее требованиям удобства и санитарии, ставит трудные технические задачи Б. Система крытых рынков, опирающаяся на базисные склады, холодильники и подъездные пути, и система оборудования периферических площадей или специально отведенных кварталов для открытого торга ныне являются необходимыми элементами городского Б. То же касается боен (см.), требующих совершенного сан.-техн. оборудования и очень тщательного выбора места расположения, с учетом как условий подвоза скота и вывоза мяса, так и ряда сан. требований по отношению к соседней застройке. Крытые рынки и бойни нуждаются в СССР в крупных вложениях капитала. Рентабельность их обеспечена. Задача снабжения городского населения здоровым молоком выдвинула специальные устройства по обезвреживанию молока (пастеризация; 98% молока в городах С.-А. С. Ш., с населением от 500 т. чел., идущего на снабжение 16 млн. чел., пастеризуется) и по распределению его (специальные магазины, молочные рынки, молочные обозы и пр.). Бани, прачечные, дезинфекционные станции. Наши бытовые сооружения, служащие целям поддержания личной гигиены,-бани-нуждаются в хозяйственной и гигенич. рационализации, в введении душевых отделений, в развитии их сети, в повышении пропускной способности. Они также являются рентабельными предприятиями, допускающими комбинирование с электростанциями, за последнее время очень быстро растущими: после 1917 г. у нас возникло 258 новых электростанций из 563, обслуживающих города, по которым имеются данные. В банном деле такого прогресса отметить нельзя. Совсем слабо развиты в наших городах механические прачечные, дезинфекционные станции и камеры, кото- рые относятся также к санитарной теплотехнике городского благоустройства.-О с-вещение. С огромным развитием световой рекламы, общественных развлечений и ночного движения в городах Западной Европы и Америки освещение их получило исключительное развитие. Прогресс отмечается и в СССР: в 1925 г. электрическое освещение составляет 92% от всех точек горения; в 1910 г. было всего 10,5%, но сила и распространенность электрического освещения во много раз еще отстают от западно-европейского. В ряде городов освещения вовсе нет. По данным НКВнудела РСФСР о 285 городах, наибольший процент без освещения падает на города с населением 10.000- 20.000 чел. (10,6%). Городские улицы. Из сказанного о различных видах Б. городов вытекает и крупное значение улиц (см.). Улицы проводят и распределяют движение; улицы же вентилируют город и освещают здания. Система улиц служит остовом для сетей водопровода, канализации, газового и электрического освещения. Размеры этой системы и ее оборудование определяют не только общую стоимость замощений, но и всех этих сооружений. Устройство улиц требует крупных средств. Неблагоустройство их причиняет постоянные потери, достигающие в больших городах огромных сумм. Чтобы экономно благоустроить улицы, необходимо их расчленить по назначению, выделив магистральные и главные улицы, требующие широкой проезжей части и очень прочных и удобных для движения замощений. Остальные улицы должны быть разбиты на несколько классов (2-4) по их назначению и соответственно уменьшены. Современная нормировка улиц исходит из ширины автомобильного кузова. В среднем, на единицу движения берут в поперечнике 2,75-3 м проезжей части. Большие магистрали достигают огромной ширины в 80-85 м (напр., бульвар Режан в Брюсселе, Елисейские Поля в Париже, представляющие одни из самых широких улиц в Европе, или запроектированные в Нью Иорке магистрали в 122 м шириной). Скромные, но благоустроенные жилые улицы в Англии имеют всего 10-15 м ширины, с проезжей частью в 4,8-5,5 м, с палисадниками или газонами, при расстоянии между застройкой в 20-25 м. Господствующий у нас тип улицы, шириной 21,3 м, с проезжей частью в 18-20 м и ничтожным тротуаром по 1-1,5 м, не рационален и не экономичен. Он обусловил ненужные расходы на замощения и повлиял на целесообразное их распределение и качество. На содержание замощений и тротуаров в городах РСФСР было истрачено в 1925-26 гг., включая Москву и Ленинград, свыше 16 миллионов рублей, а без них около 8,4 млн. руб. Эта сумма ушла на поддержание весьма недостаточных замощений и тротуаров, составляющих по первым 20%, а по вторым-34% необходимого колич. Уличные посадки у нас также бедны и неправильны. Редко выдержаны достаточные для крон расстояния, редко правильно подобраны породы деревьев, еще резке обеспечен правильный рост дерева (открытые лунки). Во многих городах козы и другие домашние животные являются бичом уличных посадок.-Г ородские площади, набережные и мосты. Городские площади-необходимый элемент Б. современных городов, с развитой в них общественной жизнью. В наших городах редко можно найти правильно расположенные и целесообразно использованные площади, хотя многие из них имеют все данные для того, чтобы стать на высоте современных требований. Резко чувствуется недостаток благоустроенных привокзальных площадей. То же касается центральных административно-общественных площадей, устраиваемых теперь в Англии и Америке по системе внутренних парков. Так же бедны наши города благоустроенными набережными, открывающими возможность пользования такими гигиенич. ресурсами, как берега больших рек. Недостаток мостов нередко ведет к опасным переправам весной и осенью по льду и к жертвам. Столь же нередки примеры неправильного развития и отсталой застройки заречных частей городов, разобщенных с центральными отсутствием мостов. Часто разобщающим препятствием, требующим хотя бы пешеходных мостов, являются овраги, крайне осложняющие и другие задачи правильного развития многих наших городов, застройки и Б. (Смоленск, Нижний-Новгород, Саратов, Ульяновск и ряд других приволжских городов). Борьба с оврагами и оползнями во многих случаях является одной из основных задач городского благоустройства, а иногда и сохранения города от разрушения (Ульяновск). Специальные мероприяти я.Наши города, расположенные в малярийных районах, нуждаются в систематическом развитии ряда специальных мероприятий по Б., выработанных уже, напр., практикой американских и итальянских городов. Сюда относится, гл. обр., часть антималярийных мероприятий, направленных против развития комаров: урегулирование водных протоков, устройство набережных, дренажи, засыпка рвов и прудов, подсыпка низин, заключение в трубы медленно текущих ручьев, урегулирование водопользования, разведение в открытых водоемах нек-рых пород рыб, засечивание водосборных бассейнов, отстойников, фильтров и др. В сферу задач Б. американцы ввели и меры борьбы с мухами, путем правильной организации очистки улиц, дворов, жилищ, хранения пищи, содержания лошадей и других животных, а также путем соответствующих строительных требований, касающихся надворных строений, служб, уборных и пр. В портовых и нек-рых степных городах Америки находим ряд мероприятий городского Б. и по борьбе с грызунами (обязательное устройство непроницаемых полов, фундаментов, цокольных железобетонных ограждений для складов пищевых продуктов, ресторанов, рынков, молочных и т. п.; специальные требования по устройству конюшен, служб, выгребов, канализационных коллекторов и пр.). Лаборатории, сан. ин-ты. Развитие городской жизни, санитарии, техники вводит в сферу Б. все новые задачи, созда- вая для него огромный охват, начиная от подготовки территории для заселения в грядущие десятилетия, с учетом необыкновенно быстрого развития техники сообщения и строительства, и кончая дезинфекцией, дезинсекцией, дератизацией и хим.-бактер. контролем пищевых продуктов, воды, воздуха, выполняемым в городских лабораториях и сан. ин-тах, без правильного оборудования и действия к-рых невозможно поставить гиг. учет городского Б. Так. обр., городское Б. представляет сложную систему мероприятий и сооружений, связывающую в единое целое с путями сообщения и с промышленностью различные по своему назначению части города, сохраняющую за этим целым те пределы основных гиг. условий, какие необходимы для здоровой жизни населения, и расширяющую эти пределы («нормы») до уровня непрерывно возрастающей культуры, к-рая вводит в эту систему элементы удобства, технического совершенства и красоты. Урбанизация населения и повышение его жизненного уровня, идущие с индустриализацией, остро ставят эти проблемы Б. Городское движение, количество нечистот, потребность в чистой воде, свободных пространствах, благоустроенном жилище-растут быстрее, чем численность населения. Промышленность создает крупные нагрузки на Б. городов, не только увеличением населения и его потребностей, но и передвижением грузов по улицам, износом мостовых, сбросом нечистот в водные протоки, загрязнением почвы, задымлением воздуха (Лидс, Манчестер, Баку, Иваново-Возне-сенск, Тверь и т. д.). В промышленных центрах Б. в значительной мере является подсобным к промышленности. Поэтому острота кризисов, создаваемая отставанием Б., крайне вредно отражается и на населении и на промышленности. Всякая затрата пром. предприятий данного города на его Б. должна рассматриваться как необходимая и производительная. Промышленность и торговля должны быть вовлечены в регулярное и достаточное участие в Б. городов. Условия развития Б. городов в СССР. Городское Б. в СССР очень отстало. Расходы по поднятию его до европейского уровня исчисляются в сумме свыше 10 млрд. руб. В силу сурового климата, организация и поддержание Б. у нас дороже, чем на Западе: водопроводные трубы мы вынуждены зарывать на 2,4 м; в Англии их кладут на 0,6-0,76 м; канализационную сеть мы вынуждены начинать с глубины в 1,2 л; в Англии-0,5 м, и кладут, в среднем, на 0,6-0,7 м мельче по всему протяжению; по одной Москве мы тратим (по сумме расходов предприятий, домовых управлений и города) многие сотни тысяч рублей на вывозку снега-расход совершенно неизвестный в Лондоне и ничтожный в Париже и Берлине, и т. д. В то же время эксплоатация полей орошения, открытых биостанций, трамваев, автотранспорта-зимой у нас удорожена в гораздо большей степени, чем хотя бы в Пруссии или в Польше. Б. городов требует кредита для строительства его сооружений. Условия кредитования в России и до войны были очень S09 тяжелы: даже Москва получала деньги на водоснабжение и канализацию по займам на очень тяжелых условиях. Провинциальные города кредитовались еще тяжелее (7%- 8% ежегодных уплат, тогда как в Англии было 3,5%, в Бельгии 4%, во Франции 4%, в Италии 5,5% и т. д.). Благодаря большим капитальным затратам на коммунальные сооружения и дорогому кредиту, оплата и погашение займов брали от 60 до 75% всей расходной сметы этих сооружений, влияя самым тяжким образом на тарифы за воду и другие городские услуги. В современных условиях доля ежегодных расходов по оплате и погашению заемного капитала еще повысилась (до 85%), т. к. она пропорциональна не только дороговизне строительства, определяющей капитальные затраты, но и повышенной процентной норме ежегодных уплат по займам, включая погашение, достигавших, при сравнительно кратких сроках, 15,5% против 7--9% довоенных. При указанных условиях, для вновь отстраивающихся сооружений Б. приходилось в эксплоатации считаться с общим увеличением расходной сметы не в iy2- 272 раза против довоенного уровня, в соответствии с дороговизной рабочей силы и строительства, а значительно выше, примерно, в 372-4 раза, в силу одновременного влияния дороговизны как строительства, так и кредита. Усилия Центрального коммунального банка в СССР направлены к тому, чтобы выровнять эту крайне опасную для дела городского Б. диспропорцию. Сроки погашения кредита увеличены. Процентная норма снижена. Сан. значение этой меры очевидно, т. к. условия кредитования определяют не только размер сан.-техн. строительства, но и тарифы на коммунальные услуги, и тем влияют на степень удовлетворения гиг. нужд населения. Необходимо также дальнейшее развитие объема кредитования городского благоустройства.

Лит.: Коммунальное хозяйство РСФСР к началу 192.6 г., М., 1926; тоже-к началу 1927 г., М., 1927; Bellet D. et Darville W., Се que doit etre la cite moderne, Paris; Prescott A., Folwell A., Municipal engineering practice, New York; период. изд.: Studtebau, Berlin; Monatshefte fur Stadtbau-kunst, Berlin.

А. Иваницкий.

Ш. Экономика и законодательство. Городское Б. в СССР представляет собой хозяйство децентрализованное и находящееся целиком в ведении местных гор. советов, деятельность к-рых регулируется, гл. обр., республиканским законодательством. Некоторые отрасли Б., как электрификация и, частично, жилищное хозяйство, регулируются союзным законодательством, действию к-рого подлежит и коммунальный кредит. Телефонное хозяйство целиком изъято из ведения местных исполнит, комитетов, а бойни и электростанции-частично, и переданы в руки центральных государственных органов. Гос. органом регулирования городского Б. являются главные управления коммунального хозяйства при народных комиссариатах внутренних дел союзных и автономных республик. Проблемы сани-тарно-технического Б. разрешаются НКВД по согласованию с НКЗдравами соответствующих союзных республик; кроме того, НКВД согласуют свою деятельность и с другими наркоматами,поскольку она касается этих последних. При главных управлениях коммунального хозяйства НКВД учреждены научно-технические советы и плановые комиссии; при НКЗдравах также существуют особые секции и комиссии, разрабатывающие вопросы сан.-технич. благоустройства (сан.-технич. советы на Украине, сан.-технич. комиссии Ученого мед. совета в РСФСР и т. д.). В городах непосредственное заведывание Б. находится в городских отделах коммунального хозяйства; в некоторых больших городах жилищное хозяйство выделено в особые отделы недвижимых иму-ществ, а пожарная охрана находится в ведении административных отделов; однако, это идет в разрез с основной линией республиканского законодательства, рассматривающего городское Б. как единую хозяйственную область. Деятельность местных органов городского Б. также должна находиться в тесном контакте и согласовании с местными органами здравоохранения,представители к-рых входят во все комиссии и совещания по Б. Контроль за выполнением строительного законодательства и правил по Б. на местах возложен на особый орган- управления губернских и уездных инженеров при исполнительных комитетах; при этих управлениях организованы специальные советы, в состав к-рых входят, в числе прочих, представители коммунальных отделов и отделов здравоохранения. Согласование интересов Б. с другими видами хозяйств производится в республиканских Госпланах, имеющих для того специальные ячейки. При отсутствии общесоюзного гос. центра по коммунальному Б., роль его в известном отношении выполняет Госплан СССР. У нас предприятия и учреждения городского Б. являются монополией местных исполнительных комитетов. Эти предприятия могут, однако, отдаваться и в аренду. Многочисленные до революции концессионные коммунальные предприятия в наст. время все национализированы. В целях достижения лучших результатов эксплоатации коммунальных предприятий, последние по законодательству нек-рых союзных республик могут исполнительными комитетами выделяться из местного бюджета и объединяться в особые коммунальные тресты, действующие на началах хозяйственного расчета и являющиеся юридическими лицами. Объединение всех отраслей городского Б. в одну хозяйственную область, плановое регулирование коммунального хозяйства центральной гос. властью и ликвидация частных коммунальных предприятий-являются отличительной чертой советского коммунального хозяйства от буржуазного на Западе и от дореволюционного в России. В хозяйственно-экономическом отношении городское Б. состоит из двух частей: из отраслей, приносящих непосредственный доход городским советам, и из отраслей бездоходных. К первой группе относятся т. н. предприятия и имущества; ко второй-т. н. наружное Б. и пожарная охрана. Доходы, приносимые предприя-I тиями и имуществами Б., состоят в оплате НАСЕЛЁННЫХ МЕСТ S12 услуг, доставляемых населению предприятиями, и в арендной плате, взимаемой за пользование помещениями, землями или водами. Эти доходы могут превышать расходы по их содержанию и эксплоатации и приносить прибыль, которая, в первую очередь, и идет на покрытие расходов по бездоходным отраслям городского Б. В СССР тарифы на коммунальные услуги предприятий Б. должны устанавливаться городскими советами таким образом, чтобы доходы с предприятий обеспечивали их правильную эксплоатацию и не только сохранение основного капитала, но и его дальнейший прирост. Для групп трудящегося населения с низкой заработной платой устанавливаются скидки, а для нетрудовых групп населения - повышенные ставки (классовый тариф). По мере укрепления местных финансов, услуги по очистке и водоснабжению должны предоставляться по минимальной оплате и даже бесплатно. Вообще, необходимо, чтобы развитие коммунальных предприятий производилось за счет кредита, что сделает излишним стремление коммунальных предприятий к накоплению фонда на их расширение и новое строительство. Установление классового тарифа на коммунальные услуги и приближение коммунального Б. к трудящимся массам ташке является отличительной чертой советского коммунального хозяйства от буржуазного на Западе и дореволюционного в России. Городское Б. в СССР, полученное в наследство от царского режима, в настоящее время далеко не удовлетворяет нормальным потребностям населения и значительно отстает как от развития промышленности, так и от жилищного хозяйства. В то время как при нормальном, гармоничном развитии этих видов хозяйства Б. должно было бы, при существующей в СССР системе городской застройки, составлять, в среднем, до 60 % жилищного и 120% промышленного строительства, в наст, время строительная стоимость основного капитала городского Б. по СССР расценивается в 2.940 млн. червонных руб. и составляет лишь 20% от жилищного фонда и 28% от промышленного. Из указанной суммы 1,5 млрд. падает на замощение, набережные, мосты и т. п. виды внешнего Б., и только 0,5 млрд. на водоснабжение, 'канализацию и очистку городов. На саи.-гиг. устройства падает всего 15,5 млн. В общем, по СССР водопроводы имеются в 39% всех городов, бойни-в 80%, канализация-в 3,5%, трамвай - в 5,7%, автобусы-в 6,9%, электростанции- в 80% городов. Улицы замощены лишь на 25% их протяжения, а зеленые насаждения составляют не более 1% всей городской территории. Наружное освещение имеется в 90% городов. На нужды коммунального, гл. обр. городского, Б. расходы в СССР выразились след. цифрами: в 1923/24 г.- 179.939 т. руб.; в 1924/25 г.-220.451 т. руб.; в 1925/26 г.-299.357 т. руб.; в 1926/27 г.- 347.449 т. руб. До революции, в 1912 г., расходы на Б. городов в пределах современного СССР (без вновь вошедших в Союз б. Хивы и Бухары) достигали 116.400 т. довоенных, или 232.800 т. черв, рублей; к 1916 г. эти расходы должны были вырасти не менее чем на 33% и достигнуть 300 млн. червонных рублей, не считая ,расходов концессионных предприятий. Развитие городского Б. требует не только денежных средств, но и соответственного изучения городского Б. Последнее достигается: 1) соответственной постановкой преподавания городского Б. в специальных учебных заведениях, 2) организацией специальных музеев и библиотек, 3) организацией научных обществ и съездов, 4) изданием печатных трудов и периодической прессы и 5) организацией специальных комиссий по изучению городского Б. и пр.- В СССР проблемы городского Б. в разном объеме изучаются в Московском высшем техническом училище, в Ин-те гражданских инженеров в Ленинграде, в Межевом ин-те, в высших художественных училищах, на мед. факультетах ун-тетов (в курсах по гигиене), на Высших курсах коммунального хозяйства в Ленинграде. Вместе с тем, вопросы Б. изучаются в ученых об-вах: Московском архитектурном, Русском техническом, Об-ве социальной и экспериментальной гигиены, в Ин-те советского строительства, в Ин-те переселения и колонизации в Москве и т. д. До революции съезды по городскому Б. созывались с большим трудом, вследствие препятствий, чинимых правительством. Вопросы водоснабжения обсуждались, главным образом, на водопроводных съездах, которых за период 1893-1927 гг., было 11. Первый общий съезд по благоустройству городов был созван в Одессе в 1910 г.; затем в 1912 г. происходил подготовительный съезд по устройству выставки и съезда в Петербурге. Во время войны съезд по П. подготовлялся Всероссийским союзом городов и намечался на 1917 г. После революции, с 1922 г., возобновлены съезды по водоснабжению и канализации, созываемые постоянным Бюро этих съездов, и вновь были организованы трамвайные съезды и съезды коммунальных электростанций, созываемые НКВД. В 1921 г. НКЗдравом и НКВД был созван обширный съезд по оздоровлению городов,ив1928 г.- но оздоровлершю городов Поволжья. Кроме того, вопросы Б. обсуждаются на съездах заведующих отделами коммунального хозяйства и отделами здравоохранения. На Западе, помимо местных гос. комитетов, комиссий, съездов и союзов по отдельным отраслям Б., существуют международные конгрессы и объединения: по планировке, трамвайному делу, жилищному хозяйству, городам-садам и т. д.; кроме того, образован общий Международный союз городов по изучению всех видов и отраслей городского хозяйства; центральный комитет Союза находится в Брюсселе. Работы иек-рых из гос. комиссий дали крупные вклады в науку, например, работы Английской королевской комиссии по очистке сточных вод. Периодическая печать по Б. Вопросы городского Б. за границей и в России как до революции, так и после нее освещаются' наравне с прочими вопросами местного хозяйства в периодических изданиях, выпускаемых органами местной власти. В СССР существует ряд специальных журналов, посвященных исключительно вопросам коммунального В.: «Коммунальное Депо», издаваемое с 1921 года Главным управлением коммунального хозяйства РСФСР; «Московское Коммунальное Хозяйство», издаваемое с 1921 г. Моссоветом, «Вопросы Коммунальной Жизни», издаваемые с 1924 г. Ленинградским отд. коммунального хозяйства и «Санитарная Техника», издаваемая Постоянным бюро водопроводных съездов. Кроме того, выходят журналы, посвященные исключительно жилищному хозяйству: «Жилищное. Товарищество», изд. Отдела недвижимых имуществ Моссовета; «Жилищная кооперация», изд. Союза жилищной кооперации, и местные издания жилищной кооперации крупных губернских центров. В 1921 году в Петрограде выходило «Коммунальное Хозяйство и Строительство»; в 1922- 1923 гг. в Саратове-«Коммунальная Жизнь»; в Вологде-«Городское Хозяйство» и в 1921-26 гг. з Харькове-«Коммунальное Хозяйство Украины». Частично городскому Б. уделяется место в журнале НКЗдрава РСФСР «Гигиена и Эпидемиология» и в журнале «Строительная Промышленность» (Москва). Изредка помещаются статьи по коммунальному Б. в общей экономической прессе. До революции главнейшими журналами, помещавшими на своих страницах статьи по городскому Б., были: «Городское Дело», «Известия Московской Городской Думы», «Известия Петербургской Городской Думы», «Архангельские Городские Известия» и «Известия Киевской Городской Думы». Законодательство. Объем и задачи Б. были установлены в РСФСР постано- влением СНК о коммунальных отделах от 8  апреля 1920 г. и постановлением ВЦИК о коммунальном строительстве от 25 мая 1922 г. Организация центральных органов, регулирующих коммунальное Б., установлена положениями союзных республик о НКВД (для РСФСР-28 марта 1927 г.) и постановлением о реорганизации существующих плановых органов от 8 июня 1922 г. Специальное участие ЫКЗдрава в коммунальном Б. установлено постановлением от 6 июня 1921 г. (в отношении санитарной охраны жилищ), республиканскими постановлениями о НКЗдравах и рядом специальных постановлений НКВД и НКЗдр. Организация и компетенция аппарата, ведающего городским коммунальным Б. на местах, установлена положениями о городских советах для СССР-8 февраля 1928 г., а для РСФСР-24 октября 1925 года; об управлении строительного контроля (для РСФСР-27 февраля 1928 г.) и о коммунальных предприятиях и сооружениях, подлежащих ведению отделов коммунального хозяйства (для РСФСР-2 августа 1926 г.).- Финансовые основы городского Б. определены общесоюзным законодательством: положением о местных финансах- 25 апреля 1926 г. (для РСФСР-19 ноября 1926  г.), о Центральном банке коммунального хозяйства и. жилищного строительства-9 февраля 1925 г., законом об иму-ществах местных советов-12 ноября 1923 г. и законом о специальном капитале кредитования коммунального хозяйства-21 октября 1927 г., а также республиканским законом о кредитных операциях местных советов (для РСФСР-30 июля 1926 г. и 9   мая 1927 г.). Хозяйственные основы городского Б. определены республиканскими законами об инвентаризации имуществ местных советов (для РСФСР - 21 мая 1927  г.), об амортизации имуществ коммунальных предприятий (для РСФСР-6 октября 1926 г.), о коммунальных предприятиях, действующих на началах хозяйственного расчета (для РСФСР-20 декабря 1924 г.), об образовании, расходовании и хранении специального коммунального фонда (для РСФСР-12 июня 1926 г.) и о порядке и установлении и построении тарифов на оплату коммунальных услуг (для РСФСР - 4 августа 1926 г.).

Лит.: Ц а д е к И., Гигиена городов, снабжение городов питьевой водой, Симферополь, 1909; Е н ш А. К., Оздоровление и благоустройство городов, П., 1917; Хлопни Г. В., Гигиена городов, Юрьев, 1903; Диканский М. Г., Проблемы современных городов, движение в больших городах, кризис жилищ, М., 1926; «Коммунальное хозяйство РСФСР», М., 1925; то же ва 1926 и 1927 гг.; Б а г и-р о в, Пути развития коммунального хозяйства Азербайджана, Баку, 1923; «Справочник коммунального работника», вып. 1, 11., 1924, вып. 2, М., 1925; Веселовский Б. Б., Нормы эксплоата-ционно-строительные, М., 1927; Френкель 3., Основы общего городского благоустройства, М., 1927; Сытин П. В., Коммунальное хозяйство (благоустройство) Москвы, М., 1926; Энциклопедия местного управления и хозяйства, М.-Л., 1927; «Города СССР», изд. НКВД, Москва, 1927; Соответствующие главы из курсов общей гигиены и санитарной техники и строительства.

М. Петров.

IV. Благоустройство селений. Благоустройство селений, имея ту же задачу, что и Б. других населенных мест- оздоровление их, и одно и то же определение (см. выше), имеет и свои отличительные черты, зависящие от особенностей жизни и занятия жителей. Всякое улучшение и развитие Б. селения самым тесным образом связано с хозяйственным укладом селения и его изменением. На селении отражается развитие сельского хозяйства, расширение его производства и изменение его форм, индустриализация сельского хозяйства и его интенсификация. Задача Б. селения-обслуживать не только потребности отдельных жителей, но и их хозяйства (производства). В городе население сосредоточено в значительном количестве на определенной площади; в селении население более рассеяно. Все сказанное представляет значительные трудности для проведения мероприятий по сельскому Б., отражается на их характере и очереди проведения и влияет на самый ход развития Б. Уже название «деревня» дает указание, как шло раньше развитие благоустройства селений. Деревня (от слова «драти»-пахать лесную новину) первоначально представляла очищенное от леса пахотное поле; позже-участок земли с одним двором или небольшую группу дворов с пашнями, сенокосом и лесом. В Строительном уставе (Св. законов, т. XII) имеется ряд статей, касающихся Б. селений до введения земства: так, требовалось «места, на которые переселяться будут хозяева в одном и том же селении, осушать и вообще приводить в удобное к заселению состояние миром» (1S30 г.); после пожара разрешалось строиться только по новым планам (1841 г.) и т. п. С введением земства застройка селений регулировалась специальными правилами, издававшимися губернскими земскими собраниями в виде обязательных постановлений (1879 г.). Для большего регулирования этих мероприятий Министерством внутренних дел были изданы специальные «Временные правила по строительной части», в которых имелись подробные указания о планировке селений, о застройке усадьбы, об устройстве двора, улиц, площадей, о зеленых насаждениях и т. п. Селения должны были строиться по особым планам, составляемым уездными земскими управами, по соглашению с местными земскими начальниками, и представляемым с отзывами сельского схода и землевладельцев, собственность к-рых находилась в черте земель распланировываемого селения, на утверждение губернатора. Но в большинстве случаев и эти планы не выполнялись; только в последние годы было обращено внимание на противопожарные разрывы между строениями и на ширину дорог и улиц. Из отдельных элементов Б. селений при земстве начали развиваться огнестойкое строительство, сельское водоснабжение (см. Водоснабжение) и мелиоративные работы (см. Мелиорация). Начавшееся при Столыпине (1906 -10 гг.) расселение на хутора находилось вне влияния земств и выполнялось Министерством земледелия .и государственных имуществ. С началом войны (191'4 г.) все эти мероприятия по Б. селений приостановились. За последние годы, уже при Советской власти, деятельность по Б. селений вновь оживилась. Местными исполнительными комитетами стали издаваться обязательные постановления и правила по застройке и Б. селений; из них следует указать на правила о постройках в селениях Московской губ., касающиеся как новых селений, так и существующих (расплани-рование, застройка и В.). В 1924 г. СНК УССР были утверждены строительные правила, в к-рых имеется специальный раздел V-«Планировка и застройка селений». В 1927 г. СНК РСФСР было издано постановление-«О распланировании и застройке поселений», а в 1928 г.-специальная инструкция НКЗема, НКВД, НКЗдрава и НКФ по распланированию и застройке селений и их благоустройству. Мероприятия по Б. селений охватывают след. моменты: 1) расселение больших селений с образованием новых селений, выселков и хуторов; 2) распланирование а) новых селений, возникших в результате расселения и переселения, б) подвергшихся значительным разрушениям вследствие стихийных бедствий и в) существующих селений по санитарным, экономическим и другим показаниям (особо приходится отметить запросы индустриализации сельского хозяйства, выдвигающей особые задачи для Б. селений); 3) улучшение планировки и устройства двора и избы для достижения лучших хозяйственных и сан. условий и в целях противопожарной безопасности; 4) улучшение водоснабжения; 5) производство мелиоративных работ-осушение болот, укрепление песков и оврагов и т. п.; 6) улучшение дорог и сообщений селений между собой и с окружающими центрами (административным, торговым, промышленным, культурным); 7) проведение древесных насаждений как в сан. целях, так и в целях противопожарной защиты; 8) устройство и упорядочение мест и зданий общественного пользования (базарные площади, кладбища, здания волостных исполнительных комитетов и сельских советов, избы-читальни, общественные бани и т. п.); 9) осуществление электрификации как в целях производственных (обслуживание ремесленного и кустарного производства, с.-х. предприятий и т. п.), так и для освещения; 10) организация и улучшение с.-х. и кустарной промышленности в селениях. - При проведении означенных мероприятий необходимы: увязка задач Б. с улучшением хозяйства и его производительности, учет особенностей данного селения, его быта и хозяйственного уклада, возможности вовлечения в мероприятия по Б. самого населения, возможности использования местных средств и труда (постановление о самообложении населения), последовательность выполнения плана мероприятий и продуманная его проработка. Руководство и проведение мероприятий по Б. селений проводится НКЗемом, НКВД и НКЗдравом. На НКЗем возлагается содействие рационализации и общее руководство сельским строительством, распространяющееся на: а) строения с.-х., ветеринарного и лесного характера, подведомственные НКЗему, б) крестьянские усадебные постройки-жилые строения, служебные хозяйственные постройки, риги, овины, бани, мелкие кустарные и промышленные строения в черте усадебных участков, колодцы и другие водохранилища, в) общественные сельские сараи и постройки с.-х. значения. На НКВД возложено руководство строительством сельских общественных строений, фабрично-заводских и промышленных заведений, а также наблюдение за выполнением установленных норм строительства и надзор за благоустройством улиц, площадей, кладбищ и прочих мест общественного пользования. НКЗдрав осуществляет наблюдение за выполнением сан. норм и правил в селениях и разработку таковых. Работа всех указанных наркоматов и их органов на местах проводится согласованно, и порядок осуществления мероприятий предварительно совместно прорабатывается и согласуется.

Лит.: «Благоустройство деревни», сборник статей под ред. Б. Б. Веселовского, М., 1925; В е р е з у-б о в И. И., Благоустройство селений и кооперация, М., 1925; Завадовский М., К вопросу о благоустройстве Карельского села, Петрозаводск, 1925; Лебедев А. И., Благоустройство деревень и поселков, М., 1927; Мачинский В. Д., Крестьянское строительство в России, М., 1924; Б р а

БЛАГОУСТРОЙСТВО НАСЕЛЕННЫХ МЕСТ

гин Е. А., Планировка и застройка селений, М., 1927; «Сельское жилище», сборник работ сан. органов РСФСР под ред. А. Н. Сысина и Е. А. Брагина, Москва, 1928.

Е. Братин.

В начало энциклопедии