Приглашаем посетить сайт

Философия (philosophy.niv.ru)

Популярная психологическая энциклопедия
РОЛЬ

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Э Я

РОЛЬ

РОЛЬ (с. 516) - устойчивый комплекс форм поведения, соответствующий определенной функции личности в социальных отношениях. Человек как общественное существо вступает с другими людьми в разнообразные отношения (межличностные, политические, экономические, профессиональные и др.), выступая таким образом носителем различных ролей. Сочетание последних и составляет специфику его личности. Понятие «роль» ввел в социальные науки американский психолог Д.Мид, разработавший социально-психологическую концепцию, в которой личность рассматривалась как динамичное сочетание ролей.

В рамках ролевого подхода формирование личности, достижение ею социальной зрелости рассматривается как освоение определенных ролей. Выполнение некоторой роли определяется как объективными социальными нормами и требованиями, традиционно в ней заложенными, так и индивидуальными чертами конкретного человека, в частности - мерой освоения им определенных знаний и умений, а также субъективными представлениями о характере данной роли. Так, в роли родителя человек стремится воплотить черты, связанные в общественном сознании с требованиями к семейному воспитанию, а также проявляет индивидуальные особенности своего темперамента, характера, ценностных установок и т.д. Освоение роли родителя происходит постепенно, начиная с первых лет жизни ребенка. Решающее влияние на этот процесс оказывает пример собственных родителей. Поэтому преобладание негативных моментов в семейном воспитании или отсутствие адекватного образца (как это имеет место в неполных семьях) приводит к тому, что человек либо отвергает воспринимаемый пример, но не имеет возможности освоить иной вариант данной роли, либо просто оказывается лишен основы формирования соответствующих форм поведения.

В детстве также происходит освоение межличностных ролей, характеризующих положение человека в системе общения с другими людьми. Например, в условиях авторитарного воспитания ребенок привыкает к зависимости, несамостоятельности, покорности, что впоследствии не позволяет ему принять роль лидера и препятствует формированию инициативного, целеустремленного поведения.

Исполнение человеком различных ролей может потребовать активизации разных, часто несовместимых черт поведения. В таких случаях наблюдается утрата внутренней гармонии, чреватая невротическими срывами. Устранить подобное противоречие психологическими методами затруднительно, поскольку для этого требуется изменение всей структуры ролевых отношений личности.

В начало энциклопедии