Приглашаем посетить сайт

Отели (hotels.otpusk-info.ru)

Большая медицинская энциклопедия (1970)
ЭЙДЕТИЗМ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ЭЙДЕТИЗМ

ЭЙДЕТИЗМ (от греч. eidos-образ, созерцание, идея), особое психическое явление, близкое к образной памяти, заключающееся в сохранении образа предмета долгое время спустя после исчезновения его из поля зрения. Это в буквальном смысле слова видение отсутствующего предмета и составляет основу зрительного Э. Возможны подобные образы и других чувств: слуховые, обонятельные и пр.; преимущественно изучены зрительные. Те люди, к-рые обладают способностью иметь такие образы, называются эйдетиками. Впервые явления Э. описаны австрийским ученым Урбан-чичем в 1907 г.; он их назвал субъективно-оптическими наглядными образами (Anschau-ungsbilder-А. В.) и считал необходимым различать их от простых представлений, так как они воспроизводят зрительное впечатление с отчетливостью, сходной с галлюцинацией. Открытие Урбанчича долгие годы оставалось без внимания, психологи относились к нему как к редкому явлению; только, когда немецкий психолог Эрих Енш (Jaensch) и его ученики в Марбургском психологическом ин-те подвергли Э. специальному исследованию и выяснили его психологическое значение, тогда интерес к этому явлению распространился по всему миру, везде начали проверять эйдетические явления и обсуждать теоретические построения Енша и его школы. По учению Енша эйдетические образы (название, данное этому явлению Еншем) отличаются от обычной зрительной памяти тем, что обладающий ими субъект (эйдетик) не воспроизводит их в своем представлении, но продолжает действительно видеть их: представляемый образ буквально проецируется на зрительном поле физ. органа зрения эйдетиков так, что происходит соответствующее приспособление зрения к восприятию этого образа; ближе всего их можно сопоставить с картинами проекционного аппарата. Нек-рые эйдетики этот образ видят с открытыми глазами, другие с закрытыми, но и в последнем случае характерным является впечатление перспективного положения-образ видится как бы в некотором отдалении. Енш с этим явлением встречался гл. обр. у подростков. Элементарно эта способность обнаруживается следующим образом: испытуемому предлагается небольшая картинка с сложным содержанием на сером экране; после 20-30 сек. экспозиции картинка убирается, а эйдетик и на пустом экране продолжает видеть показанную картинку и оказывается в состоянии передавать все бывшие на картинке детали, указывая на их раскраску и расположение. По мысли Енша, в основе эйдетизма, как и в основе всех процессов памяти, т. е. следовых раздражений, лежит инерция нервного возбуждения: нервное возбуждение длится и после того, как непосредственно воздействующий на глаз раздражитель удален. Имея в своей основе процесс инерции зрительного возбуждения, Э. оказывается однако не элементарным физиологическим, но сложным психо-фи-зиологическим явлением. Известны две основные формы образов памяти: последовательные образы (Nachbilder- N. В.) и образы представления (Vorstellungs-bilder-V. В.). N. В. хорошо изучены в психофизиологии и представляют всеобщее явление: если фиксировать глазами какую-нибудь цветную фигуру, напр. крест, квадрат, и затем перевести взгляд на белую или серую поверхность, можно увидеть ту же самую фигуру только в дополнительном цвете; так, если основная фигура была красного цвета, то ее последовательный образ будет зеленый и т. д. Что касается образов представления (V. В.), то они являются основой нашей памяти в обычном смысле этого слова:это-следовые раздражения, к-рые то более смутно, то более ярко возобновляются в нашем мозгу, но к-рые существенно отличаются от N. В. Между этими двумя формами образов памяти вдвигаются наглядные, или эйдетические образы (А. В.). Они занимают как бы среднее место между N. В. и V. В., приближаясь у отдельных лиц то к одним, то К другим. Нек-рые исследователи склонны были отождествлять А. В. и N. В., но их раз- личие в том, что N. В. стоят в полной зависимости от движения глаза, А. В. более независимы; А. В. дает изображение преимущественно в положительном цвете, подчиняется всем законам восприятия, образуется от фиксации более сложного объекта, но может образоваться также и без фиксации, совершенно спонтанно, или же по желанию самого эйдетика. В этом последнем случае А. В. близко подходят к V. В., но и между ними также есть большое различие: А. В. обладают бблыпим числом несущественных подробностей, носят телесный характер, по своей живости приближаются к восприятиям. Все указанные психические процессы-N. В., А. В., V. В.-являются процессами, отличными друг от друга, но все они образуют непрерывный восходящий ряд образов памяти, к-рые иногда практически бывает трудно отделить одни от других. Сопоставив так близко А. В. с N. В. и с V. В., Енш хотел обратить внимание, что здесь дело идет не о пат. свойстве, а о физиологически и психологически нормальном явлении. Для него Э. является совершенно закономерной и необходимой фазой в развитии памяти, фазой, через к-рую проходят все дети. Развитие памяти, по Еншу, шло в следующем виде: первоначальным стадием в развитии памяти является стадий эйдетического образа, или недиференцированного единства, к-рое путем диференциации превращается, с одной стороны, в восприятие, а с другой- в представление. В детской, еще только слагающейся, не завершившей диференцировки психике нет четкого разделения между восприятием и представлением, там оперирование с эйдетическими образами кажется прямой необходимостью. Не у всех детей это явление встречается в совершенно одинаковой форме-оно обнаруживает различные ступени своего развития и различные степени яркости. Енш различает 5 таких ступеней развития эйдетизма - от ярко выраженного явления в постепенной градации до лятентного состояния. Под лятент-ным эйдетизмом Енш подразумевает наличие этой формы памяти, но только в скрытом виде и обнаруживаемой только косвенным путем. Но даже и в лятентном состоянии эйдетизм оказывает влияние на всю психическую жизнь его обладателя. А. В. проявляют существенную связь как с деятельностью восприятия, так и с деятельностью мышления, особенно на ранних стадиях развития психики; к механизму зрительных восприятий примешиваются и А. В., возникшие при прежних восприятиях данных предметов. Еще Гельмгольц ставил вопрос, почему предметы при удалении от глаз сохраняют относительно свою постоянную величину; он объяснял это бессознательным умозаключением или действием памяти. Исследование Енша всецело подтвердило его предположение. Роль памяти здесь играют А. В.: благодаря присоединению их к непосредственному восприятию создается возможность видеть вещи с относительным постоянством; изображение предмета на сетчатке нашего глаза уменьшается пропорционально удалению предмета от глаз, а эйдетический образ, наоборот, растет по мере удаления от глаз; воспринимаемая нами величина действительного предмета является как бы средней величиной, к-рая получается в ре- зультате совместного действия реального уменьшающегося раздражения и увеличивающегося эйдетического образа. Енш утверждает, что весь мир наших восприятий строится на присоединении эйдетических образов к реальным раздражениям. Эйдетические образы оказывают влияние и на деятельность мышления. Благодаря пластичности своих образов эйдетики могут переключать нек-рые интелекту-альные задачи в оптические образы. Это дало Еншу основание для предположения, что решение практических задач высшими обезьянами, описанное Келлером, происходит также с участием эйдетических образов. Но у эйдетиков Енш выделяет и более сложные процессы объединения и слияния образов, подобные образованию понятий в отвлеченном мышлении: понятие у эйдетика образуется не из простого смешения отдельных образов и отбора общих частей-у него возникает динамическая схема, динамический образ, при котором все индивиды сохранены в эйдетическом синтезе. Эту форму образования понятия Енш называет флюксией. Он выделяет и еще одну форму образования понятий-осмысленную композицию: из различных образов отбираются такие черты, к-рые вместе дают возможность новой осмысленной образной конструкции. Эйдетические образы оказывают большое влияние и на деятельность воображения: эйдетик в яркой пластической форме комбинирует образы прошлого опыта. Нужно отметить очень большое влияние эмоциональных переживаний при возникновении А. В. Опыт с вызыванием произвольных А. В. лучше удается в том случае, если у эйдетика есть внутренняя заинтересованность объектом; анализ спонтанно возникших А. В. может вскрыть идеалы эйдетиков и их особые интересы. Для Енша и его учеников Э.-неизбежный стадий развития для 8-15-летнего возраста, хотя и не все обладают одинаково яркой способностью. Ученик Енша, Кро, нашел, что число ярко выраженных эйдетиков среди детей в Марбурге- 40%; эта цифра может быть принята для всей Центральной Европы. Наименьшим возрастом, в котором экспериментально была обнаружена эйдетическая способность, оказался возраст 6 лет; дети моложе этого возраста не могут разбираться в своих переживаниях. Высшая точка (акте) Э. падает на 14-15 лет, а в дальнейшем развивается торможение, к-рое приводит к исчезновению этой способности. Среди взрослых Кро находит 7% эйдетиков. Какое количество эйдетиков среди детей в СССР-не установлено. Явления Э. обнаруживают большую зависимость от местности, географических условий, индивидуальности, возраста, конституции. Сами эйдетические образы по своему характеру оказываются различными у различных людей. Для исследователей естественно было искать среди них типологические особенности. Исследования в этом направлении произвел брат Э. Енша-врач-терапевт В. Енш; он выявил среди эйдетиков два совершенно разнообразных типа лиц, с различными эйдетическими образами и соответственно с этим с различной физ. и псих, структурой личности. Один он называет тетаноидом-Т-типом; его пат. выражением является тетания. В его со-матике обращает на себя внимание вялая мимика, тусклый блеск глаз, неуклюжесть или, 1J7 17» наоборот, рассчитанная педантичность всех действий. С неврологической стороны отмечается повышенная механическая и гальваническая возбудимость всех периферических нервов (моторных, чувствительных и сенсорных), всегда имеется симптом Хвостека, встречаются жалобы на судороги в икроножных мышцах, в стопе, на различные парестезии. Часто бывают фобии, разговор по ночам, ночные страхи, снохождение. А. В. этого типа приближаются к N. В., т. е. окрашены в дополнительный цвет, возникают главным образом под влиянием зрительных раздражений; они обнаруживают малую связь с психической жизнью, с воображением и эмоциональностью; самые образы воспринимаются Т-типом как нечто чуждое и навязчивое и обнаруживают ббльшую зависимость-от физиологических и чувственных, чем от психологических, факторов, т. е. от яркости самого рисунка, от длительности фиксации, освещения и т. д.; обладающий этими образами тип замкнут, погружен в себя, пассивен, вял, склонен к депрессии. Другой тип-базедовоид, или Б-тип; это пси-хофизиол. конституция, крайнее выражение к-рой находится в картине б-ни Базедова; в нормальных вариантах этой конституции различаются как бы ослабленные симптомы того же склада личности и строения организма. Этот тип характеризуется симптомами, наблюдаемыми обычно при повышенной функции щитовидной железы; он отличается психо-веге-тативной возбудимостью, изменчивостью пульса, вазомоторными явлениями; даже по внешнему виду его можно отличить по блестящим глазам, экзофтальму, общей легкой возбудимости и т. п.; у него отмечается тахикардия, повышенное потоотделение; порой бывает увеличена щитовидная железа. Его А. В. приближаются к представлениям, окрашены соответственно первичному образу и обнаруживают зависимость от эмоциональной жизни и воображения; они динамичны и субъективно приятны переживающему их лицу, т. к. они всецело слиты с интересами его личности и он о них охотно говорит. Психически это тип синтон-ный, легко подвижный, изменяющийся в своем настроении. Чистые типы встречаются редко, чаще бывают смешанные типы с преобладанием черт того или другого типа. Многие исследования показали, что явления эйдетизма находятся в прямой зависимости от химического воздействия на организм. Так, Т-тип при приеме кальция обнаруживает ослабление Э. В построении типов В. Енша видно влияние Креч-мора, хотя Енш и относится отрицательно к морфол. классификационной схеме Кречмера, считая ее слишком грубой, базирующейся на неглубоких научных предпосылках. В противоположность корреляционной схеме Кречмера он хотел дать фнкц. рассмотрение человеческой личности. Но вслед за Кречмером он также исходил от определенных нозологических единиц и пришел к норме: Т-тип близок к угловатому аутичному схизоиду, Б-тип- гармоничному, синтонному циклоиду. В литературе наибольшей критике подвергается указанное типологическое разделение эйдетиков. На опыте не подтверждается- соответствие между конституциональными типами Б и Т и признаками А. Б., свойственными тому и другому типу. Эйдетическое исследование, к-рое привело-Э. и В. Енш к учению о конституциях, вводит" генетическую точку зрения в само это исследование. Э. Енш, пользуясь данными Леви-Брголя, устанавливает существование эйдетической фазыу первобытных народов. В процессе-исторического развития психики зрительный тип есть по времени более ранний и представляет первоначальное нерасчлененное единство чувственного переживания, из к-рого выделяются, с одной стороны, восприятия, с другой - представления. Эйдетизмом примитивных народов объясняются нек-рые особенности.^ примитивного языка (к-рый поражает богат-* ством конкретных слов), искусства, содержание многих саг и мифов, а также одушевление природы. Исследователи сравнивают юных эйдетиков, которые с легкостью проецировали-. картины на голубом небе или на одноцветных облаках, с суеверными людьми прошлого, которые под влиянием своих внезапно возникших образов населяли небо сверхъестественными существами; о том, что Э. надо скорее искать на почве примитивности, доказывают наблюдения, по к-рым в деревне эйдетики встречались чаще, чем в городе. ЧтоЭ.-ранняя фаза развития, говорит и то обстоятельство, что у взрослых он встречается редко (7%), а если и встречается, то, по Еншу, у них наблюдаются и некоторые особенности недиференцированной психики: их восприятия, представления, даже высшие формы мышления пластичны; чувственные переживания у них преобладают над. абстрактно-логическими построениями, им скорее свойственно художественное, образное-мышление; среди художников большой процент эйдетиков. Для психопатологии Э. может представлять интерес в том отношении, что ряд галлюцинаторных переживаний б-ных может быть поставлен в связь с их эйдетическим предрасположением. Э. Енш в 1925 г. на съезде в Кас-селе выставил требование, чтобы в учении о галлюцинациях и псевдогаллюцинациях наряду с мед. данными принимались бы в учет и эйдетические исследования. Все те случаи, где галлюцинации носят стойкий, пластический характер, могут вызывать предположение, что» галлюцинанты - эйдетики. В случаях delirium tremens было обнаружено у б-ных после-приступа наличие эйдетических явлений, к-рые исчезали по выздоровлении, а их повторное возвращение свидетельствовало о новом приближении приступа (наблюдения проф. Е. Попова, доложенные на конференции в Киеве в декабре 1934 г.). У детей-эйдетиков невротического склада эйдетические образы перед наступлением сна носят характер гипнагогиче-ских галлюцинаций, неприятные эйдетические-образы навязчивого характера могут быть у них источником страхов, преимущественно в вечернюю и ночную пору. Сфера влияния Э. довольно велика и значительна: под влиянием его перестраивается традиционное учение о памяти, восприятии, конкретном типе мышления, воспоминании, воображении и образовании понятия в подростковом возрасте. Но Э. Енш не захотел ограничиться просто анализом эйдетических образов, с чего он начал, он стремится Э. превратить в целое миросозерцание: он и его ученики пытаются видеть в Э. первичное психическое явление, определяющее в дальнейшем всю психику. Это приводит Енша к построению' 'Идеалистического учения об автономном развитии психических процессов вне всякой связи с конкретными историческими условиями; наоборот, Енш сложные социальные явления пытается вывести из элементарных психических функций. Свою философию Енш называет психонатурализмом, или реалистическим идеализмом; реакционный характер его идеалистических тенденций сказался особенно отчетливо в последнее время, когда он открыто стал на сторону фашизма, являясь одним из ого пламенных апологетов.

Лит.: Выготский Л., Эйдетика (Основные тече- ния современной психологии, Сборник под ред. В. Фин-герта и М. Ширвинда, М.- Л., 1930); Кононова М., Эйдетические явления и их отношение к психопатологии, Журн. невропатол. и психиатр, им. Корсакова, 1929, № 1 (лит.); она я; е, Особенности страхов у детей-эйдетиков с невропатическими реакциями (Психиатрическая больница на путях реконструкции, Сб. работ психиатрической б-цы им. Кащенко, под ред. И. Кога-нович, М.-Л., 1934); Лепи-Брюль Л., Первобытное мышление, М., 1930; Фашизм в психоневрологии, изд. ВИЭМ, М.-Л., 1934; Jaensch Е., Ober den Auf-bau der Wahrnehrmingswelt, Lpz., 1927; он же, Die Eidetik und dio typologische Forschungsmethode, Lpz., 1927; Jaensch W., &rundzuge einer Physiologie und Klinik d. psychophysischen Personlichkeit, Lpz., 1926; Popow E., Optische Hallucinationen und optischer Eidetismus bei Deliriumtremens, Zeitschr. f. die ges. Neural. u. Psychiatrie, B. CLI, H. 2, 1934. M. Кононова.

В начало энциклопедии