Приглашаем посетить сайт

Религия (religion.niv.ru)

Психологическая энциклопедия
Статьи на букву "З"

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "З"

Заброшенные дети (neglected children)

Заброшенным можно назвать ребенка в том случае, когда «несущий ответственность за воспитание за ребенка взрослый либо сознательно, либо по причине исключительной небрежности заставляет его испытывать страдания, к-рых можно было бы избежать, и/или не способен обеспечить одно или более из условий, обычно необходимых для полноценного развития физ., интеллектуальных и эмоциональных качеств ребенка». Заброшенность детей следует отличать от жестокого обращения с ребенком. Несмотря на то, что невнимание к детям может рассматриваться в качестве одной из форм жестокого обращения, его причины, как правило, кроются в бедности или невежестве. Жестокое обращение, напротив, в большей степени обусловлено психол. особенностями самого воспитателя.

О причинах заброшенности детей известно не слишком много. К соц. факторам, к-рые, по-видимому, играют определенную роль в этой проблеме, относят семью без отца или семью с низким уровнем дохода. На способы воспитания и ухода за детьми тж влияют культурные ценности. Кроме того, важным фактором является уровень эмоциональной зрелости воспитателя. Родители З. д. зачастую сами были заброшены, что наводит на предположение о присутствии цикличности в подобном отношении к детям на протяжении поколений.

Осн. признаками заброшенности являются: частые пропуски занятий или опоздания в школу; неадекватная одежда или гигиена; наличие синяков или др. травм; высокая враждебность; изоляция от др. детей; неадекватный медицинский уход; недостаточное питание; частая сонливость; равнодушие родителей; соц. изоляция родителей; иррациональное или нетипичное поведение родителей.

З. д., как правило, характеризуются либо апатией и безразличием, либо чрезмерной агрессивностью. Их уровень физ. и интеллектуального развития находится ниже возрастных норм. Они часто обнаруживают аттитюды беспомощности и поражения, с подозрением относятся к др. и не верят в себя. При столкновении с жизненными проблемами З. д. склонны переоценивать их трудность и недооценивать свою собственную способность справляться с этими проблемами с помощью др.

См. также Жестокое обращение с ребенком, Отношения «родитель - ребенок»

Р. Р. Копп

Забывание (forgetting)

З. - это потеря информации на любом этапе процесса запоминания или хранения данных в памяти. Уильям Джеймс высказал предположение, что в реальной жизни, за редким исключением, забывается большая часть того, что происходит. Сэр Фредерик Бартлетт указывал, что точных воспоминаний практ. не бывает.

Герман Эббингауз в работе «О памяти» (Memory) описал 3 основных теории З.: во-первых, ранние образы маскируются и затемняются более поздними; во-вторых, сохраняющиеся образы претерпевают изменения; в-третьих, образы дробятся на части с последующей утратой отдельных компонентов вместо общего затемнения.

Для оценки объема и/или скорости З. использовались различные методы измерения научения и запоминания, В качестве меры З. Эббингауз использовал количество попыток, необходимых для доучивания забытых элементов, выраженное в процентном отношении к количеству попыток, потребовавшихся для первоначального заучивания материала. Разность между этим процентным отношением и 100% была названа скоростью забывания. З. яв-ся скорее правилом, чем исключением. Теорет. разраб. породили исслед., результаты к-рых лишь отчасти объясняют этот процесс.

См. также Память, Кратковременная память

Н. С. Андерсон

Забывание в старости (late-life forgetting)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Зависимая личность (dependent personality)

Придавая этому расстройству статус отдельного и существенного расстройства, DSM-IV включает в качестве его центральной характеристики пассивное предоставление др. права принимать на себя полную ответственность за значимые формы деятельности индивидуума, что связано с отсутствием у него уверенности в себе и сомнениями в способности к независимому функционированию.

Заметна тж готовность подчинить свои потребности требованиям лиц, от к-рых зависят больные, с тем чтобы избежать выполнения независимых и самостоятельных соц. ролей. Для этих больных характерны тенденция к самоуничижению, отсутствие инициативы, они не склонны предъявлять прямые требования к тем, от кого зависят, чтобы не подвергать риску обеспеченную безопасность. Мн. обнаруживают соц. инфантильность, представляющуюся окружающим приемлемой, если не приятной, благодаря их искренне услужливому и дружелюбному характеру. Характерными чертами являются склонность к умиротворению окружающих и к примиряющему подчинению им, а тж бросающаяся в глаза и часто причиняющая хлопоты склонность «цепляться» за поддерживающих их лиц.

Эмиль Крепелин отмечал «нерешительность воли» у этих больных и легкость, с к-рой их могут «соблазнить» др. люди. Психоаналитическая характеристика этих больных дается в соответствии с теорией стадий психосексуального развития. Они определяются как представители «орального» типа.

Используя биосоц. теорию научения для логического выведения типов личности, Теодор Миллон перечисляет следующие критерии для диагностики больных этого типа.

1. Мирный темперамент: обычно послушен и не склонен вступать в пререкания, избегает соц. напряжения и межличностных конфликтов.

2. Подчиняемость в межличностных отношениях: нуждается в более сильной, опекающей фигуре, без к-рой чувствует тревожную беспомощность; часто обнаруживает тенденцию к примирению, умиротворению и самопожертвованию.

3. Неадекватный Я-образ: воспринимает себя слабым, хрупким и неэффективным; демонстрирует неуверенность в себе, умаляя свои способности и компетентность.

4. Когнитивный стиль Поллианны (героиня рассказов Э. Портер) (Pollyanna cognitive style): демонстрирует наивное или снисходительное отношение к испытываемым трудностям в общении, сглаживает конфликтные события.

5. Дефицит инициативы: предпочитает подчиненный, не богатый событиями и пассивный стиль жизни; избегает самоутверждающего поведения и отказывается принимать на себя ответственность.

См. также Зависимость, Типы личности

Т. Миллон

Зависимость (dependency)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Зависимые переменные (dependent variables)

В научных исслед. З. п. яв-ся свойство или выполнение, к-рые измеряются для определения эффекта манипулирования независимой переменной. З. п. может включать поведенческие, физиолог. и соц. характеристики, в зависимости от характера исслед.

Выбор подходящей З. п. чрезвычайно важен для результатов и интерпретации исслед. При выборе З. и. следует учитывать несколько соображений. Первое состоит в том, что З. п. должна отражать исследуемый конструкт. По возможности, исследователь будет выбирать наиболее чувствительную и надежную З. и. Единственным исключением из этого эмпирического правила яв-ся ситуации, когда такая мера является заметной, т. е., когда сама попытка произвести замер изменяет выполнение субъекта. Т. о., мера, связанная с выбором, может служить примером максимально чувствительной, надежной и незаметной меры. Еще одно соображение, кот. надлежит учитывать при выборе З. п., связано со стремлением избежать возникновения эффектов потолка или пола. Эффект потолка (ceiling effect) возникает в ситуации, когда диапазон выполнения задания настолько ограничен, что испытуемые достигают предельных результатов. Эффект пола (floor effect) отражает чрезмерную трудность задания, так что многие испытуемые вообще не могут с ним справиться. Эффекты потолка и пола приводят к получению искусственных результатов и к измерению пределов задания, а не способности испытуемых к его выполнению.

См. также Методология (научных) исследований

К. Дру

Зависящее от состояния научение (state-dependent learning)

Статья большая, находится на отдельной странице.

«Загрязнение» (статистическое) (contamination (statistical))

З. с. происходит в результате невозможности или неспособности учесть важные источники дисперсии, которые влияют на связь между изучаемыми переменными. Всякий раз, когда две или более независимых переменных в сочетании влияют на зависимую переменную иным образом, нежели любая из этих независимых переменных влияла бы сама по себе, возникает эффект взаимодействия. Если подобный эффект взаимодействия возникает вследствие присутствия непредусмотренной независимой неременной, становится невозможным определить, в какой мере экспериментальные результаты обусловлены этой посторонней переменной, а в какой - независимыми переменными, определенными исследователем. Для проведения такого разграничения потребовалось бы дополнительное исслед. Статистические процедуры могут применяться к данным с З. с., однако если установлено наличие «загрязнения», результаты статистического анализа не могут быть однозначно интерпретированы. Такой источник ошибок трудно исправить, потому что присутствие посторонней переменной обнаруживается лишь после установления факта «загрязнения», а данные, к-рые могли бы оказать помощь в устранении этого источника дисперсии, предварительно не собирались. Наилучшим способом защиты против этого типа ошибки служит предваряющий сбор данных тщательный обзор литературы, позволяющий исследователю получить информацию об основных известных источниках дисперсии.

Айзек и Майкл описывают два типа З. с., к-рые могут проистекать из непредусмотренных эффектов взаимодействия. Первый тип называется смешением (confounding). Оно происходит, когда дисперсия посторонней переменной смешивается с дисперсией независимой переменной.

Вторым типом З. с. является взаимная компенсация эффектов (cancellation of effects). В этом случае действительное различие в результатах укрывается от взгляда исследователя в силу присутствия посторонней переменной, которая нейтрализует эффекты независимых переменных.

См. также Дисперсионный анализ, Методология (научных) исследований, Статистика в психологии

Д. Боуэн

Задание (task)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Заззо Рене / Zazzo, Rene

Заззо Рене / Zazzo, Rene (p. 1910). Заззо внес существенный вклад в разработку таких тем, как умственная неполноценность, близнецовые исследования, и инвертированные образы. Он пытался экспериментальным путем найти ответ на вопрос о том, как ребенок формирует образ собственного Я и становится личностью.

Заикание (stuttering)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Зайонц Роберт / Zajonc, Robert В.

Зайонц Роберт / Zajonc, Robert В. (p. 1923). Зайонца интересовала связь между структурой семьи и интеллектуальным развитием. Его имя неразрывно связано с двумя открытиями в области социальной психологии: динамической теорией социального содействия (эффект присутствия) и теорией эмоций.

Закон «все или ничего» (all-or-none law)

Типичный нейрон, или нервная клетка, состоит из клеточного тела, дендритов и аксона. Аксон обычно представляет собой сравнительно длинный отросток, тянущийся далеко от тела клетки и служащий той линией связи, по к-рой сигналы от данной клетки могут передаваться на большие расстояния в др. части мозга и остальной НС. Чтобы переносить информ. от начала к концу аксона, большинство нейронов генерируют потенциалы действия (или спайки). Закон «все или ничего» относится к потенциалу действия, характеризуя особенности передачи нервного импульса по аксону.

Согласно этому закону, величина, форма и скорость распространения потенциала действия не зависят от силы раздражителя, к-рый его инициирует. Др. словами, для нейрона не имеет значения, будет ли вызывающий потенциал действия раздражитель очень слабым (напр., легкое касание кожи) или очень сильным (напр., глубокий укус). Пока раздражитель достаточно силен для того, чтобы инициировать потенциал действия, спайк передается от одного конца аксона до др. без затухания (т. е. без ущерба для величины, формы или скорости импульса).

Потенциалы действия нейрона аналогичны сигналам, производимым телеграфным ключом; нейрон не может посылать более мощных или быстрее распространяющихся потенциалов действия, как и телеграфист не может посылать более мощных или быстрее распространяющихся сигналов, нажимая на ключ. Что нейрон действительно может, так это посылать больше сигналов за единицу времени, кодируя т. о. силу раздражителя. Так, мягкое касание кожи, возможно, вызвало бы разряд из 10 импульсов в секунду, тогда как укус мог бы вызвать у того же нейрона разряд из 200 импульсов в секунду.

Закон «все или ничего» был впервые продемонстрирован в 1871 г. американским физиологом Генри П. Боудичем при исслед. сердечной мышцы. В 1902 г. английский физиолог Ф. Готч обнаружил эффект «все или ничего» при передаче сигналов по нервам, однако этот эффект был надежно установлен только в исслед. Эдгара Дугласа Эдриана. В 1932 г. за эту работу Эдриану была присуждена Нобелевская премия по физиол. В действительности, работе Эдриана предшествовала целая серия исслед., проведенных К. Лукасом. Именно Лукас дал название этому закону в своей статье The All or None Contraction of the Amphibian Skeleton Muscle Fibre («Сокращение волокна скелетной мышцы амфибии по принципу "все или ничего"»).

Подобно большинству «законов» НС, закон «все или ничего» имеет исключения. Нек-рые нейроны могут генерировать серии последовательно уменьшающихся потенциалов действия, нарушая тем самым этот закон.

См. также Потенциал действия, Химическая стимуляция мозга, Электростимуляция нервной системы, Электроэнцефалография, Нейрохимия

Б. М. Торн

Закон Вебера (Weber's law)

Эрнст Генрих Вебер на основе экспериментов по различению силы давления на кожу, веса поднимаемых на ладони грузов и видимой длины линий, а тж на основе опубликованных др. учеными наблюдений, вывел важную закономерность. Вместо того чтобы просто воспринимать разницу между сравниваемыми раздражителями, мы воспринимаем отношение этой разницы к величине исходного раздражителя. Аналогичный вывод уже был сделан французским физиком и математиком Пьером Бугером в отношении такого качества зрительных ощущений, как яркость. Густав Т. Фехнер выразил сформулированную Вебером закономерность в привычной для нас мат. форме. Т. о., З. В. обычно записывают либо как ∆ I / I = k, либо как ∆ I = kI, где ∆ I - изменение раздражителя, необходимое для обнаружения едва заметного различия (ЕЗР) в стимуляции; I - величина раздражителя и k - константа, значение к-рой зависит от вида ощущений. Конкретное числовое значение k называют отношением Вебера.

Через неск. лет после публикации этой формулировки З. В. обнаружилось, что величина k не остается постоянной во всем диапазоне интенсивностей раздражителя, а увеличивается в области низких и высоких интенсивностей. Тем не менее, З. В. справедлив для средней области диапазона интенсивностей раздражителей, вызывающих практически все виды ощущений.

См. также Психофизика

Дж. Г. Робинсон

Закон дочерней регрессии (Law of filial regression)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Закон Фехнера (Fechner's law)

Густав Теодор Фехнер, профессор физики Лейпцигского ун-та, стремился отыскать способы количественного измерения душевных явлений. В частности, он пытался установить, как изменение ощущения связано с изменением стимуляции. При выведении закона, названного впоследствии его именем, Фехнер опирался на закон Вебера, согласно к-рому едва заметное различие (ЕЗР) в стимуляции есть нек-рая постоянная часть величины исходного раздражителя (т. е. ЕЗР = kI), и на собственное допущение о том, что ощущение (R) раздражителя представляет собой накопленную сумму равных приращений ощущения. Выразив все это в дифференциальной форме как dR = adI / I, а затем проинтегрировав (принимая R = 0 при интенсивности раздражителя, равной абсолютному порогу (I0)), он получил следующее уравнение: R = с log (I / I0), где R - величина ощущения, с - константа (величина которой зависит от основания логарифма и от отношения Вебера), I - интенсивность раздражителя и I0 - абсолютный порог интенсивности. Это и есть З. Ф., согласно к-рому ощущения описываются кривой уменьшающегося прироста (или логарифмической кривой). Напр., увеличение яркости, ощущаемое при замене одной лампы десятью, будет таким же, как и в случае замены десяти ламп сотней. Иначе говоря, возрастанию величины раздражителя в геометрической прогрессии соответствует прирост ощущения в арифметической прогрессии.

См. также Психофизика, Закон Вебера

Дж. Г. Робинсон

Законы научения Торндайка (Thorndike's laws of learning)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Запорожец Александр Владимирович / Zaporozhets, Alexander

Запорожец Александр Владимирович / Zaporozhets, Alexander (1905-1981). Широкая известность Запорожца связана с его понятием «перцептивного действия» и теорией произвольных действий. Он развил понятие перцептивного действия, которое объединило проблемы сенсомоторных навыков и когнитивного развития.

Застенчивость (shyness)

Отличительным признаком З. является боязнь соц. взаимодействий. З. - распространенный феномен, с к-рым почти всякий сталкивался в своей жизни. Как правило, застенчивые люди чрезвычайно робки и поглощены мыслями о возможных негативных оценках со стороны др. Концентрируясь на собственных недостатках, застенчивые люди обычно переживают сильное чувство тревоги и зачастую реализуют свои худшие ожидания.

З. - сложное состояние, охватывающее широкий психол. континуум; она может варьировать от периодического ощущения неловкости в соц. ситуациях до невроза, к-рый может полностью разрушить личную жизнь. В целом, незнакомые ситуации и люди, воспринимаемые как непохожие, влиятельные или оценивающие, по-видимому, вызывают З. Вследствие З. люди переживают различные степени одиночества, депрессии, низкой самооценки и неуверенности в себе. Большинство застенчивых людей воспринимают З. как неприятную и нежелательную черту.

Хотя специфические корни З. варьируют от чел. к чел., важную роль в формировании З. играют культурные ценности, соц. нормы и др. факторы среды. Филип Зимбардо приводит обзор кросс-культурных исслед., показывающий, что соц. ценности одних культур в большей степени способствуют З. в сравнении с др. В порождающих застенчивость об-вах любовь ставится в зависимость от достижений, неудачи преувеличиваются и интернализуются, вознаграждения редки, а свободное выражение идей и чувств практически не получает одобрения. У большинства застенчивых людей З. м. б. преодолена путем принятия на себя обязательства измениться, овладения соц. умениями и укрепления уверенности в себе.

См. также Тревога, Уклоняющаяся личность, Чувство неполноценности

Т.-И. Мун

Защитные механизмы (defence mechanisms)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Здоровая личность (healthy personality)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Зейгарник Блюма Вульфовна / Zeigarnik, Вliuma

Зейгарник Блюма Вульфовна / Zeigarnik, Вliuma (1900-1988). Широкая известность Зейгарник связана с проведенной ею официальной проверкой теории К. Левина, согласно которой достижение цели или успешная локомоция в направлении положительной валентности ослабляет напряжение.

Зеркальная Я-концепция (self-looking glass concept)

Понятие З. Я-к. принято связывать с именем Чарльза Хортона Кули, к-рый, в развитие дискуссии Уильяма Джемса о социальном Я, высказал предположение, что отраженное Я возникает тогда, когда человек строит свою самооценку на основе того как, по его мнению, он выглядят в глазах др. людей.

Метафора зеркала приписывается Кули, однако в действительности ее можно найти и в более ранней литературе, вплоть до работ Адама Смита. Эта метафора несет двойной смысл в формулировках Смита и Кули. В повседневной жизни люди могут видеть свои лица, фигуры и одежду в зеркале. Во взаимодействиях с другими необходимо представлять себе то, как мы выглядим в их глазах. Последние становятся своеобразным зеркалом и то, как они интерпретируют нас, отражается в их жестах, выражении лица и высказываниях.

Это представление о своем Я, к-рое включает самооценку, согласно Смиту и Кули имеет три осн. компонента - представление человека о том, как он выглядит в глазах другого; представление о суждениях этого другого по поводу его внешнего вида, и определенного рода самоощущение, напр. чувство гордости или стыда. Самоощущения появляются и изменяются в ходе этих приписываемых и воображаемых реакций каждого из взаимодействующих субъектов на реальные и воображаемые суждения другого об их социальных Я. Каждое взаимодействие заполняется многими Я, и в любой ситуации всегда присутствует больше лиц, чем реально существующих физ. тел. Сила формулировки Кули заключается в ее акценте на множественности определений, чувств и смыслов, возникающих в любой ситуации, где два человека вступают во взаимодействие.

Понятие З. Я-к. является основным для теории взаимодействия в рамках символического интеракционизма и остается центральным в совр. социально-психологических теорет. представлениях о социальном Я и эмоциях. Идея центральности Я и Я-процессов в изучении переживания и выражения эмоций играет важную роль в совр. нейропсихологических концепциях эмоций.

См. также Символическая интеракция

Н. К. Дензин

Зимбардо Филип / Zimbardo, Philip G.

Зимбардо Филип / Zimbardo, Philip G. (p. 1933). Зимбардо известен своей серией оригинальных экспериментов, в которых исследовалась социальная ответственность, в том числе знаменитый «Стэнфордский тюремный эксперимент». Зимбардо с коллегами продемонстрировали, что люди пользуются подразумеваемыми и ярко выраженными социальными нормами по отношению к ролям, которые они исполняют, и подчиняют свое поведение этим нормам.

Злоупотребление психоактивными веществами (substance abuse)

З. п. в. вызывало много споров, начиная с древних времен. Давность дебатов по вопросу употребления марихуаны, напр., можно проследить вплоть до китайских документов, датированных за несколько столетий до н. э. В США озабоченность злоупотреблением алкоголем и другими психоактивными средствами существует с начала XIX в.

З. п. в. предполагает способ использования любого химического вещества для модификации настроения или поведения, который отличается от социально одобряемой практики лечения или отдыха.

Диагноз

В DSM-IV Американской психиатрической ассоциации приводятся 4 критерия диагноза ЗПВ: повторяемость злоупотребления; повторяемое употребление в состояниях, связанных с риском; периодические проблемы с правоохранительными органами вследствие З. п. в. и продолжающееся употребление, несмотря на вызываемые этим соц. проблемы.

Точный диагноз З. п. в. предполагает учет специфического для данного индивидуума комплекса проблем. Расстройства, вызванные З. п. в., могут носить постоянный, эпизодический и неспецифический характер или характеризоваться состоянием ремиссии. Кроме того, большинство психоактивных веществ могут вызывать разнообразные органические мозговые синдромы. Часто встречается множественное употребление психоактивных веществ. Наконец, проблемы, вызванные З. п. в., могут сосуществовать с др. психиатрическими расстройствами, напр., аффективными или расстройствами личности.

Лечение

Терапия расстройств, вызванных З. п. в., также как и их диагностика, должна быть индивидуальной. В большинстве случаев необходимыми оказываются несколько этапов вмешательства. Немедленное внимание к критическим ситуациям требует лечения острых состояний, как, напр., панических приступов или недостаточности питания. Задачи дезинтоксикации включают снижение потребления вещества с контролем симптомов отмены, проведением дополнительных лабораторных исслед. и клинического обследования. Следующим этапом лечения обычно является индивидуальное консультирование.

Соц. поддержка представляет собой решающий компонент на всех этапах вмешательства. Терапевтические сообщества (такие, как Синанон) и группы самопомощи (такие, как Анонимные Алкоголики) могут обеспечивать групповую поддержку и противоборство, а также служить долгосрочной программой лечения и поддержания функционирования в состоянии абстиненции. Вовлечение в такие программы семьи лица, злоупотребляющего психоактивными веществами, необходимо для оказания помощи и самому больному, и членам его семьи.

Профилактика

В большинстве случаев профилактика З. п. в. представляет собой третичную профилактику, или лечение имеющихся случаев и предотвращение рецидивов. Вторичная профилактика, или ранняя диагностика и направление на лечение, обычно происходят в клиниках кризисного вмешательства. Суишер подчеркивает необходимость повышения усилий по проведению первичной профилактики, или планированию соответствующих мероприятий до начала злоупотребления. Суишер считает, что наиболее успешные мероприятия первичной профилактики включают координацию деятельности различных общественных институтов, комбинирование информ. материалов с альтернативами использованию психоактивных средств, синтез и интеграцию имеющихся материалов в рамках уже проводимых общественных программ.

См. также Лечение алкоголизма, Героиновая наркомания, Курение

К. Ландау

Знаки и символы (signs and symbols)

Систематическое изучение знаков в попытке придумать единую науку известно как семиотика, и она появилась из таких дисциплин, как философия и лингвистика, равно как и из психологии. Эти термины имеют тж добавочное и более специализированное значение в мед. практике - семиотика является изучением симптомов. В этом случае в мед. диагнозах симптомы являются знаками, к-рые имеются в наличии для интерпретации.

Знак - это стимул, к-рый направляет организм к чему-либо большему, нежели он сам, в том смысле, что мы обычно говорим об ударе грома как о знаке дождя - гром обозначает дождь. Т. о., знаки, естественно, встречаются в окружающей среде или внутри организма (нейрофизиологическая передача), или могут быть придуманы в лабораторных экспериментах (вспыхивающая лампочка или звучащий гудок, означающие пищу).

Эти примеры знаков, изучаемых учеными-бихевиористами, являются довербальными и доречевыми. Тем не менее, именно изучение знаков как составной части челов. языка, исслед. слов как письменных и устных знаков породило науку семиотику. Семиотика предлагает представление о челов. существе как о животном, использующем знаки.

Швейцарский лингвист Ф. де Соссюр рассматривал язык как звено между мыслью и звуком. С одной стороны, языку необходимы идеи, к-рые являются невербальными и чисто психол., а с др. стороны - осмысленные звуки, к-рые выражают идеи. Союз между идеей и выражением, между «означаемым» и «означающим» является скорее функцией, нежели предметом. Эта функция состоит в связи означающего с означаемым, и возникающую в итоге сущность Соссюр назвал лингвистическим знаком.

Важное различие между знаком и символом ясно выразил Уолкер Перси. «Знак - это нечто, что направляет наше внимание к чему-либо другому. Символ не направляет наше внимание к чему-либо др., как это делает знак. Он не направляет совсем. Он «подразумевает» что-то др.». Узнавание символического содержания было и остается важным в создании и понимании иск-ва, поэзии и музыки с XIX в., но до сих пор символизация недостаточно признана в наших попытках понимания языка чел.

А. Куальяно

Зрительное восприятие (visual perception)

З. в. является одним из системообразующих способов отношения к физ. окружению. Оно предполагает способность организма использовать световое излучение. В то же время оно включает вклад определенных органов чувств, помимо глаз. З. в. отчасти достигается вкладом вестибулярного аппарата, расположенного в ухе, проприоцептивных чувствительных механизмов ощущений в мышцах и сухожилиях и температурных рецепторов.

Предметы могут выглядеть как твердые или мягкие, шершавые или гладкие, горячие или холодные, и, тем не менее, в природе самого светового излучения нет ничего специфического для вызывания подобных впечатлений. Они возникают из того, что др. модальности чувств могут вызвать в сочетании с уже пережитыми на опыте свойствами, обычно рассматриваемыми как строго зрительные. Чтобы дать организму осн. сведения, благодаря к-рым зрение становится главным чувством, воспринимающий орган зрения (глаз) должен быть более сложным, чем к.-л. др.

Цвет и яркость являются дополнительными измерениями по отношению к положению, форме и движению, обнаруженными в З. в.

См. также Глаз, Зрение (теории зрения)

С. X. Бартли

Зрительные представления (visual imagery)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Зубин Джозеф / Zubin, Joseph

Зубин Джозеф / Zubin, Joseph (1900-1990). Зубин способствовал разработке методик наблюдения и квантификации поведения психически больных. Он также строил модели поведения в психопатологии с различных точек зрения: физиологической, поведенческой, генетической и психосоциальной.

Предыдущая страница Следующая страница