Приглашаем посетить сайт

История (history.niv.ru)

Психологическая энциклопедия
Статьи на букву "Б"

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Б"

Байес Рамон / Bayes, Ramon

Байес Рамон / Bayes, Ramon (p. 1930). Байес - один из основателей целого ряда разнообразных научных начинаний в Испании, таких как внедрение модификации поведения. Он написал первую испанскую книгу по фармакологическим способам корректировки поведения.

Бакар Кристофер / Bakare, Christopher G. M.

Бакар Кристофер / Bakare, Christopher G. M. (p. 1935). Бакар разработал статистический метод идентификации («зерна истины») для межэтнических стереотипов, призванный помочь пониманию конфликтов, препятствующих развитию Африки.

Балтес Пауль / Baltes, Paul В.

Балтес Пауль / Baltes, Paul В. (р. 1939). Балтес, пионер в области психологического исследования развития на протяжении жизни человека, подчеркивает, что люди сохраняют способность к изменению в течение всей жизни.

Бандура Альберт / Bandura, Albert

Бандура Альберт / Bandura, Albert (p. 1925). Бандура отводит когнитивным замещающим процессам, а также процессам саморегулирования и саморефлексии, центральную роль в достижении человеком мастерства и приспособления к миру.

Баркер Роджер / Barker, Roger G.

Баркер Роджер / Barker, Roger G. (1903-1990). Баркер содействовал созданию психологической полевой станции Среднего Запада - первого центра для проведения исследований в области психологии среды, изучающей связи и отношения между средой и поведением.

Бартлетт Фредерик / Bartlett, Frederic С.

Бартлетт Фредерик / Bartlett, Frederic С. (1886-1979). Имя Бартлетта тесно связано с выдающимся достижениями в управляемом исследовании. Работа Бартлетта наилучшим образом представлена в его классической книге Remembering («Воспоминание»).

Басов Михаил Яковлевич / Basov, Mikhail Yakovlevich

Басов Михаил Яковлевич / Basov, Mikhail Yakovlevich (1892- 1931). Басов был советским психологом, выступавшим против механистической точки зрения. Он считал, что в процессы роста и развития человека вносят вклад как наследственность, так и среда, причем их роль изменяется при переходе от одной фазы развития к другой.

Батарея тестов общих способностей (general aptitude test battery)

Б. т. о. с. (GATB) была разраб. Службой занятости Министерства труда США в качестве инструмента для консультантов управлений по вопросам занятости населения, организованных в разных штатах. Для этих целей множество конкретных профессий было разделено на группы на основе общности требований, предъявляемых к способностям работника. Профиль тестовых показателей, связанный с каждой из таких групп, получил назв. паттерна профессиональных способностей (ППС).

Б. т. о. с. разраб. для применения к широкому кругу разнообразных профессий. Ее можно использовать в сочетании со «Справочником названий профессий» Министерства труда США.

Критические замечания в адрес Б. т. о. с. направлены гл. обр. на использование в ней ППС. Дело в том, что при прогнозировании успешности для каждой группы профессий используются три тестовых показателя, базирующиеся на эмпирической валидности. Спорность такого подхода связана с применением в нем стратегии множественных критических показателей, хотя в отношении некоторых профессий вполне возможна компенсация одних, слабо выраженных, способностей другими, сильно выраженными.

См. также Тестирование способностей, Профессиографический анализ, Тесты для отбора кандидатов

Ф. Дж. Бенсон

Батарея тестов Халстеда-Рейтана (Halstead-Reitan battery)

Б. т. X. - Р. состоит из серии индивидуальных нейропсихологических мер, к-рые позволяют опытному диагносту сделать достаточно точные выводы о сохранности функций мозговых полушарий. Поскольку мозг является органом адаптивного поведения, мозговая дисфункция, как правило, обнаруживает себя в том или ином отклонении поведения от нормы. Входящие в состав батареи тесты предназначены для выборочной проверки поведения во всех возможных сферах и оценки всех осн. когнитивных, сенсорных, экспрессивных и моторных функций.

Мн. субтесты, включенные в Б. т. X. - Р., хорошо известны и широко используются не только нейропсихологами. Часть из них входит в WAIS и MMPI. Др. тесты были разработаны или адаптированы специально для этой батареи. Тест категорий (Category Test) считается одной из наиболее чувствительных мер церебральных нарушений.

Еще одной превосходной общей мерой кортикальной функции является Тест осязательного восприятия (Tactual Performance Test). В батарею входят тж Тест восприятия речевых звуков (Speech-Sounds Perception Test), Тест ритма (Rhythm Test), Тест пальцев (Finger-Oscillation Test) и Пробы А и Б (Trails A and В). Кроме того, в состав батареи включены методики нейропсихологического исслед. сенсорно-перцептивной сферы, право-леворукости и афазии. Для большинства тестов определены нижние критические показатели, предположительно указывающие на наличие мозговых нарушений, а на основе оценок наиболее чувствительных тестов рассчитывается Индекс повреждения (Impairment Index) - общая мера кортикальной дисфункции.

Тесты, к-рые входят в две др. версии Б. т. X.-Р., разработанные для оценки детей и подростков, несколько отличаются.

Однако эти версии для диагностики детей не были так хорошо валидизированы, как батарея для взрослых.

См. также Головной мозг

Д. Веддинг

Бауэр Гордон Ховард / Bower, Gordon Howard

Бауэр Гордон Ховард / Bower, Gordon Howard (p. 1932). Ранние исследования Бауэра связаны с оперантным обусловливанием у низших животных. Позднее его интересы сместились на проблемы научения у человека, включая математические модели научения.

Бездомность (homelessness)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Безнадежность (hopelessness)

Б. относится к психол. характеристикам, определяемым через пессимизм или негативные ожидания. В когнитивных терапевтических подходах Б. определяется как набор негативных представлений и мыслей о будущем. Эти представления и мысли привлекаются для объяснения причин возникновения разнообразных психол. проблем, таких как депрессия, суицид, шизофрения, алкоголизм, социопатия, а тж соматических заболеваний.

Несмотря на то что Б. в клинической сфере всегда связывалась с аффективными проблемами, именно благодаря работам Аарона Т. Бека снова появился интерес к этому понятию. До работ Бека исследователи предполагали, что понятие Б. слишком расплывчато, чтобы его можно было объективно измерять. Тем самым они ограничивали возможность клинического изучения проблемы и применения полученных результатов. В результате клинических наблюдений и в ходе исслед., продемонстрировавших наличие связи между пессимизмом и причинением себе вреда, стало возможным количественное измерение Б. с помощью ряда специально разработанных психол. тестов. Конструкт Б. может строиться на основе взаимосвязанных аспектов, таких как негативное отношение к будущему, потеря мотивации и негативные ожидания.

Б. сейчас рассматривается как один из самых важных психол. предикторов суицида и сопутствующих форм поведения, связанный у психиатрических пациентов с присутствием суицидальных намерений, формированием суицидальных идей и с совершаемыми суицидами. Фактически, Б. может быть даже более важным предиктором суицидальных намерений, чем депрессия. В условиях статистического контроля Б. ранее значимые связи между депрессией и суицидальными измерениями становятся незначимыми. Однако когда уровень депрессии статистически определяется как постоянный, получаемые значимые связи между Б. и суицидальными намерениями остаются значимыми. Т. о. возникает предположение, что Б, опосредует связь депрессии с суицидом:

Депрессия -> Безнадежность -> Суицид.

Несмотря на значимость связей между измерениями Б. и суицида, эти связи далеки от прямолинейной зависимости. Не все доведенные до полного отчаяния люди кончают жизнь самоубийством, равно как не все самоубийцы обязательно испытывают чувство Б. Тем не менее Б. представляет собой важный клинический признак существования суицидального потенциала.

См. также Депрессия, Выученная беспомощность, Самоубийство

Р. Р. Холден

Безобразное мышление: Вюрцбургская школа (imagless thought: the Wurzburg school)

Вундт изначально высказывал в качестве постулата предположение о том, что сознание составлено всего из 3 элементов: ощущений, образов и чувств. Ученик Вундта, Титченер, придавал первостепенное значение образам как «носителям мысли». Психологи Вюрцбургской школы А. Майер, И. Орт, Г. Дж. Уотт и Н. Ах, под руководством Освальда Кюльпе, подвергли сомнению постулаты системы Вундта, утверждая, что в своих исслед. методом «экспериментальной систематической интроспекции» они не получили никаких доказательств важности умственных образов или хотя бы их присутствия при решении некоторых задач (Aufgaben), которые предположительно требуют мышления или суждения (на основе усмотрения). Так, Майер и Орт нашли, что правильное суждение о различии или равенстве весов может быть вынесено и при отсутствии в сознании умственных образов. Они пришли к выводу о необходимости дополнить содержание сознания компонентом в виде «установок сознания» (Bewusstseinslagen), функция которых состояла в детерминации суждений.

Вунд и Титченер отвергли эту критику как не относящуюся к делу, поскольку считали, что представители Вюрцбургской школы скорее изучали не процесс мышления, а эффекты предшествующего опыта, в которых вообще не было никакого мышления. В настоящее время Вюрцбургская школа, хотя и упоминается преимущественно в контексте истории психологии, представлена многочисленными когнитивными психологами, возобновившими эксперименты с временем реакции как мощное средство анализа факторов, определяющих суждения о сходстве и различии в ситуациях, когда испытуемые должны максимально быстро реагировать на 2 стимула или на ряд стимулов, предъявляемых последовательно и быстро сменяющих друг друга. Эти эксперименты привели ко многим новым прозрениям в том, что касается объема и границ чел. возможностей воспринимать и сохранять информ.

Б.Р. Бугельски

Бейтсон Грегори / Bateson, Gregory

Бейтсон Грегори / Bateson, Gregory (1904-1980). Г. Бейтсон проводил антропологические исследования среди байнинцев (the Baining) и сулка (the Sulka), племен п-ова Газели, и среди ятмулов (the Iatmul), племени из Новой Гвинеи. В последующем Бейтсон изучал нарушения адаптации к среде и психические расстройства.

Бейтсон Уильям / Bateson, William

Бейтсон Уильям / Bateson, William (1861-1926). У. Бейтсон известен своим вкладом в развитие и укрепление менделевского понятия наследственности. Бейтсон назвал новую науку о наследственности «генетикой» и направил свои усилия на исследование хромосом и генов.

Бекеши, Георг фон / Вekesy, Georg von

Бекеши, Георг фон / Вekesy, Georg von (1899-1972). Бекеши более всего известен своими исследованиями слуха. Он изобрел множество новых инструментов для измерения степени потери слуха, например, аудиометр Бекеши.

Белая горячка (delirium tremens)

Б. г. (алкогольный делирий) представляет собой острую психотическую реакцию, вызванную хроническим злоупотреблением алкоголем и проявляющуюся в грубом треморе, острой тревоге и возбуждении. Это - острый церебральный синдром, возникающий в результате нарушения церебрального метаболизма под действием психоактивного вещества. Раньше считалось, что делирий является следствием лишь отмены алкоголя. Однако Б. г. может возникать у хронических алкоголиков не только в состоянии абстиненции, но и в ходе длительного тяжелого пьянства, а тж после черепно-мозговой травмы или перенесенной инфекции.

Обычно делирию предшествует период возрастающего двигательного беспокойства, опасений, раздражительности и нарушений сна. При развернутой картине делириозный больной демонстрирует спутанность, утрату ориентировки во времени и пространстве. Обычны яркие зрительные и тактильные галлюцинации, в особенности связанные с мелкими, угрожающими насекомыми и животными. Настроение пациента характеризуется страхом и возбуждением, исключающим нормальный сон. Отмечается грубый тремор рук, губ и языка, откуда и взялось латинское название синдрома - «delirium tremens». Наблюдаются нарушения артикуляции, учащение и ослабление сердцебиения, профузное потоотделение, а тж судорожные приступы.

Б. г. длится от 3 до 10 дней и представляет собой состояние, сопряженное с угрозой для жизни. При отсутствии мед. вмешательства и несоблюдении мер предосторожности смертность от Б. г. в результате сердечной недостаточности, судорог, гипогликемической комы и др. осложнений может составлять от 15 до 25%. Такие малые транквилизаторы, как хлордиазэпоксид и гидроксизин, знач. снижают возбуждение, тревогу и грубый генерализованный тремор, сопровождающие Б. г.

По отзвучании делирия пациент погружается в глубокий, продолжительный сон. При пробуждении возвращается ясность сознания и практически нет остаточных симптомов.

См. также Злоупотребление психоактивными веществами

Г. Челун

Белл, Сэр Чарльз / Bell, Sir Charles

Белл, Сэр Чарльз / Bell, Sir Charles (1774-1842). Белл приобрел известность благодаря сделанному им открытию, что чувствительные волокна смешанного нерва входят в спинной мозг через задний корешок, а двигательные волокна того же нерва выходят из спинного мозга через передний корешок.

Бенедикт Рут / Benedict, Ruth F.

Бенедикт Рут / Benedict, Ruth F. (1887-1948). Большая часть исследований Рут Бенедикт посвящена истокам культур американских индейцев. Она видела в каждой культуре организованную совокупность элементов из многих других культур.

Бессознательное (the unconscious)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Бессознательные умозаключения (unconscious inference)

С тех пор как возникла экспериментальная психология, когнитивные теории восприятия, в которых нечто подобное решению задач (problem solving) кладется в основу перцептивного процесса, получали постоянную мощную поддержку. В оригинальной формулировке Германа фон Гельмгольца, мы воспринимаем именно те предметы или события, к-ые - при обычных условиях - произвели бы, по всей видимости, то же самое впечатление на нашу НС.

В прошлом аргументы против самой идеи Б. у. сосредоточивались на специфических вопросах и сами в известной мере содержали некий элемент, привнесенный перцептивной системой наблюдателя. Напр., объясняя восприятие цвета поверхности предмета, Эвальд Геринг отвергал действие Б. у., но при этом признавал «цветовую память» (memory colors), а гештальтпсихологи при объяснении константности размера и положения отвергали Б. у., но признавали «законы организации», обеспечиваемые зрительной системой мозга. Еще более радикальную и узкую альтернативу Б. у. предлагал Дж. Дж. Гибсон, полагавший, что наше восприятие есть непосредственная реакция на информ., предоставляемую миром нашей перцептивной системе. Напр., стимуляция содержит как информ., прямо указывающую расстояние до объекта, так и информ. о его размере, и потому наблюдателю нет никакой нужды пользоваться информ. об удаленности от него объекта при восприятии размера последнего.

Пока что мы не знаем, так ли широко на самом деле используется та самая информ., о которой говорит эта «прямая теория восприятия», и используется ли она вообще, однако мы твердо знаем, что существование перцептивных группировок можно продемонстрировать даже тогда, когда невозможно отнести эту связность на счет информации, содержащейся в «объемлющем оптическом строе», и что можно доказать эффективность признаков глубины.

Можно возразить (вслед за Дж. Дж. Гибсоном), что Б. у. будут проявляться только тогда, когда по к.-л. причине стимульная информ. яв-ся неадекватной, но и одного этого достаточно, чтобы они в любом случае оставались в поле зрения теоретиков. Поскольку в качестве объяснения Б. у. охватывают большое число разнообразных феноменов, многие психологи принимают ту или иную версию этой идеи. Однако если даже согласиться с метафорой Гельмгольца, природа процессов Б. у. и его предпосылок все равно остается неизвестной. Природу ментальной структуры, играющей главную роль в концепции Б. у., да и в любой общей теории восприятия, еще предстоит понять. А пока мы имеем дело всего лишь с примером убеждающей коммуникации, а не с предсказывающей или допускающей проверку теорией.

См. также Константность, Восприятие (перцепция)

Дж. Хохберг

Бехтерев Владимир Михайлович / Bekhterev, Vladimir Mikhailovich

Бехтерев Владимир Михайлович / Bekhterev, Vladimir Mikhailovich (1857-1927). Бехтерев приобрел наибольшую известность благодаря своей работе по сочетательным рефлексам (обычно соотносимых с предложенным Павловым термином «условные рефлексы»).

Биб-Ceнтер Джон / Beebe-Center, John G.

Биб-Ceнтер Джон / Beebe-Center, John G. (1897-1958). БибСентер известен как исследователь гедонических аспектов ощущений. В результате своих исследований вкусовых порогов и субъективного шкалирования интенсивности вкусовых ощущений, он разработал психологическую шкалу вкуса, названную «Шкалой приятного вкуса» (gust scale).

Библиотерапия (bibliotherapy)

Термин Б. является производным от двух греческих слов - biblion (книга) и therapeia (лечение) - и используется для обозначения формы поддерживающей психотер. В настоящее время под Б. понимается применение всех литературных жанров в терапевтическом процессе, включая опубликованный, неопубликованный и аудиовизуальный материал.

Б. иногда проводится в индивидуальном порядке. Однако обычно она практикуется в групповой форме в больницах, воспитательных, геронтологических, психол. и коррекционных центрах.

Материалы Б. могут быть мощным и динамичным средством пробуждения неизведанных ранее чувств и прояснения неразрешенных конфликтов. Выбор материала для чтения зависит от целей - информирование или удовлетворение эмоциональных потребностей - и особенно эффективен, когда согласуется с уровнем чувствования и понимания конкретного человека.

Сфера применения Б. расширяется, и, благодаря своему обращению к нормам, этике и тренингу, Б. получает все большее признание как терапевтическое средство.

См. также Терапия поэзией, Литература и психология

А. Лернер

Бижу Сидней / Bijou, Sidney W.

Бижу Сидней / Bijou, Sidney W. (р. 1908). Бижу был директором Либоратории исследований ребенка и Института исследований одаренных детей в Чэмпейн-Урбана, штат Иллинойс (Child Research Laboratory and the Institute of Research in Exceptional Children at Champaign-Urbana Illinois), а также редактором-учредителем Journal of experimental child psychology («Журнал экспериментальной детской психологии»).

Билингвизм (bilingualism)

Б. (двуязычие) предполагает, что индивидуум одинаково хорошо владеет двумя языками и может с равным успехом пользоваться ими в разных ситуациях. Помимо владения двумя языками, билингвы характеризуются способностью не смешивать две языковые системы, что позволяет им легко переключаться с одной на другую.

Это определение относится к идеальному, или совершенному, двуязычию. В реальной жизни чаще встречаются люди, к-рые в той или иной степени приближаются к подлинному Б. Любое исслед. такого явления, как двуязычие, должно начинаться с оценки степени Б. изучаемых лиц, т. е. определения уровня владения каждым языком и того, как и в каких ситуациях эти языки используются данным человеком. С этой целью используются языковые тесты, специально разработанные для учебных экзаменов и клинических обследований, а тж специальные опросники. Владение испытуемыми языком (языками) тж может измеряться при помощи лабораторных методов.

Старейшие и, в известной степени, наиболее интересные исслед., посвященные Б., касаются детей, с момента рождения находившихся в двуязычной среде и одновременно начавших разговаривать сразу на двух языках. Дети-билингвы довольно рано усваивают оба языка, хотя, как правило, родным считают только один из них.

На протяжении мн. лет исслед. Б. искали ответ на вопрос о том, способствует ли Б. интеллектуальному развитию или, наоборот, вредит ему. Исследование Сэйерсом детей Уэльса вроде бы показало, что Б. тормозит интеллектуальное развитие. Сходные результаты были получены в США в исслед. детей иммигрантов. Но в 1960-х Пил и Ламберт представили данные о благоприятном влиянии Б., и последующие исслед. подтверждают их.

В целом, на сегодняшний день принято считать, что в благоприятных соц. условиях и при правильном обучении двуязычие не только не вредит, но даже способствует развитию определенных интеллектуальных сторон личности, таких как гибкость и креативность. Вместе с тем, слишком часто двуязычные дети относятся к непривилегированным соц. группам, поэтому соц. проблемы и пед. упущения в этих случаях - не редкость.

См. также Когнитивная сложность, Кросс-культурная психология, Психолингвистика

М. Сигуан

Бингам Уолтер / Bingham, Walter V.

Бингам Уолтер / Bingham, Walter V. (1880-1952). Во время Первой мировой войны Бингам работал в качестве исполнительного секретаря комитета по классификации персонала сухопутных войск США. Он был одним из членов небольшой группы специалистов, разрабатывавших тесты интеллекта для вооруженных сил США.

Бинсвангер Людвиг / Binswanger, Ludwig

Бинсвангер Людвиг / Binswanger, Ludwig (1881-1966). Бинсвангер, как экзистенциалист, отвергал позитивизм, детерминизм и материализм. В его представлении, мы полностью ответственны за наше собственное существование и вольны решать, что мы можем делать и что не можем.

Биографические вопросники (biographical inventories)

Изучение биографии человека, событий его жизни, его образования и профессиональной деятельности почти всегда является неотъемлемой частью прикл. психологии, да и эксперим. психологи, до известной степени, тж используют сведения о жизненной истории испытуемого. В психол. практике часто подчеркивается, что наилучшим предиктором будущего поведения является прошлое поведение в сходных обстоятельствах. В связи с этим вызывает удивление немногочисленность существующих структурированных тестов для систематической количественной оценки биографических данных.

Четырьмя осн. источниками для конструирования оценок, или показателей, на основе биографических данных являются: а) интервьюирование конкретного человека или его знакомых; б) личные документы и продукты труда, напр. дневники или работы художника; в) формы заявлений о приеме на работу и г) биографические вопросники. Информ. из первых трех источников может использоваться неформально и оцениваться качественно или же может квалифицироваться с помощью оценочных процедур («рейтингов») или подсчета частоты встречаемости определенных категорий событий или проблем. Стандартизованные формы заявлений могут подвергаться количественной обработке с введением весовых коэффициентов для входящих в их состав пунктов.

Наибольшая работа по квантификации биографических данных проделана в связи с задачами бизнеса и пр-ва. По-видимому, единственным издаваемым биографическим вопросником, разработанным для клинического применения, является M-B запись истории (М-В History Record). Конкретные случаи клинического применения количественных измерений биографических данных можно найти в исследованиях «жизненных перемен». В таких исслед. испытуемого, как правило, просят составить список событий, произошедших с ним за последние 6 мес. или год. Установлено, что взвешенные результаты коррелируют с нарушениями физ. или психич. здоровья.

См. также Клиническая оценка, Личные документы

Н. Д. Сандберг

Биологическая обратная связь (biofeedback)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Биологические ритмы (biological rhythms)

Б. р. представляют собой циклические процессы, происходящие в организмах. Они имеют отношение к регуляции большинства проявлений жизни на Земле. Эти циклы могут быть циркадными (длящимися примерно сутки) или более продолжительными (месячные менструальные циклы). Ритмическая активность определяется как внешними, так и внутренними по отношению к организму процессами и силами. Примером Б. р. может служить чередование сна и бодрствования. Переход от сна к пробуждению происходит благодаря «биолог. часам» в клетках и органах тела. Соответственно, клетки нашего тела содержат таймеры, или «индивидуальные часы», к-рые совместно с РНК (рибонуклеиновой кислотой) образуют белки в течение 24-часового циклического периода.

Но отнюдь не вся динамика биолог. часов обусловлена внутренними процессами. Окружающая среда тж оказывает определенное влияние; возьмем, к примеру, вращение Земли и Луны. Вращение Земли вокруг Солнца и Луны - вокруг Земли оказывает влияние на большую часть челов. деятельности.

У людей циркадные ритмы часто проявляются через физ. процессы внутри организма. Так, колебания температуры тела следуют циркадному ритму, причем низкие участки этого цикла приходятся на раннее утро и конец ночи. В точке максимума, в полдень, любому лучше всего удается решение сложных задач.

Когда мы меняем привычный ритм нашей деятельности, мы вызываем беспорядок в наших организмах, как в тех случаях, когда мы чувствуем расстройство биоритмов в связи с перелетом через неск. часовых поясов. Путешествия с востока на запад и с запада на восток нарушают привычный паттерн сна и активности, к к-рому привык организм. Мы плохо чувствуем себя до тех пор, пока функционирование нашего тела не приспособится к новом циклу сна и бодрствования.

Сейчас только только начинают понимать важность Б. р. для жизни чел., поскольку здесь, так же как и в др. областях челов. поведения, нам трудно отделить биолог. факторы от средовых воздействий.

См. также Циркадный ритм

Т. Александер

Биоэнергетика (bioenergetics)

Эта система психотер., разработанная Александром Лоуэном, направлена на освобождение тела от внутреннего напряжения, являющегося следствием неправильной осанки и положений тела. Предполагается, что телесная зажатость препятствует свободному потоку энергии.

Б. восходит к анализу характера, разработанному Вильгельмом Райхом, и к его системе оргонотерапии. Лоуэн, ученик Райха, сохранил нек-рые из понятий своего учителя, добавив к ним другие, в частности, понятие «заземления».

Согласно теории Б., мы представляем собой тела, в к-рых накапливается и разряжается энергия. В оптимальном случае индивидуум твердо стоит на ногах и получаст удовольствие от жизни. При появлении нарушений поток энергии блокируется телесной зажатостью, обнаруживаемой по негибкости тела и областям напряжения в нем. Терапия призвана снять это напряжение посредством мышечной работы.

Лечение заключается гл. обр. в снятии блоков с помощью физ. упражнений и поз, противодействующих блокированным зонам. Телесно зажатым людям могут предложить рычать и размахивать руками, чтобы ослабить мышечную броню. Кроме того, их учат быть «заземленными», расслабляться в контакте с природой.

См. также Новаторские психотерапии, Психотерапия

В. Рейми

Бирс Клиффорд / Beers, Clifford W.

Бирс Клиффорд / Beers, Clifford W. (1876-1943). У Бирса развилось маниакально-депрессивное расстройство, и он 3 года провел в качестве пациента в различных больницах. После своего выздоровления он организовал в 1908 году первое Общество психической гигиены (Society for Mental Hygiene).

Бисексуальность (bisexuality)

Б. - термин, употребляемый по отношению к взрослым людям, объектом сексуального желания и/или выбора к-рых становятся лица как противоположного, так и одного с ними пола. По определению, бисексуал не должен предпочитать один пол другому, но термин часто неправомерно используется для обозначения лиц, имеющих партнеров обоего пола наряду с явным предпочтением, отдаваемым какому-то одному полу.

Прототипом Б. является оценка «3» по 7-балльной шкале сексуальных предпочтений, предложенной Альфредом Кинси и его сотрудниками в классической книге «Сексуальное поведение взрослых лиц мужского пола» (Sexual behavior in the human male).

В то время как сексуальные контакты с лицами обоего пола достаточно часты, истинная Б. встречается относительно редко. Кинси и его сотрудники показали, что его определению Б. соответствуют лишь около 3% взрослого белого населения. Среди одиноких женщин эта цифра составляет чуть больше 1%.

См. также Гомосексуальность, Половые девиации

Ю. Левитт

Бихевиоризм (behaviorism)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Бихевиоризм: история (behaviorism: history)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Бич Фрэнк / Beach, Frank A.

Бич Фрэнк / Beach, Frank A. (1911-1988). Известный своими исследованиями в области полового поведения животных и человека, Бич опубликовал полученные им результаты в книге Patterns of sexual behavior («Паттерны сексуального поведения»). В этой книге секс рассматривается в культурологической и эволюционной перспективах.

Бланковые (типа «карандаш-бумага») тесты интеллекта (pencil-and-paper intelligence tests)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Блау Теодор / Blau, Theodore Н.

Блау Теодор / Blau, Theodore Н. (р. 1928). Блау выполнил исследование, посвященное природе и эффектам смешанной мозговой доминантности. Он предложил теорию шизофрении, объясняющую развитие этого заболевания действием нейропсихологических и социальных факторов.

Блейк Роберт / Blake, Robert R.

Блейк Роберт / Blake, Robert R. (р. 1918). Блейк много сделал для проникновения в суть групповой и межгрупповой динамики, сосредоточив свои усилия главным образом на организационном столкновении групповых норм и разрешении межгруппового конфликта.

Блейлер Пауль / Bleuler, Paul E.

Блейлер Пауль / Bleuler, Paul E. (1857-1939). Блейлер внес решительное изменение в осмысление явления, известного теперь под названием «шизофрения». Он добавил в описательную терминологию шизофрении такие понятия, как «неологизм», «словесный винегрет» и «отрицательная речь», а также разработал концепции аутизма и амбивалентности.

Блокировка (blocking)

Положение о том, что совпадения событий во времени недостаточно для того, чтобы между ними образовалась ассоц., сегодня общеизвестно. Замечательной иллюстрацией этого служит феномен Б. Б. происходит, когда выработка условной реакции на некий раздражитель гасится, или «блокируется», т. к. этот стимул сигнализирует об исходе, к-рый ранее предсказывался др. признаком. В частности, испытуемый, обученный реагировать на условный раздражитель (А) до того, как у него вырабатывают реакцию на смешанный раздражитель (АБ), состоящий из первоначального элемента (А) и добавленного элемента (Б), не обнаруживает научения при предъявлении одного раздражителя Б. Предшествующее обучение реагировать на А каким-то образом препятствует формированию условной реакции на новый раздражитель или, иначе говоря, блокирует обусловливание.

Теории, к-рые приходят на смену модели Ресколы - Вагнера, можно классифицировать по тому, придают ли они осн. значение обработке безусловного раздражителя (БРЗ) или обработке условного раздражителя (УРЗ). В своем объяснении Б. теория обработки информ. А. Р. Вагнера сохраняет ключевую характеристику модели Ресколы - Вагнера, а именно то, что связи, устанавливаемые между событиями, возникают вследствие обработки БРЗ. Согласно этому объяснению, событие, к-рое хранится в памяти до его актуальной реализации, не будет обрабатываться в той же степени, как неожидавшееся событие - т. е. событие, к-рое отсутствовало в памяти на момент своего возникновения. Т. о., утрата способности к образованию связи с новым УРЗ при Б. происходит потому, что первоначальный раздражитель в процессе выработки УР на смешанный раздражитель активирует в памяти мнемический след БРЗ; этот БРЗ теперь репрезентирован в памяти новым элементом и смешанным раздражителем. В результате, когда этот БРЗ действительно появляется, связь между ним и этим новым признаком меньше обрабатывается.

Аттенционная теория Макинтоша предлагает альтернативное объяснение Б. с использованием параметра степени специфичности раздражителя, к-рая снижается в ситуации отсутствия изменения в подкреплении. Раздражители, к-рые регулярно оставляют след и т. о. предсказывают эмоциональные последствия (БРЗ), обычно принимаются во внимание при последующих пробах; и наоборот, раздражители, к-рые не сигнализируют изменения в характере БРЗ, в конечном счете игнорируются. Поскольку качественные и количественные свойства самого БРЗ остаются неизменными на второй стадии эксперим. модели Б., утрачивается способность к образованию связи с этим новым, но избыточным признаком.

Центральная идея теории Макинтоша состоит в том, что ассоциативная сила конкретного УРЗ зависит от того, в какой степени он оказывается надежным предиктором БРЗ в сравнении с др. раздражителями. Отсюда следует, что внимание к данному раздражителю будет расти до тех пор, пока он будет оставаться хорошим предиктором. Пирс и Холл видоизменили эту не согласующуюся с интуитивными представлениями идею Макинтоша, выдвинув предположение, что УРЗ будет продолжать обрабатываться в пределах его сочетания с непрогнозируемым или неожиданным БРЗ. Б. объясняется тем, что новый УРЗ не будет обрабатываться, поскольку он сочетался с ранее известным БРЗ. Хотя ни одна из этих теорий не смогла охватить все наблюдения, полученные на эксперим. модели Б., они стимулировали продолжение исслед. в этой области и обозначили новые, перспективные пути концептуализации процесса научения.

См. также Обработка информации

Э. Рикерт

Блонский Павел Петрович / Blonskii, Pavel

Блонский Павел Петрович / Blonskii, Pavel (1884-1941). Блонский сознавал необходимость замены схоластических методов обучения, обусловленную реальностью индустриализации общества. Он предлагал сделать индустриальный труд краеугольным камнем нового образования.

Боас Франц / Boas, Franz

Боас Франц / Boas, Franz (1858-1942). Боас стремился сделать антропологию строгой и точной наукой. Во многих своих исследованиях он отмечал сходные события в очень разных, далеких друг от друга областях.

Богатта Эдгар / Borgatta, Edgar F.

Богатта Эдгар / Borgatta, Edgar F. (P. 1924). Ранние исследования Богатты были сосредоточены на методиках разыгрывания ролей и социометрическом анализе. Позднее, его исследования адресовались формальным характеристикам малых групп и структуре процессов взаимодействия, а также шкалированию и статистическому анализу.

Болдуин Джеймс Марк / Baldwin, James Mark

Болдуин Джеймс Марк / Baldwin, James Mark (1861-1934). Известный как создатель психологии развития, Болдуин продолжал бескомпромиссную линию дарвиновской генетической психологии. Он придавал особое значение интенциональному действию как инструменту отбора в психическом развитии.

Болезнь Альцгеймера (Alzheimer's disease)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Болезнь Паркинсона (Parkinson's disease)

Б. П. представляет собой хроническое дегенеративное расстройство ЦНС. Болезнь обычно начинается медленно, с очень незначительным числом очевидных симптомов. Поскольку начало процесса медленное и больные - лица пожилого возраста, симптомы часто неправильно трактуются как следствие нормального старения.

Этиология неизвестна. Эпидемиологический профиль включает следующие факты: а) это болезнь пожилых людей; б) первые симптомы обычно появляются на шестом десятилетии жизни больного и в) у мужчин заболеваемость несколько выше, чем у женщин. Установлено, что уровень нейромедиатора допамина в клетках ткани черного вещества мозга (substantia nigra) при Б. П. значительно снижен. Причина этого неясна.

Поскольку симптомы развиваются медленно, могут пройти годы, пока будет поставлен диагноз. Заболевание прогрессирует, снижая способность больного справляться с повседневными делами без посторонней помощи. К проявлениям болезни относятся:

1. Ригидность мускулатуры, связанная с замедлением произвольной моторики, чувством напряженности мышц и необходимостью прилагать большие усилия для того, чтобы двигаться; имеется тенденция к наклону туловища вперед.

2. Маскообразное лицо, лишенное выражения; взгляд, фиксированный прямо перед собой, частота мигания век ниже обычной.

3. Тремор пальцев верхних конечностей, включая характерное движение «скатывания пилюли», когда верхняя конечность неподвижна (тремор покоя).

4. Тремор покоя стоп, губ, языка и челюстей.

5. Ригидность или ритмические сокращения мышц верхних конечностей при пассивном движении (феномен зубчатого колеса).

6. Неусидчивость, компульсивное постоянное хождение.

7. Нарушение плавности движений, к-рые становятся дергаными и некоординированными.

8. Общая слабость и повышенная мышечная утомляемость, медленное включение в движение при целенаправленных действиях.

9. Частые судороги мышц нижних конечностей, шеи и туловища.

10. Слабый голос, обычно снижающийся до монотонного шепота.

11. Потеря постуральных рефлексов, вызывающая затруднения в удержании равновесия.

12. Неспособность сидеть прямо.

13. Ходьба с наклоном туловища вперед, малыми шаркающими шагами, часто убыстряемыми до трусцы.

14. Депрессия, связанная с патологическим внешним видом, ослабевшим голосом, затрудняющим общение, и частой тенденцией к самоизоляции вследствие застенчивости и замешательства.

15. Частые вегетативные проявления, включающие повышенное слюнотечение (вследствие снижения частоты глотания), жирность кожных покровов, повышенное потоотделение, запоры, учащенное и затрудненное мочеиспускание.

Лечение направлено на контроль симптомов болезни лекарственной, поддерживающей терапией, физиотерапевтическими программами и уходом. Большинство пациентов справляется с повседневной деятельностью по дому при проведении эффективной лекарственной программы, к-рая часто позволяет поддерживать нормальный образ жизни.

См. также Центральная нервная система, Нервно-мышечные расстройства

Р. Т. Джубилато

Болезнь Пика (Pick's disease)

Б. П. - относительно редкая форма атрофии коры головного мозга, преим. в лобных и/или височных долях. Подобно болезни Альцгеймера, Б. П. развивается в возрасте 50-60 лет и классифицируется как пресенильная или идиопатическая деменция. Поведенческие синдромы при Б. П. и болезни Альцгеймера весьма сходны; единственным надежным способом дифференциальной диагностики этих болезней является гистологическое изучение пораженных тканей, хотя иногда компьютерная томография (КТ) может помочь обнаружить зоны фокальной атрофии, характерные для Б. П.

Ранние стадии Б. П. характеризуются деградацией соц. поведения, утратой контроля побуждений и тенденцией или к гиперактивности, или к апатии. Функции абстрактного мышления (рассуждение, память) утрачиваются раньше, конкретное мышление поначалу остается сохранным. Способность к самообслуживанию и повседневной активности прогрессивно снижается. На более отдаленных этапах заболевания интеллектуальное снижение глобализуется, речь и моторика беднеют и стереотипизируются. В терминальной фазе развиваются мутизм и контрактуры, существенно снижается вес тела, больной сильно ослабевает и становится полностью беспомощным.

См. также Болезнь Альцгеймера, Органические синдромы, Болезнь Паркинсона

С. Урбина

Болезнь серповидных эритроцитов (sickle cell disease)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Боллс Роберт / Bolles, Robert С.

Боллс Роберт / Bolles, Robert С. (р. 1928). Исследования Боллса затрагивали различные области мотивации животных и со временем сосредоточились на поведении избегания. Он развил понятие видоспецифичных защитных реакций.

Боль (pain)

Обычно Б. рассматривается в качестве предупредительного сигнала о том, что организму причиняется или может быть причинен какой-то вред. До недавних пор среди практикующих медиков было распространено мнение, что любая Б. является результатом отдельного анатомич. повреждения, к-рое можно вылечить, применив к.-л. процедуру, использовав мед. прибор или прописав медикаменты. Из такой модели вытекал соотв. подход к мед. вмешательству.

Когда Б. переходит в категорию хронической (т. е. продолжающейся не менее 6 месяцев и не поддающейся мед. лечению), эта «модель болезни» теряет свое значение. Уилберт Фордайс предложил новую концепцию - модель научения, согласно к-рой болевое поведение приобретается в результате обусловливания. Личностные, эмоциональные и когнитивные факторы, хотя и играют роль в переживании Б., - далеко не единственные источники хронической Б. Б. больше не является только сенсорным феноменом, а становится неотъемлемой частью привычного состояния и образа жизни индивидуума.

Опыт последних лет свидетельствует о том, что эффективное лечение таких пациентов может наилучшим образом достигаться привлечением междисциплинарной команды специалистов для осуществления всесторонней оценки разнообразных факторов, оказывающих влияние на болевое поведение пациентов. Основу реабилитации мн. пациентов, страдающих от хронической Б., составляет программа оперантного обусловливания, предусматривающая положительные подкрепления за «хорошее поведение» и лишение их за такие действия, как постельный режим, злоупотребление медикаментозными препаратами и разговоры о Б. Физиотерапевты и трудотерапевты оценивают способность пациентов к выполнению физ. упражнений и повседневных видов деятельности. После этого они обучают пациентов адаптивным формам поведения, представляют им графики их достижений и используют др. стандартные способы соц. вознаграждений за достигнутый пациентами прогресс.

При необходимости такая программа дополняется др. программами, куда могут входить профессиональное консультирование, биолог. обратная связь и гипноз, индивидуальная и групповая психотер., применение анальгетиков, а иногда и использование аппарата для чрезкожной стимуляции нервов.

Скоординированные действия таких программ нередко оказываются успешными в том, что касается возвращения пациентам функциональных способностей за счет частичного облегчения боли.

См. также Эндорфины/энкефалины, Оперантное обусловливание

Дж. Рук

Боль: стратегии совладания (pain: coping strategies)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Боннэ Шарль / Bonnet, Charles

Боннэ Шарль / Bonnet, Charles (1720-1793). Боннэ и Кондильяк прибегли к аналогии человека с оживляемой статуей. Кондильяк избегал психологии, но Боннэ писал о нервных флюидах и возбуждении нервных волокон. Возможно, он приблизил появление учения о «специфических энергиях нервов».

Боринг Эдвин Гарриджи / Boring, Edwin Garrigues.

Боринг Эдвин Гарриджи / Boring, Edwin Garrigues. (1886-1968). History of experimental psychology («История экспериментальной психологии») Боринга - классический труд, завоевавший широкое признание. Эта книга объединила творческую научную мысль и дух времени (Zeitgeist), сделав доступным понимание того, как их взаимодействие влияло на ход событий в психологии.

Босс Медард / Boss, Medard

Босс Медард / Boss, Medard (p. 1903). Босс подчеркивал значение свободы человека, опровергая все выводы о причинной обусловленности. Его толкование «бытия-в-мире» относится к возможностям человека связывать все, с чем встречается в своей жизни, с собственным существованием.

Боудер Дэвид Пабло / Boder, David Pablo

Боудер Дэвид Пабло / Boder, David Pablo (1886-1961). После октябрьской революции 1917 года Боудер переехал в Мексику, где он руководил психологическими исследованиями в пенитенциарных учреждениях. Впоследствии он основал Психологический музей в Соединенных Штатах.

Боудич Генри Пикеринг / Bowditch, Henry Pickering

Боудич Генри Пикеринг / Bowditch, Henry Pickering (1840- 1911). Боудич первым продемонстрировал закон «все-или-ничего» при передаче нервного импульса по волокнам сердечной мышцы. Закон, согласно которому нервные волокна не испытывают утомления, известен как закон Боудича.

Боулби Эдвард Джон Мостин / Bowlby, John Mostyn

Боулби Эдвард Джон Мостин / Bowlby, John Mostyn (1907- 1990). Боулби известен своими исследованиями вредных воздействий материнской депривации на развитие личности. Он сформулировал теорию привязанности, предлагающую одно из объяснений формирования связи ребенка с матерью.

Бредовые расстройства (delusional disorders)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Брежниц Шломо / Breznitz, Shlomo

Брежниц Шломо / Breznitz, Shlomo (p. 1936). Брежниц открыл и документально подтвердил феномен «инкубации угрозы» (incubation of threat), в силу чего страх потенциальной опасности вырастает вместе с ожиданием.

Брей, У. Чарльз II / Bray, W. Charles II

Брей, У. Чарльз II / Bray, W. Charles II (1904-1982). Работы Брея были посвящены главным образом слуху, в частности, исследованиям кохлеарного потенциала и потенциалов действия в слуховом нерве в ответ на звуковые раздражители. Его работы положили начало такой области физиологии, как электрофизиология слуха.

Бренман-Гибсон Маргарет / Brenman-Gibson, Margaret

Бренман-Гибсон Маргарет / Brenman-Gibson, Margaret (p. 1918). Более всего известная своими работами по измененным состояниям сознания и их использованию в психоаналитической психотерапии, Бренман-Гибсон расширила сферу своих интересов до изучения творческого состояния писателя.

Брентано Франц / Brentano, Franz

Брентано Франц / Brentano, Franz (1838-1917). Брентано, в противовес взглядам Вильгельма Вундта, заявлял, что главным методом психологии является наблюдение, а не экспериментирование. Он различал акт видения цвета и сенсорное содержание цвета.

Бретт Георг / Brett, George S.

Бретт Георг / Brett, George S. (1879-1944). Бретт известен главным образом как автор монументального трехтомного труда - A history of psychology («История психологии»). Он проследил развитие психологии со времени ее зарождения в Древней Греции до XX столетия.

Бригады психического здоровья (mental health teams)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Бриджмен Перси / Bridgman, Percy W.

Бриджмен Перси / Bridgman, Percy W. (1882-1961). Стремясь прояснить природу физических понятий, Бриджмен ввел принцип операционального определения, согласно которому значение научных понятий должно определяться совокупностью экспериментальных операций (главным образом операций измерения).

Брэд Джеймс / Braid, James

Брэд Джеймс / Braid, James (приблизительно 1795-1860). Брэду обычно приписывают славу первооткрывателя гипноза, хотя это явление было известно до него, и гипноз уже практиковали Месмер, Эллиотсон и Эсдейл. Действительная заслуга Брэда состоит в том, что он вывел гипноз из сферы мистического объяснения.

Брэдли Френсис Герберт / Bradley Francis Herbert

Брэдли Френсис Герберт / Bradley Francis Herbert (1846-1924). Брэдли подчеркивал важность для каждого человека сначала обрести себя как единое целое и затем, через собственный опыт, найти свое место в мире полностью гармонизированных отношений с бесконечным, непротиворечивым Абсолютом.

Бэддли Алан / Baddeley, Alan

Бэддли Алан / Baddeley, Alan (p. 1934). Бадделей доказал, что долговременная память имеет тенденцию опираться преимущественно на смысл, в противоположность кратковременной памяти, которая в большей степени опирается на звуковую сторону речи (систему речевого кодирования).

Бэйли Нэнси / Bayley, Nancy

Бэйли Нэнси / Bayley, Nancy (p. 1899). К числу наиболее известных работ Бэйли относятся лонгитюдные исследования в перспективе времени жизни, разработка методик для измерения поведенческого, моторного и физического развития, оценка взаимосвязей между поведенческим и биологическим развитием.

Бэйрд Джон Уоллес / Baird, John Wallace

Бэйрд Джон Уоллес / Baird, John Wallace (1873-1919). Бэйрд рассматривался как самый представительный последователь Титченера. Он сделал систематическую экспериментальную интроспекцию высших психических процессов главной темой исследований в университете Кларка.

Бэкон, Сэр Фрэнсис / Bacon, Sir Francis

Бэкон, Сэр Фрэнсис / Bacon, Sir Francis (1561-1636). Бэкон утверждал, что в науке есть два вида экспериментов: те, что проливают свет, и те, что приносят плоды. Он был первым, кто призвал покончить со средневековыми спекуляциями и суевериями.

Бэн Александр / Bain, Alexander

Бэн Александр / Bain, Alexander (1818-1903). Бэн выделял два основных закона ассоциации: закон сходства и закон смежности. Согласно Бэну, ощущения и чувства объединяются в тесной последовательности и таким образом, что, при напоминании об одном из них, в памяти скорее всего всплывет и другое.

Предыдущая страница Следующая страница