Приглашаем посетить сайт

Русский язык (rus-yaz.niv.ru)

Психологическая энциклопедия
Статьи на букву "А" (часть 2, "АМФ"-"АШ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 2, "АМФ"-"АШ")

Амфетаминовые эффекты (amphetamine effects)

Амфетамин - мощный симпатомиметик, оказывающий выраженное стимулирующее действие на центральную и периферическую НС. Результатом являются различные физиолог. эффекты, включающие изменения систолического и диастолического давления крови, сокращение гладкой мускулатуры и, при больших дозах, повышенное потребление кислорода. В поведенческом плане наблюдается подавление аппетита, гипертермия, повышение уровня бодрствования, снижение чувства усталости, улучшение концентрации внимания, подъем настроения, эйфория, повышение речевой и двигательной активности. Наиболее выраженные эффекты в экспериментах на животных - повышение двигательной активности, появление таких стереотипии, как постоянное облизывание себя, кусание, чихание, а тж повторные возвращения к исследованным ранее местам или объектам.

Продолжительное использование амфетамина или употребление его в больших дозах вызывает усталость, депрессию; в нек-рых случаях отмечается головная боль, головокружение, сосудистые нарушения, ажитация, спутанность, дисфория, тревога или делирий. Есть сообщения о том, что поведенческие последствия постоянного употребления амфетамина могут быть неотличимы от симптомного профиля параноидной шизофрении. Этот эффект привлек внимание к действию амфетамина. Были предприняты многочисленные попытки создания моделей шизофрении на животных с использованием повторяющегося приема больших доз амфетамина и др. катехоламиновых стимуляторов.

Длительный прием амфетамина вызывает выраженную толерантность к колебаниям настроения, снижению аппетита и гипертермии. Моторные же и когнитивные эффекты, сопровождающие амфетаминовую интоксикацию, при повторном приеме препарата наоборот усугубляются. Повышению реакций вследствие хронического приема амфетамина давались разные объяснения, включая появление условного рефлекса, изменения в синтезе катехоламинов и повышение чувствительности допаминовых рецепторов. Возможно тж, что результатом продолжительного действия амфетамина является пролиферация рецепторов, к-рая в конце концов приводит к повышению их чувствительности. Аналогичные предположения выдвигались относительно механизмов возникновения симптомов шизофрении. Представляется возможным, что хронический прием амфетамина изменяет активность стриато-нигрального пути или снижает чувствительность пресинаптических рецепторов допамина (автономное торможение).

См. также Химическая стимуляция мозга, Нейрохимия, Психоэндокринология, Психофармакология

X. Энисмен

Анализ временных рядов (time-series analysis)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Анализ заданий (item analysis)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Анализ поведения (behavior analysis)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Анализ рабочих заданий (task analysis)

А. р. з. - один из множества методов профессиографического анализа, обычно начинается с разраб. перечня заданий - исчерпывающего списка всех заданий, выполняемых штатным сотрудником на рабочем месте. Большую часть опросника по перечню заданий составляют вопросы, отвечая на к-рые штатный исполнитель должен оценить производственные задания по таким параметрам, как значимость, частота выполнения, затрачиваемое время и трудность. Др. разделы опросника могут касаться биографических данных, источника знаний или навыков, удовлетворенности работой, уровня обратной связи и т. д. Ответы работника анализируют с целью определения таких факторов, как схожесть видов работ, возможность профессионального роста и размер компенсации.

Подобно др. психометрическим средствам, метод А. р. з. должен рассматриваться с т. зр. его валидности и надежности. Осн. преимущество А. р. з. как метода - его понятность, обусловленная привязкой к конкретной работе и участием в нем штатных исполнителей. Недостаток этого подхода - возможные трудности при сравнении видов работ, относящихся к разным группам профессий.

См. также Практика найма рабочих и служащих, Профессиографический анализ

Л. Бергер

Анализ чрезвычайных ситуаций (disaster analysis)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Аналитическая психология (analytical psychology)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Анастази Анна / Anastasi, Anna

Анастази Анна / Anastasi, Anna (p. 1908). Имя Анны Анастази теснейшим образом связано с созданием и развитием дифференциальной психологии. Основные темы ее исследований: факторный анализ, проблемы конструирования тестов и интерпретации тестовых показателей.

Ангедония (anhedonia)

Термин «А.», как об этом свидетельствует его греческий корень, указывает на отсутствие гедонизма, желания испытывать удовольствие и избегать боли. Он был введен в 1896 г. Т. Рибо для обозначения отсутствия эмоций при заболеваниях печени. Уильям Джеймс считал А. типом патологической депрессии или меланхолии, располагающимся в том же континууме, что и тревога, но являющимся менее серьезным нарушением. Однако концепция А. в дальнейшем не привлекла к себе особого внимания в мед. или психол. литературе.

Э. Блейлер обнаружил, что исчезновение аффекта является признаком начала деменции или шизофрении, а С. Радо уточнил, что аффект, о к-ром идет речь в данном случае, является сниженной способностью получать удовольствие. П. Мил дал имя этому феномену, возродив термин «А.», и считал, что необходимо разработать инструменты его измерения с целью идентификации лиц, имеющих повышенный риск заболеть шизофренией.

В соответствии с планом Мила Чэпмен, Чэпмен и Роулин разработали 3 шкалы в формате «верно-неверно» для измерения физической и социальной А. и выявления предрасположенности к психотическому расстройству: Шкалу физической ангедонии (Physical Angedonia Scale), Шкалу перцептивной аберрации (Perceptual Aberration Scale) и Шкалу нонконформности (Nonconformity Scale). Пункты этих шкал отбирались из множества рационально сформулированных утверждений по принципу того, насколько хорошо они разграничивали по уровню А. стационарных больных шизофренией и пациентов с др. диагнозами. Были получены нормативные данные относительно пола, возраста и соц. положения среди студентов ун-та. Испытуемые, у к-рых было более двух стандартных отклонений от среднего, рассматривались как обладающие повышенным риском развития психоза.

Было обнаружено, что показатели по шкалам физической и социальной А. положительно коррелируют между собой и отрицательно - с показателями соц. компетентности, соц. желательности, поиска ощущений и эффективного копинг-поведения. Они тж значимо коррелировали с неск. паттернами показателей подшкал ММРI. Однако в ряде работ не была обнаружена связь между уровнем А. и реакцией на специфические стимулы, вызывающие эмоции. Это позволило предположить, что А. является не устойчивым признаком шизофрении, а следствием психич. нарушений, низкого социоэкономического и образовательного уровня.

Лонгитюдные исслед., к-рые позволили бы установить, действительно ли высокий уровень А. является надежным предиктором психоза, все еще заставляют себя ждать. Нет ответа и на вопросы об этических и практ. аспектах такого исслед., в особенности о потенциальном вреде, к-рый оно может причинить. Необходимы тж нормативные данные об уровне А. в различных этнокультурных группах; в частности, нормативные различия уже установлены между американцами европейского и азиатского происхождения.

В целом связь между уровнем А. и психозом имеет клиническую значимость, но остается недостаточно изученной. Она обладает диагностической ценностью, но недостаточной прогностической ценностью. Не изучена ее профилактическая и терапевтическая значимость.

Хотя А. рассматривали, в основном, как возможный предиктор шизофрении, она наблюдается и при др. соматических и психич. расстройствах. Дефицит способности испытывать удовольствие считается частью различных синдромов - от деменции до ПТСР. А. сама по себе - не расстройство, а лишь симптом расстройства; этот термин, собственно, еще не появился в наиболее профессиональных руководствах или стандартных словарях. Его полезность как понятия, однако, очевидна.

См. также Депрессия, Эмоции, Безнадежность, Типы личности, Шизофрения

Э. Д. Шейер

Ангьял Андраш / Angyal, Andras

Ангьял Андраш / Angyal, Andras (1902-1960). Ангьял отстаивал точку зрения, согласно которой существует два основных паттерна мотивации: стремление к господству над средой и стремление к любви.

Андрогиния (androgyny)

Хотя идея о том, что один человек может сочетать в себе как маскулинные, так и феминные качества, впервые была высказана Карлом Юнгом в эссе «Анима и анимус», совр. психология уделяла ей мало внимания до тех пор, пока Сандра Бем не ввела понятие А. С ее точки зрения, маскулинность и феминность представляют собой комплементарные аспекты положительных черт личности и образцов поведения, - и потому, в принципе, один и тот же человек может быть мужественным и женственным, блюсти личные и коллективные интересы, проявлять инструментальность и экспрессивность, в зависимости от того, насколько эти модальности соответствуют ситуации.

Хотя исследователи отказались от первоначального понимания А. как рецепта психич. здоровья, само понятие А. оказалось весьма полезным для психологии. В частности, дискуссии в этой области привели к тому, что психологи стали уделять больше внимания многомерности понятий пола и гендера. Будущие исслед. в данной области могут быть направлены на то, каким образом соц. определения половых ролей включаются в состав личной идентичности, в структуру Я и в механизм обработки воспринимаемой людьми информ. о соц. действительности.

См. также Ролевые ожидания, Полоролевое развитие, Половые роли

Р. К. Унгер

Анзье Дидьер / Anzieu, Didier

Анзье Дидьер / Anzieu, Didier (p. 1923). Важнейшие психологические понятия Анзье - «групповой бред», «наружное Я», «парадоксальный перенос» и «созидательная психологическая работа».

Анимизм (animism)

А. - это приписывание характеристик чел. неодушевленным объектам или растениям и животным, не проявляющим таких характеристик (напр., приписывание враждебности дереву или доброжелательного отношения рыбе). Чаще всего объектом А. становится предмет, созданный руками чел., напр. фигурка, высеченная из камня или вырезанная из дерева. Каким бы ни был объект, анимист верит в его способность думать и чувствовать по-человечески. Подобно чел., такой объект имеет «душу».

Термин «А.» происходит от латинского слова animus, или «дух». Сначала он использовался для характеристики пантеистической концепции «одушевленности мира», однако вскоре прижился в антропологии для описания религиозных представлений древних людей, к-рые были склонны наделять предметы магической силой. Чтобы объяснить происхождение этой силы, было принято считать, что предметы, как и люди, имеют «душу», причем душа эта существует независимо от своего вместилища и покидает его в момент смерти ее обладателя. Считалось, что эти души обладали какими-то исключительными способностями, кроме того, их часто наделяли сверхъестественными способностями (напр., повлиять на исход охоты).

См. также Религия и психология, Суеверие

У. Э. Грегори

Анксиолитики (antianxiety drugs)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Аномалии половых хромосом и вызванные ими расстройства (sex chromosome disorders)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Ансбахер Хайнц / Ansbacher, Heinz L.

Ансбахер Хайнц / Ansbacher, Heinz L. (р. 1904). Ансбахер - главный толкователь психологии Альфреда Адлера. Наиболее существенным вкладом Ансбахера является прояснение введенных Адлером понятий «стиль жизни» и «социальный интерес».

Антабус (antabuse)

А. (дисульфирам) - лекарство, часто используемое при лечении алкоголизма. Первоначально вещество использовалось при изготовлении резины. Было замечено, что у рабочих заводов по производству резины реже обычного встречается алкоголизм, вследствие чего А. начал применяться в мед. целях с конца 1940-х гг. А. влияет на потребление алкоголя посредством изменения его метаболизма. Этиловый спирт преобразуется в печени ферментом дегидрогеназой в альдегид, а затем ферментом оксидоредуктазой в ацетат. А. и сходный с ним препарат темпозил (карбамид кальция) дезактивирует последний фермент, связывая его ион меди. Т. о., при приеме А. алкоголь превращается в альдегид, к-рый не может превратиться в ацетат. Альдегид накапливается, вызывая такие токсические эффекты, как гиперемия лица, тахикардия, тошнота и рвота, головная боль, одышка. Предполагается, что эти неприятные последствия помогут пациенту научиться воздерживаться от алкоголя.

При таких условиях можно выработать отвращение ко вкусу алкоголя, но оно оказывается слабым в силу очень уж длительного знакомства с ним алкоголика. Своей эффективностью А., согласно Фуллеру и Роту, обязан угрозе болезни, а не действительной болезни. Число случаев полной абстиненции в течение года среди больных, считавших, что они получали терапевтическую дозу А., было таким же (25%), как среди тех, кто действительно получал ее (21%).

Эффективность А. с течением времени снижается; ее поддержание требует ежедневного приема препарата. Курс лечения основан на добровольном согласии; алкоголик, желающий безнаказанно продолжить пить, может просто прекратить прием таблеток на 1-2 дня, прежде чем вернуться к алкоголю. Лекарство помогает лишь тому, кто хочет подкрепить свое решение бросить пить, оно не заменяет мотивацию к воздержанию.

См. также Лечение алкоголизма, Химическая стимуляция мозга, Нейротоксические вещества, Психофармакология

Дж. У. Калат

Антидепрессанты (antidepressive drugs)

Путаница и противоречия в диагностической дифференциации депрессий затрудняют проведение исследований для оценки лекарственной терапии. Мн. специалисты полагают, что немало депрессий вызывается биохимическими отклонениями.

Открытие лекарственных средств для лечения эндогенной депрессии было, как и в случае мн. мед. открытий, случайным. В 1950-е гг. было замечено, что ингибиторы МАО, использовавшиеся в лечении туберкулеза, снимали у больных сопутствовавшие проявления депрессии. Примерно тогда же было обнаружено, что лечение гипертонии резерпином вызывает побочный депрессивный эффект. На этом основании Шильдкраут предложил «катехоламиновую гипотезу аффективных расстройств». Понимание его теории и биохимии депрессии требует знания основ передачи сигналов в нейронах.

Поскольку нервы физически не соединены между собой, а разделены синаптической щелью, сигналы передаются через нее благодаря хим. веществам, наз. нейромедиаторами (или нейротрансмиттерами). В качестве нейромедиаторов (наз. тж биогенными аминами) идентифицированы по меньшей мере 9 хим. веществ, 2 из к-рых - норэпинефрин и серотонин - играют наиболее существенную роль при возникновении депрессии. При передаче сигнала нейромедиатор поступает в синаптическую щель. Он на короткое время связывается с постсинаптическим рецептором, затем вновь высвобождается в синаптическое пространство, причем значительная его часть подвергается реабсорбции в пресинаптических накопителях. Малая часть метаболизируется ферментом МАО, а еще меньшая часть метаболизируется вторым ферментом.

Существует 3 группы А.: а) трициклики, б) ингибиторы МАО и в) симпатомиметические стимуляторы. Они обсуждаются в обратном порядке. Примеры для каждой из групп приведены в табл. 4.

Таблица 4. Антидепрессанты

Симпатомиметические стимуляторы способствуют высвобождению накопленного нейромедиатора, а тж блокируют его обратный захват из синапса. Поскольку эти вещества обладают кратковременным действием и могут вызывать зависимость, они не являются предпочтительными при лечении депрессии.

Как это явствует из их названия, ингибиторы МАО оказывают свой эффект, блокируя метаболическую активность фермента. Это вызывает повышение концентрации нейромедиатора в синаптической щели. Эти препараты имеют ограниченное применение вследствие потенциальных побочных эффектов и ограничений в диете.

Трициклики препятствуют обратному захвату нейромедиатора в синапсе. Не все трициклики обладают одинаковым действием на норэпинефрин и серотонин. Дезипрамин блокирует обратный захват норэпинефрина, амитриптилин блокирует серотонин, а имипрамин блокирует как норэпинефрин, так и серотонин, но вдвое слабее, чем два др. препарата.

Наконец, есть указание на то, что содержание MHPG (3-метокси-4-гидроксифенилгликоль) в моче коррелирует с уровнем норэпинефрина в мозгу. Исслед. выявили два биохимических подтипа депрессии: а) с низким уровнем MHPG в моче, реагирующий на дезипрамин и имипрамин («норэпинефриновая депрессия») и б) с нормальным или повышенным уровнем MHPG, реагирующий на лечение амитриптилином («серотониновая депрессия»). Последний лечится тж хлоримипрамином или гидрохлоридом доксепина.

В настоящее время терапия А. преимущественно основана на катехоламиновой гипотезе. Однако нельзя исключить возможного действия др. этиологических факторов (стероидов, электролитов, питания и т. д.).

См. также Надпочечники, Анксиолитики, Депрессия, Привыкание (габитуация), Нейрохимия, Психофармакология, Психофизиология, Транквилизаторы

Дж. К. Рук

Антипсихотические средства (antipsychotic drugs)

В США А. с. начали использоваться для лечения психозов в 1956 г. Столетия назад появлялись разрозненные сообщения о rauwolfia serpentina, растении, корень к-рого использовался в Индии для лечения самых разных психич. нарушений. Сообщения о лечении шизофрении резерпином, алкалоидом раувольфии, появились уже в 1943 г.

По мере того как создавались все более эффективные виды А. с., они широко использовались в психиатрических больницах для лечения шизофрении. Наряду с изменениями гос. политики эти лекарства отчасти способствовали снижению числа больных в гос. больницах и госпиталях для ветеранов войны. Контроль психотических симптомов сделал амбулаторное обслуживание, индивидуальную, групповую, семейную терапию и терапию средой более доступными для больных шизофренией. Гринблатт и его коллеги установили, что пациенты, получавшие А. с., показывали значительное улучшение по сравнению с больными, не получавшими эти лекарства. Однако наилучший результат отмечался у больных, подвергавшихся сочетанию фармакотерапии и интенсивной соц. терапии. Эти данные подтверждены во многих исслед., и большинство авторов считают, что назначение А. с. должно представлять собой лишь часть комплексного плана лечения.

Осн. классы А. с. и нек-рые коммерческие названия препаратов приведены в табл. 5. Резерпин, алкалоид раувольфии, используется редко. Фенотиазины являются наиболее широко исследованной группой А. с., однако Д. М. Дэвис пришел к выводу, что нет убедительного подтверждения превосходства какого-то одного их класса над другими. Эффективные суточные дозы могут быть самыми различными, в зависимости от индивидуальных особенностей пациента.

Таблица 5. Антипсихотические средства

Хотя А. с. могут быть использованы в лечении нек-рых органических психозов, напр. амфетаминовой интоксикации, главной сферой их применения остается лечение симптомов шизофрении. А. с. обычно начинают контролировать ажитацию и воинственное поведение уже через неск. дней после назначения, однако для достижения изменений в когнитивной сфере, напр. для устранения психотического мышления, галлюцинаций и бреда, может потребоваться от 4 до 6 недель. По сообщениям медиков, лечению лучше всего поддаются пациенты, болезнь к-рых продолжается менее 2 лет.

У разных классов препарата разные побочные эффекты, но большинство А. с. дает экстрапирамидные эффекты. Синдром паркинсонизма включает ригидность мышц, тремор, изменения осанки, шаркающую походку и психомоторную заторможенность. Наряду с этими экстрапирамидными реакциями могут наблюдаться непроизвольные сокращения мышц языка и лицевых мышц, вызывающие неестественные гримасы, а тж общее двигательное беспокойство. Редким, но очень серьезным побочным эффектом является агранулоцитоз. Неожиданным и крайне неприятным для пациента побочным эффектом длительного применения А. с. является поздняя дискинезия, характеризующаяся гримасами, подергиваниями конечностей и облизыванием губ.

Мн. побочные эффекты могут контролироваться назначением антипаркинсоников, внимательным наблюдением и подбором оптимальных доз лекарств. В журн. Schizophrenia Bulletin неск. психиатров рекомендовали использование коротких перерывов в лекарственной терапии и макс. щадящих доз для снижения риска поздней дискинезии.

Если принять во внимание побочные эффекты, то становится очевидным, что, несмотря на эффективность А. с. как средства лечения шизофрении, они должны использоваться с осторожностью и учетом индивидуальных реакций больного.

См. также Химическая стимуляция мозга, Нейрохимия, Психофармакология

К. Ландау

Антисоциальная личность (antisocial personality)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Антиципаторная тошнота (anticipatory nausea)

Проведение химиотерапии (XT) у раковых больных часто сопровождается такими побочными эффектами, как тошнота и рвота, являющимися прямым следствием применения цитотоксических препаратов. Обычно посттерапевтическая тошнота (ПТ) снимается антиэметическими или анксиолитическими средствами. У нек-рых пациентов тошнота наступает до приема цитостатиков. Они реагируют на запах в клинике, на сестер, подготавливающих кожу к инъекции, или даже на сам вид больницы. Этот эффект наз. А. т. В ряде случаев А. т. и посттерапевтическая тошнота и рвота влекут за собой отказ от XT.

Первая модель свойств личности допускает психол. вмешательство для предотвращения ПТ. Пациентам нужно научиться ограничивать побочные эффекты XT, справляться со специфическими ситуациями, провоцирующими тревогу, и минимизировать уровень физиолог. возбуждения. Есть сообщения о лечении гипнозом, прогрессивной мышечной релаксацией, систематической десенсибилизацией, биологической обратной связью в сочетании с миорелаксацией и техникой отвлечения внимания. В нек-рых исслед. показан эффект такой терапии А. т., но не все эти подходы исходят из того, что А. т. представляет собой условный рефлекс.

Т. к. связи между условным и безусловным раздражителями (УР - БР) образуются в ЦНС, А. т. опосредована деятельностью ЦНС. Следовательно, А. т. не снимается серотонинэргическими антиэметиками, к-рые в первую очередь воздействуют на афферентные пути блуждающего нерва. Однако А. т. должна реагировать на стимулы, снижающие сопряженность между специфическими сигналами и тошнотой. Поскольку какие-то связи УР - БР неизбежны в клинической обстановке, процедура вмешательства должна быть направлена на блокирование таких связей.

Хорошо обоснованной парадигмой классического обусловливания, к-рая может быть использована для достижения этого эффекта, является зашумление (overshadowing). Вместо одиночного УР с БР сочетается комбинации раздражителей. Обычно эти раздражители обозначают как УР1 и УР2. Если УР1 действует вместе с БР, условно-рефлекторная реакция будет сильной; т. е. если медсестра протирает кожу спиртом (УР) перед XT (БР), у пациента может возникнуть тошнота (как условно-рефлекторная реакция) до того, как БР прямо воздействует на желудочно-кишечный тракт и/или химиорецепторную пусковую зону в мозгу. Если, однако, вместе с запахом спирта (УР1) использовать какой-то редкий и сильный запах или вкус (УР2), тогда УР1 будет зашумлен УР2. Др. словами, новый УР препятствует образованию связи между внутренней репрезентацией запаха спирта и БР. Время от времени УР2 следует менять, поскольку он может сам стать стимулом, способным вызвать условно-рефлекторную реакцию. Следует учесть, что антиэметики, даваемые с целью предотвращения тошноты и рвоты, могут приобрести свойства УР, сигнализируя о введении цитостатика и, т. о., оказываясь связанными с XT.

Эффективность зашумления подтверждена условно-рефлекторным лечением отсутствия аппетита у раковых больных. Пациенты, получающие пищу с новым вкусом перед XT, реже отказываются от питания в клинике.

См. также Метод антиципации, Классическое обусловливание, Локус контроля

С. Клостерхальфен

Антропология (anthropology)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Антропоморфное мышление (anthropomorphic thinking)

При А. м. действия животных и физ. объектов интерпретируются как рез-т процессов, аналогичных тем, к-рые приводят чел. к определенным осознаваемым действиям, связанным со знаниями, мотивацией, планированием и выбором. В XIX и начале XX в. мн. представители западной культуры полагали, что в мышлении не имеющих письменности народов доминирует антропоморфизм. Казалось, что религиозные верования и обычаи этих народов подтверждают подобную т. зр. Однако ее распространение на «примитивное мышление» вообще стало слишком большим преувеличением. Умение не имеющих письменности народов добывать себе пропитание, строить убежища и средства передвижения при помощи самых примитивных технологий позволяет предположить большую реалистичность их мышления. Это утверждение было подтверждено рез-тами мн. полевых исслед., в частности объяснениями верований и обычаев, полученных от самих представителей изучавшихся народностей. Во все времена и во всех культурах А. м., по всей видимости, возникало в тех случаях, когда реалистичное знание и технические приемы оказывались недостаточными для решения проблем. А. м. тж характерно для нек-рых аспектов религии. В новейшее время преимущества научного знания и его распространение на новые сферы жизни чел. оставляли все меньше возможностей для А. м. Именно этот факт лежит в основе возникновения трений между наукой и религией.

Особое значение для исслед. процессов, лежащих в основе А. м., а тж его распространенности имели три направления психол. исслед.: а) анализ мышления детей, проведенный Пиаже; б) психоаналитическая интерпретация нек-рых искажений мышления в виде проекций; в) анализ суждений в ситуации неопределенности, проводимый в соц. психол. и когнитивной науке.

Проникновение научных методов познания в психологию дало нек-рым психологам повод требовать полного запрета использования А. м. при анализе поведения животных и, более того, поведения людей. В оживленных дискуссиях жесткий объективизм бихевиористского движения постепенно сошел на нет. В настоящее время психол. наука допускает определенную долю антропоморфизма при научной интерпретации поведения как людей, так и животных.

См. также Анимизм, Антропология, Оккультизм, Теория Пиаже

И. Л. Чайлд

Антропософия (anthroposophy)

Антропософская система мышления была разраб. в начале XX в. австрийцем Рудольфом Штайнером. Термин «антропософия» переводится с греческого как «мудрость чел.», хотя Штайнер как-то сказал, что его следовало бы понимать как «осознание чел. своей челов. природы». А. учит, что обычное знание и мышление чел., бесспорно, полезны, но их нужно трансформировать т. о., чтобы приобрести способность проникновения и тем самым получить доступ к знанию высших миров - сверхсознательной области, лежащей за пределами сферы наших обычных чувств. Эта сверхсознательная область есть область воображения, интуиции, вдохновенного мышления и даже ясновидческого опыта, т. е. форм познания, к-рые Штайнер приписывал духовному началу в чел. или духовным мирам.

В процессе формирования методологии А. появилось огромное количество работ (к-рые, однако, иногда бывает очень трудно понять). Среди них самому Р. Штайнеру принадлежат 60 книг и почти 6000 опубликованных лекций. Этот труд носит назв. духовной науки. Антропософские учения и исслед. нашли применение в многочисленных начинаниях приверженцев во всем мире, среди к-рых нельзя не упомянуть вальдорфские школы (или школы Рудольфа Штайнера), кэмпхиллские школы и общины для эмоционально искалеченных и умственно отсталых детей и взрослых, биодинамический метод органического земледелия и занятия архитектурой.

А. стала подлинным мировоззрением, пытающимся объяснить на более глубоком уровне функционирование различных аспектов мира и челов. бытия. Традиционно мыслящему чел. трудно согласиться с подобными принципами, особенно если речь заходит о карме и возрождении, духовной жизни или Атлантиде. Как бы то ни было, рез-ты практ. применения феноменологического или эмпирического подхода к исслед. явлений духовного мира оспорить труднее. Их рез-ты заставляют внимательнее отнестись к попытке Штайнера найти перспективные решения проблем личной и общественной жизни через развитие людьми внечувственного или духовного познания.

См. также Движение Кэмпхилл, Вальдорфская педагогика

Т. Г. Поплавски

Арбитраж (третейский суд) (arbitration)

А. - это процедура, при помощи к-рой третья сторона разрешает спор между двумя или более сторонами, принимая решение, являющееся обязательным для каждой из сторон. Он практикуется в отношении разнообразных видов гражд., финансовых и трудовых споров. Наиболее широко А. используется в области трудовых отношений для разрешения конфликтов между работниками или между профсоюзами и работодателями.

А. может быть либо добровольным, либо принудительным. Добровольный А. - это процесс, при к-ром обе стороны заключают неофициальное соглашение о том, что они будут решать любые будущие неразрешенные споры при помощи А.

Структура А. может быть совершенно различной. Арбитром может быть отдельное лицо или комиссия из неск. членов. Если используется комиссия, ее состав может быть либо полностью нейтральным, либо трехсторонним - т. е. включающим одного или более представителей от каждой стороны, участвующей в споре, и одного или неск. нейтральных членов. Процесс принятия решения тж может варьироваться. При обычном арбитражном процессе принятия решения арбитр может принимать любое приемлемое на его взгляд решение. В более новой форме А., наз. А. последнего предложения (final offer arbitration), каждая сторона представляет свое последнее предложение арбитру, после чего арбитр должен выбрать одно из них и уже не может предлагать собственного компромиссного решения. А. последнего предложения является новшеством, к-рое было впервые предложено К. М. Стивенсом. Стивенс пытался т. о. разрушить представление о том, что обычный А. в значительной мере снижает мотивацию спорящих сторон в поиске компромиссов, необходимых им для самостоятельного разрешения споров. Гипотеза состоит в том, что поскольку стороны считают, будто арбитр будет выбирать компромиссную позицию где-то в интервале между их последними предложениями, они воздерживаются от внесения компромиссных предложений, с тем чтобы арбитр не воспользовался их последними предложениями и не навязал в своем окончательном решении новый компромисс. А. последнего предложения призван предотвратить подобное ослабление мотивации сторон путем устранения возможности для арбитра принимать компромиссное решение. Вместо этого у каждого участника переговоров есть мотивация к внесению предложения, к-рое арбитр сочтет более справедливым, чем предложение др. стороны.

Арбитражный процесс обычно начинается, когда одна или обе стороны подают петицию в А., указывая стороны спора, предмет спора, и контракт или предыдущее соглашение, к-рое определяет возможность рассмотрения дела в А. Существуют различные орг-ции для производства А. и оказания помощи в выборе арбитра. Крупнейшей частной орг-цией является Американская арбитражная ассоц. Каждый год эта орг-ция производит свыше 20 тыс. арбитражей по трудовым конфликтам и тысячи по др. вопросам. После назначения арбитра проводится слушание, в ходе к-рого представители каждой стороны представляют свои предложения и предъявляют доказательства в поддержку своей позиции. Характер процессуальных действий может различаться, однако чаще всего они повторяют общую форму судопроизводства с арбитром, к-рый выступает в роли судьи и руководит слушанием, и с представителями каждой из сторон, к-рые вызывают свидетелей и представляют аргументацию в поддержку своих требований. После завершения слушаний арбитр оценивает как письменные документы, представленные для рассмотрения, так и устные аргументы сторон и их свидетелей, и выносит письменное решение. Если к.-л. из сторон впоследствии откажется выполнять это решение, др. сторона обычно может обратиться в суд и потребовать выполнения данного решения.

См. также Поведенческие контракты, Тренинг межличностных отношений, Психология присяжных

Т. А. Кочан

Армейские тесты времен Первой мировой войны (army test, world war I)

Первая мировая война открыла новую эру в американской прикладной психологии. Когда США вступили в войну в апреле 1917 г., Роберт М. Йеркс, президент АПА, предпринял энергичные шаги по вовлечению психологов в борьбу за победу. Он незамедлительно совершил поездку в Канаду, власти к-рой поддерживали психол. методы в отборе новобранцев и лечении вышедших из строя солдат. Работая в АПА и Национальном н.-и. совете (National Research Council), он заинтересовал армейское руководство идеей отбора новобранцев. Комитет, созданный им с этой целью, состоял из 3 чел., имевших отношение к изданию версий теста Бине: Г. Г. Годдарда, сделавшего его первый перевод в США; Л. М. Тёрмена, к-рый только что завершил стэнфордскую редакцию теста; и самого Йеркса, соавтора оценочной шкалы теста Бине.

Первоначальным планом этого комитета была разработка формы теста Бине, пригодной для использования в условиях армии, - идея, предложенная неск. годами ранее самим Альфредом Бине и отвергнутая руководством французской армии. От цели создания короткого теста для индивидуального использования быстро отказались, когда комитет познакомился с групповым тестом интеллекта, разработанным Артуром С. Отисом, аспирантом Тёрмена.

Обследование А прошло приблизительно 140 тыс. солдат в период до мая 1918 г., когда, на основе обширного статистического анализа и последующего усовершенствования этот тест был заменен новой редакцией, известной под названием армейского альфа-теста. Два субтеста были изъяты; модифицированы инструкции; отдельные пункты были пересмотрены, другие отвергнуты; пункты внутри каждого субтеста были выстроены в порядке возрастающей сложности - все в полном соответствии с психометрическими процедурами, для использования к-рых ранее не было создано прецедента, но к-рые с этого момента стали стандартом для разработчиков последующих тестов. Армейский альфа-тест был использован для классиф. примерно 1 250 000 военнослужащих армии США. После Первой мировой войны он был опубликован и стал доступен для гражд. применения. После этого тесты умственных способностей стали широко использоваться при приеме в учеб. заведения и отборе персонала в сфере промышленности и бизнеса. Несмотря на то что используемые сегодня в области образования, бизнеса, промышленности и армии групповые тесты интеллекта существенно отличаются от Обследования А, все они являются его прямыми потомками.

Армейские психологи тж разработали невербальный тест для необразованных солдат - армейский бета-тест - и индивидуальную шкалу, напоминающую тест Бине.

См. также Меры интеллекта, Невербальные тесты интеллекта, Бланковые тесты интеллекта

Ф. Г. ДюБуа

Архетипы (archetypes)

Этот термин ввел в психологическую теорию Карл Юнг, и именно с его именем связано развитие данного понятия. Он различал два основных слоя в бессознательном: личное бессознательное, черпающее свое содержание из опыта жизни конкретного человека, и коллективное бессознательное, содержание которого наследуется и является универсальным у представителей определенного биологического вида. Коллективное бессознательное состоит из архетипов. Юнг описывал их как первичные образы, существовавшие с незапамятных времен, но лишенные ясного содержания. Их специфическое содержание как реализованных образов обеспечивается материалом сознательного опыта. Таким образом, А. как таковой - это пустая форма, которая должна выводиться или извлекаться посредством абстракции из класса известных по опыту образов или символов.

Юнг утверждает, что употребляемый им термин А. является более эмпирическим и менее метафизическим по сравнению с аналогичным термином, использовавшимся идеалистическими философами. Он пришел к этому понятию через исследование больных психозами и расширил свое понимание сущности А. в результате более полного знакомства с системами символов.

Юнг начал разработку понятия А. в ранние годы своей работы в психиатрической больнице Бургхёльцли, где он заметил, что некоторые из его малообразованных психотических пациентов имели опыт переживания универсальных религиозных и мифологических символов. Во многих случаях было ясно, что пациент не мог получить сведения об этом символе в ходе своего обучения; таким образом, его появление в мыслях или фантазиях больного должно было представлять спонтанный прорыв бессознательного материала, не выводимого из личного жизненного опыта. Впоследствии Юнг исследовал архетипический мир посредством тщательного анализа своих собственных сновидений и фантазий.

К архетипам, которым Юнг уделил наибольшее внимание в своих работах, относятся тень, анима и анимус, мудрый старец, великая мать, младенец и самость.

Упомянутые А., как правило, воспринимаются в персонифицированной форме. Они могут появляться как персонажи сновидений и служат источником таких культурных символов, как боги и богини. Они также широко входят в межличностный опыт, часто проецируясь на других людей. Каждый А. может выражаться в большом разнообразии персонификаций. Конкретный образ анимы может быть положительным или отрицательным и подчеркивать любые качества из допустимого их множества: сексуальность, красоту, мудрость, духовность, моральную добродетель, разрушительность и т. д. Другие А., которые Юнг называет архетипами трансформации, не появляются в персональной форме. Они проявляются во многих ситуациях, местах, орудиях, событиях наших сновидений, определяя соответствующие мотивы фольклора. Юнг полагал, что ему удалось идентифицировать наиболее важные А., но нельзя исключить, что общее их число бесконечно, и составить их полный список невозможно.

См. также Аналитическая психология

Р. В. Коан

Ассоцианизм (associationism)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Астрология (astrology)

А. занимается предсказанием будущего людей и событий на Земле, исходя из наблюдений взаимного расположения и движения Солнца, Луны и планет. Истоки такого рода практики уходят корнями в древнейшие периоды челов. истории. Древние наблюдения положений и движений этих небесных тел сформировали основу для развития сегодняшней научной астрономии. Хотя отделение объективного наблюдения от иск-ва прорицания произошло до н. э., астрологи оставались влиятельными фигурами при дворах Европы вплоть до XIV-XV вв.

Все виды астрологических предсказаний опираются на предполагаемую связь между расположением Солнца, Луны и планет в специфический промежуток времени (напр., рождения человека). Так составляется индивидуальный гороскоп.

Несмотря на полное отвержение со стороны практически всех имеющих научную подготовку людей, А. все же вызывает интерес и доверие у значительной части населения. Большинство крупных газет публикует ежедневный гороскоп, и каждый год издается множество книг, якобы обучающих читателя гармонизации его личного ритма с соотв. небесными циклами.

См. также Свобода воли, Средневековое мышление, Псевдопсихология

Э. Л. Келли

Аттитюды (attitudes)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Аудиометрия (audiometry)

Точное измерение слуха, главная задача А., стало возможным благодаря применению психофиз. методов, отличающихся высокой поведенческой точностью, и созданию электронной аппаратуры, позволяющей достигать адекватной, стабильной, воспроизводимой и точной спецификации стимула. При измерении челов. слуха, как правило, используется генератор частоты (ламповый или полупроводниковый), усилитель, калиброванные наушники и измерительные приборы (напр., вольтметр для измерения амплитуды сигнала и частотомер для определения частоты звуковых колебаний). В дополнение при измерении слуховых порогов используются звукоизолирующие акустические кабины, к-рые создают условия тишины.

Частотный диапазон нормального челов. слуха составляет примерно от 20 до 20 000 Гц, с разной степенью чувствительности в различных областях диапазона. Макс. чувствительность достигается между 1000 и 4000 Гц с минимальным абсолютным пороговым давлением 20 мкН/м2 (или в более старой терминологии 0,0002 дин/см2).

Клиническая (или мед.) аудиология принимает во внимание это изменение чувствительности при оценивании слуха в диагностических целях. Благодаря использованию клинических аудиометров, к-рые генерируют стандартный набор заранее подобранных частот, различающихся по нарастающей амплитуде, и сокращенным психофизич. методам становится возможным получить характеристики слуха для каждого уха. Соотв. результаты представляются в виде аудиограммы, на к-рой горизонтальная линия рядом с вершиной («аудиометрический ноль») обозначает нормальный слух (как функцию частоты), а текущий уровень слуха обследуемого представлен в виде точек, находящихся выше или ниже этой линии. На дефектный слух указывают точки, находящиеся значительно ниже этой горизонтальной линии.

См. также Слуховая различительная способность, Нарушения слуха, Слуховое восприятие, Ухо

Дж. Робинсон

Аутизм (autism)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Аутогенная тренировка (autogenic training)

Этот метод обучения людей снижению стресса и контролю над функциями организма был разработан в Германии на рубеже XIX-XX вв. невропатологом Оскаром Фогтом, заметившим, что мн. пациенты способны вызывать у себя гипноидное состояние, в к-ром они могли контролировать стресс, внутреннее напряжение, усталость, боли в голове и позвоночнике. Совр. авторитетом в области А. т. является Вольфганг Люте (см., напр., Luthe, 1969). А. т. широко используется в мед. учреждениях США для лечения психофизиологических расстройств. Этот подход оказался тж полезным в терапии самых разнообразных нарушений поведения, однако его не рекомендуется использовать при лечении психозов и нек-рых форм сердечных болезней.

См. также Гипноз, Психотерапия, Обучение релаксации

В. Рейми

Афазия (aphasia)

А. называют нарушение речи, вызванное повреждением или заболеванием головного мозга. Эти нарушения отличают от нарушений речи, вызванных др. причинами, напр. умственной отсталостью, параличом голосового аппарата или нарушениями сенсорных функций. Было предложено неск. систем классиф. различных видов нарушений речи исходя из симптоматики. Большинство этих систем проводят по крайней мере одно общее разграничение между нарушениями способности говорить (экспрессивная А., или А. Брока) и нарушениями способности понимать речь (рецептивная А., или А. Вернике). А., затрагивающие к.-л. ограниченную речевую способность (напр., способность читать написанные слова и предложения), встречаются редко, однако благодаря их изучению была получена информ. о связях между различными областями мозга и специфическими речевыми функциями.

Поль Брока был первым, кто связал виды А. с точно локализованными поражениями головного мозга. Он доказал связь между повреждением в левом полушарии и А.

Карл Вернике выявил др. вид А., вызывающий нарушения способности понимать речь (рецептивная А.), а заодно и способности говорить. Такие больные обычно говорят свободно и быстро, однако их высказывания часто лишены содержания или смысла. Они выбирают неподходящие слова и добавляют бессмысленные слоги. Этот вид А. тж обычно связан с повреждением в левом полушарии, но очаг поражения расположен кзади от зоны Брока.

Вернике предложил теорию порождения речи, к-рая до сих пор не утратила своего значения. Высказывание порождается в зоне Вернике и затем передается в зону Брока, где вырабатывается скоординированная программа реализации высказывания. Эта программа затем передается в моторную кору, к-рая активирует соотв. последовательности движений, необходимые для реализации (озвучивания или написания) данного высказывания. Проводящие пути между этими двумя речевыми зонами, вкупе со зрительной и слуховой областями коры больших полушарий головного мозга, играют решающую роль в процессе порождения речи. Их повреждение может вызвать необычные, редкие виды А., такие как словесная глухота.

См. также Головной мозг, Процессы коммуникации, Черепные нервы

П. М. Уоллес

Аффективное развитие (affective development)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Ацетилхолинестераза (acetylcholinesterase)

Ацетилхолинестераза (AChE) - это мембраносвязанный фермент, сопряженный с работой нейронов и нейронных соединений в центральной и периферической НС. Этот фермент инактивирует нейромедиатор ацетилхолин (ACh) путем гидролиза последнего до холина и уксусной кислоты. Предполагается, что его распределение в головном мозгу отражает распределение AСh-содержащих нейронов. Поскольку специальные красители позволяют увидеть AChE с помощью оптического микроскопа, этот фермент используется как «маркер» для разработки нейроанатомических карт холинэргических проводящих путей головного мозга.

Блокирование действия AChE приводит к накоплению ACh в постсинаптических рецепторных участках. Анти-AchE средства обычно подразделяются на средства обратимого и необратимого действия. Физостигмин (эзерин) - осн. пример средств обратимого действия, а фосфорорганические вещества, такие как диизопропил фосфофторид (DFP), - необратимого. Изучение фосфорорганических веществ началось во время Второй мировой войны из-за возможности использовать их в качестве хим. оружия. Это - смертельно опасные яды, используемые в основном в качестве инсектицидов. Однако нек-рые из обратимых анти-AChE средств используются как в терапии, так и при изучении мозговых функций. Физостигмин применяется для лечения глаукомы. Неостигмин (анти-AChE хим. соединение), молекулы к-рого с трудом проникают сквозь гематоэнцефалический барьер, является эффективным средством для лечения симптомов тяжелой миастении - расстройства продукции ACh в области мионевральных соединений.

Обратимые анти-AChE средства снижают локомоторную активность у животных. И наоборот, вещества, блокирующие активность ACh, повышают локомоторную активность, что свидетельствует об ингибирующей роли ACh в мозговых механизмах управления локомоцией. Применение AChE-ингибиторов может ухудшать выработку условно-рефлекторных реакций избегания электрошока и их последующее проявление, как и проявление др. форм приобретенного поведения. И наконец, AChE-ингибиторы изменяют электрическую активность мозга. Напр., физостигмин вызывает десинхронизацию ЭЭГ неокортекса и одновременно тета-ритм в границах гиппокампа.

См. также Головной мозг, Центральная нервная система, Химическая стимуляция мозга, Нейрохимия

М. Л. Вудрафф

Аш Соломон / Asch, Solomon

Аш Соломон / Asch, Solomon (p. 1907). Аш наиболее известен своими экспериментальными исследованиями эффектов социального давления на индивида.

Предыдущая страница Следующая страница