Приглашаем посетить сайт

Паустовский (paustovskiy-lit.ru)

Медицинская энциклопедия (сводная)
Школа

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Школа

Школа - гигиенические требования. Строительство Ш. производится по типовым проектам, разработанным с учетом ученических мест в начальной, неполной средней и средней школе. Земельный участок (0,3-4 га, из них - 40-50% должно быть отведено под зеленые насаждения) Ш. подразделяется на такие зоны, как площадка для игр с мячом, гимнастики, занятий легкой атлетикой (спортивная зона); учебно-опытную зону для организации и проведения с.-х. труда; зону для подвижных игр и для тихого отдыха; хозяйственную зону с самостоятельным въездом. Оптимальное здание - трехэтажное с несколькими выходами и гардеробами, обеспечивающими организацию противоэпидемических мероприятий. Гигиеническими требованиями к Ш. предусматривается достаточная изоляция отдельных групп помещений, удобная связь с функциональными зонами школьного участка, выделение специальной учебной секции для детей 6-летнего возраста. В классе должно быть не более 30 учеников. В начальной школе предусмотрена универсальная комната площадью 60 м2 для групп продленного дня, что дает возможность организовать досуг детей, и комната площадью 80 м2 для ручного труда.

Для трудового обучения учащихся V-Х классов имеются кабинет по профессиональной ориентации и основам производства, универсальная мастерская по техническим видам труда, помещение по обработке тканей. Предусмотрены лаборантские комнаты для всех учебных кабинетов.

В современных школах организованы учебные кабинеты информатики и электронно-вычислительной техники, значительно улучшен спортивный комплекс. Начиная со школ вместимостью 30-35 классов предусмотрены два спортивных зала размерами 12×24 и 18×30 м. Кроме того, на группу школ предусматривается учебный тир, крытый бассейн для обучения плаванию и проведения спортивной работы.

Значительно расширен состав помещений по кружковой работе, которые представлены следующими помещениями: технического моделирования творчества), юных натуралистов (растениеводство и животноводство), студия живописи, рисунка и скульптуры, студия хореографии и драматургии, кинофотолаборатория.

Площадь обеденных залов принимается из расчета 0,65-0,75 м2 на 1 место. Количество посадочных мест должно быть не менее чем на 25% учащихся. В состав помещений медицинского назначения входит кабинет врача, объединенный с комнатой площадью 12-15 м2. Помимо кабинета врача в ряде школ предусматривается кабинет стоматолога площадью 14 м2.

Размер класса должен быть не менее 64 м2, лабораторных кабинетов - не менее 66 м2. Расстояние от классной доски до последнего ряда столов или парт не должно превышать 8 м. Высота потолка учебных помещений должна быть не менее 3 м, в спортивных залах - в зависимости от площади зала (при площади 162 м2 - 5,4 м; 288 м2 и более - 6 м).

Для ношения книг, тетрадей и других школьных принадлежностей учащимся начальных классов необходимо пользоваться ранцами, так как при этом физическая нагрузка распределяется равномерно на плечевой пояс, сохраняется симметричное положение тела и тем самым осуществляется профилактика развития сутулости и сколиоза у детей. Согласно санитарным требованиям к изготовлении» ученических ранцев, установлены следующие размеры ранцев для школьников начальных классов; длина - 30-35 см, высота - 25 см, ширина - 10 см; длина заплечных ремней - 45-55 см, ширина - 3-4 см (в нижней части ремни могут быть уже). Крепления ремней располагаются у середины верхнего края и на основании ранца. Ремни должны иметь приспособления для изменения их длины в зависимости от роста школьника и его одежды. Вес ранца без книг - 500-700 г, вместимость (приблизительная) - 4 книги; 5 тетрадей, бумаги для рисования, материалы для уроков труда, пенал. Для изготовления ранцев должны применяться хорошо моющиеся, легкие, водонепроницаемые материалы.

Библиогр.: Гигиена детей и подростков, под ред. В.Н. Кардашенко, с. 405, М., 1988; Калюжная Р.А. Школьная медицина, М., 1975; Руководство для врачей школ, под ред. Г.Н. Сердюковской, М., 1983.

В начало энциклопедии