Приглашаем посетить сайт

Куприн (kuprin-lit.ru)

Большая медицинская энциклопедия (1970)
ВЕЗИКУЛЯРНОЕ ДЫХАНИЕ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ВЕЗИКУЛЯРНОЕ ДЫХАНИЕ

ВЕЗИКУЛЯРНОЕ ДЫХАНИЕ, нормальный дыхательный шум, слышный при аус-культации над здоровой легочной тканью. Состоит из неявного дующего шума, занимающего весь период вдыхания, и короткого неопределенного шума при выдыхании, выслушиваемого на протяжении 7в периода его. Теории происхождения В. д.: по Лаэн-неку (Laennec), В. д.-результат трения струи вдыхаемого воздуха о стенки бронхиол и инфундибул; по Баасу (Baas),- видоизмененное при прохождении через легочную ткань ларинго-трахеалыюе дыхание; по Гергардту (Gerhardt) (общепризнанная),-местное инспираторное движение легочной ткани. Короткий выдыхательный шум может быть трактуем или как видоизмененный и ослабленный ларинго-трахе-альный шум или как следствие местного экспираторного движения легкого (Sahli). В пределах физиологических бывают различные колебания в силе и оттенках В. д. У детей оно звучит резко и высоко вследствие большей сократителы-юсти легочной ткани и меньшей толщины стенок грудной клетки («пуерильное дыхание»). У взрослых самое громкое В. д. выслушивается на передней и верхней поверхности грудной клетки, особенно справа; наоборот, сзади над нижними долями легких, при покойном положении, оно ослаблено. Чем толще слой мягких тканей на груди и чем поверхностнее дыхание, тем слабее В. д.-П а т. изменения В. д.-У с и л е н и е дыхания, сопровождающееся нек-рым изменением характера выслушиваемого шума (жесткое или резкое В. д.), зависит от изменений условий прохождения воздуха через бронхи или от изменений условий звукопроводимости. Оно бывает разлитым (катарры мелких бронхов) и ограниченным (воспалительные инфильтрации легких, рубцовые процессы в окружности опухолей и т. д.).- В.д. с удлиненным выдохом наблюдается при диффузных бронхитах, у эмфизе-матиков, при астматических приступах; зависит от набухания слизистой дыхательных путей.-С аккадированным называется прерывающееся паузами или ослаблениями В. д. При правильной функции нервно-мышечного дыхательного аппарата оно возникает вследствие образования препятствий для прохождения воздушной струи через дыхательные пути.-О слабление В. д. наблюдается во всех случаях затруднения инспираториого расширения легких- при эмфиземе, вследствие потери легочной тканью упругости, при наличии препятствий в трахее или гортани, при сдавлении бронхов аневризмой, опухолью, рубцовой тканью (сморщивающиехронические процессы), вследствие сжатия легкого при эксудатив-ном плеврите, при гидротораксе и пневмотораксе.

А. Арутинов. ВЕЙГАНДТА МЕТОД (Weygandt),относится к методам тестов для исследования умственного развития городских детей-имбе-циликов или маленьких детей. Нормальный ребенок в 7 лет должен хорошо ориентироваться во всех заданиях; он исследуется посредством целого ряда игрушек, вполне соответствующих его интересам, и таким образом ставится в условия естественного эксперимента. Сначала дается целый ряд заданий, исследующих восприятия и осмышле-ние в постепенной последовательности от более простых к более сложным. С этой целью предлагается ребенку назвать целый ряд предметов из обыденной жизни, напр., чашку, ложку, нож. Затем даются объекты, похожие на действительные как по окраске, так и по величине (яблоко, груша, птица и т. п.). Далее идут предметы в уменьшенном виде, но похожие на настоящие (лошадь, петух, курица, овца, лодка и т. п.). Наконец, предметы в уменьшенном виде и не раскрашенные (лошадь, овца, поросенок); в заключение-предметы в плоском виде (лошадь, кошка). Затем испытываются более сложные процессы, как-то: практическая сметливость-уменье обращаться с подвижными игрушками, комбинаторная спо- собность-складывать картинки из кубиков, мозаики, строить дом из кирпичиков, двигательные процессы-уменье застегивать, зашнуровывать, пускать волчок, играть в бильбоке, мяч и т. п. Исследованию подвергаются эмоционально-волевая сфера-реакции на приятные и неприятные раздражения, слуховые восприятия и изобразительные способности.Большинство заданий предлагается в виде вопросов «что это такое?» или «сделай то-то». Протоколируется дословный ответ, оценка производится посредством плюса или минуса. Метод этот интересен тем, что во время обследования ребенка имеется полная возможность сделать целый ряд очень ценных наблюдений, выявляющих как эмоционально-волевую сферу, так и его интересы и влечения. Точно также легко уловить целый ряд расстройств в области двигательной сферы: возможность производить те или иные движения, ловкость движений, а главное, двигательные расстройства со стороны речи (именно-неправильность в произношении звуков, слогов, слов), все виды афазий, недоразвитие речи в форме своеобразного лексикона и детской речи и запаса слов. Этот метод часто помогает справиться с детьми, у к-рых имеются глубокие расстройства со стороны эмоционально-волевой сферы, как то: с детьми замкнутыми, негативистами, с нав'язчивыми состояниями, т. к. и такому ребенку трудно устоять при виде большого количества игрушек. В общем, исследование по этому методу дает общую картину развития ребенка, и хотя программа исследования очень далека от полноты и цельности, но представляется интересным дополнением к исследованию малолетних или глубоко отсталых детей по другим экспериментально-псих. методам. Лит.: Weygandt W., t)ber Hirnrindenver-Snderung bei Mongolismus, Kretinismus u. MyxOdem, Zeitschrilt fur Erforschung u. Behandlung des jugend-lichen Schwachsinns, 1912, № 5.

С. Рабинович.

В начало энциклопедии