Приглашаем посетить сайт

История (history.niv.ru)

Психотерапевтическая энциклопедия
БИОДИНАМИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ МАССЕРМАНА

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Э

БИОДИНАМИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ МАССЕРМАНА

БИОДИНАМИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ МАССЕРМАНА (Masserman J. Н.). Представляет собой обоснование теории и практики психотерапии на наиболее общих физиологических принципах и тем самым разработку целостного подхода к соматической и психической коррекции с обеспечением органичности их различных сочетаний (1946, 1968).

В основе Б. к. М. лежат 4 принципа, в равной мере применимых как для физиологических, так и для психологических систем.

1. Мотивация - человек, как и любые живые организмы, побуждаем к деятельности своими биологическими потребностями.

2. Интерпретация социальной среды - человек реагирует не на саму действительность, а на свое представление о ней. Последнее включает и представление о себе, своих возможностях, потребностях и т. д.

3. Адаптация - решающее значение для индивида имеет достижение или недостижение его целей, связанных с удовлетворением потребностей. Если цель недостижима или достигается частично, он либо изменяет стратегию и тактику своих действий, либо частично или полностью заменяет цель иной.

4. Конфликт и страх - если между различными линиями поведения, направленными на удовлетворение потребностей, возникает противоречие, неразрешимое имеющимися у индивида средствами, появляется напряжение и страх. Поведение становится амбивалентным и деструктивным.

На указанных принципах строится общая стратегия коррекции, дающая, по мысли автора, возможность эффективно использовать все многообразие средств и методов современной психотерапии. Для решения первой задачи усилия психотерапевта направляются на выявление «концепции действительности», на которую ориентируется индивид и в силу которой неадекватное поведение представляется единственно возможным и рациональным. Это достигается с помощью двух совокупностей методов: общих (неспецифических) - расширяющих ориентационные возможности, и частных (специфических) - узконацеленных на выявление неадекватности «концепции действительности». Вторая задача коррекции - это выявление причин напряжения и страха и обоснование необходимости изменения «концепции действительности», лежащей в основе нарушения. Третья задача - помощь в поиске адекватной «концепции действительности». Здесь речь идет о системе общеукрепляющих мер, повышающих способность к обнаружению такой концепции, а также о специфической, узкопсихотерапевтической помощи. Мотивация для этой деятельности создается на втором этапе в результате осознания напряжения и страха и их связи с неадекватностью представления о мире.

В начало энциклопедии