Приглашаем посетить сайт

Достоевский (dostoevskiy-lit.ru)

Большая медицинская энциклопедия (1970)
ГРУЗЫ СКОРОПОРТЯЩИЕСЯ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ГРУЗЫ СКОРОПОРТЯЩИЕСЯ

ГРУЗЫ СКОРОПОРТЯЩИЕСЯ, правилами перевозки, утвержденными Главным комитетом по перевозкам, определяются след. образом: «Скоропортящимися грузами признаются такие продукты, к-рые, представляя собой в обычных условиях среду, благоприятную для развития вредных микроорганизмов, требуют, при продолжительном хранении и при перевозке, особых мер защиты (предупреждение излишней влажности, предварительное охлаждение при перевозке и пр.). К скоропортящимся Г. надлежит отнести также Г., боящиеся холода и требующие особых мер для защиты против него (хранение и перевозка в утепленных помещениях и вагонах)». Для перевозки скоропортящихся продуктов на жел. дорогах применяются т. н. изотермические вагоны, устройство которых позволяет поддерживать t° внутри них на определенном уровне, что достигается путем охлаждения вагонов в жаркую погоду и отепления их в зимнее время и соответствующим устройством самого кузова вагона. В таких вагонах стены, полы и потолок устраиваются из изолирующих материалов [пробка, льняные очесы (шевелин), войлок, прессованная костра (морозин), камыш, солома (соломит), водонепроницаемый картон], иногда с воздушными прослойками между ними. Двери вагона делаются из такого же материала и

ГРУЗЫ СКОРОПОРТЯЩИЕСЯ

снабжаются резиновыми прокладками для достижения герметичности при их закрытии. Вагон окрашивается в белый цвет для уменьшения поглощения солнечных лучей. Внутри вагона, у торцовых его стен, устраиваются или «ледяные карманы»-решотчатые, деревянные или металлические резервуары для загрузки льдом через особые люки, находящиеся в крыше вагона, или «танки»-

металлические сплошные баки для загрузки льдом с солью (см. рисунок 1). Спуск воды от тающего льда совершается Рисунок 1. Схематический чертеж через сточные изотермического вагона: а^«кар- трубы С сифо-маны» для льда (или танки для льда с солью); Ь-перегородка, отделяющая «карман» от вагона; с-люк для загрузки льда; d- сифон для спуска талой воды (или льдо-солевого раствора); ТЯТТТГПП РО«стпя_ е-поддон для собирания талой ,4KIUJO шиира воды (или солевого раствора). етСЯ В особые сковороды, расположенные в шахматном порядке под танками, и задерживается в них, пока обладает низкой t°. Льдохранилища отделяются от остальной части вагона деревянными щитами, не доходящими до пола и потолка, что благоприятствует установлению циркуляции воздуха внутри вагона (холодный воздух от льдохранилища выходит через нижний просвет перегородки, а теплый попадает к льдохранилищу через верхний просвет). Нек-рые вагоны-ледники для усиления циркуляции снабжаются и вентиляторами. В вагонах с ледяными карманами перевозятся продукты, не требующие очень низкой t° (не ниже+2°),-яйца, молоко, масло и др., вагоны с танками использовываются для грузов, требующих более низкой темп. (до-3°),-мясо, рыба. Для перевозки фрук- ном (гидравлическим затвором). Солевой же рассол из

ГРУЗЫ СКОРОПОРТЯЩИЕСЯ

Рисунок 2. Холодильная машина с циркуляцией солевого раствора: а-бак с аммиаком; b-регулирующий вентиль; с-бак с солевым раствором; d-рефрижератор; е-насос; /-компрессор; д-сепаратор масел; h-конденсатор.

тов, овощей и иногда яиц применяются «вентиляционные изотермические вагоны» (снабженные вентиляторами или решетчатыми отверстиями в лобовых стенах вагона, но без льдохранилища). Реже применяются вагоны с усиленной циркуляцией воздуха и солевого раствора (см. рисунок 2). Для перевозки молока в С.-А. С. Ш. устраиваются специальные вагоны-цистерны (см. рисунок 3). Иногда дополнительно применяется также система «предварительного охлаждения» грузов ли- бо в холодильных камерах либо в загруженных вагонах, в особых станциях предварительного охлаждения (С.-А. С. Ш.), из к-рых по коленчатым трубопроводам холодный воздух подается в вагоны и, циркулируя в них, охлаждает груз. Устройство холодных складов на транспорте не отличается

ГРУЗЫ СКОРОПОРТЯЩИЕСЯ

Ш2

Рисунок 3. Схематический чертеж вагона-рефрижератора для перевозки молока (С.-А. С. Ш., Чикаго, The General American Car Company): a-металлические танки для молока, вместимостью по 3.00 0 галлонов каждый; Ь-система рефрижераторных труб. от обычного (см. Холодильники). Следует отметить только одну специфическую деталь. Для избежания потери холода при загрузке вагона из склада, у дверей последнего устраивается гармоника, которая, раздвигаясь, подходит вплотную к дверям вагона, чем устанавливается непрерывная связь холодного склада с холодным вагоном. При перевозке продуктов (в частности мяса) не повагонно, а попудно с пассажирскими поездами, на американских жел. дор. применяются особые двойные ме

ГРУЗЫ СКОРОПОРТЯЩИЕСЯ

таллические ящики, вставляемые в деревянные ящики, при чем пространство между стенками наружного и внутреннего ящика загружают мелкоколотым льдом. Перевозка скоропортящихся Г. на водных путях сообщения совершается в особых судах - рефрижераторах, которые имеют специальные холодильные камеры. На рисунке 4 изображен схематический чертеж рефрижератора на судне Brunswick Refrigerating C° (о-паровая машина; 6-компрессор; с- сепаратор масел; е-резервуар для аммиака; g-льдоделательная машина; h-помещение для перевозки мяса; г-помещение для фруктов и овощей; к-помещение для масла, молока и яиц; I-вестибюль и помещение для разрезывания мясных туш; m- стол для разрезывания мяса).

В холодное время года для поддержания нужной t° изотермические вагоны обогреваются с помощью различных систем печей (керосиновых, спиртовых, угольных), устанавливаемых внутри вагона на месте льдохранилищ или устраиваемых вне вагона, с проводкой нагретого воздуха внутрь вагона Рисунок 4. путем труб или через промежутки между двойными полами и стенами (вагон Eastman's). Иногда применяется также отопление паром от паровоза, но это связано с прекращением отопления при отцепке паровоза. Для грузов, крайне чувствительных к резким колебаниям температуры, пользуются теплыми вагонами, стоявшими перед отправлением в теплом депо; эти вагоны при остановках в пути (приблизительно через сутки) снова подаются в теплое депо, где при открытых дверях вагона груз и самый вагон запасаются снова теплом из воздуха депо (С.-А. С. III.). При перевозке в простых крытых вагонах (не изотермических) в качестве термоизоляции при- меняют упаковку грузов в плотную бумагу и укрывают их соломой или стружками. Т° продукта и воздуха в вагоне и продолжительность пребывания Г; в пути, допустимые для скоропортящихся продуктов, видны из приведенной таблицы (Комаров). В виду большого сан. значения способы загрузки вагонов теми или другими скоропортящимися Г., род упаковки Г. и др. условия перевозки их в СССР устанавливаются особыми правилами, издаваемыми Центр. комитетом по перевозкам (приказ НКПС от 7/IX 1922 года, № 390), и рядом приказов НКПС, НКЗдр. и НКЗема. Общая часть этих правил устанавливает понятие скоропортящихся Г. и способы перевозки (вагоны-ледники, вагоны с машинным охлаждением, вентиляционные вагоны с изоляцией), говорит о порядке нагрузки и выгрузки Г. (в предварительно охлаяоденные вагоны и помещения или без этого условия), о состоянии подаваемых вагонов под нагрузку (исправность в техническом, термическом и сан. отношении), о порядке хранения Г. в складах [защита от действия атмосферных осадков, солнечных лучей и посторонних запахов (керосин, деготь)]. Часть специальная содержит правила о перевозке отдельных продуктов. За быстротой продвижения изотермических вагонов устанавливается особый контроль (приказ НКПС № 6793). В случае обнаружения в пути наружных признаков начавшейся порчи Г. вопрос об определении допустимости дальнейшего следования Г. или ликвидации его на месте во избежание полной его порчи разрешается организуемой начальником станции комиссией с участием сан. надзора.

Лит.: Казанский С, ЛысыйА:иЩер-баков М., Справочник транспортного врача, стр. 103, Москва, 1928.

С. Казанский.

В начало энциклопедии