Приглашаем посетить сайт

Некрасов (nekrasov-lit.ru)

Психология. А-Я. Словарь-справочник
Статьи на букву "А"

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А"

АБСОЛЮТНЫЙ ПОРОГ

Количество энергии, необходимое в данном стимулс для выявления этого стимула. Все, что находится ниже абсолютного порога. не будет обнаружено; все, что находится выше, будет обнаружено.

АБСТИНЕНТНЫЕ СИМПТОМЫ

Негативные психологические и физиологические реакции, испытываемые людьми, которые принимают химичсские препараты, при внезапном прекращении или уменьшении дозы препарата.

АВЕРСИВНАЯ ТЕРАПИЯ

Терапевтическая методика, использующая неприятные стимулы для изменеыия анормального поведения. Под таким поведением обычно подразумевается алкоголизм и наркомания. хотя эта методика с болылим или меньшим успехом применялась также для коррекции сексуальных отклонений и агрессивного поведения. Аверсивная терапия пользуется сочетанием приятного стимула, который обычно служит возбудителем (например, алкогольный напиток или сексуальный образ), и неприятного (аверсивного) стимула - электрошока или препарата, вызывающего тошноту. При многократном повторении возникает ассоциация между двумя стимулами, и у человека вырабатывается отвращение к стимулу, который ранее вызывал отклонение от нормы. Использование аверсивных стимулов в психотерапии вызывало, мягко говоря, противоречивую реакцию; в образах из фильма Стенли Кубрика «Механический апельсин» представлен иной взгляд на аверсивную терапию, которая для многих людей означает принуждение и насилие над человеческой волей, превосходящее любые возможные выгоды от лечения.

АВЕРСИВНЫЙ

Нечто, вызывающее неприязнь или отвращение. Это может быть стимул (например, лекарственный препарат, вызывающий тошноту), либо событие (внезапный громкий шум или удар электрическим током).

АВТОМАТИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА

Тип умственной деятельности, при котором обработка информации происходит быстро, не требует осознанного восприятия и обычно является результатом длительной практики. Одним из примеров автоматической обработки является эффект Струпа, когда участникам показывают слова, обозначающие различные цвета (красный, синий, и т. д.), написанные другим цветом («красный» синими чернилами, «синий» красными чернилами и т. д.). Затем их просят назвать цвет написанного слова. Тот факт, что у многих это вызывает затруднения, считается свидетельством автоматической обработки: участникам труднее назвать цвет надписи, чем название цвета. Хотя существует несколько объяснений автоматической обработки, наибольшей поддержкой пользуется мнение, согласно которому в человеческой памяти хранится значительное количество информации о привычных стимулах, включая их смысловую интерпретацию (это объясняет неспособность подавить смысловое значение слов при эффекте Струпа). В результате повторение привычных стимулов активирует интерпретацию без необходимости ее осознанной обработки. Это свойство сознания позволяет нам не тратить осознанных усилий на рутинные действия.

АВТОНОМНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА

АВТОНОМНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА - АНС

Подразделение нервной системы, включающее симпатическую нервную систему и парасимпатическую нервную систему. Многие функции АНС являются саморегулирующимися и не находятся под осознанным контролем организма. Основной центр управления автономной нервной системы находится в гипоталамусе. АНС контролирует различные железы, деятельность сердечной мышцы и сокращение кишечника.

АВТОНОМНАЯ ЭТИКА

Аспект нравственного развития, который характеризует переход ребенка от безоговорочного подчинения правилам взрослых к представлениям о порядочности, основанным на взаимности и сотрудничестве. Дети учатся разрешать нравственные конфликты, проявляя заботу о других людях, а не только о себе. Правила больше не считаются жестко установленными и могут изменяться в соответствии с волей большинства. Безоговорочного послушания взрослым уже недостаточно, чтобы тот или иной поступок считался морально оправданным.

АВТОРИТАРНАЯ ЛИЧНОСТЬ

Тип личности, характеризуемый нетерпимым отношением к неопределенности, чрезмерной почтитсльностью к власти и авторитету, а также враждебностью к любой группе, потенциально нарушающей существующий порядок. Идея авторитарной личности приписывается Адорно, который сам был жертвой аитисемитизма. После многочисленных интервью с людьми, обладавшими этим типом личности, Адорно обнаружил. что они имеют следуюшие общие черты:

Они склонны идеализировать своих родителей. называя их «образцом добродетели».

Они воспитывалнсь в очснь строгих условиях.

Они проявляют признаки подавленной враждебности к своим родителям.

Подавленная враждебность переносится на друтих - то ссть на прсдставителей меньшинства. - которые воспринимаются как враждебные по отношению к власти, олицетворяемой авторитарной личностью. Считается. что родители косвенным образом передают детям черты авторитарной личности через предрассудки по отношению к группам меньшинства. Формирование авторитарной личности обусловлено специфическим стилем воспитания в особом культурном контексте.

АВТОРИТАРНЫЙ СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ

См. Стили воспитания детей.

АВТОРИТЕТНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

См. Стили воспитания детей.

АГОРАФОБИЯ

Разновидность патологического беспокойства (см. Тревожные расстройства). Это состояние, при котором люди испытывают страх перед общественными местами и открытым пространством. Агорафобия часто сопровождается приступами паники (см. Паническое расстройство), когда больной находится на людной улице, в торговом центре, едет в общественном транспорте и так далее. При обострении расстройства человек может стать «виртуальным узником» в собственном доме. Многие люди, страдающие агорафобией, меньше боятся симптомов недомогания (таких как тошнота или головокружение), чем пристального внимания окружающих, вызванного этими симптомами. Наиболее распространенным методом лечения агорафобии является постепенное приучение пациента к открытому пространству. В некоторых случаях психотерапевт предлагает свою поддержку, пользуется логическими доводами или убеждением, поощряя пациента предпринимать все более длитсльные прогулки. Другие специалисты пользуются методом позитивного подкрепления (например, хвалят клпснта за мужество, проявленное в путающей для него ситуации). Улучшение, связанное с применением этих методов. наступает примерно у 80% больных, хотя, как правило, оно бывает лишь частичным. и время от времени наступают рецидивы.

АГРАММАТИЗМ

АГРАММАТИЗМ - больному трудно пользоваться различными грамматически значимыми предлогами и артиклями, он путается во временах и падежах.

см. Афазия Брока

АГРЕССИЯ

Любое действие или ряд действий. непосрсдственной целью которых является причинение физического вреда или иного ущерба. Агрессия почти всегда классифицируется как антиооществеииое поведение и рассматривается как проблема, вызванная биологической неполноценностью, неудачными поисками свосго мсста в обществе или фрустрацией из-за неблагоприятных окружающих условий. В некоторых случаях агрессия приводит к позитивным последствиям - например, когда она используется для благотворных перемен в обществе или противостоит силам угнетения. Ниже перечислены главные объяснения причин агрессивного поведсния.

Биологическое объяснение. К примеру. агрессия может быть следствием перенаселенности и потребности отстоять свою территорию (последнее не подтверждено убедительными доказательствами). В то время как животные способны ограничивать свою агрессию ритуальными представлениями (см. Угрожающее поведение), у людей эта способность развита в гораздо меньшей степени. Современные исследования указывают на возможную роль нейротрансмиттера серотонина в агрессивном поведении шимпанзе предполагается. что это справедливо и по отношению к людям.

Психологические теории, например теория подавленной агрессии, рассматривают агрессию как неизбежное следствие блокировки на пути к поставленной цели. Типичным примером служит водитель, попавший в транспортную пробку и вымещающий свою злость на других водителях или пешеходах.

Социальные (или социопсихологические) теории, такие как теория социального обучения, признают важность имитации в развитии агрессивного поведения. Дети учатся агрессивному поведению, наблюдая за агрессией взрослых людей, чье поведение вознаграждается тем или иным образом (т. е. они получают то, что хотят).

Все эти теории используют разные подходы для ослабления или устранения причин агрессивного поведения. Биологические и психологические теории, с их акцентом на биологическую неизбежность или психологическую анормальность, маргинализируют агрессивное поведение и отвлекают внимание от других факторов повседневной жизни, которые могут вносить существенный вклад в его уменьшение и ограничение. С другой стороны, социопсихологические теории гораздо более оптимистичны во взглядах на контроль над агрессивным поведением. В конце концов, то, что поддается изучению, всегда можно изменить.

АДАПТАЦИЯ К ОСВЕЩЕННОСТИ

Процесс, с помощью которого зрение приспосабливается к более высокому уровню освещенности. Зрачок глаза уменынается, и одновременно увеличивается активность зрительных колбочек. В этом состоянии глаз становится менее чувствительным к свету пониженной интенсивности.

АДАПТАЦИЯ К ТЕМНОТЕ

Процесс, с помощью которого глаза приспосабливаются к низкой интенсивности света. Глазные колбочки вообще не функционируют при слабом освещении; глазные палочки воспринимают дневной свет и обеспечивают цветовое зрение и постепенно приспосабливаются, чтобы достигнуть максимальной чувствительности. Для адаптации к полной темноте требуется не менее четырех часов, но зрение человека, привыкшего к темноте, в миллион раз чувствительнее, чем у человека, привыкшего к дневному освещению.

АККОМОДАЦИЯ

Термин, обычно ассоциируемый с теорией развития интеллекта Жана Пиаже и обозначающий вид адаптации, при которой ребенок развивает новые схемы или модифицирует уже существующие. Это позволяет ребенку эффективнее взаимодействовать с окружающей средой, постоянно изменяя и обновляя связанные с ней ментальные структуры. К примеру, ребенок, столкнувшийся с новой проблемой, не имеет навыков обращения с ней. Экспериментируя с проблемой, он может найти решение. Таким образом, он приспосабливается к новым требованиям и в процессе адаптации развивает уже существующую схему вещей.

АКТИВАЦИЯ

АКТИВАЦИЯ (тонус, реакция пробуждения, возбуждение ЦНС)

Состояние готовности организма перед реакцией «бей или беги». При этом происходит изменение на сенсорном, гормональном, эндокринном и мышечном уровне. Уровень активации изменяется в широких пределах, от алертности до глубокого сна. Система ретикулярной активации (см. Ретикулярная формация) способна улавливать появление внешних стимулов. Если эти стимулы имеют потенциальное значение для организма, они активируют деятельность мозга. Полученный импульс заставляет спящее животное проснуться или повышает алертность бодрствующего животного. Уровень активации организма также зависит от дневного цикла (циркадный ритм), а у людей еще от использования стимулирующих препаратов (например, кофеина) и депрессантов (например, алкоголя). Хотя болыпинство курилыциков считает, что курение успокаивает их, никотин на самом деле дает стимулирующий эффект; поэтому так много людей курит в питейных заведениях. Стимулирующий эффект никотина противодействует депрессивному эффекту алкоголя, позволяя человеку сохранять достаточно высокий уровень активности и общительности.

АКТИВНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ

Разновидность метода наблюдения, когда наблюдатель активно участвует в деятельности изучаемой группы, одновременно регистрируя подробности поведения ее членов (см. Естественное наблюдение).

АЛГОРИТМ

Процедура решения проблем, требующая регулярного повторения с целью исключения неподходящих ответов из числа возможных, до тех пор, пока не остается только правильный. Алгоритм всегда заканчивается решением задачи, если оно существует. Поскольку алгоритмическое рассуждение бывает слишком пространным, мы часто полагаемся на упрощенные методы мышления и эмпирические правила для более экономного расхода времени на решение проблемы.

АЛЛЕЛЬ

Две формы гена, расположенные в одной точке аутосомы (хромосомы, не связанные с половыми признаками). Если аллели (к примеру, отвечающие за цвет глаз) одинаковы, то организм называется гомозиготным и проявляет соотвстствующие признаки. Если аллели отличаются. то организм называется гетерозиготным и отношение между аллелями (т. е. доминирующее положение одной из них) опредсляет проявлсние того или иного признака.

АЛЬТРУИЗМ (БИОЛОГИЧЕСКИЙ)

В буквальном смысле, любое действие одного организма, увеличивающее шансы на выживание другого организма при одновременном уменьшении собственных шансов. Самки. заслоняющие свое потомство от хищников, и летучие мышивампиры, которые делятся пищей с голодными представителями своего вида, могут служить примерами альтруистического поведения у животных. Тот факт, что некоторые животные могут идти на самопожертвование или иным способом подвергать себя опасности, представляет очевидную угрозу дарвиновской теории эволюции путем естественного отбора. Согласно этой теории, в процессе естественного отбора предпочтение отдается лишь тем способам поведения, которые позволяют животным иметь более обильное потомство и таким образом способствуют выживанию вида. Альтруистическое поведение не укладывается в эти рамки и, следовательно, противоречит естественному отбору. Вот два основных объяснсния альтруистического поведения, которые позволяют вписать его в широкую структуру теории естественного отбора:

Родственный отбор: животные могут оставлять больше копий своих генов, помогая близким генетическим родственникам. Согласно этому объяснению, самопожертвование способствует естественному отбору, так как потенциально сохраняет болшое количество генов для следующего поколения.

Взаимиый альтруизм: животное может проявлять альтруистическое поведение, ожидая, что эта «услуга» будет возвращена впоследствии. Поскольку альтруизм вознаграждается в долгосрочной перспективе, такое поведение является потенциально выгодным.

Разные виды поведенческого взаимодействия у животных (по Гамильтону, 1964)

АЛЬТРУИЗМ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ

Разновидность общсственного поведения (см. Общественные нормы), когда один человек добровольно помогает другому с теми или иными издержками для себя. Основной движущей силой альтруистического поведения считается желание улучшить благополучие другой личности, а не ожидание некой награды (ср. с предыдущим разделом о животном альтруизме) или любая иная причина, в которой можно усмотреть корыстный интерес. Предлагаются следующие объяснения человеческого альтруизма:

Причина нашего желания помогать другим людям заключается в эмпатии (сопереживании). Мы помогаем другим, поскольку разделяем их душевные страдания (гипотеза эмпатического альтруизма).

Мы помогаем другим, поскольку стремимся преодолеть негативное состояние, в котором сами находимся. Вид человеческого горя или страданий расстраивает нас, и мы хотим избавиться от этого. Бескорыстно помогая другому человеку, мы устраняем источник собственных неприятных чувств (модель облегчения негативного состояния).

В социобиологических теориях внимание акцентируется на том, что хотя нам кажется, будто в действиях альтруиста отсутствует личный интерес, на самом деле он часто присутствует в скрытом виде. Альтруистическое поведение рассматривается как стратегия, развившаяся в процессе естественного отбора. Проявляя альтруизм к близким генетическим родственникам (например, к детям), мы помогаем сохранению человеческого генофонда (родственный отбор). Помогая комуто сегодня (например, пропуская другой автомобиль в очередь перед собой), мы полагаем, что эта услуга будет возвращена нам позднее (взаимный альтруизм). Культурные тсории акцентируют внимание на развитии норм альтруизма. Имеется в виду норма социальной ответственности (помощь тем. кто в ней нуждается) и норма взаимной ответственности (помощь тем, кто помог вам). Приверженцы этих теорий утверждают, что сониальная эволюция оказываст гораздо более значительное влияние на человеческий альтруизм, чем биологическая эволюция, подразумеваемая социобиологическими теориями.

АЛЬФАПРЕДПОЧТЕНИЕ

Традиционный взгляд на различие между полами, рассматривающий реальные и стойкие различия между мужчинами и женщинами. Некоторые теории альфапредпочтения преувеличивают значение женского начала (например, взгляды Нэнси Ходороу, которая считает женщин более общительными и заботливыми); другие, напротив, недооценивают женщин (например. теория психосексуального развития Фрейда). См. также Бетапредпочтение.

АЛЬФАРИТМ

Схема мозговых излучений человека, который находится в состоянии расслабленного бодрствования.

АЛЬФАСАМЕЦ

Исследователи шимпанзе и других человекообразных обезьян пользовались этим термином для описания доминантного самца в социальной иерархии группы. Альфасамец не обязательно является самым агрессивным или проявляет наиболыную половую активность, хотя его поведение показывает, что он берет на себя функции наблюдения и контроля за внутренними конфликтами, а также защиту группы от внешней угрозы.

АМЕРИКАНСКИЙ ЯЗЫК ЖЕСТОВ

Система жестов и пальцевой орфографии, используемая слабослышащими людьми в США. Известна также как Аmеrіcаn. Большинство студентов сталкивается с этой системой на начальных стадиях обучения «языку» шимпанзе, когда этих животных учат общаться со своими инструкторами с помощью американского языка жестов.

АМНЕЗИЯ

Потеря памяти, вызванная либо повреждением головного мозга, либо психологической травмой. Различают два главных типа: антероградная амнезия (неспособность запоминать новую информацию) и ретроградная амнезия (утрата воспоминаний о том, что происходило до события, которое привело к амнезии).

АМПЛИТУДА

Степень дисперсии в серии результатов. Амплитуда вычисляется через вычитание наименьшего результата из наибольшего и дает представление о разбросе результатов. Это весьма простой статистический показатель (см. Статистическое значение), имеющий ценность лишь в том случае, если результаты образуют плотную группу. В противном случае, показатель амплитуды создает впечатление равномерного распределения результатов, хотя на самом деле это не так.

АНАКЛИТИТИЧЕСКАЯ (ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ) ДЕПРЕССИЯ

Глубокая, часто прогрессирующая депрессия, переживаемая детьми, разлученными со своей матерью или лишившимися матери.

АНАКЛИТИЧЕСКАЯ (ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ) ИДЕНТИФИКАЦИЯ

Склонность ребенка отождествляться с первичным объектом любви - например, с одним из добрых и заботливых родителей. См. также Идентификация.

АНАЛИЗ ВАРИАНТНОСТИ

См. Принцип ковариации.

АНАЛИЗ ЦЕЛЕЙ И СРЕДСТВ

Разновидность стратегии решения проблем, обычно используемая в компьютерных программах. При анализе выбираются те схемы действий (средства), которые сокращают дистанцию между текущим состоянием и желаемым результатом (целью). Если конкретная операция успешно сократила дистанцию между двумя крайними позициями, программа переходит к следующему шагу. Если этого не произошло, она пробует другое действие. Цели часто подразделяются на главные и промежуточныс. Чтобы прославиться и жить счастливо, мы ищем хорошую работу. Чтобы получить хорошую работу. мы поступаем в университет. Чтобы поступить в университет, мы готовимся к вступительным экзаменам и т. д. Каждое действис. направленное на достиженис промежуточной цели, можно оценпть по степени приближения к главной цели. Если мы обнаруживаем, что получасм хорошие оценки после упорных занятий, то продолжаем заниматься. так как это приближает нас к желаемому результату - счастью и славе.

АНАЛИЗАНТ

Термин, относящийся к человеку, который проходит процедуру психоанализа. Первоначально был введен в употребление из-за того, что начинающис психоаналитики, проходившие личный анализ в процессе свосго обучения, не хотели называть себя «пациентами».

АНАЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ

Термин психоанализа, обозначающий взрослого человека, испытавшего фиксацию на анальной стадии психосексуального развития. Эта фиксация может развиться либо через избыточное удовлетворение импульсов Ид (к примеру, из-за очень невнимательного обучения основам гигиены), либо через неадекватное удовлетворение (изза чрезмерно строгого обучения основам гигиены) в раннем дстстве. Анальнофиксированная личность (второй пример) характеризуется одержимостью в вопросах чистоты и личной гигиены, а также скаредностью; анальноэкспульсивная личность характеризуется как плохо организованная и, возможно. агрессивная. См. также Фрейд.

АНДРОГИНИЯ

Вид половой роли личности, прн котором человек проявляет высокие показатели как мужских, так и женских личностных характеристик. Исследования показывают. что андрогинные дети могут обладать более высокой ссшооцсикой и обычно более адаптабельны в своем поведении. Они могут проявлять мужскую независимость или женскую чувствительность, в зависимости от ситуации. По всей вероятности, мужской компонент андрогинии тесно связан с психологическим благополучием андрогинных женщин, в особенности обладающих более устойчивым здоровьем, чем представительницы традиционного склада личности. Женщины, не обладаюшис андрогинными характеристиками, могут испытывать проблсмы в области социальной приспособляемости, так как их призиаки не имеют адскватно высокой общественной оценки. Однако, поскольку в общсствс возрастает роль того, что традиционно считалось женскими качествами, андрогинный тип личностн вполнс может стать нормой для обоих полов.

АНДРОЦЕНТРИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

Любая теория, предлагающая интерпретацию жизни женщин на основании исследования мужчин. В результате прсдставления о «нормальности» могут быть почерпнуты исключительно из наблюдения за развитием представителей мужского пола, и многие аспекты женского развития могут считаться анормальными или «дефектными».

АНИМИЗМ

Вера в то, что неодушевленные объекты являются живыми и обладают такими качествами, как чувства и намерения. Ребенок может рассердиться и ударить свой велосипед за то, что тот «сделал ему больно». Анимизм как характеристика проявляется у детей, которые находятся на второй стадии интеллектуального развития, или дооперационной стадии по шкале Пиаже.

Пиаже считал, что анимизм является характеристикой детского эгоцентрического мышления: если ребенок имеет чувства и намерения, то и все остальные вещи должны обладать ими.

АНКЕТА

См. Обзоры и интервью.

АНОКСИЯ

Кислородное голодание. Аноксия, возникающая как осложнение при родах, может причинить ущерб мозгу ребенка.

АНОМИЯ

АНОМИЯ - больному трудно искать нужные слова, что приводит к косноязычию и общему замедлению речи. Затрудненная артикуляция: неправильное произношение слов, когда звуки часто бывают расположены в неверном порядке.

см. Афазия Брока

АНОРМАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Научное исследование анормального поведения. С помощью научных методов психология пытается описать, объяснить и предсказать виды анормального поведения. Основной целью анормальной психологии является предотвращение анормального поведения или контроль над ним.

АНОРМАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Поведение, которое отклоняется от общепринятой нормы: причиняет вред, беспокойство или угнетает окружающих. Анормальное поведение тем или иным образом нарушает общественные представления о нормах человеческой деятельности. В психологии существует несколько подходов, различающихся взглядами на природу и происхождение анормального поведения.

В бихевиористских моделях анормальность рассматривается как развитие схем поведения с недостаточной приспособляемостью, устанавливаемых в процессе классического формирования условиых рефлексов, выработки ииструмеиталъиых условиых рефлексов и моделирования.

В биологических моделях анормальное поведение рассматривается как следствие анатомических проблем в деятельности головного мозга.

В когнитивных моделях подчеркивается роль когнитивных проблем, таких, как нелогичные мыслительные процессы и ложные представления об окружающем мире.

В гумаиистических моделях анормальное поведение рассматривается как следствие искусственных препятствий, блокирующих потенциал роста и развития личности.

В психодинамических моделях анормальное поведение рассматривается как следствие скрытых психологических воздействий, о которых сам человек может не подозревать, часто уходящих корнями в детские переживания.

В социокультурных моделях акцент делается на социальном и культурном происхождении анормального поведения через изучение неблагополучных семей, «вознаграждающих» и поддерживающих анормальное поведение, а также различных социальных стрессов, создающих специфические проблемы для членов общества и увеличивающих вероятность анормальных поступков.

Одна из проблем, связанных с определением анормальности, заключается в том, что наши выводы об анормальном или нормальном поведении во многом зависят от выбранной перспективы. Так, в психоанализе (психодинамический подход) гомосексуальность может считаться анормальным поведением, в то время как в бихевиористском подходе она относится к категории нормального поведения. Многие психологи сейчас склоняются к мнению, что некоторые люди имеют биологическую, психологическую или социокультурную предрасположенность к конкретной форме анормального поведения, которая затем активируется и поддерживается психологическим стрессом (парадигма предрасположенности к стрессу как одно из объяснений анормального поведения).

АНС

См. Автономная нервная система.

АНТАБУС

Лекарственный препарат, не оказывающий выраженного действия при изолированном приеме, но вызывающий тошноту и головокружение при употреблении вместе с алкоголем. Обычно используется в программах лечения от алкоголизма.

АНТЕРОГРАДНАЯ АМНЕЗИЯ

Неспособность вспоминать недавно усвоенную информацию, возникающая в результате психологического шока или травмы головного мозга.

АНТЕЦЕДЕНТНАЯ ПЕРЕМЕННАЯ

Некое событие в процессе эксперимента, которое происходит перед другим событием и может объяснить его. Такое событие может быть запланированным или незапланированным. Независимая переменная иногда становится антецедентной при некоторых изменениях поведения во время эксперимента. Роль антецедентной переменной могут играть и другие факторы - например, дружелюбное или грубое отношение экспериментатора к участнику эксперимента.

АНТИДЕПРЕССАНТЫ

Разновидность психотропиых лекарственных препаратов, которые улучшают настроение у людей, страдающих от депрессии. Два основных вида антидепрессантов включают трициклические препараты и МАО ингибиторы (ингибиторы моноаминоксидазы). В процессе нейронной траисмиссии такие веществатрансмиттеры, как норадреналин, высвобождаются одним нейроном, а затем активируются другим нейроном. Эти веществатрансмиттеры впоследствии могут быть повторно абсорбированы высвобождающим нейроном или деактивированы энзимом моноаминоксидазы. Трициклические препараты вмешиваются в процесс повторной абсорбции веществтрансмиттеров, а МАОингибиторы. как подразумевает их название, мешают энзимам деактивировать их. В результате веществатрансмиттсры остаются активными в течснис более долгого времени, и человек испытывает приподнятос настроение. Трициклические препараты в наши дни прописываются чаще, чсм МАОингибиторы, из-за опасных побочных эффектов, которые могут возникнуть при длительном употреблешш последних. К примеру, МАОингибиторы могут опасно повысить уровень кровяного давления, что в сочетании с другими лекарствами приводит даже к летальному исходу. Второе поколение антидепрессантов включает специфическис ингибиторы повторного всасывания серотошта; к ним относятся такие препараты, как прозак (флуоксетин).

АНТИОБЩЕСТВЕННАЯ ЛИЧНОСТЬ

Расстройство личности, характеризуемое нсуважением к правам и чувствам других людей, отсутствием раскаяния при нарушении нравствснных принципов и неспособность формировать прочные отношения или принимать ответственность за свои поступки. Объяснение феномена антиобщественной личности (иногда ее еще называют психопатической личностью) меняется в зависимости от психологической перспективы. Согласно теории психодинамики, антиобщественная личность формируется в результате отсутствия родительской любви в детстве и младенческом возрасте. Вследствие этого дети утрачивают доверие к окружающим. Они реагируют на внешнис условия, становясь эмоционально замкнутыми, и выказывают слабое внимание к потребностям других людей, что, в свою очередь, приводит к задержке в развитии СуперЭго.

Бихевиористы предполагают, что это расстройство возникает в проиессе моделировапия. и указывают на тот факт. что родители многих людей с антиобщественным складом личности также страдали этим расстройством. Более современные исследования предполагают наличие биологической связи - в том смысле, что автономная и цептральная нервная сыстема антиобщественной личности действует медленнее нормальной. Из этой перспективы антиобщественные поступки можно интерпретировать как постоянный поиск возбуждающих факторов в попытке усилить активность нервной системы. Для лечения этого расстройства предлагаются различные методы терапии. но лишь незначительное меньшинство добровольно соглашается испытать их на ссбе. Когнитивнобихевиоральная (когнитибиоповеденческая) терапия (когда пациентов приучают мыслить болсе абстрактно. повышая их осознание) и программы трудовой терапии (для развития индивидуальных п групповых обязательств в суровых окружающих условиях) являются примерами таких методов.

АНТИОБЩЕСТВЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Термин обозначает любое поведение. которое считается вредным или деструктивным для группы или общества в целом. Сам по себе термин «антиобщественный» является субъективным, но сушествуст общее мнение о том. что такие аспекты поведения, как агрессия и дискриминация, попадают в эту категорию.

АНТИПСИХИАТРИЯ

Радикальное движение, возникшее на базе экзистенциальной психологии (см. Гуманистическая психология), которое было популяризовано Р. Д. Лэйнгом и Д. Купером. Движение антипсихиатрии находилось в оппозиции к традиционным концепциям психических расстройств. Оно включало разнообразные принципы и практические подходы, но было основано на четырех убеждениях, под которыми подписывалось большинство «антипсихиатров»:

В отсутствие угнетения человеческие существа будут жить в гармонии друг с другом.

Психиатрический диагноз является разновидностью отчуждения, если не имеет явно органического происхождения.

Это отчуждение рассматривается как следствие угнетения. Люди с диагнозом психически больных насильственно отторгнуты от понимания причин своего расстройства. Их заставляют верить, что отчуждение, которое они испытывают. произошло по их собственной вине.

Психиатрия обманывает людей, скрывая причины их угнетения.

Хотя некоторые идеи антипсихиатрии были включены в современную терапевтическую практику, само движение сегодня представляет интерес в основном для историков.

АНТИСЕМИТИЗМ

Дискриминация евреев. Многие знаменитые психологи, например Зигмунд Фрейд, были жертвами антисемитизма в своих родных странах.

АНТРОПОМОРФИЗМ

Приписывание животным человеческих чувств и эмоций. Мы часто делаем это, когда говорим, что кошка «балуется» или что собака «рада» видеть нас. Люди, работающие с животными или наблюдающие за их поведением, стараются избегать этой склонности.

АПА

Американская психологическая ассоциация.

АРЕАЛ

Географическая область, где сложились природные условия, особенно хорошо подходящие для обитания конкретного вида животных.

АСИММЕТРИЧНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ

Распределение результатов, которое в графическом изображении образует кривую, асимметрично выгнутую к началу или к концу графика. К примеру, если во время эксперимента мы пользуемся слишком простым тестом, большинство участников покажет высокие результаты («эффект потолка»), и распределение будет негативно асимметричным. С другой стороны, если тест был слишком сложным, большинство участников покажет низкие результаты («эффект пола»), и распределение будет позитивно асимметричным.

АСИММЕТРИЧНЫЙ ЭФФЕКТ ПОРЯДКА

Разновидность эффекта последовательности в эксперименте, когда эффскт сильнее выражен в одном направлении, чем в другом. К примеру, если разница в производительности участников, выполняющих задачу при условии А, за которым следует условие Б, выше, чем разница в производительности между условием Б, за которым следует условие А, то эффект порядка называется асимметричным. В таких случаях обычно используются разные участники для двух отдельных условий.

АССИМИЛЯЦИЯ

Термин, использованный Жаном Пиаже в его теории интеллектуального развития. Он обозначает детскую интерпретацию окружающего мира в контексте существующей схвмы. К примеру, младенец, называющий каждого мужчину «папой», демонстрирует веру в то, что все мужчины являются папами. Его интерпретация общественного устройства мира взрослых людей основана на этой предпосылке. Вместе с процессом аккомодации, ассимиляция помогает ребенку приспосабливаться к окружающему миру.

АССОЦИАТИВНАЯ ИГРА

Категория игр, описывающая ситуации, когда ребенок, играющий рядом с другим ребенком, может предложить совет или «критиковать» игру соседа. Важное различие между этой категорией и настоящей кооперативной игрой заключается в том, что каждый ребенок интересуется действиями другого, однако не сотрудничает с ним для достижения общей цели в игре. См. также Выготский.

АССОЦИАТИВНОЕ СПАРИВАНИЕ

Термин обозначает существующую у животных (а также у людей) тенденцию искать и спариваться с другими животными, подобными себе, хотя и не идентичными. Это рассматривается как

Другой термин - ассортшное спаривание - биологическая тенденция к максимальному увеличению преимуществ инбридинга (узкородственного спаривания с сохранением сѵшествуюшего генетического материала) и неродственного спаривания (ведущего к генетическому разнообразию). В интересах животных избегать как чрсзмерного инбридинга (это увеличивает риск заболеваний, вызванных рецессивиыми геиами), так и чрсзмерного нсродственного спаривания. Ассоциативное спаривание является удобным компромиссом и позволяет воспользоваться некоторыми преимуществами обоих подходов.

АТРИБУТИВНЫЕ ИСКАЖЕНИЯ

Склонность отходить от правил атридущш при выявлении причин того или иного поведения. Атрибутивные искажения, по сути дела. являются изъянами в этом упорядоченном процессе и могут привести к ошибочной интерпретации и оценке поведения. Примером атрибутивного искажения служит склонность некоторых наблюдателей давать эмоциональные объяснения поведению других людей. Такие атрибуции часто бывают беспочвенными (см. также Эффект зрителя-наблюдателя, Гедоническая релевантность, Своекорыстное атрибутивное искажение).

АТРИБУЦИЯ

Способ, с помощью которого мы оцениваем причины поведения или личностные характеристики человека, судя по его поведению. В наши дни термин чаще используется в первом значении. Один человек (наблюдатель) следит за поведением другого человека и приходит к заключепию о причинах рассматриваемого поведения. Наблюдатель делает выбор между атрибуцией, основанной на субъективных факторах (таких как способности или усилия), либо на ситуационных факторах (некий аспект обстановки, удача или неудача). Социопсихологи разработали несколько теорий атрибуции, объясняюших правила, которыми пользуются люди, когда выносят свои суждения о поведении других людей (см., к примеру, Принцип ковариации). Атрибуция не всегда является точным и объективным процессом, поскольку существуют различные атрибутивные искажения, влияющие как на оценку собственного поведения, так и на оценку поведения других людей. Когда на пути атрибутивного процесса встают личные цели, мотивы или жесткие установки, процесс атрибуции искажается.

АТТЕНЮАТОРНАЯ (ЗАТУХАЮЩАЯ) МОДЕЛЬ ВНИМАНИЯ

Одно из объяснений феномена восприятия информацпи, которой не уделяется никакого видимого внимания. Согласно теории. выдвинутой Анной Тришман, косвенные стнмулы обрабатываются болсс тщательно, чем ранее предполагалось. На первом этапе выбора стимулов для дальнейшей обработки отвергнутые сообщения нс пропадают, а «затухают». Они подвергаются опрсделенной обработкс. но не достигают сознания. Значимая информация (напрпмер, ваше имя) имеет низкий порог восприятия; если вы его слышите, оно «включает» процесс подсознательной обработки информации. В силу того, что этот вид селективной обработки наблюдался на светских приемах и званых всчсрах. он был известен как «эффект дружеской вечериикы».

АТТРАКЦИЯ

См. Межличностная аттракция.

АУТИЗМ

Детское психическое расстройство, которое классифицируется по И8МІѴ как стойкая задержка развития. Дети, страдающие аутизмом, плохо реагируют на окружающее, имеют слабые навыки общения и могут вести себя непредсказуемым образом. Аутизмом в основном страдают дети мужского пола; две трети больных остаются психически ущербными и в зрелом возрасте. Возможно, эта цифра не отражает истинного положения вещей, так как исследования ограничены теми пациентами, которые не принимали участия в программах усиленной терапии. Главными характеристиками аутизма являются:

Неотзывчивость. Дети, страдающие аутизмом, проявляют равнодушие к окружающей обстановке и отсутствие интереса к другим людям. Повседневная деятельность, в которой они участвуют, носит поверхностный и пассивный характер.

Языковые проблемы и дефицит общения. Многие дети, страдающие аутизмом, вообще не могут говорить, а остальные имеют серьезные изъяны речи (см. Эхолалия).

Ограниченные творческие способности н анормальные реакции на окружающее. Дети, страдающис аутизмом, играют и взаимодействуют с окружающей средой необычными способами. Для них характерна чрезмерно острая реакция даже на незначительные изменения в привычных занятиях.

Существует несколько объяснений причин аутизма. Перечислим некоторые из них:

Перцептуальнокогнитивные: аутизм происходит от неспособности интерпретировать звуки или от чрезмерной избирательности в восприятии внешних стимулов. Ребенок страдает перцептуальными или когнитивными расстройствами, которые делают обычное общение или взаимоотношения практически невозможными.

Биологические: исследователи называют несколько возможных причин, включая генетические факторы, осложнения при родах и неврологическую дисфункцию.

Воздействие семьи и окружающей среды. Согласно этому мнению, которое ныне считается устаревшим, аутизм может быть вызван (по крайней мере, косвенно) личными качествами родителей или анормальными схемами взаимодействия между родителями и детьми.

Более современным объяснением аутизма является задержка в развитии по теории разума: ребенок не может развить теорию о том, что люди, включая и его самого, обладают разумом. Таким образом, он не может представить мысли или предвидеть поведение других людей.

В лечении детей, страдающих аутизмом, существуют определенные проблемы, так как они плохо приспосабливаются к переменам в привычной деятельности, а их непредсказуемое поведение может помешать действенному лечению. При бихевиористском подходе особенно трудно найти эффективный положительный стимул для работы с такими детьми. Не существует чудесных средств, которые могли бы полностью излечить ребенка от аутизма, хотя следующие методики помогают пациенту более эффективно общаться с окружающим миром:

Коррекция поведения. Стимулирует желательное поведение, избирательно подкрепляя адекватные поступки и время от времени наказывая за неадекватные поступки.

Лекарственные препараты. Хотя психотропные средства сами по себе приносят мало пользы, их применение в сочетании с другими методиками может дать положительный эффект.

Выработка навыков общения. Использование невербальных способов общения, таких как язык жестов и табличек с символами, помогает детям общаться с терапевтом.

АУТИСТИЧЕСКАЯ ВРАЖДЕБНОСТЬ

Термин использовался для описания склонности некоторых людей формировать свои предрассудки в отсутствие какоголибо фактического взаимодействия с объектами предрассудков. Не обладая достоверной информацией, они считают объект предрассудков своей полной противоположностью. Кажущееся различие оправдывает их враждебность, и предрассудки укореняются еще глубже.

АУТОКИНЕТИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ

Разновидность перцептуального искажения, когда человеку кажется, что маленькая неподвижная точка света движется в темной комнате. Движение является иллюзорным, а не реальным, и вызвано движениями глаз наблюдателя.

АУТОСОМЫ

Хромосомы, не связанные с половыми признаками. В клетке человеческого тела существует 46 хромосом, упорядоченных в 23 пары. Из них 22 являются аутосомами, а оставшаяся пара - XX или XY - хромосомами, определяющими пол человека.

АФАГИЯ

Состояние, которое считается вызванным повреждением латерального гипоталамуса, вынуждающее организм отказываться от приема пищи.

АФАЗИЯ

Частичная или полная потеря речи в результате травмы головного мозга. Существует несколько различных видов афазии.

АФАЗИЯ БРОКА

Нарушение речи, вызванное повреждением области Брока. Проблемы возникают в основном с произношением, а понимание языка страдает в гораздо меньшей степени. Некоторые аспекты этого вида афазии (например, аграмматизм) затрудняют понимание речи больного для окружающих.

Афазия Брока приводит к трем основным дефектам речи:

Аграмматизм: больному трудно пользоваться различными грамматически значимыми предлогами и артиклями, он путается во временах и падежах.

Аномия: больному трудно искать нужные слова, что приводит к косноязычию и общему замедлению речи. Затрудненная артикуляция: неправильное произношение слов, когда звуки часто бывают расположены в неверном порядке.

Афазия Вернике

Синоним - сенсорная афазия. Повреждение области Вернике в головном мозге приводит к проблемам в обработке и понимании речевых стимулов, хотя воспроизведение речи остается относительно нормальным (см. также Афазия Брока).

АФАЗИЯ ВЕРНИКЕ

АФАЗИЯ ВЕРНИКЕ - см. Афазия Брока

АФОНИЯ

Частичная или полная потеря речи. Термин используется в тех случаях, когда причина расстройства не связана с повреждением головного мозга и может быть (хотя бы частично) обусловлена психологической травмой.

АФФЕКТ

Общий термин, описывающий человеческие эмоции или настроение. Синоним - эмоциональная реакция.

АФФЕКТИВНАЯ ПСИХОПАТИЯ

Клиническое состояние, описанное Джоном Боулби, при котором человек не испытывает ни чувства вины за свои преступления, ни жалости к своим жертвам. В знаменитой работс Боулби «44 юных вора» говорится о том. что большинство детей было разлучено со своей матерью на срок более полугода, еще не достигнув пятилетнего возраста. Из этого числа у 14 подростков развилась аффективная психопатия; по предположению Боулби. это явилось результатом невнимания со стороны родителей в раннем возрасте.

АФФЕРЕНТНЫЕ НЕЙРОНЫ

Эти нейроны передают информацию от органов чувств (например, глаз или ушей) в центральную нервную систему для обработки.

АФФИЛИАЦИЯ

Чувство принадлежности, естественная склонность людей искать общества себе подобных. Аффилиация также рассматривается в качестве мотивационной переменной, в том смысле, что люди различаются по причинам своей потребности в человеческом обществе. Эта потребность может возникать по нескольким возможным причинам:

Для того чтобы избежать одиночества, которое возникает при отсутствии социальных связей с друзьями и родственниками.

Чтобы найти круг общения для уменьшения тревоги и беспокойства или для эмоциональной поддержки со стороны других людей.

Для привлечения внимания, когда человек ищет общества других людей, чтобы находиться в центре внимания.

АЦЕТИЛХОЛИН

Нейротрансмиттер, обнаруженный в человеческом мозге. Ацетилхолин связан с болезнью Альцгеймера в том смысле, что вырождение ацетилхолиновых иейронов характерно для этого заболевания.

Предыдущая страница Следующая страница