Приглашаем посетить сайт

Биология (bio.niv.ru)

Психологическая энциклопедия
Статьи на букву "Д" (часть 2, "ДЖЕ"-"ДЮБ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Д" (часть 2, "ДЖЕ"-"ДЮБ")

Джемс Уильям / James, William

Джемс Уильям / James, William (1842-1910). Джемса считают величайшим психологом Америки за блестящий, ясный стиль его научных работ и за его подход к человеческому разуму как системе функциональных, адаптивных психических процессов (в противовес точке зрения Вильгельма Вундта, суть которой - разложение сознания на элементы).

Дженис Ирвинг Лестер / Janis, Irving Lester

Дженис Ирвинг Лестер / Janis, Irving Lester (1918-1990). Согласно гипотезе Джениса-Фейсрабенда, аргументация является наиболее эффективной, когда выдвижение доводов «за» предшествует доводам «против». Кроме того, Дженис экспериментально доказал, что враждебно настроенные люди менее восприимчивы к убеждению.

Дженнингс Герберт / Jennings, Herbert S.

Дженнингс Герберт / Jennings, Herbert S. (1868-1947). Работы Дженнингса имели особое значение для психологии: он доказал несостоятельность теории тропизмов как локальных действий и показал, что мутации, по всей вероятности, связаны с очень мелкими изменениями организмов.

Дженсен Артур / Jensen, Arthur R.

Дженсен Артур / Jensen, Arthur R. (p. 1923). Дженсен выдвинул и отстаивал предположение о том, что индивидуальные и расовые различия в способностях являются, отчасти, продуктом эволюционного процесса и имеют генетическую основу. Его представления получили название «дженсенизм» - термин, употребляемый нередко с уничижительным оттенком.

Джибб Сесил / Gibb, Cecil А.

Джибб Сесил / Gibb, Cecil А. (р. 1913). Основные достижения Джибба связаны с менеджментом в образовании. Его публикации касались таких тем, как личность, лидерство/руководство и административное поведение.

Джон Эрвин / John, Erwin R.

Джон Эрвин / John, Erwin R. (p. 1924). Джон известен своей физической (material) теорией памяти. Он выдвинул теорию научения как статистической конфигурации (участков мозга), основанную на выводах Лешли. Джон также отстаивал идею зависимости научения от функционирующей массы мозга в противовес гипотезам о мозговых центрах научения.

Джоунз Мэри Кавер / Jones, Mary Cover

Джоунз Мэри Кавер / Jones, Mary Cover (1896-1987). Джоунз приобрела наибольшую известность, первой добившись успеха среди исследователей, пытавшихся избавить ребенка от страха, что вошло в историю психологии как «случай Питера».

Дзэн-буддизм (zen-buddhism)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Диагнозы (diagnoses)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Диалектика (dialectic)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Диахронные модели в сравнении с синхронными (diachronic versus synchronic models)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Дилемма заключенного (prisoner's dilemma)

Д. з. - это название интерперсональной игры, широко использовавшейся в исследованиях соц. психологов, интересовавшихся природой и разрешением соц. конфликта. Под «игрой» в этом смысле понимается соц. ситуация с принятием взаимозависимых решений, т. е. ситуация, в к-рой благополучие каждой стороны зависит не столько от того, что делает она сама, сколько от конкретного сочетания реакций обеих сторон. Д. з. - самая известная в психологии игра с разнородными мотивами. На рис. 1 представлен простой вариант дихотомической игры для двух лиц, в к-ром каждая из двух сторон имеет по две альтернативы и благополучие каждой стороны зависит от результирующего сочетания выборов.

Рис. 1. Матрица игры

Буквы внутри матрицы игры (или платежной матрицы) обозначают выплаты двум игрокам за каждое сочетание выборов. Левой буквой в каждой клетке обозначена выплата игроку, чьи варианты выбора отражены на вертикальной оси (Р); правой буквой в каждой клетке обозначена выплата игроку, чьи альтернативы отражены на горизонтальной оси (О). Игра будет отвечать минимальным критериям дилеммы заключенного, если для обеих сторон будут выполняться следующие условия: U < Т < S < R (критерии, используемые в математической теории игр, являются более строгими). Игра имитирует ситуацию, в к-рой оказываются двое заключенных, задержанных полицией за совершенное ими преступление. В полиции их рассадили по разным камерам и сообщили каждому, что если один из них даст показания против др., то будет отпущен на свободу. Заключенные осведомлены о том, что если показания даст лишь один из них, то др. получит макс. срок, напр. 20 лет; но если показания дадут оба, то каждый получит умеренный срок, напр. 10 лет. Если же никто из них не даст показаний, каждый может обойтись наименьшими потерями - денежным штрафом и менее чем 1 годом заключения. Каждый из узников предпочел бы свободу, но если показания дадут оба, и тот и др. окажутся в тюрьме на долгие годы. С др. стороны, выбор наименьшей потери путем отказа от дачи показаний может в действительности повлечь за собой наиболее суровое наказание, если показания даст другой. Отказ давать показания определяется как кооперативная реакция (cooperative response), т. к. именно т. о. должны вести себя и тот, и др. игрок при выборе варианта, влекущего макс. выгодные последствия для обеих сторон. Дачу показаний можно рассматривать либо как конкурентную реакцию (competitive) - попытку достичь наилучших последствий для себя самого за счет другого, либо как оборонительную реакцию (defensive) - попытку воспрепятствовать соперничающему намерению другого. Участники экспериментов, игравшие в эту игру, как правило, принимают конкурирующие решения, несмотря на совокупно низкие выплаты, к-рые дает эта стратегия. Широкое использование соц. психологами Д. з. в качестве эксперим. модели объясняется ее очевидными параллелями с периодически обостряющимися конфликтами, такими как гонка вооружений.

См. также Разрешение конфликта, Сотрудничество/соперничество

У. П. Смит

Динамическая психология (dynamic psychology)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Дисперсионный анализ (analysis of variance)

Дисперсионный анализ (ДА), в том смысле как он обычно понимается и широко используется в качестве статистического метода, был развит в значительной мере Р. А. Фишером. Несмотря на то, что этот метод представляет собой анализ различных оценок изменчивости, его назначение - оценка различий групповых средних. Он делает возможным статистический анализ воздействия факторов и их комбинаций на зависимую переменную или, на статистическом языке, главных эффектов и эффектов взаимодействия (определения этих терминов см. в статье Факторные планы).

Чтобы проиллюстрировать логику ДА, рассмотрим простой план эксперимента, включающий одну независимую переменную (или фактор А) и, скажем, 3 группы испытуемых. Целью такого плана обычно яв-ся выяснение того, изменяется ли зависимая переменная как функция фактора А. Однако из-за случайной изменчивости (например, индивидуальных различий, ошибки измерения) мы вряд ли ожидаем, что во всех группах средние показатели будут совершенно одинаковыми, даже если фактор А не оказал никакого воздействия на испытуемых. ДА позволяет нам проверить нулевую гипотезу об отсутствии действительных эффектов данного фактора - и тогда различия в показателях вызваны исключительно случайной изменчивостью.

Предполагая, что нулевая гипотеза верна, можно получить две разные оценки дисперсии генеральной совокупности. Одна из этих оценок вычисляется на основе изменчивости групповых средних, а другая - на основе дисперсии показателей внутри каждой включенной в план группы.

Если нулевая гипотеза и в самом деле верна, то обе оценки яв-ся, по существу, оценками одной и той же генеральной дисперсии. Как следствие, эти оценки будут иметь одинаковую величину, за исключением случайной изменчивости, а их отношение будет иметь известное теоретическое распределение (F-pacпределение, названное в честь Фишера).

Если нулевая гипотезе не верна, то наши выборочные оценки не яв-ся оценками дисперсии одной и той же генеральной совокупности, т. к. на первую будут влиять любые реальные эффекты фактора, а на вторую - нет. В этом случае отношение первой оценки (межгрупповой дисперсии) ко второй (внутригрупповой дисперсии) имеет тенденцию быть больше, чем можно было ожидать, если бы это отношение действительно подчинялось F-pacпределению. Если оно достаточно велико, то нулевая гипотеза может быть отвергнута.

См. также Ковариационный анализ, Статистика в психологии

А. Д. Велл

Диспозициональные наборы (dispositional sets)

Каждого чел. можно рассматривать с т. зр. обладания им определенным набором базовых личностных черт, к-рые объединяются в кластеры, наз. «диспозициональными наборами». В повседневной жизни мы склонны классифицировать людей, используя для этого к.-н. единичную характеристику, например, «дружелюбный», «добрый», «посредственный», «общительный» и т. д., и обычно такие единичные характеристики позволяют слушающему составить себе довольно сносное представление о чел. в целом. Попытки выделить универсальный набор таких характеристик или концепцию личности, опираясь при этом на определенные систематические принципы, предпринимались многими людьми. Существуют два основных способа достижения этого: первый - клинический (интуитивный), опытный, а второй - математический, обычно реализуемый средствами факторного анализа.

Обзор математических попыток, опирающихся на факторно-аналитические исслед., показывает низкую степень согласия между исследователями. Френч обнаружил в результате анализа 70 факторно-аналитических исслед., что аспектам личности было дано не менее 450 названий факторов; когда он попытался их объединить, то в конечном итоге получилось 50 общих факторов - гораздо больше, чем в любом из этих оригинальных исслед. Э. Ф. Богатта, предпринявший более или менее сходную попытку, выделил лишь 5: ответственный (responsible), напористый (assertive), эмоциональный (emotional), разумный (intelligent) и коммуникабельный (sociable). P. Корсини, разработавший инструмент для измерения личности - «Чикагский набор для Q-сортировки» (Chicago Q sort), получил 7 факторов: стиль жизни (интровертированный / экстравертированный), интеллект, эмоциональная устойчивость, доминирование, активность, социальная сензитивность и настроение.

Как бы ни рассматривать сложившуюся ситуацию, не существует надежных факторов, которые бы можно было выделить на основе работ отдельных специалистов по факторному анализу или разработчиков тестов. Однако несколько иная картина вырисовывается, когда мы обращаемся к работам философов и клиницистов; если сделать поправку на языковые различия, мы обнаружим у них поразительную степень согласия.

Обратившись к типологиям Гиппократа, А. Адлера, К. Хорни, К. Левина и У. Шелдона, можно заметить, что Хорни, Шелдон и Левин говорят о 3 факторах, тогда как двое остальных - о 4. Трудно усомниться в том, что эти исследователи пришли к взаимному согласию.

Их позиции удобнее всего проиллюстрировать, воспользовавшись треугольником Хорни, так как представляется, что она наиболее четко очертила эти аспекты личности.

Вершина треугольника теперь называется Согласие (accord) и подразумевает попытку людей ладить с другими. Чел., «принадлежащий» к этому углу, может быть личностью, расположенной к сотрудничеству, но также и зависимой. Нижний левый угол обозначен термином Конфликт (conflict) и представляет людей, которые идут против окружающих. Правый нижний угол называется Уклонение (evasion). Четвертым аспектом, который, вероятно, лучше всего расположить в центре этого треугольника, яв-ся Нейтральная позиция (neutral). Например, если чел. не находится ни в согласии с другими, ни в конфликте, и не уклоняется от взаимодействия, следовательно он занимает нейтральную или, возможно, безразличную позицию.

См. также Принятие роли

Н. Кефир

Дисциплина в классе (classroom discipline)

Существуют значительные разногласия по поводу того, что понимать под Д. в к. Обычно ее определяют как участие родителей, учителей и учеников в процессе формирования у последних самоконтроля, волевых черт характера, самоуважения, уважения к другим и подчинения правилам. Дисциплина должна быть позитивной и конструктивной, а не негативной, не связанной с наказанием, хотя наказание может применяться в дисциплинарном процессе. В качестве синонима поддержания Д. в к. часто используют термин «управление классом» (classroom management). К управлению классом относятся все действия и взаимодействия, планируемые или спонтанные, к-рые осуществляются учителем в классной комнате. В последние годы отмечалось усиление интереса к различным подходам в управлении классом.

Возрастающая обеспокоенность низкой дисциплиной в сочетании с широким распространением др. связанных с дисциплиной школьных проблем, таких как насилие, вандализм и преступность, заставляет учителей уделять все большее внимание этой проблеме, к-рую до недавних пор педагоги-теоретики обходили стороной. Проведенные на сегодняшний день исслед. указывают на то, что дисциплина зависит от множества факторов, и что родители, учителя и администраторы по-разному понимают ее причины.

См. также Классная динамика, Ободрение, Школьная адаптация

Л. В. Парадайз

Дифференциальная психология (differential psychology)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Дифференциальные тесты способностей (Differential Aptitude Tests, DAT)

Д. т. с. - комплексная батарея из восьми тестов, предназначенная для использования в образовательном и профессиональном консультировании уч-ся старших классов средней школы. В состав батареи входят следующие тесты: вербальное рассуждение (Verbal Reasoning), числовая способность (Numerical Ability), абстрактное рассуждение (Abstract Reasoning), канцелярская скорость и точность (Clerical Speed and Accuracy), механическое рассуждение (Mechanical Reasoning), пространственные отношения (Space Relations), правописание (Spelling) и словоупотребление (Language Usage). Девятый показатель - мера способности к обучению (или академической способности), яв-ся производным, получаемым путем объединения показателей по тестам «Вербальное рассуждение» и «Числовая способность». В качестве дополнения в батарею тж входит Опросник планирования карьеры (Career Planning Questionnaire).

Существующие формы этого теста (S и Т) были стандартизованы на национальной выборке из 60 000 уч-ся и имеют нормативные данные по классам и полу.

Представленные в руководстве данные по валидности свидетельствуют о том, что показатели Д. т. с. прогнозируют успеваемость по различным предметам в средней школе и дифференцируют уч-ся в отношении их будущей профессиональной деятельности. Вместе с тем, однако, имеется мало свидетельств в поддержку дифференциальной валидности паттернов показателей по различным тестам этой батареи.

См. также Педагогическая оценка, Измерение

Ф. Г. Браун

Дневные дошкольные центры (day-care centers)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Дневные стационары (day hospitals)

Д. с. и центры дневного пребывания начали широко распространяться в 1970-е гг. в ходе движения деинституционализации. Д. с. предотвращают тотальную изоляцию больного от семьи и здорового окружения, требуя при этом меньших финансовых затрат как со стороны государства, так и со стороны пациента, по сравнению с полностью укомплектованной мед. персоналом больницей, круглосуточно обслуживающей стационированный контингент. Пациенты Д. с. обычно находятся в переходном периоде от полной госпитализации к самостоятельному проживанию, они прибывают в Д. с. прямо из мест проживания для избежания эффектов полной институционализации. Переходный характер обстановки Д. с. или центра дневного лечения снижает стигматизацию и зависимость, часто сопровождающую период во время и после долгосрочной госпитализации. Главная цель этих учреждений - подготовка клиентов к решению задач повседневной жизни. Реабилитационные службы обычно используют адаптированные к индивидуальным задачам групп. программы, включающие терапию развлечениями, занятостью и средой, а тж производственную реабилитацию. Разнообразие видов активности, предоставляемых пациентам в Д. с. и центрах дневного лечения, предполагает наличие мультидисциплинарного персонала при участии психиатров, клинических психологов, психиатрических соц. работников, психиатрических медсестер, специалистов по терапии занятостью и развлечением и консультантов по производственной реабилитации.

См. также Дома «на полпути», Программы психического здоровья

Р. Д. Фелнер

Добрачное консультирование (premarital counseling)

Только в самом широком смысле этого термина можно рассматривать Д. к. в качестве «консультирования». Из функций консультирования в нем остаются обсуждение проблем и образовательное вмешательство, имеющее главной целью снабжение жениха и невесты типичными для таких случаев сведениями.

Выдающимся пионером в осуществлении образовательного инструктивного метода подготовки к браку являлся Эрнст Р. Гровс, который в 1924 г. в одном из колледжей Университета Бостона ввел учебный курс под названием «Подготовка к браку и семейной жизни».

Др. событием, оказавшим большое влияние на Д. к., был переход в психологии от строго интрапсихического рассмотрения проблем к расширенному взгляду на межличностные системы и культурные аспекты проблемных ситуаций. Это побудило специалистов в области психич. здоровья и пасторских консультантов начать обращать повышенное внимание на переменные отношений в браке и в процессе подготовки к браку.

Начиная с 1950-х г. «Журнал пасторской психологии» (Journal of pastoral psychology) стал отражать более широкий интерес к аспектам взаимоотношений Д. к., выразившийся в увеличении числа статей по данному предмету. Рост количества курсов по пасторскому консультированию во многих учеб. заведениях США явился дополнительным свидетельством того, что религиозные организации расширяют свое влияние на сферу межличностных отношений.

Благодаря усилиям Службы здравоохранения США, нацеленным на выявление и контроль венерических заболеваний, к проведению добрачного обследования изначально были привлечены профессиональные медики. Хотя большинство физ. осмотров проводились поверхностно и регламентировались (существенно различавшимися) законами штатов, нек-рые врачи ощущали потребность выйти за рамки рутинных процедур и снабдить молодые пары необходимыми сведениями и рекомендациями. Большая часть консультаций, предоставлявшихся врачами, были сосредоточены на вопросах пола и сексуальности.

Накапливается все больше данных, что по крайней мере нек-рые из тех, у кого не сложились отношения в первом браке, строят более конструктивные отношения во втором браке. Проведенное после неудачного брака консультирование может помочь новой супружеской паре избежать тех проблем, которые привели к несостоятельности предшествовавшего брака. От людей, к-рые ранее состояли в браке, тж будут ожидать достижения определенного понимания тех требований, к-рые к ним предъявляет брак, и принятия более разумного подхода к новым отношениям.

В совр. литературе по вопросам Д. к. говорится о том, что брачных и семейных консультантов поощряют помогать намеревающимся вступить в брак реалистично оценить многие из романтических иллюзий и мотивов, связанных с браком. Они могут исследовать соц.-психол. аспекты динамики брака и процесс формирования супружеской привязанности и верности. Кроме того, многими осознается необходимость исследовать причины образования семьи и болезненный процесс разделения и расставания.

См. также Консультирование, Сексуальность человека, Выбор супруга/супруги

Р. Берг

Доверительные границы (confidence limits)

Д. г. имеют отношение к интервальному оцениванию и связаны со стандартными ошибками статистик: выборочных средних, коэффициентов корреляции, предсказанных значений переменной и т. д. При интервальном оценивании главной задачей яв-ся определение такой области значений или такого числового интервала, к-рые позволяют с высокой степенью вероятности предполагать, что истинное значение оцениваемого параметра заключено в их границах. Если применить это понятие к определенной статистике, напр. выборочному среднему, то становится очевидным следующее: независимо от способа выборки и ее размеров, у нас нет никаких оснований рассчитывать на то, что выборочное среднее будет в точности равно генеральному среднему (параметру). Любое выборочное исслед. связано с ошибками выборки вследствие действия случайных факторов, вызывающих флуктуации от выборки к выборке. Отсюда возникает необходимость точно оценить интервал, предположительно включающий истинное среднее. Такое оценивание предполагает выбор уровня достоверности, аналогично тому, как это происходит при проверке гипотезы. Д. г. являются дополнительными величинами относительно уровней значимости, используемых при проверке гипотезы. Выборочное распределение средних принимает вид нормального распределения со средним, равным среднему выборочных средних (X), и со стандартным отклонением (Sm), равным стандартной ошибке среднего. Если число выборок стремится к бесконечности, верны следующие условия:

-1,96 σm ≤ - ≤ +1,96 σm (95% доверительные границы);

-2,58 σm ≤ - ≤ +2,58 σm (99% доверительные границы);

-3,29 σm ≤ - ≤ +3,29 σm (99,9% доверительные границы).

Смысл этих формул заключается в том, что на заданном уровне достоверности построенный интервал будет включать соотв. процент всех возможных средних, нормально распределенных относительно генерального среднего μ.

Д. г. полезны при оценивании интервала, в к-ром на заданном уровне достоверности предположительно лежит «истинное» значение тестового балла, полученного конкретным чел. Выборочная ошибка коэффициента надежности (rit) равна σe = σ0. Отсюда, напр., 95% Д. г. для «истинного» значения IQ у испытуемого, получившего оценку IQ = 110 по тесту, надежность к-рого равна 0,84, будут соответственно 98 и 122 (при σ0 = 15, σe = 15 = 6).

Д. г. тж используются в предсказаниях () осн. на критериях заданной степени валидности. Стандартная ошибка, связанная с предсказанным баллом (), есть не что иное, как стандартная ошибка оценки (σу, х).

П. Ф. Меренда

Дома «на полпути» (halfway houses)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Домашние любимцы (pets)

На всем протяжении истории имели место межвидовые соц. взаимодействия - отношения хищника и жертвы; любопытство - товарищеские отношения - игра; кооперация или контакты. Собаки, прирученные ок. 10 тыс. лет тому назад, стали, возможно, первыми Д. л., помогая людям охотиться, охраняя их поля и амбары, а тж служа источником мясной пищи. Связь между человеком и домашним животным представляет собой уникальные взаимоотношения. Д. л. позволяют почти полную свободу отношений, они предлагают искренний и близкий союз, лишенный духа конкуренции и к.-л. оценок. Они могут успокоить, оказать помощь и защитить от вторжения, темноты, физ. нападения, скуки и, возможно, одиночества. Д. л. может выступать в качестве молчаливого собеседника. Он может стимулировать проявления спонтанности и творчества; высвобождать сдерживаемую энергию и напряжение, выступая в качестве товарища по играм; помочь воспитать чувство ответственности и челов. ценности, выступая в качестве зависимого существа. А, самое главное, Д. л. служат доступным и понятным средством выражения ответных реакций - получение любви и ее отдача идут рука об руку, в то время как дурное обращение и пренебрежение влекут за собой избегание и отторжение. Кроме того, осуществляя свои биолог. функции и половые отношения, Д. л. помогает научить детей понимать явления природы.

См. также Антисоциальная личность, Одиночество

Ф. Дойч

Доминантные и рецессивные гены (genetic dominance and recessiveness)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Дондерс Франс / Donders, Frans С.

Дондерс Франс / Donders, Frans С. (1818-1889). Дондерс наиболее известен своими исследованиями времени реакции. Конкретное время реакции, которым один индивид отличался от другого, получило название «личное уравнение».

Дрейкурс Рудольф / Dreikurs, Rudolf

Дрейкурс Рудольф / Dreikurs, Rudolf (1897-1972). Адлерианец Дрейкурс раньше других начал заниматься групповой психотерапией и разработал методику «парного интервью» (double interview) в терапии. Он глубоко интересовался вопросами социального равенства, которое рассматривал как фундамент психического здоровья.

Дункер Карл / Duncker, Karl

Дункер Карл / Duncker, Karl (1903-1940). Публикации Дункера охватывают широкий круг тем, включая решение задач, восприятие, мотивацию, методические аспекты психологии и философские вопросы.

Дьюи Джон / Dewey, John

Дьюи Джон / Dewey, John (1859-1952). Статье Дьюи The reflex arc concept in psychology («Понятие рефлекторной дуги в психологии») обычно приписывают статус программной работы, связанной с учреждением функционализма как самостоятельной школы психологии, а не только как теоретической ориентации или установки.

Дюбуа Поль-Шарль / Dubois, Paul-Charles

Дюбуа Поль-Шарль / Dubois, Paul-Charles (1848-1918). Дюбуа может считаться первым психотерапевтом в современной традиции, поскольку верил в действенность «менторского убеждения» при работе с психически больными - т. е. простой беседы с пациентами, позволяющей успокоить их.

Предыдущая страница Следующая страница