Приглашаем посетить сайт

Чехов (chehov-lit.ru)

Большая медицинская энциклопедия (1970)
ДЕТСКИЙ САД

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ДЕТСКИЙ САД

ДЕТСКИЙ САД, общественное воспитательное учреждение для приходящих маленьких детей в возрасте (в СССР) от 3 до 7 лет. Среди других учреждений соц. воспитания Д. с. занимает исключительно важное место, т. к. он обслуживает период жизни, когда организм отличается особой пластичностью, когда с большой быстротой и силой развертывается деятельность аппаратов, имеющих решающее значение для формирования личности: сенсорных, моторных, эмоциональных, а к концу периода-и высших нервных приборов. Для крестьянской и рабочей семьи Д. с. имеет огромное воспитательное и социально-экономическое значение. Являясь проводником новых культурных и гиг. форм жизни, одним из действеннейших орудий преобразования быта, освобождая мать-работницу и крестьянку, перегруженную домашним трудом и мелочными хозяйственными заботами, от большого бремени, Д. с. способствует поднятию рабочей и крестьянской семьи на более высокую ступень культуры и т. о. играет роль важного, еще недостаточно оцененного фактора повышения производит, сил страны. Исторические сведения. Своим названием Д. с. обязан Фребелю (Froebel, 1782-1852). В 1837 г. Фребель открыл первый Д. с, и с тех пор это название утвердилось во всех странах мира за воспитательными учреждениями для приходящих детей дошкольного возраста. Духовным отцом Д. с. следует считать Генриха Песталоцци (Hcinrich Pesta-lozzi, 1746-1827), с педагогическими идеями к-рого и их практическим применением Фребель имел возможность познакомиться. Честь воплощения идеи общественного дошкольного воспитания среди рабочих масс принадлежит великому соц. реформатору-утописту Роберту Оуэну (R. Owen, 1771-1858), к-рый еще в 1816 г. обратился с письмом к английским рабочим, призывая их отправлять своих детей в основанные им школы. В наст, время нет ни одной культурной страны, в к-рой Д. с. не получили бы б. или м. значительного распространения. Картину наиболее мощного развития и расцвета дошкольного воспитания дают в наст, время Соединенные Штаты, в к-рых Д. с. и количественно и качественно оставляют Западную Европу далеко позади. вГто время как в странах Зап. Европы, особенно в Германии, педагогика Д. с. обнаруживает признаки застоя и идеи Фребеля, в свое время прогрессивные, превращаются в мертвую букву и ремесленную методику, американский Д. с. проделал большую эволюцию. Благодаря трудам американских педологов и педагогов (Ст. Холла, Дьюи и др.) из Д, с, были устранены все устарелые приемы и догматы фребелианства и заменены более гибкими и более жизненными принципами и методами. Сохранив и в большой мере воплотив в жизнь основную идею Фребеля-идею включения Д. с. КЕ1К обязательного элемента в общую систему народного воспитания и образования, американские дошкольные работники с большим усердием в пределах, ограниченных господствующей буржуазной идеологией, строят Д. с. на началах укрепления здоровья ребенка, развития в нем творческой самодеятельности, инициативности и веры в свои силы. Большими достоинствами отличается богатое, разнообразное и тщательно продуманное оборудование американского Д. с. (особенно-строительный материал, встретивший и у нас сочувствие и применение). В Россию идеи Фребеля проникли во 2-й половине XIX в., в эпоху зарождения народнического движения. Первый Д. с. по системе Фребеля был открыт в Петербурге в 1879 г. До начала XX в. все начинания в области общественного дошкольного воспитания, не имея опоры в массах и встречая противодействие и преследования со стороны правительства, носили узко кружковой и разрозненный характер. Революция 1905 г. дала сильный толчок общественному движению в области дошкольного воспитания; в ряде городов возникают специальные общества и кружки, появляются журналы, и впервые закладывается фундамент народного Д. с. в виде учреждения бесплатных Д. с. в Киеве, Самаре, Одессе, Москве, Петербурге и т. д. Октябрьская революция вызвала переворот и в области дошкольного воспитания. Впервые не только в истории русского просвещения, но и в мировой истории власть провозгласила воспитание ребенка с самых ранних лет жизни делом нетолько гос. важности, но и гос. обязанности. Отныне на пути к распространению Д. с, к охвату ими всего пролетарского и крестьянок, детского населения стоят в СССР лишь факторы эконом, значения. Эволюция идей дошколь- ного воспитания прошла в СССР в течение послереволюционных лет длинный, извилистый, далеко еще не законченный путь. В наследие от предшествовавшей эпохи достались идеи свободного воспитания, крайним выразителем к-рых был Л. Н. Толстой, находившийся под влиянием Руссо. Впоследствии проводником принципов свободного воспитания в более умеренном виде стал кружок педагогов, представителей радикальной интеллигенции, группировавшихся вокруг Шацкого и Шлегер. Педагогические принципы Шлегер, согласно к-рым в центре педагогического процесса должен стоять ребенок, его интересы и потребности, а орудиями воспитания должны служить труд, игра и искусство, были официально признаны и одобрены еще в резолюциях первого послеоктябрьского съезда по дошкольному воспитанию (апрель 1919 г.); но уже на II съезде в 1921 г. свободное воспитание было признано «реакционной утопией, классовые корни к-рой заложены во враждебном коммунизму лагере». Коренному пересмотру дошкольная работа подверглась на III съезде (1924), на к-ром приведенная выше триада свободного воспитания-труд, искусство, игра-была заменена другой триадой-активизм, реализм и коллективизм. Основными изменениями в методах работы Д. с. явились широкое внедрение в жизнь Д. с. элементов современности (участие Д. с. в революционных праздниках, демонстрациях и т. п.) и внесение в практическую работу плановости, программности и систематического учета. В последнее время намечается стремление к построению всей педагогики Д. с. на строго научном педологическом анализе особенностей растущего организма и характера воздействия на него окружающей физ. и соц. среды, к применению в педагогике Д. с. достижений рефлексологии, психологии и экспериментальной педагогики, а также к всестороннему проникновению в жизнь Д. с. физической культуры. Нет сомнения, что это стремление обещает дальнейшую плодотворную эволюцию дошкольной педагогики в СССР. Д. с. как орудие оздоровления народных масс. Д. с. должен рассматриваться и как очаг культуры и коллективного воспитания и как могучее орудие оздоровления народных масс. Для того, чтобы оздоровляющая роль Д. с. выполнялась наиболее совершенно, необходимо, чтобы требования гигиены и профилактики не в формальном смысле, а в их глубоком значении усваивались административными органами дошкольного воспитания, педагогическим персоналом Д. с. и широкими массами населения. Основные требования, к-рые предъявляет гигиена воспитания к Д. с, следующие.-Выбор места для Д. с. При выборе места для дошкольного учреждения следует предъявлять те же требования, как и при выборе места для школьного здания (к почве, строительным материалам, источникам водоснабжения и т. п.).-П л а н и р о в-ка самого здания Д. с. обычного городского типа (на 40-50 детей) должна исходить из необходимости наличия следующих частей: передняя, раздевальня, уборная (для маль- 84» чиков и девочек отдельно), три рабочие комнаты для 3 групп, комната для игр, столовая, ванная-умывальная, дежурная, к-рая может служить и музеем, комната для медицинского осмотра, изоляционная с отдельным выходом наружу, кухня, кладовая, терраса. В интересах гигиены дошкольного воспитания важно также обратить внимание на следующие детали. Раздевальня должна быть теплая, светлая и достаточно просторная, т. к. наблюдения показывают, что ее теснота является одним из источников нервного возбуждения детей. Уборные должны быть обязательно светлые и достаточно просторные для того, чтобы ребенок мог соблюдать чистоту. С 6 лет мальчики и девочки пользуются отдельными уборными. Кубатура в рабочих комнатах должна равняться 10 ма на каждого ребенка (при высоте в 3-3,5 м). В столовой,*сак и в др. комнатах, назначенных для кратковременного пребывания, указанную норму можно понизить до 8 ж3.-М е б е л ь должна соответствовать по своим размерам росту и пропорциям тела детей. В Д. с. должны быть по крайней мере два типа мебели: для младшей группы детей (3-5 л.) и старшей группы (5--7 л.). Мебель не должна быть однообразна; она должна отличаться прочностью, простотой и изяществом линий, быть свободна от всяких лишних украшений (резьба и т. п.) и отличаться относительной легкостью, чтобы ребенок мог сам передвигать ее. Дидактический материал. К дидактическому материалу как естественному, так и искусственному, к-рым Д. с. пользуется для педагогических целей, гигиена и педология предъявляют ряд требований: 1) материал должен быть свободен от каких-либо свойств, к-рые могут повредить здоровью ребенка; 2) он должен быть в полном соответствии с биол. особенностями ребенка дошкольного возраста на данном стадии его развития. В частности, по отношению к отдельным видам материала требования таковы. 1. Песок должен быть взят из чистого места, вдали от мусорных и выгребных ям, и содержаться в специальном ящике (снаружи деревянный, внутри цинковый, высота, с ножками, 30 см, длина 100 см, глубина 15 см), песок нужно периодически увлажнять для то*го, чтобы в воздухе не разносилась пыль, и через каждые 3 недели менять его или по крайней мере тщательно промывать. 2. Г л и н а, ценная своей пластичностью, представляет собой сравнительно безопасный материал; необходимо следить, чтобы к работе с глиной не допускались дети, страдающие сомнительными, в смысле заразительности, кожными болезнями; глина должна также периодически заменяться свежей. 3. Бросовый материал, могущий оказать педагогу очень ценные услуги, в гиг. отношении требует большой осторожности. Не следует пользоваться хламом и вещами, происхождение к-рых неизвестно. Лоскутки материй, одежды, белья, бывших в носке, следует подвергать действию пара и утюга. 4. Строительный материал. Непреодолимое влечение детей к дереву и занятию им указывает на его высокую биологич. ценность. Достаточное богатство и разнообразие форм и величин строительного материала является одним из основных условий продуктивного использования его детьми. Формы и пропорции строительного материала должны быть простыми, приближаясь к геометрическим фигурам; строительный материал не должен быть слишком мелким. Целесообразно, чтобы пользование им требовало нек-рого напряжения и давало стимулы для коллективного труда. Однако размер и тяжесть отдельных кубов, призм, цилиндров, досок, брусьев и т. п. не должны ставить препятствий при переноске и требовать чрезмерной затраты сил. Максимальный вес для младшей группы 1,5 кг, для старшей-2,5 кг. Большого внимания заслуживает строительный материал американских Д. с. Строительный материал должен содержаться в чистоте; поверхность кубиков и пр. должна быть гладко обтесана, окраска не должна линять и пачкать рук. Надо иметь в виду, что в состав зеленых красок часто входят ядовитые вещества. 5. В целях развития мускулатуры, координации движений и общего укрепления здоровья дошкольников, Д. с. должен быть снабжен в достаточном количестве мячами, кеглями, салазками, серсо, лыжами и проч. 6. Инструментарий, употребляемый при строительных и др. работах, должен соответствовать строению и силам детей. Р е ж и м Д. с. должен быть построен также на рациональных основах и в соответствии с биол. и физиол. особенностями детского организма. Режим Д. с. не может проводиться по твердо установленной схеме, обязательной при всех условиях; он должен меняться в зависимости от типа Д. с, климатических, соц.-бытовых и местных условий и т. д. Ниже приводится примерный порядок дня для двух типов Д. с, обычного и длительного, в центральной полосе РСФСР. Порядок дня при воздушном (зимнем) режиме. Обычный Д.с. (от 9 час. утра до 4 чао. дня). 9 - 97s ч. Сбор детей во дворе, отдых во дворе. 97i-10V« ч. Уход в дом, осмотр, мытье рук, одевание халатиков, завтрак, чистка зубов, уборка для дежурных, одевание. 101/»-127« ч. Уход во двор, ритмические занятия (20- 25 мин.), свободные игры, творческая работа, уборка двора, организованные занятия, прогулка-15 мин. для младших, 25 минут для старших. 127s- 17s ч. Приход в дом, мытье рук, обед, полоскание рта, приготовление ко сну. 17r- 37i ч. Сон для всех групп на воздухе. 37«- 374 ч. Уход в дом, одевание. 37<- 4 ч. Уход во двор, откуда родители забирают детей. При этом режиме из общего количества 7 часов дети проводят на воздухе 4%-5 часов. Длительный Д. с. (от 8 час. утра до 6 час. вечера). 8   - 87г ч. Сбор детей во дворе, отдых во дворе. 87t- 9 ч. Уход в дом, осмотр детей, одевание халатиков, мытье рук. 9   -9 V» ч- Завтрак, чистка зубов, уборка после зав- трака для дежурных, одевание. 97a-127s ч. Приход детей во двор, уход за животными, ритмические занятия (20-25 мин.), свободные игры, творческий труд, уборка двора, организованные занятия, прогулка-15 мин. для младших, 25 мин. для старших. 127s- 17« ч- Приход в дом, мытье рук, обед, полоскание рта, приготовление ко сну. 17s- 37а ч. Сон для всех групп на воздухе. SS2 3"i- 4'/s ч. Приход в дом, одевание, слушание музыки, рассматривание картинок, спокойные занятия, рисование, лепка. 47>- Б ч. Мытье рук, полдник, полоскание рта, уборка для дежурных, одевание. 5 - 6 ч. Уход во двор, пребывание на воздухе, беседа, рассказывание, дети предоставлены самим себе, уход домой со двора. При этом режиме из общего количества 10 часов дети проводят на воздухе &/2 часов. Физическая культура. Все элементы режима Д. с. должны быть построены на принципах правильно поставленной физкультуры. С указанной целью в Д. с. должны быть широко использованы основные естественные факторы: воздух, вода и солнце. Следует стремиться к тому, чтобы режим массового Д. с. приблизился к режиму детских учреждений на открытом воздухе (лесные школы). Необходимым условием для достижения этой цели является наличие веранды или навеса на дворе, снабжение Д. с. ватными мешками, дающими возможность проводить дневной сон и отдых на воздухе, и, что особенно важно, наличие хорошего и соответственно оборудованного двора.-П и-т а н и е. Одним из важнейших элементов правильного гиг. режима в Д. с. является рациональная постановка питания. Смотря по типу Д. с, дети получают в нем пищу 2 или 3 раза: 1) завтрак и 2) обед или 1) завтрак, 2) обед и 3)полдник. Пища должна содержать в себе достаточное, но отнюдь не избыточное количество полноценных белков, около 50-60 г в сутки, из к-рых 50% должны быть животного происхождения. Огромное значение для правильного питания ребенка-дошкольника имеют жиры как источники энергии и витаминов. Суточное количество жиров должно равняться в среднем 40 г. Витаминами богаты жир печени, молоко, сливки, сливочное масло. Из различных видов жиров для питания дошкольника особое значение имеют содержащие фосфор лецитины, к-рыми богаты яичный желток, сыр, икра, овсянка, фасоль и зеленый горошек. Среди углеводов наибольшую ценность в виду богатства витаминами имеют свежие овощи и фрукты, к-рые никогда не должны отсутствовать в пище. Прилагаемый (ст. 853-854) основной суточный паек для здорового ребенка в возрасте 3-5 лет (младшая группа Д. с.) и 5 - 8 лет (старшая группа) может служить материалом для построения питания в Д. с, при чем следует исходить из расчета половины приведенного суточного пайка для обычного детского сада и 3/4 пайка для длительного Д. с. Этот расчет однако не должен применяться чисто механически; надо принять в соображение, что, как показывает практика жизни, добавочное питание, к-рое ребенок получает в семье, обычно богато углеводами, содержит мало белков и очень бедно жирами. Типы дошкольных учреждений. Наряду с основным типом учреждений дошкольного соц. воспитания-Д. с, городским и деревенским (в его двух формах: обычный Д. с, функционирующий от 9 ч. утра до 4 ч. дня, и длительный Д. с.- при фабрике, заводе, функционирующий от от 7-8 ч. утра до 6 ч. вечера), условия жизни выдвинули в СССР необходимость создания других типов дошкольных учреждений: до- школьный детский дом (для сирот и полусирот, беспризорных и безнадзорных детей), дошкольный дом (или длительный сад) для отсталых (дефективных или «исключительных») детей, детский сад-санаторий (или Д. с. на открытом воздухе) для истощенных и ослабленных дошкольников. В последнее время под давлением тяжелых жилищных условий создаются своеобразные суррогаты Д. с. («примитивы»), как напр. детские уголки и вечерние группы при клубах, кооперативах, детские комнаты в домах жилищных товариществ и т. п. Многообещающую форму педагогической соц. помощи трудовому населению представляют собой нарождающиеся в СССР педагогич. консультации. Статистические данные. По данным Ц. С. У. на 1926/27 г. имелось по всему Союзу 1.629 Д. с. и очагов с числом детей 85.349, на 1927/28 г. по РСФСР (вместе с автономными республиками)-1.137 Д. садов с колич. детей 57.607, детских очагов 259 с количеством детей 14.050 и летних дошкольных площадок 3.096, обслуживавших 167.322 ребенка (дошкольные учреждения обслуживают у нас не более 0,6% всех детей дошкольного возраста). Роль врача. Авторитетным инициатором и проводником гигиены и физической культуры в Д. с. должен быть врач. Не только вопросы об оборудовании и содержании помещения, ритме труда и отдыха, но и оценка дидактического материала, методы воспитательного использования и изучения детских игр, рациональная постановка различных работ и занятий, - входят в компетенцию дошкольного врача,к-рый должен дать им правильное гиг. и биол. освещение. Для того, чтобы стоять на высоте требований, предъявляемых особенностями организации Д. с, обслуживающий его врач должен обладать, помимо основательного знакомства с биол. особенностями дошкольного возраста, и знанием основных принципов и методов педагогики Д. с.- Борьба с заразными болезнями. Особенности возраста детей, посещающих детский сад, делают последний не только местом частого заноса инфекций, но и возможным источником их распространения. В этой области врач должен учитывать особые опасности, которыми угрожают острые инфекции детям младшей группы Д. с, равно как и детям малокровным, с пониженным питанием, ослабленным перенесенными болезнями; по отношению к этим детям меры изоляции и профилактики д. б. проведены с особой тщательностью. Надо помнить, что смертность дошкольников от заболевания такими острыми инфекциями, как корь, коклюш и др., значительно выше, чем в последующие годы.-Т рудно-воспиту-е м ы е дети. Значение Д. с. в проблеме трудно-воспитуемых детей недостаточно еще оценено. Согласно данным Аркина число трудно-воспитуемых детей в Д. с. Москвы в среднем равно 10-15%. Среди разнородных типов трудно-воспитуемых детей выделяются две группы детей, могущих оказать особенно пагубное влияние на весь детский коллектив: 1) дети-дезорганизаторы, не поддающиеся дисциплине, агрессивные, внося- Суточный паек для здорового ребенка. Название продуктов От з до 5 лет Колич. в граммах Колич. усваиваемых организмом белков жиров углеводов Калорий От 5 до 8 лет Колич. в граммах Колич. усваиваемых организмом белков ншров угле- Калории Хлеб пшеничный . . . » ржаной..... Мясо......... Молоко цельное . . . Масло коровье, слив. Яйца......... Картофель...... Крупа......... Овощи разные свежие Сахар......... Фрукты свежие . . . 100,0 50,0 50,0 400,0 (2 стакана) 25,0 1 шт. 100,0 40,0 100,0 25,0 100,0 (1 яблоко или 1 груша) 5,8 2,7 9,8 12,5 0,2 6,1 1.4 4,4 1,2 0,3 0,6 0,3 2,6 14,0 21,0 5,7 0,2 0,8 0,2 56,1 19,7 0,3 19,8 0,1 0,3 18,6 28,0 6,8 23,6 10,9 258 95 54 197 70 62 140 32 97 41 100,0 100,0 100,0 300,0 (17= СТ.) 25,0 1 шт. 150,0 40,0 150,0 25,0 200,0 (2 яблока или 1 груша и 1 яблоко) 5,8 5,5 19,6 9,4 0,2 6,1 2,1 4,4 1,8 0,5 0,6 6,2 10,5 21,0 5,7 0,3 0,8 0,3 56,1 39,3 0,7 14,8 0,1 0,3 27,9 28,0 10,2 23,6 21,8 258 189 108 196 197 70 94 140 48 97 44,4 45,3 55,5 44,9 Примечания. 1. Хлеб в данный паек включен в умеренном количестве. Такое количество может быть дано лишь при условии полного удовлетворения всеми остальными пищевыми продуктами; в противном случае норма хлеба должна быть увеличена на 60 г белого хлеба для младшей группы и па 100 г белого хлеба для старшей. 2. Вместо фруктов летом можно давать ягоды в таком же количестве. В этот основной паек не включены дополнительные продукты питания, как-то: мука подправочнан-10,0 г, мука картофельная- 10,0 г, клюква-10,0 г, кофе и др. щие хаос, расстраивающие всякую коллективную игру или работу, и 2) дети с резко выраженными проявлениями преждевременно пробудившейся сексуальности. Именно эти группы чаще всего поставляют в Д. с. детей, к-рым не место в нем и к-рых необходимо направлять в специальные учреждения (если же таковых нет, то освободить от них Д. с). Выделение «исключительных» детей, к-рые не приспособлены к организации жизни обычного Д. с. и к к-рым эта жизнь также не может приспособиться, и создание для таких детей специальных учреждений является в наст, время одной из насущнейших задач воспитания, в разрешении к-рой врачам принадлежит ответственнейшее место. Труд педагога в Д. с. Правильная организация Д. си продуктивность его работы в огромной степени зависят от состояния здоровья педагогическаго персонала. Необходимо признать, что дошкольная педагогическая работа, совершающаяся среди маленьких детей, шумливых, чрезвычайно подвижных, часто нервно возбужденных, легко подвергающихся повреждениям и заболеваниям и требующих поэтому постоянно внимательного ухода и напряженного наблюдения, предъявляет к силам педагога и к его нервной системе очень большие требования.--3 аболеваемость среди дошкольных работников. Данные наших обследований, а также исследования, произведенные психиатрич. отделением Ин-та проф. б-ней в Москве, свидетельствуют об огромной заболеваемости среди дошкольных педагогов, в частности о чрезвычайном распространении среди них нервно-псих. заболеваний, нередко в тяжелой форме (схизо-френия, тяжелые неврозы), а также №с и катара гортани. Врач-гигиенист должен квалифицировать дошкольную педагогическую работу работу, связанную со значительными проф. вредностями, учреждения же охраны труда должны провести соответствующие меры. При определении продолжительности рабочего дня и ежегодного отпуска, обеспечении дошкольных работников местами на курортах, в санаториях и домах отдыха и т. д. необходимо принять во внимание указанные выше тяжелые условия дошкольной работы.

Лит.: А р к и н Е., Детский сад в свете социальной гигиены, М.-Л., 1928; он же, Дошкольное воспитание в Зап. Европе и Соед. Штатах (Педагогическая энциклопедия, т. II, М., 1928); о н ж е, Проблема трудового воспитания в дошкольных учреждениях, Вестн. просвещения, 1828, № 6-7; о н ж е, Дошкольный возраст, ч. 1-2, М,-Л., 1929; Дедюлина-Успенская Е., Трудовое воспитание дошкольника и его оборудование, Л., 1926; Детский сад по методу Тихеевой, под ред. Е. Тихеевой, Л., 1929; Монтессори М., Дом ребенка, М., 1313; О гигиене воспитания в дошкольных учреждениях (Методические письма по дошкольному воспитанию, письмо 6, М., 1928); Работа советского детского сада, под ред. Р. Орловой и Н. Шульмана, М., 1928; Т и х е р-ва Е., Организация детского сада, М., 1923; Ч у-л и ц к а я Л., Гигиена детского сада, Л., 1923; F г б Ь е 1 F., Padagogik des Kindergartens, hrsg. v. W. Lange, В., 1874; Hoffa Th., Die halboffenen Anstalten Г. Kleinkinder, В., 1926; KleinMnderfursorge, hrsg. v. Zentralinstitut fur Erziehung u. Unterricht, Lpz.-В., 1917; К о р р, G-esehichte der Kleinkinder-scrmle u.'des Kindergartens (Geschichte der Erziehung, nrsg. v. Schmid.B.V, Abt.3,Stuttgart, 1902); Tugend-r e i с h G., Kleinkinderfiirsorge (Hndb. der sozialeu Hygiene, hrsg. v. A. Gottstein, A. Schlossraann und L. Teleky,B. IV, В., 1927). Периодическое издание.- Kindergarten, Bewahranstalt und Elementarklasse, Weimar-Berlin-Leipzig, с 1860.

E. Аркпн.

В начало энциклопедии