Приглашаем посетить сайт

Некрасов (nekrasov-lit.ru)

Популярная психологическая энциклопедия
ПСИХОПАТОЛОГИЯ

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Э Я

ПСИХОПАТОЛОГИЯ

ПСИХОПАТОЛОГИЯ (с. 493)

Индивидуальные особенности каждого из нас порой, в самом деле, могут производить впечатление некоего отклонения от нормы. Разве можно назвать нормальной хроническую замкнутость или, наоборот, развязную болтливость, навязчивую чистоплотность или бросающуюся в глаза неряшливость? Иногда подобные симптомы в самом деле свидетельствуют о каком-то внутреннем неблагополучии, которое, однако, вовсе не равносильно сумасшествию. На Западе такие проблемы давно и успешно решает целая армия профессиональных психотерапевтов, в частности - фрейдистской ориентации. Для американца или немца визит к психотерапевту (психоаналитику) - столь же обыденное явление, как посещение стоматолога. У нас же по сей день не изжит предрассудок, согласно которому существует лишь два состояния сознания - абсолютная норма и безумие. Поэтому российский обыватель с подозрением относится ко всякого рода «мозгоправам», опасаясь заслужить ярлык ненормального. В силу этого и профессия психотерапевта, несмотря на усилия энтузиастов, так и не стала в России массовой, хотя потенциальных клиентов (их даже не принято называть пациентами) здесь не меньше, чем в любой другой стране. Но вряд ли и больше! В этом смысле утверждение, что нуждающихся в помощи у нас больше, чем получающих ее, - совершенно справедливо. Только в данном случае речь идет вовсе не о недостатке смирительных рубашек.

Негативную роль в формировании этого предрассудка в свое время сыграла официальная советская психиатрия, которую многие не без основания называют карательной. Сама постановка на учет в психоневрологический диспансер означала пожизненное клеймо безумца, которое делало невозможным мало-мальски приличное трудоустройство или, скажем, туристическую поездку за рубеж. Принудительная госпитализация душевнобольных в СССР практиковалась широко и не всегда адекватно, что в ряде случаев производило справедливое впечатление нарушения гражданских прав личности. Зато и больные, опасаясь приезда плечистых санитаров, избегали публично демонстрировать свои причуды.

Притчей во языцех стало использование психиатрии в репрессивных целях, когда противники режима, диссиденты вместо ареста оказывались принудительно госпитализированы в психиатрических клиниках. (Нелишне, правда, отметить, что, несмотря на широчайший международный резонанс, это явление никогда не было масштабным -просто в силу очень скромных масштабов антисоветского диссидентского движения.) Ради обоснования этой практики был даже изобретен особый диагноз - «вялотекущая шизофрения», который при желании можно поставить практически любому. Известный историк Рой Медведев, который в советскую пору проходил психиатрическую экспертизу в связи со своими диссидентскими взглядами, с горькой иронией вспоминает: когда в ходе экспертизы ему было сообщено об аресте его брата, он даже не знал, как отреагировать, - любая реакция была не в его пользу. Гнев и раздражение можно было диагностировать как патологический аффект, сдержанную реакцию можно было трактовать как апатию. А результат один.

Справедливости ради надо признать, что по крайней мере в некоторых таких случаях психиатрическое вмешательство было отнюдь не лишним. Сегодня слыша по телевизору тот вздор, который несет иной вчерашний «правозащитник», понимаешь, от чего его лечили, но, к сожалению, не вылечили.

Радикальные перемены конца века неизбежно коснулись и психиатрии. Но, как и в большинстве подобных случаев, у этой медали помимо яркой стороны оказалась и неприглядная. Принятый закон о правах душевнобольных сделал крайне затруднительной принудительную госпитализацию. Создалась парадоксальная ситуация: если человек добровольно обращается за психиатрической помощью, в госпитализации ему скорее всего откажут - на содержание больных в стационаре не хватает средств. Если же человек совсем утратил рассудок и перестал отдавать себе отчет в своем поведении, то его принудительная госпитализация связана со столькими юридическими формальностями, что легче просто оставить его в покое. В результате в стационар поступают больные только в крайне тяжелом состоянии, нередко - социально опасные. Остальные же продолжают без опаски ходить по улицам, своим нелепым поведением производя впечатление, будто в последние годы сумасшедшие стали встречаться на каждом шагу. Но это вовсе не означает, будто их стало больше, чем прежде. Сегодня здоровый человек меньше, чем раньше, рискует быть упрятан в «психушку» по чьему-то произволу. Но, увы, там не окажутся и многие из тех, кому там самое место. Так что и в этом смысле справедливо утверждение, что необходимую помощь получают далеко не все, кто в ней нуждается. При всех минусах советской психиатрии в прежние времена существовала действенная патронажная служба и эффективный контроль за состоянием больных. Теперь же многие из них просто брошены на произвол судьбы.

Из-за несовершенства законодательства появилась масса возможностей для мошенничества с имуществом душевнобольных. Очень много бездомных, которых мы встречаем на каждом шагу, лишили жилья, пользуясь их невменяемостью. Впрочем, неспособность или нежелание жить упорядоченной домашней жизнью - тоже своего рода болезнь.

А как же насчет распространенного убеждения, что трудности жизни все чаще сводят людей с ума, что социально-экономические и политические катаклизмы приводят к росту душевных заболеваний?

Специалисты считают это сильным преувеличением. На самом деле распространенность психических заболеваний мало зависит от внешних, социальных условий. Еще в 1903 г. немецкий психиатр Эмиль Крепелин обследовал туземцев острова Ява, не подверженных «порокам цивилизации», и был вынужден некоторым из них поставить диагноз «шизофрения». Душевные болезни существовали во все времена, и количество больных почти не зависит от социальных условий. Среди населения любой страны - от Исландии до Австралии - безумцы в полном смысле этого слова составляют около 3%, и никакие катаклизмы на эту цифру существенно не влияют. Правда, в новейшей истории предпринималась попытка свести этот процент до нуля: в нацистской Германии умалишенных попросту физически уничтожали ради «оздоровления нации». Каков результат? Психиатрические больницы современной Германии (всего через полвека после нацистской-«психогигиенической» чистки!) недостатка в пациентах не испытывают. Вот вам и оздоровление!

Однако есть кое-какая специфика и у «нашего безумного времени». Еще в 1838 г. французский психиатр Филипп Пинель заметил: «Идеи, доминирующие в каждом столетии, оказывают могучее влияние на характер помешательства». Так, говоря о мании величия, обычно представляют больного, возомнившего себя Наполеоном.

Особая проблема - истерические расстройства. Истерию с античных времен считали женской болезнью, вызванной патологией матки. Когда в конце XX в. Зигмунд Фрейд выступил перед научным сообществом с сообщением о проявлениях истерии у мужчин, он был осмеян коллегами. Сегодня в этом факте уже никто не сомневается, хотя и установлено, что среди женщин истерия встречается втрое чаще. Интересно, что обследование одного племени, изолированно жившего в горных районах Бирмы по законам матриархата, выявило обратную пропорцию. Вероятно, склонность к истерическим реакциям возникает как форма самозащиты подчиненного существа, и традиционная пропорция в западном мире связана с неравноправным распределением социальных ролей между полами. Сегодня, когда мужские и женские роли причудливо перемешались, не приходится удивляться росту истерических расстройств у сильного пола.

Конечно, обилие стрессов, резкие изменения жизненного уклада не могут не сказаться на душевном состоянии людей. Все чаще возникают так называемые пограничные состояния - неврозы, вызванные тяжелыми переживаниями и психическими травмами. Однако невроз не есть душевная болезнь в привычном смысле этого слова. При благоприятном изменении условий жизни он часто проходит даже без медицинского вмешательства.

Так что не следует безоглядно доверять экзальтации газетчиков и преувеличивать драматизм ситуации. С головой у россиян все в порядке! По крайней мере - у подавляющего большинства. У многих, конечно, на душе скребут кошки. Оно и понятно - страна, и правда, переживает не лучшие времена. Но тут следует вспомнить старый афоризм: «Время плохое? На то и люди, чтобы сделать его лучше!»

В начало энциклопедии