Приглашаем посетить сайт

Некрасов (nekrasov-lit.ru)

Психологическая энциклопедия
Статьи на букву "Н" (часть 1, "НАД"-"НЕД")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Н" (часть 1, "НАД"-"НЕД")

Надежность диагнозов (reliability of diagnoses)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Надпочечники (adrenal glands)

Н. - парные железы, расположенные непосредственно над почками. Каждый Н. состоит из наружного (коркового) и внутреннего (мозгового) вещества. Секреторная активность коры Н. регулируется циркулирующими в крови гормонами, к-рые вырабатываются передней долей гипофиза (аденогипофизом), тогда как работа мозгового вещества находится под непосредственным контролем симпатической НС. Кора Н. имеет 3 слоя: наружный (клубочковая зона), средний (пучковая зона) и внутренний (сетчатая зона).

В коре Н. синтезируется ряд стероидных гормонов (производных холестерола), к-рые важны для поддержания постоянного объема крови, АД, уровня глюкозы в крови, а тж для нормальной реакции организма на стресс. Эти гормоны столь необходимы организму, что в случае удаления коры обоих Н. быстро наступает смерть. Кортизол - главный глюкокортикоид, к-рый секретируют Н. чел. Кортикостерон, являющийся основным глюкокортикоидом у крыс, у людей секретируется в незначительных количествах. Эти вещества относят к классу глюкокортикоидов на основании того, что они влияют на метаболизм глюкозы и секретируются пучковой и сетчатой зонами коры Н. Еще одна функция глюкокортикоидов - подавление воспалительных реакций.

Альдостерон, секретируемый клубочковой зоной, относится к минералокортикоидам из-за способности изменять электролитный баланс организма. Альдостерон стимулирует реабсорбцию натрия в дистальных канальцах почек и снижает содержание натрия в секрете потовых желез.

АКТГ, выделяемый аденогипофизом, обеспечивает структурную целостность двух внешних слоев коры Н. и стимулирует секрецию глюкокортикоидов. Синтез и секреция АКТГ регулируется кортикотропиносвобождающим фактором (corticotropin-releasing factor, CRF). CRF вырабатывается гипоталамусом. Уровень глюкокортикоидов в крови регулирует по принципу отрицательной обратной связи секрецию CRF, а следовательно, - и продукцию самих глюкокортикоидов. Ренин и ангиотензин регулируют секрецию альдостерона через сложную систему прямых и обратных связей между Н. и почками.

Хромафинные клетки мозгового вещества В. синтезируют и выделяют в кровь катехоламины - эпинефрин (адреналин) и норэпинефрин (норадреналин). Секреция норэпинефрина и эпинефрина регулируется преганглионарными симпатическими волокнами, исходящими от VIII-XI грудных сегментов спинного мозга. Сами хромафинные клетки действуют как постганглионарные нейроны. Секреция катехоламинов зависит от поведенческого состояния организма: уровень секреции очень низок во время сна, повышается во время бодрствования и резко возрастает во время физического или психологического стресса.

См. также Эндорфины/энкефалины, Нейрохимия, Психоэндокринология

М. Л. Вудрафф

Наземный транспорт (surface transportation)

Из осн. наземных транспортных средств психол. исслед. уделяют внимание гл. обр. автомобилю. Здесь исследователей интересуют в первую очередь дорожно-транспортные происшествия (ДТП). Обычно водитель и автомобиль изучаются как «система человек - машина». Характеристики работы этой системы, такие как скорость, пробег и торможение, связаны с возможностями оператора и автомобиля. ДТП рассматривают как отказ в работе системы, поскольку причинами их могут быть и челов. ошибки, и неудачная конструкция автомобиля. Исслед. челов. элемента этой системы пролили свет на т. н. личность, «подверженную несчастным случаям» («accident-prone» person), а тж на связь между ДТП и возрастом и опытом водителя, предпочитаемой скоростью езды, склонностью к употреблению алкоголя и лекарственных веществ. Были изучены различные условия среды, такие как дизайн автомобиля, дорожные и погодные условия, освещение.

Автотренажер, используемый для анализа действий водителя за рулем и ДТП, является эффективным средством выявления реакций водителя в чрезвычайных ситуациях. В целях сокращения числа ДТП психологи рекомендовали систематическое проведение программ по предотвращению несчастных случаев, направленных на изменение как действий оператора, так и конструкции транспортных средств.

Оптимальное сидение

Безопасность и удобство автомобильных сидений изучаются инж. психологами, к-рые специализируются в антропометрии, предполагающей, в частности, измерение размеров челов. тела в целях точной подгонки сидения по фигуре водителя.

Стресс и психическое здоровье

Гарделл оценивал стресс водителей автобусов по физиолог. показателям, числу ДТП и невыходов на работу по болезни. Он установил, что мн. водители являются наилучшими экспертами по части того, как можно уменьшить стресс на рабочем месте.

Нек-рые пассажиры испытывают беспокойство при пользовании общественным транспортом вследствие изношенности транспортных средств, станций и отсутствия должных мер безопасности. Устранение этих негативных факторов среды способствует снижению стресса у пассажиров. Укачивание в транспорте можно снизить за счет уменьшения вибрации и более плавного ускорения и торможения. На пассажиров оказывает раздражающее воздействие и сочетание др. средовых стрессоров, таких как громкий шум и экстремальные температуры.

Общественный транспорт

Хотя наше об-во отдает явное предпочтение автомобилям, проблемы, связанные с увеличением количества легковых автомобилей и автомагистралей - ДТП, загрязнение окружающей среды, транспортные пробки, бензиновый дефицит и т. д., - вызывают большое беспокойство. Предполагается, что действенной альтернативой автомобилям может стать безопасная и надежная система железнодорожного транспорта США. Кантилли предлагает многочисленные улучшения в виде дополнительных эскалаторов, чистых станций и туалетов, красивого оформления станций, функционирующих систем подогрева и кондиционирования воздуха, хорошей вентиляции, контроля за уровнем шума, улучшенного освещения и безопасных транспортных средств и станций.

Требуются дополнительные психол. исслед. общественного транспорта, с тем чтобы модернизировать его в соответствии с потребностями клиентов. Пассажиры выбирают то или иное средство передвижения на основании таких факторов, как надежность, удобство, время в пути, стоимость поездки, состояние транспортных средств, престижность и автономность, интенсивность движения, дорожные пробки и возможные отклонения от маршрута.

См. также Прикладные исследования

Ш. Браун

Найкан-терапия (naikan therapy)

Найкан - японская психотер., осн. на буддистском учении Иодо Шиншу. Разработанная непрофессиональным священником Ишином Йошимото, Н.-т. получила известность в связи с успехами, достигнутыми с ее помощью в работе с заключенными японских исправительных заведений. Сейчас она используется в лечении наркомании, психосоматических расстройств, неврозов, антисоциального поведения, семейной дисгармонии и в решении мн. др. психосоциальных проблем. Кроме того, она стала частью программ подготовки персонала учреждений, школ и больниц. Н.-т. пользуются тж люди, ищущие личностного роста и/или религиозного мировоззрения. Она получила распространение в США и Европе.

Н.-т. построена на предпосылке, что наше существование бесчисленными конкретными способами поддерживается миром, в к-ром мы живем, в особенности об-вом, однако мы принимаем все это от других без малейшей благодарности или даже не осознавая их вклад в наше повседневное существование. Теория Найкан утверждает, что мы подавляем в себе признание этой поддержки, потому что боимся оказаться обязанными и лишиться хрупкого чувства самодостаточности в результате переоценки нашего существования.

Практика Н.-т. ориентирована на восстановление баланса неверно воспринимаемого прошлого. Во время интенсивного курса терапии (шучу), клиент (найканша) сидит в уединенном месте в удобной позе с раннего утра до вечера (обычно с 5 утра до 9 вечера) в течение одной недели, размышляя о прошлом. Психотерапевт навещает клиента в течение дня с интервалами в один-два часа. Во время этих встреч (менсецу) клиент рассказывает психотерапевту о том, что ему удалось вспомнить, после чего последний предлагает следующую тему для размышлений. Обычно тема определяется каким-то определенным лицом и определенным периодом в жизни клиента. Вызванные в памяти события прошлого излагаются во время менсецу психотерапевту в трех аспектах: что это лицо сделало для клиента, чем клиент ответил на это и причиной каких проблем и забот оказался клиент для этого человека. Третьему аспекту должно уделяться примерно 60% всего времени.

Существуют разнообразные стили проведения Н.-т. В добавление к интенсивному курсу имеется ничийо, или ежедневная Н.-т. Ей посвящается короткое время утром и вечером; повседневная активность проходит в промежутке между сеансами. Утренние размышления происходят по схеме интенсивного курса. Вечерние размышления сосредоточиваются на том, что получено от других в течение этого дня, что возвращено взамен и источником каких проблем и забот для окружающих оказался клиент в этот день.

К завершению шучу клиенты Н.-т. обычно сообщают о испытываемом ими чувстве вины и раскаяния наряду с повышающимся признанием любви и заботы со стороны окружающих и желанием отблагодарить мир за его постоянную поддержку. Богатая литература, включ. описания историй болезни и данные психол. тестирования, доступна на японском языке.

Д. К. Рейнолдс

Найссер Ульрих / Neisser, Ulric

Найссер Ульрих / Neisser, Ulric (p. 1928). Найссер приобрел широкую известность благодаря трем своим книгам: «Когнитивная психология» (Cognitive psychology) способствовала развитию этой области, «Познание и реальность» (Cognition and reality) стала попыткой дать ей новую ориентацию, а «Память как объект наблюдения: Запоминание в естественных контекстах» (Memory observed: Remembering in natural contexts) содействовала внедрению экологического подхода в исследования памяти.

Наказание (punishment)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Намеренное поведение (purposive behavior)

У. Макдугалл описывал челов. организм как служащий для достижения определенных целей, саморегулирующийся механизм. Он считал, что понятие внутренней цели предполагает в качестве конструктивного элемента «разум» (mind) и что такие цели или намерения управляют органическими функциями и поведением на полностью сознательном, пограничном и/или подсознательном уровнях. Э. Ч. Толмен утверждал, что реакция доказывает наличие намерения, если она обнаруживает «усваиваемый» характер; т. е. организм проявляет готовность научиться выбирать эту реакцию, раньше или позже, в последовательности предоставляющих такую возможность событий, т. к. именно эта реакция оказывается более эффективной в достижении организмом некоторого конечного состояния или цели.

По мнению А. Адлера, поведение направляется бессознательными целями индивидуума. В противоположность З. Фрейду, Адлер считал, что поскольку влечения (или побуждения) не имеют направления, представляется ошибочным строить психол. систему, опирающуюся на психологию влечений. В системе Адлера эмоции также служат цели.

Представители поведенческих наук, интересующиеся вопросами кибернетики и теории систем, использовали эти концепции для понимания роли внутренней цели или намерения в управлении поведением. Целевое (или намеренное) поведение характеризуется «отрицательной обратной связью», при к-рой сигналы о движении к цели изменяют и направляют поведение. Т. о., телеологическое или целенаправленное поведение связано с целесообразными реакциями, направляемыми различием между состоянием организма в данный момент времени и «финальным» состоянием или целью, в направлении к-рой движется организм. Это различие «отсылается обратно» в систему, к-рая изменяет поведение, вызывая последовательное сокращение этого «различия» до тех пор, пока, наконец, разность между текущим поведением и целевым состоянием не достигнет нуля (Розенблат).

См. также Приобретенные побуждения, Метод антиципации, Обучение методом (управляемых) открытий, Уровень притязаний, Мотивация, Вознаграждения и собственный интерес, Избирательное внимание

Р. Р. Копп

Написание психологического заключения (psychological report writing)

Когда П. з. хорошо написаны, они вызывают гораздо большее доверие. Они оказываются решающими в диагностировании умственной отсталости и зачастую играют определяющую роль в пограничных случаях, требующих различительных диагнозов между расстройством личности и психозом. Однако выросший образовательный уровень потребителей также сказался на отношении к П. з. со стороны специалистов и представителей широкой общественности, к-рое стало более критичным.

Источники неточностей при написании заключения

Влияния, к-рым может подвергаться психолог-диагност, возникают из соц., профессионального и интерпретационного контекста, в к-ром он работает. Составитель П. з. должен избегать смешения между: а) поведенческими суждениями, б) спекуляциями в отношении воображаемых или внутренних процессов описываемой личности и в) данными из интервью, отражающими сознательные мысли и суждения обследуемого субъекта. Читатели наверняка будут сравнивать утверждения из этого заключения с др. источниками информ., и в заключении следует ясно указать на желательность подобного сравнения.

Большинство пишущих на данную тему, по-видимому, согласны с определенными правилами подготовки П. з. К ним относятся: а) исключение сведений, к-рые можно с большей легкостью получить из др. источников; б) приведение перечня использованных тестов, однако без указания того, какой из них использовался для измерения той или иной специфической функции, т. к. большинство оценочных инструментов имеют широкое предназначение, а не предполагают своего исключительного использования для к.-л. специфической цели; в) избегание количественных утверждений, наподобие цитирования норм, если это не вызывается необходимостью в каждом конкретном случае; г) обеспечение того, чтобы выводы и диагностические данные были связаны (более или менее очевидным образом) с остальным содержанием заключения.

В Н. п. з. вовлекается комплекс межпрофессиональных и межличностных проблем. Заключение может влиять на важные решения и поэтому требует максимальной компетентности от клинического психолога. Хотя и допустимо чтобы оно было достаточно обтекаемым, общим и осторожным в формулировках, гораздо полезнее, если оно будет специфичным и точным. Психол. заключения будут продолжать играть важную роль в формировании и поддержании общественного имиджа психологии.

См. также Клиническая оценка, Оценка личности

У. Клопфер

Нарушения мышления (thought disturbances)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Нарушения слуха (auditory disorders)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Нарушения сна (sleep disorders)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Нарциссическая личность (narcissistic personality)

В DSM-IV эта личность характеризуется как обладающая раздутым чувством собственной важности. Примечательны склонность выставлять себя напоказ и желание добиться внимания со стороны окружающих и их восхищения. Такой человек уверен, что имеет на это право, что тж является характерной особенностью данного типа личности. Дефицит продуктивности и соц. безответственность субъективно оправдываются хвастливой самонадеянностью, экспансивными фантазиями, поверхностными рационализациями и откровенным обманом. Явный отпор завышенной самооценке может вызвать серьезный срыв в обычно невозмутимом самообладании. Несмотря на внешнюю беззаботность и безразличие, этот человек часто крайне озабочен тем, какое впечатление он производит на окружающих. Критика или провал вызывают холодное презрение либо сильные чувства бешенства, унижения или пустоты.

Хэвелок Эллис впервые придал психол. значение термину «нарциссизм». З. Фрейд внес важный вклад в изучение развития и патологии Н. л.

Авторами более поздних аналитических концепций являются Отто Кернберг и Гейнц Кохут. Согласно характеристике Кернберга, Н. л. обладает «необычной степенью самоотнесенности (self-reference) в своих интеракциях», а тж завышенной потребностью в восхищении, поверхностной эмоциональностью, эксплуатирующими и иногда паразитическими отношениями с окружающими.

В своей формулировке с позиций теории соц. научения, избегающей психоан. концепций, Теодор Миллон представил следующие критерии для комитета по разработке DSM-III. Они послужили основой для операционализации в Руководстве критериев диагностики Н. л.

1. Раздутый Я-образ.

2. Эксплуататорский стиль межличностных отношений.

3. Когнитивная экспансивность.

4. Беззаботный темперамент.

5. Дефицит соц. сознания (social conscience).

См. также Руководство по диагностике и статистической классификации психических расстройств (DSM-IV), Расстройства личности

Т. Миллон

Насилие (violence)

Изучение Н. было и остается областью, насыщенной полемикой. Даже короткие дискуссии о Н. осложнены не только межличностным и политическим, но и научным подтекстом. Часто высказывается большое беспокойство по поводу широкого распространения Н. в американском об-ве. Большинство дебатов сводится к вопросу об источнике Н. и о том, является ли оно присущим челов. природе или его причины кроются в устройстве об-ва. Частично полемика вращается вокруг вопросов об альтернативных определениях Н. Предприняв изучение Н. и его коррелятов, мы получим разные результаты, зависящие от определения, к-рое приняли.

Законность - второе измерение, по к-рому различаются определения Н. Некоторые определяют Н. только через противозаконное поведение. Это снимает с рассмотрения формы санкционированного Н., к-рые могут встречаться на войне или во время соц. волнений. Другие особо подчеркивают форму действия (более поведенческое определение) и его намерение. Наша совр. правовая система проводит различие между уничтожением людей или имущества вследствие намеренного Н. и ущербом, причиненным по небрежности.

Психол. изучение Н. ограничено двумя главными подходами. Первый связан с предсказанием Н. до его проявления. Прогностический подход заключается в том, что на основе анализа статистических профилей, личностных тестов, паттернов поведения, демографических характеристик и биографических данных дается вероятностная оценка того, что данное лицо или группа лиц может совершить в будущем насильственный акт. Монахан включает в сводку наилучших предикторов Н. следующие факторы: недостаток поддержки от ближайших членов семьи; история Н. в семье; модели насильственного поведения среди сверстников; отсутствие постоянной работы; наличие «добровольных» жертв; доступность оружия; доступность алкоголя; новизна и принятость Н. для конкретного чел. Увеличение длительности периода прогнозирования и разнообразия ситуаций, на к-рые распространяется прогноз, резко снижает точность предсказаний.

Несколько более полемична сфера контрольных процедур, к-рые следуют за прогнозом Н. Методы исправительного воздействия для предотвращения Н. влекут за собой ограничение свободы для лиц с неблагоприятным прогнозом в отношении насильственного поведения. Психология здесь выступала в роли поставщика данных и, иногда, экспертных заключений относительно использования далеко идущих методов контроля. Дискуссия развернулась вокруг того, что использование таких предсказаний для долгосрочного лишения свободы, по всей видимости, не имеет под собой достаточных оснований.

Родственная и недостаточно изученная область Н. касается насильственных действий, к-рые распространены в корпоративном мире. В частности, для нашего об-ва характерен высокий процент случаев изнасилования на рабочем месте и в автомобилях. В области психологии и соц. наук мало известно о таких формах Н. Они были и остаются окутанными политическими соображениями и потому никогда не были предметом систематического исслед.

См. также Агрессия

У. Дэвидсон

Наследственность и интеллект (heredity and intelligence)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Наследственные болезни (genetic disorders)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Наследуемость (heritability)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Наследуемость черт личности (heritability of personality)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Натуралистическое наблюдение (naturalistic observation)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Научение «парному чередованию» (double-alternation learning)

Данная модель научения использовалась для оценки вклада высших психич. процессов в научение. Первые исслед. проводились с лабиринтами. По своему устройству все лабиринты делятся на два осн. вида, пространственные и временные. Большинство лабиринтов являются пространственными, в к-рых животное продвигается от одного места к другому по мере прохождения маршрута со стартовой позиции до целевой камеры. В исслед. Н. «п. ч.» использовались временные лабиринты, к-рые требуют от животного разных реакций на различные события в одной и той же части лабиринта. На рис. 1 показаны два лабиринта, характеризующихся одной и той же схемой движения. Оба они являются лабиринтами «парного чередования» со схемой ППЛЛ..., однако один из них - пространственный, а другой - временной. Во временном лабиринте стартовой позицией является начало среднего коридора. Чтобы получить пищу, животное должно научиться пробежать по этому коридору до конца и затем повернуть, напр., налево. Когда оно вернется в центральный коридор, оно должно войти в него и затем снова повернуть налево. После совершения двух обходов левой части коридора животное должно снова вернуться в центральный коридор; однако следующий правильный поворот будет направо.

Рис. 1. Временная (а) и пространственная (б) формы лабиринта парного чередования

Крысы почти всегда терпят неудачу в Н. «п. ч.» в условиях временного лабиринта. Возможным объяснением здесь является то, что успешность в прохождении лабиринта парного чередования зависит от интеллекта подопытных или испытуемых. Существуют два типа свидетельств в пользу такого объяснения. Во-первых, «парному чередованию» могут научаться животные, занимающие на филогенетической лестнице более высокую позицию, чем крысы, а именно: еноты, собаки, обезьяны и челов. дети - все они успешно усваивают принцип «парного чередования». Вторым свидетельством служат результаты эксперимента с детьми, к-рые должны были находить конфету, спрятанную в одной из двух коробок. Поскольку задачей было Н. «п. ч.», конфета дважды пряталась в правую от ребенка коробку, дважды в левую, и т. д. Дети различались по хронологическому возрасту (ХВ) от 2 лет до б лет 9 мес. и по умственному возрасту (УВ) - от 2 лет 3 мес. до 8 лет. Обе эти переменные дали корреляцию со скоростью решения задачи, равную соответственно 0,81 и 0,86. Возраст самого младшего ребенка, справившегося с парным чередованием, составлял 3 года 7 мес. К сожалению, для этого ребенка отсутствовали соотв. оценки по интеллектуальному тесту, однако остальные данные указывали на то, что минимальный УВ, необходимый для решения этой задачи, составлял примерно 4 года 6 мес.

Большинство детей при решении задачи парного чередования прибегали к вербализациям.

См. также Интеллект животных, Экспериментальные планы

Г. А. Кимбл

Научение грубым моторным навыкам (gross motor skill learning)

Приобретение умения двигаться, иногда называемое моторным научением, яв-сь предметом большого числа эксперим. исслед. Наиболее популярным инструментом таких исслед., безусловно, служит выполнение вращения, или вращательный тест.

Наиболее важной переменной, оказывающей влияние на результативность в процессе приобретения умения, яв-ся распределение упражнений (distribution of practice). Как правило, исполнение оказывается гораздо лучшим в условиях разнесенных по времени упражнений, нежели при их концентрации. Специальные процедуры, использовавшиеся наряду с распределением упражнений, позволили выявить другие важные феномены. Напр., перерыв на 10 или более минут, следующий за серией непрерывных упражнений, приводит к улучшению исполнения, получившему название реминисценции (reminiscence). Это спонтанное улучшение означает, что концентрация упражнений способствует ухудшению только исполнения; испытуемые, находившиеся в условиях концентрации упражнений, овладевали навыком в такой же степени, как и испытуемые в условиях распределения упражнений.

Иногда этот последний факт частично затеняется потребностью субъекта в «разогреве» после отдыха, следующего за серией непрерывных упражнений. Теория о том, что распределение упражнений сказывается на исполнении, а не на научении, подтверждается показателями исполнения после периода реминисценции. Если испытуемые возвращаются к режиму концентрации упражнений, их исполнение ухудшается. Любопытно, что это ухудшение, как правило, продолжается до тех пор, пока кривая научения не вернется приблизительно к тому уровню, на к-ром она находилось бы в том случае, если бы не было периода отдыха; затем исполнение начинает улучшаться. Если испытуемые переключаются после отдыха на режим распределения упражнений, их кривая научения (после необходимого «разогрева») не походит на кривую предыдущего периода непрерывных упражнений.

См. также Распределение упражнений

Г. А. Кимбл

Научение по типу инсайта (insight learning)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Научение убеганию-избеганию (escape-avoidance learning)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Научение через подражание (imitative learning)

Подражание обычно признается врожденной склонностью копировать или перенимать что-то от других. Однако наличие названия для всего лишь предполагаемого феномена еще не является доказательством существования самого этого феномена, и вполне возможно, что есть более подходящие объяснения «подражательного» поведения. Подражание проявляется не только в тех шаблонных действиях, к-рые можно наблюдать в детской игре, но тж играет определенную роль в процессе научения. О. X. Маурер предложил подходящее объяснение такого моделирующего поведения. Привлекательная для наблюдателя модель включается в определенное поведение, напр. бьет куклу «Бобо». Спустя какое-то время, когда представляется возможность, наблюдатель тоже бьет куклу. Согласно Мауреру, наблюдение за поведением модели сопровождается положительными эмоциональными реакциями, к-рые становятся обусловленными характерными признаками данной ситуации. И когда эта кукла оказывается доступной наблюдателю, у него пробуждаются положительные эмоциональные реакции, к-рые могут вызвать связанное с ними агрессивное поведение, усиливающее положительные эмоции. Вполне вероятно, что это поведение не абсолютно точно копирует удар модели. Оно совсем не обязательно будет специфической условной реакцией, но скорее более общим деструктивным паттерном, к-рый приобретается через «обезьянничанье».

В ситуациях обучения чему-то новому учителя издавна привыкли говорить: «Давайте, я покажу». Затем учитель выполняет определенную операцию, к-рую ученик наблюдает и старается в точности воспроизвести. Это научение через наблюдение - один из составляющих элементов всякого научения. Независимо от того, включается ли учитель (модель) в ситуацию обучения или нет, научение требует наблюдения за действующими в данной ситуации факторами и реагирования на эти факторы. Если учитель отсутствует, ученик может потратить много времени, наблюдая за неподходящими или несущественными элементами. Учитель или модель экономят его время, указывая на те специфические факторы и иллюстрируя их, за к-рыми нужно наблюдать и на которые нужно соотв. образом реагировать.

Подражание - это не особая сила или орудие, независимое действие к-рых приводит к научению. Мы склонны повторять то, что делают другие, если мы вместе с тем наблюдаем удовлетворительные результаты их поведения. Если мы наблюдаем неполную картину, и к тому же невнимательно, все наши усилия что-то перенять не дадут никакого результата. Научение требует образования связей (ассоциаций) между релевантными стимулами и др. стимулами или реакциями.

См. также Контекстуальные ассоциации, Теории научения, Избирательное внимание

Б. Р. Бугельски

Научный метод (scientific method)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Национальная ассоциация образования (National Education Association)

Национальная ассоц. образования (NEA) была осн. в 1857 как Национальная ассоц. учителей, цель к-рой состоит в содействии развитию пед. профессии и продвижении интересов образования в Америке. Будучи созданной по решению Конгресса, она тем не менее является независимой и добровольной орг-цией, чья деятельность не контролируется и не финансируется федеральным правительством. Через свои дочерние ассоциации в штатах NEA представляет интересы около 1,8 млн профессиональных педагогов.

На протяжении своей истории NEA играла ключевую роль в улучшении образовательной политики и профессиональной деятельности педагогов.

Осн. цели NEA включают: предоставление экономических и профессиональных гарантий для всех педагогов; обеспечение законодательной поддержки гос. образования; соблюдение гражд. прав и прав человека в сфере образования; руководящую роль в решении соц. проблем; а тж стремление к профессиональному совершенству. Развитие и расширение ассоц. за эти годы привели к тому, что она стала многофункциональной орг-цией, играющей значительную роль при решении пед. и правовых вопросов в области гос. образования.

Л. В. Парадайз

Национальная лаборатория тренинга (National Training Laboratory)

Цели Н. л. т., основанной на работах К. Левина и др., первонач. заключались в повышении качества соц. партнерства и оценке новых методов изменения поведения в условиях различных групп. Со временем, однако, участники Н. л. т. заинтересовались тж проблемой индивидуального психол. роста.

Концепция лаборатории тренинга предполагает временное существование нек-рого сообщества, к-рое призвано обеспечить своим членам учеб. опыт. Благодаря формальным и неформальным процессам, отдельные участники могут приобрести навыки, необходимые для продуктивного участия в группах демократического об-ва. Один из ключевых элементов - тренинговая группа базисных навыков, или Т-группа, к-рая была создана для обеспечения окружения, в к-ром участники смогли бы изучать групповую динамику и анализировать реакции, к-рые они вызывают у окружающих.

Идеи и технические приемы Н. л. т. использовались в педагогике, менеджменте и медицине, а тж в соц. психол.

См. также Группы достижения изменений, Групповая психотерапия, Т-группы

К. Ландау

Национальный колледж профессиональной психологии (National College Of Professional Psychology)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Национальный характер (national character)

Н. х. отражает личностные характеристики среднего представителя национальной популяции, к-рыми он отличается от средних представителей др. национальностей. С т. зр. измерения, Н. х. представляет собой различия в оценках личностных черт между выборками различных национальных популяций. Нек-рые исследователи на основе таких различий пытаются составить обобщенную картину того, что они именуют «французским характером», «американским характером» и т. п. В ряде исслед. сравниваются между собой методы воспитания и образования детей в различных культурах и осуществляются попытки установить их связь с личностными чертами их взрослых представителей.

В попытках определения национальных различий психологи и антропологи используют психол. тесты.

Работы Дэвида Мак-Клелланда и его коллег по мотиву достижения свидетельствуют о том, что Н. х. может варьировать в зависимости от преобладающих в данной культуре ценностей, но большинство этих исследований было связано с изменениями в отдельно взятой культуре, напр. в Англии, на протяжении определенного периода времени. Существуют отдельные исслед. по изменению мотивации в той или иной культуре.

Почти все исслед. Н. х., однако, говорят о том, что наблюдаемые различия являются лишь трендами или тенденциями. Это означает, что следует избегать ошибочных попыток стереотипизации национальных черт.

См. также Социализация младенца, Типы личности, Стереотипы

У. Э. Грегори

Невербальное поведение (nonverbal behavior)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Невербальные терапии (nonverbal therapies)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Невербальные тесты интеллекта (nonverbal intelligence tests)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Недирективный психоанализ (nondirective psychoanalysis)

Этот психотерапевтический подход представляет собой смесь традиционного психоан. и клиентоцентрированной терапии. Осн. понятия клинической психоан. теории (сопротивление, регрессия, перенос и катарсис) сохраняются, однако психотерапевт занимает недирективную позицию, оставаясь нейтральным и безличным и используя интерпретацию в качестве терапевтического инструмента. Психотерапевт стремится быть неавторитарным, он пытается выразить высокое уважение к индивидуальности и самостоятельности пациента и предоставляет ему макс. возможную независимость в лечении.

Эта система терапии была разработана Полом, к-рый прошел подготовку сначала в области клиентоцентрированной терапии, а затем как психоаналитик. Он смог принять установки клиентоцентрированной теории и редуцировать психоан. процедуры расспроса, зондирования, конфронтации и диагностики или вообще обходился без них.

Лечение, проводимое в формате индивидуальной терапии, длится 2-4 года. От кандидатов на лечение ожидается наличие способности к самоизучению, рефлексии и интроспекции. Поскольку лица, проходящие Н. п., не должны быть пассивными в общении с психотерапевтом или склонными к подчинению его воле, свободный выбор пациента и его активное решение о прохождении этого рода терапии имеют решающее значение для успеха.

См. также Клиентоцентрированная психотерапия, Психотерапия

В. Рейми

Недостаточная обучаемость чтению (reading disability)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Недостаточная специфическая обучаемость (learning disabilities)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Недостаточность питания и поведение человека (malnutrition and human behavior)

Голод и его ужасающие последствия были призраком, пугавшим человечество в течение тысячелетий. Целый ряд нарушений поведения м. б. вызван отклонениями в питании.

Существует два осн. типа недостаточности питания: а) общий дефицит потребляемой пищи; б) отсутствие определенных существенно важных ингредиентов питания, таких как аминокислоты, витамины и минералы. Генерализованная алиментарная дистрофия имеет две формы: клиническая (острая) и субклиническая (хроническая). В клинической категории можно выделить три подгруппы: квашиоркор, характеризующийся отеками при умеренном снижении веса, пищевой маразм с выраженной потерей веса и отсутствием отеков и маразматический квашиоркор с выраженной потерей веса и отеками.

В острой фазе клинической недостаточности питания дети демонстрируют глубокую апатию, раздражительность и выраженное снижение произвольной моторики. Работа, проведенная на Ямайке, показала, что эпизоды клинически выраженной недостаточности питания в детстве могут иметь глубокое воздействие на последующее психич. развитие. У населения, где генерализованная недостаточность питания носила эндемический характер, Сингх и др. обнаружили, что коэффициент интеллекта ребенка (IQ) был тем ниже, чем ниже был его вес относительно возраста (мера статуса питания).

Грэйвс сравнивал младенцев, получавших удовлетворительное и недостаточное питание. В последней группе обнаружился дефицит оринтировочно-исследовательского поведения и таких интеракций между ребенком и матерью, как улыбки и лепет.

См. также Маразм

И. Брожек

Предыдущая страница Следующая страница