Приглашаем посетить сайт

Достоевский (dostoevskiy-lit.ru)

Большая медицинская энциклопедия (1970)
ГАЛОПА РИТМ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ГАЛОПА РИТМ

ГАЛОПА РИТМ, термин, впервые примененный в 1847 году Буйо (Bouillaud) для обозначения звукового феномена, выслушиваемого над сердцем и напоминающего по ритму сочетание звуков,вызываемое галопирующей лошадью. Классическое описание и анализ этого феномена дал Потен (Potain). Г. ритм выслушивается обычно лучше всего немного выше и кнутри от верхушки сердца и как правило лучше улавливается при выслушивании сердца непосредственно ухом. Объясняется это отчасти тем, что нередко добавочный тон Г. р. сопровождается ощущением слабого толчка. Г. р. состоит из трех тонов: двух нормальных сердечных тонов и третьего добавочного; последний выслушивается на таком расстоянии от первого и второго тона, что вызывает впечатление ритма в 3Д такта. Добавочный тон расположен почти всегда в большой паузе-в начале, в середине или в конце ее (прото-, мезодиа-столический и предсистолич. Г. р.). В одном и том же случае, при изменении частоты сердечного ритма, одна форма может переходить в другую. Ударение при Г. р. расположено всегда на одном из двух нормальных тонов. Чаще всего наблюдается пред-систолический тип Г. р. Потен выделяет еще 4-й-систолический тип Г. р., когда добавочный тон расположен между 1-м и 2-м тонами, в малой паузе. Несомненно, это наиболее редкая форма. Чаще всего ритм галопа встречается при учащенной деятельности сердца; он наблюдается, гл. обр., при хронич. нефрите, нефросклерозе, гипертонии, кардиосклерозе в периоде ослабления сердечной деятельности и заставляет предполагать понижение тонуса и сократительной силы сердечной мышцы. Реже Г. р. наблюдается во время острых инфекционных заболеваний (брюшной и сыпной тифы и дифтерия). По объяснению Потена, добавочный тон Г. р. с диастоли-ческим добавочным тоном вызывается натяжением стенок желудочков вливающейся в них в начале диастолы кровью (протодиасто-лический и мезодиастолический типы) или сокращением предсердия и вызванным этим сокращением напряжением стенок желудочка вследствие быстрого повышения вну-трижелудочкового давления (предсистолический тип). Условием для возникновения тона при наполнении желудочков кровью является понижение их эластичности вследствие понижения тонуса желудочковой мускулатуры или вследствие фиброзного перерождения ее. Эта теория подкрепляется тем, что при регистрации сердечных тонов специальными чувствительными приборами (микрофоном и струнным гальванометром) удается и в норме регистрировать третий сердечный тон в начале диастолы (Eintho-ven). С другой стороны, электрокардиографические исследования обнаружили, что Г. р. наблюдается часто в случаях замедления проведения импульсов по пучку Гиса и при блокаде одной из главных ветвей этого пучка (см. кривую). В первом случае можно i

1 1 2

ГАЛОПА РИТМ

Ч*                VR                *Л                *R                У Л

ЛД/WVWWWMWWWWWWWWVW Протодиастолический ритм галопа (I 1,2) при блокаде правой ножки пучка His'а (наблюдение Фогельсона и Рожковой). предполагать, что добавочный тон вызывается сокращением предсердий (предсисто-лический тип); при блокаде же одной из ветвей пучка Гиса каждый желудочек дает отдельный тон, так как сокращение того из желудочков, ветвь которого блокирована, происходит с известным запозданием (протодиастолический тип).

Лит.: Образцов В. П., К физическому исследованию желудочно-кишечного канала и сердца, Киев, 1915;Фогельсон Л. И. и Рожкова Т. М., К вопросу генеза ритма галопа, «Медико-биологич. журнал», 1927, вып. 6; Potain P., Du rythme car-diaque appele bruit de galop, de son meeanisme et de sa valeur semiologique, Bulletins et memoires des hOpitaux de Paris, t. XII, 1876; e г о ж е, Les bruits de galop, Semaine medicale, 1900; L a u b г у Ch. et P e z z i C.,Lessyndromescardiaques,Paris, 1926; Q u-bergritz M., Zur Frage von der Entstehung des Herzgalopps, Deutsches Arcniv fur klinisehe Medizin, Band CXVI, 1914.

В начало энциклопедии