Приглашаем посетить сайт

Женщинам (woman.modnaya.ru)

Большая медицинская энциклопедия (1970)
ФРАНЦИЯ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ФРАНЦИЯ

ФРАНЦИЯ. Поверхность-550 986 км*. Население в 1932 г.-41 840 000. Плотность населения по переписи 1926 г.-74 чел. на 1 км2. Демографические данные. Ф.-страна, в к-рой, начиная с 60-х годов 19 в., рост населения почти приостановился. Объясняется это низкой рождаемостью и относительно высокой смертностью. По ронодаемости Ф. занимает одно из наиболее низких мест среди европейских стран; смертность же в ней выше, чем врядезап.-европ. стран (Англия, Германия и пр.). В результате естественный прирост в ней чрезвычайно ничтожный, в отдельные годы (1929) он даже был отрицательным (табл. 1). Табл.1. Естественное движение населения во Франции (н а 1 ооо ж и т.). Годы Рождаемость Смертность Естественный прирост 19,0 18,8 18,2 18,3 17,7 18,0 17,4 17,3 16,3 17,5 17,7 16,5 16,4 17,9 15,6 16,3 15,8 15,8 1,5 1,7 1,8 - 0,2 2,4 1,1 1,5 0,5 49% населения Ф. живет в городах. Быстрое промышленное развитие Ф. после войны и недостаток рабочих рук в связи с незначительным приростом населения вызвали огромную иммиграцию во Ф. из соседних стран- Италии, Испании, а также из Чехо-Словакии и Польши. Ежегодная цифра иммигрантов, вплоть до 1930 г., доходила до 250 000-300 000. Со времени экономического кризиса, т. е. в 1930 г., приток иммигрантов рабочих был сильно ограничен, а теперь в связи с резкой безработицей фактически почти закрыт. Организация здравоохранения. Несмотря на характерную для Ф. крайнюю централизацию государственной власти и ее органов организация здравоохранения децентрализована и рассеяна по ряду министерств. Организация здравоохранения основана на законе от 15/Н 1902 г., установившем и кодифицировавшем сан. правила и учредившем высший сан. орган-Высший совет общественной гигиены, сан. инспекцию и т. д. Закон от 27/1 1920 г. создал министерство здравоохранения, просуществовавшее до 1924 г., включенное затем в министерство труда и вновь восстановленное в 1930 г. как министерство гигиены. Высший совет гигиены (Conseil Sup6rieur d'Hygiene) имеет совещательный голос и включает 45 членов, назначаемых министром по списку, представленному мед. факультетами, Мед. академией и т. д. Советом обсуждаются вопросы общественной гигиены, мед. и аптекарской практики, изготовления и продажи минеральных вод и т. д. В 1925 г. при министерстве было организовано Бюро социальной гигиены, пользующееся известной автономией.--В каждом департаменте (вся Ф. разделена на 89 департаментов и 3 в Алжире) префект ответственен за создание и функционирование сан. учреждений. При нем состоит с совещательным голосом Департаментский совет гигиены из 10-15 членов. Каждый департамент разделен на сан. округа, во главе к-рых стоят сан. комиссии из 5-7 членов под председательством супрефек-тов. В функции этих учреждений входит оздоровление населенных пунктов и жилищ, профилактика заразных б-ней, надзор за эпизо-отиями, заготовка и доставка оспенной вакцины, мед. помощь нуждающимся, гигиена в промышленности, школах и т. д., заботы о подкидышах, инспекция напитков и пищевых продуктов, надзор за опасными и вредными предприятиями и т. д. В коммунах (низовая административная единица) выполнение надзора за сан. правилами возложено на мэров, выборных, но подчиненных префекту. Они могут издавать сан. правила в пределах, предоставленных общими законами. В каждом городе с населением свыше 20 000 жителей, в каждом курорте с 2 000 жителей согласно закону имеются бюро гигиены для надзора за выполнением сан. правил. Директорами их являются врачи, утверждаемые Высшим сан. советом. Париж выделен в особый сан. округ со своей обособленной организацией. Тот же закон установил Департаментскую сан. инспекцию. В 1914 г. было 28 организованных инспекций, из них только в 11 инспекторами были врачи-гигиенисты. В 1924 г. инспекция была в 48 департаментах и в 36- врачи-гигиенисты. В 1931 г. было уже 77 департаментских инспекций, из них 70 в руках врачей-специалистов. С 1925 г. стало быстро расти и число местных отделов соц. гигиены, сперва ведших борьбу с tbc, потом включив- ших и другие функции. В феврале 1934 г. во Ф. имелось 55 департаментских бюро соц. гигиены (Office d'Hygiene Sociale) и 34 департаментских общественных отдела соц. гигиены, кроме того 185 муниципальных бюро гигиены. Закон 1902 г., на к-ром покоится вся эта организация, сильно устарел и теперь остро встал вопрос о создании нового сан. законодательства. В общем санитарная организация Ф. развита недостаточно и неравномерно по стране , многие ее отрасли слабо регламентированы и вместе с тем отсутствует какая-либо связь ее с лечебной медициной. Инспекторы и директоры муниципального бюро оплачиваются департаментами или городом, но обычно оплата труда ничтожна, и врач занимается частной практикой, отдавая только часть своего времени бюро. В предместьях Парижа, в к-рых имеются коммунистические муниципалитеты, созданы крупные бюро гигиены с хорошо оплачиваемыми врачами. Права всех врачей-гигиенистов очень ограничены, бюро же соц. гигиены никаких прав не имеют, а являются только органами информационными и отчасти объединяющими разрозненные местные организации. Целый ряд сан. отделов разбросан по другим министерствам. Так, министерство внутренних дел включает в себя общую инспекцию сан. администрации и комиссию для распределения сумм, получаемых от налога на игорные дома- крупный источник дохода для здравоохранения. Министерство труда включает управление соц. страхования и обществ взаимопомощи, гигиены и безопасности труда, инспекцию труда, Высший статистический совет. Военное министерство ведает здравоохранением в армии, а морское-во флоте, а также соответствующими военно-мед. и морской мед. школами. Министерство колоний заведует здравоохранением в колониях; министерство пенсий-мед. экспертизой, протезным делом и помощью увечным. От министерства земледелия зависит контроль пищевых продуктов и фармацевтических препаратов; от министерства просвещения-мед. факультеты, Мед. академия, Высший оспопрививательный ин-т и школьная мед. инспекция. В министерство юстиции включена мед. помощь заключенным, заведывание исправительно-мед. учреждениями для малолетних преступников. Министерство общественных работ включает отдел тц-гиены вокзалов и путей. При министерстве финансов и почт и телеграфов имеются свои специальные сан. отделы. Наконец охрана границ регулируется особым законом от 26/1 1929 г. Все побережье Ф. разделено на 5 сан. округов, во главе каждого стоит директор-врач, назначаемый министерством внутренних дел. Заразная заболеваемость. По высоте заболеваемости инфекционными б-нями Ф. менее благополучна, чем ряд других зап.-европ. стран. Брюшной тиф во Ф. продолжает оставаться на относительно высоких цифрах. Смертность от него за последние годы составляет около 4,5 на 100 000 населения, в то время как в Англии показатель этот спустился до 1,0 на 100 000. В 1931-33 гг. на 100 000 населения умирало ежегодно от брюшного тифа в Париже-3,5, в Монпелье--6,1,в Марселе-17,7, в Тулоне-20,8 чел., в то время как в большинстве городов Англии ежегодная смертность от брюшного тифа составляла около 1,0 на 100 000. Сыпной тиф во Ф. окончательно не исчез; он наблюдается в ней в легкой форме, типа б-ни Брилля (см. Сыпной тиф). Не исчезла во Ф. и оспа: ежегодно регистрируется от 117 до 162 случаев оспы (1931-33). Оспопрививание по закону обязательно (на 1-м году, в возрасте 11 лет и 21 года). Борьба с дифтерией ведется путем массовой вакцинации по Рамону в школах.-Из хрон. инфекционных болезней большое распространение имеют tbc и венерические б-ни. По смертности от tbc Ф. занимает одно из наиболее высоких мест в Европе (см. Туберкулез). Борьба с tbc во Ф. в основном носит филантропический характер. Первый диспансер основан был Кальметтом в Лилле (см. Диспансер), но число их до войны росло медленно. После войны, по инициативе и при финансовой поддержке американцев (Рокфеллеровской комиссии) стали значительно шире развертываться диспансеры и санатории. В 1919 г. возник Национальный комитет борьбы с tbc и стали возникать общественные организации с правительственной субсидией. Борьба ведется через диспансеры, санатории, превентории для детей и молодежи и сан. просвещение. Т. к. в каждом департаменте организации автономны, то и Национальное бюро гигиены и Нац. комитет являются только органами связи, а не руководства и координации. В декабре 1933 г. функционировали следующие учреждения по борьбе с tbc (табл. 2).

m „ '

Табл. 2» Форма учреждения ттипттп ЧИСЛО Число |коек в них Превентории общественные . . . Санатории морские: 15 28 19 9 43 16 40 30 17 24 6 815 12 3L0 6 062 7  183 2 807 2 090 3 975 976 7 627 4 772 6S3 Санатории горные: Общественные.......... Санатории равнинные: Общественные.......... Всего . . . 59 505 "Основанные филантропическими организациями, но получающие субсидию от государства или муниципалитетов. В постройке находилось 6 превенториев^ 9 санаториев и 13 б-ц-санаториев. Надо однако-иметь в виду (см. Диспансеры, Туберкулез),, что диспансеры во Ф. по существу филантропические учреждения, лишенные того соц. значения, к-рое они имеют в СССР. Широко применяется вакцинация по Кальметту. На, 1/11929 г. было привито 152 009 детей. Средства. на борьбу с tbc отпускаются правительством по министерству здравоохранения, затем из специального фонда (налог на игорные дома. и пр.); около 20 млн. в год дает продажа туб. марок Национальным комитетом. Кредиты по министерству здравоохранения, включая содержание санаториев, субсидии для превен-ториев, пособия туб. б-ным и длительные отпуска по tbc, составили в 1934 г. 58 995 000 фрг., 6 2f Венерические болезни воФ. сильно распространены и не выказывают тенденции к снижению, несмотря на большой рост учреждений по борьбе с ними. За последние годы заболевания вен. б-нями представляются в следующем виде (табл. 3; свежие формы заболеваний). Табл. з. Годы

Сифилис Гонорея 1930...... 78 246 51 108 9 135 1931...... 99 712 59 291 9 843 1932...... 102 237 54 209 6 481 Эти данные относятся только к б-ным в общественных диспансерах и консультациях; сюда не вошли лечащиеся у частных врачей (огромная масса вен. б-ных лечится у частнопрактикующих врачей и не регистрируется). По данным французских сифилидологов от 10% до 15% всего населения так или иначе заражены сифилисом. Во время войны вен. б-ни настолько распространились, что правительство было вынуждено принять особые меры. Был создан специальный отдел при мин-ве внутренних дел и при мин-ве соц. обеспечения. Парламент ассигновал кредиты на борьбу с вен. б-нями. Развитие учреждений по борьбе с вен. б-нями пошло более быстрым темпом, но здесь, как и в борьбе с tbc, снижения заболеваемости не наблюдается. Среди беременных женщин в консультациях на 44 260 женщин в 1932 г. было обнаружено 7 155 сифилитичек (16,3%). В консультациях для грудных детей в том же году на 62 587 детей было обнаружено 8 711 случаев врожденного сифилиса. В тюрьмах в 1932 г. через вен. консультации прошло 17 372 мужчин венериков и 1 631 женщина. Число учреждений по борьбе с венерическими болезнями в 1932 г. составляло: диспансеров-552, сельских вен. пунктов- 87, тюремных-189, противогоноройных-188, учреждений по борьбе с врожденным сифилисом-803, специальных лабораторий-78. Проституция за последние годы в связи с углублением кризиса сильно растет. Проституция легализована, проститутки должны регистрироваться и подвергаться мед. обмотру в определенные сроки. С 1920 г. существует Национальная лига борьбы с вен. б-нями. Ей принадлежит крупный ин-т А. Фурнье в Париже с показательным диспансером, лабораториями, Школой серологии и т. д. Кроме того в Париже есть Профилактический ин-т А. Верна, субсидируемый городом и государством и имеющий отделения в провинции. Борьба с раком воФ. По статистическим данным смертность от рака во Ф. растет; это отчасти объясняется уточнением диагноза и лучшей регистрацией. С 1908 по 1912 г. средняя смертность от рака составляла 78,4 на 100 000 жителей, в 1920 г.-79, в 1925 г.- 74, в 1928 г.-96. В абсолютных цифрах от рака умерло в 1920 г.-28 327 чел., в 1928- 39 140 чел. Борьба ведется Французской лигой борьбы с раком, научно-мед. учреждениями и так наз. областными центрами. В Париже, Лионе, Бордо имеются в б-цах особые отделения для раковых б-ных. Самый крупный центр- Ин-т Кюри в Париже, имеющий 3 отделения: научно-исследовательское, биологическое и терапевтическое. Ин-т этот обладает наибольшим* количеством радия в мире-14 г-и 8 установ- ками для глубокой радиотерапии в 250 000* вольт каждая. В Вильжюифе под Парижем существует крупнейший и хорошо оборудованный ин-т рака при Парижском мед. факультете. В 1933 г. число противораковых центров выросло до 25, из них 12 областных и 13 департаментских. Все они связаны с местными мед. факультетами и с местными бюро соц. гигиены. Правительством были отпущены субсидии этим центрам в размере 23 млн. фр. за 1930-34 гг. Лига борьбы с раком распространяет большое количество литературы, в к-рой знакомит население с опасностью от рака и необходимостью-раннего диагноза для лечения. Муниципальная гигиена и' санитария. Государство субсидирует коммуны при постройке водопроводов и снабжении питьевой водой в размере 50% стоимости постройки. В 1930 г. эти субсидии составили свыше' 157 млн. фр. Многие коммуны соединяются вместе для сооружения водопроводов. В 1933 г. во всех городах с населением свыше 5 000 жителей имеется водопровод для питьевой воды. Из 1 554 коммун с населением свыше 3 000-жителей только в 261 (18,97%) нет водопровода. Но качественно снабжение питьевой водой обстоит не так блестяще, как количестаен-но. Так, в 1933 г. из 37 967 коммун Ф. только в 11 000 (30%) питьевая вода была хорошего качества, а в б/в мелких коммун и деревень вода для водопровода часто берется из загрязненного источника, колодца и т. д. В 1933 г. канализация для сточных вод и нечистот имелась-во всех городах с населением свыше 3 000 жителей, но только в 25% этих городов организация ее стоит на уровне современной техники. Бойни почти всюду принадлежат городам и находятся под надзором специальных сан. инспекторов и ветеринаров. Уборка мусора в городах производится всюду муниципалитетами, в нек-рых сдается в подряд частным обществам. В крупных городах имеются мусоросжигательные станции. Медицинская помощьи медицинский персонал. Еще со времени Французской революции мед. помощь декларирована по закону всем нуждающимся. Но лишь.. с конца 19 в. помощь эта стала реально осуществляться, и то только в известных пределах; профсоюзы частнопрактикующих врачей ревниво следят за развитием общественной мед.. помощи. Закон 1902 г. уточнил правила закона. 15 июля 1883 г., по к-рому все неимущие имеют"' право на полную бесплатную мед. помощь. Закон от 30/VІ 1838 г., крайне устаревший, но в силе еще до сих пор, формулирует правила мед. помощи и интернирования псих. б-ных. Закон от 15/IV 1916 г., неоднократно дополняемый, установил бесплатную мед. помощь всем туберкулезным, беременным и роженицам. Организация мед. помощи зависит от совета департамента, а в Париже от особого отдела общественного призрения, в ведении которого находятся все б-цы. В каждой коммуне имеется официальное бюро благотворительности, получающее субсидию от властей и помогающее неимущим б-ным пособиями. За последние годы, отчасти под давлением профсоюза частных врачей, усилилась тенденция брать плату с б-ных в общественных б-цах в зависимости от доходов б-ного. Так, по правилам Больничного объединения от 1924 г. от всякой платы освобождаются лишь семьи с доходом ниже 15 фр. в день, с доходом 'от «8

ФРАНЦИЯ 16 до 18 б-ные платят 1/i больничной платы, с доходом выше 25 фр. платят полностью. Со введением соц. страхования в 1930 г. фактически 2/3 населения Ф. получают мед. помощь бесплатно, но еще до соц. страхования ис начала 19 в. во Ф. широко развились общества взаимопомощи, обеспечивающие своим членам лечение в случае болезни, небольшую пенсию и страхование материнства. В обществах взаимного страхования материнства в 1926 г. числилось 147 573 члена, в школьных обществах в 1924 г. было 4 143 940 членов, сгруппированных в 18 787 обществах. Капитал всех обществ взаимопомощи в 1926 г. составлял 725 млн. франков. Государство выдает обществам пособие в размере 1,5 фр. в год на члена в возрасте свыше 18 лет. В крупных частных предприятиях (жел.-дор. компании, заводы и т. д.) существуют местные общества взаимопомощи, в к-рых предприниматели вно-чугг часть расходов. В связи с развитием общественной мед. помощи, соц. страхования и т. д. за последние годы роль частнопрактикующих врачей несколько уменьшилась, хотя и остается еще до сих пор чрезвычайно значительной. Врачи во Ф. вербуются среди мелкой и средней буржуазии и являются элементом с узко индивидуальным, частническим подходом к .делу здравоохранения. Мед. образование поставлено след. образом: имеется 9 мед. факультетов и 15 мед. школ, в к-рых студенты проходят первые два курса. Для поступления на мед. факультет помимо диплома средней школы {баккалавр) требуется особый годичный курс на естественном факультете. До 1913 г. курс на мед. факультете был 4-летним, с 1913 г. мед. преподавание было преобразовано и курс продлен до 5 лет. По закону от 6 марта 1934 г. с 1935 г. курс продлен до 6 лет, что с естественным факультетом составит 7 лет. Содержание егудента в течение семи лет курса делает профессию доступной только учащимся из материально обеспеченной среды. Больничный стаж начинается с первого же года мед. факультета я длится 6 лет. Процент студентов-иностран-дев очень высок (до 15% всех студентов-медиков), но они права практики не получают. До 1892 г. существовало звание фельдшера (oflicier de sante), тогда отмененное. В 1926 г. на миллион жителей приходилось 585 врачей, т. е. один врач на 1 710 жителей. Со времени войны наблюдается концентрация врачей в городах, причем отличные дороги и имеющийся обычно у каждого врача автомобиль позволяют ему обслуживать большой район. Число мед. персонал а в1932 г. составляло: врачей-25 255, дантистов-7 357, акушерок-11 011 и фармацевтов-10 893.-В Париже в 1932 г. было 6 141 врач, 2 061 дантист, 978 акушерок и 1 991 фармацевт. В 1932-33 г. во всей Ф. и Алжире выдано 1 292 государственных мед. диплома и 170 университетских (без права практики). За последние годы благодаря кризису и безработице врачей наблюдается некоторое уменьшение числа студентов-медиков и выданных дипломов. Для среднего мед. персонала установлен в 1922 г. государственный диплом. Для них имеются довольно многочисленные частные и государственные школы, обычно с 2-летним курсом. Для сестер соц. помощи в 1933 г. было 85 спец. шкод с 3 000 студенток (28 больничных, 32 Красного креста, 21 частные), курс три года. В 1929 г. имелось 11 750 дипломированных сестер, 8 004 мо- нахинь-сестер, также дипломированных, 1 562 сестры соц. помощи по tbc, 820 сестер по матмладу. Больничное дело. Б-цы разделяются на государственные, коммунальные или городские и частные. К первым относятся военные госпитали, отчасти б-цы для псих, б-ных и нек-рые университетские клиники. Наибольшее число коек сосредоточено в городских и коммунальных б-цах. К этому надо добавить б-цы, созданные филантропами или благотворительными обществами. Последние обычно заключают договоры с городом для приема б-ных, за к-рых платит город по низкому тарифу. Число б-ц быстро за последние годы растет, многие старые б-цы выносятся за города и переоборудуются. В 1929 г. во всей Ф. числилось 1 301 государственных и общественных б-ц (не считая частных) с 151 514 койками, т. е. одна койка в среднем на 300 жителей. В 1934 г. (март) во всех департаментах, за исключением Парижа, была уже 1 631 б-ца с 163 879 койками. По своему качеству б-цы чрезвычайно разнообразны: менее благоустроенные (для бедных)-бесплатные, более благоустроенные-платные. Все оборудование и аппаратура изготовляются во Ф., к-рая является крупным поставщиком этого оборудования и на мировом рынке. Помимо б-ц в марте 1934 г. имелось 196 общественных лабораторий (муниципальных, департаментских и т. д.). Курортное дело. Курорты Ф. крайне многочисленны и разнообразны. Кроме того Ф. производит и экспортирует за границу колоссальное количество минеральных вод (Виши, Контрексвиль и т. д.). Всего насчитывается около 200 курортов (минеральных вод, грязевых, климатических станций). Почти все курорты эксплоатируются частными обществами, за исключением Экс ле Бен, принадлежащего и эксплоатируемого государством, а также Виши, принадлежащего государству, но сданного в аренду частной компании. 90% посетителей курортов принадлежит к крупной, средней и мелкой буржуазии. Главные доходы компаний, эксплоатирующих курорты, идут от игорных домов и рулетки, имеющихся почти на каждом курорте. 60% этого дохода идет в пользу государства. С посетителей курортов взимается особая плата в зависимости от отеля, в к-ром они останавливаются. Размер ее определяется местным муниципалитетом. Лечение производится всюду частнопрактикующими врачами. Охрана материнства и детства. Во Ф. женщина не пользуется политическими правами, а юридические права замужней женщины очень ограничены. Розыски отцовства не производятся. Охрана материнства фактически сведена к поощрению и субсидиям многочисленных семей, на что отпускаются довольно бесплодно крупные суммы в гос. бюджете. За последние годы наблюдается все же быстрый рост профилактических и лечебных учреждений для матерей и детей, но т. к. социальные основы законодательства не меняются, влияние этих учреждений очень слабо. Всякая пропаганда в пользу ограничения деторождения строжайше запрещена законом, что не мешает промышленности противозачаточных средств процветать и даже экспортировать свои продукты за границу. Пропаганда в пользу увеличения рождаемости по существу относится только к трудящимся классам, т. к. среди буржуазии ограничение деторождения стало системой. Закон от 30 июля 1913 г. разрешает женщине-работнице покинуть хозяина в случае беременности без предупреждения и без уплаты ему неустойки за уход. Беременная женщина имеет право на отпуск в течение 4 недель до и 4 после родов, но без всякого пособия от предприятия. Понятно, что такой порядок вынуждает беременную работницу работать и во время «права на отпуск». Пособие ей выдается коммуной в размере от 50 сантимов до 1,5 фр. в день. По закону 24 октября 1919 г. мать, кормящая ребенка, получает пособие в размере 15 фр. в месяц. В предприятиях с числом работниц свыше 100, закон может обязать хозяина отвести специальные комнаты для кормящих матерей и давать им по часу в день на кормление. Покинутые дети воспитываются за счет государства. Законом от 23 июля 1923 г. установлено особое «национальное пособие» для многодетных семей. Оно выдается семьям, не включенным в списки плательщиков подоходного налога. Пособие-в размере 90 фр. в месяц, начиная с 3-го ребенка до 15-летнего возраста, если этот последний не обучается в проф. школе или мастерской. Почти все департаменты выдают пособия рт 100 до 1 000 фр. в год на ребенка в многодетных семьях. Лечебная помощь по закону от 15 июля 1893 г. б-ным и беременным женщинам бесплатна в случае нужды. Наконец закон о соц. страховании 1930 г. установил все виды бесплатной помощи беременным и роженицам. Детская смертность постепенно понижается (табл. 4): Табл. 4. Детская смертность во Фран> ц и и. Годы Смертность на 1 ооо живорожденных Годы Смертность на 1 ооо живорожденных 1912   .... 1913  .... 1923 .... 106 114 1930. . . . 1931  .... 1932  .... 78 76 76 Число внебрачных детей в среднем колеблется от 8 до 10%, в Париже эта пропорция достигает 25-30%. Среди внебрачных детей смертность очень высокая. Так, в 1927 г. она достигала 137,5 на 1 000 против 78,5 среди «законнорожденных». Процент мертворожденных среди внебрачных детей также очень высок, так же как смертность среди покинутых детей, воспитываемых государством. В нек-рых департаментах за последние годы она достигала 80-$0%, средняя смертность для них в 1927 г. была 190 на 1 000. Роль мед. учреждений по охране материнства и детства пока еще очень слаба, но сама сеть этих учреждений за последние годы сильно вырастает (табл. 5). Табл. 5. Тип учреждения Число учреждений на 31/XII 1933 г. Консультация для беременных женщин.................. Родильные приюты и отделения при б-цах.................. Дома матери и убежища........ Диспансеры для грудных детей . . . . Ясли................... Центры для размещения в семьях . . Центры по охране материнства и младенчества ............... 418 114 4 482 570 105 В 1930 г. в 26 департаментах при Бюро гигиены имелись секции по охране материнства и младенчества. В Париже имеется центральная шкода по подготовке сестер и врачей для соц.-мед. обслуживания грудных детей и матерей- одно из наилучше оборудованных учреждений в Европе. Правительством и частными обществами субсидируются летние колонии для детей. Таких колоний было в 1931 г. 840, пропустивших 265 802 детей. Обязательной школьной инспекции нет; поэтому организация ее различна в разных департаментах. Фактически инспекция существует только в крупных городах и при начальных школах. В 1924 г. инспекция имелась в 19 департаментах, в 1931 г.-в 33. Для умственно отсталых детей, к-рых по данным д-ра Рубиновича (франц. психиатра) имеется около 50 000, есть 7 интернатов, 3 экстерната и 30 «дополнительных» специальных классов. Бюджет здравоохранения разбит по нескольким министерствам, хотя основные суммы фигурируют в смете восстановленного в*1930 г. Министерства гигиены. Бюджет этого министерства составлял в 1933 г. 1 303 073 100 фр.-В целом центральный бюджет на здравоохранение в последние годы почти не увеличивается, а с 1934 г. урезан на 30%. Зато быстро растут расходы на здравоохранение в департаментах. В 1927 г. ими было затрачено на здравоохранение 994 550 343 фр., в 1930 г.- 1 440 022 213 фр. Кроме того сюда надо добавить бюджет многочисленных частных филантропических учреждений. Но если проанализировать расходы министерства здравоохранения, то картина получится иная. Так, в 1933 г. из общей суммы этого бюджета 300 млн. были затрачены ца помощь многодетным семействам. Премии за рождаемость составили 21 млн.- цифра также ничтожная. 19 млн. идут на дополнительные пособия многодетным семьям. 405 млн. израсходовано на помощь старикам, увечным и неизлечимым б-ным. На субсидии при постройке дешевых квартир было израсходовано около 100 млн. франков. Т. о. расходы на чисто мед. мероприятия и на соц. гигиену в бюджете занимают небольшое место. Помимо бюджетных ассигновок крупную статью доходов министерства здравоохранения составляют доходы от театров, кино, клубов, тотализаторов на скачках, от казино и игорных домов.

Лит.: Г о р к е р Е., Борьба с венеризмом во Франции и ее колониях, Вопр. здравоохр., 1929, № 21; И х о к Г., Алкоголизм и борьба с ним во Франции, Гиг. и эпид., 1927, № 9; Медовиков П., О современной постановке дела борьбы с туберкулезом во Франции, Журн. для усоверш. врачей, 1927, № 3; Рубаки н А., Охрана материнства во Франции, Вестн. совр. мед., 1927, № 15-16; Annuaires des distributions d'eau et d'egouts, P., 1931; Annuaires sanitaires de la S. d. N., section d'Hygiene de la S. d. N., Geneve, 1924, 1925, 1927, 1928, 1930 (главы о Франции); Bernard L. et F о r e s t i e r G., L'hygiene publique en France, v. I-II, S. d. N., Geneve, 1931; Bulletin olliciel de 1'Office national d'hygiene sociale, P., 1931-34; Cours d'hygiene, sous la dir. de L. Bernard et R. Debre, v. II-Administration sanitaire, p. 53-239, P., 1927; G a v a i 1 1 о n, L'organisation de la lutte contre le peril venerien, P., 1933; Gouchon et Mouret, Manuel pratique d'assistance, Lyon, 1934; I c h о fc, Legislation sanitaire en France, Revue d'hygiene, 1930-34 (серия обзоров); L'armement sanitaire francais, P., 1930; Lois, decrets, arretes concernant la reglementation du travail, reunis par le Ministere du travail et d'hygiene, P., 1928; L'organisation de la lutte antituberculeuse en France, Publication du Comite National de defense contre la tuber-culose, Paris, 1931; Parisot J., Le developpement de l'hygiene en France, Nancy, 1933; Statistiques demo-graphiques officielles de la Republique Frangaise, S. d. N., Geneve, 1927; V i о 1 1 e H. et W i b a u x R., Manuel de legislation sanitaire francaise, P., 1923. А. Рубакин.

В начало энциклопедии