Приглашаем посетить сайт

Пастернак (pasternak.niv.ru)

Словарь практического психолога
Статьи на букву "А" (часть 2, "АКУ"-"АНА")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 2, "АКУ"-"АНА")

АКУСТИКА ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ

АКУСТИКА ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ - раздел физиологии органов чувств, основы коего заложены Г. Гельмгольцем. Посвящена изучению закономерностей процесса восприятия звуков и построения речи. Ее составными частями являются:

1) физика и биофизика восприятия простых и сложных тональных сигналов - исследуются: пороги слуховые - абсолютные и разностные; формирование ощущений громкости и высоты; восприятие звуков сложных, бинауральный эффект и пр.;

2) физиологию построения и восприятия речи - исследуются: физиологические аспекты построения речи и восприятия речевых и речеподобных сигналов (шумов); количественные показатели разборчивости речи и ее маскировки; условия распознания речевых сигналов; вопросы моделирования акта речевого;

3) нейродинамика слуха - исследуются: нейродинамические аспекты системы слуховой; восприятие звуковых последовательных стимулов - в зависимости от интервалов между ними, при учете интенсивностей, частот и длительностей.

АКЦЕЛЕРАЦИЯ

АКЦЕЛЕРАЦИЯ (акцелерация) - отмечаемое за последние сотню-полторы лет ускорение соматического развития и физиологического созревания детей и подростков; проявляется в увеличении веса и размеров тела (в том числе у новорожденных), в ускоренном половом созревании. Статистически установлено, что за последнее столетие рост детей при рождении возрос в среднем на 0.5 - 1 см, а вес - на 100 - 300 г; у детей 5 - 7 лет рост каждые десять лет увеличивался в среднем на 1.5 см, а вес - на 0.5 кг; у детей возраста школьного рост увеличился на 10 - 15 см. Половое созревание стало наступать раньше в среднем на 1 - 2 года.

Все это, при сохранении традиционно сложившихся условий воспитания и норм поведения подростков, иногда становится источником психологических коллизий - появления барьеров психологических, конфликтов, аффективных форм поведения. Есть данные и об акселерации психологической - ускорении умственного развития детей; но надежных статистических выводов пока нет. Считается, что акселерация обусловлена влиянием как биологических, так и социальных факторов, в частности - более интенсивным информационным воздействием.

АКЦЕНТИРОВАНИЕ

АКЦЕНТИРОВАНИЕ - один из способов создания образов воображения. Выделяется некая деталь или часть целого и делается доминирующей, несущей основную нагрузку. Пример - карикатуры и шаржи.

АКЦЕНТУАЦИЯ

АКЦЕНТУАЦИЯ - выделение, подчеркивание некоего свойства или признака на фоне прочих, его особенное развитие. В психологии - несколько преувеличенное, но в рамках психологической нормы развитие некоих психологических черт или особенностей субъекта (см. характер: акцентуация).

АКЦЕНТУАЦИЯ АСТЕНИЧЕСКАЯ

АКЦЕНТУАЦИЯ АСТЕНИЧЕСКАЯ - характерны быстрая утомляемость, раздражительность, склонность к депрессиям и ипохондрии.

АКЦЕНТУАЦИЯ ГИПЕРТИМНАЯ

АКЦЕНТУАЦИЯ ГИПЕРТИМНАЯ - характерны постоянно приподнятое настроение, повышенная психическая активность с жаждой деятельности и тенденцией разбрасываться, не доводить дело до конца.

АКЦЕНТУАЦИЯ ДЕМОНСТРАТИВНАЯ

АКЦЕНТУАЦИЯ ДЕМОНСТРАТИВНАЯ - см. акцентуация истероидная.

АКЦЕНТУАЦИЯ ДИСТИМНАЯ

АКЦЕНТУАЦИЯ ДИСТИМНАЯ - характерны преобладание пониженного настроения, склонность к депрессии, сосредоточенность на мрачных и печальных сторонах жизни.

АКЦЕНТУАЦИЯ ЗАСТРЕВАЮЩАЯ

АКЦЕНТУАЦИЯ ЗАСТРЕВАЮЩАЯ - см. акцентуация паранойяльная.

АКЦЕНТУАЦИЯ ИСТЕРОИДНАЯ

АКЦЕНТУАЦИЯ ИСТЕРОИДНАЯ (акцентуация демонстративная)

- характерна выраженная тенденция к вытеснению неприятных для субъекта фактов и событий, к лживости, фантазированию и притворству, используемым для привлечения к себе внимания; авантюристичность, тщеславие, «бегство в болезнь» (см. ипохондрия) при неудовлетворенной потребности в признании.

АКЦЕНТУАЦИЯ КОНФОРМНАЯ

АКЦЕНТУАЦИЯ КОНФОРМНАЯ - характерны чрезмерная подчиненность и зависимость от мнения других, недостаток критичности и инициативности, склонность к консерватизму (см. конформность).

АКЦЕНТУАЦИЯ ЛАБИЛЬНАЯ

АКЦЕНТУАЦИЯ ЛАБИЛЬНАЯ - характерны резкая смена настроения в зависимости от ситуации.

АКЦЕНТУАЦИЯ НЕУСТОЙЧИВАЯ

АКЦЕНТУАЦИЯ НЕУСТОЙЧИВАЯ - характерны склонность легко поддаваться влиянию окружающих, постоянный поиск новых впечатлений, компаний, умение легко устанавливать контакты поверхностного характера.

АКЦЕНТУАЦИЯ ПАРАНОЙЯЛЬНАЯ

АКЦЕНТУАЦИЯ ПАРАНОЙЯЛЬНАЯ (акцентуация застревающая)

- характерны повышенная подозрительность и болезненная обидчивость, стойкость отрицательных аффектов, стремление к доминированию, неприятие мнения других; как следствие - высокая конфликтность.

АКЦЕНТУАЦИЯ ПСИХАСТЕНИЧЕСКАЯ

АКЦЕНТУАЦИЯ ПСИХАСТЕНИЧЕСКАЯ - характерны высокая тревожность, мнительность, нерешительность, склонность к самоанализу, постоянным сомнениям и рассуждательству, тенденция к образованию обсессий и ритуальных действий.

АКЦЕНТУАЦИЯ СЕНСИТИВНАЯ

АКЦЕНТУАЦИЯ СЕНСИТИВНАЯ - характерны повышенная впечатлительность, боязливость, обостренное чувство собственной неполноценности.

АКЦЕНТУАЦИЯ ХАРАКТЕРА

АКЦЕНТУАЦИЯ ХАРАКТЕРА - см. характер: акцентуация.

АКЦЕНТУАЦИЯ ЦИКЛОИДНАЯ

АКЦЕНТУАЦИЯ ЦИКЛОИДНАЯ - характерны чередование фаз хорошего и плохого настроения с различным периодом.

АКЦЕНТУАЦИЯ ШИЗОИДНАЯ

АКЦЕНТУАЦИЯ ШИЗОИДНАЯ - характерны отгороженность, замкнутость, интроверсия (см. интроверсия - экстраверсия), эмоциональная холодность, проявляемая в отсутствии сопереживания (см. эмпатия), в трудностях при установлении эмоциональных контактов; недостаток интуиции в процессе общения.

АКЦЕНТУАЦИЯ ЭПИЛЕПТОИДНАЯ

АКЦЕНТУАЦИЯ ЭПИЛЕПТОИДНАЯ - характерны склонность к злобно-тоскливому настроению (см. дисфория) с накапливающейся агрессией, проявляемой в виде приступов ярости и гнева (иногда с элементами жестокости); конфликтность, вязкость мышления, скрупулезная педантичность.

АКЦЕПТОР ДЕЙСТВИЯ

АКЦЕПТОР ДЕЙСТВИЯ (акцептор результатов действия)

- гипотетический психофизиологический аппарат - психологический механизм предвидения и оценки результатов действия в системах функциональных. Обусловливает организацию двигательной активности организма в поведенческом акте и являет собой модель будущего результата действия - «информационный эквивалент результата», извлекаемый из памяти в ходе принятия решения, - его «отражение опережающее», с коим затем сличаются параметры реально выполненного действия:

1) при совпадении осуществленная функциональная схема распадается и организм может переходить к другому целенаправленному поведению;

2) при частичном несовпадении вводятся поправки в программу действия;

3) при полном несовпадении развивается поведение ориентировочно-исследовательское.

АЛАЛИЯ

АЛАЛИЯ - нейропсихологический симптом, описанный в 1757 г. Характерен отсутствием или недоразвитием у детей речи при нормальном слухе и достаточном уровне интеллекта. Алалия обусловлена повреждениями речевых зон коры мозга головного при родах, заболеваниями или травмами мозга в доречевой период жизни. Различаются:

1) алалия моторная - когда ребенок вообще не может говорить, хотя понимает обращенную к нему речь;

2) алалия сенсорная - когда нет понимания обращенной к нему речи при своевременно появившейся речевой активности.

АЛГОРИТМ

АЛГОРИТМ - предписание, задающее на базе системы правил последовательность операций, точное выполнение коих позволяет решать задачи определенного класса. Понятие, ключевое для математики и логики математической. В психологии применяется не в строгом математическом смысле - при изучении процессов управления и процедур выполнения предписаний в различных видах деятельности. Включает указание на необходимые для решения задачи исходные данные и критерий или правило, по коему процесс нахождения результата признается законченным. Умение решить задачу в общем виде - владение некими общими приемами решения задач определенного класса - означает владение некоим алгоритмом.

АЛЕКСИТИМИЯ

АЛЕКСИТИМИЯ - неспособность субъекта называть эмоции, переживаемые им самим или другими, то есть переводить их в вербальный план. Явление описано Р. Е. Сифнеосом в 1967 г. и рассматривалось им как предпосылка развития заболеваний психосоматических.

АЛЕКСИЯ

АЛЕКСИЯ - нарушение чтения, расстройство способности чтения - неумение прочесть текст, несмотря на грамотность; или неспособность овладеть процессом чтения. Возникают при поражении различных отделов коры полушария левого (у правшей). В зависимости от области поражения коры выделяются различные формы алексин.

АЛКОГОЛИЗМ

АЛКОГОЛИЗМ - злоупотребление алкоголем. Принято выделять:

1) пьянство бытовое - ситуационно обусловленное злоупотребление алкоголем без появления признаков привыкания;

2) алкоголизм хронический;

3) психозы алкогольные.

При систематическом приеме алкоголя возможно появление депрессии алкогольной с суицидальными попытками. Во всем мире наблюдается тревожная тенденция к «омоложению» этой болезни, появление ее симптомов в подростково-юношеском возрасте.

АЛКОГОЛИЗМ ВТОРИЧНЫЙ

АЛКОГОЛИЗМ ВТОРИЧНЫЙ (алкоголизм симптоматический)

- развитие алкоголизма на фоне иного заболевания психического - например шизофрении.

АЛКОГОЛИЗМ И НАРКОМАНИЯ: ПРОФИЛАКТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ

АЛКОГОЛИЗМ И НАРКОМАНИЯ: ПРОФИЛАКТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ (психологическая профилактика алкоголизма и наркомании)

- методы психологические профилактики алкоголизма и наркомании - это:

1) в узком значении - совокупность психологических способов и приемов формирования отрицательного отношения к алкоголю и наркотикам;

2) в широком значении - методы формирования такого образа жизни и направленности личности, при коем сводится к минимуму возможность появления тяги к алкоголю и наркотикам.

Различаются:

1) профилактика первичная - научно обоснованные психологические приемы антинаркотического воспитания;

2) профилактика вторичная - методы психологической помощи лицам, злоупотребляющим одурманивающими веществами;

3) профилактика третичная - организация психологической поддержки и самоподдержки выздоравливающих от алкоголизма и наркомании.

Профилактика первичная содержит мероприятия, направленные на предупреждение причин алкоголизма и наркомании задолго до того, как они могут появиться. Оптимальный период для создания антинаркотических установок - младший и средний возраст. Учитывая психологические особенности этих возрастных групп, разъяснительная работа должна направляться на демифологизацию алкоголя и наркотиков как символов престижа, разрыв ассоциации потребления алкоголя с положительными качествами личности: мужественностью, храбростью, «современностью» и пр. В антинаркотической пропаганде для взрослых нужно в доступной форме сообщать о свойствах наркотизирующих веществ и возможных последствиях употребления, сформировать в общественном сознании альтернативу стилю жизни, включающему потребление алкоголя и наркотиков. На основании опыта установлено, что особенно эффективны не деструктивные методы профилактики, основанные на запугивании и устрашении, а конструктивные - направленные на формирование такой смысловой ориентации личности, для коей алкоголь и наркотики не являются ценностями. Кроме того, выявлена недостаточность сугубо вербальных методов помощи психологической и эффективность деятельностно опосредованных методов воздействия: ролевые игры и дискуссии, формирование внешкольной воспитывающей деятельности, создание клубов по интересам и пр. Профилактика вторичная имеет дело с лицами, употребляющими алкоголь и наркотики. Сюда входят:

1) ранняя диагностика;

2) раскрытие психологического неблагополучия личности, связанного с причинами наркотизации;

3) предложение широкой помощи психологической - беседа клиническая, кабинеты анонимной наркологической и социально-психологической помощи, группы общения, встречи с бывшими алкоголиками и наркоманами, работа с непосредственным окружением и семьей злоупотребляющего, и пр.

Профилактика третичная касается помощи больным, выздоравливающим от алкоголизма и наркомании. Этой цели служит образование клубов трезвости, обществ типа «Анонимные алкоголики», организация консультаций психологических для выздоравливающих, и пр.

АЛКОГОЛИЗМ ХРОНИЧЕСКИЙ

АЛКОГОЛИЗМ ХРОНИЧЕСКИЙ - к числу его признаков относятся:

1) снижение количественного контроля;

2) регулярность употребления возрастающих доз спиртного;

3) исчезновение рефлекса рвотного - в ответ на прием высоких доз алкоголя; постоянные мысли об алкоголе;

4) питье в одиночку - вне компании собутыльников;

5) изменение картины опьянения: удлинение стадии возбуждения, расслабление и глубокий сон к концу опьянения.

При систематическом приеме алкоголя возможно появление депрессии алкогольной с суицидальными попытками. При алкоголизме хроническом по мере привыкания к алкоголю усугубляются проявления абстиненции, возникает психическая и физическая зависимость от приема алкоголя (болезненная потребность в алкоголизации с целью избежать явлений психического и физического дискомфорта, возникающих при воздержании от алкоголя), постепенно появляются патологические изменения во внутренних органах, нарушения обмена веществ, поражения периферических нервов, функциональные органические изменения в системе нервной центральной. Параллельно нарастает деградация социальная и психическая, появляются эпилепсия алкогольная и психозы алкогольные.

АЛКОГОЛИКИ АНОНИМНЫЕ

АЛКОГОЛИКИ АНОНИМНЫЕ - общественная организация, объединяющая алкоголиков, выразивших готовность самостоятельно излечиться от алкоголизма и помочь в этом другим, и их родственников. Движение возникло в США в 1935 г. Оно не централизовано: каждая группа Алкоголиков анонимных действует самостоятельно. Не существует обязательных денежных взносов, от каждого участника требуется лишь желание бросить пить и посещать встречи группы. Алкоголизм рассматривается как трудноизлечимая, прогрессирующая болезнь, которую все же можно поставить под контроль. В практической работе групп реализуется ряд принципов:

1) необходимость осознания себя алкоголиком и устранения за счет этого защиты психологической;

2) анонимность членства в организации;

3) формулировка позитивных целей в реальном времени («Не пить ИМЕННО СЕГОДНЯ»);

4) стремление каждого члена организации помочь другим.

АЛЬБИНИЗМ

АЛЬБИНИЗМ - наследственная аномалия у человека и животных, характерная частичным или полным отсутствием пигментации кожи, радужной оболочки глаз и волос, перьев или шерсти. По-видимому, обусловлен отсутствием фермента тирозиназы, участвующего в синтезе пигмента меланина.

АЛЬГОМЕТР

АЛЬГОМЕТР (алгометр)

- прибор для измерения болевой чувствительности, посредством коего определяется порог болевой - нижний и верхний. Существуют альгометры:

1) механические, в коих изменяется степень выдвижения иглы;

2) электрические, в коих изменяется напряжение действующего тока;

3) термические, действующие посредством нагрева;

4) химические, в коих изменяется концентрация раздражающего кожу вещества.

АЛЬТРУИЗМ

АЛЬТРУИЗМ - система ориентации ценностных личности, при коей центральный мотив и критерий нравственной оценки - это интересы другого человека или социальной общности. Термин введен французским философом О. Контом как противоположный понятию эгоизма. Центральная идея альтруизма - идея бескорыстия как непрагматически ориентированной деятельности, выполняемой в интересах других людей и не предполагающей реального вознаграждения. Альтруизм может стать осознанной ориентацией ценностной, определяющей поведение личности в целом; тогда он превращается в смысл жизни личности. Абсолютизация альтруизма столь же ошибочна, как и его недооценка. Реальная значимость альтруистического поведения личности определяется характером ценностей, лежащих в основе взаимоотношений с другими людьми. Альтруизм может выступать как социально-психологическое проявление гуманности, а также в повседневном общении и деятельности людей (см. идентификация коллективная). Механизмом проявления альтруизма может оказаться ситуативная альтруистическая установка, актуализуемая в конкретных опасных ситуациях (например, спасение ребенка ценой собственной жизни). В концепции З. Фрейда проявления альтруизма рассматриваются как невротическая потребность субъекта в ослаблении чувства вины, или же как компенсация им первобытного эгоизма, подвергнутого вытеснению.

АЛЬФА-РИТМ

АЛЬФА-РИТМ - ритм энцефалограммы в состоянии относительного покоя. Имеет частоту 8 - 13 Гц и среднюю амплитуду 30 - 70 мкВ - с периодическим усилением и ослаблением (альфа-веретена). Возбуждается таламокортикальными и интракортикальными процессами. Анализ характеристик альфа-ритма важен при изучении процессов когнитивных, возрастной динамики и индивидуальных особенностей.

АЛЬФА-ТРЕНИНГ

АЛЬФА-ТРЕНИНГ - психотерапевтический прием, основанный на связи обратной биологической. Заключается в обучении - по схеме обусловливания инструментального - регулированию таких психофизиологических процессов, что прежде считались недоступными сознательному контролю. Первоначально связь обратная обеспечивалась за счет регистрации в области затылка альфа-волн мозговой активности (см. альфа-ритм), свидетельствующих о степени бодрствования и расслабления, и преобразования их в слышимые или видимые сигналы посредством электрических усилителей. При этом перед клиентом ставилась задача добиться уменьшения частоты сигналов, используя для этого различные средства: расслабление мышц, гармонизацию дыхания, отслеживание трудно уловимых соматических ощущений. Сопоставление внутренних ощущений с внешними сигналами, служащими средством их осознания, приводило к их дифференцировке и, соответственно, к овладению ими уже вне особых условий тренинга. Ныне этот прием широко распространен в терапевтических программах по устранению мигрени, восстановлению сердечной деятельности, избавлению от страхов и навязчивостей. Применяется приборное отведение сигналов не только от мозга головного, но и от других органов: сосудистой системы и сердца, мышц и пр. Кроме того, альфа-тренинг применяется как элемент медитативных техник (см. медитация), в коих ставится цель достижения глубокого расслабления и вхождения в состояния сознания особые, связанные с замедлением частоты электрической деятельности мозга.

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ (двойственность, двусмысленность)

- двойственность, двузначность, иногда противоречивость. В психологии чувств означает двойственное переживание, совместное присутствие в душе двух противоположных, как будто несовместимых стремлений касательно одного объекта - например, симпатии и антипатии.

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ ЧУВСТВ

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ ЧУВСТВ - см. чувство: амбивалентность.

АМБИДЕКСТРИЯ

АМБИДЕКСТРИЯ - врожденное или выработанное тренировкой равное развитие функций обеих рук - без выделения ведущей руки.

АМБИЦИЯ НАРУШЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЗНАНИЯ

АМБИЦИЯ НАРУШЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЗНАНИЯ - состояние его бессвязности, - характерное:

1) полной утратой ориентировки во внешнем мире - когда утрачивается осознание самого себя и нарушается запоминание новой информации;

2) двигательным возбуждением;

3) галлюцинациями;

4) отсутствием воспоминаний об этом состоянии, когда оно проходит.

АМИМИЯ

АМИМИЯ - ослабление или торможение мимики, возникающее при заболеваниях системы нервной и некоих заболеваниях психических.

Амимия, возникающая при поражении экстрапирамидной системы, является проявлением нарушения моторных компонент реакций эмоциональных и входит в синдром общей акинезии. При поражении долей лобных мозга головного амимия обусловливается нарушениями сферы эмоциональной и входит в синдром лобный.

АМНЕЗИЯ

АМНЕЗИЯ - нарушения памяти, выражаемые частичной утратой способности сохранять в памяти вновь проступающую информацию. Охватывают периоды от нескольких минут до нескольких лет. Возникают при различных локальных поражениях мозга головного. Самые грубые формы амнезия впервые были описаны Корсаковым и получили название синдрома Корсаковского. Различаются две основные формы: амнезия ретроградная и антеретроградная; а также формы, соответственные функциональным нарушениям памяти: амнезия постгипнотическая и амнезия защитная.

АМНЕЗИЯ АНТЕРЕТРОГРАДНАЯ

АМНЕЗИЯ АНТЕРЕТРОГРАДНАЯ - нарушение памяти на события, происходившие после начала заболевания или после момента травмы. При этом мозг утрачивает способность передавать информации из памяти краткосрочной в долговременную. Может охватывать различные по длительности периоды.

АМНЕЗИЯ ЗАЩИТНАЯ

АМНЕЗИЯ ЗАЩИТНАЯ - нарушения памяти, проявляемые в виде забывания (вытеснения) неприятного, травмирующего прошлого опыта.

АМНЕЗИЯ ИНФАНТИЛЬНАЯ

АМНЕЗИЯ ИНФАНТИЛЬНАЯ - своеобразная форма амнезии; у большинства людей охватывает первые годы детства-до шестого или восьмого года жизни.

АМНЕЗИЯ ИСТЕРИЧЕСКАЯ

АМНЕЗИЯ ИСТЕРИЧЕСКАЯ - своеобразная форма амнезии у невротиков, источник которой - амнезия инфантильная.

АМНЕЗИЯ ПОСТГИПНОТИЧЕСКАЯ

АМНЕЗИЯ ПОСТГИПНОТИЧЕСКАЯ (амнезия послегипнотическая)

- нарушения памяти, проявляемые как забывание событий, происходивших в ходе гипнотического сеанса.

АМНЕЗИЯ РЕТРОГРАДНАЯ

АМНЕЗИЯ РЕТРОГРАДНАЯ - проявляется в виде нарушения памяти на события, предшествующие заболеванию или травме; забываются события, происходившие в течение нескольких часов, дней, а иногда и лет до заболевания.

АМНЕЗИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ

АМНЕЗИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ - метод для проверки различных гипотез о функционировании памяти, где в качестве амнестических средств применяются фармакологические препараты, гипоксия, электросудорожный шок. За счет их действия прерывается электрическая активность, обеспечивающая сохранение следа в памяти кратковременной, и предотвращается его переход в память долговременную.

АМОК

АМОК - этноспецифический термин, означающий синдром психопатологический, характерный внезапным возникновением панического состояния (см. паника) с изменением сознания по типу сумеречного (см. помрачение сознания сумеречное) и неконтролируемым стремлением двигаться в одном направлении, круша и ломая все, что стоит на пути, и убивая тех, кто этому мешает. Продолжается, пока больного не остановят или пока он не упадет от бессилия. В психологической картине приступа отмечается регрессия поведения (см. регрессия поведения), когда на первый план всплывают инфантильные агрессивные реакции, проявляемые в виде автоматизмов. Причины появления этого синдрома недостаточно ясны: указывается, что он может обусловливаться эпилепсией, перегревом на солнце или суггестивными воздействиями (см. внушение), но ведущую роль в его проявлении играют этнокультурные особенности, провоцирующие появление переживаний страха. Слово «амок» - малайского происхождения и означает «неистово нападать». Сам синдром распространен среди как малайцев, так и других жителей тропических стран.

АМОК (AMOK)

АМОК (AMOK) - этноспецифический термин, означающий синдром психопатологический, характерный внезапным возникновением панического состояния (- паника) с изменением сознания по типу сумеречного (- помрачение сознания сумеречное) и неконтролируемым стремлением двигаться в одном направлении, круша и ломая все, что стоит на пути, и убивая тех, кто этому мешает. Продолжается, пока больного не остановят или пока он не упадет от бессилия. В психологической картине приступа отмечается регрессия поведения (- поведение: регрессия), когда на первый план всплывают инфантильные агрессивные реакции, проявляемые в виде автоматизмов. Причины появления этого синдрома недостаточно ясны: указывается, что он может обусловливаться эпилепсией, перегревом на солнце или суггестивными воздействиями (- внушение), но ведущую роль в его проявлении играют этнокультурные особенности, провоцирующие появление переживаний страха. Слово «амок» - малайского происхождения и означает «неистово нападать». Сам синдром распространен среди как малайцев, так и других жителей тропических стран.

АМУЗИЯ

АМУЗИЯ - утрата способности понимать или исполнять музыку, писать и читать ноты. Возникает при поражении височных отделов коры полушария правого (у правшей) мозга головного из-за нарушения слуха музыкального. Проявляется в неузнавании известных мелодий, в затруднении восприятия и воспроизведения ритмических звукосочетаний (аритмия). Часто сочетается с агнозией слуховой, при коей перестают различаться обычные звуки или шумы.

АМФЕТАМИН

АМФЕТАМИН - препарат, возбуждающий систему нервную центральную. Получается из амфетиламина.

АНАКЛИЗИЯ

АНАКЛИЗИЯ - понятие, означающее чрезмерную эмоциональную зависимость индивида от других людей. У него появляется ощущение, что его мысли, чувства и побуждения возникают одновременно с появлению тех же состояний у людей, с коими он состоит в аналитической связи. Этот феномен интерпретируется как регрессия поведения до стадии единства ребенка с матерью, когда такая связь была естественной. В случаях, когда аналитическая связь ребенка резко и очень рано обрывается (например, при его помещении в лечебное заведение без возможности контакта с матерью или ее заместителем), вероятно развитие депрессии анаклитической, характерной необратимыми нарушениями психическими.

АНАЛИЗ

АНАЛИЗ - процесс расчленения целого предмета или явления на составные части - в плане мысленных представлений или материального моделирования. У человека развилась способность выполнять анализ на уровне оперирования понятиями. Считается, что анализ включен во все акты практического и познавательного взаимодействия организма со средой и является необходимым этапом познания; он - одна из основных операций, из коих слагается реальный процесс мышления; с него начинается любое научное исследование. Анализ неразрывно связан с синтезом.

АНАЛИЗ АКТИВНЫЙ

АНАЛИЗ АКТИВНЫЙ - метод психотерапии, разработанный В. Штекелем и Ш. Ференци. Объединяет элементы психоанализа (прежде всего метод ассоциативный) и других психотерапевтических методик. Так, в этом методе большое место занимала психотерапия рациональная, которая более ориентирована на актуальные проблемы настоящей жизни клиента, а не на ранний детский опыт, как психоанализ. Проведение анализа активного предполагает также применение различных суггестивных приемов (см. внушение), требующих от психотерапевта достаточно высокого уровня подготовки. Из-за высоких требований к терапевту и недостаточной разработанности процедуры проведения этот метод остался мало распространенным. Свое название он получил от противопоставления «пассивному анализу», под коим Штекель понимал психоанализ.

АНАЛИЗ БИОЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ

АНАЛИЗ БИОЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ - форма телесно-ориентированной психотерапии, разработанная А. Лоуэном на базе теории «характерологического панциря» В. Райха. Соответственно этой теории предполагается, что различные «защиты Я» от внешних и внутренних угроз (например, подавление инстинкта сексуального из-за реализации потребности во власти) выражаются в избирательном повышении мышечного тонуса; обретая хронические формы, эта защита психологическая может обусловить появление стойкого мышечного напряжения. При проведении анализа биоэнергетического сначала ставится задача определить тип характера, то есть отыскать в телесной организации клиента такие участки, где из-за мышечных напряжений не происходит нормальное движение «энергии психической». После этого работа переходит к «формированию нового тела» за счет упражнений, основанных на напряжении и расслаблении определенных мышц; освобождения дыхания; телесного выражения эмоций. Предполагается, что связанная прежде мышечным напряжением энергия психическая может вновь поступить в распоряжение клиента.

АНАЛИЗ ГРАФОЛОГИЧЕСКИЙ

АНАЛИЗ ГРАФОЛОГИЧЕСКИЙ - выявление индивидуально-психологической вариативности почерка. Применяется для идентификации рукописей (например подписей) и для определения состояний психических или характерологических особенностей автора рукописи.

АНАЛИЗ ДИСПЕРСИОННЫЙ

АНАЛИЗ ДИСПЕРСИОННЫЙ - в психологии - метод статистический, позволяющий анализировать влияние различных факторов (признаков) на исследуемую (зависимую) переменную. Был разработан биологом Р. Фишером (1925) и применялся первоначально для оценки экспериментов в растениеводстве. Позднее выяснилась его общенаучная значимость для экспериментов в психологии, педагогике, медицине и пр. Суть анализа дисперсионного состоит в разложении (дисперсии) измеряемого признака на независимые слагаемые, каждое из коих характеризует влияние некоего фактора или их взаимодействия. Последующее сравнение таких слагаемых позволяет оценить значимость каждого фактора и их комбинаций. Анализ дисперсионный применяется преимущественно в психологии экспериментальной при изучении действия конкретных факторов на испытуемых. При этом особую роль играет анализ значений средних - отклонение от них и называется дисперсией.

АНАЛИЗ КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ

АНАЛИЗ КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ - в психологии - способ изучения развития психологического познания как деятельности, элементы коей - конкретно-научные категории, воспроизводящие различные стороны психической реальности: образ, действие, мотив и пр. В психологическом познании различаются два уровня:

1) уровень эмпирико-теоретический - представлен в сознании ученых, имеющих дело с фактами, гипотезами, концепциями и пр.;

2) уровень категориальный - роль коего как аппарата, направляющего сознание первого уровня, можно раскрыть лишь путем специального анализа категориального как особой разновидности историко-теоретического исследования.

Применение анализа категориального позволило понять предметно-логические факторы превращения психологии в самостоятельную науку, что как раз было обусловлено появлением ее собственной научно-категориальной структуры. Анализ категориальный различных научных школ раскрывает зависимость их возвышения и упадка, помимо других факторов, от логики развития психологического познания. Так, появление бихевиоризма связано с введением в категорию психического действия таких признаков, как объективная наблюдаемость в системе связи организма со средой, а распад этой школы - с трактовкой категории психического образа в духе прежнего интроспекционизма. Как форма самопознания науки, анализ категориальный служит изучению закономерностей ее развития в целях эффективной организации новых исследований.

АНАЛИЗ КАУЗАЛЬНО-ДИНАМИЧЕСКИЙ

АНАЛИЗ КАУЗАЛЬНО-ДИНАМИЧЕСКИЙ - методологическая стратегия, разработанная Л. С. Выготским. Предназначена для выделения единицы психического: отлично от обычного анализа, разлагающего целое на составные элементы, при чем теряется качество целостности, в анализе каузально-динамическом рассматривается такой минимальный элемент, в коем еще явлено целое. При таком подходе должны выполняться следующие условия:

1) должен анализироваться процесс, а не предмет;

2) должны раскрываться каузально-динамические связи, а не внешние признаки;

3) должен анализироваться процесс развития.

На основе этого Выготскому удалось показать качественную специфику высшего поведения, принципиально отличного от элементарного созданием и употреблением знаков как средства овладения собственным поведением. При анализе мышления и речи он в качестве единиц мышления речевого использовал значения слов.

АНАЛИЗ КАЧЕСТВЕННЫЙ

АНАЛИЗ КАЧЕСТВЕННЫЙ - метод исследований психологических, не использующий количественные показатели, но делающий выводы лишь на базе логических рассуждений над полученными фактами.

АНАЛИЗ КЛАСТЕРНЫЙ

АНАЛИЗ КЛАСТЕРНЫЙ - математическая процедура анализа многомерного, позволяющая на основе множества показателей, характеризующих ряд объектов, сгруппировать их в классы - кластеры - так, чтобы объекты внутри класса были более однородными и сходными, чем объекты разных классов. На основе численных параметров объектов вычисляются расстояния между ними, выражаемые в евклидовой метрике (самой употребимой) или в других. Метод широко применяется в психолингвистике.

АНАЛИЗ КОНТРОЛЬНЫЙ

АНАЛИЗ КОНТРОЛЬНЫЙ - психоаналитическая процедура, служащая целям профессиональной подготовки психоаналитиков, в коей будущей психоаналитик участвует в качестве стажера на втором году обучения. При этом он самостоятельно проводит психоаналитические сеансы с клиентом, но после каждого сеанса обсуждает его со своим преподавателем, для чего использует стенографические записи, где фиксируется диалог с клиентом и собственные комментарии стажера. Целью анализа контрольного является прежде всего обсуждение некорректных действий стажера, проявлений его контрпереноса и других установок личностных. Также обсуждаются возможности иных психоаналитических толкований, помимо предложенных стажером.

АНАЛИЗ КОРОТКИЙ

АНАЛИЗ КОРОТКИЙ - форма психоанализа, характерная ориентацией только на локальные темы, актуальность коих была определена на стадии предварительной психодиагностики. Основными процедурами его проведения являются анализ ассоциаций свободных (см. метод ассоциативный) и перенос. Но в отличие от традиционного - «длинного» - анализа, длящегося до нескольких лет и состоящего из более чем пятисот сеансов, анализ короткий продолжается лишь 20 - 40 еженедельных сеансов. Применение анализа короткого особенно эффективно при достаточно легких формах симптомов невротических и при актуальных психологических конфликтах. При нарушениях характерологических и психотических нарушениях он не применяется; Наряду с анализом коротким в качестве поддержки могут применяться и другие методы психотерапии (психотерапия групповая, психотерапия поведенческая, тренировка автогенная).

АНАЛИЗ КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ

АНАЛИЗ КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ - метод статистический оценки формы, знака и тесноты связи исследуемых признаков или факторов. Позволяет за очень короткое время получить множество данных для значительного числа испытуемых. Применим в ряде особых случаев, когда экспериментальный подход затруднителен или даже невозможен - например, по этическим соображениям. Наконец, позволяет получать информацию, основанную на более разнообразных выборках и более близкую к существующей в обществе реальности - в отличие от лабораторных экспериментов. При определении формы связи рассматривается ее линейность или нелинейность. В психологических исследованиях широко применяется также коэффициент связи, который рассчитывается в случае простейшей классификации.

Но анализ корреляционный не позволяет решить одну проблему, связанную с возможной интерпретацией зависимости, существующей между переменными. Например, при наличии зависимости корреляционной между двумя переменными может быть трудно решить, какая из них - причина, а какая - следствие; к тому же может оказаться,, что на самом деле причинной связи между ними вообще нет (так, они могут причинно зависеть от некой третьей переменной, не учтенной в исследованиях). Интерпретация связи между переменными очень часто зависит от смысла, вкладываемого в используемые термины. Недостатки анализа корреляционного связаны с тем, что он позволяет лишь констатировать наличие некоей связи между параметрами или переменными, но не может доказать причинно-следственный тип этой связи. Самый эффективный способ выявления такой зависимости - вмешательство с целью установить, как наличие или отсутствие одного из факторов влияет на другой фактор, что составляет суть метода экспериментального. Среди других широко используемых в психологии разновидностей анализа корреляционного - расчет ранговых, частных, частичных, множественных и других коэффициентов корреляции.

АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБЩЕНИЯ РЕЧЕВОГО

АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБЩЕНИЯ РЕЧЕВОГО - одна из методик проективных, относящаяся к группе методик изучения экспрессии.

АНАЛИЗ ПОЧЕРКА

АНАЛИЗ ПОЧЕРКА - одна из методик проективных, относящаяся к группе методик изучения экспрессии.

АНАЛИЗ ПРЯМОЙ

АНАЛИЗ ПРЯМОЙ - метод психотерапии, разработанный в 1946 г. Дж. Н. Розеном. Является формой психоанализа, специально ориентированной на лечение шизофрении. Характерная особенность метода-стремление психоаналитически истолковать не только сны клиента, но и все его действия: наблюдаемое поведение; внезапно приходящие в голову мысли; различные причуды и странности. Поскольку использование этого метода было успешным лишь в малом числе случаев, он не получил большого распространения.

АНАЛИЗ РЕГРЕССИОННЫЙ

АНАЛИЗ РЕГРЕССИОННЫЙ - метод статистический, позволяющий изучать зависимость значения среднего некоей величины от вариации другой величины или нескольких величин (в этом случае применяется множественный анализ регрессионный). Понятие ввел Ф. Гальтон, установивший факт определенного соотношения между ростом родителей и их взрослых детей: он заметил, что у родителей самого низкого роста дети оказывались несколько выше, а у родителей самого высокого роста - ниже. Подобную закономерность он назвал регрессией. Анализ регрессионный применяется преимущественно в исследованиях эмпирических при решении задач, связанных с оценкой некоих влияний (например, влияния одаренности интеллектуальной на успеваемость, мотивов - на поведение), при конструировании тестов психологических и пр.

АНАЛИЗ СИСТЕМНЫЙ

АНАЛИЗ СИСТЕМНЫЙ - подход к изучению объектов и явлений, выражаемый в их рассмотрении как развивающихся систем - с выделением структуры системы и законов преобразования и развития системы в целом.

АНАЛИЗ ТРАНСАКЦИОННЫЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНАЛИЗ УЧЕБНЫЙ

АНАЛИЗ УЧЕБНЫЙ - психоаналитическая процедура, служащая целям образования высококвалифицированных психоаналитиков. Будущий психоаналитик участвует в консультировании своего преподавателя как клиент. Необходимость таких учебных процедур определяется тем, что психоаналитик не только должен владеть теоретическими знаниями и навыками установления личных контактов, но должен научиться: отслеживать проявление своих собственных комплексов; сознательно контролировать контрперенос; также взаимодействовать со своим бессознательны м, и пр. Процедура анализа учебного содержит около трех сотен сеансов (см. психоанализ дидактический).

АНАЛИЗ ФАКТОРНЫЙ

АНАЛИЗ ФАКТОРНЫЙ - метод многомерной статистики математической, применяемый при исследовании статистически связанных признаков с целью выявления определенного числа скрытых от непосредственного наблюдения факторов. Созданный в начале века для нужд психологии (предпринимались попытки выделить основной фактор, определяющий интеллект), впоследствии широко распространился в экономике, медицине, социологии и прочих науках, располагающих огромным количеством переменных, из коих обычно нужно выделить ведущие. С помощью анализа факторного не только устанавливается связь изменения одной переменной с изменением другой, но определяется мера этой связи и обнаруживаются основные факторы, лежащие в основе указанных изменений. Анализ факторный особенно продуктивен на начальных этапах исследований научных, когда нужно выделить некие предварительные закономерности в исследуемой области. Это позволяет сделать последующий эксперимент более совершенным по сравнению с экспериментом на переменных, выбранных произвольно или случайно. Как метод анализ факторный имеет и слабые стороны, в частности нет однозначного математического решения проблемы факторных нагрузок - влияния отдельных факторов на изменения различных переменных.

АНАЛИЗ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ

АНАЛИЗ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ - одно из направлений современного психоанализа, основанное на комбинации идей З. Фрейда и М. Хайдеггера; направлено на исследование личности во всей полноте и уникальности ее существования - экзистенции. Его создатель - швейцарский психиатр и философ Людвиг Бинсвангер, ученик и друг Фрейда и К. Г. Юнга. Он существенно модифицировал теорию и практику психоанализа, ориентируясь на исследование подлинного бытия личности, обнаруживаемого при углублении личности в себя с целью выбрать независимый ни от чего внешнего «жизненный план». Анализ экзистенциальный исходит из философской посылки о том, что подлинно личностное в человеке раскрывается только тогда, когда он освобождается от причинных связей с миром, средой социальной (см. психология глубинная). Человеческое существование трактуется в контексте трех временных модусов - прошлого, настоящего и будущего; симптомы невротического расстройства возникают, когда из-за преобладания одного из этих модусов происходит сужение внутреннего мира личности и ограничение горизонта ее экзистенциального видения. Особую роль в появлении невроза играет уменьшение или исчезновение открытости будущему. Дело в том, что когда открытость индивида будущему исчезает, он ощущает себя заброшенным, его мир внутренний сужается, возможности развития остаются за горизонтом видения и возникает невроз (см. психогения). Смысл анализа экзистенциального усматривается в том, чтобы помочь невротику осознать себя свободным существом, способным к самодетерминации. Как метод психотерапевтический, анализ экзистенциальный направлен на лечение неврозов и психозов путем оказания содействия клиентам в осознании себя как свободных людей, способных к самоопределению своего существования. В одной из версий анализа экзистенциального (Медард Босс) его целью ставится излечение людей посредством преодоления запретов, предвзятых понятий и субъективных интерпретаций, заслоняющих бытие; выбор клиентом соответственного ему способу существования. Разработана своеобразная программа реформации психологии и медицины на экзистенциальных основаниях.

АНАЛИЗАТОР

АНАЛИЗАТОР - термин, введенный И. П. Павловым для обозначения функциональной единицы, ответственной за прием и анализ сенсорной информации какой-либо одной модальности. Нервный аппарат, выполняющий функцию анализа и синтеза раздражителей, исходящих из внешней и внутренней среды организма. Состоит из трех частей:

1) периферический отдел - воспринимающий орган или рецептор, преобразующий определенный вид энергии раздражения в процесс нервного возбуждения;

2) проводящие пути:

а) афферентные - по коим импульсы возбуждения, возникшего в рецепторе, передаются к вышележащим центрам системы нервной;

b) эфферентные - по коим импульсы из вышележащих центров, особенно из коры полушарий больших мозга головного, передаются нижним уровням анализатора, в том числе рецепторам, и регулируют их активность;

3) центральный отдел, состоящий из релейных подкорковых ядер и проекционных отделов коры больших полушарий мозга головного.

В зависимости от вида чувствительности различают анализаторы зрительный, слуховой, обонятельный, вкусовой, кожный, вестибулярный, двигательный и пр. Также существуют анализаторы внутренних органов. Каждый анализатор выделяет определенный вид раздражителей и обеспечивает его последующее разделение на отдельные элементы. Он также отражает связи между этими элементарными воздействиями в пространстве и времени. Так, анализатор зрительный, выделяя определенный участок электромагнитных колебаний, позволяет дифференцировать яркость, цвет, форму, удаление и другие признаки объектов. В ходе филогенеза под влиянием среды анализаторы специализировались и совершенствовались путем непрерывного усложнения центральных и рецепторных систем. Появление и дифференцирование коры полушарий больших мозга головного (см. мозг головной: кора) обеспечило развитие высшего анализа и синтеза. Благодаря специализации рецепторов реализуется первый этап анализа сенсорных воздействий, когда из массы раздражителей данный анализатор выделяет лишь стимулы определенного вида. В свете данных о нейронных механизмах анализаторы можно определить как иерархическую совокупность рецепторов и связанных с ними детекторов: детекторы сложных свойств строятся из детекторов более простого уровня. При этом из ограниченного набора рецепторов строится ряд параллельно работающих детекторных систем. Анализатор - часть рефлекторного аппарата, в который входят также: механизм исполнительный - совокупность нейронов командных, мотонейронов и двигательных единиц; и специальные нейроны - модуляторы, меняющие степень возбуждения других нейронов.

АНАЛИЗАТОР ВКУСОВОЙ

АНАЛИЗАТОР ВКУСОВОЙ - нейрофизиологическая система, работа коей обеспечивает своеобразный анализ химических веществ, поступающих в полость рта. Представлен:

1) периферическим отделом - образованным вкусовыми луковицами, размещенными прежде всего в слизистой оболочке языка в грибовидных, листовидных и желобовидных сосочках;

2) специфическими нервными волокнами - достигающими продолговатого мозга, затем вентральных и медиальных ядер таламуса;

3) подкорковыми и корковыми структурами - находящимися в оперкулярной области больших полушарий мозга головного и в гиппокампе.

Чувствительность различных участков языка к раздражителям вкусовым не одинакова - особенно чувствительны: к сладкому - кончик языка; к кислому - его края; к горькому - корень; к соленому - края и кончик. При продолжительном действии раздражителей вкусовых появляется адаптация - быстрее к сладким и соленым веществам, медленнее - к кислым и горьким.

АНАЛИЗАТОР ДВИГАТЕЛЬНЫЙ

АНАЛИЗАТОР ДВИГАТЕЛЬНЫЙ - нейрофизиологическая система, за счет работы коей ведется анализ и синтез сигналов, идущих от органов движения. Принимает участие в поддержании постоянного тонуса мышц тела и координации движений. Включает в себя:

1) периферический отдел, состоящий из проприоцепторов;

2) специфические проводящие нервные волокна, несущие импульсы к мозгу головному;

3) подкорковые структуры и корковой отдел мозга головного.

Предыдущая страница Следующая страница