Приглашаем посетить сайт

Религия (religion.niv.ru)

Большая медицинская энциклопедия (1970)
ВРАЧЕБНЫЙ УЧАСТОК

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ВРАЧЕБНЫЙ УЧАСТОК

ВРАЧЕБНЫЙ УЧАСТОК,территориальная единица обслуживания населения медицинской помощью. В. у.-возглавляемое врачом объединение мед.-санитарных учреждений, расположенных на определенной сельской территории и обслуживающих нужды здравоохранения населения данной территории; это-т. н. сельские В. у. (часто называемые мед. участками). В. у. может называться и врачебно-санитарная организация, состоящая из ряда леч., сан. и профилактических учреждений, находящихся в определенном районе города и обслуживающих этот район (б-цы, амбулатории, пункты помощи на дому, диспансеры, ясли, консультации, лаборатории, дезинфекц. установки, санитарно-просвет. выставки и т. п.); в таком случае говорят о городском В. у. Городские В. у. зачастую именуются районной медико-сан. или районной врачебно-сан. организацией. В Москве такого рода В. у. носят название районных амбулаторных объединений (см. Амбулаторная помощь), т. к. руководящим центром районного объединения леч. и профилактических учреждений в Москве является б. ч. соответствующая районная специальная амбулатория. На железной дороге В. у.-совокупность леч. учреждений, обслуживающих определенный район ж. д. известной протяженности. Возникновение'и развитие В. у. Сельские врачебные участки стали открываться в России лишь после введения земства (1864). До 60-х гг. XIX в. оказание мед. помощи крестьянам в губерниях, где было достаточное количество * государственных или удельных крестьян, возлагалось на фельдшеров, большей частью низкой квалификации, при чем один фельдшер во многих местах приходился на 2-3 и более волостей. В нек-рых местах при фельдшерах содержались приемные покои на 2-5 кроватей. Хотя и существовали окружные врачи, один на 3-5 уездов, к-рые должны были наблюдать за постановкой медицинской помощи и в сельских местностях, все же контроля за деятельностью фельдшерских пунктов почти никакого не было, т. к. врачам очень редко удавалось объезжать даже часть фельдшерских пунктов. Крепостные же крестьяне лишены были мед. помощи, за исключением тех редких случаев, когда помещики содержали фельдшеров или, что случалось весьма редко, врачей с больницами. Казенные крестьяне, составлявшие около половины всего сельского населения, обслуживались 791 фельдшерским пунктом и 84 приемными покоями с 269 койками. Вскоре после организации земства уезды были разделены последним на участки, на к-рые приглашались отдельные врачи. Эти врачи не имели постоянного местожительства при каком-нибудь сельском мед. пункте, а должны были оказывать врачебную помощь населению, переезжая с места на место, и принимать меры против распространения эпидемических болезней. Врачи проводили все время в разъездах по своему В. у. Это-т. н. «выездная система» организации помощи на В. у., вошедшая в историю русской медицины под этим названием. Сущность ее заключалась в том, что намечены были особые пункты на участках, куда врачи периодически выезжали в заранее установленные дни, постоянная же помощь оказывалась целой сетью организованных земствами фельдшерских пунктов с постоянно живущими при них фельдшерами. Последним вменялось также в обязанность сообщать врачам о появлении эпид. заболеваний. Скоро, однако, было констатировано, что разъездная система совершенно не отвечает требованиям рациональной организации мед. помощи населению, и в 80-х годах разъездная система организации В. у. стала постепенно вытесняться так называемой стационарной системой. Земства стали устраивать в уездах сеть В. у. так, что по возможности в центре территории В. у. открывалась б-ца с родильным отделением и амбулаторией, а во многих местностях и с заразным бараком, при чем при этих В. у. уже постоянно находились врачи, в обязанности к-рых входило оказание амбулаторной и стационарной помощи, выезд к тяжело б-ным для оказания помощи на дому, выезд в те селения, где появлялись эпид. б-ни, для принятия соответствующих мер, организация оспопрививания, осуществление школьно-сан. надзора, распространение гиг. знаний и проведение сан. мероприятий. Первые зачатки стационарной системы организации В. у. появились в некоторых уездах (Ставропольском уезде Самарской губ., Московском уезде и др.) еще в начале семидесятых годов. Уже в 1890 г., по данным Жбанкова, разъездная система оставалась лишь в 50 уездах земских губерний, в 46 уездах существовала стационарная система, а в 258-смешанная, т. е., наряду с возглавлявшимися врачами В. у. с б-цами и амбулаториями, имелись еще амбулаторные и фельдшерские пункты, на к-рые врач выезжал в определенное время для оказания врачебной помощи. Стационарная система организации В. у: стала в последующие годы превалирующей. Развитие сети В. у. шло в земских губерниях следующим образом: Т а тл. 1. Сеть В. у. 1880 i 1890 j 1900 Общее число В. у. 925!l .440 Из них: с боль- j j ницей в сель- | ских местно- 370i 890 l.?no|l .710 (13%) (40%)|(47%) (54%)!(64%) с больницей в i уездных горо- дах ..... 310 315 ВрачсОн. участ. без коечн. ле- чения .... 245 435 (25%) (27%) (30%) (29 %) (24%) Площадь среднего врачебн.участка в кв. км .... 3.050 1.980 За вычетом неза- селенного про- странства . . . 1 .070 Количество насе- ления в среднем на 1 врач, участ. в тысячах . . . 33 28 Число коек на 10.000 ишт. на врач, участок . 1,5 2,5 3 , 4 4,01 4,8 Число самостоя- j тельных фельд- шерск. пунктов - - '2.620 Число самостоя- тельных фельд- ! шерских пунк- тов на 1 врачеб- ный участок . . 2,8 2,5 1,75 Сеть врачебных участков была крайне недостаточной. В 1910 году (3. Г. Френкель, «Земско-врачебное дело») даже в этих губерниях фактически врачебной помощью в смысле сравнительной доступности обслуживалось (радиус 10 км) не более 30% пространства земских губерний, а 48% всей площади земской России приходилось на заселенные, но совершенно не обслуженные медико-санитарной помощью пространства. На один В. у. в земской губернии приходилось в среднем в 1910 г. площади 755 кв. км (с вычетом незаселенных пространств) и около 28 тысяч человек, при чем многие губернии имели крайне недостаточную сеть. В не-земских губерниях,* где правительство еще в 80-90-х годах XIX в. приступило к организации т. н. «сельской медицины», поставленной под специальный надзор правительственных органов, один В. у. приходился на территорию в 2.300 кв. км в среднем и на 98.000 чел. населения. На Кавказе на один В. у. приходилась территория в 3.100 кв. км и 73.000 человек населения. Не лучше было положение врачебной помощи на, селе накануне империалистской войны. На территории, соответствующей нынешней РСФСР, в 1913 г. было 2.732 В. у. (по данным Комиссии Рейна по пересмотру вра-чебно-сан. законодательства--2.517) и 3.325 фельдшерских пунктов. Сеть В. у. в СССР. В 1926-27 г. на территории РСФСР было уже 4.341 врачебных участков,из которых 2.656 больничных В. у. с 61.990 коек. Кроме того, числилось 3.478 самостоятельных фельдшерских пунктов. Средний радиус В. у. по РСФСР, учитывая и крайне слабо заселенные пространства Сибири, Дальнего Востока и т. д., составляет около 38 км, при населении В. у. около 20.000 человек. При оценке этих цифр следует иметь в виду большое разно* образце в величине В. у. в разных районах; напр., в Московской губ. радиус В. у. равен 2 км, в Крымской АССР-9 км, тогда как в Сибири он равен 40 км, в Якутской АССР и Казакской АССР он доходит даже до 100 км. Сеть врачебных участков значительно больше довоенной, и в ней число врачебных участков резко преобладает над числом фельдшерских пунктов, тогда как в довоенное время наблюдалось обратное соотношение (см. табл. 2). В состав существующей сети В. у. входит много профилактических учреждений, которых до революции В. у. не имели. Обращаемость сельск. населения в амбулатории В. у. в год составляла в 1913 г.-4.467, на 10.000 чел. населения, а в 1926 г.--6.243, что говорит также о большой доступности помощи крестьянскому населению. Сеть В.у. за последние годы все время растет, при чем происходит, помимо развертывания новых В. у. в районах, замена фельдшерских пунктов врачебно-амбулаторными участками и открытие больниц на врачебно-амбулатор-ных участках. Темп роста сети В. у. виден из сравнения таблиц 3 и 4. Предыдущий же темп роста сети врачебных участков по десятилетиям по 34 земским губерниям был значительно меньше, что видно из таблицы 4. Табл. Врачебные участки Сельск. врач, участков . Из них больничных . Коек в них...... % сельск. врач, участков имеющих больницы . Самостоятельн. фельдш. пунктов ........ I % фельдшерских пунктов к В. у....... 61,1 42,0 - а в О) а в is Е-1 о 48,2 38,8 11,4 55,4 50,0 40,7 24,8 97,4 а б л. 3. 1913 г. 1925г. 1926 г. 1927 г. Число вра-чебн. участ- Йзменения в про- Число участковых боль-Изменения в про- Число врач. амбулатор. участков . . Изменения в про- 3.549 + 41 2.421 1.128 4.098 + 13,4 2.596 + 7,8 1.502 + 33,1 4.341 + 5,9 2.656 + 2,3 1.687 + 12,3 Табл. 4. Средний годовой % прироста В. у. по 34 земским губерниям 2. Сеть врачебных участков по СССР в 1926/27 г. на ДОМу (общей леч. ПОМОЩИ и по основным ее спец. видам), проведение леч. и профилактических мероприятий по борьбе с соц., бытовыми, професс. и эпидемическими болезнями (в отношении последних-сан. мероприятия, предупредительные прививки, дезинфекция, изоляция заболевших и т. д.), организация и проведение мероприятий по охране материнства, младенчества, здоровья детей и подростков (с обращением особого внимания на борьбу с детской смертностью, на осуществление школыю-сан. надзора, гиг. воспитание подрастающего поколения, проведение мероприятий по физ. культуре), распространение сан.-гиг. знаний и развитие сан. навыков среди населения (поднятие сан. культуры), регистрация и учет заболеваемости, изучение сан. состояния территории участка и условий жизни населения и проведение спец. обследований состояния здоровья и условий труда и быта отдельных категорий заболевших и отдельных групп населения (с целью обнаружения естественных, соц. и бытовых причин заболеваемости и принятия надлежащих мер борьбы с последней), проведение и участие в осуществлении мероприятий по оздоровлению условий труда и быта населения, проведение мероприятий по общему сан. надзору (текущему и предупредительному), особенно по улучшению сан. состояния сельских местностей (надзор за водоснабжением, жилищами, местами общего пользования, удалением нечистот и т. д.), попечение о душевнобольных (патронаж), находящихся на территории участка, участие в общекультурной работе на селе и организация самодеятельности сельского населения в области здравоохранения. В. у. по характеру своей деятельности должен быть организующим и руководящим центром всей деятельности по здравоохранению на обслуживаемой им территории, удовлетворяющим все основные потребности населения в медико-сан. помощи с обращением особого внимания на профилактические мероприятия. Сельские врачебные участки делятся на врачебно-больничные участки и врачебно-амбулаторные; первые имеют в своем составе б-цу, вторые таковой не имеют. Если на территории В. у. находятся фельдшерские пункты (мед. амбулаторные пункты, возглавляемые фельдшерами), то они входят в состав В. у. и подчиняются ему. Сеть В. у. образует сельскую медико-сан. организацию, к-рую часто называют медико-сан. участковой сетью или сельской участковой сетью здравоохранения. Каждый правильно организованный В. у. должен обязательно как минимум иметь: амбулаторию, стационар (лечебницу) для общих б-ных, заразное отделение с дезинфекционной камерой, родильное отделение, аптеку и транспортные средства для оказания населению медицинской помощи на дому-разъездной помощи. Районные и волостные В. у., организуемые применительно к административному (Разработка данных 3 . Г. Френкеля) Десятилетия Врачебные участки Учаетко-вые б-цы Врач. амб. участки 1870-1880 . . . 1880-1890 . . . 1890-1900 . . . 1900-1910 . . . 2,16 6,18 4,3 3,54 18,4 6,37 5,64 3,51 5,65 5,88 1,14 2, 59 Однако, в наст, время еще имеется 15% незамещенных вакансий врачей на В. у. В РСФСР лишь 26% врачебн. участков обеспечены теперь транспортными средствами. Оклады персоналу еще недостаточны, и материально-хозяйственные нужды врачебных участков удовлетворяются еще в недостаточной мере. Усилия правительственных органов и советской общественности направлены к тому, чтобы всячески способствовать дальнейшему развитию сети врачебных участков, близких к населению и оказывающих ему не только бесплатно доступную квалифицированную мед. помощь, но и проводящих предупредительно-оздоровительные мероприятия по охране и укреплению здоровья сельского населения. Успешный рост народного хозяйства и рост бюджета, а также усиление внимания советской общественности к нуждам сельского здравоохранения служат залогом дальнейшего правильного развития сети врачебных участков. Задачи сельского врачебного участка. В задачи сельского врачебного участка входит бесплатное оказание сельскому трудящемуся населению мед. помощи амбулаторной, коечной и помощи делению и расположению соответствующих районных и волостных центров, составляют основу нормальной районной и волостной организации здравоохранения. Нормальная районная или волостная организация здравоохранения строится так, чтобы каждый район, волость или нормальные районные и волостные В. у. имели: 1) не менее одной больницы с амбулаторией, родильным и заразным отделениями, зубоврачебным кабинетом и аптекой; 2) консультацию для матерей и грудных детей, а также летние ясли; 3)  вен., туб., глазные койки и другие соответствующие виды мед. помощи в районах, волостях, пораженных сифилисом, туберкулезом, трахомой и друг, бытовыми б-нями; 4) детскую площадку для физически слабых детей; 5) основные сан. учреждения-простейшую дезинфекционную установку, ин-т оспопрививателей и передвижную выставку по сан. просвещению. В районах (волостях), где вследствие обширности территории или по других причинам больница районного или волостного врачебного участка не может обслуживать население всего района или волости, на территории указанного районного или волостного В. участка организуются как их составные части дополнительные врачебно-амбулаторные или врачебно-больничные участки (постановление ВЦИК и Совнаркома от 14 декабря 1925 г. об основах построения волостной районной организации здравоохранения). Туб. диспансеры, туб. пункты, вен. отряды, вен. пункты, ясли, консультации, глазные отряды и др. специальные медико-сан. учреждения, обслуживающие сельское население на территории В. у., входят в состав последнего, увязывают свою работу с планом работы В. у. и работают под его" общим руководством в соответствии с директивами органов здравоохранения по соответствующим отраслям работы. Эти специальные учреждения ведут работу на территории В. у. по диспансерному методу, при чем подворные, посемейные, индивидуальные и выборочные обследования, к-рые производятся указанными учреждениями в отношении tbc, сифилиса, трахомы и т. п., должны быть согласованы с участком, а соответствующие посемейные и подворные регистрационные записи и результаты обследований должны стать достоянием участка и быть включены в общие посемейные записи, ведущиеся на В. у. для того, чтобы наблюдения и мероприятия в отношении отдельных заболеваний не были изолированы от общих наблюдений и мероприятий участка. Если этих спец. учреждений нет, то соответствующая работа диспансерного характера падает целиком на общие медико-сан. учреждения участка, но при этом участок б. ч. выделяет из всего населения для более углубленного обслуживания определенные группы по разным признакам: 1) по возрастному (охват детей, особенно младенческого возраста, подростков, организованных групп-детские учреждения, школы, пионер, отряды); 2) по половому (рациональное обслуживание консультативной и леч. помощью беременных женщин и кормящих матерей); 3) по профес- сиональному (взятие на учет и наблюдение наиболее ранимых групп населения-с.-х. рабочих совхозов, батраков, занимающихся промыслами и т. д.); 4) по признаку наиболее распространенных в данном районе б-ней (tbc, сифилис, трахома и т. д). Нормальная сельская районная (волостная) медико-сан. организация или нормальный В.у. районного (волостного) значения должны иметь районного (волостного) сан. врача для руководства всей сан. деятельностью на территории района (волости). Необходимо, чтобы В. у., входящие в состав сельской районной (волостной) медико-сан. организации, строились, по возможности, по типу нормальных В. у.; таковыми принято считать В. у. с радиусом не более 8-10 км, с населением 8-10 тыс. человек, обеспечивающие последнее бесплатной, доступной, достаточно квалифицированной врачебной помощью- лечебной (амбулаторной, коечной и помощью на дому) и профилактической в соответствии с установленными нормами и осуществляющие необходимые предупредительно-оздоровительные мероприятия. При развертывании сети нормальных врачебных участков не допускается открытия новых фельдшерских пунктов, старые же фельдшерские пункты подлежат превращению во врачебные пункты или свертываются, если, согласно новому плану строительства нормальной сети, в месте расположения фельдшерских пунктов не предполагается оставление медицинских пунктов. Нормы территории и населения на В. у. При организации сети нормальных В. у. руководствуются следующим. Установлено, что нормальная обращаемость населения за мед. помощью в сельские В. у., равная в год 100% населения, имеется в районе В. у., не превышающем по радиусу 5-6,5 км, тогда как в следующем концен-трич. поясе, от 6,5 до 12,5 км по радиусу (считая центром место расположения участковой больницы или амбулатории), обращаемость населения в год уже ниже 50% его численности, а далее-все более и более убывает по мере удаления от указанного центра. В. у., в целях обеспечения доступной врачебной помощи, должен иметь территорию, радиус к-рой не превышает 10 км, так как с территории, лежащей за пределами этого радиуса, обращаемость населения за врач. помощью резко падает. Так как В. у. при наличии одного врача (что имеет место на огромном большинстве участков) может пропустить при обычной нагрузке врача лишь 35-40 амбулаторных больных в день или около 10-12 тысяч посещений в год (из них 5-6 тысяч первичных) и так как общее число всех посещений на врачебном участке нормальной величины обычно в iy2 раза превышает численность населения В. у., то цифра в восемь тысяч населения должна считаться максимумом для В. у. с одним врачом, при радиусе до 10 км, т. е. при средней плотности в 25-30 человек на 1 кв. км. Нормою численности населения участка для обеспечения доступности амбулаторной помощи следует считать в среднем 6-8 тысяч человек. В сельских местностях с большей плотностью населения, а равно в сельских 23 местностях с развитою промышленностью и с большим скоплением сел.-хоз. рабочих- соответственно увеличивается количество врачебного и вспомогательного персонала В. у. или соответственно уменьшается его территория путем организации дополнительных врачебных пунктов. В местностях же с более редким населением (менее 25 человек на 1 кв. км) увеличивается по необходимости площадь В. у., но считается совершенно недопустимым увеличение радиуса более 15 км, т. е. более 700 кв. км площади территории В. у. В таком случае следует организовать дополнительный врачебно-больнич-ный или врачебно-амбулаторный участок. Нормы коечной помощи. Для врачебного участка на 1.000 чел. населения необходимы-по внутренним и хир. б-ням 2 койки, для заразных б-ных-0,5--1, для рожениц-0,5, для глазных-0,1, для вен.-0,1 коек. В. у. с 8.000 нас. должен иметь 25-30 коек, из коих 15-16 кроватей по хирургии и терапии, 4-6 родильных и 4-6 заразных. Родильные и заразные койки (изоляционно-эпидемические) как койки профилактического значения должны иметься обязательно на каждом участке. Исключение допустимо лишь для тех врачебно-амбулаторных участков, которые обслуживают территорию с радиусом менее 8 км. Указанные нормы повышаются для В. у., расположенных в местностях с развитой промышленностью или с большим скоплением сел .-хоз. рабочих с ориентировкою на приближение к нормам мед. помощи, установленным для застрахованных. Понятием общей коечной помощи на В. у. ранее обычно охватывались терапевтические и хирургич. койки; теперь, согласно изданной в 1925 г. «Инструкции Наркомздрава по составлению проекта плана нормальной губернской сети медико-санйт. участков», в понятие общей коечной помощи на В. у. включаются койки по родовспоможению, изоляционно-эпид. и койки первой помощи, к-рых по этой инструкции необходимо иметь на В. у. из расчета 1 койка на 500 человек населения, т. е. на нормальный В. у. должно быть 12-15 таких коек общей помощи (кроме специальных коек), при чем в указанное число коек входит 4 заразных, 4-6 родильных, остальные- койки первой помощи; коек же по другим специальностям-10-15, с распределением их согласно приведенным коэфициентам. Типом небольшой б-цы В. у. следует считать б-цу в 16 коек, из к-рых 8 хирургических и терапевтических, 4 родильных и 4 изоляционно-эпидемических. Расчет коечной помощи исчислен на основании данных о деятельности наиболее благоустроенных сельских лечебниц Московской губ., показывающих, что из 100 б-ных, обращающихся в амбулаторию, в среднем около 7, при отсутствии эпидемий, подлежат помещению на койку, при средней продолжительности пребывания б-ного на койке в 14 дней. Расчет потребности в родильных койках исходит из средней рождаемости, равной 4% населения, и из предположения, что одна кровать может обслуживать в год около 50 рожениц и что 60-70% всех родов будут происходить в родильном отделении. Коэфициент потребности в заразных койках вычислен на основании эмпирически установленных данных, что средний В. у. с населением около 10.000 человек изолирует ежегодно около 130 острых инфекционных заболеваний (тифы, скарлатина, оспа, дифтерит и пр.), и что заразная койка в год может пропустить 16-17 б-ных. Что же касается глазных и венерических коек, то приведенные коэфициенты в местах сильного распространения (особенно бытового) глазных и вен. заболеваний соответственно повышаются, применительно к выявленной потребности. В отношении душевнобольных районный В. у. организует патронаж из расчета 0,4 на 1.000 населения. В отношении зубоврачебной помощи каждый районный (волостной) В. у. дрлжен иметь зубоврачебный кабинет, ведущий леч. и профилактическую работу по зубоврачеванию. Т. о. районный (волостной) врач, участок должен иметь: амбулаторию, аптеку, 12-45 общих коек (родильных, заразных и первой помощи) для обслуживания этими видами помощи территории 8,5-10,6 км радиуса (при средней плотности в 25 человек на 1 кв. км), затем, специальные койки (согласно указанным коэфициентам) для обслуживания всей территории района В. у., дезинфекционную камеру, консультацию для беременных и грудных детей, ясли, зубоврачебный кабинет, санитарно-прогветительную выставку, транспорт с двумя лошадьми. Штаты персонала районного (волостного) В. у. определяются количеством коек, нагрузкой амбулаторной и выездной работы, характером профилактической работы, но, во всяком случае, штаты должны состоять не менее чем из двух врачей, одного зубного врача, трех лиц среднего мед. персонала, двух акушерок и двух сестер-обследова-тельниц и определенного количества ухаживающего и хозяйственного персонала, соответственно нормам нагрузки. Нормальный районный (волостной) В. у. должен иметь одного сан. врача. Дополнительные врачебно-больничные и врачебно-амбула-торные участки на территории районного (волостного) В. у., являясь частью последнего и ведя свою работу согласованно с ним, строят лечебную амбулаторную и стационарную помощь и помощь на дому, а также профилактическую помощь населению-на тех же основаниях, что и основной районный (волостной) В. у., при чем на дополнительном врачебно-больничном участке число коек не должно быть менее 4 родильных, 3-4 изоляционно-эпидемических и 4- 6 для оказания первой помощи, и должна быть организована консультация для беременных и грудных детей. Мед. персонал такого дополнительного В. у. состоит из двух врачей, не менее двух лиц среднего мед. персонала, двух акушерок и одной сестры-обследовательницы. Транспорт такого участка должен быть обеспечен двумя лошадьми. Врач.-амбулаторный участок должен иметь минимум-одного врача, двух лиц среднего мед. персонала, одну акушерку и одну се-стру-обследовательницу. Что же касается существующих регламентированных минимальных штатов В. участков, то они были установлены в 1923 г., гл. обр. из учета их леч. работы; для врачебно-амбулаторного участка как минимум-один врач, три лица среднего мед. персонала (из них одна фельдшерица-акушерка) и один служитель или рабочий. Для врачебно-больничного участка до 15 коек-один врач (если число посещений в год превышает 10 тысяч, то полагается второй врач), 3-4 лица среднего мед. персонала (из них одна фельдшерица-акушерка), 4-6 лиц младшего ухаживающего персонала, в зависимости от числа коек и наличия заразного отделения, одна кухарка, одна прачка и один служитель или рабочий. При числе коек на врач, участке 16-30- два врача; 5-6 лиц среднего мед. персонала (из них 1-2 фельдш.-акушерки), один фармацевт, один зав. хоз. или экономка, 6-9 лиц младшего ухаживающего персонала, одна кухарка, одна прачка и два служителя или рабочих. При числе коек на В. у. свыше 30 вводятся дополнительно на каждые 15- 20 коек-один врач, два лица среднего мёд. персонала," 3-4 младшего и 1-2 проч. хозяйственного персонала, один зубной врач, один дезинфектор и один конторщик-регистратор. Для обеспечения же выполнения профилактических и сан. задач В. участка, особенно с одним врачом, следует в дополнение к указанному штату иметь еще одного врача.--На многих В. у. для ведения сан. и профилактической работы выделяются т. н. «профилактические дни», в к-рые особое внимание уделяется вопросам сан. просвещения, охране материнства, младенчества и детства и сан. благоустройству (лекции, беседы, обследования, консультации для беременных и матерей и т. д.). Наиболее мощные В. у. с несколькими врачами и с особыми профилактическими ячейками (как, напр., консультации, ясли) должны иметь в штате для наиболее важных отраслей профилактической работы отдельных врачей, напр., врача, ведущего работу по охране материнства и младенчества, врача-венеролога в местностях со значительным распространением вен. заболеваний и т. д. Строительство сети В. у. определяется рядом постановлений правительств. органов и законодательных актов-постановление Совнаркома РСФСР от 30/VI-1924 г., резолюция XII Съезда Советов РСФСР по докладу НКЗдрава, декрет ВЦИК и Совнаркома РСФСР от 2/XI1-1925 г. и 14/XII- 1925 г., постановление ВЦИКиСНК РСФСР от 26/11-1926 г. по докладу НКЗдр. и декрет ВЦИК и СНК РСФСР от 8/И-1927 г. Расходы на содержание В. у. возлагаются в отношении врачебных и фельдшерских амбулаторных пунктов, акушерской помощи, детских яслей и детских консультаций-на волостные и соотретствующие им бюджеты, а в отношении устройства, оборудования и содержания б-ц в сельских местностях и но больничному строительству в сельских местностях-на уездные и соответствующие им бюджеты (положение о местных финансах РСФСР, утвержденное 19-го ноября 1926  г.). Однако, во многих губерниях наблюдается стремление возложить содержание больниц в сельских местностях на волостные и соответствующие им бюджеты. При построении сети нормаль'ных В. у.-в пределах сельской районной мед .-сан. организации приходится оперировать с рядом признаков, определяющих характер В. у., а именно: с количеством населения, общей и действительно заселенной площадью и плотностью подлежащей обслуживанию территории, средним радиусом, средним расстоянием селений от учреждений участка, средней близостью жителей к этим учреждениям, обращаемостью населения за мед. помощью и посещаемостью. Под общей площадью В. у. разумеют всю территорию участка. Общая площадь существующего участка определяется след. образом: на карте округа (уезда) 5-верстного масштаба вокруг каждой амбулатории или б-цы описывают круг такого радиуса, чтобы соседние круги захватывали друг друга, при чем радиусы кругов двух смежных участков должны быть одинаковы. Затем путем соединения точек пересечения кругов прямыми линиями получают ряд многоугольников с различным числом сторон неодинаковой длины. Все селения, остающиеся внутри такого многоугольника, будут по прямой линии ближе к амбулатории или б-це данного участка, чем к учреждениям соседнего участка. Площадь такого участка вычисляется с помощью планиметра. Действительная площадь или действительно заселенная площадь В. у. получается так: все пустые незаселенные пространства В. у. (леса, болота, заливные луга), отделяющие участок от соседних участков, как не влияющие на обращаемость населения за мед. помощью вычитаются из общей площади участка вплоть до крайних периферических селений в участке. Затем, крайние в общей площади участка селения соединяются между собой ломаной линией, при чем не исключается возможность и входящих углов, если они не менее 90°. Получающаяся площадь замкнутого ломаной линией многоугольника является действительной заселенной площадью участка, вычисление к-рой также производится планиметром. Наиболее важным признаком, характеризующим действительные расстояния на территории В. у., влияющие на обращаемость населения за мед. помощью, является геометрический, или средний радиус. Геометрическим, или средним радиусом действительной площади участка называется радиус круга (вписанного многоугольника), замкнутая линия к-рого проходит через крайние селения участка и определяется по площади этого круга. Согласно определению В. С. Лебедева, геометрическим (или средним) радиусом участка условно называется радиус круга, площадь которого равняется территории данного участка. Для характеристики местоположения учреждений участка по отношению к его границам отмечаются максимальные и минимальные расстояния от учреждений участка до его границ. Средняя площадь на одно селение получается от деления действительной площади участка на число селений в участке. Для получения представления о расположении селений на территории участка вычисляют среднее расстояние между селениями, которое равняется

В начало энциклопедии