Приглашаем посетить сайт

Толстой (tolstoy-lit.ru)

Психологическая энциклопедия
Статьи на букву "О" (часть 1, "ОБЗ"-"ОПР")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "О" (часть 1, "ОБЗ"-"ОПР")

Обзоры (surveys)

О. (или обозрения) мнений, аттитюдов и интересов отличаются от традиционных тестов тем, что они служат мерами самоотчета, содержанием к-рого яв-ся мнения и представления людей; в них не существует правильных или неправильных ответов. Чел., отвечающего на пункты О., обычно просят оценить каждый пункт на основе определенного типа оценочной шкалы - от наибольшего до наименьшего, или от полного согласия до полного несогласия, или просто в безразмерных единицах с базой шкалы от 3 до 10 баллов.

Двумя наиболее известными О. мнений служат опросы общественного мнения, проводимые институтами Гэллапа и Харриса. Большинство рыночных исслед. тж представляют собой О. мнений.

Обозрения аттитюдов обычно используются для измерения того, что люди испытывают в отношении соц. или персональных объектов или проблем. Примерами здесь могут служить Шкала аттитюдов к работе (Job Attitude Scale) и Шкала аттитюдов к женщинам (Attitudes Toward Women Scale).

Обозрения интересов измеряют предпочтения к определенным видам деятельности; сюда, как правило, входят связанные с работой виды деятельности, но нек-рые обозрения тж измеряют предпочтения в видах игр или досуговых занятиях, а тж в занятиях, относящихся к школьным предметам. Обозрения интересов обычно используются для изучения предпочтений и планирования в области профессиональной карьеры и образования. Существуют 2 осн. типа: обозрения с внутренне заданными однородными шкалами; обозрения с внешне, или эмпирически заданными критериальными шкалами. Обозрения первого типа осн. на кластерах внутренне связанных между собой пунктов; каждый из таких кластеров репрезентирует измерение к.-л. области интересов, напр. досуговые, художественные, мат. или литературные интересы. Примерами яв-ся Протокол профессиональных предпочтений Кьюдера (KPR-V), Обозрение интересов ACT (American College Testing Program Interest Inventory) и Самоанализ профессиональных склонностей (SDS). Оценки осн. на сравнении ответов индивидуума с ответами репрезентативной выборки представителей различных школьных классов или различных возрастов. В отличие от них, критериальные, или эмпирически разраб. шкалы осн. на ответах людей, относящихся к критериальной группе или профессии, репрезентируемой данной шкалой. Оценки отображают степень сходства с ответами лиц в критериальных группах. Валидность обозрения интересов обычно измеряется тем, насколько хорошо этот инструмент прогнозирует профессию или деятельность, к-рую выберет для себя чел., или тем, насколько будет удовлетворен данный чел. избранной им профессией или деятельностью. К эмпирически разраб. обозрениям интересов, как правило, предъявляется дополнительное требование: они должны четко различать или отделять членов одной профессии от членов др. профессий. Примерами эмпирически разраб. обозрений интересов яв-ся Обозрение профессиональных интересов Кьюдера (KOIS) и Обозрение интересов Стронга-Кэмпбелла (Strong-Campbell Interest Inventory).

См. также Измерение аттитюдов, Опросы общественного мнения

Э. Даймонд

Обман (deception)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Обнаружение лжи (lie detection)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Ободрение (encouragement)

Понятие О., на к-ром Альфред Адлер и Рудольф Дрейкурс делали особый акцент, указывает на базисный аттитюд к жизни, считающийся необходимым для успешного существования. На всех детей оказывает влияние очевидный факт их более низкого положения («неполноценности») относительно взрослых, вследствие чего у детей могут сформироваться аттитюды слабости и обреченности на поражение, если кто то из их окружения не будет ободрять их, - т. е. не поможет им осознать, что их нынешняя «неполноценность» является преходящей и что у них есть все шансы преуспеть в жизни. Оптимистическое отношение к жизни совершенно необходимо для успеха, тогда как пессимистическое отношение обрекает на неудачу. Школьники, даже не пытающиеся добиться успеха, как правило, потеряли веру в себя и убеждены в том, что у них ничего не получится, за что бы они ни взялись. Вполне возможно, что именно из таких глубоко обескураженных детей вырастают взрослые с психотическими отклонениями, ибо психотика можно определить как человека, к-рый считает себя не подходящим для об-ва, или, говоря иначе, как совершенно обескураженного человека.

Удивительно, что при всеобщем признании крайней важности выбора людьми оптимистического (против пессимистического) взгляда на жизнь, нам очень мало известно об этой теме и еще меньше проведено исслед. в этой области. Лишь адлерианцы, верящие в принципы индивидуальной психологии, по-видимому, подчеркивают важность О.

Дрейкурс утверждал, что: «Дети нуждаются в О. так же, как растения нуждаются в воде». Однако, даже когда родители и учителя знают о важности О. детей, очень часто они ведут себя с ними прямо противоположным образом и, пытаясь исправить и улучшить их положение, преуспевают лишь в обратном, еще больше обескураживая их. Осн. причина этого кроется в критике: критикуемые дети склонны относить эту критику к себе, а не к выполнению задания, т. е., они склонны воспринимать критику лично.

В отношении критики можно дать несколько советов:

1. Избегайте критиковать (или даже хвалить) человека: связывайте критику (или похвалу) с задачей или с ее выполнением.

2. Даже если что-то плохо сделано, найдите в этом такое, что заслуживает положительного внимания.

3. Подчеркивайте, как важно иметь смелость. Если у ребенка ничего не получилось, скажите: «Ты же действительно очень старался». Т. о. акцент будет делаться на прилагаемых усилиях, а не на качестве выполнения.

4. Избегайте сравнения.

При словесном О. детей важно избегать разноголосицы: напр., когда сначала ребенка хвалят за самостоятельный выбор наряда, а потом тут же отпускают язвительные замечания по поводу подобранных не в тон элементов одежды. Важно постоянно наблюдать за индивидуальными достижениями ребенка, а не сравнивать их с успехами и стараниями др. детей. Не следует побуждать ребенка усерднее трудиться, чтобы превзойти других, гораздо лучше уделять внимание его индивидуальному развитию.

Необходимо использовать все альтернативные пути для создания доброжелательной атмосферы дома, в школе и в об-ве. Для детей должны быть созданы реальные возможности внести свой посильный вклад в об-во и развить чувство принадлежности.

См. также Отношения «родитель-ребенок», Эффект Пигмалиона

Дж. М. Платт

Обозрение профессиональных интересов Кьюдера (Кuder occupational interest survey)

О. п. и. К. (KOIS) было разраб. Ф. Кьюдером в 1966 г. KOIS состоит из 300 описаний профессионально релевантных занятий, сгруппированных в триады. Проходящие обследование отмечают одно наиболее предпочитаемое и одно наименее предпочитаемое занятие в каждой из 100 триад. Эти ответы затем сравниваются с ответами репрезентативной выборки членов 126 профессиональных групп и 48 групп специализаций в колледжах. Профессиональные шкалы KOIS достаточно полно отражают номенклатуру профессий, описанную в ряде публикаций Министерства труда США, а тж профессиональную иерархию - от квалифицированных специалистов до квалифицированных рабочих. Шкалы областей специализации не менее полно представляют перечень специализаций, предлагаемых колледжами на территории США.

Рез-ты приводятся в рангах степени сходства ответов респондента с ответами критериальных групп, отдельно по профессиям и областям специализации в колледжах. (Для 39 из этих профессий и специализаций были разраб. «парные шкалы» - раздельные шкалы для мужчин и женщин одной профессии/или области специализации. Причина такого разделения по половому признаку состоит в том, что женщины и мужчины - даже в пределах той же самой профессии или специализации - существенно различаются в своих ответах на ряд пунктов KOIS.) Однако респондентам, независимо от их пола, сообщают показатели по всем шкалам и рекомендуют учитывать всю информ. при выборе профессии и планировании обучения. В настоящее время KOIS дает тж показатели интереса к десяти широким профессиональным областям. Следует заметить, что хотя оригинальные шкалы этого инструмента были созданы в 1966 г., периодически разраб. новые шкалы.

См. также Тестирование способностей, Методика вынужденного выбора, Измерение профессиональных интересов

Э. Даймонд

Обоняние (olfaction)

О. буквально означает акт нюхания, и этот термин обычно используется, чтобы указать на ощущение запаха. По ряду причин об О. известно меньше, чем о др. осн. чувствах. Прежде всего, обонятельные рецепторы очень малы и расположены во внутренней области организма, что делает их труднодоступными для исслед. Кроме того, трудно экспериментально предъявить определенное количество пахучего вещества в качестве раздражителя рецепторов, как из-за аэродинамики носовой полости, так и по природе самого стимула. Хотя были сделаны попытки определить первичные запахи, исследователи не добились успеха в установлении ограниченного числа категорий, в к-рых можно разместить все запахи.

О. играет важную роль в поведении многих животных, включ. млекопитающих. Напр., О. может быть вовлечено в отношения хищник - жертва, то есть хищник может использовать его для поиска жертвы, в то время как жертва может полагаться на свое чувство запаха, чтобы избежать встречи с хищником. Поведение спаривания у многих видов ориентировано, по крайней мере, отчасти, на обонятельные сигналы, и это также верно для родительского поведения.

Обонятельными раздражителями яв-ся переносимые по воздуху молекулы летучих (легкоиспаряющихся) веществ, растворимых в воде либо в жире. В общем, чем выше летучесть, тем сильнее запах, хотя здесь существуют важные исключения.

Ряд свойств молекул пахучих веществ, возможно, связаны с их запахом. Предполагается, что к ним могут относиться форма молекулы, ее частота колебаний (движения атомов в молекуле), и скорость ее прохождения через обонятельные рецепторы.

Строение обонятельной системы. Рецепторные клетки расположены в обонятельном эпителии, находящемся в верхней части носовой полости. Верхняя стенка носовой полости образована костью, называемой решетчатой (продырявленной) пластинкой. Отверстия в решетчатой пластинке обеспечивают проход обонятельного нерва, к-рый состоит из аксонов рецепторных клеток. Обонятельный нерв заканчивается в обонятельной луковице, нервной структуре в основании головного мозга.

На др. конце каждой рецепторной клетки находятся волосовидные структуры, называемые ресничками. Вероятно, чувствительность обонятельной системы у животных связана как с общим числом рецепторных клеток, так и с числом ресничек каждого рецептора. По этому критерию люди занимают низкую ступеньку на шкале чувствительности.

После обонятельных луковиц, обонятельные пути затрагивают ряд структур в области мозга, называемой обонятельным мозгом, или ринэнцефалоном. К структурам, получающим обонятельные входные сигналы, относятся миндалина, гиппокамп, грушевидная кора (находящаяся в основании височных долей) и гипоталамус. Неокортикальная область, реагирующая на обонятельный входной сигнал, и область в латеральной заднеорбитальной лобной коре (lateral posterо-orbital frontal cortex, LPOF), были открыты Танабе и сотрудниками.

Обонятельные феномены. На воспринимаемую силу запаха существенно влияет адаптация. Достаточно короткого периода экспозиции для того, чтобы запах стал неразличим.

Адаптация происходит как к действующим раздражителям, так и к сходными с ними раздражителям (перекрестная адаптация). Степень перекрестной адаптации зависит от сходства между адаптирующим запахом и другими стимульными запахами.

См. также Аккомодация, Вкусовая перцепция

Б. М. Торн

Обработка информации (information processing)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Обработка информации бессознательная (unconscious information processing)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Образ тела (body image)

На людях самым серьезным образом сказывается то, как они воспринимают свое собственное тело, а тж их представления о том, как его воспринимают другие. Это восприятие связано с общественными нормами и культурными понятиями. Так, в одних культурах считается привлекательным крепкое и сильное тело, тогда как в др. таким идеалом является тонкая и изящная фигура. На людей непрямо влияют общественные и культурные идеалы физ. красоты;, скорее, их аттитюды и оценки нек-рых телесных признаков определяют то, что они думают о себе.

Если чел. чувствует себя незаметным, непривлекательным или в той или иной степени физически неполноценным, такое самовосприятие, вероятно, будет существенно влиять на др. стороны его жизни.

При обсуждении взаимосвязи между О. т. и здоровой личностью Сидней Джурард высказал мнение, что идеал здорового тела не расходится существенным образом с культурными представлениями об идеальном теле, но корректируется каждым конкретным чел. с учетом его уникальности и индивидуальности. В написанной им совместно с Лэндсменом работе «Здоровая личность» показано, что люди изменяют свои представления об идеальном теле, делая поправку на возраст, что позволяет им относиться к себе как к привлекательным личностям на каждой стадии своей жизни. Такой адаптационный акт имеет чрезвычайно важное значение, так как в противном случае чел. может добиваться нереалистичных и недостижимых целей. По мнению Сиднея Джурарда, правильное представление о своем теле является необходимым для становления здоровой личности. К сожалению, у мн. людей сформировались неверные представления о своем теле. Это может приводить к отчуждению собственного тела и утрате способности понимать сообщения, посылаемые их телом им самим и др. людям. О. т. - картина и оценка собственного тела - базовый компонент Я-образа. Одна из проблем, связанных с некритическим принятием культурных норм, заключается в том, что лишь немногие люди действительно им соответствуют. Для тех же, кто оказывается не в состоянии соответствовать этим культурным идеалам, рез-том может стать обесценивание самих себя в той степени, в какой такая оценка связана с телесным образом. Поэтому представляется чрезвычайно важным, чтобы каждый чел. проявлял максимальную честность в оценках того, как он воспринимает свое тело и какие чувства к нему испытывает. Такая субъективная оценка своего тела является не менее важной, чем его объективные физ. показатели, и, к счастью, она поддается изменению.

См. также Конституциональные типы, Одежда, Экспрессивная мимика, Жесты

Дж. Кори

Образование консультанта (counselor education)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Образование тормозных условных рефлексов (inhibitory conditioning)

Исслед. условного торможения (conditioned inhibition) получили новый толчок в результате публикации Робертом Ресколой статьи, в которой он утверждал, что УР должен пройти не один, а два независимых теста, чтобы за ним можно было признать способность вызывать торможение. Во-первых, при своем предъявлении в сочетании с вызывающим возбуждение УР, он должен снижать уровень реагирования на этот возбуждающий УР. Во-вторых, при его сочетании с БР, он должен приобретать возбуждающую силу значительно медленнее в сравнении с индифферентным или новым раздражителем, сочетаемыми с тем же самым БР. Первый из этих тестов получил название «теста суммации», поскольку он предположительно вызывает алгебраическое суммирование условного возбуждения и торможения. Второй тест был назван «тестом задержки научения», поскольку в соответствии с ним ожидается, что возбуждающее обусловливание этого предполагаемого тормоза будет замедляться. Если этот претендующий на роль условного тормоза раздражитель проходит только один из этих тестов, его эффекты не могут быть отнесены к условному торможению. Вместо этого их можно объяснить отвлечением внимания в суммирующем тесте и невниманием в тесте задержки. Однако если он проходит оба теста, то не может являться раздражителем, к-рый одновременно и отвлекает внимание, и игнорируется. По всей видимости, он приобрел способность противодействовать возбуждающему обусловливанию.

Ч. Зиммер-Харт и Р. Рескола считают, что условное торможение не ослабляется (или не поддается угашению) посредством процедуры с использованием одного УР, к-рая обычно применяется для угашения условного возбуждения. Р. Хендерсон и Д. Томас полагают, что в отличие от условного возбуждения, условное торможение подвержено забыванию после определенного периода сохранения. П. Браун и Г. Дженкинс представили данные, полученные ими в ситуации оперантного обусловливания, к-рые, по всей видимости, преодолевают сомнения в необходимости использования понятия условного торможения, высказанные в свое время Б. Ф. Скиннером.

См. также Классическое обусловливание, Оперантное обусловливание

Дж. Дж. Айрис

Образованность и достижения (scholarship and achievement)

Ряд исслед. был посвящен выявлению взаимосвязей между оценками в колледже и последующими (профессиональными) успехами. Часть из них не носила систематического характера или ограничивалась к.-л. единичной переменной; др. исслед. подошли к этой проблеме с более широких позиций.

По-видимому, одно из первых таких исслед. было проведено Д. Бриджменом, изучавшим связь оценок в колледже и последующим уровнем заработной платы в Bell Telephone Company. По прошествии неск. десятилетий те, кто оказывались в верхнем десятке или верхней трети своего студенческого курса по окончании колледжа, продолжали и впоследствии опережать тех, кто оказался за пределами этой линии.

Р. Хазбенд собрал данные по своим однокурсникам спустя 30 лет после окончания колледжа в Дартмуте, когда они находились в зените своей профессиональной карьеры, и обнаружил, что те из них, кто с трудом окончил колледж, зарабатывали в середине жизни меньше денег по сравнению с теми, кто окончил его со средними оценками между «В» и «С», и что те, кто окончил его со средней оценкой выше «В», имели гораздо более высокие уровни дохода в сравнении со своими товарищами, имевшими более низкие оценки. «Интуиция» подсказывает, что лица с более высокими оценками сформировали более прочные и лучше организованные учеб. навыки в молодости и сохранили эти лучшие навыки в своей профессиональной деятельности.

В исслед. Хазбенда с последующей успешностью сравнивались не только учеб., но тж общественная и др. формы деятельности. Он обнаружил, что студенты, интересующиеся неск. областями (помимо учебы) или с заметным превосходством в одной или двух из них, зарабатывали в среднем возрасте существенно больше денег в сравнении с теми, кто не принимал участия в др. формах деятельности. К тому же оказалось, что при этом не имело существенного значения, был ли то спорт, художественная самодеятельность, журналистика или общественная жизнь - для достижения последующих успехов достаточным основанием было само наличие дополнительных интересов и, разумеется, усердие в учебе.

Р. Хазбенд

Обратное обусловливание (backward conditioning)

Методика О. о. представляет собой процедуру, при к-рой безусловный раздражитель (БРЗ) предшествует условному раздражителю (УРЗ). Процедуры, в к-рых УРЗ подается после БРЗ, но до завершения его действия, относятся к подклассу процедур О. о., наз. «процедурами прерывающего обусловливания». Этот термин отражает тот факт, что появление УРЗ «предсказывает» прекращение действия БРЗ. Процедуры О. о., включая прерывающее обусловливание, отличают от «процедур одновременного обусловливания», в к-рых УРЗ и БРЗ вводятся одновременно, и от «процедур прямого обусловливания», в к-рых УРЗ предшествует БРЗ.

В любой из процедур обусловливания, будь то обратное или к.-л. др., существует одно из трех логически возможных следствий: а) УРЗ может остаться нейтральным; б) УРЗ может стать «возбуждающим», приобретая способность возбуждать нек-рое изменение в поведении; в) УРЗ может стать «тормозящим», приобретая способность противодействовать тому же самому изменению. Многолетние исслед. каждого из этих эффектов в отношении О. о. показали, что все они могут происходить последовательно по мере увеличения количества парных сочетаний. Так, перед первым О. о. УРЗ м. б. сравнительно нейтральным; после неск. парных сочетаний УРЗ может стать возбуждающим; и при последующих парных сочетаниях тот же самый УРЗ может постепенно утратить свое возбуждающее влияние, минуя точку нейтрального воздействия и в конечном итоге приобретая тормозящие свойства.

См. также Классическое обусловливание, Выработка условных рефлексов высших порядков, Оперантное обусловливание

Дж. Дж. Айрис

Обряды перехода (rites de passage)

Концепт и сам термин «О. п.» связывают с именем антрополога Арнольда ван Геннепа. Ван Геннеп занимался общими особенностями переходов на протяжении жизненного пути, оформленных в систему обязательных ритуалов перехода от одного статуса к другому. Каждый статус закрепляет человека в определенной группе и системе межличностных отношений; обряд изменения дает возможность индивидууму быть принятым об-вом в новом статусе, а об-ву - принять его в этом статусе. Ван Геннеп развил свою теорию на основе анализа целого ряда переходов к новому статусу в различных об-вах. Сравнения позволили выявить существование трех общих стадий в таких переходах: отделение (separation), промежуточное состояние (transition) и включение (incorporation), - хотя в различных ситуациях к.-л. из стадий может придаваться особое значение.

Понятие перехода соотносится с аналогичными событиями в окружающей природе - О. п. можно обнаружить в праздновании окончания старого и наступления нового года. Первая и третья стадии этих обрядов могут тогда рассматриваться как своего рода гарантия безопасности расставания со старым и вступления в новый статус. Критическая стадия - вторая, на к-рой участвующий в обряде человек не обладает никаким статусом, а находится в промежуточном состоянии, не являясь членом к.-л. отдельной части об-ва; т. о., на этой стадии человек подвергается опасностям и сам представляет опасность для об-ва. Поэтому наиболее важная часть этого обряда связана с ограждением (containing) этих людей от остальных и с обеспечением прохождения этой стадии с наименьшим риском.

В стороне от этой общей социоцентристской теории стоит психоан. подход. Психоаналитики концентрируют свое внимание на обрядах инициации - точнее, обрядах физиолог. зрелости, - и рассматривают остальные как производные или вторичные.

Считается, что совр. об-во менее всего зависит от ритуалов, и именно по этой причине теории ритуала вынуждены опираться на данные из отдаленных мест и времен. Однако нек-рые рудиментарные обряды продолжают существовать, и мы по-прежнему можем обнаружить законченные ритуалы, правда уже утратившие свое былое значение и универсальность.

Др. подход к О. п. в совр. об-ве заключается в объяснении их заменителей и возрождения ритуалов. При наличии соц. или индивидуальной необходимости в осуществлении переходов нам следует искать свидетельства эффектов их отсутствия или их повторного возникновения в об-вах, где было отвергнуто сакральное. Ритуалы т. н. контркультур, в частности, являются наглядной иллюстрацией острой потребности в новых ритуалах.

Ценность этого понятия лежит в привлечении внимания к точке пересечения индивидуального, условий жизненного пути и сохранения общественного порядка, и в настойчивом подчеркивании ненадежного, чреватого угрозами и опасностями состояния человека, подвергающегося этим переходам.

См. также Культурный детерминизм, Национальный характер, Ритуальное поведение

К. У. Бек

Обсервационные методы (observational methods)

Наблюдения, яв-ся ли они формальными или неформальными, подразумевают фиксацию внимания на событиях или явлениях и регистрацию того, что наблюдается. Наблюдение лежит в основе любой науки, и для повышения объективности и надежности наблюдений за поведением разраб. специальные методы.

В контролируемом наблюдении ситуация заранее подготавливается или инсценируется с целью изучения реакций людей или животных на определенные стимульные условия. Поскольку контролируемое наблюдение требует привлечения специальных процедур, в исслед. чаще всего используется неконтролируемое наблюдение, в к-ром наблюдатель не осуществляет контроля за ситуацией, а просто регистрирует поведение in situ (на месте нахождения - лат.).

Большая часть из того, что нам известно о динамике личности и психич. нарушениях, получена в рез-те наблюдений, проводившихся в клинических условиях. Клинический метод не яв-ся вполне объективным; при его использовании не только наблюдатель-терапевт влияет на поведение пациента, но и пациент влияет на реакции терапевта.

В научном исслед. обычно считается желательным, чтобы наблюдатель в той мере, насколько это возможно, сохранял стороннюю позицию в отношении ситуации, не вступая в к.-л. взаимодействия с теми, за кем он наблюдает. Однако, если исследователь сознательно выбирает себе роль участника наблюдаемой ситуации или участвующего наблюдателя, при интерпретации полученных данных надлежит учитывать эффекты присутствия наблюдателя на поведение исполнителей.

Важнейшим первым шагом в повышении точности наблюдений яв-ся подготовка наблюдателей. Наблюдателям должно быть известно об эффектах влияния их собственных предубеждений, поведения и состояния на то, что ими наблюдается, и о тенденции смешивать факт с интерпретацией. Кроме того, при интерпретации полученных данных следует учитывать влияние самого ситуационного контекста, в к-ром проводятся наблюдения.

Качество рез-тов обсервационного исслед. тж зависит от репрезентативности выборки наблюдаемого поведения, что обычно связано с значительными временными и финансовыми затратами. С целью сокращения времени, денежных расходов и массива данных, получаемых в рез-те непрерывных наблюдений поведения, используются специальные процедуры выборки данных. В выборке случаев наблюдаются и регистрируются только специфические случаи поведения. Вторая процедура, выборка периодов времени, предполагает проведение серии наблюдений, каждое продолжительностью в неск. минут, в течение дня или около этого. Наконец, надежность наблюдений можно повысить путем использования сх. наблюдения, напр., оценочной шкалы или контрольного списка, заполняемых по ходу возникновения изучаемого поведения или сразу после его завершения.

Наблюдения тж используются в изучении психол. развития, опросах, корреляционных исслед. и даже экспериментах. Напр., в исслед. развития широко используются периодические наблюдения за развитием группы лиц одинакового возраста в течение ряда месяцев или лет (продольное (лонгитюдное) исследование), наблюдения групп различных по возрасту лиц в определенный момент времени (поперечное исследование). Контент-анализ самонаблюдений, зафиксированных в дневниках, автобиографиях, письмах и др. личных документах, тж помогает проникнуть в динамику личности.

См. также Психологическая оценка, Незаметные измерения

Л. Р. Эйкен

Обсессивно-компульсивная личность (obsessive-compulsive personality)

Начиная от описания анального типа характера, сделанного З. Фрейдом, вплоть до проблемы трудоголизма XX в., О.-к. л., называемая также ананкастной личностью, представляла собой дилемму для психиатрического здравоохранения. Характеристики этого расстройства тревожны, хотя нередко высоко ценятся в нашем об-ве.

DSM рекомендовало использование термина «компульсивное расстройство личности» для обозначения синдрома, к-рый был назван О.-к. л. Диагностические критерии включают ограниченную способность выражать положительные эмоции, перфекционизм, упорство в реализации своих целей, чрезмерную вовлеченность в работу в ущерб личным отношениям и нерешительность.

Сверхконтролируемая приверженность нереалистическим стандартам в сочетании с неспособностью к принятию решений ведет у О.-к. л. к состоянию хронического субъективного дискомфорта. Расстройство чаще встречается у мужчин, чем у женщин.

Психоанал. трактовка этиологии подчеркивает нарушения в анальной стадии развития. С т. зр. теории, это означает необходимость использования таких защитных механизмов, как изоляция, отмена и реактивное образование для отражения анально-садистических импульсов. Однако Поллак не обнаружил достаточных доказательств справедливости психоанал. представлений об этиологии.

В дифференциально-диагностическом плане, О.-к. л. отличается от обсессивно-компульсивного расстройства отсутствием обсессий (навязчивых нежелательных мыслей) и ритуального поведения (насильственно повторяемого субъективно неприятного поведения).

См. также Компульсивная личность, Типы личности

К. Ландау

Обучающие машины (teaching machines)

О. м. работает по следующему принципу: если ученик дает правильный ответ, немедленное подкрепление максимизирует вероятность того, что этот ответ будет усвоен. Такая машина может оказывать гораздо большую помощь ученику в усвоении конкретных фактов по сравнению с преподавателем, к-рый должен одновременно отслеживать реакции большого числа уч-ся.

Подлежащий усвоению материал упорядочивается в О. м. от наиболее к наименее известному в виде последовательности небольших и заранее расписанных шагов, наз. программами. Ветвящиеся программы могут возвращать ученика назад к ранее пройденному материалу при возникновении ошибочного ответа, тогда как правильные ответы немедленно подкрепляются, чтобы стимулировать ученика к дальнейшему продвижению.

На смену ранним механическим устройствам пришли электронные обучающие программы, реализуемые на компьютерах. Ключевыми элементами таких программ яв-ся: последовательность целей, упорядоченный набор фреймов, каждый из к-рых репрезентирует небольшое, но значимое приращение в знании в сравнении с предыдущими фреймами, и средства подачи подкрепления для (высоковероятных) правильных ответов сразу после получения каждого такого ответа.

См. также Теория обучения

Р. А. Кашау

Обучение в раннем детстве (early childhood education)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Обучение во сне (sleep learning)

Под О. во с. понимается планируемое, а не случайное научение во время сна. С теорет. т. зр., предъявление материала во время сна освобождает его от конкурирующих сторонних влияний и критической проверки субъектом. Для реализации такой возможности были разраб. соотв. программы на аудиокассетах.

Рез-ты эксперим. исслед. носят противоречивый характер: в одних случаях испытуемые демонстрировали заметные улучшения в научении, в других такие улучшения отсутствовали. Наиболее хорошие рез-ты, по-видимому, достигаются в состояниях полусна или легкого сна («гемисомнолентных состояниях»), а наименее хорошие - в состояниях глубокого сна. Индивидуальные различия в научении во сне, вероятно, яв-ся следствием индивидуальных различий в продолжительности этих состояний полусна. Такого рода состояния обладают большинством характеристик, присущих внушению и гипнозу. В частности, возникает возможность получать информ. на входе без ее оценки. Поэтому, если внушение не находится в откровенном противоречии с базовыми ценностями данного индивидуума, оно будет усваиваться.

Одна из проблем, с к-рой приходится сталкиваться при оценке рез-тов О. во с., связана с отсутствием единства определений сна (причем любого уровня сна). Эта ситуация осложняется использованием нестандартизованных стимулов. Еще одной переменной яв-ся использование аудиозаписей или естественной речи обучающего. О. во с., т. о., оказывается очень неопределенным термином. На сегодняшний день отсутствуют систематические эксперим. исслед. в этой области.

См. также Теории научения, Сон

У. Э. Грегори

Обучение детей с особыми потребностями в основном потоке (educational mainstreaming)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Обучение методом (управляемых) открытий (discovery learning)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Обучение психотерапии (psychotherapy training)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Обучение равными по статусу (peer tutoring)

Любое привлечение уч-ся для обучения или тренировки друг друга принято называть О. р. по с., несмотря на возможные возрастные различия, уч-ся в действительности не принадлежат к одной и той же группе равных по положению или возрасту людей.

Я. Коменский, чешский педагог XVI в., сделал наблюдение, к-рое яв-ся ныне широко признанным в отношении обучения равными: тот, кто обучает, научается большему в сравнении с тем, кого он обучает.

Обращение современных педагогов к О. р. по с. в большей степени связано с его эффективностью как метода обучения / учения, нежели с его потенциальной экономичностью. Результаты исслед. оказывают неизменную поддержку этому методу.

В своем обзоре исслед. Эллиот приводит следующие объяснения причин эффективности О. р. по с.:

- увеличивает процент времени, затрачиваемого на обучение в период классных занятий;

- предоставляет уч-ся больший объем обратной связи в отношении их результативности, и обеспечивает ее немедленно;

- увеличивает время, затрачиваемое на объяснения уч-ся, и уменьшает время, затрачиваемое на объяснения учителя;

- обучающиеся испытывают удовлетворение от повышающегося чувства собственной компетентности и личной значимости;

- обучающиеся получают возможность взглянуть на ситуацию обучения/учения с позиций учителя, что делает психол. климат в классе в большей степени направленным на сотрудничество и в меньшей степени подавляющим и авторитарным.

- обучающиеся способны выявлять проблемы, связанные с усвоением и адаптацией, к-рые оказались упущенными из вида учителем.

См. также Низкие учебные достижения, Теория обучения

Г. К. Линдгрен

Обучение релаксации (relaxation training)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Общественная психология (community psychology)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Общие системы (general systems)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Общий адаптационный синдром (general adaptation syndrome)

Ганс Селье предположил, что все люди обнаруживают одинаковую неспецифическую физиолог. реакцию на стресс. Он назвал всю совокупность этих реакций О. а. с. Согласно Селье, общие реакции организма похожи, что бы ни называли стрессом, хотя воздействие стресса может по-разному сказываться на различных органах, приводя в конечном итоге к их разрушению, и это избирательность зависит от индивидуального предрасположения. Он утверждает, что механизмом, лежащим в основе этого разрушения, является затяжное предельное повышение активности симпатической НС. Последовательность событий, развивающихся в ответ на продолжительный стресс, выглядит, по Селье, следующим образом: тревога, сопротивление, истощение и смерть.

На стадии тревоги активизируются все физиолог. реакции, связанные с максимизацией энергообразования, включая выделение эпинефрина (адреналина) корой надпочечников и адренокортикотропного гормона (АКТГ) передней долей гипофиза, что приводит к повышению уровня глюкозы в крови. Повышается тж частота дыхания и сердечных сокращений.

Если стресс продолжается, организм переходит в стадию сопротивления (резистентности) и выглядит вернувшимся в нормальное состояние. Напр., частота дыхания и сердечный ритм возвращаются к своим предстрессовым уровням. Однако повышенный уровень АКТГ сохраняется, способствуя поддержанию концентрации глюкозы в крови на высоком, но отрицательном, с т. зр. здоровья, уровне, увеличивающем уязвимость организма к инфекциям.

Селье утверждает, что если стресс продолжается и дальше, наступает стадия истощения, на к-рой начинают нарушаться соматические процессы. Железы не могут бесконечно поддерживать повышенный уровень секреции; запасы сырья, необходимого для выработки энергии, заканчиваются, и происходит истощение организма. Вслед за этим может наступить стадия смерти.

Селье наблюдал эту трехфазную реакцию на пролонгированный стресс - тревогу, сопротивление и истощение - у самых разных лабораторных животных. В какой мере понятие О. а. с. применимо к людям, нам еще предстоит определить.

См. также Надпочечники, Психофизиология, Симпатическая нервная система

Р. М. Стерн

Общий фактор интеллекта (general intelligence factor)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Объективная психология (objective psychology)

Термином «объективная психология» в его узком смысле обозначаются психол. воззрения И. М. Сеченова, И. П. Павлова и В. М. Бехтерева, пришедших в результате изучения рефлексов и обусловливания к объяснению психол. явлений, включ. высшие психич. процессы, как зависимых от конфигураций рефлексов в ЦНС и особенно - в головном мозге. Бехтерев сначала назвал свою работу О. п., а уж затем - «рефлексологией». В более широком смысле термин О. п. используется для обозначения таких психол. доктрин, для к-рых характерен скептический и натуралистический подход к явлениям, традиционно называемым сознательными или психич. В самом широком смысле термин О. п. - это психология, разделяющая взгляд на науку как на публичное, эмпирическое предприятие, основной принцип к-рого - научные исслед. должны проводиться таким образом, чтобы любой заинтересованный член научного сообщества мог воспроизвести его результаты. Расхожее употребление термина О. п. не связано ни с какой конкретной психол. системой, а указывает на общность представлений, присущих некоторым направлениям в психологии XX в. - преимущественно бихевиористским школам, но не только им.

Объективист считает само поведение достойным изучения, полагая, что психол. термины для обозначения внутренних состояний или условий воскрешают донаучное мышление.

Первоначально О. п. переплеталась с психологией животных, ассоцианизмом и эксперим. психологией. Эти традиции и объективистские традиции - не одно и то же, хотя многие их смешивают. Нередки и случаи расширения понятия О. п. и отождествление его с такими теорет. предпочтениями, как а) детерминизм и б) редукционизм (система взглядов, согласно к-рой психол. процессы «всего лишь» физиолог. события). Представители О. п. были и остаются детерминистами, но детерминистами являются и гештальтисты. Системы Скиннера и Кантора принадлежат к тем объективным направлениям, к-рые не сводят психол. события к физиолог., как это, по-видимому, делала российская школа О. п.

См. также Бихевиоризм, Теоретическая психология

Э. Б. Пратт

Объем памяти (memory span)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Ограниченная во времени психотерапия (time-limited psychotherapy)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Одаренные и талантливые дети (gifted and talented children)

Из множества определений О. и т. д. одно определение, используемое федеральным правительством, отражает стремление учесть по возможности все аспекты детской одаренности и подразумевает движение за создание особых образовательных возможностей для таких детей. Это определение гласит: «Под О. и т. д. имеются в виду дети и, в соотв. случаях, молодые люди, к-рые в дошкольных учреждениях, начальной или средней школе были распознаны как обладающие актуальными или потенциальными способностями, к-рые свидетельствуют о высоком потенциале в таких областях, как интеллектуальная, творческая, специфическая учеб. или организаторская/руководящая деятельность, а тж изобразительное иск-во и актерское мастерство, и к-рые в силу этого нуждаются в услугах и занятиях, обычно не предоставляемых школой».

Это определение узаконивает весьма широкое понимание одаренности, на основании к-рого к категории О. и т. д. можно отнести учеников, попадающих или могущих попасть в 3-5% верхнего конца распределения всех учеников по их успешности. Систематические попытки распределить этих людей по категориям начались с работ Ф. Гальтона. Появление интеллектуального тестирования дало нам объективную меру, с помощью к-рой внутри широких статистических границ можно идентифицировать детей с наивысшим потенциалом - интеллектуально одаренных. Л. М. Тёрмен на всю жизнь сохранил интерес к гениальным и одаренным людям. Тёрмен организовал лонгитюдное исслед. 1500 одаренных людей, к-рое продолжалось и после его смерти.

Все эти события положительно сказались на выявлении одаренных, хотя они имели и отрицательную сторону, потому что одаренность определялась исключительно на основе IQ. Опора только на IQ при выявлении одаренных детей исключает из рассмотрения мн. уч-ся, принадлежащих к др. культуре. В связи с этим предпринимались усилия найти средства выявления О. и т. д. в разных культурах.

Хотя О. и т. д. можно отыскать во всех слоях нашего об-ва, все же их больше в стабильных семьях и среди лиц с социоэкономическим статусом выше среднего. Обычно они преуспевают в учебе и имеют высокий соц. статус в школе, здоровы физически и не обнаруживают эмоциональных нарушений. Эти же самые положительные характеристики относятся к ситуации в семье и к социоэкономическим группам, из к-рых эти О. и т. д. происходят.

Одаренные дети по мере своего взросления сталкиваются с теми же проблемами, что и все дети, но к ним добавляются др. проблемы, связанные с их одаренностью. Эти дополнительные проблемы м. б. вызваны давлением ожиданий со стороны окружающих или самого ребенка. Проблемы могут возникать из-за невозможности подобрать себе равноценных партнеров в соц. и учеб. среде. Трудности в отношениях со сверстниками и взрослыми могут тж возникать в тех случаях, когда таланты детей становятся источниками соц. и поведенческих неприятностей.

Осн. направление движения в поддержку особого обучения О. и т. д., по-видимому, имеет две цели: реализовать потенциал этих детей на благо об-ва и реализовать их потенциал ради успеха и счастья самих детей. Предлагаемые программы такого рода включают прием в школу раньше установленного срока, ускоренное прохождение школьной программы и «перепрыгивание» через класс, углубленное и самостоятельное изучение предметов, работу с домашним учителем, создание возможностей для творчества и формирование специализированных классов.

См. также Детская психология, Индивидуальные различия

Г. Мэнистер

Одежда (dress)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Одиночество (loneliness)

О. представляет собой деструктивную форму самовосприятия. Одинокий чел. чувствует себя заброшенным, забытым и ненужным. По-видимому, мысли, имеющие отношение к потере прошлого и людей из этого прошлого, а также высокий уровень значимости др. людей, как об этом свидетельствуют нелогичные предположения, предъявляют чел. непомерно высокие требования. Такие требования обычно становятся неосуществимыми, заставляя людей чувствовать себя изолированными по собственной вине и интерпретировать свое существующее положение как катастрофу.

Источники О.: императивы. Неврологический императив предписывает оптимальный диапазон стимуляции в физ., культурной и межличностной среде. Существуют также качественные ограничения: должно существовать значимое челов. взаимодействие, недостатком к-рого объясняется чувство О. в толпе. Психол. императив предостерегает от отказов или исключения из отношений, ведущих к переживаниям, что тебя не любят и отвергают. Соц. императив диктует, что при исключении из группы, мы не получим того, в чем мы нуждаемся и чего хотим от жизни. Такое исключение оценивается как вызов основным мотивациям стремления к безопасности и удовлетворению физ. и репродуктивных потребностей. Когнитивный императив говорит, что мы способны посылать и принимать сообщения с тем, чтобы выжить в об-ве. Барьеры для коммуникации, такие как чужой язык, приводят к чувству изоляции.

Уровень заболеваемости и смертности выше у одиноких, вдовцов и разведенных. Такие показатели могут быть результатом снижения уровня эндорфинов, естественных иммунизаторов организма. С др. стороны, более высокие показатели заболеваемости и смертности могут быть вызваны и нелогичными, самоосуществляющимися ожиданиями членов этих групп, основанными на том, что они воспринимают себя недостойными счастья, а заслуживающими лишь О. Какими бы ни были причины, важный вклад в одиночество делает чувство потери или расставания в прошлом с кем-либо или чем-либо, что казалось тогда главным для выживания.

Другим компонентом О. является контроль. Наличие контроля над любой данной соц. ситуацией определяет различие между «чувствовать себя одиноким» и «быть одному».

Противостояние одиночеству. О. провоцирует широкий спектр реакций. Продуктивные пути борьбы с чувством О. во многом индивидуальны, однако могут быть описаны следующим образом. Во-первых, попытаться ослабить иррациональные представления, к-рые имеют тенденцию накапливаться относительно катастрофы, несправедливости и самообесценивающих аспектов жизни в одиночку. Во вторых, присвоить личную мотивацию чувствам О.: действуя вместо того, чтобы мучиться этими чувствами, их можно рассеять. В-третьих, перестать надеяться только на себя и не отказываться от помощи и поддержки, обеспечиваемых совместными усилиями др. людей. В-четвертых, работать, веря в то, что О., вероятно, не будет длиться вечно.

См. также Потребность в аффилиации, Межличностная аттракция, Любовь, Заброшенные дети

Д. Ф. Фишер

Ожирение (obesity)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Оккультизм (occultism)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Оконьи Майкл Огболу / Okonji, Michael Ogbolu

Оконьи Майкл Огболу / Okonji, Michael Ogbolu (1936-1975). Оконьи проводил исследования, посвященные способам воспитания маленьких детей, в особенности его интересовала взаимосвязь полезависимости (в понимании Виткина) и интеллектуального развития (в понимании Пиаже).

Олдс Джеймс / Olds, James

Олдс Джеймс / Olds, James (1922-1976). Олдсу и Милнеру случайно удалось вызвать эффекты удовольствия посредством электрической стимуляции головного мозга. Это привело их к предположению, что в головном мозге есть «механизм вознаграждения», выполняющий функцию мотивационного аппарата.

Олпорт Гордон Виллард / Allport, Gordon Willard

Олпорт Гордон Виллард / Allport, Gordon Willard (1897- 1967). С точки зрения Гордона Олпорта, личность является одним из важнейших объектов изучения психологии. Его подход был эклектичным, основанным на использовании всех возможных источников информации о личности.

Олпорт Флойд Генри / Allport, Floyd Henry

Олпорт Флойд Генри / Allport, Floyd Henry (1890-1978). Флойда Олпорта называли отцом экспериментальной социальной психологии. Его научные достижения явились основой такого направление в социальной психологии, которому психологи, специализирующиеся в этой области, следовали в течение нескольких десятилетий.

Оперантное обусловливание (operant conditioning)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Оперантное поведение (operant behavior)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Оперативная память (working memory)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Операционализм (operationalism)

О. - это требование давать всем используемым в науке теорет. терминам - т. е. тем, к-рые не относятся к чему-либо, что доступно прямому наблюдению, - операциональные определения. Цель О. - освобождение науки от всех метафизических понятий (позитивисты считают их лишенными смысла) и создание условий, при к-рых наука будет формулировать только такие вопросы, на к-рые можно дать эмпирические ответы, и создавать теории, относящиеся только к имеющим «физический смысл» объектам.

Как эмпирики, операционалисты исходят из того, что при обсуждении явлений, к-рые можно наблюдать, никогда не возникает никаких сомнений. Неопределенность возникает в отношении таких теоретических терминов, как «масса», «драйв» (внутреннее побуждение), «тревога» или «суперэго». Ни одно из состояний, описываемых этими терминами, исследователи не могут непосредственно наблюдать, даже притом, что тревогу и голод (как внутреннее побуждение) они наверняка переживали, тогда как два термина - «масса» и «суперэго» - это совершенно абстрактные понятия. При операциональном определении теорет. термин определяется через связывание его с объективно (публично) верифицируемыми операциями измерения или манипулирования, к-рые могут быть выполнены при строго определенных внешних условиях.

Операционалист утверждает, что операциональное определение придает полное значение понятию благодаря связыванию его с однозначно понимаемыми терминами, обозначающими то, что можно наблюдать; все, что сверх этого, - ненаучный «избыточный смысл». Более того, операционалисты подвергают сомнению научную законность любого термина, не поддающегося операциональному определению.

Когда стало очевидно, что трудно, если не невозможно, «операционализировать» все понятия даже в такой науке, как физика, позитивисты постепенно начали отказываться от О. В психологии О. критиковали за чрезмерное сужение предмета психологии, превратившее бихевиоризм в единственно приемлемую систему психологии скорее по причинам методологического характера, нежели благодаря реальным достижениям. Однако операциональное определение понятий остается общепризнанным требованием психол. теории.

См. также Эмпиризм, Позитивизм, Научный метод

Т. Лихи

Операциональное определение (operational definition)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Описательная психология (descriptive psychology)

Происхождение термина О. п. исторически связано в первую очередь с именами двух немецких философов - Ф. Брентано и В. Дильтея, причем на разных этапах своей научной карьеры оба ученых вкладывали в него разный смысл. После непродолжительного периода забвения методы описательного и качественного анализа вновь становятся объектом повышенного внимания психологов.

По мнению Брентано, О. п. ограничивает свой предмет только внутренними перцепциями. Как Тео де Бур пишет в своей статье «Описательный метод Франца Брентано» (The descriptive method of Franz Brentano), в начале своей научной карьеры Брентано считал О. п. исключительно подготовительным этапом общей психологии, на к-ром раскрывается и проясняется то, что находится в душе человека, с тем чтобы генетическая психология могла установить причинные законы одновременности и последовательности. В дальнейшем О. п. трансформировалась для Брентано в самостоятельную отрасль знания, к-рую он намеревался превратить в основу таких нормативных наук, как логика и этика. Именно эти представления Брентано и повлияли на Э. Гуссерля, к-рый тж начал с идеи О. п., однако позднее переименовал ее в феноменологию, к-рую он намеревался сделать научным фундаментом филос. знания.

В своей статье «Мысли об описательной и расчленяющей психологии» (Ideas concerning a descriptive and analytic psychology) Дильтей проследил идею описательной науки от X. Вольфа и Э. Канта, подчеркивавшего разницу между описательным и объяснительным методами, до Т. Вайца, к-рый наметил примерную комплементарную программу дескриптивной и объяснительной психологии и идеи к-рого Дильтей подверг дальнейшей переработке. Изначально Дильтей рассматривал психологию как основу всех наук о чел. Однако подходы и содержание совр. ему психологии, созданной и развивавшейся благодаря трудам Гербарта, Фехнера и Вундта, были столь ограниченными, что Дильтей обратился к идее О. п. как источнику информ. о фактах сознания именно в том виде, в каком оно их обнаруживает, а не в виде реконструкций гипотетических элементов, что пыталась предложить объяснительная психология. Вместо этого О. п. в качестве своего объекта выбирала «взрослого человека с развитой психической жизнью», к-рую надлежало «охватить, описать и проанализировать во всей ее полноте». Исходя из этого, можно увидеть, что Брентано и Дильтей по-разному понимали сущность О. п. Брентано (в начале своей ученой карьеры) рассматривал О. п. как необходимый этап развития психологии, впоследствии дополняемый объяснительной психологией, тогда как Дильтей противопоставлял одну систему другой. В дальнейшем в своей трактовке О. п. Брентано приблизился к т. зр. Дильтея (к идее о самостоятельной науке, играющей роль основы нормативных наук), однако определенные различия в их интерпретациях все же существуют, отражая различия в мировоззрении этих двух философов. На более поздних этапах своей карьеры Дильтей уже выражал сомнения в том, что даже такая наука, как О. п., на самом деле может служить основой для всех наук, изучающих чел.

О. п. по сей день яв-ся растяжимым понятием, но его толкование больше не ограничивается его ист. смыслами. Его осн. значение состоит в том, что психич. явления должны описываться в том виде, как они переживаются и эксплицитно выражаются. Феноменологические инсайты вывели О. п. за границы сферы внутренней перцепции (внешние перцепции, понимаемые как «присутствия», могут также описываться), а давление конкретных проблем привело к определенным прорывам в методологии (были разработаны чисто качественные и интерпретативные методики).

См. также Объективная психология, Философия науки

А. Джорджи

Опросник депрессии Бека (Beck depression inventory)

Опросник депрессии Бека (BDI) разраб. в качестве стандартизованной меры глубины депрессии. Его пункты осн. на наблюдениях аттитюдов и симптомов, характеризующих депрессивных пациентов. Поскольку было обнаружено, что количество сообщаемых симптомов напрямую связано с глубиной депрессивного состояния, в опросник вошли все значимые симптомы и аттитюды, ассоциирующиеся с депрессией. В опроснике они представлены 21 категорией симптомов и аттитюдов: грусть (sadness), пессимизм (pessimism), чувство провала (sense of failure), неудовлетворенность (dissatisfaction), вина (guilt), чувство кары (sense of punishment), неприязнь к себе (self-dislike), самообвинения (self-accusations), суицидальные мысли (suicidal ideation), периоды плача (crying spells), раздражительность (irritability), уход от контактов с другими (social withdrawal), нерешительность (indecision), искаженный образ тела (distorted body image), застой в работе (work inhibition), нарушение сна (sleep disturbance), быстрая утомляемость (fatigability), потеря аппетита (loss of appetite), потеря веса (weight loss), озабоченность соматическими симптомами (somatic preoccupation) и утрата либидо (loss of libido).

См. также Депрессия, Измерение

Дж. К. Локвуд

Предыдущая страница Следующая страница